ОТЛИЧИЕ «Управления» ОТ «МЕНЕДЖМЕНТА»
Социология управления – пограничная наука. Она возникла на стыке 2-ух самостоятельных наук: социологии и управления.
С социологией мы уже знакомы, необходимо напомнить, что задача социологии заключается в том, чтобы максимально справедливо подвергнуть анализу и изучать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А потому как общество состоит из разных групп и личностей,3 то социология изучает общество в самых разных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX — перед началом 20 века. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить собранный в области управления опыт и создать основы научного управления.
Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор.
Английское слово «менеджмент», т.е. управление появилось в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения данной страны. Оно означало рачительно вести подсобное хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а еще с оружием, объезжать лошадей и управлять ими.
Глагол to manage – «управлять» и в настоящий момент относится к процессу, благодаря которому достигаются цели.Но из изменением рода занятий населения, возникновением большинства профессий и видов труда, появилась необходимость в деятельности, увязывающей в едином процессе производства разных исполнителей, организации, социальные группы.
Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе разные нюансы управленческой деятельности.
В научной литературе принято отличать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Данные понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо один от одного (рис. 1):
Соотношение понятий "управление", "административная система " и "менеджмент "
Административная система — это совокупность определенных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.
Менеджмент — это совокупность определенных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.
Управление с социологической точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью осуществляемых задач), которое называют должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяет размер ключевого поощрения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли). Это искусство так направлять усилия людей к необходимой не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.
В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определения сущности управления:
· Функция, вид деятельности по руководству людьми:
1) системой отношений — это социальная иерархия, диапазон контроля, власть, ранг, статус, роли и т.п.
2) формой взаимные действия – это методы контроля (общий и подробный), делегирование полномочий, стиль руководства, конкуренция, продвижение, лидерство, конфликты.
· Наука, область человеческого знания, помогающего выполнять такой вид деятельности.
· Процесс (4 ключевых действия или функции): планирование, организация, мотивировка, контроль.
· Определённая категория людей, социальный слой тех, кто выполняет работу по управлению.
· Орган или аппарат управления.
Не обращая внимания на изобилие определений и подходов, основное, на чём сходится большинство изыскателей, это то, что главная задача управления – руководство людьми, координация их деятельности для достижения целей.
Очень часто появляется вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и российское «управление» синонимами? Это все то же самое либо нет? Выделяются два подхода в решении данного вопроса:
1.Данные термины имеют сходство, но значительно выделяются по содержанию.
Потому как менеджмент как наука возник в Америке, то американцы говоря о менеджменте, практически всегда имеют в виду определенную действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они применяют термин «administration» — администрирование.
Российский термин «управление» по собственному содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».
2.«Менеджмент» и «управление» рассматриваются фактически с одних и тех же позиций, благодаря этому данные термины можно применять как тождественные.
В этом учебном курсе автор придерживается позиции, что между тезисами «менеджмент» и «управление» есть отличие.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Принципиальные отличия между менеджментом и руководством
Вопросы для контроля
1. Системное ПО (обозначение).
2. ОС ? Операционная среда (отличие).
3. Система программирования ? Среда программирования (отличие).
5. Система управления файлами ? Файловая система (отличие).
ТЕМА «Содержание И РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА»
План лекции:
2. Принципиальные отличия между менеджментом и руководством
3. Этапы развития менеджмента.
1. Что такое менеджмент?
Время, в которое мы живём, — эпоха перемен Такую ситуацию именуют «вызовом». Чтобы справиться с подобной ситуацией нам нужно овладеть новым (для нас) знанием.
Одним из очень важных знаний в настоящий момент считается менеджмент.
С легкой руки американцев все знают данное слово. Однако что же в действительности означает менеджмент?
В упрощенном понимании менеджмент — это способность достигать заданных целей, применяя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
Менеджмент в советском понимании — это управление, вид деятельности по руководству людьми, это конкретная категория людей, которая выполняет работу по управлению.
Важность менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда это стало специальностью и областью знаний.
Появляется вопрос — можно ли считать английское слово «менеджмент» и российское «управление», и еще исходя из этого менеджер и начальник равносильными?
Ответ простой — и, да и нет. В общем смысле да, а в действительности есть серьезные отличия.
И одно наиболее значительное заключается в том, что менеджер это мастер, прошедший подготовку в школе бизнеса, а у нас раньше учили на инженера, на экономиста, однако не на начальника.
Возьмём, к примеру, наше небольшое предприятие, начальник его уже понимает необходимость в получении дополнительных знаний по:
· бухгалтерскому и налоговому учету;
· умению вести переговоры и т.д.
Если наш новый начальник получит в нужном объеме весь комплекс указанных знаний, то он может приблизиться по уровню подготовке к выпускнику Гарварда.
Говоря о менеджере, американцы знают человека-субъекта управления, действующего в некоторой организации. В общем смысле они используют термин администратор — обезличенная фигура, не болеющая душей за предприятие.
Нельзя путать понятия предприниматель и менеджер. Предприниматель — это хозяин капитала (фирмы).
Он может не занимать никакой должности.
Приготавливают менеджеров за границей особенные школы бизнеса. К примеру, Гарвардская школа и ее постоянный соперник — Стэндфордская школа.
Начальная заработная плата менеджера магистра — 60 тыс. дол. в течении года. У нас в Украине менеджеров приготавливают в университетах, академиях, институтах и школах бизнеса, впрочем уровень подготовки их ещё существенно отстает от заграничного.
Часто понятие менеджер сильно портят, понимая под ним любого начальника даже низшего звена. Это не так.
Неправильно говорят — менеджер по транспортировке товара или менеджер по залу. Менеджер в организации бывает, в основном, один по каждому направлению. К примеру, на предприятии бывают сотрудники:
Итак, МЕНЕДЖЕР— это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной серьезностью можно заключить, что сотрудники считаются основными людьми в организации.
Но не все сотрудники играют одинаковую роль в организации. Связывают это с тем, что:
1) в организации есть иерархия;
2) в организации делаются разные функции;
3) есть разные варианты управленческой деятельности
Организация не проживет без менеджеров, и для этого есть ряд причин:
1) сотрудники предоставляют выполнение организацией ее главного предназначения;
2) сотрудники проектируют и устанавливают взаимное действие между отдельными операциями и действиями;
3) сотрудники создают стратегии поведения организации во внешней среде;
4) сотрудники предоставляют служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
5) сотрудники считаются важным информационным звеном связи организации с окружением;
6) сотрудники несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
7) сотрудники официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
Три главные роли менеджеров:
Теперь о принципиальных отличиях между менеджментом и руководством:
В управлении есть 4-ре функции:
· Управление и корректировка
В менеджменте тоже 4-ре функции, но введена функция Мотивировка, а управление и корректировка были включены в состав функции контроль. Отсутствие мотивации выполняет управление мертвым и малоэффективным.
Планирование Организация Мотивировка Контроль
Планирование — это постоянная подготовка принятия решений о средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки разных вариантов действий в предвкушаемых условиях. Планирование должно нам отвечать:
· где мы находимся сейчас;
· как мы собираемся это делать.
Организация — это пространственная структура факторов производства и их взаимное действие с целью получения самых больших хороших и количественных результатов в самое небольшое время и при минимум затратах производственных факторов.
Мотивировка — это процесс побуждения себя и прочих к деятельности для достижения собственных целей и целей организации. (Это не только заработная плата, премия и т.д., но и комплекс методов психологи, политики).
Контроль — это процесс определения оценки отклонений действительных значений от заданных или их совпадение, и информирование о результатах анализа.
Дата добавки: 2014-01-07 ; Просмотров: 528 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сравнение менеджмента и управления
Итак, сходства и различия понятий зависят от определенной ситуации. Управление – это весь процесс, менеджмент – приватный. Профессиональные организаторы и управленцы применяют инструментальный набор, замечательно подходящий для определенной ситуации.
Менеджмент и лидерство: в чём разница
Управление прежде всего опирается на практику, тогда как менеджмент – на теорию. Выделяются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов.
Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.
TheDifference.ru определил, что разница между менеджментом от управлением состоит в следующем:
Масштаб. Управление – процесс намного устаревший и ёмкий, чем менеджмент, являющийся лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Основной критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то тут оценка качества проходит иначе.
В расчёт принимается как выполнение правил игры (принципов и методов, конкретных системой), так и результативность распределения ресурсов (достижение целей при минимум затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая собственным предметом и методом, управление – это очень много наук, отличающихся разными предметами и методами.
Коммерческая составная часть. Как показала практика понятие «менеджмент» очень часто применяется касательно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.
Понятия «менеджмент» и «управление» очень 172 близки. Иногда они даже отождествляются.
С техничес кой точки зрения это не вызывает никаких возражений, потому что в дословном переводе на русский язык менеджмент означает управление. Как культурные явления менеджмент и управление, безусловно, отличаются. Менеджмент — это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе.
Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в Америке еще в 80-е гг. XX в. Сейчас в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Аналогичным образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеке- и обществознания, финансов и менеджмента.
Разница между важно и срочно. Тайм менеджмент. Управление временем.
Кол-во теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в области управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом мы говорим не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях. Понятие управления — в узком и широком смыслах данного слова — применимо к любому человеческому обществу независимо от исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада.
Управление считается предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений.
С социологической точки зрения управление собой представляет иерархическую систему отношений людей, основаную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий. Как универсальное явление управление находит собственное воплощение в том или другом типе организационной структуры — линейном, линейно-штабном, матричном, на который кладутся социальная и культурная особенности общества. Самый старинный вид структуры управления именуют линейным.
В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включающая вместе с соподчиненными по иерархии руководителями штаб специалистов-консультантов, а потом матричная, которая состоит из не постоянных рабочих групп, создаваемых с целью решения определенной задачи, организационные структуры управления. Менеджмент — чрезвычайно емкое понятие, содержание какого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) опре деленную категорию людей, получивших образование в области управления и фактически занимающихся руководством.
Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный ВУЗ и нестандартную субкультуру, обладающую своими ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими целями. Менеджмент как наука и практика управления Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления успели сложиться 4-ре самые важные концепции, внесшие значительный депозит в развитие современнейшей теории и практики управления: идея научного управления (Ф.
Тейлор), административного управления (А Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (первый раз определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы при помощи иных лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя собой представляет современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., ключевым кредо которой считается увеличение эффективности организации при помощи увеличения эффективности ее человеческих ресурсов.
Отсюда — обследование разных нюансов социального взаимные действия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Главной целью этой концепции считается стремление помочь работнику в развитии своих возможностей на базе применения открытий, выполненных в рамках поведенческих наук. Не считая перечисленных выше концепций, есть три научных подхода к управлению, получивших развитие в наше время: • подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, смежных действий— функций управления.
Различные авторы рекомендуют разные списки функций; подходящий набор включает, впрочем, такие: планирование, организация, распорядительство (ко- мандование), мотивировка, руководство, координация, контроль, коммуникация, обследование, оценка, принятие решений, выбор персонала, представительство и ведение переговоров или оформление сделок); комплексный подход (предусматривает, что руководители должны рассматривать организацию как комплексность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение разных целей в условиях меняющейся окружающей среды); • ситуационный подход (предусматривает, что пригодность разных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. определенным набором обстоятельств, оказывающих влияние на функционирование организации сейчас). Потому как как в самой организации, так и в находящейся вокруг ее обстановке действует огромное десяток факторов, говорить о многофункциональном способе управления организацией не приходится.
Наиболее эффективным в определенной ситуации методом управления считается тот, что в самой большой степени отвечает ее специфике). Менеджменткакпроцессуправления организациями.
В таком случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения — в процессе деятельности — организацией конкретных результатов. В рамках этой трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся осознанно координируемые мероприятия, которые направлены на достижение общих целей); разных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели самым правильным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Каждая ситуация, появляющаяся в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия необходимых решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет окружающую среду — рыночные отношения — к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь.
Отсюда всякое управленческое решение это результат реагирования на информацию, получившуюся при помощи обратной связи с рынком и остальными элементами окружающей среды. Принятие решений — привилегия менеджеров всех уровней, имеющих необходимые полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, которые отвечают за довидение решений до исполнителей, и лиц, которые обеспечивают контроль выполнения.
Это заставляет менеджера не только подбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать способы решений в отношении их практической осуществимости в этой определенной обстановке.
Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее выполнения много раз претерпевали значительные изменения с той поры, как управление стало рассматриваться как особенный вид деятельности, выполняемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась производственная технология, появились новые средства связи и обработки информации.
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Впрочем управленческая мысль не играла роль пассивного движения за практикой менеджмента.
Кроме того, собственно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к выполнению управления, в большинстве случаев знаменовали собой рубежи, начав с которых происходили широкие изменения на практике управления.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они строились и разрабатывались. Развитие управленческой мысли крутится вокруг трех явлений- задачи, человек, управленческая деятельность.
Для первой стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, был свойственен упор на какое-то одно из данных явлений. Позднее, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие начал получать искусственный подход, увязывающий эти и прочие явления бизнеса в единое органичное целое.
Понятие менеджмента не отделимо от понятия управления.
Целю настоящей работы считается рассмотрение теоретических нюансов менеджмента и управления и обозначение характерные характерности таких понятий.
Понятие менеджмента
Менеджмент — это способность достигать заданных целей, применяя труд, интеллект и мотивы поведения остальных людей. Есть и прочие определения менеджмента.
Менеджмент — руководство людьми в самых разных организациях. Менеджмент — область человеческих знаний, помогающая реализовать функцию управления людьми.
Многообразие определений менеджмента вызывается разнообразием задач, которые он решает.
Менеджмент — это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся фактически любые организации. Доктрина управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение при помощи административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала — обеспечение роста служащих в организации и их привыкание в коллективе. Менеджмент организации в согласии с разнообразием управленческих функций включает такие варианты менеджмента: своевременный, стратегический, улучшенный, экономический.
Связь задач, решаемых менеджментом, показана на рис. 1.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, работающей в рыночных условиях, конкретных обозначенных целей, путем рационального комбинирования и применения материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент нереален вне рынка и рыночной экономики, он требует:
• чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и интерес определенных потребителей;
• чтобы фирма была направлена на развитие‚ рост эффективности ( а не только на доходы ее хозяев);
• чтобы фирма и поэтому менеджер обладал конкретной и четко конкретной самостоятельностью в принятии решений и отвечал за их результаты.
Рисунок 1. Структурная схема связи задач, решаемых менеджментом
Бизнес — это вид экономичной деятельности, требующий вовлечения личных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Ключевыми формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, сотрудничество и корпорация.
Менеджер имеет дело как правило с корпорациями. Корпорация считается юрлицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее хозяев. Права собственности корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала.
Хозяева корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не хозяин вложенного капитала, а держатель права получать доходы и участвовать в управлении делами компании.
Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель при помощи организации заработать денег побольше или получить политическую власть. Впрочем законы управления не изучались.
Гениальные организаторы решали все вопросы инстинктивно.
В 1911 г. Фредерик Тейлор опубликовал книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения некоторых видов труда рабочих и показал, что знание данных приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести значительный депозит в успех организации.
Можно отметить немного самых разных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, и еще наука управления, которая включает количественный процессный, системный и ситуационный подход.
Понятие управления
Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную результативность, закрытость единого государственного комплекса страны.
При переходе к рыночным отношениям сформировывается новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое комбинирование методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства разрешается в следующих сферах: поддержка государства науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научная.
Рычагами управления в данном случае являются госзаказы, лицензирование импорта и экспорта, установление ставок по кретитам, стимулирование правильного применения ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие продуктивных международных отношений.
Если рассматривать управление как науку, то управление — это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, возможностей и форм управления.
Управление предполагает способность успешно использовать данные науки управления в определенной ситуации.
Управление это целенаправленное информационное влияние на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Процесс управления является совокупностью управленческих действий, которые предоставляют достижение заданных целей путем изменения ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Аппарат управления это совокупность структур и людей, которые обеспечивают применение и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
В управлении выделяют текущее, своевременное управление. Своевременное управление — управление текущими событиями; совокупность мер, разрешающих влиять на определенные отклонения от установленных заданий производства.
Своевременное управление делится на своевременное планирование, своевременный учет и своевременный контроль.
Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в границах их компетенции и смотреть за исполнением принятых решений.
В процессе управления появляются разные отношения управления, которые заключаются во взаимоотношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.
По собственному содержанию отношения управления могут быть экономическими, организационными, социальными и др. Отличают также формальные и неформальные отношения управления.
Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
Выделяют такие функции управления:
— обозначение целей и планирование;
— организация выполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;
— учет и контроль выполнения.
Главной целью управления считается обеспечение хорошей работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном применении всех видов ресурсов.
Разница между менеджментом и управлением
Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в самых разных ветвях деятельности человека. Есть самые разные воззрения на данный процесс, которые могут полностью разниться один от одного. Управление и менеджмент, по существу, понятия схожие, однако есть между ними и ряд сильных отличий.
В основном, они затрагивают разъединения понятий и их использования к определенным областям жизни человека.
Обозначение
Менеджмент – это способ моделирования и применения социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится результативность распределения ресурсов. Основная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и формироваться в самых разных условиях.
Для данной цели применяются передовые управленческие подходы и современные технологии. Основной критерий качества – это результативность, другими словами достижение целей при применении небольшого количества ресурсов.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юрлицом.
В сегодняшней науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует удачно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте.
На чем основан менеджмент процессов | Naked BPM
Если наблюдаются перебои в реализации решений и надобности их продавливания, то говорят о «ручном управлении».
Сравнение
Итак, сходства и различия понятий зависят от определенной ситуации. Управление – это весь процесс, менеджмент – приватный. Профессиональные организаторы и управленцы применяют инструментальный набор, замечательно подходящий для определенной ситуации.
Управление прежде всего опирается на практику, тогда как менеджмент – на теорию. Выделяются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов.
Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.
Отличие управления от менеджмента
Отличие управления от менеджмента.
Готовый реферат по Менеджменту, Социологии. Скачать бесплатно.
Вид работы: реферат; Рабочий объем: 17 стр.; Год: 2012; Страна: Российская Федерация.
Введение
Рыночные отношения, внедряемые в экономику России, радикально меняют требования к носителям власти, в том числе и к сотрудникам органов правопорядка. В новой социально-экономической обстановке просто нужны знания в области управления и менеджмента.
«Менеджмент» (manage – управлять) слово английского происхождения. Трактовок менеджмента есть очень и очень много. И это резонно, так как на любой стадии развития организации мы дело имеем с менеджментом разного типа (технологичный, экономический, корпоративный, практичный и т.п.)» .
В общем виде менеджмент представляется как наука и искусство побеждать, способность достигать заданных целей, применяя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Идет речь о целенаправленном влиянии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.
Иначе говоря менеджмент – это человеческие возможности, благодаря которым лидеры применяют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Большинство авторов согласны, что термины «управление» и «менеджмент» не считаются синонимами и имеют собственные отличия.
В этой работе автор рассмотрит соотношение понятий «управление» и «менеджмент», выделит их различия.
1. Сущность и функции управления
Общество как целостная, динамически развивающаяся система, и еще все системы, функционирующие в его рамках – финансовая, социальная, политическая, духовная – суть самоорганизующиеся, саморегулирующиеся, говоря по другому, самоуправляемые социальные системы .
Человеческое общество — это организованное, тяжело управляемое целое. Тем оно и выделяется от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, к примеру, прибытия транспорта. Хаотическое образование в самый раз назвать толпой, однако не обществом.
Итак, самый важный признак человеческого общества — его управляемость. Не просто так XX в. был назван столетием управления, потому что без отличного управления Ж/Д, шахта, да и каждое предприятие придёт к полному разорению.
Но что такое управление, и как оно выполняется?
Под управлением мы будем понимать совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические отношения в любом обществе и в любую историческую эру. «С социологической точки зрения, управление есть властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией (должностным положением) в системе организации труда и местом в системе распределения труда, определяющим размер ключевого поощрения (оклада, зарплаты) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли)» .
Аналогичным образом, управленческие отношения можно определить как особенную сферу социальной реальности, в которой отношения 2-ух субъектов, различающихся собственным иерархическим статусом, очищены от формационных наслоений. Они строятся в терминах статусных желаний, ролевого выполнения, ранговой иерархии, власти и полномочий, наконец, взаимные действия социальных групп, представителями которых выступают руководители и подчиненные.
Управление может быть: 1) системой отношений и 2) формой взаимные действия. В первом варианте говорят о социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т. п. В другом — о методах контроля (общем и подробном), делегиугом, что можно было бы назвать динамикой управления.
С технической точки зрения, управление— только лишь рациональный метод достижения самого большого эффекта при небольшой затрате ресурсов, усилий и времени. С социологической же — все обстоит намного проблематичнее, потому что в данном случае управление преилий и времени.
С социологической же — все обстоит намного проблематичнее, потому что в данном случае управление собой представляет искусство направлять усилия людей к необходимой не им, а организации цели так, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.
Управление базируется на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоящим, явном или скрытом давлении одних на иных, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам. Вертикальная и горизонтальная разделение ролей, закрепляемая с помощью унаследованных или экономических привилегий, обязательно имеет элитарный характер.
Если разграничение власти и контроля признано и закреплено обществом, то где бы ни располагалась личность, она попадает в жёсткую структуру предписанных ролей и ценностей.
Управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда остается конкретным режимом деятельности индивидов или групп, воспринимается как ограничение свободы действий рамками предписанных норм и правил. Управленческая пирамида выстроена аналогичным образом, что в ее конусе находятся самые привилегированные должности, и их намного меньше, чем непривилегированных, исполнительских позиций внизу.
Значит, и претендентов на продвижение наверх больше, чем размещенных там свободных пространств.
«Стремление к достижению — ключевой мотив управленческой карьеры — не обязательно связано с социально неодобряемыми действиями («подсиживанием», коррупцией, протекцией, клеветой). Наряду с тем всегда имеет место несправедливость, потому что на главный пост выдвигается всего один, а иные остаются на старых местах, что неявно выделяет: первый не равён вторым.
Главное правило коллективистских отношений нарушается. Неспроста большинство утопических коммун погибали собственно в тот фактор, когда функцию управления, выполнявшуюся до того всеми, узурпировали один или несколько индивидов» .
Кроме этого управление считается одним из самых важных социальных институтов, на которые опирается правильно организованное общество. Как социальный ВУЗ оно появилось в Египте в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения государства (III тысячелетие до нашей эры).
С давних времен человечество размышляет над тем, как объединить несоединимое: интересы подчиненных, всегда которые направлены на увеличение заработной платы, и интересы начальников, заинтересованных в ее сокращении (потому что экономически это всегда вычеты из прибыли). В эру рабства и крепостного права руководители не мудрствовали, а действовали методом прямого принуждения.
Впрочем времена поменялись, возникла необходимость во что-то другом, получившем наименование методов стимулирования и мотивации.
Как известно функции управления делает любой из нас. Вот почему большинство инстинктивно представляет себе, что означает управлять. Опираясь на жизненном опыте и здравом смысле, мы отличаем права руководителя от положения и обязанностей подчиненного.
Возможно, благодаря этому любой из нас «знает», как стать успешным руководителем, хотя никто и не возьмется учить математике или психологии, надеясь только на житейские рекомендации.
В основном, собственные отношения с компанией друзей или служащими мы строим не по научным рецептам, распространяя принципы здравого смысла и на руководство как сферу межличностных взаимоотношений.
Управление собой представляет самый рациональный способ организации производительного труда.
Его можно определить как целенаправленный, планируемый, координируемый и осознанно организуемый процесс, способствующий достижению самого большого эффекта при небольшой затрате ресурсов, усилий и времени. Заграничные профессионалы говорят: не понимать сегодняшние направления в управлении — то же самое, что отказываться от перспективных технологий. «Сегодня в Америке работают порядка 1300 школ менеджмента и бизнеса.
В основном, кол-во претендентов на обучение в них превосходит кол-во доступных мест в 6 —8 раз. Когда ООН выделила конкретную сумму для помощи странам третьего мира, эти деньги были затрачены не на строительство поликлиник и стадионов, а на помощь в рационализации управления и подготовке руководящих кадров» .
Процессы управления можно наблюдать всюду — в живых организмах, человеческой деятельности, организации общества, функционировании трудных кибернетических систем. Если нервная система перестанет исполнять собственную координирующую — в отношении к менее развитым, но специализирующимся на исполнительских функциях частям тела — деятельность, человеческая жизнь закончится.
Управлять людьми — значит побуждать их к конкретному поведению. Для того чтобы делать это, совсем не обязательно быть королем, безжалостным тираном, высокопоставленным госслужащим или находиться сверху общественной пирамиды, в виде которой мы часто хотим представить себе общество. Управление, и мы уже сказали об этом, всем доступно.
В самом обыкновенном смысле «управлять» — значит, «влиять на иного», направляя его усилия в нужное для себя русло. Переключая кнопки телевизионного пульта, мы управляем телевизором, который показывает необходимые нам программы. Принимая закон о запрещении прослушивания приватных телефонов, парламент управляет службами безопасности, имевшими раньше право подключаться к любому телефонному разговору.
Попросив ребенка сходить в магазин, мама направляет его действия в определенное русло, и он делает установленную перед ним задачу.
Мама управляет ребенком. Однако если ребенок не подчинился ее распоряжению и не пошёл в магазин, сославшись на необходимость делать уроки, это абсолютно не значит, что он начал управлять действиями родительницы.
Он просто оказал влияние на ее поведение.
Отсюда делаем вывод: управление необходимо отличать от близких ему явлений. К примеру, от влияния, представляющего собой стихийный процесс прямого или косвенного воздействия одного человека на иного.
Так, мнение Эйнштейна, высказанное им по какому-то вопросу из области физики, оказывает влияние на мнение иных ученых даже после его смерти. Другой пример — вы убежали с урока, а родители узнали об этом, и у них испортилось настроение: ваш поступок оказал влияние на них.
Управление — это процесс целенаправленного прямого воздействия одного индивида на иного.
В данном процессе выделяются субъект, определяющий направление, цели и задачи, и еще финишный результат грядущего движения, и объект, который все это реализует. Аналогичным образом, объект управления — это отдельный сотрудник, бригада, цех, предприятие, на которые направлено управленческое влияние.
Субъект управления— это 1) начальник (менеджер), занимающий конкретное место в иерархической организационной структуре, наделенный полномочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом, и еще 2) весь управленческий аппарат, формирующий и реализующий управленческое влияние. Между объектом и субъектом управления есть прямая и обратная связь, имеющая информационный характер.
Связь выражается в передаче объекту управления потока директивной информации.
Обратная связь это результат реагирования объекта управления на директивное влияние и материализуется в виде отчетной информации.
Функция управления собой представляет особенный вид управленческой деятельности, продукт деления и специализации управленческого труда, часть процесса управления, отмеченную по конкретному признаку.
В большинстве случаев отличается от 10 до 25 функций, которые классифицируются по общности предмета управления (качество, труд и заработная плата, научно-технический прогресс, охрана труда и т. п.) и производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические, материальные и др.).
Все функции управления реализуются при помощи системы решения управленческих задач. Комплекс задач соединяет задачи, которые относятся к определенной функции (нормированию, планированию, учету, контролю, анализу, регулированию), и, в основном, реализовывается маленьким практичным подразделением (отделом, бюро, группой).
На предприятии кол-во аналогичных комплексов, в основном, не превышает 200.
Задача управления есть совокупность смежных операций по переработке информации, выполняемых персоналом при помощи технических средств, результатом чего считается принятие управленческого решения. Задача — важный элемент управленческого процесса: в ее реализации принимают участие, в основном, несколько сотрудников управления.
В процессе управления предприятием решается пару тысяч задач.
2. Различия «управления» и «менеджмента»
По мнению большинства авторов понятия «менеджмент» и «управление» очень близки. К тому же, присущие между данными тезисами различия не дают возможность их сравнивать.
Понятие «менеджмент» очень быстро и твердо вошло в современный отечественный финансовый лексикон, став по собственной сущности аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» повсеместно применяется касательно к разным социально-экономическим процессам, выполняемым на фирмах в рыночных условиях.
Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка; это совокупность принципов, методов, средств и форм производственного управления с целью увеличения эффективности производства и увеличения прибыли .
Управление – это повальная человеческая деятельность, являющаяся важным компонентом большинства видов труда.
Собственно отделение управленческой работы от производственной стало причиной появлению самостоятельного вида деятельности – менеджмента, а потом и подобающей неординарной науки, обеспечивающей потребности профессионалов.
Анализируя менеджмент как разновидность управления, стоит добавить, что основным в характеристике его сущности считается то, что это один из видов деятельности человека.
Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди вместе работают для достижения общих целей. Собственно совместная деятельность людей, требующих координации, согласования, оснащения, определяет необходимость управления.
Разнообразие форм собственности, конкуренция между фирмами, развитие рыночных отношений просят четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых любой руководитель любого уровня считал бы собственной задачей организацию активного поиска настоящих возможностей увеличения результативности производства.
Наряду с тем она должна владеть способностью к достаточному авторегулированию и совершенствованию, направленному на повсеместное использование новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.
Результативность деятельности фирм разнообразной формы собственности обусловливается не только возможностями инвестиционных вложений в новейшее оборудование, но и квалификацией начальников, уровнем их компетенции, умением предугадать, своевременно принимать и выполнять нужные решения. Для этого необходимо знать, использовать и развивать менеджмент.
Современный менеджмент – это тысячи допустимых вариантов и невидимых моментов управленческих решений. Он не даёт готовых рецептов, а помогает, предлагая единые правила и функции управления, найти способы и пути решения определенных проблем, достигнуть успеха организации.
По мере собственного развития общество становится все более организованным, подавляющее массу проблем решается в организациях и через организации. Благодаря этому менеджмент охватывает все общественное пространство, включая и социальную сферу.
В силу данных причин ученые предрасположены рассматривать менеджмент как самый важный момент развития современнейшей общественной системы, как массовое явление, необыкновенный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной обстановке, где ни одна неразрешимая задача не решается вне управленческого воздействия. При этом не без оснований положено, что от качества функционирования управления решающим образом зависит настоящее и грядущее состояние как определенной организации, так и общества в общем.
Менеджмент — чрезвычайно емкое понятие, содержание какого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) конкретную категорию людей, получивших образование в области управления и фактически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный ВУЗ и нестандартную субкультуру, обладающую своими ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими целями.
Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления успели сложиться 4-ре самые важные концепции, внесшие значительный депозит в развитие современнейшей теории и практики управления: идея научного управления (Ф.
Тейлор), административного управления (А. Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (первый раз определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы при помощи иных лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя собой представляет современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., ключевым кредо которой считается увеличение эффективности организации при помощи увеличения эффективности ее человеческих ресурсов.
Отличие Менеджера и Лидера. Бизнес-тренер Алена Сысоева
Отсюда — обследование разных нюансов социального взаимные действия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Главной целью этой концепции считается стремление помочь работнику в развитии своих возможностей на базе применения открытий, выполненных в рамках поведенческих наук.
Не считая перечисленных выше концепций, есть три научных подхода к управлению, получивших развитие в наше время:
— подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, смежных действий— функций управления. Различные авторы рекомендуют разные списки функций; подходящий набор включает, впрочем, такие: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивировка, руководство, координация, контроль, коммуникация, обследование, оценка, принятие решений, выбор персонала, представительство и ведение переговоров или оформление сделок);
— комплексный подход (предусматривает, что руководители должны рассматривать организацию как комплексность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение разных целей в условиях меняющейся окружающей среды);
— ситуационный подход (предусматривает, что пригодность разных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. определенным набором обстоятельств, оказывающих влияние на функционирование организации сейчас).
Потому как как в самой организации, так и в находящейся вокруг ее обстановке действует огромное десяток факторов, говорить о многофункциональном способе управления организацией не приходится. Наиболее эффективным в определенной ситуации методом управления считается тот, что в самой большой степени отвечает ее специфике).
Менеджмент как процесс управления организациями:
В таком случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения — в процессе деятельности — организацией конкретных результатов.
В рамках этой трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся осознанно координируемые мероприятия, которые направлены на достижение общих целей); разных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели самым правильным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений:
Каждая ситуация, появляющаяся в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия необходимых решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет окружающую среду — рыночные отношения — к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь.
Отсюда всякое управленческое решение это результат реагирования на информацию, получившуюся при помощи обратной связи с рынком и остальными элементами окружающей среды . «Принятие решений — привилегия менеджеров всех уровней, имеющих необходимые полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, которые отвечают за довидение решений до исполнителей, и лиц, которые обеспечивают контроль выполнения» .
Это заставляет менеджера не только подбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать способы решений в отношении их практической осуществимости в этой определенной обстановке.
Менеджмент в государственной службе — это специализированный менеджмент, который изучает особенные линии, специфику, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого. Реализация каждой функции менеджмента в госслужбе вырисовывается, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля, ответственности и системе стимулов :
— цель — развитие региона, защита слабо богатых слоев населения и т.д.;
— в государственной структуре методом оценки результатов считается показатель доходов, в коммерческой организации — доход;
— форма отчетности — государство отчитывается перед избирателями, коммерческие организации — перед акционерами:
— степень ответственности — государство несет ответственность перед народом;
— система стимулов в коммерческой организации — материальное стимулирование, в государственной службе — льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.).
Заключение
Аналогичным образом, термин «управление» чуть шире термина «менеджмент», так как применяется к разным видам деятельности человека, к примеру управление автомобилем и другими белее непростыми техническими системами.
Термин «менеджмент» значит управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной работой и личностью, персоналом.
Можно отметить следующие линии, отличающие «менеджмент» от «управления»:
1. Менеджмент применяется, прежде всего, в экономичной сфере, а управление – во всех сферах деятельности.
2. Менеджмент оперирует экономическими методами управления, в то время как, управление применяет довольно широкий спектр методов.
3. Менеджмент предусматривает наиболее «мягкие» отношения между субъектом и объектом.
Перечень использованных источников
1. Адизес, И. Эффектные и малоэффективные стили менеджмента. М.: Изд-во «Альпина», 2009.
2. Андросова, Л.А. Социология управления (Учебно-методические советы).
Пенза 2002 – 56с.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие/ Н.И.
Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2009. – 336с.
4. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: основательный курс: Учебное пособие для студентов высших образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Отвлечённый Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»).
5. Конарева Л.А. Кризис качества управления: причины и пути выхода. Часть 1. // Век качества.
2011. № 1. С. 22-27.
6. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 192 с.
7. Пивнев Е.С. Доктрина управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.