Разница между методикой и технологией

 

Технология, метод, форма

Есть ряд определений, которые сводятся к тому, что к технологиям относят совокупность методов, приемов, средств, форм. На самом деле, ряд методов, форм можно представить технологично.

Но имеются значительное отличие технологии от форм и методов.
Метод в литературе для педагогов трактуется как способ, ключевой путь достижения цели обучения и воспитания.

Вместе с общей трактовкой метод рассматривается как способ взаимного действия учителя и ученика (воспитателя и воспитанника), в рамках которого выполняются задачи обучения (воспитания); некоторые авторы намного больше конкретизируют данное понятие и формируют метод как комплексность (систему) приемов (определенных действий), реализация которых позволяет учителю решать образовательные и воспитательные задачи.
Форма (от лат.

forma – внешнее очертание, фигура, внешность, образ, а еще план, модель) в педагогической теории и практике определяется как внешнее выражение содержания обучения и воспитания, совокупность методов и приемов, определяющих очередность действий учителя в процессе реализации образовательных и воспитательных задач.
В определениях понятий «метод» и «форма» отсутствует самый важный признак, отличительный для технологии, – алгоритмичность последовательных действий учителя и детей.

Более того, каждая форма неповторима, а технология тиражируема.
В то же время объяснима связь рассматриваемых понятий, которую можно представить в нескольких качествах.

1.

Технология реализовывается при помощи разных форм и методов. К примеру, технология целеполагания и планирования подразумевает проведение собрания по коллективному целеполаганию и планированию, которое считается формой воспитательной работы.

В рамках собрания могут быть выполнены методы примера или создания воспитывающих ситуаций, приемы «мозговой штурм», «защита проектов». Технология проектной деятельности, применяемая на уроках, в качестве одного из ранних этапов учитывает проведение учебного занятия в конкретной форме – «Пуск проекта», на котором применяются методы «беседа», «упражнение», приемы «подписание контракта», «создание сложной ситуации».

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» на одном из этапов предлагает применение формы «дискуссия», технология «Педагогические мастерские» – реализацию метода «этический рассказ». Подобных примеров комбинирования в рамках одной технологии разных форм и методов можно привести много.

В чем разница между мирами?

По существу, в рамках технологии методы и формы могут рассматриваться как прекрасные способы реализации нескольких либо одного этапов алгоритма совместной деятельности учителя и ученика (воспитателя и воспитанника).
2.

Форма реализовывается с применением разных технологий. К примеру, урок может быть возведен на основе поисково-исследовательской технологии или предполагать комбинирование технологий проблемного обучения и учебной споры.

При приготовлении классного часа воспитатель может подобрать в качестве базовой технологию «Педагогические мастерские», применяя комбинирование игровых и дискуссионных технологий на различных стадиях реализации этой формы.
3.

ВСЕ ПРО МАНИКЮР ГЕЛЬ ЛАКОМ: технология нанесения гель лака. Гель лак под кутикулу.

Метод или форму можно представить технологично. К примеру, в первую очередь известна технология организации учебной споры, технология проведения этической беседы, организации экскурсии и т.д.

Проведение любого классного собрания включает ряд последовательных действий, если воспитатель стремится к тому, чтобы выработать коллективное решение, которое обязано быть присвоено всеми участниками собрания. Технология применения метода нужна для того, чтобы воспитатель имел хорошее представление об алгоритме, который должен помочь ему очень эффективно организовать процесс взаимного действия с учеником (воспитанником) с учетом индивидуальных и личностных свойств последнего и особенности педагогической ситуации.

Передача параметров в функцию по ссылке. Разница между ссылкой и указателем. Урок #51

Аналогичным образом, технология в педагогической практике в различных качествах взаимодействует с формами и методами. Она может рассматриваться в качестве педагогического средства, соединяющего некоторые формы и методы, так и составлять основу реализации определенной формы или метода обучения и воспитания.

При этом педагогическая технология может включать знаменитые методы, но подразумевает конкретную, точно заданную их инструментовку, другими словами могут применяться классические методы и формы, но некоторым образом построенные и технологично реализуемые.

Разница между методикой и технологией

В разных областях деятельности мы часто встречаемся с подобными тезисами, как методика и технология. Такие категории обозначают методы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом.

Большинство специалистов считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия один от одного и на самом деле ли между ними есть ли принципиальная разница?

Обозначение

Методика – набор определенных приёмов, применяющихся для реализации установленных задач в области образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реальной, воспроизводимой, результативной и обоснованной.

Детализированная и разработанная, опробованная В практических условиях, она приобретает уровень технологии.
Технология – инструментарий определенной области человеческой деятельности, набор процессов, методов и принципов, нужный для создания конечного продукта, будь то изделие, программа либо иное общественное хорошо.

В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые используются исполнителем в процессе труда.

Сравнение

Основное отличие между указанными категориями состоит в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель.

А технологию – детальным маршрутом, который дает возможность прогнозировать скорость, дистанцию и остальные значительные маленькие детали. Аналогичным образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может меняться, ускоряя процессы производства, но сущность остаётся прошлой.

Разница между методикой и технологией

Аналогичным образом, основательное отличие прячется в планируемом исходе операций, совершенных исполнителем.

Исход реализации методики сложно предугадать, он зависит от большого количества самых разных факторов. Грамотное применение технологии всегда приводит к необходимой цели, если все этапы сделаны правильно.

Как наносить гель-лак. Поэтапная инструкция

Презентация "Отличие педагогических технологий от методик"

Разница между методикой и технологией
Разница между методикой и технологией

Разница между методикой и технологией

Разница между методикой и технологией
Разница между методикой и технологией

Разница между методикой и технологией

Описание презентации по индивидуальным слайдам:

Отличие педагогических технологий от методик

Метод (от греч. methodos — путь исследования или позна­ния) — совокупность относительно гомогенных приемов, опера­ций практического или теоретического освоения на самом деле­сти, подчиненных решению определенной задачи Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, благодаря которым достигается овладение познаниями, умениями и способностями, вырабатывается мировоззрение учащихся, развиваются их способности
Технология (от греческого techne – искусство, ремесло, наука и logos–понятие, учение).

 

Технология – продуманная во всех деталях модель совместной образовательной деятельности по проектированию, организации и проведению педагогического процесса с абсолютным обеспечением уютных условий для малышей и воспитателя.
технологии часто носят не предметный характер, они бывают выполнены на любом учебном предмете, не зависимо от его содержания; технологии дают одинаково хорошие результаты при эксплуатации их всевозможными учителями в различных учебных учреждениях с различными детьми; технологии жестко задают метод достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны неукоснительно следовать друг за другом; технология отвечает на вопрос: «Как обучать? »; технологии предполагают разработку содержания и вариантов организации деятельности самих воспитанников; технологии обучения предписывают конкретную очередность деятельности обучаемых и управляющих действий учителя, отступление от них нарушает целость образовательного процесса, что может мешать достижению намеченого результата.

Ключевые характеристики технологий
методики всегда носят предметный характер, они формируют систему работы по овладению умениями и способностями содержания определенного раздела; методика не обещает учителю гарантированных результатов; методика учитывает многообразие, вариативность вариантов реализации теоретических положений, не подразумевает гарантированности достижения цели; методика отвечает на вопросы: «Чему обучать? », «Для чего обучать? » и «Как обучать? » в рамках определенной учебной дисциплины; методики формируют роль учителя в образовательном процессе, направленном на обучение детей дошкольного возраста; методики имеют мягкий, характер рекомендаций (учитель вправе в большей или малой степени внимать рекомендациям методический пособий) . Ключевые характеристики методик обучения
Отличия технологий и методик Технологии В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчётная компонента Отвечает на вопрос: «Как можно достигнуть требуемых результатов обучения, гарантировано?» Технология более воспроизводима Технология имеет менее устойчивую результативность Носит четко выраженный персонифицированный характер (креативный воспитатель).

Подразумевает присовокупление взрослого во всех многообразных проявлениях Методики В методике более представлена целевая, содержательная, качественно сделанная и вариативно – ориентировочная стороны Отвечает на вопрос: «Каким путём можно достигнуть требуемых результатов в обучении?» Методика менее воспроизводима Методика зависит от многих «если» (если одаренный воспитатель, если которые способны воспитанники, если понимающие родители) Менее выражает «авторский» характер (кроме авторских методик) Процедура применения комплекса методов и приёмов обучения, в основном, безотносительно к деятелю, их осуществляющему
Подберите книгу со скидкой:

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ.

ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5).

ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

История.

Историческое сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Все персоналии Российской истории.

Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Все даты по Российской истории.

Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Эссе по обществознанию.

Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Математика.

Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Задания по математике для повторения и закрепления учебного материала.

4 класс

Я УМЕЮ ЧИТАТЬ.

Космическое кафе

ОГЭ.

Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ.

Физика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Русский язык.

Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И Большой выбор КАНЦТОВАРОВ!

ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для учителей и родителей от проекта «Инфоурок»

Чем отличаются понятия методика и технология?

Методика и технология — не синонимы, хотя эти два понятия иногда отождествляют.

И то, и другое собой представляют формы организации процесса.
Технология — термин, с самого начала применявшийся как подробная характеристика процесса производства.

Технология — это подробная инструкция, рецепт с точным указыванием этих параметров как кол-во, состав, время, очередность и т. п.
Методика — способ выполнения "инструкции", имеющий в виду вариабельность и персональный подход к процессу её выполнения.

Если технология "диктует", то методика "рекомендует". Технология не имеет личностного оттенка, она суха, как математическая формула.

Методика же направлена на конкретные человеческие качества и предусматривает их.
Приведу пример.

Два человека, независимо один от одного приготавливают блюдо по одному и тому же рецепту, где прописаны и продуктовый состав, и пропорции, и общая очередность процесса приготовления (технология).

Впрочем на выходе блюда имеют различный вкус и вид. Этому помогает различный подход и стиль приготовления (методика).

Мне говорили, что на одном и том же производстве (речь о производстве колбасных изделий) одинаковый сорт колбасы получался по-разному в зависимости от того, какой технолог был на дежурстве.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *