Ремонт и модернизация: отличия и учет
Ремонт и модернизацию (реконструкцию, достройку, дооборудование) берут во внимание по-разному. Стоимость ремонта списывается в текущие издержки, а расходы на модернизацию и реконструкцию повышаюту первоначальную цена объекта и включаются в издержки через амортизацию.
Благодаря этому перед тем как предусматривать те либо другие работы, бухгалтер должен их квалифицировать. Но порой сделать это сложно, ведь технических знаний у бухгалтера, в основном, нет.
Модернизация и реконструкция
Понятия «модернизация», «реконструкция» и «перевооружение в техническом плане» приведены в п. 2 ст. 257 НК РФ.
К работам по модернизации (достройке, дооборудованию) относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, строения, строения либо другого объекта амортизируемых основных фондов, очень высокими нагрузками и (или) иными новыми качествами.
Реконструкция — это реконструкция существующих объектов основных фондов, осуществляемое по плану реконструкции. В результате повышаются технико-экономические критерии объекта.
Цель реконструкции — увеличение мощностей производства, увеличение качества и изменение номенклатуры продукции.
Понятия реконструкции и модернизации приведены и в прочих нормативно-правовых актах.
Согласно п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных фондов» модернизация (реконструкция) главного средства связана с улучшением его параметров:
— возрастает срок полезного применения объекта;
— увеличивается качество использования;
— дорабатываются и улучшаются прочие критерии.
В согласии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГК России) реконструкция — это:
— изменение показателей объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), также:
— надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства;
— замена и (или) возобновление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, кроме замены индивидуальных элементов подобных конструкций на подобные или другие улучшающие критерии подобных конструкций детали и (или) восстановления перечисленных элементов.
Внимание!
Министерство финансов выделяет, что, потому как НК РФ содержит обозначение понятия «реконструкция», компании для целей налогообложения должны руководствоваться собственно им, а для более подробной конкретизации понятия обращаться в Министерство Регионального Развития (письмо Министерства финансов России от 15.02.2012 № 03-03-06/1/87).
Понятие ремонта в налоговом законодательстве не рассчитано, благодаря этому значение данного термина возьмём из иных отраслей законодательства (п. 1 ст.
11 НК РФ).
Общее понятие ремонта (для разного имущества и видов ремонта — текущего, среднего и капитального) в правовых актах встречается нечасто.
В особенности, оно приведено в п. 16 письма Госкомстата России от 09.04.2001 № МС-1-23/1480 (дальше — письмо Госкомстата).
Согласно данному документу, под ремонтом имеются в виду работы по поддержанию объектов основных средств в исправном состоянии в течение периода их полезного применения, не которые приводят к улучшению первоначальных нормативных критериев функционирования.
В основном, проблемы с квалификацией работ появляются при проведении капитального ремонта, собственно его сотрудники налоговой администрации пытаются представить модернизацией и реконструкцией.
Обозначение капремонта можно отыскать в нормативно-правовых документах, регулирующих строительство.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГК России), к капремонту объектов капитального строительства (кроме линейных объектов) относятся подобные работы, как:
— замена и (или) возобновление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов подобных конструкций, кроме несущих строительных конструкций;
— замена и (или) возобновление систем инженерно-технического оснащения и сетей инженерно-технического оснащения объектов капитального строительства или их элементов;
— замена индивидуальных элементов несущих строительных конструкций на подобные или другие улучшающие критерии подобных конструкций детали и (или) возобновление перечисленных элементов.
К сведению
Объект капитального строительства — это строения, сооружения, строения, объекты, строительство которых не окончено, кроме не постоянных строений, киосков, навесов и прочих аналогичных строений (п. 10 ст.
1 Градостроительного кодекса РФ).
Подобные характеристики капитального ремонта содержатся и в прочих документах. Так, в согласии с п. 5.1 Положения про проведение планово-предупредительного ремонта зданий для производства и сооружений МДС 13-14.2000, утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279 (дальше — Положение № 279), капитальный ремонт должен включать:
— удаление неисправностей всех износившихся элементов;
— возобновление или замену (не считая полноценной замены каменных и фундаментов из бетона, стен несущих и каркасов) их на намного долговечные и экономные, улучшающие показатели эксплуатации ремонтируемых строений.
В приложении 8 к Положению № 279 перечислены типы работ, которые производятся в ходе капремонта.
В пункте 16 письма Госкомстата уточняется, что к капитальному ремонту не относится замена ключевых конструкций, их рабочий срок в этом объекте считается самым большим (каменные и фундаменты из бетона строений, трубы подземных сетей и т.п.).
К сведению
При подсчете характера работ Министерство финансов предлагает руководствоваться Положением № 279 и Ведомственными строительными нормами (ВСН) № 58-88 (Р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.98 № 312, дальше — Нормы № 312) (письмо Министерства финансов России от 24.03.2010 № 03-11-06/2/41).
Определения органов контроля
Министерство финансов считает, что при разграничении модернизации и ремонта основных фондов определяющее имеет значение изменение технологического или служебного назначения главного средства либо приобретение им иных новых качеств. При этом цена выполнения работ не считается показателем для подобного разъединения (письмо Министерства финансов России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/289).
Замена некоторых вышедших из строя элементов ОС, не связанная с изменением его технологического, служебного назначения либо технико-экономических критериев, считается ремонтом (письмо Министерства финансов России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/518). Как строительные расходы принимается во внимание цена работ, которые осуществляются с целью текущего поддержания основных фондов в исправном состоянии (письмо Министерства финансов России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/289).
Итак, общий вывод, который следует из объяснений органов контроля, состоит в том, что реконструкцией (модернизацией) считаются работы, после которых происходит изменение технологического или служебного назначения объекта. А если выполняется замена износившихся деталей и остальные работы с целью поддержания ОС в рабочем состоянии — это ремонт.
К сведению
Имеется еще «точечные» объяснения органов контроля, посвященные какой-нибудь определенной ситуации. Например, Министерство финансов признал модернизацией замену лифта в связи с завершением периода его службы (письмо Министерства финансов России от 10.08.2012 № 03-03-06/1/392).
Московские сотрудники налоговой администрации подчеркнули, что расходы на замену агрегатов самолета в связи с их неполадкой на новые с усовершенствованными тех. характеристиками необходимо рассматривать как перевооружение в техническом плане (модернизацию) самолета (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 № 16-12/093516@).
К большому сожалению, ни выводы Министерства финансов, ни положения нормативных актов не обещают компании беспроблемный учет расходов на ремонт.
Как говорит практика, сотрудники налоговой администрации пытаются любые работы представить как модернизацию (реконструкцию) и заставить компанию списывать издержки через амортизацию.
Рассмотрим несколько ситуаций, оказавшихся в поле зрения арбитражных судей.
Установили новую проволоку на заборе
Компания на территории электрической подстанции выполнила монтаж конструкций опор для крепежа проволки «Егоза», а еще установку самой проволки. Цена работ компания предусмотрела как ремонт.
Инспекция сочла, что такие работы считаются модернизацией. По мнению ИФНС, установка проволки на забор изменила его самые лучшие характеристики, разрешающие уменьшить проникновение на территорию предприятия чужих лиц.
Суд принял сторону компании, указав, что в действительности обществом был выполнен ремонт существующего ограждения и возобновление его износившихся элементов.
Доводы следующие (распоряжение ФАС Уральского округа от 19.03.2008 № Ф09-11380/07-С3, Определением ВАС РФ от 04.06.2008 № 6793/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ):
— первичные документы бухучета подтверждают тот факт, что все изготовленные обществом издержки носили характер капремонта;
— работы не вызвали изменения технологического или служебного назначения объектов, не дали им новых качеств, не увеличили их технико-экономических критериев.
В здании заменили вышедшую из строя охранно-пожарную сигнализацию.
Компания предусмотрела цена работ как ремонт.
Инспекция сделала вывод, что под видом работ по ремонту была проведена модернизация.
Суд указал, что данные работы не могут быть расценены как модернизация или реконструкция объекта основных фондов и являются ремонтом (распоряжение ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 № А27-11302/2012).
Доводы такие:
— объектом учета в качестве основополагающего средства у компании являлось здание, а не пожарно-охранная сигнализация;
— до проведения капитального ремонта строения в нем уже была пожарно-охранная сигнализация. Это подтверждается рабочими журналами системы пожарной автоматики и дефектной ведомостью;
— основой выполнения капитального ремонта явилась необходимость в замене износившихся элементов объекта, а целью — возобновление параметров ремонтируемого объекта до близких к первоначальным;
— во время работ в отношении сигнализации не случилось изменения технологического или служебного назначения строения. Улучшилась безопасность строения, однако не само здание.
Склад разобрали, а потом собрали
Были выполнены работы, благодаря которым склад был полностью разобран, демонтирован фундамент ангара, стены несущего типа, арки, листовые конструкции. После того как выполнен демонтаж ангар был собран с применением как устаревших материалов, так и вновь приобретенных.
Суд признал, что работы считаются ремонтными. Инспекцией не продемонстрировано подтверждений того, что выполненные работы были вызваны изменением технологического или служебного назначения оборудования строения, очень высокими нагрузками и (или) иными новыми качествами, проведены в целях увеличения мощностей производства, увеличения качества и изменения номенклатуры продукции, также не продемонстрировано подтверждений того, что склад после ремонтных работ применяется обществом в новых целях и в данных целях не мог быть применен в состоянии до ремонта или мог быть применен, но с большим снижением эффективности.
Судьи указали на следующие отличия капремонта от реконструкции:
— при реконструкции меняется сущность объекта (возникают новые качественные и количественные характеристики), а при кап. ремонте сущность объекта не меняется, выполняется замена или возобновление поломанных элементов на более долговечные и прочные;
— ремонт основных фондов направлен на сохранение первоначальных параметров основных фондов, а реконструкция — на их увеличение (улучшение) или создание новых.
Установлено, что в таком случае после работ площадь склада, его высота остались постоянными. Ключевые технико-экономические критерии склада сбереглись, у него не возникли новые качественные или количественные характеристики, остались прежними его параметры (распоряжение ФАС Центрального округа от 23.12.2013 № А48-1849/2013).
В здании, принадлежащем компании, проводились работы по ремонту и реконструкции. На первых 2-ух этажах строения работы проводил наниматель.
В результате этих работ объект превратился из административно-производственного строения в культурно-развлекательный центр.
На третьем этаже работы проводила компания — хозяин строения. Ни к каким особенным изменениям в характеристиках строения данные работы не привели.
Компания предусмотрела их цена как ремонт.
Работы выполнялись на основании различных проектов, не объединенных единым проектом реконструкции.
Инспекция указала, что в таком случае выполнена реконструкция всего строения, и работы следует рассматривать в комплексе, без разъединения работ, производимых на различных этажах. В результате компании-собственнику были доначислены налоги по цене работ на третьем этаже.
Суд установил, что работы, сделанные на третьем этаже строения, не повлекли увеличения всей площади, этажности и объема строения, другими словами изменения главных технико-экономических критериев строения в общем; несущие (ключевые) конструкции строения не затрагивались. Благодаря этому работы расцениваются как комплексный ремонт.
При капремонте может происходить замена износившихся элементов на намного долговечные и экономные, улучшающие показатели эксплуатации ремонтируемых строений.
Реконструкция ОС в налоговом и бухгалтерском учете.
При этом может выполняться экономически целесообразная модернизация строения или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, обустройство находящейся вокруг территории (распоряжение ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2010 № А82-4702/2009).
Поменялось назначение одного из помещений
Меняем шестерни пятой передачи в коробке Лады Ларгус
В индивидуальном помещении коридора мансарды строения сделаны следующие работы: возведены три перегородки, установлены двери из металла, перенесен отопительный радиатор.
После выполнения работ в коридоре мансарды был оснащен архив.
По мнению инспекции, компания выполнила модернизацию главного средства (изменено казенное назначение коридора мансарды).
Суд указал, что ни из перечней работ, отраженных в договоре, акте приемки выполненных работ, ни из материалов выездной налоговой проверки не следует, что работы для изменения практичного назначения отдельного помещения коридора мансарды связаны с изменением технологического или служебного назначения в общем административного строения как объекта основных фондов.
Налоговым органом не продемонстрировано подтверждений того, что подписание контракта подряда на выполнение спорных работ вызвано очень высокими нагрузками или возникновением новых качеств административного строения, которые могли бы привести к надобности выполнения работ по модернизации.
Не представила инспекция и подтверждений того, что проведенные работы повлекли увеличение технико-экономических критериев административного строения как объекта основных фондов.
Вывод: изменение назначения отдельного помещения само по себе не говорит о проведении модернизации главного средства в общем (распоряжение ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2013 № А21-7542/2012).
Два строения одного объекта ОС
В 2-ух зданиях выполнена перепланировочная работа с возведением перегородок.
При этом площадь строения с литерой В поменялась несущественно благодаря применению более инновационных материалов при строительных работах.
А площадь строения с литерой Д увеличилась за счёт возведенной пристройки. Более того, выполнена замена коммуникаций.
При этом работы в данных зданиях проводились в очень разный период времени и на основании разных договоров.
По результатам работ назначение объектов не поменялось (помещения остались нежилыми). Помещение с литерой Д применялось в качестве складского, помещение с литерой В — под офис, склад и площади для торговли.
Инспекция указала, что выполненные работы затрагивают объекта одного главного средства и благодаря этому должны рассматриваться в общем.
Новое в учете основных средств
По мнению ИФНС, такие работы считаются реконструкцией, потому как они стали причиной увеличению площади всего объекта.
Суд подчеркнул, что работы проводились по индивидуальным договорам, в очень разный период времени, в различные периоды, благодаря этому их нельзя рассматривать в комплексе.
Суд признал, что в отношении строения с литерой Д на самом деле была проведена реконструкция.
А работы в здании с литерой В можно считать ремонтом.
Логика рассуждений арбитров такая. В целях исчисления налога на прибыль к капитальным вложениям, увеличивающим стоимость основных фондов, относятся издержки:
— на изменение технологического или служебного назначения объекта;
— реконструкция объекта и увеличение его технико-экономических критериев в целях увеличения мощности, увеличения качества и изменения номенклатуры продукции;
— замену морально устаревшего и физически износившегося оборудования на более производительное.
Однако не любое изменение (увеличение) технико-экономических критериев объекта дает возможность говорить о его реконструкции, модернизации или техническом перевооружении. В целях налогообложения для признания работ капитальными расходами такое изменение (увеличение) технико-экономических критериев должно иметь собственным результатом либо изменение назначения объекта, либо увеличение его продуктивности, либо увеличение качества производимой продукции, либо изменение ее номенклатуры.
При этом все работы, не удовлетворяющие понятиям достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, конкретным в НК РФ, не должны наращивать первоначальную стоимость основных фондов.
В рассматриваемом случае работы по ремонту практически носили характер капремонта, потому как во время выполнения работ имело место замена износившихся конструкций на более новые и долговечные, замена коммуникаций стала причиной улучшению эксплуатационных возможностей объекта.
Перераспределение площади помещений в середине строения не считается Основанием для признания работ реконструкцией.
Более того, в приложении 8 Положения № 279 во время изготовления капремонта разрешается неполная перепланировочная работа с увеличением всей площади перегородок не больше 20%.
При этом перепланировочная работа этажа с возведением перегородок может быть элементом как реконструкции, так и капремонта, сама она по себе не определяет характера выполненных работ.
Более того, налоговым органом не продемонстрировано подтверждений увеличения технико-экономических критериев недвижимых объектов за счёт новых качеств, которые соответствуют понятию «реконструкция», после сделанных работ по ремонту (распоряжение ФАС Центрального округа от 05.11.2013 № А54-7269/2012).
Станция нейтрализации преобразовалась в магазин
Субарендатор принял в пользование здание станции нейтрализации с целью расположения в нем магазина.
Чтобы приготовить здание для его нового назначения, субарендатор выполнил следующие работы: стеновая кладка из легкобетонных блоков, смена участков водопроводных труб и установка регистров отопления, монтаж кабелей и установка приборов электрического снабжения, смена полов, смена конструкций из дерева, монтаж лестниц и площадок лестницы, металлических конструкций, кладка некоторых участков стен, монтаж опорных плит, монтаж арок, устройство поликарбонатного навеса, монтаж потолков навесных, установка подоконных досок, смена обрешетки сплошного дощатого настила и др.
Суд подчеркнул, что в результате выполненных работ случилась перепланировочная работа помещений, возведены пристройки, надстройка второго этажа, увеличилась площадь второго этажа, поменялось казенное назначение помещения: здание станции стало применяться как магазин.
Поменялся вид площадей в здании — с производственных на торговые.
Благодаря этому указанные типы работ не относятся к капремонту (распоряжение ФАС Центрального округа от 29.07.2011 № А36-3814/2010).
Как можно заметить, решение суда зависит от ситуации. И все же попробуем сделать некоторые обобщения:
— если работы проводились на основании единого проекта реконструкции и после данных работ радикально поменялось назначение главного средства — это реконструкция;
— изменение назначения отдельного помещения само по себе не говорит о проведении модернизации главного средства в общем;
— если была выполнена перепланировочная работа в середине строения, при этом не увеличилась его площадь и не поменялось назначение — это ремонт.
Независимо от того, какие именно работы при этом производились и сколько они стоили;
— если наниматель на арендуемых площадях строения произвел работы, из-за которых поменялось назначение всего строения, а хозяин отремонтировал часть, которую он не сдавал в аренду (и на характеристики строения они не повлияли), то работы, изготовленные хозяином, квалифицируются как ремонт;
— замена какой-нибудь конструкции или устройства в здании на более новое и современное не считается модернизацией, если эта замена не оказала влияние на назначение всего строения;
— работы, которые проводились в очень разный период времени, по самым разнообразным договорам, нельзя рассматривать в комплексе, их нужно квалифицировать в отдельности;
— инспекция должна довести собственные выводы про то, что проделанные работы являются реконструкцией (модернизацией), представив экспертное заключение.
Большинство судебных споров касается недвижимых объектов, дела, касающиеся оборудования и транспорта, нечасто можно встретить. Но некоторые вышеприведенные выводы, согласно нашей точке зрения, можно распространить и на оборудование.
Как мы уже говорили, учет стоимости работ зависит от того, как были квалифицированы работы — как ремонт или как реконструкция (модернизация).
Расходы на работы по ремонту являются текущими и признаются в бухгалтерском и налоговом учете в затратах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических расходов (п.
5 ст.
272 НК РФ, п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99 «Издержки организации», п. 1 ст. 260, подп.
1 п. 1 ст.
265 НК Российской Федерации, письмо Министерства финансов России от 05.12.2012 № 03-03-06/1/628).
Дебет 20, 25, 26, 44 Заём 60, 70, 69
— показаны строительные расходы объектов основных фондов.
Учет реконструкции (модернизации)
В бухгалтерском учете расходы на реконструкцию (модернизацию) ОС повышаюту первоначальную стоимость ОС (п.
26, 27 ПБУ 6/01 «Учет основных фондов»).
Срок полезного применения ОС может быть изменен, если в результате проведенной реконструкции или модернизации случилось улучшение параметров данного объекта, также возрос его служебный срок (п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний по бухучёту основных фондов, утв. приказом Министерства финансов России от 13.10.2003 № 91н).
В налоговом учете расходы на реконструкцию повышаюту первоначальную стоимость главного средства и списываются через амортизацию (п.
2 ст. 257 НК РФ).
Также, как и в бухгалтерском учете, после реконструкции ОС плательщик налога вправе сделать больше срок полезного применения (абз. 2 п. 1 ст.
Мастерская: раздаточная коробка УАЗ — Реконструкция маслянной магистрали
258 НК РФ).
Увеличение СПИ выполняется в границах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую прежде было включено такое основное средство (абз. 2 п. 1 ст.
258 НК РФ).
Расчет ежемесячной смягчении зависит от того, поменялся ли срок полезного применения.
Ситуация 1. После реконструкции СПИ возрос. В данном случае с месяца, следующего за месяцем ввода реконструированного ОС в эксплуатирование, амортизация по нему начисляется по формуле (п.
1 ст. 258 НК РФ):
Амортизация за месяц = (конечная стоимость ОС на момент завершения модернизации + расходы на модернизацию) : (срок полезного применения оставшийся + срок, на который возрос СПИ).
ООО «Омега» 28 февраля 2014 г. модернизировало основное средство, первоначальная цена которого составляла 120 000 000 руб.
Амортизация начисляется линейным способом, месячная сумма амортизационных отчислений — 1 000 000 руб.
Первый срок полезного применения — десять лет, из которых прошло 2 года.
Стоимость модернизации составила 1 200 000 руб.
СПИ возрос на десять лет.
Конечная стоимость главного средства на 28 февраля 2014 г. равна 96 000 000 руб. (120 000 000 руб. – 1 000 000 руб. х 2 х 12). Новый срок полезного применения объекта после модернизации будет составлять 18 лет (10 лет – 2 года + 10 лет).
Новая сумма амортизационных отчислений ООО «Омега» за месяц, начав с марта, будет составлять 450 000 руб. [(96 000 000 руб. + + 1 200 000 руб.) : (18 лет х 12 мес.)].
Ситуация 2. После модернизации главного средства СПИ не возрос. В этой ситуации по завершении данного периода объект будет самортизирован не до конца.
Ведь норма смягчении не поменяется, а первоначальная стоимость становится больше на цену модернизации.
Министерство финансов считает, что в этом случае нужно начислять амортизацию по прошлой норме до полного списания стоимости ОС. Списание в данном случае длится и после завершения СПИ (письма Министерства финансов России от 11.02.2014 № 03-03-06/1/5446, от 09.06.2012 № 03-03-10/66).
У судов по данному вопросу другая точка зрения: плательщик налога вправе начислять амортизацию, исходя из остаточной цене ОС, увеличенной на сумму расходов на модернизацию, и оставшегося срока полезного применения (постановления ФАС Московского округа от 06.04.2011 № КА-А40/2125-11, от 03.06.2009 № КА-А40/4667-09 — оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.12.2009 № ВАС-12685/09). В данном случае сумма ежемесячных отчислений после модернизации возрастает, и вся стоимость списывается в течение СПИ.
Ситуация 3. Реконструировано полностью самортизированное ОС. В данном случае стоимость произведенной модернизации будет амортизироваться по тем нормативам, которые определили при введении этого главного средства в эксплуатирование (письма Министерства финансов России от 05.02.2013 № 03-03-06/4/2438, от 09.06.2012 № 03-03-10/66, от 05.04.2012 № 03-03-06/1/181).
На балансе ООО «Торжок» числится полностью самортизированное основное средство начальной стоимостью 200 000 руб.
Срок полезного применения был поставлен 51 месяц, другими словами помесячная амортизационная норма составляла 1,96 % (100% : 51 мес.).
В текущем периоде выполнена модернизация этого главного средства на сумму 85 000 руб. Срок полезного применения не поменялся.
Помесячная сумма амортизационных отчислений по ключевому средству после модернизации будет составлять 5586 руб. [(200 000 руб. + + 85 000 руб.) х 1,96 %].
Амортизация будет начисляться еще 16 месяцев (85 000 руб. : : 5586 руб.), начав с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором модернизация закончилась (абз. 3 п. 2 ст.
322 НК РФ), до момента, когда случится полное списание расходов по модернизации, либо до выбытия этого объекта основных фондов из состава амортизируемого имущества (письмо Министерства финансов России от 23.09.2011 № 03-03-06/2/146).
Напомним, что при реконструкции главного средства, которая длится более 12 месяцев, начисление смягчении заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала работ (п.
3 ст.
256 НК РФ). Если реконструируется здание, которое принимается во внимание как единый инвентарный объект, амортизацию прекращают начислять со стоимости всего объекта, даже в том случае, если практически часть строения продолжает использоваться (письмо Министерства финансов России от 16.01.2008 № 03-03-06/1/8).
Ключевым документом, подтверждающим, что проведенные работы являются ремонтом ОС, а не его реконструкцией (модернизацией), считается дефектная ведомость. Информацию о произведенном ремонте нужно отразить в разделе 5 инвентарной карточки (можно применить форму № ОС-6).
ООО «Омега»
(название организации)
Начальник организации
Иванов И. И.
(подпись) (расшифровка подписи)
бухгалтерия
(структурное подразделение)
Место составления Общий кабинет
На основании приказа по ООО «Омега» № 2 от 01.01.2014
(название организации)
Председателя комиссии Основного инженера Петрова П. П.
(ФИО, должность, рабочее место)
Членов комиссии: Заведующего хозяйством Сидоровой С. С., бухгалтера Степановой С. С.
(ФИО, должность, рабочее место)
Выполнила осмотр Брошюровочного аппарата «Витязь-М», инв. № 00123
(название объекта основных фондов, марка, модель, инвентарный номер и др.)
и установила наличие следующих недостатков (повреждений, неисправностей и т.п.):
Список
выявлен-
ных дефек-
тов
Характери-
стика выяв-
ленных де-
фектов
Список ра-
бот, необхо-
димых для
устранения
выявленных
недостатков
Список матери-
алов и запасных частей,
нужных для
проведения работ
по устранению вы-
явленных недостатков
Искривле-
ние и тре-
щина лотка
подачи бу-
маги, износ
сверла
Невозмож-
ность исполь-
зования ап-
парата по
назначению,
отверстия не
пробиваются
1. Демонтаж
старого лот-
ка.
2. Установка
нового лотка
3. Замена
сверла
Сверло НРП 12
Сверло НРП 12
мм, мм,
Лоток «Витязь-
Лоток»
Заключение комиссии: Из-за причины невозможности применения аппарата по практичному назначению и необходимостью замены деталей, нужен ремонт. Ремонт можно выполнить самостоятельно.
Примерная цена запасных частей для работ по ремонту – 150 000 руб.
Главный инженер Петров П.П.
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Управляющая хоз-ом Сидорова С.С.
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Бухгалтер Степанова С. С.
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Разница между модернизацией и реконструкцией
Вы тут
Ремонт, реконструкция или модернизация: в чем разница?
Когда нибудь у каждой организации появляется необходимость в выполнении ремонта, реконструкции или модернизации объектов основных фондов. Определить грань между этими тезисами В практических условиях бывает не так легко, и очень часто вопрос о спецификации выполненных затрат становится предметом спора с налоговыми органами, о чем говорит многочисленная арбитражная практика.
Как отличить ремонт от реконструкции или модернизации? Чем при этом следует руководствоваться и какие документы необходимо оформить, во избежание претензий со стороны налоговых органов?
При проверках налоговые органы показывают очень большой интерес к затратам организации, которые связаны с проведением работ по ремонту. Большое внимание к подобным затратам поясняется следующим: расходы на нынешний или комплексный ремонт единовременно во всей сумме берутся во внимание в затратах при исчислении налога на прибыль.
Основание — п. 1 ст. 260 НК РФ, пп.
2, 5 ст. 272 НК РФ.
Со своей стороны, издержки на реконструкцию и модернизацию повышаюту стоимость главного средства и списываются на расходы при помощи смягчении (п. 2 ст.
257, 258 НК РФ).
Понятно, что инспекторы налоговой изыскивают любую возможность, чтобы переквалифицировать сделанный ремонт главного средства в его реконструкцию или модернизацию и, как последствие, доначислить налог на прибыль.
Попытаемся разобраться с терминами
В согласии с п. 2 ст.
257 НК РФ к реконструкции относится реконструкция существующих объектов основных фондов, которое связано с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических критериев и в целях увеличения мощностей производства увеличения качества и изменения номенклатуры продукции.
К модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, строения, строения либо другого объекта амортизируемых основных фондов, очень высокими нагрузками и (или) иными новыми качествами.
В нормативах по бухучёту нет подобных четких определений, как в налоговом законодательстве. Но все таки из анализа пп. 14, 20, 27 ПБУ 6/01 «Учет основных фондов», утвержденного Приказом Министерства финансов России от 30.03.2001 № 26н, делаем вывод: если в результате проделанных работ происходит улучшение (увеличение) сначала принятых нормативных критериев функционирования объекта основных фондов (срока полезного применения, мощности, качества использования и т. п.), то эти работы относятся к реконструкции или модернизации .
В согласии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства — это изменение показателей объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), также надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а еще замена и (или) возобновление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, кроме замены индивидуальных элементов подобных конструкций на подобные или другие улучшающие критерии подобных конструкций детали и (или) восстановления перечисленных элементов.
Понятие «ремонт» в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве отсутствует.
Если исходить из определений реконструкции и модернизации, то делаем вывод от обратного, а конкретно: работы по ремонту не вызывают изменения назначения объекта, а еще не придают объекту основных фондов новых качеств если сравнивать с первоначальным состоянием (в особенности, не повышаюту производственные площади и мощности).
В Письме Министерства финансов Россиийской Федерации от 22.04.2010 № 03-0306/1/289 содержатся объяснения, согласно которым при разграничении модернизации и ремонта основных фондов определяющее имеет значение изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им иных новых качеств.
Как считают профессионалы материального ведомства (Письмо Министерства финансов Россиийской Федерации от 23.11.2006 № 03-0304/1/794), при подсчете терминов «комплексный ремонт» и «реконструкция» необходимо руководствоваться:
• Положением про проведение планово-предупредительного ремонта зданий для производства и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
• Ведомственными строительными нормами (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение про организацию и проведении реконструкции, ремонта и техобслуживания строений, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312;
• Письмом Министерства финансов СССР от 29.05.1984 № 80 «Об определении понятий нового строительства, увеличения, реконструкции и технического перевооружения работающих предприятий».
В особенности, список работ по капремонту сооружений и зданий содержится в приложении № 8 к Постановлению Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, который в себя включает следующие работы:
• ремонт, смена и замена износившихся перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок (во время изготовления капремонта перегородок разрешается неполная перепланировочная работа с увеличением всей площади перегородок не больше 20%);
• неполная (более 10% общей напольной территории в здании) или непрерывная смена всех видов полов и их оснований;
• реконструкция полов при проведении ремонта со сменой на более долговечные и прочные материалы;
• полная смена ветхих дверных и оконных блоков;
• неполная или полная смена воздушных каналов;
• смена изношенных участков электросети (более 10%);
• ремонт или возобновление монтажных коробов;
• замена осветительных приборов на остальные типы (обыкновенных на люминесцентные).
Не обращая внимания на очень большой возраст документов, ими до этого времени руководствуются судьи при квалификации выполненных работ в спорах плательщиков налога и налоговых органов (Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 № 20АП903/2017, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 № 18АП-1449/2017, 3-го арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № А74-6165/2015 и др.).
Важным значением при спецификации выполненных работ считается цель их проведения, а еще результаты для главного средства.
В особенности, целью ремонта считается удаление неисправностей (замена износившихся или сломанных деталей (конструкций)), наличие которых выполняет невозможной или опасной саму эксплуатацию объекта основных фондов.
Целью проведения реконструкции (модернизации) считается улучшение (увеличение) сначала принятых нормативных критериев функционирования объекта основных фондов, к примеру увеличение срока полезного применения, увеличение мощности и т. п.
Арбитражная практика
Наличие дефектной ведомости или заключения эксперта о минусах, которые необходимо убрать, дают возможность скорее довести правильность отнесения выполненных расходов к затратам на ремонт (Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2015 № Ф02-6375/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 № А82-5539/200819, ФАС Дальневосточного округа от 08.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3696).
Ремонт не приводит к изменению назначения объекта, не делает лучше качество продукции, не повышает производственные площади и не приводит к значительному улучшению производственных критериев объекта в общем — аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 № 08АП15446/2015, 4-го арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 № 04АП3467/2015, от 29.07.2013 № А19-3291/2013.
Замена потолочных, напольных, покрытий для стен, износившихся труб канализации и труб водообеспечения, дверных и оконных блоков и остальные работы, которые связаны с отделкой помещений внутри, относятся к строительным работам (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 10.04.2015 № Ф081351/2015, АС Московского округа от 19.09.2014 № Ф05-10335/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 № 09АП-28300/2013).
Кладку перегородок из кирпича суды еще можно отнести к строительным работам (Постановления ФАС Уральского округа от 19.09.2013 № Ф09-9439/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 № А325993/2011, ФАС Московского округа от 15.10.2009 № КАА40/10928-09).
К строительным работам относится и замена мотора объекта основных фондов при условиях, что мощность мотора остается прошлой (Постановления ФАС Москов
ского округа от 28.12.2009 № КА-А41/14324-09, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 № А56-20587/ 2006).
Аналогичным образом, судьи единодушны в том, что ремонт — это такие разновидности работ, которые не приводят к улучшению параметров объекта основных фондов. Причем при проведении ремонта можно применить новые, намного долговечные и экономные запасные части и материалы (детали) взамен износившихся (Распоряжение АС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2017 № Ф021923/2017).
Какие документы нужно иметь в наличии, во избежание претензий со стороны налоговых органов при ремонте?
• Дефектную ведомость, в которой указываются все повреждения главного средства и обосновывается необходимость выполнения строительных работ.
• Указ начальника о выполнении ремонта.
• Договор на выполнение работ по ремонту (если например ремонт выполняет посторонняя организация).
• Например если ремонт выполняет организация своими силами, нужны планы (графики) ремонта, сметы затрат на ремонт, накладные на внутреннее перемещение объектов основных фондов и на отпуск ремонтных материалов, расчетно-платежные ведомости на выплату заработной платы сотрудникам, производящим ремонт.
• Акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов.
• Технические свойства объектов после ремонтных работ, экспертные заключения.
Если ремонт и реконструкция (модернизация) проводятся одновременно, то первичные документы обязаны быть составлены таким образом, чтобы можно было организовать отдельный бухгалтерский и налоговый учет расходов по произведенным видам работ. Проще говоря, чем будет больше документов, подтверждающих ремонт (служебных записок, актов, распоряжений), тем меньше вероятность того, что налоговая администрация переквалифицирует строительные расходы в издержки на реконструкцию или модернизацию.