Чем отличается городской округ от муниципального района?
Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На сегодня в России насчитывается:
- Более 1800 муниципальных районов.
- Более 500 городских округов.
- 3 городских округа с внутригородскими районами.
Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.
После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.
Что такое муниципальный район?
Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.
Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов.
Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.
Полномочия управляющих органов муниципального района
К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.
Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.
В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.
Что такое городской округ?
В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу, один город.
Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения.
Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.
Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом
Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.
Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.
Городской округ — очередная афера против населения
В последнее время в интернете разыгрались нешуточные дебаты по вопросу преобразования поселений Одинцовского района и городского округа Звенигород в единый городской округ.
Сразу несколько интернет-ресурсов провели онлайн-голосования, которые показали абсолютную непопулярность данной «реформы» среди пользователей.
Это же подтверждается и «температурой» комментариев под новостными сообщениями, касающихся этой темы.
Казалось бы, столь значительное событие для района должно быть у всех жителей на слуху, «муссироваться» на всех уровнях общественной жизни и всесторонне освещаться средствами массовой информации, коих в районе множество, включая даже своё телевидение.
Но, увы, только редкие сетевые информационные ресурсы в интернете пытаются привлечь внимание к этой теме, а официальные СМИ либо сдержанно молчат, либо преданно и скупо придерживаются «линии партии».
Не менее странной выглядит позиция Общественной палаты Одинцовского района, председатель которой, несмотря на «отрицательное» мнение жителей, ещё в 2015 году выступил с инициативой и начал активно отстаивать идею преобразования Одинцовского муниципального района в городской округ с целью «централизации власти».
В октябре 2018 года Общественная палата провела в Одинцово «круглый стол» по вопросу объединения 16 поселений муниципалитета в единый городской округ. На сайте Палаты все те же неаргументированные «за» и ни слова критики.
Круглый стол по городскому округу
Такая ангажированность Общественной палаты, несколько «однобоких» статей, написанных «независимым журналистом» Георгием Янсом в унисон с мнением Губернатора Андрея ВОРОБЬЁВА, а также Главы Одинцовского района Андрея ИВАНОВА, наталкивают на мысль, что ничего хорошего от этой затеи властей населению ожидать не стоит.
И действительно, «реформа» Воробьёва продолжается уже несколько лет, целый ряд муниципалитетов был «преобразован».
Ближайшими преобразованными соседями Одинцовского муниципального района являются Красногорский, Рузский, Можайский районы (теперь уже городские округа). Даже из общения с жителями этих округов можно сделать выводы, что ожидает одинцовцев после преобразования.
Так о чём же всё-таки умалчивает власть, навязывая населению сомнительную реформу? Почему отсутствует прозрачность и массовое обсуждение этой темы?
Что хотят отнять у граждан и что дадут (если дадут) взамен?
Так ли всё радужно, как пытаются это представить сторонники реформы? Давайте всё-таки попробуем взвесить все доводы «администраторов» и их «приспешников», может это натолкнет нас на определенные выводы?
Имеет ли право губернатор вмешиваться в вопросы местного самоуправления, а тем более ограничивать конституционные права граждан?
Начнём с азов.
Право на местное самоуправление гарантировано гражданам междунардными нормами и договорами (Европейская хартия местного самоуправления), Конституцией РФ (ст.12), федеральным законодательством (Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и другими нормативно-правовыми актами. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление — это решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения (вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности), исходя из интересов населения.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях.
Вопросы местного значения разграничены и определены для разных муниципальных образований федеральным законом (ФЗ-131).
В нашем случае остановимся на городском округе и муниципальном районе, в состав которого входят городские и сельские поселения. Сегодня мы имеем Одинцовский муниципальный район, состоящий из 7 городских поселений и 9 сельских.
Основой местного самоуправления (МСУ) в поселениях являются непосредственно население, территория, муниципальная собственность, бюджет и сформированные населением органы местной власти. При двухуровневой структуре МСУ («район-поселение») часть вопросов решается непосредственно в городском или сельском поселении (в основном это вопросы благоустройства, досуга, организации сбора мусора и т. п.), часть на уровне района (вопросы межпоселенческого характера и отдельные государственные полномочия).
Финансовая составляющая деятельности МСУ — это местные налоги. Так, бюджет поселений имеет основной доход от земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Размер этих налогов устанавливается местным органом власти (Советом депутатов поселения) и может варьироваться в рамках установленных федеральным законодательством ограничений.
Например, земельный налог имеет «вилку» от 0,1 до 1,5% от кадастровой стоимости земли.
Следует отметить, что муниципальный бюджет к государственному бюджету прямого отношения не имеет. Хотя часть средств может, как изыматься, так и выделяться в рамках межбюджетных трансфертов по определенным основаниям.
Кроме того, в поселениях могут быть установлены различные местные льготы для отдельных категорий граждан.
Требования к границам поселений устанавливают «пешеходную доступность» администрации для граждан в отличие от муниципального района или городского округа, где уже гарантирована только «транспортная доступность».
Теперь, совершив краткий экскурс в теоретические основы МСУ, можно более подробно разобрать обещания «реформаторов» и их мотивацию, чтобы аргументировано ответить на основные вопросы.
Ещё в феврале 2017 года в Российской газете была опубликована статья «Вокруг до округа.
Зачем в Подмосковье реформируют местное самоуправление?», в которой автор Ирина РЫБНИКОВА с претензией на объективность, якобы, «выслушала обе стороны».
Но в целом вопрос освещён плохо и однобоко, а адекватность «эксперта», который оправдывает реформу самоуправления необходимостью «повышения эффективности государственного управления» (. ), вообще вызывает сомнения.
Тем не менее, автору удалось сформулировать основные «плюсы» перехода к «окружной системе» МСУ в инфографике, чем мы и воспользуемся для дальнейшего анализа.
Митинг против городского округа Одинцово!
Инфографика по городскому округу, «Российская газета»
«Сокращение численности чиновников»
Не совсем понятно, о сокращении каких именно чиновников идет речь? Государственных служащих реформа не коснется.
А если говорить о муниципальных служащих, то сегодня их число не существенно даже для поселения.
При преобразовании сокращение коснется в первую очередь муниципальных депутатов (непосредственно представителей населения), работающих на непостоянной основе, а муниципальные служащие скорее всего перейдут во вновь созданные территориальные отделы, управления или другие бюджетные учреждения, призванные оказывать услуги по вопросам местного значения.
«Экономия бюджетных средств»
О какой экономии и какого бюджета говорят авторы? Если говорить об экономии местного бюджета за счет ликвидации поселенческих администраций, то доля на содержание этих администраций незначительная, а содержание территориальных управлений также потребует затрат из бюджета.
Кроме того, даже если и удастся уменьшить административные расходы в целом, то совершенно непонятно, какую пользу извлечёт из этого население?
При «окружной» системе бюджет округа будет несоизмеримо больше любого нынешнего поселения, а жители и администрация оторваны друг от друга настолько, что контроль над бюджетными расходами практически будет невозможен.
«Единый генеральный план и сбалансированное развитие территории»
Создание городского округа, в первую очередь, даст возможность откорректировать градостроительные ограничения (регламенты), повысить плотность и этажность застройки. Заверения представителей администрации района о «сохранении градостроительных норм» и «территориального планирования», мягко сказать, не заслуживают доверия.
Уже сейчас в Красногорске идет обсуждение «нового» генплана ГО Красногорск, и вопросов у жителей предостаточно .
Размещение многоэтажной застройки в непосредственной близости от индивидуальной застройки нарушит комфортную окружающую среду и создаст предпосылки для дальнейшего «выдавливания» «частников» с их территории.
«Единые правила благоустройства»
Это говорит лишь о том, что непосредственно жители не смогут влиять на благоустройство прилегающих территорий. Некий «дядя» в далекой администрации будет решать за вас, что и как делать.
Так, например, в Чупряково может появиться детская площадка в том месте, где было бы необходимо установить спортивную. Или наоборот.
Уже сейчас мы можем лицезреть результаты такого благоустройства, когда во дворах возникают бесполезные тренажеры и детские аттракционы с возрастным ограничением 4-7 лет, а дети старшего возраста остаются не у дел, либо вынуждены пользоваться качелями для малышей, что существенно сокращает срок эксплуатации тех же качелей.
«Единый подход к налоговой политике»
Этот пункт требует более внимательного рассмотрения. По моему мнению, именно он и является основной мотивирующей составляющей «реформы».
Рассмотрим консолидированный бюджет Одинцовского муниципального района за 2015 год . Понятие «консолидированный» означает общий, то есть включающий в себя как бюджет района, так и бюджеты всех поселений (городских и сельских).
За 2015 год объем консолидированного бюджета района составил более 15 млрд рублей!
Исходя из приведённых данных, мы живем в самом благополучном для развития самоуправления регионе, так как доходы муниципальных бюджетов позволяют качественно и своевременно решать практически любые вопросы местного значения!
Но здесь же кроется и своего рода «проклятие»: столь колоссальные цифры доходов местных бюджетов просто манят поучаствовать в их освоении различного уровня «дельцов» и «эффективных менеджеров» даже из других регионов.
За годы «администраторы» фактически вытеснили из МСУ реальных представителей местного населения, сосредоточив на ключевых постах «своих» назначенцев.
Доступ к распределению ресурсов позволил им «подмять» под себя не только исполнительные органы, но и контролирующие, включая своих «работодателей» в лице местных депутатов!
Даже институт местных выборов уже нельзя считать независимым. Самое страшное то, что «администраторам» активно помогают некоторые местные жители, занятые в бюджетной сфере (учителя и директора школ, воспитатели детских садов, сотрудники библиотек, клубов и др.).
Противостоять этой «системе» призван, в частности, институт гражданского и общественного контроля. Благодаря интернет-ресурсам и, пока что, относительной доступности информации в сети, всё больше активных граждан начали интересоваться вопросами эффективности расходования бюджетных средств поселений, проявились зачатки формирования активной гражданской позиции на местном уровне.
Но вместо того, чтобы оказывать содействие столь конструктивным изменениям в общественном сознании, «администраторы» затеяли реформу, которая, по сути, сведет «на нет» все усилия активистов.
За какой «кусок пирога», по сути, борются «реформаторы»?
Из 15 млрд руб. консолидированного бюджета доля муниципального района около 9 млрд (
60%). Из них половину (около 4,5 млрд руб.
) составляют межбюджетные трансферты в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета (а значит и особый контроль за использованием данных средств), а вторую половину составляют налоговые и неналоговые доходы.
Доля бюджетов непосредственно поселений в консолидированном бюджете района около 6 млрд руб.!
При этом, как уже говорилось выше, доходы бюджетов поселений это именно налоговые доходы в виде земельного налога и налога на имущество физических лиц, то есть платежи, поступающие напрямую от граждан и собственников земли в целом.
Местные Советы депутатов, пусть и не во всех поселениях, но старались учитывать интересы жителей при установлении ставок на местные налоги.
Так, в сельском поселении Жаворонковское, благодаря предыдущему Совету депутатов, установлена ставка земельного налога 0,15% для индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых участков в то время, как в большинстве остальных поселений эта ставка равняется максимально возможным 0,3%! Стоит упомянуть о беспрецедентном давлении тогда на депутатов «сверху», но все-таки они выстояли, благодаря, в том числе, и поддержке населения.
«Налоговая вилка» для того и предусмотрена, чтобы выравнивать налог в зависимости от налоговой базы: дорогая земля — минимальная налоговая ставка, недорогая — максимальная. Это влияет и на «собираемость» налога.
Высокая ставка при высокой стоимости земли приводит к возникновению доходов бюджета, явно не соответствующего затратам на решение вопросов местного значения.
При нормально функционирующем МСУ можно было бы сбалансировать бюджет, понизив ставку, например, или расширив социальные льготы для различных групп местного населения.
Но «администраторы-назначенцы» и такие же «депутаты-назначенцы» предпочитают выводить эти «сверхдоходы» через различные схемы и успешно «осваивать» их. А чего?
Не своё же!
При преобразовании в городской округ ставка налога будет единой — 0,3%. В этом можно убедиться на примере городского округа Красногорск . Что это означает для тех же жителей СП Жаворонковское?
То, что земельный налог вырастет в 2 раза. С нынешних
Недифференцированный подход к налоговой политике на территории планируемого округа протяжённостью более 60 км приведет к дискредитации той части населения, которая проживает в непосредственной близости от Одинцово (или от Москвы).
Так, кадастровая стоимость земли с одним видом разрешенного использования (например, ИЖС) на противоположных концах района уже на сегодняшний день разнится в 2 раза (
3350 р/м? в Чупряково против
6850 р/м? в Ромашково или в Барвихе)!
Что это означает?
То, что имея одинаковую среднюю зарплату по региону 30 тыс руб. и 10 соток в собственности в разных населенных пунктах, жители «престижных» деревень будут платить в местный бюджет в 2 раза больше, чем жители «малопрестижных».
При этом деньги из бюджета будут распределяться «администраторами» независимо от адреса плательщика налога.
То есть, жители прилегающих к Одинцово и Рублёво-Успенскому шоссе деревень и сёл возьмут на себя дополнительную «заботу» о жителях отдаленных населённых пунктов и решение их вопросов! И это независимо от размера их дохода!
В принципе, именно об этом и заявляли «администраторы» и «назначенцы» на форуме «Повышение эффективности муниципального управления» ещё в 2015 году .
Создаются теперь уже и экономические (налоговые) предпосылки для «выдавливания» коренных жителей с «престижных» земель подальше, на «непрестижные».
«Единые тарифы на услуги ЖКХ»
В данном пункте хотелось бы обратить внимание на применение понижающего коэффициента к тарифам на электроэнергию.
Для жителей городских поселений ничего не изменится.
Для них как был предусмотрен понижающий тариф для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, так и останется.
А вот жители сельских поселений могут и не сохранить право на понижающий тариф.
В частности, в соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 №321-Р «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей Московской области на 2018 год» по «пониженный» тариф попадает население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним.
На сегодняшний день это жители сельских поселений и сельских населенных пунктов в составе городских поселений и городских округов.
Перечень таких населенных пунктов устанавливается Правительством Московской области. Так, в соответствии с «Перечнем населённых пунктов Московской области, входящих в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции» (утв.
Постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 №150/8) единственный сельский населенный пункт в составе городского поселения Одинцово это деревня Вырубово. Как этот перечень будет изменяться в дальнейшем под натиском «реформаторов» — остаётся только догадываться.
«Единые тарифы на транспорт»
В данном случае имеются в виду только регулярные перевозки. Так, согласно «Регулируемым тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…» (утв. постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2017 года №852/38), по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пригородного сообщения, расположенных в пределах границ одного городского округа стоимость проезда определяется по тарифам на перевозку пассажиров в городском сообщении независимо от её протяжённости.
В данном случае многие маршруты могут быть попросту закрыты перевозчиками из-за их экономической нецелесообразности. Либо будут привлечены «правильные» перевозчики, получающие доплаты из бюджета за обслуживание таких маршрутов.
Но где же тогда уже обещанная экономия бюджетных средств?
Таким образом, даже при поверхностном анализе доводов сторонников округа очевидна их почти полная несостоятельность.
Да, конечно, городской округ был бы логическим развитием для любого городского поселения.
В современных реалиях Одинцовского района городские поселения Заречье, Одинцово, Лесной городок ещё можно было бы, наверное, притянуть к единому городскому округу.
И то с учётом мнения населения. Но зачем формировать округ на территории целого муниципального района?
Кто и для чего затеял столь сомнительную реформу в Московском регионе?
Бесспорно, с точки зрения «администратора» (распорядителя бюджетных средств), городской округ — это сосредоточение в одних руках внушительного консолидированного бюджета (более 16 млрд руб.), доступ к новым земельным ресурсам, снятие градостроительных ограничений, уменьшение общественного контроля, а значит и почти полная свобода действий!
Но благо ли это для общества? Неужели из-за 6 млрд местных бюджетных средств можно вот так, с коленки, впопыхах, ограничить конституционные права более 300 тысяч граждан?
Да, обещают сохранить региональные и федеральные льготы, но они существуют независимо от поселений, а вот местные льготы безвозвратно исчезнут! Да, обещают провести «демократические» выборы в Совет депутатов округа, но о каких «демократических выборах» можно говорить, если реальная демократия возможна только на уровне поселений, где люди ещё могут провести сход, собрание, опрос жителей, принять прямым голосованием решение, выбрать представителя в местный совет из числа «своих», живущих по соседству.
Округ, в том виде, который предлагается, таких возможностей уже не даст. А значит, помимо отъёма средств местных бюджетов, происходит перекрытие социальных лифтов и купируется возможность появления депутатов «от народа».
Пробиться в «окружные» депутаты можно будет только через партийные списки (а это своего рода «сито»), либо индивидуально, но только имея достаточные ресурсы и средства для использования всевозможных политических технологий, что для действительного «представителя народа» уже маловероятно.
При этом, основное «ущемление прав» прочувствуют жители сельских поселений.
Прогулка по городу Коломна.
Если не сразу, то в течение довольно короткого срока (отмена местных льгот, повышение ставки налога, повышение тарифов, многоэтажная застройка).
Городской округ: обещания и реальность
«Администраторы» отбирают у народа право на власть
В заключение мне хотелось бы обратиться к «защитнику реформы» Георгию Янсу, который уповает, что больше не будет «никакой квазидемократии в лице ручных депутатов, а вполне умеренная централизация власти», и которого «греет тот факт, что исчезнут как бесполезный класс поселенческие депутаты».
Скажите, Георгий, а какая будет Ваша следующая статья?
Избран глава Георгиевского городского округа
О пользе и преимуществах крепостного права? А может о необходимости введения права «первой ночи»?
Об отмене всеобщего обязательного образования?
Или о преимуществах передачи должностей по наследству? Вы осознано вводите людей в заблуждение?
Вы, наверное, уверены, что в Совете депутатов городского округа будут исключительно «народные представители», а не «ручные»?
Скажите, каково прислуживать лжецам и сколько это стоит?
Непосредственно власть «администраторы» уже давно узурпировали, сейчас они отбирают у народа право на власть!
Неужели и это «проглотим» молча?
Неужели общественные слушания опять пройдут по сценарию «администраторов-реформаторов» и под их диктовку?
«Кто имеет уши слышать, да услышит!»
Вы поддерживаете создание Одинцовского городского округа?
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции.
Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
Укрупнить до округа
В объединении населенных пунктов путем создания округа, по мнению авторов проекта, есть очевидные резоны. Муниципальный округ — это экономия бюджетных средств, сокращение численности чиновников, единый генеральный план и сбалансированное развитие территории, единые тарифы на услуги ЖКХ, единые тарифы на транспорт, единые правила благоустройства, единый подход к налоговой политике и т.п. "Государственная система должна быть простой и понятной, — говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — А в Подмосковье муниципалитетов больше, чем субъектов в некоторых федеральных округах.
Человек может сделать несколько шагов из одного муниципалитета в другой — и попасть в иную реальность с другой системой обеспечения госуслуг и даже другим налогообложением, если мы имеем в виду налоги и сборы, регулируемые на поселенческом уровне… Укрупнение муниципалитетов — это правильный шаг. Сложный, непопулярный, но правильный".
О том, что полномочия муниципалитетов не соответствуют их финансовым ресурсам, речь идет не впервые. Когда законопроекты о реформе местного самоуправления принимались Госдумой в первом чтении, мэры городов говорили: расширение полномочий местной власти должно подкрепляться финансово.
Но вместо поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам правительство тогда представило в Госдуму лишь концепцию этих поправок. Да и она мало что обещала муниципальным властям: им, например, оставляли 100 процентов налогов на рекламу (нетрудно представить, каковы рекламные доходы в сельской местности), а вот акцизы на топливо и алкоголь доставались региональным администрациям.
В условиях, когда бюджет в три раза меньше, чем государственные обязательства, обещать муниципальным властям широкую самостоятельность, вероятно, не стоило. Требовалось одно из двух: либо увеличивать бюджет, либо урезать государственные обязательства перед населением.
Догадываясь, к какому варианту может склониться правительство, депутаты Госдумы подстраховались и приняли закон о минимальных социальных стандартах. Чем запрограммировали совсем тупиковую ситуацию: сокращать социальные обязательства закон не велит, а сохранять их в неприкосновенности казна не позволяет.
О том, что реально собой представляет местное самоуправление, я знаю не понаслышке. В свое время писал о конфликте между мэром города Георгиевска и главой Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края.
У последнего были в руках собственность, бюджетные ресурсы. У первого — ничего, кроме параграфа Конституции.
Новый округ вскрыл старые проблемы
Конфликт в Георгиевске означал столкновение финансовой немощи с конституционно провозглашенной независимостью местной власти от власти государственной.
Наблюдая, как протекает реформа местного самоуправления, трудно отделаться от ощущения исторического дежавю. Ведь еще в 1864 году организация местного самоуправления была закреплена в России положением о земских учреждениях и городовым положением: земская и городская власть отделялась от государственной.
Но спустя тридцать лет пришлось пересматривать эту практику по соображениям, изложенным в пояснительной записке к проекту нового земского положения, разработанного под руководством графа Толстого: "Главные причины существующего неустройства в земстве заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных. Отсюда происходит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный антагонизм между ними".
Этот самый антагонизм мы наблюдаем и в новейшей российской истории.
Приобретя не обеспеченные местной казной большие полномочия и соразмерную им ответственность, мэры сегодня стали еще более уязвимы для критики со всех сторон.
Рядовому обывателю решительно все равно, какая власть — муниципальная или государственная — обеспечивает его водой и теплом, поликлиникой и стадионом, кинозалом и автобусным маршрутом. Он территорию своего обитания на государство и муниципалитет не делит и не желает выслушивать объяснения мэра, что причина бытового и социального необустройства этой самой территории — скудный местный бюджет.
Многие регионы уже отказались от избрания мэров прямым голосованием. Пока муниципальная казна бедна, гражданам будет все равно, избран городской глава или назначен.
Точно так же им будет безразлично и слияние поселений в муниципальный округ, если в этом округе жизнь не станет лучше.