Психология научная и житейская: в чем разница?
Осознаем мы это или нет, с психическими явлениями мы сталкиваемся каждый день: наблюдаем перепады собственного настроения, видим, как по мере взросления меняется характер наших детей, понимаем, когда не в духе руководитель.
Казалось бы, специальные знания нам для этого не нужны. Более того: житейская психология — сфера, безусловно, более древняя.
Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, фиксировались в пословицах и поговорках.
У психологии как у науки и житейской практики общая цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же разница между ними?
Пять отличий сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
1. Житейские психологические знания конкретны, научная психология выводит закономерности
Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы.
Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет.
Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает.
То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.
Молодая мать жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.
«Ты этого так не оставляй, — дает соседка универсальный совет. — Скажи мужу, чтобы был с ним построже!
Наш теперь как шелковый стал — так отца боится».
Профессиональный психолог давать советы не будет.
Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка. Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения — теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)
Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.
2. Житейская психология опирается на опыт обыденной жизни, научная — на экспериментальные методы
В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент — теория — практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.
Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с тем, что не может выдержать взгляда подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег.
Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»
Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба».
Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.
Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы».
В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и стал подчиненный.
Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство.
И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.
3. Житейские психологические знания интуитивны. Научные — рациональны и осознанны
Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция.
Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.
История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия.
Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую — ну не может он так себя вести!
Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся.
Но что-то меня останавливает от такого шага…»
Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.
Каково научное объяснение этой ситуации?
В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.
Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно.
Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации. Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.
4. Научные знания передаются посредством закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи житейских знаний весьма ограничены
Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет.
В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах.
Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.
Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».
В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии.
Реакция остальных участников — сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».
С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.
5. Научная психология опирается на обширный фактический материал
Во всем своем объеме такой материал недоступен ни одному носителю житейской психологии, какую бы насыщенную жизнь он ни вел и с каким количеством людей ни общался.
Молодой специалист впервые в жизни назначен на руководящую должность.
Ему предстоит выстроить отношения в команде, утвердив лидерскую позицию, но он не знает, на что опереться.
Непрофессиональный сценарий решения противоречий в рабочем коллективе предполагает ситуативную рекомендацию, такую как: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» или «Пропиши все в должностных инструкциях».
Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типов лидерства Фреда Фидлера, человеческих ресурсов Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них опирается на обширный эмпирический материал.
Не стоит рассматривать научную и житейскую психологию как противоборствующие стороны: они дополняют друг друга. Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот.
Время отвлеченных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, не произвести на свет еще одну гениальную идею, а сделать так, чтобы «она работала».
Об авторе
Наталья Курдюкова — руководитель магистерской программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» Московского института психоанализа , бизнес-тренер, коуч-консультант.
Чек-лист: так ли хорош ваш психолог?
Когда мы приходим на терапию, то надеемся оказаться в безопасной обстановке. Ждем, что нас не станут осуждать и критиковать, а отнесутся с уважением и пониманием.
К сожалению, не все психологи и психотерапевты соблюдают профессиональные нормы. Предлагаем чек-лист для проверки вашего специалиста.
6 парадоксальных способов сделать жизнь простой и легкой
Притвориться глухой, бросить начатое, перестать планировать… Лена Володина, автор «Дзен в большом городе», опытным путем пришла к неожиданным способам упростить жизнь. Предлагаем познакомиться с несколькими нетривиальными и провокационными советами из книги.
Основные отличия житейской и научной психологии
Основой возникновения психологии как науки явился житейский практический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности.
Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми.
Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях.
Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент.
Отличия житейской и научной психологии:
1)Житейские знания используются в конкретных ситуациях по отношению к конкретным людям. Научные знания более универсальны, применимы к целому ряду ситуаций.
2)Житейские знания добываются интуитивно, при общении с другими людьми.
Научные знания исходят из научных законов.
3)Житейские знания передаются от поколения к поколению.
Научные знания — через систему образования.
4)Житейские знания мы приобретаем только наблюдением, научные знания добываем и с помощью эксперимента.
5)Житейская психология существует на уровне житейского сознания и базируется в рамках определенной социальной группы.
Научная психология накапливает свой материал в книгах.
Не нашли то, что искали?
Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11284 —
| 7580 —
или читать все.
Житейская и научная психология: в чем разница, как связаны
Говорят, что бармены и таксисты – отличные психологи. Да, отчасти это так, но тогда уж житейские психологи.
Они много общаются с разными людьми, большой жизненный опыт позволяет им лучше понимать социум, давать советы.
Однако не всегда их советы, суждения справедливы с точки зрения науки. Нам с вами предстоит разобраться в житейской и научной психологии, их отличиях и взаимоотношениях, дать определение тому и другому типу.
Ольга Ильина: Структура психических явлений | Вилла Папирусов
Житейская психология: что это
Это знания, которые накапливаются, используются в жизни. Житейская психология включает в себя чьи-то рассуждения, наблюдения, умозаключения относительно конкретной ситуации.
Например, дети отлично умеют манипулировать родителями, но они не знают, как делать это со всеми людьми.
Житейские психологические знания отличаются следующим:
- всегда конкретны;
- интуитивны;
- привязаны к определенным условиям, ситуациям, участникам.
Обычно этот тип называют мудростью.
Особенности житейской психологии, что ее характеризует:
- выводы часто бывают иррациональными;
- чаще всего возникает ошибочное обобщение;
- суждения основаны на страхах, личных переживаниях;
- суждения подвержены настроениям, моде, слухам;
- житейские знания основаны на случайных ситуациях, размышлениях;
- культурный уровень житейской психологии низкий, она приземленная, часто смешана с суевериями.
Еще одна специфическая характеристика житейской психологии в том, что люди подают свои “открытия” уверенно. Называют себя психологами, учителями, наставниками.
Блогеры, инстаграмеры – самый яркий пример житейской психологии. Они уверены в своей правоте, нахватаются верхушек по дисциплине или придут к каким-то умозаключениям на основе личного опыта, а потом выдают это за истину в последней инстанции.
Они дают готовые схемы и советы, которые помогают далеко не всем. Так что в следующий раз, когда наткнетесь на что-то подобное, рекомендую быть очень внимательным и не верить всему, что говорит «прирожденный психолог» или психолог-любитель.
Яркость, новизна, приближенность к мнению большинства еще не говорит о том, что информация верна.
Научная психология: что это
Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.
Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:
- Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
- Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
- Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
- Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.
Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.
Сравнение житейской и научной психологии
«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами.
Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить.
Это не единственное отличие направлений.
Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.
Различия между житейской и научной психологией
Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:
- Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
- Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
- Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.
Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.
Соотношение житейской и научной психологии (кратко)
Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:
- профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
- психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
- последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.
А влияет ли наука на жизнь? Безусловно.
Это то, что мы обычно называем практической психологией.
Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества.
Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь.
Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.
Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам.
Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение.
В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).
Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.
Житейская и научная психология: кратко связь и различия
Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:
Историк Андрей Борисович Зубов: «от Вараввы до Путина» I 16+
Критерий | Любительская | Академическая |
Абстрактность/точность знаний | Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. | Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению. |
Характер знаний | Основаны на интуиции, пробах, ошибках. | Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания. |
Систематизация, накопление, передача информации | Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. | Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее. |
Как поступает информация | Через личные наблюдения, размышления. | В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов. |
Объем информации, точность понятий | Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. | Материал объемный, понятия точно определены. |
Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества.
Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.
Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии.
Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения.
Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.
Житейская и научная психология, основные отличия.
Общая психология.
Психология, как наука.
2. Научная и житейская психология.
3. Задачи, методы и предмет психологии.
4. Основные направления психологии.
Введение в психологию.
Психология изучает психику, которая является самой высокоорганизованной материей. Психология включает две половины: объект и субъект познания.
Психология — это наука, изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает — последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.
Психология – это констатирующая, созидающая человеко-наука.
I этап (донаучный этап — VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе.
В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук.
Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать.
Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
III этап (экспериментальный этап — XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении.
Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д.
Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.
1874(9) – приблизительное появление психологии, как науки. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.
Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. В лаборатории Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, образы последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени.
Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли.
Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время требуется для различных психических процессов (познания, умение различать, желание). В Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания.
Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств, Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием — попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с точки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями.
В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций на раздражители.
Житейская и научная психология, основные отличия.
1.Житейская психология предполагает конкретные знания.
Научная психология стремится к обобщениям, для чего использует научные понятия.
Это позволяет увидеть общие тенденции в закономерностях развития личности, в её индивидуальных особенностях.
2.Житейские знания носят интуитивный характер, научные – рациональный и вполне осознанный.
Особенности способов передачи знаний, сама возможность их передачи.
4.Методы получения знаний. Житейская – наблюдение и размышление.
В научной психологии к наблюдению и размышлению добавляется эксперимент.
5. Научная психология располагает обширным, разнообразным, подчас – уникальным материалом.
Возможность использования этого материала в работе.
У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи.
Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.
Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям.
Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки.
Предмет науки психологии. Научная и житейская психология.
В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами.
Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена.
Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему?
Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени.
Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах.
Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.
Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии.
В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Психология урок 3 Житейское и научное психологическое знание
Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.
Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.)
Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.
Житейская и научная психология: примеры, сходства и различия, взаимосвязь
Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем.
Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений.
До научной психологии была житейская.
Что такое житейская психология
Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира.
По-другому житейскую психологию называют мудростью.
Источники житейской психологии:
- повседневное общение и взаимодействие;
- совместная деятельность;
- люди, которые встречаются на жизненном пути.
Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии.
То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.
Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство.
Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей.
У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие.
Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».
Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку.
Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».
Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым.
Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.
Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены.
Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.
Что такое научная психология
Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.
Источники научной психологии:
- книги, научные статьи и другие публикации;
- эксперименты;
- учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).
Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.
Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку.
А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.
Различия житейской и научной психологии
Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип.
Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:
- Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
- Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
- Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
- Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
- Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
- Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.
Сходство научной и житейской психологии
Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.
Как выглядит объединение научной и житейской психологии:
- Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
- Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
- Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).
Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.
Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды.
Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума.
Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида.
И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует.
Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.