Разница между наукой и культурой
С первого взгляда, между наукой и культурой нет ничего общего. Впрочем, эта связь есть.
Наука собой представляет комплекс каких-нибудь знаний. Большинство из данных знаний были получены еще в античности и стали катализатором развития человечества.
Такие знания приходили к людям, в основном, в ходе практичных действий, еще тогда, когда теоретическое оправдание им найти было нереально. Так, преодолевая препятствия, которые сама природа ставила перед человеком во все времена его существования, люди оттачивали собственные умения, получали все новые знания, анализировали их и использовали для решения какой-нибудь задачи.
Так, к примеру, не имея ни малейшего понятия, что такое рычажок и его рабочий принцип, уже люди в древности методом проб и ошибок поняли, что приподнимать тяжёлые предметы таким вариантом намного легче. Аналогичным образом, развитие культуры и цивилизации провоцировало появление и развитие науки, а достижения, полученные путем использования на практике научных разработок, позволяет построить человечеству формироваться и дальше.
Выходит, что слова «наука» и «культура» не напрасно так часто употребляют вместе. Эти два понятия уже настолько переплелись между собой, что иногда становится довольно проблематично определить, о науке или все же о культуре говорится.
Определения
Слово «наука» имеет очень много значений. С философской точки зрения наука собой представляет общественной понимание, однако чаще всего под наукой предполагают систематизированное знание, получение знания или внедрение его как показала практика.
Развитие науки оказывает большое влияние на историю цивилизации, а это означает и на развитие ее культуры.
Культура определяет развитие общества, нации, цивилизации и представляет собой единство достижений человека в разных областях деятельности.
Наука и религия — секты | Есть ли отличия?
Форма отражения реальности
Как наука, так и культура, не только образовывают развитие человечества в дальнейшем, но и являются отражением сегодняшней реальности. В науке это отражение имеет форму понятия или категории, а в культуре – художественного образа.
Точность передачи информации
Наука не допускает каких-нибудь погрешностей, украшений реальности, личностного отношения к объекту исследования. Эстетическое творение, да и в общем, искусство, как составляющее культуры, предполагает наличие художественного образа, вымысла, особенного креативного подхода.
Исключительность, неповторимость
Любой культурный объект уникален. Если в искусстве станет отсутствовать художественный образ, само художественное произведение станет простой констатацией факта. Если нация будет создавать собственное культурное наследие по аналогичности с какой-нибудь другой, развитие цивилизации остановится.
Что же касается науки, то она стремится к идентичности форм выражения, разложению на категории, подчинению общим законам.
История для всех: между наукой и фэнтези / Власть факта / Телеканал Культура
Что такое наука? Что выделяет науку от прочих форм культуры?
Подобные слова, как «наука» и «культура» являются повседневным. Мало кто думает про то, считается ли первое частью второго? Может быть, они совсем не пересечены?
В чем характерности и отличия того и остального? Между тем, знание аналогичных тонкостей вполне может понадобиться.
Что такое наука? Обозначение
Согласно определению, наука считается одним из видов деятельности людей, направленным на получение, оптимизацию, систематизацию и производство объективной информации, знаний об находящейся вокруг человека реальности, явлениях прошлого либо же настоящего.
Соответственная деятельность – важная часть культуры людей. Ее плоды составляют культурное наследие точно также, как и творения специалистов живописи, музыкантов, архитекторов либо же представителей других профессий.
Что необходимо для науки?
Наука в широком понимании этого слова в себя включает все то, что нужно для ее выполнения. Другими словами, это и необходимые для деятельности ученых условия, и другие элементы.
К нужным для научной деятельности элементам относятся:
- накопление и архивизация знаний;
- заведения, оборудование, расходники.
Методики, исследования и эксперименты являются способами, дающими возможность заниматься наукой.
Отличие естественных наук от наук гуманитарных
В виде основы для проведения исследовательской работы выступают:
- сбор, анализ и систематизация объективных фактов;
- наблюдение за происходящими явлениями и фиксация результатов;
- проведение изысканий.
Теории и гипотезы, выстраиваемые на основании имеющихся предпосылок, являются предположениями, требующими доказательства. Если есть наличие фактов либо же данных статистиков, доказывающих их истинность, они становятся научными положениями либо же законами.
В чем отличие науки от прочих форм культуры?
Детали культуры – это не только язык, художественные символы, традиции, правила поведения, ценности духовные и другие. Это также все имеющиеся варианты, варианты самовыражения людей и их деятельности.
Аналогичным образом, то, что выделяет науку от прочих форм культуры – это ее более неширокая характерность. Конечно, имеются и другие отличия, заключающиеся в подобных понятиях:
- целесообразность;
- ориентированность на познание и изучение, а не на правильность использования достигнутого результата;
- научная деятельность имеет общую для человечества ценность.
Исследовательской работе присуще стремление рассмотреть, понять и, в большинстве случаев, воссоздать объект изучения. Это то, что выделяет науку от прочих форм культуры.
Наука как культура: сходства и различия
Наука, как в некотором роде структурированное знание, владеет рядом важных черт, соединяющих ее с культурой и искусством.
Во-первых, наука считается важной частью человеческой культуры. Это значит, что наука — как культура — есть в обществе, являясь интерсубъективным феноменом.
Под интерсубъективностью понимается наличие коллективных представлений субъектов — людей в сообществе.
Наука — как культура — обладает процедурами воспроизводства норм и устоев человеческого поведения, которые транслируются сообществами. Наука — как культура — развивается в диалоге устоев и новаций. Наука имеет собственные — научные артефакты и инструменты — результаты и средства научной деятельности.
К артефактам науки можно отнести экспериментальные установки, теоретические концепции и разработки.
Второе, наука — как культура — считается важной частью современнейшей техногенной цивилизации. Другими словами человеческая техника и технологии неотъемлемы от достижений науки и ее развития.
В этом наука похожа на современное искусство. Наука стала частью цивилизации.
Она сформировывает цивилизацию и зависит от нее.
Третье, деятельность ученого — также как и деятельность музыканта или писателя, связана с индивидуальным или коллективным творчеством. Ученые, как писатели и художники, образовывают новые научные артефакты и делают ими ожидания от общества.
Четвертое, наука — как культура — вписана в новые технологии социального и государственного управления. Наука и научные представления неотделимы от идеологий многих государств.
Разные общественные институты, идеологические сообщества востребуют, применяют, развивают и трансформируют научные знания.
К тому же, есть и отличие науки от прочих форм культуры. К примеру, есть отличия науки от искусства, изящной словесности, и еще от обыкновенного, религиозного или паранаучного знания.
Обговорим проблематику демаркации — деления научного и вненаучного знания, над которой до этого времени дискутируют философы науки, и предъявим нестандартные характеристики науки.
Научное знание, в отличии от знания художника или писателя, справедливо. Под объективностью будем понимать необходимость и возможность отделения артефактов и процедур их воспроизводства от его автора — субъекта научного знания.
Предполагается, что для воспроизводства научных знаний можно пренебречь субъективными параметрами творцов этого знания — эмоциями, жизненым стилем, этикой, характерностями культуры и общества, в котором возникла доктрина и др. Более того, научное знание предусматривает четкие описания процедур воспроизводства научных артефактов средствами языков науки.
Это значит, что артефакт науки — научный эксперимент, в отличии от артефактов искусства (перформанса, книги, выставки), должен быть не неподражаемым, а воспроизводимым каждым человеком — не зависимо от его субъективных параметров.
Воспроизводимость эксперимента значит, что каждый человек может повторить эксперимент, если он правильно воспроизведет условия, описанные научным знанием. Научные артефакты обязаны быть полностью отделимы от их субъектов.
Этим наука выделяется от искусства. Артефакты искусства не воспроизводимы, требуя от их творца — субъекта знания сложно формализуемых знанием способностей и способностей.
Знание искусства, в отличии от знания науки, не требует точного описания процедур воспроизводства артефактов.
Но есть объективные вненаучные виды знаний (к примеру — теология, астрология, карточные гадания), которые тоже можно именовать объективными в нашей терминологии. На самом деле, астрономы полагают, что судьба человека объективна — обуславливается не от человека и не от астронома, а от влияния звезд. Астрономы пытаются создать описания, декларируя объективность и воспроизводимость собственного знания.
Благодаря этому астрология себя считает — в таких установках — объективным знанием.
Для демаркации науки от таких видов знания можно обговорить подобные характеристики науки, как фальсифицируемость и эволюционность.
Научное знание, в отличии от вненаучного, всегда можно оспорить. Оно не любит догм и застывших положений.
5 минут о Западе и Востоке
Различные научные школы и теории конкурируют между собой, и ни одна из них не считается полной. Наука — рабочий результат критического разума, регулярно подвергающего сомнению все собственные выводы.
Этим, с точки зрения фальсифицируемости, наука выделяется от религиозного или идеологического знания, которые считаются результатом верующего разума, обосновывающего догматы символами собственной веры.
Хотя деятельность ученого связана с ценностными мотивами и элементами веры в научное знание и опасный разум, занятия наукой не просят от него веры в собственные теории и эксперименты в той степени мистического или эмоционального переживания, в какой его просят религиозный опыт или экзистенциальные переживания художника.
С точки зрения Карла Поппера — методолога науки, предложившего принцип фальсифицируемости научного знания, марксизм и фрейдизм считаются не науками, а идеологиями, — так как в ключевые положения таких теорий можно лишь верить. Эти теории просят от их приверженцев признания многофункциональности и полной применимости названных идеологий для описания социального или психологического мира.
Поверив в идеологию, человек начинает оперировать подтверждениями и опровержениями, не подвергая сомнениям ключевые догмы идеологий. С точки зрения Поппера, этот подход не научен.
Благодаря этому наука представима как комплексность конкурирующих теорий и конкурирующих между собой ученых и школ с конкурирующими и альтернативными концепциями.
Какая разница между наукой и культурой?
Наука просто собой представляет комплекс каких-то знаний. Большинство из данных знаний были, разумеется, получены еще в античности и они стали катализатором развития всего человечества. Да, знания приходили к человечеству, в ходе их практичных действий, еще тогда, когда ведь теоретическое оправдание просто найти было нереально.
Наука на самом деле не позволяет каких-нибудь погрешностей, и еще украшений реальности, и еще личностного отношения к объекту исследования. Эстетическое творение, в общем, как и искусство, как составляющее нашей культуры, разумеется, предполагает наличие эстетических образов, вымысла, и еще особенного креативного подхода.
Можно сказать, что любой культурный объект очень уникален. Если в искусстве будет отсутствовать художественный образ, так и само художественное произведение станет элементарной констатацией факта.
Если народ будет создавать собственное культурное наследие просто по аналогичности с какой-нибудь другой, то, развитие культуры остановится. Что же касается собственно науки, то наука стремится к идентичности форм выражения, да разложению на категории, и еще подчинению общим законам.