Нормы и нормативы: сходство и различие.
С научных позиций всякий норматив представляет собой единую, средневзвешенную величину расхода экономических ресурсов, сложившуюся в действующих рыночных условиях и обеспечивающую эффективное их использование. Иными словами, норматив — это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала.
Это значит, что нормативы должны отражать оптимальные или эффективные условия развития отечественного производства и передовые методы выполнения работы. Они служат своего рода мерилом, с которым сравниваются плановые и действительные затраты.
Соответственно этому нормативы должны обеспечивать высокую или достигнутую степень эффективности производства, как правило, не ниже установленного рынком нормального или необходимого уровня превышения результатов над затратами. Любой норматив как единая плановая величина может быть применен на уровне предприятия, отрасли и на более высокой ступени хозяйствования.
Действующие плановые нормативы поэтому определяют не только величину затрат ресурсов на производство единицы продукции или работы, но и уровень эффективности развития как отдельного предприятия, так и всей рыночной системы либо страны в целом.
Сложившаяся на рынке величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечный резуль-тат производства, а величина нормы — затраты экономических ресурсов на его осуществление в заданных условиях. Следовательно, норма — это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.
Норма устанавливает индивидуальное значе-ние (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия, его подразде-ления или другого уровня. Нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрифирменное назначение.
Они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения в заданных отраслевых или корпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретных производственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых и многих других факторов.
Все применяемые нормы должны всегда соответствовать тем условиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриваться в соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов. По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, макроэкономическими и микроэкономическими, количественными и качественными и т.д.
Нормы и нормативы имеют также единые измерители.
С практических позиций всякие нормативы и нормы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, классифицируемую по различным признакам.
Таким образом, между норма-тивами и нормами существуют определенные признаки сходства и различия. Значения норм и нормативов могут совпадать на конкретные работы в некоторых производственных условиях.
В большинстве же случаев норма является функцией от нормативов.
Срок действия той или другой нормы на предприятиях и фирмах не должен превышать периода, в течение которого значения нормативных факторов находятся в допустимых пределах.
20. Нормы труда: вид, характеристика.
При нормировании труда работников используются следующие основные виды норм труда: нормы времени, нормы выработки, нормы производительности, нормы обслуживания, нормы численности, нормированные задания, должностные (производственные) инструкции.
Все виды норм труда устанавливаются, исходя из нормативной продолжительности рабочего дня, с учетом режимов работы, определенных правилами внутреннего трудового распорядка и в количественных параметрах выражают трудовые обязанности работника (группы работников) по расходованию рабочей силы соответствующей квалификации.
Норма времени – это величина затрат рабочего времени, на выполнение определенного объема работы одним работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника в процессе исполнения работы.
Норма выработки – это установленный объем работы, который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнять в единицу рабочего времени при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника в процессе исполнения работы.
Норма обслуживания – это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, зон обслуживания), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации должны обслуживать в течение единицы рабочего времени при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника в процессе исполнения работы.
Норма производительности оборудования – это физический объем продуктов в материальной (шт., тн, м2 и т.п.) и нематериальной (единица измерения энергии, информации и т.п.) формах, который работник (группа работников) при заданных организационно-технических условиях и совокупности трудовых обязанностей должен получить с единицы (комплекса) обслуживаемого оборудования (агрегата, аппарата, блока и т.п.) в установленный период рабочего времени (час, смену, сутки и т.п.).
Норма численности – это численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных функций или объема работ при заданных организационно-технических условиях производства и совокупности трудовых обязанностей работника.
Нормированное задание – объем работ, который должен быть выполнен одним или группой работников (бригадой) в определенный период времени (смену, неделю, месяц) при заданных организационно-технических условиях и совокупности трудовых обязанностей.
Должностная (производственная) инструкция – перечень работ, с указанием требуемых результатов их исполнения, соответствующего объема и качества, которые работник, обладающий необходимыми знаниями и навыками, обязан исполнять в течение определенного рабочего периода при заданных организационно-технических условиях на закрепленном за работником рабочим местом.
По сроку действия нормы труда могут быть условно-постоянные, разовые, временные.
Условно-постоянные – это нормы труда, которые устанавливаются без обозначения срока их действия. Они должны соответствовать организационно-техническим условиям производства и иметь научно-техническое обоснование.
Разовые – нормы труда на выполнение заданий, носящих единичный характер в опытных производствах, на неповторяющуюся внеплановую работу, которая может возникнуть вследствие аварии или других непредвиденных обстоятельств.
Временные – нормы труда, которые устанавливаются на период освоения тех или иных видов работ и при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Срок действия таких норм оговаривается при их установлении.
По степени соответствия организационно-техническим условиям нормы труда подразделяются на: соответствующие или несоответствующие организационно-техническим условиям данного производства.
Нормы труда, не соответствующие организационно-техническим условиям, подразделяются на: ошибочные и устаревшие.
Ошибочными считаются нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности, вызванные некорректным применением нормативных материалов, либо ошибками в проведении расчетов.
Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате улучшения организации производства и труда, а также роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков работников.
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально.
Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п.
38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма.
При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Еврокод не заменит СНИП/ Разница в подходах
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306).
Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы.
Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу.
Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614.
Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п.
47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п.
3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил.
5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд.
III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п.
32 разд.
III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п.
33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:
Различие между нормами и нормативами труда
На основе рассмотренных классификаций норм и нормативов можно отметить следующие различия.
1. Норме соответствуют строго определенные значения факторов, устанавливающие ее величину в условиях конкретного производства.
Основное различие между нормами и нормативами заключается в степени дифференциации элементов производственного процесса, поэтому иногда единые и типовые нормы рассматривают как вид нормативов. Если использовать математическую терминологию, то нормативы следует рассматривать как функцию, которая устанавливает однозначное соответствие между множествами норм или их элементов и влияющих на них факторов.
Эта функция может быть задана аналитически, графически или таблично. Нормой является значение функции (нормативной зависимости) при фиксированных значениях аргументов (факторов).
Таким образом, различие между нормативом и нормой прежде всего определяется различием между функцией и одним из ее значений.
2. Нормативы по труду — регламентированные величины, разработанные на основе заранее проведенных исследований и предназначенные для многократного использования при расчете конкретных норм труда применительно к определенным организационно-техническим условиям.
Нормативы выражают нормативные зависимости для установления составных частей норм времени, численности и разрабатываются для множества значений факторов. Норма же устанавливается только для конкретной работы.
3. Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами). В отличие от этого нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.
4. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормативов времени, что и учитывается в дальнейшей классификации нормативных материалов по труду и его организации и нормированию.
Применение нормативных материалов при организации и нормировании труда позволит:
• обеспечить единство в нормах труда на аналогичные работы, выполняемые на предприятии;
• обеспечить одинаковую напряженность норм на различные работы;
• сократить трудоемкость расчетов при оперативном нормировании и обеспечить достаточную точность норм затрат труда для практического использования;
• добиться обоснованности норм труда на работах, выполняемых на различных рабочих местах, предприятиях и даже отраслях промышленности;
• внедрить наиболее производительные режимы работы оборудования, совершенствовать организационно-технические условия производства и трудовых процессов;
• рассчитать нормы до начала производственного процесса и выбрать наиболее экономичный вариант организации труда;
• сократить сроки действия временных норм и сроки освоения новой продукции и технологии;
• широко внедрять передовой производственный опыт и значительно повысить качество действующих норм;
• обеспечить здоровые и безопасные условия труда.
Таким образом в результате появляется возможность создания условий для производительного использования рабочего времени и повышения эффективности производства.
Методы расчета норм труда
1. Настоящее Положение определяет общие требования к системе оплаты и стимулирования труда работников МОУ СОШ № 63 г. Новосибирска (далее ОУ), реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования.
2. Система оплаты и стимулирования труда работников ОУ устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим положением в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, правовыми актами органов местного самоуправления.
Формирование фонда оплаты труда
Формирование оплаты труда ОУ осуществляется в пределах объема финансовых средств, предоставляемых ОУ на реализацию основных общеобразовательных программ на текущий финансовый год, определенного с учетом норматива финансирования, поправочных (повышающих) коэффициентов, количества обучающихся в ОУ и отражается в смете ОУ.
Отступы от границ участка при строительстве
Формирование централизованного фонда
4.1.
Фонд оплаты труда ОУ состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст).
4.2.
Доля базовой части (ФОТб) – 80% доля стимулирующей части (ФОТст) – 20%.
4.3.
Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТб) обеспечивает гарантированную заработную плату работников ОУ, включая:
o педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
o иные категории педагогических работников (воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, организаторы внеклассной и внешкольной работы, валеолог);
o административно-управленческий персонал ОУ (руководитель ОУ, его заместители, руководители структурных подразделений, специалист по охране труда);
o учебно-вспомогательный персонал ОУ (лаборант, библиотекарь , специалист по кадрам);
o младший обслуживающий персонал ОУ (водители, уборщики, гардеробщик, дворник, сторож, рабочие по обслуживанию здания).
4.4. Руководитель ОУ формирует и утверждает штатное расписание учреждения в размере 35% от базового фонда оплаты труда; доля фонда оплаты труда для педагогических работников непосредственно осуществляющих учебный процесс устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год и в размере 65% от базового фонда оплаты труда, доля специального фонда оплаты труда педагогического персонала устанавливается в размере 30% от базового фонда оплаты труда педагогического персонала.
4.5. Размеры должностных окладов работников ОУ, а также выплат компенсационного характера ( в рублях или процентах) устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством, штатным расписанием, данным Положением и другими правовыми актами ОУ в трудовых договорах, заключаемых с работниками руководителем ОУ.
1. Стоимость образовательного часа работы педагогического работника осуществляющего образовательный процесс, определяется по следующей формуле:
ОЧуч – стоимость образовательного часа работы педагогического работника осуществляющего образовательный процесс;
ФОТо – общая часть фонда оплаты труда педагогических работников осуществляющих образовательный процесс;
245 – максимальное количество дней обучения в учебном году;
В — общее количество учебных часов в учебном году по учебному плану ОУ;
356 – количество дней в календарном году ( Постоянная величина).
2. Оклад педагогического работника , осуществляющего образовательный процесс, рассчитывается по формуле:
Опр = (ОЧуч х УЧ ) х К + ФД, где:
Опр – оклад педагогического работника;
ОЧуч – стоимость образовательного часа работы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс;
УЧ – учебная нагрузка педагогического работника, непосредственно осуществляющего образовательный процесс, в месяц в классе;
К – повышающие коэффициенты ( за сложность предмета, квалификационную категорию педагогического работника и другие коэффициенты установленные локальными актами ОУ);
ФД – фиксированные доплаты ( классное руководство, почетное звание и другие доплаты, установленные локальными актами ОУ.
3. Средняя наполняемость классов в ОУ определяется как отношение общего количества обучающихся в ОУ к количеству классов в нем.
4. Заработная плата педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, состоит из оклада педагогического работника и стимулирующих выплат за качественные показатели с учетом районного коэффициента.
5. Расчет заработной платы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс, производится по формуле:
ЗПпр – заработная плата педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс;
Опр – оклад педагогического работника;
Какова норма холестерина? А также о «плохом» и «хорошем» холестерине, липидограмме и других анализах
СВ – стимулирующие выплаты за качественные показатели;
Край – районный коэффициент.
— Распределение фонда стимулирования осуществляется 1 раз в квартал комиссией по премированию, по согласованию с Управляющим советом.
— В состав комиссии входят: директор ОУ, администрация, заведующие МО, профком, по представлению руководителя ОУ, с учетом мнения профсоюзной организации.
1. Стимулирующая часть фонда оплаты труда обеспечивает сохранение стимулирующих выплат, в том числе предусмотренных ранее действовавшей системной оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, государственной награды или почетного звания «Заслуженный учитель»,) составляет не более 50% от стимулирующей части оплаты труда, а также поощрение работников в зависимости от результатов труда.
2. Размеры, порядок и условия осуществления поощрительных выплат по результатам труда, включая показатели эффективности труда для основных категорий работников ОУ ( педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, иных категорий педагогических работников, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала) определяются в локальных правовых актах ОУ и в коллективном договоре в пределах фонда оплаты труда.
3. Основными критериями для осуществления поощрительных выплат при разработке показателей эффективности труда являются:
Для педагогических работников:
1. успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т.ч. на внешкольных олимпиадах, конкурсах;)
2. повышение квалификации, профессиональная подготовка;
3. обобщение и распространение передового педагогического опыта;
4. субъективная оценка со стороны родителей учащихся;
5. активность во внеурочной, воспитательной деятельности;
6. использование современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, здоровьесберигающих в процессе обучения предмету;
7. участие в исследовательской и научно-исследовательской деятельности;
8. высокий уровень исполнительской дисциплины;
9. субъективная оценка со стороны учащихся;
10. интенсивность и напряженность;
11. стабильность и рост качества обучения;
12. участие в инновационной деятельности , ведение экспериментальной работы, разработка и ведение авторских программ, выполнение программы углубленного изучения предметов.
13. проведение уроков высокого качества;
14. подготовка и проведение внеклассных мероприятий;
15. участие педагогов в методической работе ( конференции, семинары, методобъединения).
Технология распределения доплат из специального фонда.
Доплаты из специального фонда осуществляются в распределительном – системные выплаты (за ученые степени, ведомственные награды, особые условия труда) и в заявительном порядке ( классное руководство, заведование кабинетами, выполнение обязанностей лаборанта).
В связи с чем процентное отношение составляющих специального фонда может изменяться в каждом учебном году.
Доплаты за категорию педагога.
За профессиональную квалификационную категорию вводятся постоянные доплаты:
— Высшая квалификационная категория – 1200руб в месяц;
-Первая квалификационная категория – 700 руб;
— Вторая квалификационная категория – 300 руб.
Доплаты за сложность предмета.
— в данную группу входят и предметы начальной школы.
Доплаты за неаудиторную занятость:
Масло, спред и маргарин — что больше подходит для выпечки?
Доплаты за классное руководство.
Доплаты за классное руководство производятся из расчета 0,5 стоимости образовательного часа школы согласно количеству месячных затрат времени на классное руководство, плану воспитательной работы с классом и личному заявлению классного руководителя (но не менее 20 часов и не более 45 часов в месяц).
Доплаты за заведование кабинетами.
Доплаты за заведование кабинетами осуществляются из расчета 0,33 от стоимости образовательного часа согласно количеству месячных затрат времени на заведование кабинетом согласно личному заявлению педагога и плану развития кабинета.
Доплаты за проверку тетрадей.
Доплаты за проверку тетрадей осуществляются следующим категориям педагогов в размере:
. Доплаты за выполнение обязанностей лаборанта.
Доплаты за выполнение обязанностей лаборанта осуществляются из расчета 0,5 стоимости образовательного часа для учителей физики и биологии и 0,75 стоимости образовательного часа для учителей химии.
Количество часов в месяц на выполнение обязанностей лаборанта регламентируется образовательными программами (количество практических и лабораторных работ) и заявлением педагога.
.Доплаты за особые условия труда:
Доплаты из специального фонда за особые условия труда осуществляются из расчета 12% стоимости образовательного часа школы пропорционально нагрузке в месяц педагогам, преподающим информатику, информационные технологии и химию.
Доплаты за ведомственные награды:
Доплаты за ведомственные награды осуществляется в процентном отношении от величины прожиточного минимума Новосибирской области.
— Заслуженный учитель – 0,5 от прожиточного минимума НСО.
— Отличник народного просвещения – 0,25 от прожиточного минимума НСО.
— Почетный работник общего образования – 0,25 от прожиточного минимума НСО.
— Отличник физической культуры – 0,25 от прожиточного минимума НСО.
— Почетная грамота Министерства Образования – 0,125 от прожиточного минимума НСО.
Доплаты штатным работникам, имеющим ученую степень и осуществляющим педагогическую деятельность согласно ученому званию:
— Кандидат наук – 0,5 от прожиточного минимума НСО.
Разница между нормой и нормативом
В науке, юриспруденции и ряде иных отраслей знаний часто используются понятия нормы и норматива. В чем их особенности?
Что такое норма?
Понятие «норма» — очень широкое. Оно может употребляться в разных сферах.
Например, таких как:
- промышленность;
- правоотношения;
- социальные отношения;
- финансы.
Если попытаться вывести «универсальное» определение нормы, то оно может звучать так. Это усредненный показатель, отражающий содержание и объем действий человека, которые приводят к некоторому результату, в ряде случаев — также содержание и объем данного результата (например, в промышленности это может быть количество продукции, выпускаемой фабрикой за единицу времени).
Нормам, как правило, принято следовать. Они являются, таким образом, показателями, которых желательно достигать.
Норма может быть закреплена официально (например, в источнике права) либо складываться исторически (это применимо, в частности, к социальным нормам).
В первом случае она нередко представлена в виде норматива. Рассмотрим, что он собой представляет.
Что такое норматив?
Понятие «норматив» — столь же широкое, как и «норма». В принципе, оно может употребляться (иногда — с оговорками) в тех же сферах, что указаны нами выше.
Наиболее часто понятие «норматив» применяется в сфере промышленности, в финансах.
В социальных отношениях оно не слишком распространено. То есть часто встречается словосочетание «норма поведения», но термин «норматив поведения» применяется довольно редко.
То же можно сказать о правовых отношениях.
Понятие «нормы права» используется юристами регулярно, но «норматив права» — термин редкий.
Под нормативом, если, опять же, брать «универсальное» его определение, понимается показатель, который отражает обязательный объем действий человека, приводящий к некоторому результату, в ряде случаев — объем соответствующего результата.
Например, в промышленности это может быть количество продукции, которое фабрика должна выпустить за месяц.
Норматив — это показатель, которому всегда принято следовать. В отношении него не может быть рекомендаций.
Если норма обозначает усредненную результативность каких-либо действий человека, которой имеет смысл придерживаться, то норматив — конкретная цель, которую должен достигнуть человек посредством своей работы.
В тех сферах, где термин «норматив» употребляется намного реже первого понятия, слово «норма» может являться синонимом данного термина в ряде контекстов. Например, это возможно, если речь идет о сложившихся критериях поведения человека в определенном сообществе.
Если следование им обязательно для других, в силу регулярности характера, то они должны рассматриваться как «нормативы». Но поскольку, как мы отметили выше, словосочетание «норматив поведения» употребляется редко, то в целях обозначения соответствующих социальных правил применяется словосочетание «норма поведения» — как синоним рассматриваемого термина.
Сравнение
Главное отличие нормы от норматива в том, что следование ей, как правило, желательно или весьма приветствуется. Часто она носит справочный, дескриптивный характер.
Норматив, в свою очередь, — это объем действий человека или их результата, которые должны быть обязательно выполнены при заданных условиях.
Норма и норматив связаны между собой.
Первый показатель в большинстве случаев становится основой для определения второго.
То есть сначала выявляется наиболее характерный для человека объем действий или их результата, а также устанавливаются возможности работника в части регулярного достижения данной величины. Формируется норма — показатель, типичный для соответствующих действий или их результата.
И если он признается регулярно достижимым, то превращается в норматив, которому должно следовать большинство людей — это ожидается от них. Оба показателя могут быть очень близки или совпадать.
Но может быть также определено, что норматив должен быть выше или ниже нормы — исходя из вероятности успешного его выполнения людьми при заданных условиях.
В тех сферах, где термин «норматив» употребляется редко (например, в сочетании с терминами «право», «поведение»), в ряде контекстов его может заменять слово «норма».
В этом случае они будут синонимами.
Определив, в чем разница между нормой и нормативом, отразим выводы в таблице.