Чем новелла разнится от рассказа?
Иностранные критики не находят никакой разницы между такими литературными тезисами, как рассказ и новелла.
На Западе данные термины именуют синонимами.
Но в России новелла и рассказ считаются самостоятельными жанрами, которые обладают особенными чертами. Перед тем как определить разницу между новеллой и рассказом, следует детально рассмотреть каждое из данных литературных явлений.
Что такое рассказ?
Рассказ, как жанр литературы, начинается из далеких времен, где его прародителями стали произведения фольклора: сказки, притчи, истории, передаваемые из уст в уста. Потом, изменяясь со временем и одинаково с другими прозаическими жанрами проходя некоторые исторические этапы, рассказ стал развиваться как короткое творение о событии из жизни одного человека.
Сейчас рассказ собой представляет повествовательный литературный жанр, для которого свойственны краткость, богатство художественного изображения, глубокий психологизм, краткосрочность описуемого события.
Сюжет рассказа сосредоточен на одном важном и интересном эпизоде из жизни основного героя. Собственное личное отношение и главный план автор, в основном, показывает через детальное и выразительное описание внешности и характера основных действующих лиц и самого героя, их мыслей и душевных терзаний.
Повествование в большинстве случаев проводится от первого лица. Рассказчиком выступит как сам автор, так и одно из действующих лиц произведения.
Что такое новелла?
Новелла, как литературный жанр, появилась в эпоху ренесанса после написания книги «Декамерон» Джованни Боккаччо. Тогда главными чертами новеллы считались: наличие в сюжете острого конфликта, неожиданных поворотов, нарушивших мирное течение жизни основного героя.
В Российской Федерации новелла, как литературный жанр, смогла сформироваться благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Первыми русскими новеллами является его творение «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Хотя в наименовании отмечено слово «повести», критики и критики все же убеждены в том, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» относятся собственно к новеллам.
Позже жанр новелла впитал в себя многое из физиологического очерка. Так новелла стала очерком-новеллой.
Николай Васильевич Гоголь написал великолепные очерки-новеллы, например «Нос», «Шинель» и остальные, которые по собственному содержанию были далеки от новеллы в традиционном понимании.
Лишь в двадцатом веке в жанр новелла вдохнули новую жизнь. Знаковыми произведениями данного времени считаются новеллы Сигизмунда Кржижановского и Александра Грина.
Сейчас новелла считается прозаическим литературным жанром, для которого свойственны: небольшой объем, нейтральный стиль изображения, остросюжетность, нежданная концовка. Внимание автора сосредоточено не на душевных переживаниях героев, а на происходящих в произведении событиях.
Его цель – показать ситуацию честно, не выражая собственного личного отношения, достигнуть самого большого накала страстей и привести к непредсказуемому концу. Новелла имеет только одну сюжетную линию, любые отклонения от главного действия недопускаются.
[BadComedian] — Ёлки 666 (НОВЫЙ ГОД В АДУ)
Кол-во действующих лиц также ограничено. Возникновение новых героев, либо упоминание про них разрешается лишь это при том условии, что сцены с их участием усилят общую динамику сюжета.
Итак, детально рассмотрев жанры рассказа и новеллы, можно отметить их общие и характерные черты.
Общие линии новеллы и рассказа
- Прежде всего, новелла и рассказ относятся к эпическим повествовательным жанрам.
- Произведения двоих жанров обязаны иметь небольшой объем и быть изложены предельно коротко. Хотя иногда объем рассказ достигает нескольких десятков страниц.
- Сюжеты новеллы и рассказа лимитированны конкретными временными рамками.
- Сюжеты новеллы и рассказа имеют понятную структуру, главными элементами которой являются кульминация и развязка.
- Сюжеты произведений новеллы и рассказа освещают одно определенное мероприятие из жизни основного героя.
Основные отличия новеллы от рассказа
- В рассказе события описываются с большей художественной выразительностью, чем в новелле.
- Автор рассказа свободно показывает собственное личное отношение к происходящему в произведении, основным существующим лицам, их мыслям и поступкам. Для автора новеллы такое непозволительно. Основная черта новеллы – это отсутствие всякой авторской оценки.
- В рассказе автор стремится показать внутренне развитее основного героя, мотивы его поступков. Для новеллы же основным являются динамика сюжета и острота конфликта. Новелла изображает мероприятие, не анализируя психологию героев.
- Острота конфликта в новелле выражается сильнее, чем в рассказе.
- Всё чаще рассказ в себе несет невидимый подтекст. В новелле не допускаются никакие иные трактовки главного сюжета.
- В рассказе разрешается наличие нескольких сюжетных линий. В новелле есть только одна сюжетная линия.
Хотя в русском литературоведении новеллу и выделяют как самостоятельный литературный жанр, российские писатели нечасто к нему обращаются, предпочтение отдавая рассказу. Многие российские критики единодушны с западными коллегами в том, что новелла и рассказ настолько близки, и их отличия не так значительны, чтобы считать новеллу самостоятельным жанром.
Они уподобляют новеллу к рассказу, либо считают новеллу одним из разновидностей рассказа.
Стефан Цвейг — Шахматная Новелла (Юрий Яковлев, 1981) аудиокнига
Разница между новеллой и рассказом
Рассказ и новелла относятся к повествовательному эпическому жанру и обладают некоторыми общими отличительными чертами: маленьким объемом, четко обозначенным сюжетом, динамизмом развития действия с выраженной кульминационным моментом и развязкой. Впрочем новелла имеет и характерные жанровые характерности, разрешающие выделить ее из ряда произведений сегодняшней прозы в самостоятельный литературный вид.
Обозначение
Новелла – маленькое по объему прозаическое творение, которому характерны острый сюжет с неожиданной развязкой, краткость и нейтральный стиль изложения, а еще отсутствие выраженной авторской позиции в отношении к литературным героям.
Рассказ – разновидность произведений эпического жанра, для которых отличительно повествование о событиях из жизни основного героя, раскрывающих психологический аспект его поступков или состояния души.
Сравнение
Новелла отличается подчеркнутой лаконичностью повествования. В ней не разрешается прямая авторская оценка действий литературных героев или условий, определяющих развитие описываемых событий.
В рассказе такая оценка косвенно выражается в портретной характеристике и авторских отступлениях. Она нужна для раскрытия темы, которая часто связана с выявлением психологических факторов, принципиально важных для понимания состояния души основного героя.
Его поведение в оригинальной ситуации в жизни составляет основу сюжета рассказа. Сюжетное действие при этом исчерпывается узкими временными рамками и привязано к определенному месту событий.
В новелле отсутствует психологизм.
Очень важное в ней – оригинальное мероприятие, задающее динамическую напряженность сюжета.
В самом центре читательского внимания оказывается не столько герой, сколько то, что с ним происходит. Новеллист не стремится создать глубокий подтекст главного содержания собственного маленького произведения.
Его функция – дать остроту сюжету и достигнуть предельного накала повествования в кульминации.
При ограниченном числе героев в рассказе может развиться добавочная сюжетная линия.
В новелле сюжет не как правило имеет разветвленной структуры. Событийно он связан лишь с тем, что происходит с основным героем.
Прочие персонажи в новелле встречаются очень нечасто: в основном, исключительно в случае, если дополнительный эпизод с их участием увеличивает динамику действия.
В чем разница между новеллой и рассказом?
В большинстве случаев мы делим художественную литературу на две категории: это либо рассказ, либо роман. Но есть еще одна вариация, которая расположена где нибудь в середине.
Ганвест — Никотин (Offical video)
Да, это новелла. Возможно, вы спросите, что же собственно выделяет рассказ от новеллы, а новеллу от романа?
Как и во многих видах искусства, категории — это нечто уступчивое. Когда касается дело литературы, то в зависимости от количества слов.
Автор книги Избавление Йен Макьюэн в обсуждении для The New Yorker в 2012 году определил новеллу как творение на 20000-40000 слов. Writer’s Digest говорит, что кол-во слов может дойти до 50 000, но в большинстве случаев бывает около 30 000 слов.
Если в произведении больше 50 000 слов, то это уже, вероятнее всего, роман. Рассказы, сделанные для прочтения в один присест, в большинстве случаев содержат только пару тысяч слов, и они написаны для статьи в глянцах либо же как составная часть сборника.
10 000 — самое большее кол-во слов, которое могут напечатать журналы, однако многие рассказы и того короче, менее 7500 слов.
Это ставит новеллу в непонятное межпространство, в котором она чрезмерно длинна для статьи в литературно-художественном журнале и чрезмерно коротка для статьи в качестве книги. (Кстати, есть еще одно наименование межкатегории для историй от 10 000 до 20 000 слов — новелетта.) Для издателей производить новеллы не самое привлекательное предложение.
Новеллы малы и лимитированны, а потребители не всегда рады раскошелиться за малюсенький томик по стоимости настоящего издания в твёрдой обложке.
Некоторая разница между формами только лишь менеджмент.
Новеллы известны со средних веков, и некоторые входят в перечень чтения на уроках английского. если вы даже не думали, вы точно прочитали хоть одну, возможно, предполагая, что это был слишком длинный рассказ или слишком короткая книжка. Нельзя исключать, что это было Сердце тьмы Джозефа Конрада , или Новогодняя песнь в прозе Чарльза Диккенса , или Превращение Франца Кафки . А может, это были Итан Фром Эдит Уортон или Машина времени Герберта Уэллса . Все это можно обозначать как новеллы.
Не обращая внимания на тот момент, что новеллы стали классикой, вы вероятнее всего не найдете большинство современных примеров в вашем местном книжном магазине. Даже популярнейшие писатели встречаются с трудностью поиска издателя, желающего взяться за творение оригинальной длины.
К примеру, Стивену Кингу понадобилось приложить немало усилий, перед тем как в 1982-м увидел свет его сборник из четырех новелл 4-ре сезона . Однако это никак не подействовало на качестве историй, одна из них позднее была приспособлена для экрана как «Побег из Шоушенка».
В послесловии он написал о проблемах, с которыми он столкнулся, стараясь опубликовать новеллы, из-за того что они были «чрезмерно длинны, чтобы быть короткими, и чрезмерно короткими, чтобы быть по-настоящему длинными».
Когда он уговаривал собственного издателя, Кинг подчеркнул, что тот был вежлив, но «его голос звучал, словно вся радость дня выветрилась». Наконец его книгу издалека, однако даже для настолько популярного автора это была сложная сражение.
Как писать сценарий — советы Pixar
Даже для громких имен кажется, что новелла — не ходовой товар.
Но это не значит, что вам не нужно их искать.
Согласно Макьюэну, новелла — «замечательная форма художественной литературы в прозе». Если даже она чуть больше 10000 слов.