Чем отличается обгон от опережения
О чем статья
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
Что значат понятия «опережение» и «обгон»
Итак, прежде всего необходимо узнать, что значат данные понятия. Опережение собой представляет движение автотранспортного средства со скоростью, которая превосходит попутный транспорт.
Такой маневр выполняется в границах собственной полосы.
Обгон — это опережение одного/нескольких ТС с выездом на встречную полосу и обязательным дальнейшим возвращением на исходную полосу либо же сторону проезжей части.
Следует отметить, что обгон — это абсолютно не всегда нарушение ПДД. Если дает возможность разметка на дорожном покрытии и не имеется запрещающих знаков, такой маневр выполнятся по правилам.
В чем заключается разница между обгоном и опережением
В чем же состоит отличие обгона от опережения? С точки зрения ПДД, это принципиально разные термины.
Прежде всего, необходимо сказать, что из-за собственных свойств обгон считается наиболее опасным из маневров. Он в любых ситуациях связан не только с опережением попутных ТС, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на «встречку» или соседнюю полосу, с необходимым дальнейшим возвращением на исходную полосу.
К совершению обгона стоит относиться очень тщательно – Правила дорожного движения предполагают приличное количество случаев, когда он не позволяется.
Опережение — маневр, который сделан в границах собственной стороны проезжей части, причем со скоростью, превышающей скорость попутного автотранспортного средства.
При совершении опережения не рассчитано выезда на встречную полосу и непременного возвращения на занимаемую прежде.
Основное отличие опережение от обгона состоит в том, что первое возможно как с правой стороны, так и слева.
Плюс к этому, обгон как маневр строжайшим образом ограниченный ПДД и в большинстве ситуаций запрещен. К опережению такой запрет почти не относится – его можно выполнять в каждой ситуации, кроме случаев плотного движения, при котором все полосы заняты ТС.
Что будет за ошибочный обгон
Нужно сразу подчеркнуть, что наказания конкретно за ошибочный обгон Административный кодекс не учитывает. Между тем, нужно всегда помнить, что выполнение обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения.
В данном случае для наказания автомобилиста может использоваться статья 12.15 ч. 4. К примеру, за выезд при обгоне на встречную полосу или трамвайные пути может быть наложен как административный штраф, так и лишение прав на период от 4 до шести месяцев.
Чем отличается опережение от обгона?
Чем отличается опережение от обгона. Эти два значения часто путают начинающие водители, не понимая отличия между 2-мя этими тезисами можно позволить погрешность на экзамене пдд.
Я попробую на примерах показать чем отличается опережение от обгона. Ниже выдержка из пункта 1.2 правил дорожного движения.
Автомобиль, чтобы осуществить передвижение будет вынужден выехать на полосу встречного движения. В этом главное отличие обгона от опережения.
Рассмотрим пример опережения.
Автомобилю, чтобы осуществить передвижение необходимо перестроится на находящуюся по соседству полосу этого же направления. Другими словами, не надо выезжать на полосу встречного движения.
В этом и состоит главное отличие между тезисами обгон и опережение.
Чем опережение разнится от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф
Не так давно мы поняли с тем, что такое обгон и в каких вариантах он разрешен, а в каких запрещен.
Сегодня мы прольем свет на вторую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, однако есть и важные маленькие детали.
Кроме того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем поэтапно.
Обозначение опережения очень обычное: это движение автотранспортного средства со скоростью, большей скорости попутного автотранспортного средства. Очень важное отличие опережения от обгона заключается в том, что обгон – это опережение, которое связано с выездом на встречную полосу, а обычное опережение выполняется без выезда на встречку.
Прямого запрета на опережение в определенной ситуации в ПДД нет – другими словами на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так дальше, потому как шофер двигается по собственной полосе движения и нет риска возникновения на ней встречного автомобиля. Безусловно, кроме правил необходимо учесть и определенные дорожные условия: например, небезопасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в лёд – не хорошее место для опережения, пускай оно и не противоречит правилам.
Но в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся собственно правил опережения: он говорит, что опережение ТС при проезде переходов для пешеходов выполняется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, со своей стороны, устанавливает, что если перед нерегулируемым переходом для пешеходов остановилось или уменьшило скорость ТС, то водители иных ТС, двигающихся в том же направлении, также обязаны остановиться или уменьшить скорость, а продолжать движение не запрещается, только пропустив пешеходов.
ПДД №8 HD. Обгон, опережение и встречный разъезд.
Благодаря этому, даже двигаясь по собственной полосе, необходимо смотреть за дорожной обстановкой и не забывать одно из основных правил: если машины впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понимать, что происходит.
Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон с правой стороны», которое плюс ко всему обросло мифами.
Имея в виду действующие правила, необходимо понимать, что понятия «обгон с правой стороны» нет, потому как встречная полоса там находиться не может, а подходящий маневр именуется «опережение с правой стороны».
При этом прямого запрета на опережение с правой стороны в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы двигаетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (допустим, для поворота налево), то вы имеете безусловное право перестроиться в правую полосу и превзойти его, выполняя правила маневрирования. Это же касается ситуаций, когда шофер в нарушение ПДД двигается по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в данной ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, превзойти попутную машину (без увеличения скорости) и продолжать движение в правом ряду.
Но существует и ситуации, в которых опережение с правой стороны будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и дорожки для пешеходов либо тротуары. Такой маневр хотя и считается опережением, но практически остается прежде всего нарушением ПДД.
Из рассказанного выше становится ясно, что нарушение правил опережения провоцирует несколько ситуаций, в который шофер получит штраф. Рассмотрим их поэтапно.
Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде переходов для пешеходов, когда шофер не замедляется одновременно с попутными автомобилями, может завершиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но если даже этого не случится, шофер будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или другим участникам дорожного движения (кроме водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.
Опережение с правой стороны, которое связано с выездом на обочину, карается в согласии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».
Если же шофер выполнит опережение с правой стороны с выездом на велосипедную или дорожку для пешеходов либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».
Сообщества › DRIVE2 и ГИБДД › Блог › Обгон и опережение: отличия и наказания по ПДД.
Безопасность дорожного движения считается важной задачей, которую должны стремиться выполнить все его участники.
Одним из основных критериев считается выполнение требований правил дорожного движения.
Не обращая внимания на предельную простоту и точность в формулировании основных тезисов этого нормативно-правового документа, очень часто появляются неверные их неверные толкования.
Как последствие, это ведёт к появлению травматической ситуации. В особенности, часто можно сталкиваться с тем, что люди путают понятия обгона и опережения.
Об этом и поговорим дальше.
Понятие обгона и опережения
Для начала нужно определиться с тем, что считается обгоном, а что опережением. Это даст возможность в большой мере разделить данные понятия.
Обгоном признаётся такой передвижение в период движения автотранспортного средства, при котором шофер совершает выезд из занимаемой им полосы, совершает опережение двигающегося впереди транспорта и возвращается на собственную полосу.
Опережение не связано с выездом на встречную полосу и изготавливается в пределах собственной полосы дороги.
Обгон, опережение, встречный разъезд. Изучение ПДД
Данный манёвр может быть не совмещён с выездом из собственной полосы (если полос много) и никогда не связан с выездом на встречную полосу.
Обгон! ЭТО Должен Знать Каждый Водитель… [Автошкола на YouTube]]
Более того, даже если опережение производилось с выездом из собственной полосы, однако в пределах проезжей части попутного движения, возвращаться на прежде занимаемую полосу не обязательно.
Главным отличием обгона и опережения считается конкретно выезд на полосу встречного движения, хотя оно и не единственное. Тут можно подчеркнуть, что обгон возможен исключительно слева от впереди идущего транспорта, а опережение может выполняться, как слева, так и с правой стороны.
Исходя из сказанного, делаем вывод, что обгон считается опережением при любых обстоятельствах, однако не всякое опережение считается обгоном. Данные понятия следует максимально чётко разделить, так как путаница может привести к серьёзным последствиям.
Правила обгона и опережения
Прежде чем начинать делать передвижение обгона, шофер должен выполнить ряд обычных, но обязательных правил. Среди подобных условий можно отметить такие:
Следует заранее удостовериться в том, что встречная полоса, на которую предполагается реализовать выезд, свободна на достаточном для манёвра расстоянии. Лучше всего, впределах видимости встречного транспорта не должно быть, либо же он должен находиться очень далеко.
Убедитесь, что выполнение манёвра не повлечёт создания помех другим участникам движения.
В начале обгона нужно при помощи зеркал заднего вида зрительно удостовериться, что двигающееся позади ТС уже не начало передвижение обгона.
Не разрешается «обгон паровозом», другими словами передвижение, при котором несколько ТС выполняют обгон его, следуя один за другим.
Необходимо включать подходящие сигналы поворота в начале любого маневрирования.
Что же касается опережения, то тут все относительно легче. Для манёвра достаточно пользоваться указателями поворота и руководствоваться рациональным умыслом при воплощении режима скоростей.
Штрафы за нарушения
Что же касается того, какие санкции влечёт за собой нарушение правил дорожного движения в отношении манёвра «обгон», то на 2016 год предусматривается наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишения права на управление ТС на период от 4 до шести месяцев.
Подводя итог необходимо отметить, что ПДД нельзя рассматривать частями. Изучение документа этим способом возможно, но полное сознание свод правил приобретает при комплексном соблюдении их требований.
Обгон или опережение: юрист расскажет, в чём отличия по правилам ПДД
Как следует разобравшись в ПДД становится понятно, что обгон и опережение очень разные манёвры, впрочем, В практических условиях водители, в основном, с большим трудом могут объяснить разницу между этими, кажется, несложными терминами. Прежде чем погружаться в отличия между названными манёврами, необходимо понять, что прячут под собой данные понятия, потому как обгон это абсолютно иной передвижение, чем опережение.
Ключевые понятия
Обгон
Если надеяться на ПДД, обгон — это опережение как одного, так и нескольких ТС, совершаемое при помощи выезда на полосу, приготовленную для движения встречных автомобилей, и дальнейшим возвращением на прежде занимаемую полосу.
Опережение
Опережение — это не что иное, как движение ТС с подобной скоростью, которая больше скорости движения ТС, двигающегося в одном с нами направлении.
В чём отличие между 2-мя манёврами?
Невзирая на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон частично в себя включает опережение, данные понятия имеют одно значительное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.
Правила совершения манёвров
Обгон
Движение по полосе встречного направления связано с очень немалыми рисками, благодаря этому перед совершением столь опасного манёвра водителю нужно убедиться в том, что полоса встреченного движения свободна на расстоянии, позволяющем осуществить обгон. При этом не должно быть создано опасности для движения и каких-нибудь помех другим водителям автомобилей и пешеходам.
Главным условием совершения манёвра считается значимая сигнализирование указателями поворота: левого — в начале манёвра, и правого — перед возвращением в прежде занимаемую полосу. Также водителю нужно не забывать, когда обгон исполнять запрещено:
- если создает объезд или обгон автомобиль, двигающийся впереди;
- если ТС, двигающимся впереди, подан сигнал поворота налево, при условиях, что указанный автомобиль находится на одной с нами полосе;
- если уже делает обгон ТС, двигающееся за нами;
- если при завершении манёвра у водителя не будет возможности, не создавая помех, осуществить перестроение в полосу, которую он прежде занимал.
Но, даже если вы никогда никого не обгоняли и обгонять как правило не готовитесь, ПДД, регламентирующие совершение обгона, затрагивают и вас также. Сюда отнести можно, к примеру, ситуацию, описанную в п. 11.3 ПДД, где говорится про то, что водителю, ТС которого обгоняет другой автомобиль, запрещено увеличением скорости движения либо каким-то другим способом мешать совершению названного манёвра.
Также, если например вне населённого пункта вы будете управлять тихоходным ТС, ТС, перевозящим крупногабаритный груз, либо ТС, скорость движения которого не будет больше 30 километров в час, и обгон или опережение вашего автомобиля будет затруднено, вы обязаны принять достаточно близко к правому краю, а если появится такая необходимость — полностью остановиться, чтобы не создавать помех ТС, следующим за вашим автомобилем.
Опережение
Если сопоставлять рассматриваемые термины, опережение двигающегося перед нами автотранспортного средства выполнять намного легче и безопаснее, а это связывают с основным отличием в выполнении манёвров — опережение не соединено с выездом на «встречку».
В основном, названный передвижение делается с применением перестроения — выезда автомобиля из занимаемой полосы или ряда без изменения направления движения.
В начале выполнения перестроения водителю нужно удостовериться, что его действия не сделают помех для остальных ТС, а конкретно — автомобилям, следующим по полосе, на которую вы готовитесь перестроиться, не нужно сбрасывать скорость для устранения столкновения.
Благодаря этому очень важным фактором при совершении опережения считается уверенность водителя в том, что полоса, на которую он собирается перестроиться, свободна на достаточном для этого расстоянии.
После же совершения перестроения и опережения за счёт увеличения скорости двигающегося сейчас уже в находящейся рядом полосе автомобиля, вы можете продолжать движение как в полосе, на которую перестроились, так и вернувшись в полосу, из которой начинали передвижение.
Как и при обгоне — необходимо помнить о своевременной подаче сигналов указателями поворота.
Требуется знать, что, согласно ПДД, во время движения по проезжей части, которая расположена вне населённого пункта, а еще в населённом пункте по дороге, обозначенной знаком 5.1 и 5.3, либо если на данном отрезке дороги поставлен скоростной режим 80 километров в час и более, ТС нужно вести наиболее недалеко к правому краю дороги, т.е. левые полосы движения можно занимать лишь при условии того, что все правые заняты.
Поэтому, при выполнении опережения на описанных выше участках дорог, нужно если есть возможность вернуться в полосу, из которой был начат передвижение.
И ещё одно исключение, регламентируемое ПДД, — при интенсивном трафике на дороге в населённом пункте полосу менять можно лишь для того, чтобы впоследствии повернуть налево или направо, выполнить разворот, остановиться или объехать преграда, потому как перестроение с целью опережения лишь ухудшит и так сложную ситуацию на дороге.
Изучая данную тему, важно остановиться ещё на подобном моменте, как встречный разъезд. Необходимость прибегнуть к названному манёвру появляется, когда встречные машины не могут одновременно проехать по одному участку дороги, не создав друг для друга помех.
Указанная ситуация может появиться ввиду проведения дорожных работ, обрушения породы в местности гор и наличия других преград на одной из половин проезжей части.
Правила проезда при этих условиях предельно просты: когда затруднён встречный разъезд, дорогу уступает тот шофер, на стороне которого находится преграда, если же разъезд происходит на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14., уступает дорогу шофер, двигающийся на спуск.
Знаки на дорогах, запрещающие обгон
С тем, что понимается под обгоном и опережением, мы поняли, как отличаются указанные понятия — уяснили и даже выяснили, как же правильно, а самое основное — безопасно, исполнять манёвры, впрочем, на этом ещё не все. Есть ситуации, когда обгон запрещён.
Такие случаи и разберём ниже.
Согласно ПДД, нельзя исполнять обгон всех ТС, не считая тех, которые считаются тихоходными ТС, а еще гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных байков без бокового прицепа, если предполагаемый передвижение будет совершаться в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён».
Под зоной действия знака понимается территория, начинающаяся от места установки знака, до близлежащего по ходу движения за ним перекрёстка, а вдруг, если мы находимся в населённом пункте и перекрёстки отсутствуют — до конца этого населённого пункта.
Также к названному манёвру приступать нельзя:
- на перекрёстках, относящиеся к регулируемым и на нерегулируемых перекрёстках, если двигаться не по главной дороге;
- на переходе для пешеходов;
- ближе чем за 100 метров и конкретно на ЖД переездах;
- на путепроводах, мостах, эстакадах и под ними, как и в тоннелях;
- на участках дорог с ограниченной видимостью.
С какой стороны обгонять ТС?
Перед тем как задаваться этим вопросом, давайте ещё один раз обратимся к ПДД, а конкретно к термину «Обгон».
Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», поэтому, исходя из ПДД, обгон может быть совершён лишь с выездом на встречную полосу, а потому как у нас в государстве организовано правостороннее движение — ТС обгонять можно всего лишь слева.
Можно ли осуществить обгон с правой стороны?
Как мы уже выяснили, обгон — это передвижение, обязательно связанный с выездом на полосу встречного движения, поэтому, говоря иначе «обгон с правой стороны» абсолютно не подпадает под понятие обгона. Что же тогда под собой предполагает указанное словосочетание?
Обгон с правой стороны — это ничто иное, как опережение с права ТС, двигающегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п.
9.9. Правил), поэтому, обгон с правой стороны выполнять нельзя.
Штрафы за нарушения ПДД при обгоне и опережении
Правила, регулирующие дорожное движение, призваны гарантировать безопасность всех его участников. Впрочем абсолютно не всегда и не всеми участниками данные правила соблюдены.
За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в первой половине 20-ых годов двадцатьпервого века учтены такие варианты наказаний:
- невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а еще при возвращении в прежде занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, впрочем может быть выписано лишь предупреждение;
- движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
- невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным ТС, двигающегося со скоростью не более тридцати километров/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- движение по дорожкам, приготовленным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
- выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, кроме случаев, перечисленных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на период от четырёх до полугода. Если названное нарушение зафиксировано еще раз, права управления ТС можно лишиться на один год.
Заключение
Подводя черту, хочется ещё один раз напомнить, что автомобиль — это источник очень высокой опасности и подходить к его управлению нужно очень серьёзно. Садясь за руль, мы должны иметь в виду, что несём ответственность не только за собственную жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье других участников дорожного движения, благодаря этому приступить к совершению обгона, опережения или любого иного манёвра можно лишь тогда, когда нет абсолютно никаких сомнений в безопасности наших действий.