Некоторые сходства и различия воспитания и обучения
Как я уже писал до недавнего времени, родители — это прежде, всего, воспитатели своему ребенку, и только не учителя.
Упаси вас Бог стать для собственного родного ребенка педагогом.
Другими словами, тем, кто учит.
Задача родителя — передать собственному сыну/дочурки отношение к жизни (неплохо бы, адекватное).
В этом, я вижу собственную главную задачу — отучить, чем побольше родителей, прекратить быть "педагогами", для собственных детей. И стать, уже наконец, родителями.
Необходимо рассмотреть такую таблицу (не напрасно же я ее составлял), в которой, как я думаю, воочию представлены важные отличия воспитания от обучения.
1) Передача субъективного отношения, формирование новой личностной позиции
Принципы интегрального воспитания
1) Передача конкретного (проверенного) знания, формирование навыка и умения
2) Более креативный процесс с труднопредсказуемым результатом
2) Более закономерный и прогнозируемый процесс (знания либо усвоятся, или нет)
3) В большинстве случаев зависит от внешних условий среды и организации процесса
4) Отсутствие единых параметров и правил
4) Нормативная и нормативная база (проекты законов, учебные пособия и т.д.)
5) Ограничено по времени сроком начала и завершения обучения
6) Продолжительные отсроченные результаты
6) Возможность быстрого овладения знанием или способность
7) Необходимость учета психологических свойств личности ученика и личности учителя
Как видно из приведенной таблицы, воспитание и обучение имеют как принципиальные различия, так и некоторые сходства.
Во-первых, воспитание – это передача собственного чаще субъективного отношения, а обучение – передача конкретного и проверенного (другими словами справедливого) знания.
Второе, воспитание – это креативный процесс, при котором педагог может применять разные способы передачи собственного отношения, а обучение опирается на определенные методы.
Третье, организация развивающего пространства соединяет и воспитание, и обучение тем, что способствует лучшему восприятию информации.
Четвертое, для воспитания необходим лишь свой опыт (который отличается либо объемом, либо качеством от опыта воспитанника) и желание им поделиться. Исходя из этого, обучение процесс более формальный.
В-пятых, воспитание не ограничено временными рамками, воспитывать можно несколько долгих лет, а можно перевоспитать всего проще говоря, поступком либо даже жестом. При обучении человек пользуется специализированными методами, когда имеет конкретную цель.
И без данных обучающих методов нельзя достичь конкретный (необходимый) результат.
В-шестых, воспитание не может гарантировать быстрые результаты, потому как действует на эмоциональную сферу человека.
Обучение направлено на мышление, логические структуры сознания, оно требует результатов, а еще срез знаний в виде тестирования и проверочных работ.
Седьмой нюанс состоит в надобности выстраивать процесс воспитания и обучения, опираясь на индивидуальные характерности, как ученика, так и учителя, что соединяет, и воспитание, и обучение.
Легко ли усваивать новые знания? Кажется, что, обладая обыкновенными познавательными способностями, любой человек способен усваивать любые знания, даже те, которые прежде ему были не знакомы.
Для этого не надо владеть сверхзнаниями или создавать специализированные условия. Все просто: сел – прочитал – запомнил.
Однако, в действительности, это не так.
Согласно исследованиям, человек легче усваивает те знания, которые ему уже знакомы.
Говоря откровенно, мы быстрее усвоим те данные, о которой уже имеем определённое представление, или к которой у нас уже сформировано какое-то (эмоциональное) отношение.
Предположим, вы приходите на работу и вам дают новый аппарат – осциллограф.
И говорят: работайте! Ни руководств, ни схем, никакой информации о данном приборе нет.
Вы с ним наедине.
Ну, допустим, нашли вы к нему инструкцию в сети интернет. Скачали.
Навряд ли вам это поможет – пока разберёшься, что к чему, уже полные периоды сдачи работ оконьчатся.
Вы начинаете спрашивать у сотрудников, что это за штука и как с ней работать.
Если коллеги знают, то для начала, они озвучат своё отношение: «Да, такой сложный прибор, для фиксирования разных показателей. Не заморачивайся».
Либо иное мнение: «Да, это такая клевая штука. Если бы не осциллограф, я бы никогда не смог изучать временные параметры электрического сигнала.
А какую он выдаёт фотоленту! Супер!».
На основе этого первого переданного вам отношения от знающего коллеги, вы уже будете формировать свое отношение.
И либо, как при первом совете – не будете заморачиваться, либо, как в другом варианте, также загоритесь интересом и выявите больше активности в изучении вопроса.
Зато первое, что приходит на ум, человеку, встречавшимся с осциллографом, и даже работавшим с ним, это отношение, из-за того что обязательно вспомниться какой-то случай в ходе работы или первая встреча.
То же самое происходит при обучении, если ребенок уже имеет отношение к предмету, то оно является основой, на которую лягут новые знания и будут им хорошо усвоены. Если же у ребенка нет отношения к предмету, либо оно негативное, то и знания будут усваиваться с большим трудом.
Как нельзя соорудить дом без опоры, также нельзя построить эффективное обучение без воспитательной основы.
Приведу пример.
В 8 классе, в школьную программу вводится абсолютно новая для учеников наука – химия. В основном, никто из преподавателей ничего о ней не говорил.
А когда начинается курс, то ученикам говорят: «Вот наука – химия, изучайте её».
Естественно появится куча вопросов. Более всего вопросов у тех детей, которые о химии ничего не знали, а меньше вопросов будет у тех, кто уже знаком с химическими опытами, с использованием химии в бытовых условиях и т.д.
Вот и выходит, что первое воспитание (формирование отношения и первичных представлений о данном предмете), помогает совершенствовать обучение. Сегодня, в магазинах для детей реализуется много игровых наборов, знакомящих детей с разными науками в виде интересных игр, опытов, исследований.
Их также можно назвать методами воспитания, потому как они создают отношение ребенка к той либо другой науке (физике, химии, математике и т.д.).
Система воспитания опирается на самые разнообразные методы, их, на сегодняшнем шаге развития педагогической науки, слишком много.
В семье же, очень часто, применяются подобные приемы воспитания как:
Как вы понимаете, не все из них являются развивающими, однако при этом любой из них оказаться может самым лучшим в конкретной ситуации.
В менеджменте, есть подобное понятие – стиль управления.
Это совокупность приемов, которые применяет начальник, для увеличения эффективности трудового коллектива. А успешным руководителем считается тот, который умеет принимать адекватные решения исходя из возникшей ситуации.
К примеру, в ситуациях кризиса (пожар, землетрясение, острый инцидент, угроза жизни или имуществу и т.д.), самый хороший стиль управления это авторитарный.
Авторитарный стиль отличается наличием четкого и волевого решения лидера, отсутствием лишних обсуждений, беспрекословным подчинением других членов группы приказам лидера.
Если же в кризисной ситуации подобрать какой-то другой стиль управления, к примеру, либеральный (попустительский) или демократический, которые предполагают продолжительные консультации со всеми членами коллектива, рассмотрение важных вопросов большинством участников, то ценное время может быть упущено и кризис лишь усугубится, принёсши громадные потери и даже жертвы.
Демократические методы продуктивны в ситуациях, когда ситуация в компании, в общем, устойчивая, но возник неоднозначный момент либо есть несколько точек зрения.
В супружеской жизни это такие темы, к примеру, как лучше пристегнуть ребенка в автомобильном кресле или сын подросток хочет поменять время собственного возвращения домой, после прогулок с компанией друзей.
Попустительский стиль воспитания, также имеет право на существование в тех ситуациях, когда вы точно знаете, что человеку стоит доверять.
К примеру, когда необходимо, чтобы ребенок школьного возраста сходил в магазин, находящийся недалеко от дома или ребенок-дошкольник просит маму не ложить его спать днем, из-за того что сегодня единственный выходной у папы, и они хотели вместе пойти в парк.
В семье, как и любой иной социальной группе людей, есть лидер и подчиненные.
Лидер на себя принимает всю ответственность за изготовленный выбор и результат который получился. А тот, кто на себя принимает ответственность, чаще, чем другие, и считается настоящим лидером в семье.
Лидеры бывают формальными, другими словами назначенными, а бывают не формальными, другими словами спрятанными.
Формальными фаворитами в семье являются родители, потому как на законодательном уровне определено, что родители – это лица ответственные за воспитание и детское развитие.
Они несут перед государством ответственность за жизнь и здоровье небольшого гражданина. И в случае правонарушение (как родителем, так и ребенком) с них весь интерес.
Это даёт им право ставить правила поведения в середине семьи.
Но закон, у нас в государстве, являющейся светским государством, целенаправленно, не делит супругов между собой на того, кто считается формальным лидером, и того, кто должен покоряться.
Из-за того что каждая отечественная семья имеет собственные характерности (государственные, культурные, внутрисемейные и т.д.).
В одних семьях, принято мужское лидерство, а в остальных, наоборот, женское.
Как говорит практика, супруги об этом редко говорят между собой, подчиняясь общепринятым нормативам общества, в котором они живут. А в действительности, война за лидерство в семье проводится регулярно.
Супруга может быть настоящим лидером, а супруг лишь формальным, и наоборот.
Иногда, выяснение данного факта для супругов становится настоящим открытием.
В практических условиях это приводит к тому, что между собой они не могут договориться, к примеру, в методах воспитания, в том какие ценности прививать детям.
Супруг говорит: «Я знаю, как нужно воспитывать, я же вырос и ничего».
Супруга ему противостоит: «Нет, так ты не сделаешь из сына/дочки нормального человека». И так дальше и так далее.
В конце концов их дети растут в противоречиях, скандалах, вечных конфликтах, наблюдая самый старинный вид спорта – перетягивание каната на себя. Точно такое же поведение, они начинают воссоздавать в собственной семье, не понимая, почему так происходит.
А дело все в том, что впечатления, полученные в раннем возрасте, наиболее интенсивны, лучше запоминаются, из-за того что связаны с эмоциями.
Но выход, даже из ситуаций такого рода, есть.
Чем больше методов находится в арсенале родителей и педагогов, тем более успешным и адекватным оказывается воспитание.
Разница между учебой и воспитанием
Понятия «обучение» и «воспитание» так или по другому связаны с усвоением новой информации, привитием некоторых правил и норм. Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся.
Понятно, что между процессами обучения и воспитания есть некоторые отличия, выразить которые иногда не под силу даже высокообразованному человеку. Попробуем разобраться в этом в сегодняшней статье.
Обозначение
Обучение – целенаправленный процесс познания разных явлений окружающего мира и их закономерностей при помощи взаимного действия ученика с педагогом.
Воспитание процесс целенаправленного воздействия, главной задачей которого служит накопление воспитанником нужного социального опыта для жизни в обществе, формирования у него конкретной системы ценностей.
Сравнение
Если процесс обучения под собой предполагает усвоение некоторых знаний, способностей и способностей, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. В основном, они тесно между собой связаны и могут выполняться одновременно.
Приведем варианты в форме маленькой таблицы.
Обучение | Воспитание |
Учимся рисовать елочку | Усваиваем, что необходимо помогать маме по хозяйству |
Изучаем российский алфавит | Понимаем, что огорчать слабых плохо |
Осваиваем опыты работы на компьютере | Осознаем, что необходимо учиться на своих ошибках |
Обучаемся технике вышивания крестиком | Пытаемся всегда говорить «благодарю» и «пожалуйста» |
Отличие обучения от воспитания также прячется в степени организованности – в первом варианте оно определяется более строгими рамками. Так, очень часто в процессе обучения необходимо сделать какой-нибудь план, программу и т.д.
В воспитании же нет определенных параметров, его цели не являются неизменными в любом обществе, так же как и не монтируются целиком и окончательно. Также обучение исчерпывается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специализированных электронных, технических и наглядных средств.
Процесс воспитания происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, и обязательным демонстрационным материалом в таком случае выступает свой пример воспитателя.
Еще одной спецификой воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта. Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания находят себя далеко не сразу.
Между самим началом воздействия и проявлениями культурности может пройти очень длинный период – в данном деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.
Доктрина воспитания. Отличия воспитательного процесса от учебного
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
В ч ё м появляются отличия воспитательного процесса от учебного?
Характерности воспитательного процесса , если сравнивать с процессом обучения, наиболее четко появляются в следующих свойствах:
— многофакторность (на воспитание оказывает влияние намного больше факторов, чем на обучение, также подобных факторов, влияние которых как правило невозможно учесть заблаговременно);
— вариативность результатов (результаты воспитание трудней предсказать и воссоздать, чем результаты обучения; данное свойство тесно связано с идущим до этого);
— продолжительность (достижение явных хороших результатов воспитания "просит" много времени, чем при обучении);
— непрерывность (воспитание человека происходит не только в образовательном процессе, но также и в семье, а еще во взаимодействии с различными субъектами вне семьи и школы; даже свободное общение с ровесниками оказывает воспитывающее влияние на личность);
— комплексность формирования требуемых качеств (учебный материал можно усваивать блоками, но нереально вырастить, к примеру, сначала дисциплину, потом патриотизм, потом ценностное отношение к себе, а потом перейти к воспитанию художественных чувств).
2. Каковы ключевые противоречия воспитательного процесса?
Рис.1 Противоречия воспитательного процесса
Одним из самых главных внутренних противоречий, проявляющихся на всех стадиях появления личности, выступает противоречие между появляющимися у нее новыми потребностью и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, покупать новые знания, усваивать нормы и правила, формы поведения.
Наружные противоречия появляются между требованиями окружающего мира и возможностями личности им отвечать. Наружные противоречия также ощутимо сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса.
Очень плохо, к примеру, оказывают влияние разногласия между школой и семьей, сопротивление со стороны семьи некоторым требованиям учителей. Противоречие между словом и делом часто оказывается причиной многих трудностей и минусов в воспитании; также как и доминирование словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.
Очень тщательно учителям нужно относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.
3. Приведите варианты реализации логики воспитательного процесса.
Рис. 2 Варианты проявления логики воспитательного процесса в самых разных его структурах
Логика усвоения воспитанником нравственных норм отражается в основных стадиях воспитательного процесса, которые образовывают очередную структуру: 1) осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения; 2) знания должны перейти в убеждения; 3) воспитание чувств; 4) деятельность и поведение, подходящие требованиям общества и культурным нормативам.
Логика связи и зависимости между элементами определяется структурой, которая включает: 1) проектирование; 2) организацию деятельности; 3) управление межличностного общения и его коррекция; 4) контроль и подведение итогов.
Логика деятельности педагога-воспитателя заключена в очередности педагогических действий: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности.
4.
Как в целях и содержании воспитания реализуются потребности общества?
В сегодняшней педагогике в качестве преобладающей цели выступает формирование цивилизованной личности, сочетающей многоплановое развитие со способностью к социальной адаптации.
В процессе воспитания развитие индивидуальности воспитанника неразделимо с социализацией личности, а главная, общая для абсолютно всех школ и учителей цель воспитания, определяемая социальным заказом – формирование личности, полезной обществу и способной достигнуть успеха.
Человек и общество в общем может существовать исключительно в условиях, подходящих для его жизни.
Сохранение подобных условий на Земля в последние несколько десятков лет оказалось под угрозой, благодаря этому поддержание экологического равновесия – социально значимая задача.
Поэтому, социальная привыкание, сочетающая общественную полезность с личным успехом человека в обществе, сейчас дополняется необходимым требованием заботливого отношения к природе. Исходя из сказанного выше, наиболее общей целью воспитания сейчас считается необходимый и практичный для общества, способный к личному успеху человек, личность которого, развивается и самореализуется в собственной гармонии, природой и обществом .
Под содержанием воспитания знают систему знаний, убеждений, способностей, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в согласии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, высоконравственное, эстетическое воспитание предоставляют комплексность воспитывающих влияний на ребёнка и дают возможность формировать всесторонне развитую личность.
5. Что считается наиболее общей целью воспитания сегодня?
— воспитание с целью самореализации личности;
— воспитание с целью оснащения выживания.
Из всех названных целей очень полно интересам человека и общества отвечает цель всестороннего и правильного развития личности. Вызвано это как названными выше причинами, так и тем, что она считается требованием для реализации всех других целей воспитания:
всесторонне развитый человек в самой большой мере отвечает требованиям к нему как к гражданину, он быстрее и лучше найдет себе любимую работу для личного счастья, будет подготовлен к выживанию в очень сложных условиях и т.д.
6. Приведите варианты закономерностей воспитательного процесса.
Варианты закономерностей воспитания :
1)зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и развития в культурном плане общества, состояния его духовности;
2) единство и связь воспитания и развития личности, имеющих собственные характерности на различных возрастных ступенях;
3) закономерная связь между воспитательным воздействием и активной работой воспитанника;
4)наличие внутренних и внешних противоречий в процессе воспитания;
5)правильное развитие ребёнка происходит при условиях позитивного эмоционального фона воспитания.
7. Назовите ключевые принципы воспитания, поясните их смысл.
В учебном пособии И.П. Подласого приводится следующая система принципов:
— принцип общественной направленности воспитания заключается в том, что в воспитательном процессе нужно готовить ребёнка к активной общественной жизни, обучать быть полезным членом общества.
— принцип связи воспитания с жизнью , трудом значит, что воспитание должно ориентировать ребенка на трудовую деятельность в настоящих условиях взрослой жизни: производить ценностное отношение к процессу и результату собственного труда и труда остальных людей, трудовые умения и способности, помогать в подборе профессии;
— принцип опоры на положительное в воспитании имеет следующий смысл: видеть в достоинства, развивать их и при помощи данных качеств одолевать минусы;
— принцип гуманизации воспитания требует от учителя уважения прав и свобод ребёнка, ненасильственного формирования у воспитанника требуемых качеств;
— принцип личностного подхода требует в индивидуального выбора для любого воспитанника наиболее подходящих методов, приёмов, средств и форм воспитания; данный принцип реализовывается благодаря учёту в воспитании индивидуальных свойств ребёнка;
— принцип единства воспитательных воздействий значит единство, непротиворечивость требований к ребёнку, предъявляемых разными субъектами воспитания, соответствие самого воспитателя тем качествам, которые он желает вырастить в ребёнке.
8. Как дополняют друг друга понятия метод, при ё м и средство воспитания?
К средствам воспитания относятся речь учителя, а еще очень разная деятельность: трудовая, игровая, учебная. Специальным средством воспитания считается коммуникативная деятельность (общение), потому как при контакте происходит не только информационный обмен, на и обоюдное влияние участников общения один на один.
К средствам также относятся разные объекты, применяемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, детали красивого оформления внешней среды и т.д.).
Потому как любой метод воспитания В практических условиях выполняется при помощи конкретных средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. К тому же, в структуре каждого метода возможны разные комбинирования средств и приёмов, что дает возможность предусматривать определенную ситуацию использования метода.
Есть самые разные спецификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, процедуры, призы и наказания (Н.И.
Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.).
В наше время очень сильно распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К.
Бабанский). Тенденция метода – комплексная характеристика, включающая цель (для чего применяется), содержание (что вырабатывается), процесс (как собственно происходит влияние, способы влияния на воспитанника). По этой спецификации выделяется 3 группы методов воспитания:
— методы формирования сознания личности;
— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
— методы стимулирования поведения и деятельности.
9. Какие методы используются для формирования сознания личности?
Есть ряд методов, применяемых для формирования сознания личности.
Любой из них имеет собственное обозначение в воспитательном процессе.
Для достижения лучшего эффекта методы должны применяться в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.
Очень не простым по содержанию, но легким в восприятии считается метод рассказа на этическую тему.
Характерность такого способа заключается в том, что воспитанники сами анализируют действия и действия героев рассказа и делают выводы.
Аналогичным образом, возникают некоторые отношения к тем либо другим качествам и свойствам поведения. Формирование данных отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано учителем, другими словами не считается прямым указыванием, вследствие чего имеют стойкий эффект и укладывают основы для формирования своих личностных качеств.
Действие такого способа имеет опережающий характер, заблаговременно формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не сделали, побуждая таким образом к волевым стараниям в отношении к своим действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по некоторым правилам, обуславливающим его результативность.
Содержание рассказа обязано отвечать возрасту слушателей, быть им ясно и интересно. Чем младше питомец, тем красочней и насыщеннее должно быть эстетическое оформление рассказа.
Обстановка вокруг должна располагать к восприятию темы рассказа.
Артистичность и грамотность изложения оказывает влияние на чувствительность позитивным образом, а, поэтому, считается необходимым требованием.
10.
При помощи каких методов вырабатывается опыт поведения?
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
педагогическое условие к выполнению норм поведения, правил по организации здорового жизненного образа в виде просьб, советов, советов;
приучение и упражнение, содействующее появлению устойчивых вариантов поведения, привычек здорового жизненного образа;
частое участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
тренинги для формирования опыта положительного отношения к себе, к находящимся вокруг, к миру в общем.
11. Какие методы дают возможность создавать мотивацию деятельности и поведения?
С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.
Активизировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность учащегося начальной школы тех либо других факторов используются разные методы стимулирования, среди них самыми популярными считаются состязание, познавательная игра, одобрение, наказание и др.
КТО ТАКИЕ СУННИТЫ И ШИИТЫ? МИР ИСЛАМА. ИМАН.
призы в самых разных вариантах: согласие, хвала,
признательность, предоставление почётных прав, награждение; — наказание состоит в лишении или сокращении конкретных прав, в выражении морального порицания, осуждения.
12.
Приведите варианты связи методов, при ё мов и средств воспитания.
К средствам воспитания относятся речь учителя, а еще очень разная деятельность: трудовая, игровая, учебная.
Специальным средством воспитания считается коммуникативная деятельность (общение), потому как при контакте происходит не только информационный обмен, на и обоюдное влияние участников общения один на один. К средствам также относятся разные объекты, применяемые как предметная поддержка воспитательного процесса (плакаты, иллюстрации, репродукции, музыкальные и художественные композиции, детали красивого оформления внешней среды и т.д.).
Потому как любой метод воспитания В практических условиях выполняется при помощи конкретных средств и приёмов, метод в его практической реализации можно определить как систему приемов и средств. К тому же, в структуре каждого метода возможны разные комбинирования средств и приёмов, что дает возможность предусматривать определенную ситуацию использования метода.
Пример связи приёмов и средств в методе. В методе беседы могут применяться приёмы объявления темы, постановки вопроса, переадресации вопроса и т.п.
При этом ключевым средством считается, разумеется, речь.
Впрочем вместе с речью воспитатель может применять следующие средства: записи на доске (к примеру, записать тему и ключевые вопросы), иллюстрации (к примеру, плакаты о правилах поведения в обсуждаемой ситуации), видеоролики (к примеру, фрагмент фильма с обсуждаемой ситуацией).
13.
По каким признакам классифицируются формы воспитания.
Формы воспитания можно отделить по таким признакам: 1) по количеству воспитанников, охваченных этой формой работы;
2) по количеству организаторов: организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;
3) по результату; результатом могут быть:
4) по наличию подготовительной подготовки:
5) по характеру включения воспитанников в деятельность:
6) по взаимному действию коллектива с другими людьми и коллективами
7) по характеру преобладающей деятельности воспитанников: игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные, ценностно-ориентирующие;
8) по способу влияния учителя: непосредственные (воспитатель оказывает влияние на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через кого-то: через коллектив класса, через близких друзей воспитанника, через родителей, через иных учителей и т. д.);
9) по включению воспитанников в подготовку: подготовленные с участием либо же без участия воспитанников;
10) по субъекту организации:
11) по продолжительности использования:
12) по частоте применения:
14.
Какую роль в воспитании играет ученический коллектив?
Интеграция ребёнка в коллектив сверстников считается необходимым требованием развития социально важных качеств личности.
команда рядом разница между бытовой командой и спортивной
Коллектив как высшая стадия развития социальной группы выступает субъектом воспитания, потому как может оказывать влияние на любого члена коллектива. Говоря по другому, становится потенциальным целенаправленно применять его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика.
Благодаря этому в воспитательном процессе очень важно формировать педагогически эффектный коллектив. Педагогическое влияние на коллектив выполняет его объектом воспитания : воспитывая ученический коллектив, воспитатель таким образом увеличивает результативность воспитания каждого ребёнка.
Выделяют три педагогических функции ученического коллектива:
— организационную : коллектив становится субъектом управления собственной общественно полезной работой;
— воспитательную : коллектив становится носителем и пропагандистом конкретных идейно-нравственных убеждений;
— функцию стимулирования : коллектив способствует появлению нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, изменяет поведение собственных членов, их отношения.
15.Обоснуйте необходимость развития детского коллектива в воспитательном процессе.
Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в собственном развитии требования коллектива либо, наоборот, отстающими от таких требований. Впрочем эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации.
В результате разрешения противоречий появляются некоторые объективные условия (сформировавшееся социальное мнение, общая дружелюбная обстановка, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для развития и проявления творческой индивидуальности, широко применяются знания и опыт каждого ребенка в деятельности коллектива, что очень ценно для двоих субъектов взаимного действия: как индивида, так и коллектива.
Стадии развития коллектива зависят как от внешних, так и от внутренних факторов.
Для развития коллектива – это преодоление противоречий между коллективом и отдельными учениками или группами (разный уровень развития), между перспективами коллектива и перспективами некоторых учащихся и групп, между нормами поведения, между ценностными ориентациями и т.д. Каждая стадия развития коллектива отвечает определённому виду социальной группы.
16. Назовите ключевые элементы воспитательной системы.
Педагогическая результативность воспитательной системы вызвана целостностью реализуемого с ней педагогического процесса, которая вырисовывается в единство воспитания и обучения, цели, задач и содержания.
Так, система способствует реализации большого ряда функций педагогического процесса. Кроме собственно воспитательной , среди её функций выделяются такие:
организационная (направлена на упорядочение воспитательного процесса);
интегрирующая (обеспечивает систематизацию несогласованных воспитательных воздействий; это нужно ввиду большинства включённых в систему субъектов воспитания);
регулирующая (связана с коррекцией плохих факторов развития воспитанника, с преодолением противоречий, которые неминуемо собираются в ходе функционирования и развития воспитательной системы);
развивающая (состоит в обеспечении динамики воспитательной системы как условия постоянного развития воспитанников);
защитная (состоит в обеспечении соцзащиты воспитанников).
17.
Каковы важные этапы развития воспитательной системы?
Первый шаг – становление системы . Его основная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников.
На данном шаге происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, выполняется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатываются педагогические технологии. Вырабатывается большинство элементов системы, но они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочные.
Взаимное действие со средой из вне очень часто имеет стихийный характер.
Второй этап – отработка системы . Происходит развитие коллектива, органов самоуправления.
Крепятся традиции. Определяются приоритетные направления работы и ключевые (системные) виды деятельности.
Субъектами деятельности в воспитательной системе выступают учителя, учащиеся, их родители, а еще первичные коллективы.
Благодаря системной деятельности реализуются интересы и потребности воспитанников в их сотрудничестве с друг другом, с взрослыми.
3-ий этап – конечное оформление системы . Коллектив собой представляет содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, работой, отношениями партнерства и сотворчества.
На данном шаге воспитательная система хорошо решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и функциональной личности (Е.В. Бондаревская).
18. Какие воспитательные системы вам известны?
Воспитательные системы организаций не только в себя включают приличное количество участников и имеют разноуровневую иерархическую структуру.
Структура данных воспитательных систем, в отличии от объединения, формализована в согласии с действующими правовыми актами (устав организации, разные положения и т.д.). Среди них довольно широко представлены воспитательные системы учреждений образования (школ).
В структуре внутришкольного управления классически есть уровни стратегического, тактического и своевременного управления, а еще уровень ученического самоуправления. В отечественном опыте общего образования выделяются.
воспитательная система общеобразовательной школы (обоснована и описана в работах В.А. Караковского, Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селивановой);
воспитательная система школы как центра воспитательной работы в микросоциуме: в селе, в районе города;
воспитательная система школы-комплекса, которая вырабатывается при взаимном действии общеобразовательной школы с учреждениями культуры, спорта, образования, производства;
воспитательные системы разных авторских школ.
В качестве особенного подвида школьных воспитательных систем можно рассматривать воспитательную систему деревенской маленькой школы .
История образования знает ряд неповторимых авторских систем воспитания, оказавших влияние на массовую практику воспитания, открывших хорошие возможности организации воспитательного процесса. К ним можно отнести воспитательные системы А.С.
Макаренко, Я. Корчака, С. Френе, В.А. Сухомлинского и др.
ru.natapa.org
Преподавание — это обычное слово, и мы часто пользуемся им в нашей обычной жизни, но воспитание кажется немного сложным словом. Это сложно в том смысле, что оно вызывает любопытство, но определить его чуть сложнее.
Учение применяется многими людьми, но слово воспитание применяется нечасто, но из-за чего то многие из нас знает, что они оба ссылаются на что-нибудь в связи с передачей информации / руководств. Чтобы узнать разницу между этими 2-мя тезисами, мы сначала изучим отдельные термины, а потом выявим отличия между ними.
Обучение — это передача идей, способностей или информации от учителя или источника информации ученику или любому получателю.
Информация, которая преподается, может быть разного типа.
К примеру, ученик, посещающий урок химии, может быть обучен веществам на основе химии и тому, как они реагируют на соединение между собой. Это информация, которая преподается студенту.
Информация, которая опять включается в процесс обучения, может быть самой разной.
Это может быть либо вся правда, либо некоторая информация может быть ложной. Студенты должны критически проанализировать информацию, а потом получить знания.
Благодаря этому обучение направлено на передачу знаний или способностей.
Преподавание направлено на передачу информации, чтобы учащиеся изучали подобающие методологии, а потом применяли методологии, чтобы составить своё мнение во многих вещах. Студенты могут также подвергать сомнению информацию, и преподаватель в данном случае должен удовлетворить запрос, подкрепив его соответствующими подтверждениями.
В некоторых остальных случаях студент может свободно составить своё мнение после урока. К примеру, в результате проведения урока морали ученика могут спросить: как он прореагирует в конкретной ситуации?
В данном случае воспитанник считает, что то, как он постиг учение, а потом и позднее, может решить . Теперь такое решение опять разнится от одного студента к иному. От учеников одного класса можно ждать многих ответов на одинаковый вопрос.
Это также не считается ошибкой, то, чему учили, изучается учащимися, и это позднее помогает им решить . Но все таки, эта свобода не предусматривается в обучении фактам, но данные факты всегда подтверждаются соответствующими подтверждениями. Аналогичным образом, на вопросы легко даст ответ преподаватель.
Воспитание значит преподавание или внедрение доктрины, принципала или идеологии, особенно той, имеющую конкретную точку зрения, как в примере религиозного воспитания.
В религиозном воспитании ученика учат религиозным убеждениям. Главное слово в определении идеологической обработки — вера.
Вера может быть описана как признание того, что заявление правильно, это просто принятие или мнение (не подтверждённое подтверждениями, как в случае убеждений). Это значит, что оно отличается от других учения в одном широком смысле; Учение о воспитании не должно рассматриваться критически.
Целью индоктринации считается обучение жёстким убеждениям, и эти убеждения могут не иметь никаких подтверждений, чтобы быть правдой. Он в большинстве случаев применяется в контексте религиозных верований, где люди предрасположены преподавать религийные верования, и важно то, что человек, получивший эти верования, не может дискутировать с ним и должен принять его таким, какой он есть.
Эти убеждения преподаются аналогичным образом, что воспитанник не может судить или оценивать эти убеждения. Это в большинстве случаев применяется, чтобы преподавать политические идеологии или религийные идеологии.
Важные отличия между учебой и воспитанием находятся в том, что учение открыто для вопросов, ученики всегда могут спрашивать относительно предмета, которому их учат, в то время как воспитание — это как давать указания, необходимо их слушать и предполагается, что им следует следовать. В процессе воспитания студент не может спрашивать по предмету.
Снова же, обучение не считается предвзятым, тогда как воспитание как правило имеет тенденциозный подход Обучение направлено на развитие умственных способностей учащихся, оно даёт им возможность дискутировать и оценивать вещи, а потом формировать мнение, тогда как идеологическая обработка установила мнение о вере, которой учат, и, поэтому, мнение студента значения не имеет или учит в Аналогичным образом, студент не должен составлять своё мнение. Преподавание — это положительная деятельность, в которой студенты получают знания, в то время как идеологическая обработка по большей части ассоциируется с отрицательным видом обучения, когда от студентов ожидается, что они будут следовать тому, чему их учат, не делая никаких запросов.
Аналогичным образом, иногда идеологическая обработка также упоминается как промывание мозгов.
Воспитанный и дрессированный лабрадор — это как? В чем разница между дрессировкой и воспитанием?