Чем отличается очерк от рассказа
Чем отличается повесть от рассказа
В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе.
Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу.
У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.
Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности.
Начнем, пожалуй, с рассказа.
Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:
- Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
- Рассказ — это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
- В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
- Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
- Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
- Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.
Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики.
Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.
С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.
Повесть — это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:
- достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
- в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
- повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
- в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
- сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
- повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
- в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
- чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.
Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.
Какие отличия между повестью и рассказом
Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:
- В первую очередь, они различны по объему: рассказ — меньше, повесть — больше
- Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
- В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
- Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
- В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
- В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.
Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.
Чем отличается эссе от рассказа
Что такое эссе и чем оно отличается от рассказа?
Мнение О.Ванштейн, автора книги «Для чего и для кого писать эссе» : «Главное заставить читателя думать разбудить в нем удивление самостоятельную мысль и потребность в самовыражении».
essai –попытка,проба,очерк), литературнаяформа,небольшойпрозаическийтекст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зренияавтора.
Задачей эссе, вотличиеот рассказа, являетсяинформацияилиобъяснение, а не драматическоеизображениеилипересказкакой-либожизненной ситуации.
Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, длячегоне требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем неменееврядли следует абсолютизировать разницумеждуэссе и рассказом.
Рассказы могутсодержатьвсебе определенныеэлементы, близкие к эссе: авторские разъяснения,раскрытиепредыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссеможнонайтиэлементы повествовательности,дажеперсонажей.
Основной отличительной особенностью эссе является егократкость, ихотяобъемможетколебатьсяот одной до пятидесяти страниц,обычнооно занимает от десяти до двадцати страниц.
Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычнотрудносохранитьв более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения.
Определите , где эссе.
Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.
Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и «фонтан острот», особенно если они повторяются.В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.С.Лихачев)
Нет дня и нет ни одной минуты, чтобы во мне не жила, не звучала та песня, которую над колыбелью мне пела мать. Эта песня — колыбель всех моих песен.
Она та подушка, к которой я приклоню свою усталую голову, она тот конь, который везет меня по белому свету.
Она тот родник, к которому я припадаю во время жажды.
Она тот очаг, который согревает меня, и вот тепло его я несу по жизни.
(Расул Гамзатов)
Спустился он (Орфей) к берегам священного Стикса, за которым лежал мир мертвых. Вот и Харон.
Но когда Орфей сделал шаг к ладье, то натолкнулся на весло, поставленное поперек.
Старый лодочник знал свое дело: «Царство мертвых не для живых. Явишься, когда придет твое время!»
Рванул певец струны кифары, и над царством вечного безмолвия зазвучала песня прекрасного верхнего мира.
Опустил Харон свое весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам.
Не прекращая петь, вступил Орфей в ладью, и вот он уже на другом берегу.
Навстречу песне бежали толпы теней, а за ними гнался ужасный подземный пес Кербер. Услышав пение, Кербер замедлил свой бег и замер, как земная собака по знаку охотника.
(По А.И.Немировскому)
Канада 51: Краткая история английского языка
Очерк — его виды и особенности написания
Шпаргалка для писателя:
ОЧЕРК: основной признак очерка — писание с натуры.
Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка.
Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах.
Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт.
Очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта.
Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение.
В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость.
Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.
В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного.
Черты очерка как жанра не остаются постоянными.
Словом, очерк — одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира.
Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то очерк — графический рисунок или эскиз к картине.
Очерк как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.
Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.
В истории русской публицистики очерк известен с конца 18 века.
И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения.
На протяжении всей своей истории — от появления до современного развития — очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.
ВИДЫ ОЧЕРКОВ:
Портретный очерк.
Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере.
Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли.
И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка.
Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной.
Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя.
Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.
Проблемный очерк.
Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие.
Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области.
Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент.
Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.
Очеркист-проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных выразительно-изобразительных средств, а создает образ ситуации.
На первый план выходит уже не показ конкретной личности, а научно-публицистическое исследование проблемы.
Роль автора здесь всегда активная, — он вступает в прямой разговор с читателем, свободно оперируя знаниями по истории вопроса, цифрами, статистическими данными.
Такой вид очерка не частый гость на страницах газет. Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров — корреспонденции и статьи.
Поэтому проблемный очерк — форма журнальной или даже книжной публицистики.
Путевой очерк.
Путевой очерк — один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно.
Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений.
В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка.
В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.
Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра.
Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения.
Так появились “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева и “Письма русского путешественника” Н.М.Карамзина.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей.
Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности.
Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину — один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи.
Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста.
В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.
Однако в практике начинающих журналистов глубина осмысления пережитого и увиденного часто подменяется однообразием тематики, иллюстративным скольжением по поверхности жизни, сухостью изложения мысли, бедностью лексического запаса, — очерком здесь называют всякое описание факта, события, человека. А яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования.
Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели — разработке темы, избранной очеркистом. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, можно окончательно решить, какой поворот придать очерку, какую проблему выдвинуть в нем.
Поэтому, работая над очерком, журналист фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
Что такое очерк в литературе? Определение с примерами
Среди всего многообразия жанровых форм, очерк занимает важнейшее место.
Поможет разобраться в том, что такое очерк в литературе, эта статья.
Очерк — жанр полудокументальный, однако не лишённый художественности.
Очерком можно назвать «художественную публицистику», так как вымысел здесь неуместен, а вот эмоциональные описания, осуществлённые через призму субъективного мнения автора — одна из основных составляющих жанра.
Определение
Проблематика очерка, в отличие от новеллы или романа, затрагивает не проблемы становления личности в условиях среды обитания, она касается проблем нравственного состояния самой «среды», которое воплощено в отдельных (типичных) личностях, нравоописательных проблем.
Очерк обладает следующими отличительными чертами:
- малой повествовательной формой;
- описанием реальных событий, реальных людей;
- описанием актуальных общественных проблем;
- социальной проблематикой;
- документальностью;
- образностью, эмоциональностью и красотой художественного стиля;
- имеет черты, присущие публицистике;
- ослаблением сюжета.
Различают 4 основных вида очерков в литературе
- Портретный очерк — это жизнеописание, внешнего и внутреннего мира какого-либо человека, анализ и описание среды через его поступки. В портретном очерке художественное описание преобладает над публицистическим.
- Проблемный очерк характерен острым конфликтом.
Здесь имеет место публицистическое описание проблемы, которая решается путём анализа различных данных, в том числе и статистических. В конце автор, опираясь на свои знания и жизненный опыт, предлагает решение конфликта.
Путевой очерк — самая ранняя разновидность очерка.
Автор фиксирует события, произошедшие с ним в путешествии или поездке.
Путевой очерк может содержать в себе элементы других видов, например, проблемного — при описании волнующих событий, или портретного — при описании обычаев и нравов повстречавшихся автору людей.
Исторический очерк.
Содержит хронологическое, научно обоснованное описание исторического явления и его анализ, сопровождающийся мнением автора.
Классификация очерка
- Социологический очерк — анализ крупной проблемы общественности. Такой очерк максимально документален, но не лишён художественных оборотов речи.
- Публицистический очерк отличается от социологического тем, что здесь автор выражает свою позицию, своё мнение.
- Художественный очерк. Здесь не столь важны описываемые события, сколько их эмоциональное воздействие на читателя.
Многообразие классификаций очерка возникает, потому что его жанровые особенности не остаются неизменными.
Одновременно, очерк является как научно-документальным отражением действительности, так и эстетическим, эмоциональным её осмыслением.
Очерк часто сравнивают с картиной, благодаря отражению в нём оценки автора и количеству подробных описаний.
Помощь студентам — дипломная работа магистерская диссертация курсовая работа реферат отчет по практике на заказ / DiplomVipClub
Эссе представляет собой литературное произведение, которое отражает авторскую позицию в отношении определенного вопроса.
Основная цель эссе: проинформировать, убедить и развлечь читателя, в форме произведения, где автор может полностью самовыразиться.
В задачи эссе входит высказывание точки зрения автора и создание непротиворечивой совокупности аргументов, доказывающих правоту данной точки зрения.
Как правило, написанием эссе занимаются представители гуманитарных факультетов, поэтому отличительная черта эссе — отсутствие перегруженности работы узкоспециализированными научными терминами. Грубо говоря, эссе представляет собой более сложный вариант школьного сочинения.
Классификация эссе
По содержанию
философские,
литературно-критические,
исторические,
художественные,
художественно-публицистические,
духовно-религиозные
и другие.
По литературной форме
лирическая миниатюра,
заметка,
страничка из дневника,
письмо
и другие
Различают также такие типы эссе как:
повествовательные,
рефлексивные,
критические,
аналитические и другие
Кроме того эссе делятся на две большие группы:
личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Признаки эссе
Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:
1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ для написания эссе не существует.
Объем эссе — от трех до семи страниц.
2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.
Эссе имеет всегда конкретно заданную тему, отражает только одну мысль, развивает ее. Эссе как бы представляет собой ответ на один вопрос.
3. Свободная композиция – важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок.
Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом “Вс? наоборот”.
4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений.
Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
5. Склонность к парадоксам.
Эссе призвано удивить читателя (слушателя) — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество.
Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра.
Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
7. Ориентация на разговорную речь.
В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы.
Задача — сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
Содержание эссе:
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
2. мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут “перегрузить” изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
– тезис, аргументы
– тезис, аргументы
– тезис, аргументы
– заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Очерк
Очерк является разновидностью рассказа — малой формой литературы. В отличие от новеллы, в очерке более ярко выражено описательное изображение и в нем отсутствует острый конфликт на протяжении всего произведения, разрешающийся в конце.
Очерк является особой формой литературного произведения — он сочетает в себе художественный и документальный жанры. В очерке всегда описываются реальные события, происходящие (или происходившие) с реальными людьми.
Как правило, в очерке не описывается становление личности главного героя и его конфликты с внешней средой (как это делается в новеллах и романах), а описываются проблемы непосредственно этой среды. Это выражается в некоем нравоописании отдельно взятого человека.
В очерковой литературе используются как художественные приемы, так и публицистические. Однако вымышленных персонажей в нем быть не должно, то есть, очерк является, по сути, аналогом документального фильма.
Очерк может иметь уклон как в сторону художественной литературы, так и в сторону публицистической.
В художественном очерке большое внимание уделяется описательной части, описываются в основном социальные проблемы, возникшие у героев.
В публицистическом, или документальном, очерке приводится изложение и анализ различных фактов или явлений из общественной жизни автора произведения.
Основное отличие очерка от других литературных жанров – описание «с натуры».
Авторский вымысел здесь неуместен. Очерк построен на выборе типичных черт, присущих типичному явлению, достигая таким образом типизацию в произведении.
Данное произведение не имеет постоянной структуры, которой должны придерживаться авторы. В очерке может полностью отсутствовать сюжетная линия, либо она будет проявляться крайне слабо.
Автор может просто по порядку констатировать факты, переходя от одного к другому, а затем вернуться к первому факту и описать его с другой точки зрения.
Так как в произведении должна быть логика и взаимосвязь между происходящими событиями, авторы вставляют в свое повествование фразы от первого лица.
Это дает возможность сделать очерк более интересным для читателя в виду своей насыщенностью сопоставлениями, аналогиями и рассуждениями.
В отличие от рассказа, в очерке приветствуются публицистические рассуждения, научные толкования и приведение статистических данных.
Больше, чем во всех литературных жанрах, в очерке используются элементы публицистического и научного стилей.
Классификация очерков
Выделяют 4 типа очерков:
портретный,
проблемный,
путевой,
исторический.
Рассмотрим каждый из этих типов более подробно:
Портретный очерк
иногда его называют биографическим. Автор проводит исследование личности героя и его внутренний мир.
С помощью этого описания читатель получает информацию о социальных и психологических причинах совершенных персонажем поступков.
Важно указывать все детали, объясняющие, почему описываемый герой имеет такой характер, и что возвышает его над всеми остальными.
В современной России портретный очерк представляет собой нечто другое.
Это краткое изложение биографии автора, в котором уделено внимание основным классическим и человеческим качествам.
По этой причине портретный очерк и называют биографическим. Портретный очерк также считается больше литературным жанром, нежели публицистическим.
Проблемный очерк
В задачу автора входит публицистическое освещение имеющейся проблемы. Это достигается вступлением с читателем в диалог.
Сначала описывается проблемная ситуация, а затем ее толкование, подкрепленное собственными знаниями автора, статистическими данными, и т.д.
Данный жанр популярен в журнальной периодике по причине довольно большого объема очерков, который слишком велик для газет.
Данный тип появился намного раньше остальных видов очерка. Этому литературному жанру уже более трехсот лет.
В основе путевого очерка лежит авторский рассказ о путешествии, о том, что нового он увидел и услышал. Путевые очерки писали известные русские писатели, такие, как А.С.
Пушкин, А.П.
Чехов, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев, и др.
Возможно включение в произведение элементов других очерков. Например, описание характеров людей, повстречавшихся автору во время путешествия или изложение своих качеств характера, изменившихся после приезда куда-либо (портретный очерк); анализ ситуации в других городах и селах (проблемный очерк).
Он представляет собой хронологическое изложение истории исследуемого объекта. Обычно исторические очерки описывают реальные события, происходившие в каком-либо месте в течение длительного периода времени.
По сути, они являются аналогом летописи, но с элементами авторских рассуждений относительно каждого важного временного отрезка.
Сочинение
представляет собой самостоятельную работу, которую необходимо выполнить письменно, изложив в ней свой взгляд на заданную тему. Сочинения подразделяются по жанру: описание, повествование и рассуждение.
В сочинении-описании как правило описывается определенное явление и раскрываются его свойства, признаки. Для сочинений такого типа характерно отсутствие действия, статичность.
Примером повествовательного сочинения является рассказ.
В нем происходит описание последовательности действий, развития событий во времени. Для таких сочинений характерны такие структурные элементы, как завязка, развитие, кульминация и развязка.
Сочинение-рассуждение – самый распространенный тип задания, встречающийся во многих экзаменационных работах. Как правило, это рассуждение на заданную литературную тему.
Сочинения-рассуждения бывают нескольких видов: на литературную тему и на свободную.
В сочинении на литературную тему необходимо произвести анализ литературного произведения, творчества писателя; рассмотреть затронутые автором проблемы и т.п. Сочинения на свободную тему отличаются тем, что тема не задает литературный материал: подобрать его необходимо самостоятельно.
В таких сочинениях необходимо выбрать тему и раскрыть свое мнение на него.
Если вам нужно заказать эссе, очерк или сочинение, заполните форму заказа и мы свяжемся с вами в самые ближайшие минуты для оформления заказа.
Литературный жанр очерк. Как написать очерк
Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением.
Написать его — задача достаточно трудная, так как необходимо учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт.
- Малая повествовательная форма.
- Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.
- В центре — актуальные общественные проблемы.
- Несёт в себе социальную пользу, разрешая спорные ситуации и вопросы.
- Документальность.
- Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.
Существует несколько классификаций этого жанра. В первом случае очерк делится на портретный, проблемный и путевой.
ПАРАДОКС. Владимир Короленко
Портретный очерк
Портретный очерк — это описание жизни какого-либо человека, известного или нет. Наверное, такое произведение схоже с написанием портрета.
Но если художник будет действовать с помощью кисти и красок, то очеркист наносит словесные мазки.
Он должен изобразить не только внешность, но и исследовать внутренний мир своего героя, передать черты характера и темперамента, проникнуться его надеждами и мечтами.
На время писатель должен забыть о себе и стать тем, чью жизнь он исследует.
Важную роль здесь играет способность к эмпатии.
Путевые очерки
Путевой очерк фиксирует интересные события, происходившие с автором во время какой-нибудь поездки. Это может быть описание местности, рассказ о встречах с различными людьми, необычные события, которые заслуживают оказаться в центре внимания.
Недавно моя тётя вернулась из Парижа и привезла несколько любопытных заметок о голубях, цветах и парижских улочках. Ранее я не замечала у неё склонности к писательству, но стоит признать, что её первые опыты оказались весьма любопытными.
Даже захотелось срочно лететь в столицу Франции, чтобы увидеть всё своими глазами.
Проблемный очерк
Проблемный очерк интересен своим острым конфликтом, который решается посредством качественного анализа различной информации. Автор может приводить в пример статистику, делать упор на художественные средства, а в конце обязательно подводит итог всему сказанному и предлагает свой путь преодоления диссонанса.
Вторая классификация подразделяет очерк на социологический, публицистический и художественный.
Социологический очерк
Социологический очерк — это, конечно, анализ крупной общественной проблемы. Например, повышение количества суицидов среди школьников.
Такой очерк должен быть максимально объективен и опираться на реальные факты и цифры.
Однако язык такого очерка должен быть крайне живым и интересным, ведь его проблематика должна дойти до умов окружающих людей.
Публицистический очерк
Публицистический очерк похож на социологический, но уже обладает ярко выраженной авторской позицией. Очеркист в данном случае не только выносит на рассмотрение проблему, но и высказывает свою точку зрения.
Он может непосредственно окунуться в тот мир или в ту ситуацию, которая будет описана. Лучше всего затрагивать узкие проблемы, чтобы иметь возможность предложить реальную помощь населению.
Например, помочь ему в информировании необходимых телефонов и адресов.
Художественный очерк
Художественный очерк говорит сам за себя. Здесь уже важны будут не столько факты, сколько их воздействие на читателей.
Описывая героев, рекомендуется заострить внимание на деталях (выражение лица, жесты).
Главная задача здесь — это эмоциональное воздействие.
Жанр очерк
Конечно, на этом разделение очерков не заканчивается, ведь их можно насчитать около полусотни. Наша задача с вами сейчас — это разобраться, как создать очерк самому и какие советы нужно принять к сведению.
Как написать очерк
Выбор темы
Пожалуй, — это один из самых сложных этапов.
Как выбрать такую проблему, которая будет касаться не только автора и узкого круга лиц, но всего социума?
На каких аспектах остановиться, чтобы заинтересовать публику, привлечь её к масштабному обсуждению и не оставить равнодушной? К счастью, тем таких крайне много.
Посмотрите новости, покатайтесь в общественном транспорте или подождите очередь в сбербанке/поликлинике. Народ сам вам подскажет почву для исследования.
Это было в разведке (1968) Полная версия
Главное, будьте внимательны и наблюдательны, не проходите мимо живого материала для творчества.
За последние несколько недель я выделила для себя несколько тем: повышенная детская смертность, низкая квалификация врачей (особенно в ветклиниках) и отсутствие специальных площадок для выгула собак.
Последняя меня волнует особо, так как бегать весёлому щенку, не рискуя попасть под колёса автомобиля, действительно негде. (Статья о том, как стать писателем — тут и здесь.)
Сбор информации
Иной раз достаточно просто полазить по Интернету, чтобы найти важные цифры и данные. Иногда стоит посетить какое-нибудь учреждение или получить доступ в архив.
Всё, конечно, зависит от масштаба вашей проблемы и уровня профессионализма. Но главное в том, чтобы описывать реальность.
Поверьте, сейчас в Сети можно найти много информации, но где гарантия её достоверности и качества? Не тратьте своё время и время тех людей, которые будут вас читать.
Лучше служить на общее благо, чем гнаться за мнимыми лаврами писателя и кормить народ очередной лапшой быстрого приготовления.
Пожалуй, каждый из нас был в такой ситуации, когда хочется добраться до истинного положения вещей.
Давайте же помогать друг другу.
План очерка
Необходим для того, чтобы ваше повествование было крайне логичным и последовательным. Наша мысль, если её не заключать в узкие рамки, способна порождать немыслимый хаос.
Хорошо ли это?
Для психотерапевта — возможно.
Но читать поток сознания в литературе — это сложно и скучно.
Очерк — достаточно стройный жанр, он не любит лишних одежд, не соответствующих сезону.
Сначала выдвигайте главный тезис, потом приводите в пример накопленную и собранную информацию, далее не забывайте о выводах.
Герои
Так как очерк — это не эссе, то в нём должны присутствовать главные герои. Будут ли это прокурор и обвиняемый или ваши соседи по даче — это неважно.
Главное, чтоб эти самые герои не выглядели однобокими и пластилиновыми.
Они должны всецело походить на живых людей, которых мы с вами встречаем день ото дня. Одно из важных качеств образов — это собирательность.
Недостаточно описать одну известную вам личность.
Социальная направленность призывает создавать многогранных персонажей, которые будут вбирать в себя качества многих людей.
Конечно, не надо особо этим злоупотреблять и превращать героя в ящик Пандоры.
Ваш герой — это представитель того или иного слоя населения. Он лицо своей эпохи и своей страны.
Поэтому лучшее заранее выделить его основные характеристики, которые в большей мере отразят ваш главный замысел.
Прорисовывайте его одежду, не забывайте про речь, которая будет раскрывать не только его личностные характеристики, но и особенности той сферы, где ему приходится обитать. Обязательно приводите в пример различные ситуации, в которые попадает ваш герой.
Но при этом не будьте чрезмерно занудным. В очерке достаточно несколько широких мазков, чтобы всё встало на свои места.
Контрастность
Затрагивая общественно значимую проблему, не забывайте, что у медали всегда есть две стороны. Каким бы ни было ваше мнение, вы обязаны показать все «за» и «против», все плюсы и минусы, чёрные и белые стороны.
Пусть это приводит к неразрешимым противоречиям, в этом и заключается суть очерка: обрисовать предмет через призму диалектики. Никто не говорит, что в жизни всё просто и понятно.
Вспомните древнегреческие трагедии, заставляющие переживать каждого зрителя сильнейший катарсис.
Разве проблема царя Эдипа однозначна?
Разве можно судить о нём, расставляя доминаты? Так и в очерке следует давать полную картину действительности, какой бы двуличной она ни была.
Оригинальность и наличие изюминки
Согласитесь, что большинство тем, которые приходят вам на ум, уже давно звучат с экранов телевизоров и пестрят в Интернете. Иной раз даже противно становится, когда ищешь ответы на интересующие вопросы и видишь обмусоливание одних и тех же мыслей.
Сейчас это называется рерайтинг.
Или копирайтинг.
Но мы забываем, что очерк — это литература.
Очерк — это произведение искусства. Копии, пусть даже самого лучшего качества, никому не нужны и неинтересны.
Людям нужно то, чего они ещё не видели и не читали. Нужен свежий взгляд на проблему, необычные мысли, интересные факты.
На самом деле информации по любому предмету очень много, но обычно человек кликает первые попавшиеся ссылки, которые не отличаются разносторонним содержанием. А иной раз попадается такой текст, который запоминается, который хочется сохранить.
Древний Рим за 20 минут
Нам с вами надо стремиться именно к этому: стать уникальными, эксклюзивными, непревзойдёнными.
Никто не запрещает пользоваться посторонней информацией, но отбирать её стоит тщательно и не из первых пяти источников, которых выдаёт поисковик.
Не ленитесь читать дополнительную литературу, ставить собственные эксперименты и проводить исследования. Конечно, мы не можем знать всего.
Но ведь мы можем наблюдать, анализировать, синтезировать. Мы можем делать выводы и предлагать новые пути следования.
Мы можем разрабатывать собственные проекты и действительно помогать людям, знакомить их с чем-то новым, делиться тем, что мы уже пронесли через себя, с чем столкнулись когда-то. Новаторство — вот путь к успеху.
И не надо бояться сделать что-то неправильно.
Субъективное мнение
Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны.
Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать. Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию.
Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.
Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью.
Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию.
Каждый довод должен подкрепляться фактами, взятыми непосредственно из жизни.
Проявите себя как неравнодушный человек-исследователь, даже если ваши исследования проводятся лишь на любительском уровне.
Поверьте, любая серьёзная работа всегда будет оценена по достоинству, пусть даже и со временем.
Очерк
Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием.
Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Основной признак очерка — писание с натуры.
В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт.
Очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение.
В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен.
Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость.
Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.
Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.
В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал.
Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.
Словом, очерк — одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то очерк — графический рисунок или эскиз к картине.
Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.
Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.
В истории русской публицистики очерк известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности.
Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения.
На протяжении всей своей истории — от появления до современного развития — очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.
Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.
ВИДЫ ОЧЕРКОВ:
Портретный очерк
Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере.
Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли.
И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка.
Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной.
Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя.
Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.
Проблемный очерк
Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области.
Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент.
Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.
Очеркист-проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных выразительно-изобразительных средств, а создает образ ситуации.
На первый план выходит уже не показ конкретной личности, а научно-публицистическое исследование проблемы.
Роль автора здесь всегда активная, — он вступает в прямой разговор с читателем, свободно оперируя знаниями по истории вопроса, цифрами, статистическими данными.
Такой вид очерка не частый гость на страницах газет.
Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров — корреспонденции и статьи. Поэтому проблемный очерк — форма журнальной или даже книжной публицистики.
Путевой очерк
Путевой очерк — один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно.
Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений.
В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка.
В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.
Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра.
Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения.
Так появились «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева и «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей.
Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности.
Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину — один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи.
Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста.
В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.
Однако в практике начинающих журналистов глубина осмысления пережитого и увиденного часто подменяется однообразием тематики, иллюстративным скольжением по поверхности жизни, сухостью изложения мысли, бедностью лексического запаса, — очерком здесь называют всякое описание факта, события, человека. А яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования.
Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели — разработке темы, избранной очеркистом. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, можно окончательно решить, какой поворот придать очерку, какую проблему выдвинуть в нем.
Поэтому, работая над очерком, журналист фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее.
Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
Разница между очерком и рассказом
Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает.
Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре.
Определение
Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.
Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.
С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры.
Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.
Сравнение
Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.
Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история.
Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни.
Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.
Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов.
Так, О. Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета.
Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.
Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий.
Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.
Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой.
На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.
В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо.
Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.
Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая.
Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.
Что такое очерк, и чем он отличается от рассказа?
Очерк относится к прозаическому документальному жанру.
Очерк, как правило посвящается какой-то современной автору личности, либо факту, либо проблеме, событию.
Жанр очерка близок к рассказу или новелле и в то же время сочетает в себе особенности художественной литературы и публицистики.
Это одна из разновидностей литературы, отличающейся большим объёмом описательности.
Очерк анализирует конкретные факты и явления общественной жизни, сопровождая их иногда документами, статистикой и авторской аналитикой.
чем очерк отличается от рассказа?
Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
О?черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, Новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману) , а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные» ; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
большей документальностью
освещаемых событий