Типы речи: описание, повествование, рассуждение
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Типы речи: описание, повествование, рассуждение
На данной странице есть доктрина, таблицы и варианты по этой теме.
Потенциальные трудности
Добрые рекомендации
Что сделать, если вид речи ясно не определяется?
Это может быть, потому как школьная типология носит характер и не берет в учет потенциальных невидимых моментов каждого определенного текста. Но все таки, ей можно пользоваться.
Используйте к отрывку текста еще раз важные признаки каждого типа речи, попытайтесь опираться конкретно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.
Основная задача автора при описании — показать признаки описуемого. Благодаря этому к текстам данного типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он смотрится? какие признаки для него свойственны? как он работает и т. д.
Выделяются несколько главных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и человеческого состояния.
Приведем варианты различных вариантов описания.
Описание предмета, животного или человека
1. Покраска опенка осеннего желтовато-серая.
Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основе серая, иногда коричневая.
2. На левой руке продавца сидит маленький весёлый фокстерьерчик.
Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно сверкают, очень маленькие лапочки находятся в непрерывном движении.
Фокстерьер создан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
3. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком.
Опытность давала ему перед нами многие плюсы; более того его обычная угрюмость, крутой характер и злой язык имели большое влияние на молодые наши умы. Какая-нибудь таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иноземное имя.
Когда то он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и неэкономно: ходил вечно пешком, в износившемся черном сертуке, а держал открытый стол для абсолютно всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
Описание места
Деревня Маниловка немногих могла заманить собственным расположением.
Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на высоте, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным верхним слоем почвы.
На ней были раскинуты по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берез маленькими купами кое-где возносили собственные мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Описание состояния (среды или человека)
1. На дворе стоит серое, слезливое утро.
Дождевые капли барабанят в окна.
Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
2. Уныние овладело мной.
Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась нелюбовь к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
Гайдар).
3/5 Повествование
Основная задача автора при повествовании — сообщить о очередности действий или событий. Благодаря этому к текстам данного типа можно задать такие вопросы: какая очередность действий (событий)? что было сначала и что было потом?
Приведем варианты повествования.
1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножиком вырезать из него куклу. В первую очередь он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, довести до кипения. Потом прибавьте соль и сахар по вкусу.
Варите на не сильном огне при помешивании 15—20 минут. Потом прибавьте сливочного масла по вкусу.
Рассуждение как вид речи принципиально разнится от описания и повествования. Описание и повествование применяются для изображения находящейся вокруг реальности, в рассуждении же подается очередность человеческих мыслей.
Основная задача автора при рассуждении — обосновать то либо другое выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того либо другого явления, события, его сущность. Благодаря этому к текстам данного типа можно задать такие вопросы: почему? какова причина данного явления? что из данного следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?
Рассуждение в большинстве случаев состоит из 2-ух частей. В одной части содержится заявление (тезис), которое необходимо довести, либо вывод, который следует из подтверждения.
В другой части дается обоснование тезиса: приводятся доводы (аргументы, подтверждения) и варианты.
Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
(от тезиса к доводам).
(от доводов к выводу).
Приведем варианты рассуждения.
1. Имена 2-ух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — совсем не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, возможно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина.
Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, сражаясь, «расширил пределы государства на Западе». Что же касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега.
Фарлаф был одним из бояр этого князя.
2. Имя Гвидон («Сказка о короле Салтане») откровенно не русского происхождения.
В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо.
Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором работают и «замечательный король Гвидон» и «король Дадон», ведь собственно оттуда, если судить по всему, Пушкин взял эти имена.
Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
Первая задача автора, использующего данный тип речи
Ключевые вопросы, отличительные для такого типа речи
Показать признаки описуемого предмета, лица, места, состояния.
Какие признаки для него свойственны?
Сообщить о очередности действий или событий.
Какая очередность действий (событий)?
Что было сначала и что было потом?
Обосновать то либо другое выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того либо другого явления, события.
Какова причина данного явления?
Каковы следствия данного явления?
В речевой практике различные типы речи часто совмещаются между собой, и в данном случае их описывают, отмечая ведущий вид речи и детали иных типов речи (к примеру, «рассуждение с компонентами описания»).
Отличие рассуждения от повествования и описания.
Приветствие так-как.
— Русский язык – дивный язык.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ».
Слайд 1
— Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы проверьте сами.
— В русском языке есть 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе.
Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).
— Я предлагаю вам прослушать текст и определить вид речи. Правильно определив вид речи текста, вы проверьте тему нашего урока.
Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (педагогом или подготовленным учеником):
Наше Отечество, наша страна – матушка Российская Федерация.
Отечеством мы зовём Россию благодаря тому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее благодаря тому, что в ней мы появились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – благодаря тому, что она вскормила нас собственным хлебом, вспоила собственными водами, выучила собственному языку; как мама она оберегает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете и не считая России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мама – одна у него и Отчизна.
( К.Д. Ушинский)
Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:
-Как вы понимаете выражение «испокон веку»?
Запишите его, объясните (с давних пор, достаточно давно)
— Какая тема текста? (Тема любви к Родине)
— Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Отчизна, как и мама, у человека одна?
— А что для любого из вас значит слово Отчизна?
-К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)
— Тема нашего урока «Рассуждение как вид речи» Запишите её в тетрадь.
— Давайте подберём к данному слову однокоренные слова, запишем их.
— А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.
Постановка целей и задач урока.
— Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой на нынешний урок, зная его тему?
— выяснить, что такое рассуждение как вид речи;
— как выстраивается текст-рассуждение;
— выучится отличать рассуждение от остальных типов речи;
— мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять свое рассуждение.
Ключевой (информационно-аналитический) этап.
Обозначение понятия рассуждение.
— Мы определили, что текст о Родине К.Д.
Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать обозначение рассуждению.
— Рассуждение – это вид речи, в котором автор утверждает что-то, размышляет о чём-нибудь, при этом стараясь установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.
— Запишите обозначение в тетрадь.
Строение текста-рассуждения
— Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.
— Перед вами схема сооружения текста типа рассуждения.
Опираясь на неё, расскажите, как выстраивается текст данного типа речи. Слайд 6
— Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, подтверждения и вывод.
Что может быть на свете священнее имени матери!
Человек, еще не сделавший ни шагу по земля, нерешительно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав собственную удачу, смеётся, счастливый…
Хлебороб, почерневший от бессонной работы, жмет к пересохшим губам пригоршню аналогичный тёмной земли, благодарно произносит: «Благодарю, кормилица-мать…»
Солдат, наткнувшийся на встречный кусок, отправляет увядающей рукой пулю врагу: «За Родину – мама!»
Все очень дорогие святыни названы и озарены именем матери, из-за того что с именем этим связано и само понятие жизни.
Работа с текстом.
— Что такое святыни? (то, что считается неимоверно дорогим, любовно хранимым и чтимым)
— Какая главная мысль текста?
— Прочитайте абзац, в котором заключена главная мысль текста.
(последний абзац, он же вывод)
— Поищите тезис, подтверждения.
— В тексте много причастных оборотов. Что такое сопричастный оборот?
(Причастие с зависимыми словами)
-Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.( у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)
Отличие рассуждения от повествования и описания.
— По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)
(1) В повествовании говорится о событиях, постепенно сменяющих друг друга.
К тексту — повествования можно задать вопрос «Почему?»
Приём фотографирования – 2 и более фото.
Выстраивается текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках данных предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото.
Выстраивается текст — описание так: признак + признак + признак.
3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования — фото сделать нельзя.
Строение текста: тезис – подтверждения – вывод.
Обозначение типа речи.
— Перед вами 3 текста различных типов речи.
ЕГЭ по русскому языку. Типы речи
Проверьте вид речи любого из них.
Чтение текстов педагогом или подготовленными учениками:
И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице небольшую немецкую девочку.
Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы.
А деваться ей некуда.
Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся.
Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её собственным плечом от огня и вынес из боя.
И выстроили очень большой монумент.
Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – нацистов, а в другой – небольшая девочка.
Прижалась она к широкому плечу советского воина.
Спас её солдат от гибели, уберёг от нацистов всех на свете детей.
Война – всегда горе!
Из-за того что не может быть войны справедливой.
Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это банкротство мегаполисов и сел, это горе и слезы, это смерть!
—Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы обязаны не забывать о подвиге, который сделал наш народ в те страшные годы.
Вечная память всем погибшим в годы этой войны.
— Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
— Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.
— Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему?
Докажите.
-Вы сказали, что к описанию можно создать 1 снимок.
— Монумент Советскому воину стоит в Берлине в Трептов-парке.
Творческая работа.
Поработаем с 3-м текстом-рассуждением.
Выберите собственные доводы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)
Типы речи и их признаки, варианты
Чтобы создать у детей коммуникативную грамотность, на уроках словесности изучают типы речи. Такие знания в последующем смогут помочь четко определять характер изучаемого текста, определять его грамматические и лексические характерности, а еще разовьют способности детей по написанию сочинений.
Типы речи в русском языке: что это, виды и их признаки
Тексты, с которыми каждый день встречается человек, выделяются характером изложения мыслей, способом рассмотрения объектов и предметов реальности. У них различная коммуникативная цель и задача.
Они выделяются композиционно, приемами изложения. Систематизация данных свойств позволила вычленить практично-смысловые типы речи.
Расскажем подробнее, Какие есть типы речи, как их отличать, какие цели преследует любой из видов.
Необходимо начать с того, что не путайте типы и стили речи. Это понятия не одинаковые.
Практичные стили речи — это система языковых форм и конструкций, которые используются в текстах, ориентированных на конкретную сферу применения — в деловых документах, художественной литературе, в бытовых условиях или научной обстановке.
Вид речи подразумевает конкретный характер построения высказывания, способ изложения.
Отличают данные типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение.
Эти коммуникативные формы встречаются буквально в каждом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).
Рассмотрим подробнее специфику каждого типа речи:
Повествование
Рассказ о действиях, которые совершает объект или которые происходят с предметом в конкретной очередности, именуют повествованием. Ключевой вопрос, на он отвечает данный тип речи, — что, когда и с кем случилось?
Он отличается:
- событийностью или сюжетностью;
- последовательным (хронологическим или линейным) описанием хода событий;
- логичностью и связанностью изложения;
- проводится от первого или 3-го лица;
- имеет четкую композицию, в которой отличают завязку, развитие событий, кульминацию и развязку;
- преобладают глагольные формы и обстоятельства времени.
Повествование — это история, точно воспроизведенная рассказчиком. Оно бывает информативным (приводятся забавные факты) или изобразительным (акцент выполняется на героях рассказа).
Описание
Вид речи текста, в котором говорится про специфики предмета, явления или живого создания, именуется описание. Его цель — дать характеристику объекту, благодаря этому описание отвечает на вопрос — каков он (предмет или человек)?
Данный тип речи имеет такие признаки:
- оценочность;
- воспроизведение при помощи слова яркого изображения объекта реальности;
- перечисление признаков, черт и свойств;
- статичность излагаемого;
- по большей части применяют существительные и прилагательные, глаголы неидеального вида, составные именные сказуемые и обстоятельства места.
Объектом описания могут быть: люди, животные, растения, явления природы, окрестность, интерьер, эмоциональные состояния и т. д.
Среди текстов подобного рода встречаются:
- портреты;
- описания-характеристики;
- характеристики состояний;
- пейзажные или интерьерные зарисовки.
Описание от других типов речи выделяет композиция. Текст подобного рода состоит из трех элементов — частей:
- Все впечатление от описуемого объекта, его назначение.
- Перечисление его важных признаков и параметров.
- Оценка, которую даёт автор, описываемому объекту.
Задача, которую преследует описание, — дать читателю представление о том или другом предмете реальности.
Рассуждение
Словесное изложение, объяснение и доказательство какой-то мысли, именуется рассуждением. Автор стремится объяснить определенное видение проблемы читателю, максимально полно открыть собственную мысль, довести ее состоятельность, доказать фактами или доводами.
Текст-рассуждение отвечает на вопрос — почему и для чего?
Данный тип речи отличите по следующим признакам:
- изложение выстроено на причинно-следственных связях: «это так, из-за того что…»;
- каждое высказанное суждение ведет к новому знанию;
- аргументированность высказываний (приведение подтверждений);
- доминирует отвлеченная лексика, сложноподчиненные предложения, обстоятельства цели, причины, следствия, уступки, вводные слова и конструкции, риторические фигуры речи.
Рассуждение имеет трехчленную композицию: тезис — подтверждения высказанного положения (как минимум несколько доводов) — резюме (итог).
В зависимости от цели рассуждение может быть: подтверждением, пояснением или размышлением.
Русский 5 кл Типы речи Рассуждение
Часто в текстах совмещаются разные типы речи: повествование включает детали описания, рассуждение — детали повествования.
Представленная информация поможет быстро узнать индикаторы того либо другого типа речи, а знания о композиции и словесных формах — точно выполнить задание учителя-словесника.
Типы речи: варианты
Наглядные варианты из художественной литературы и периодики смогут помочь испытать полученные знания о типах речи, увидеть отличия в изложении, его специфики:
Повествование: пример
А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне.
Обыгрывает всех всем известный Мишка Босовило — коренастый небольшой в большой шапке.
Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, настойчиво.
Перед тем как бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз. прицеливается. Все, с нетерпением, горестно наблюдают за ним.
Мишка выполняет шаг. второй. — р-р-раз! — срезал. (Василий Шукшин «Далекие вечера зимой»).
Мышонка несло да несло на легком сосновом кораблике.
Кругом плескались высокие волны. Весь мир был против него.
Ветер дул, точно хотел перевернуть суденышко, волны кидали кораблик, будто бы хотели утопить его в темной собственной глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против него.
Первые увидели Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом.
Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лету разбить себе клюв о твёрдую кору.
А с дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. (Виталий Бианки «Кораблекрушение»).
Текст описание: пример
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в маленьком полукруглом цветнике перед сельским домом. Участок с декоративными растениями был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже достаточно давно никто не чистил и не посыпал песком.
Решетка из дерева совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в воины сельские мальчишки. В дальнем углу участка с декоративными растениями стояла ржавая бочка, наполненная грязной ливневой водой.
Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Качели для детей, на которых когда-то было радостно и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол участка с декоративными растениями.
Она служила фоном для нежного и шикарного цветка розы. ( По Н. Гаршину.).
Кадр из мультипликационного фильма «Ребенок и Карлсон»
Во всём доме существует только одно не очень простое существо — Карлсон, который живёт на крыше.
Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и более того он умеет летать.
На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной здесь же начинает работать хитрый моторчик.
С минуту, пока пропеллер не раскрутится, как следует, Карлсону очень хорошо живётся в небольшом домике на крыше. (Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»).
Текст рассуждение: пример
Пример текста рассуждения поможет понять характерности построения изложения данного типа:
Для чего лицемерить добродетельным или верующим?
Человеку нужно ощущать, что его ценят, уважают, одобряют и любят. Он думает, что будет принят иными, лишь если покажет себя «хорошим».
Он считает, что если проявит собственные слабости, то потеряет почтение и согласие людей, и потому не способен сознаться в них даже очень себе. На более глубоком уровне психики необходимость человека в уважении и одобрении связана с потребностью ощущать, что прочие признают в нем личность.
Эта необходимость патологична: выходит, что сам человек не способен ощущать себя личностью. Его внутренний мир нестабилен, неустойчив и зависим, благодаря этому он несамодостаточен и не уверен в себе.
Уверенность в себе может базироваться исключительно на своих ощущениях и способностях. (Хуан Пабло Вильянуэва).
Марк Гангор! Мозг мужчины и женщины, различия (на русском)
Пример текста рассуждения даст возможность составить представление о тезисах и их аргументации — главной характерной черте сочинений подобного рода:
В настоящий момент чтение — самый применяемый способ передачи информации, а книжка — её носитель.
В чем же польза чтения, и есть ли она вообще?
Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг.
Когда ты читаешь, способ понимания мира меняется: ты начинаешь выдумывать, создаёшь конкретные «книжные» образы (мест, людей, событий). Книги усовершенствуют память, увеличивают кругозор, меняют правописание, чтение учит сосредоточиваться на книге, и чем либо вообще, увеличивает усидчивость, настроение.
Второе, с чтением книг возрастает твой словарный запас, возникает особенный образ мышления, благодаря чему мысли ясно выражаются и очень легко формулируются. В этом можно удостовериться самому: после прочтения традиционного произведения легче при помощи слов выражать свои мысли, из лексикона уходят различные слова-паразиты.
Чтение — обязательный процесс на стадиях формирования взрослой личности. Он начинается в молодом возрасте, сопровождает личность во время переживания внутренних проблем и духовного роста.
Литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение делают нас людьми.
Очень часто встречаются тексты, в которых совмещаются разные типы речи. Благодаря этому необходимо помнить их смысловые, композиционные, лексические и синтаксические характерности, чтобы легко узнавать и аргументированно подтверждать собственную позицию.
Разобраться с этим нелегким вопросом смогут помочь представленные теоретические описания и варианты.
Разница между описанием и рассуждением
Описание и рассуждение являются 2-мя из трех имеющихся типов речи (3-ий – повествование). Когда применяется любой из них, какими обладает характерностями, и чем отличается описание от рассуждения?
Об этом будет идти речь дальше.
Обозначение
Описание – это способ изложения, используемый для изображения предметов или явлений путем называния их признаков и параметров. Пример:
Утро было удивительное.
В классе, будто в аквариуме, плавало тёплое мягкое солнце. Его лучи освещали портрет Менделеева, висевший над черной доской, созданные руками ребят гербарии и расписание уроков на нежно-салатовой стене.
Круглые часы рядом с окном показывали двадцать минут девятого.
Рассуждение – выражение раздумий по поводу какой-нибудь ситуации или предмета, анализ причин и следствий происходящего. Пример:
Таня размышляла: «Точно!
Я свяжу маме на День рождение шарфик!
Но ведь я не умею вязать… Кто же меня научит? Может, записаться в кружок?
Нет, там, наверняка, слишком долго.
Нужно как-нибудь поскорее… Ага! Раздобуду самоучитель и быстро научусь!».
Сравнение
Любой из 2-ух типов речи применяется для решения конкретных задач. Описание позволяет автору рассказать о чем-то таким образом, чтобы читатели или слушатели смогли ясно представить это в собственном воображении.
Описывать можно все все что угодно: предметы, внешность или характер человека, зверей и растения, явления природы, интерьер и многое иное.
В том, что при этом упор выполняется собственно на признаки объектов, а не на развитие мысли, состоит отличие описания от рассуждения.
Например, если требуется обрисовать какое-нибудь здание, то могут указываться его габариты, кол-во этажей, цвет, декоративные элементы. В описании пейзажа может заключаться информация о деревах и их высоте, траве, цвете неба, бликах на воде.
Тексты данного типа в большинстве случаев содержат много прилагательных и причастий. Ведь собственно эти части речи применяются для выражения качеств и параметров предметов.
Постоянно встречаются сравнение и начисления.
Вид употребляемых глаголов, в основном, несовершенный. В зависимости от объекта описания к содержанию в данном случае можно задать приблизительно данные вопросы: Чем интересен предмет?
Что находится вокруг? Какая стоит погода?
Что ощущает персонаж? и тому аналогичные.
Описание может не иметь четкой композиции. Одновременно с тем очень часто сначала объект представляется в кратце, потом обрисовываются детали и подводя итог следует определенная авторская оценка.
В общем описание изображает то, что есть в реальности, что нередко можно сохранить в виде фотографии.
Что же касается рассуждения, то его задачей считается показать ход мыслей.
Это можно только облачить в слова, однако не сфотографировать. Такой текст в одних случаях собой представляет подтверждение какого-нибудь факта, в прочих – оправдание сути явления, в третьих – размышления о жизни и вопросах, которые она ставит перед человеком.
При этом высказывания выстраиваются в логическую цепочку.
В большинстве случаев рассуждение начинается с некоторой основной фразы.
Потом в основной части раскрывается очередность мыслей. И завершается все выводом или нахождением способа решения проблемы.
В эстетических текстах рассуждение часто есть во внутренней речи героев и не всегда содержит все части схемы.
В чем разница между описанием и рассуждением?
В том, что последнее очень часто складывается из очень сложных предложений. Их части могут соединяться союзами «так что», «благодаря этому», «в то время как», «Для того чтобы», «потому что», «из-за того что» и другими.
Значимыми становятся вводные слова, помогающие сделать изложение связным: «прежде всего», «кажется», «допустим», «итак», «в общем», «выходит», «поэтому» и остальные. Предложения могут начинаться так: «Это означает…», «В качестве подтверждения…», «Вот почему…».
Приблизительные вопросы, на которые отвечает текст-рассуждение: Как быть? Почему необходимо поступить собственно так?
Какая суть явления? Чем это доказывается?
Что стало основой случившегося?
Какими могут быть результаты ситуации? и так дальше.