Разница между Шариковым и Швондером, Преображенским, Борменталем
Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а первый раз опубликована только в 1968, да и то в далеком зарубежье. Отечественные читатели встретились с ней лишь в 1987-м.
За такое небольшое время (от первого издания до нашего времени) текст прижился в цитатах (ради справедливости необходимо сказать, что в большинстве случаев за это благодарить нужно фильм Владимира Бортко). Образ Детектора лжи Полиграфовича вместил все минусы представителей низшего социального класса, а в его взаимоотношениях с окружающими показана автором судьба сегодняшней ему России (тогда, разумеется, СССР).
Чем отличается Шариков от Швондера, Преображенского и Борменталя и почему его имя успело стать нарицательным?
Напомним сюжет повести: профессор Преображенский в рамках эксперимента по «улучшению человеческой породы» пересаживает при помощи помощника Борменталя беспородному псу Шарику гипофиз и семенники погибшего алкоголика Клима Чугункина.
Вследствие уникальной операции животное за пару дней эволюционирует в гадкое существо, унаследовавшее некоторые привычки собаки, а характер и ментальность – человека-донора. Руководитель домоуправления Швондер пытается вырастить из нового жильца представителя пролетариата, что приносит чудовищные плоды: бывший пес становится гражданином Шариковым Полиграфом Полиграфовичем и требует выполнения собственных прав, какими он их представляет.
В конце концов, после появления ощутимой угрозы со стороны собственного детища, Преображенский поворачивает эксперимент вспять и возвращает к жизни обыкновенную собаку.
Сравнение
Понятно, что одно из основных отличий Шарикова от других героев – его искусственное происхождение. Он появился в результате эксперимента, в результате эксперимента же был уничтожен (пса ведь нельзя считать человеком).
Это существо живёт инстинктами и привычками, доставшимися от 2-ух доноров, и не имеет личного опыта.
Интересно рассмотреть, в чем отличие Шарикова от Швондера.
Их в большинстве случаев считают негативными персонами и противопоставлять позитивным – Борменталю и Преображенскому. Но в действительности руководитель домоуправления, не обращая внимания на отношение профессора, только лишь средство для укрепления в обществе подобных же чудовищ, как новоявленный человек.
Швондер – воплощение новой власти, заносчивой и некомпетентной, и функция у них одна – наделять правами. Кого?
Подобных вот шариковых, возникших из ниоткуда и способных только рушить.
Швондер и Шариков
С присутствием Швондера профессор Преображенский смиряется, хотя прекрасно противодействует ему в вопросе с комнатами квартиры.
Позиция интеллигента – «делайте что желаете, только не мешайте работать». Разумеется, он не одобряет новые порядки, замечает разруху и ее источники, однако не боится и не очень переживает, не обращая внимания на похищенные калоши.
Страх ему внушает Шариков, причем далеко не иррациональный. В этом образе видится новый полноправный человек молодой страны – люмпен, живущий инстинктами, необразованный, агрессивный, не чувствующий и не несущий никакой ответственности, словом – «наглец и свинья».
В отличии от Шарикова, Швондер и его коллеги – люди идейные, хотя идеи их довольно жалкие. Они работают по букве новых законов и в духе нового времени, к физическому насилию не призывают и предпочитают агитацию.
Шариков же признает только влияние силы, причем направленной обоюдно: собачья натура при угрозах со стороны Борменталя «поджимает хвост», но находит возможность исподтишка «изгрызть калоши» хозяевам. Коммунистические идеи для него – средство получения материальных благ и только.
Преображенский и Шариков
В чем разница между Шариковым и Преображенским с Борменталем?
Последние – высокообразованные, культурные, культурные люди, профессионалы в собственной области. Появившийся в результате эксперимента гибрид – «нахватавшийся» газетных заголовков и штампов разгильдяй, способный лишь истреблять кошек, да и то благодаря еще не изжитым собачьим инстинктам.
Ученые пытаются не воспитывать, а дрессировать собственное создание, объясняя ему простые правила поведения. Но это не помогает Шарикову стать культурнее: даже развлечения и еду он подбирает плебейские.
Преображенский и Борменталь
Мы видим, как власть профессионального авторитета и добропорядочных денег (Преображенского) уступает и совсем уступит власти доноса и револьвера (Шарикова).
Врач понимает, что теряет собственное влияние, и ему приходится прибегнуть к насилию и даже символическому убийству, преступлению, хотя Чугункин давно мертв, а пес Шарик остается в живых и даже счастлив.
Кроме очевидной принадлежности к самым разнообразным социальным группам и происхождения (Полиграф Полиграфович все же бывшая собака), отличие данных образов вырисовывается в намного меньшей карикатурности и собирательности Преображенского и Борменталя.
Считается, что прототипами Филиппа Филипповича были несколько великих ученых того времени, также Иван Павлов. У Шарикова же прототипа не может быть – это образ героя нового времени, который только еще виделся Булгакову.
Маргиналы, разумеется, были во все времена, но обладающие властью и оружием маргиналы – признак России, в которой преображенских победили швондеры.
АВТОМИР
Характеристика собаки из собачьего сердца. Разница между шариковым и швондером, преображенским, борменталем
«Собачье сердце» — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова .
Собачье сердце (Cuore di cane, 1976)
История
Повесть написана в январе-марте 1925 года . При обыске, произведённом у Булгакова ОГПУ 7 мая 1926 г. (ордер 2287, дело 45), у писателя была конфискована также и рукопись повести. Сбереглись три редакции текста (все — в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки) :глава «Дайте слово текстологу» .
Во второй половине 60-ых годов двадцатого века без ведома и наперекор воле вдовы писателя Е. С. Булгаковой неосторожно скопированный текст «Собачьего сердца» был передан на Запад :глава «Королева моя французская…» сразу в несколько издательств и во второй половине 60-ых годов двадцатого века размещён в журнале «Грани » (Франкфурт) и в журнале Алека Флегона «Студент» (Лондон) .
Сюжет
История с собакой, превратившейся в человека оказалась наследием и бульварной прессы. К дому профессора начинают приходить любопытствующие.
Но сам Преображенский не рад итогу операции, так как понимает, что может выходить из Шарика.
А в это время Шарик попадает под влияние коммунистического активиста Швондера, внушившего ему, что тот — пролетарий , томящийся от угнетения буржуазией (в лице профессора Преображенского и его помощника врача Борменталя) , и настроившего его против профессора.
Швондер, будучи главой домкома, выдаёт Шарику документы на имя Детектора лжи Полиграфовича Шарикова , устроив его работать в службе отлова и уничтожения бездомных зверей (в «очистке») и принуждает профессора официально прописать Шарикова в собственной квартире. В службе «чистки» Шариков быстро выполняет карьеру, став начальником.
Под дурным влиянием Швондера, поверхностно начитавшись коммунистической литературы и почувствовав себя «хозяином положения», Шариков начинает грубить профессору, развязно вести себя дома, красть вещи с деньгами и приставать к прислуге. В конце концов, доходит дело до того, что Шариков пишет лже-донос на профессора и врача Борменталя.
Этот донос только благодаря влиятельному пациенту врача не доходит до органов правопорядка. Тогда Преображенский и Борменталь приказывают Шарикову убраться из жилой площади, на что тот отвечает окончательным отказом.
Врач с профессором, будучи не в силах больше выносить наглые и дерзкие выходки Детектора лжи Полиграфовича и дожидаясь только ухудшения ситуации, решаются сделать обратную операцию и пересаживают Шарикову собачий гипофиз, после этого тот понемногу начинает утрачивать человеческий вид и опять преобразуется в собаку.
Персонажи
Факты
- Прототипом «Калабуховского дома », в котором разворачиваются ключевые события повести, послужил прибыльный дом архитектора С. Ф. Кулагина (дом № 24 по улице Пречистенка), выстроенный на его деньги в 1904 году .
- В течение действия всей повести профессор Преображенский регулярно напевает «От Севильи до Гренады… В тихом сумраке ночей». Эта строка — из романса Чайковского «Серенада Дон Жуана», стихи к которому взяты из поэмы А. К. Толстого «Дон Жуан ». Возможно, аналогичным образом Булгаков обыграл род занятий профессора: персонаж поэмы Толстого был известен собственными сексуальными похождениями, а профессор возвращает сексуальную молодость собственным увядшим пациентам .
- Операцию над Шариком профессор проводит в период от 24 декабря до 6 января — от католического до православного Сочельника . Изменение Шарика происходит 7 января , в Рождество , .
- Есть мнение, что Шарикова можно воспринимать как носителя демонического начала. Это можно заметить в его внешности: волосы у него на голове «жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле», как у чёрта. В одно из эпизодов момент Шариков показывает профессору Преображенскому шиш, а одно из значений слова шиш , — стоящие дыбом волосы на голове чёрта :642 .
- Возможно, прототипом профессора Преображенского послужил для автора его дядя, брат матери, Николай Михайлович Покровский, врач-гинеколог. Его жилая площадь в деталях сходится с описанием квартиры Филиппа Филипповича, и, более того, у него была собака. Эту гипотезу доказывает также первая супруга Булгакова, Т. Н. Лаппа , в мемуарах . Прототипами пациентов профессора Преображенского были знакомые писателя и знаменитые общественные деятели того времени :642-644 . Но есть и иные гипотезы (детальнее про них расказано в статье Филипп Филиппович Преображенский).
- Домовые комитеты, на которые сетовал профессор Преображенский, и один из которых возглавлял Швондер, на самом деле работали после революции очень плохо. Вот например можно привести предписание населению Кремля от 14 октября 1918 года : «[…] домовые комитеты абсолютно не выполняют возложенных на них законом обязанностей: грязь на дворах и площадях, в домах, на лестницах, в коридорах и квартирах зловещая. Мусор от жилых помещений не выносится неделями, стоит на лестницах, распространяя заразу. Лестницы не только не моются, но и не подметаются. На дворах неделями лежит навоз, отбросы, трупы дохлых кошек и собак. Везде бродят бездомные кошки, являясь регулярными носителями заразы. В городе ходит „испанская“ болезнь, зашедшая и в Кремль и уже давшая смертные ситуации…»
- Абырвалг — второе слово, произнесённое Шариком после превращения из собаки в человека — это произнесённое в обратном порядке слово «Главрыба» — Главное управление рыболовства и государственной рыбной промышленности при министерстве продовольствия , которое в 1922-1924 годах было основным хозяйственным органом, ведавшим рыбацкими угодьями РСФСР . Первым подобно сконструированным словом стало «абыр» (от «рыба»). Шарик произносил данное слово в обратном порядке, из-за того что, будучи псом, учился читать, применяя вывеску «Главрыбы», слева от которой всегда стоял милиционер, благодаря чему Шарик подходил к вывеске с права и читал с правой стороны налево.
- Рок-группа «Агата Кристи » записала сингл «Собачье сердце», текст которой собой представляет монолог Шарика.
Повесть как политическая сатира
Наиболее распространённое политическое объяснение повести относит её к самой идее «русской революции», «пробуждения» социального сознания пролетариата. Шариков классически воспринимается как аллегорический образ люмпен-пролетариата , внезапно для себя получившего приличное количество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы и способность предавать и истреблять как себе аналогичных (бывший бомж пёс подымается по социальной лестнице, уничтожая иных бездомных зверей), так и тех, кто наделил их этими правами.
При этом примечательно, что Клим Чугункин зарабатывал музицированием в трактирах и был уголовником. Финал повести смотрится искусственно, без стороннего вмешательства (deus ex machina) судьба создателей Шарикова смотрится предрешённой.
Считается, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов .
Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» считается политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов, а любой из героев имеет прообраз среди политической верхушки страны В то время. В особенности, прообразом Шарикова-Чугункина считается Сталин (у двоих «металлическая» вторая фамилия), профессора Преображенского — Ленин (преобразивший страну), врача Борменталя, регулярно конфликтующего с Шариковым — Троцкий (Бронштейн), Швондера — Каменев , помощницы Зины — Зиновьев , Дарьи — Дзержинский и так дальше .
Цензура
На чтении рукописи повести во время собрания писателей в Газетном переулке присутствовал агент ОГПУ, охарактеризовавший творение так :
[…] подобные вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, более опасна бесполезно-безвредных выступлений писателей 101-го сорта на совещаниях «Общероссийского Союза Поэтов».
Первая редакция «Собачьего сердца» содержала фактически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в особенности на советского полномочного представителя в столице Англии Христиана Раковского и много прочих функционеров, популярных в кругах советской интеллигенции скандальными амурными похождениями .
Булгаков надеялся опубликовать «Собачье сердце» в альманахе «Недра », впрочем повесть порекомендовали даже не отдавать на чтение в Главлит . Николай Ангарский , которому творение понравилось, сумел передать его Льву Каменеву , впрочем тот объявил, что «этот острый памфлет на актуальность печатать не нужно». Во второй половине 20-ых годов XX века при проведении в квартире Булгакова обыска рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору исключительно после ходатайства Максима Горького три года через .
Экранизации
Стилистика произведения
В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» действующие лица произведения запоминающиеся и яркие; сюжет — фантастика вперемешку с действительностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советского союза.
Благодаря этому сочинение было мега-популярным в 60-х годах среди диссидентов, а в 90-е, после официальной статьи его и совсем признали пророческим.
Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» основные герои вступают в непримиримый инцидент между собой и никогда не поймут друг-друга.
Шедевральные высказывания профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце».
И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе открывает нам всю сущность революционеров и их вид нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего отличного они не сделают и не сделают.
Основных героев «Собачьего сердца» всего три, а повествование по большей части проводится из дневника Борменталя и через монолог пса.
Характеристика основных героев
Шариков
Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Детектора лжи Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков выполняет в себе все плохие линии нового общества: плюет на пол, бросает остатки сигарет, не умеет пользоваться уборной и каждый раз матерится. Однако даже не это наиболее страшное — Шариков быстро выучился писать доносы и отыскал призвание в убийстве собственных извечных врагов, котов.
И пока он расправляется лишь с котами, автор ясно дает понять, что аналогично он поступит с людьми, которые станут на его пути.
Это низменная сила народа и опасность всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.
Профессор Преображенский
Исследователь, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он знаменитый мировой ученый, уважаемый всеми врач, «говорящая» фамилия которого даёт ему право проводит эксперименты с природой.
Привык жить на широкую ногу — кухарка, дом из семи комнат, замечательные обеды. Его пациенты — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.
Преображенский солидный, эффективный и уверенный в себе человек. Профессор — соперник любого террора и Советского союза, называет их «пустобрехами и бездельниками».
Считает ласку только лишь одним способом общения с живым существами и отрицает новую власть собственно за кардинальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда пропадет разруха.
Операция по омоложению дала нежданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел абсолютно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое.
Филипп Филиппович выполняет вывод, что природа — это не экспериментальное поле и он напрасно вмешался в ее законы.
Врач Борменталь
Иван Арнольдович полностью и целиком предан собственному педагогу. В свое время Преображенский принял живое участие в доле полуголодного студента — зачислил на кафедру, а потом взял к себе помощником.
Молодой врач по-всякому пытался культурно развивать Шарикова, а потом и совсем переселился к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все тяжелее.
Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора.
В пик, когда Шариков достал оружие и готов был пустить его в ход, собственно Броменталь проявил твердость и жесткость, тогда как Преображенский колебался, не решаясь убить собственное творение.
Хорошая характеристика героев «Собачьего сердца» акцентирует, насколько для автора актуальны честь и свое положительное качество.
Булгаков во многих чертах двоих врачей описал себя и врачей-родственников и в большинстве случаев поступил бы также, как они.
Швондер
Новоизбранный глава домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.
Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может приобретать учебники и журналы, принимать участие в собраниях.
Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы.
Глава домкома из-за собственной недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его намного больше.
Прочие герои
Перечень героев повести был бы не полон без 2-ух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают преимущество профессора, и, как и Борменталь, полностью преданы ему и согласны пойти на правонарушение ради любимого хозяина.
Собачье сердце — Полиграф Полиграфович
Они подтвердили это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне врачей и точно делали все их указания.
Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей провал Советского союза сразу же после ее возникновения — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они могут.
Шарик – ключевой персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», бомж пес, которого выбрал и приютил профессор Преображенский. Это вечно голодный, замерший, бомж пес, который скитается в подворотнях в поиске пищи.
Собачье сердце. Диалог за обедом
Перед началом повести мы выясним, что ожесточённый кулинар обварил ему бок, и он теперь боится у кого-либо просить еду, лежит у холодной стены и ждет конца. Но вдруг откуда-то доносится аромат колбасы и он, не выдержав, следует за ней.
По тротуару шествовал таинственный хозяин, который не только угостил его колбасой, но и позвал к себе домой. С той поры, у Шарика возникла абсолютно иная жизнь.
Профессор хорошо ухаживал за ним, вылечил больной бок, привел в надлежащий вид и кормил по паре раз в день.
Вскоре Шарик стал отворачиваться даже от ростбифа. Другие жители квартиры с большой площадью профессора также прекрасно относились к Шарику.
Он в ответ готов был преданно служить собственному владельцу и спасителю.
Сам по себе Шарик был умным псом. Он умел отличать на уличных вывесках буквы, точно знал, где магазин «Главрыба» в Москве, где мясные прилавки.
Вскоре с ним случилось нечто непонятное. Профессор Преображенский решил провести на нем дивный эксперимент по пересадке человеческих органов.
Эксперимент получился, но Шарик потом стал понемногу принимать человеческий вид и вести себя как прежний хозяин пересаженных органов – погибший в драке преступник и рецидивист Клим Григорьевич Чугункин. Так Шарик превратился из доброго и умного пса в невоспитанного хама, алкоголика и дебошира по имени Полиграф Полиграфович Шариков.
«Собачье сердце» характеристика Преображенского
Преображенский Филипп Филиппович – центральный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», светило медицины мирового значения, хирург-экспериментатор, достигший великолепных результатов в области омоложения. Профессор работает в Москве на Пречистенке.
У него семикомнатная квартира, где он и проводит собственные опыты. Одновременно с ним проживают домработницы Зина, Дарья Петровна и на время его помощник Борменталь.
Собственно Филипп Филиппович решился провести оригинальный эксперимент на бродячем псе по пересадке человеческого гипофиза и семенников.
В качестве подопытного он применял бродячего пса Шарика.
Результаты его эксперимента превзошли ожидания, так как Шарик стал покупать человеческий вид. Впрочем в результате этого физического и психологического очеловечивания Шарик превратился в жуткого грубияна, пьяницу и нарушителя правопорядка.
Профессор это связывал с тем, что он пересадил псу органы Клима Чугункина – дебошира, вора-рецидивиста, алкоголика и хулигана. С каким то периодом слухи о собаке, которая преобразовалась в человека, просочились в свет и творению Преображенского был предоставлен официальный документ на имя Детектора лжи Полиграфовича Шарикова.
Кроме того, глава домкома Швондер заставил Филиппа Филлиповича прописать Шарикова в квартире, как настоящего жителя.
Шариков выступает полным противоположностью профессора, что приводит к неразрешимому конфликту.
Когда Преображенский попросил того съехать с квартиры, дело кончилось угрозами револьвером. Ни минуты больше не медля, профессор решил поправить собственную погрешность и, усыпив Шарикова, провел вторую операцию, которая вернула собаке доброе сердце и прошлый вид.
«Собачье сердце» характеристика Шарикова
Полиграф Полиграфович Шариков – главный негативный персонаж повести «Собачье сердце», человек, в которого превратился пес Шарик после того как проведена операция профессора Преображенского. Перед началом повести, это был добрый и не опасный пес, которого выбрал профессор.
После экспериментальной операции по вживлению человеческих органов, он понемногу принял человеческий вид и вести себя как человек, хотя и безнравственный. Его нравственные качества были не на высоте, так как пересаженные органы принадлежали умершему вору-рецидивисту Климу Чугункину.
Вскоре новообращенной в человека собаке дали имя Полиграф Полиграфович Шариков и вручили паспорт.
Шариков стал реальной проблемой для профессора.
Он дебоширил, донимал соседей, приставал к прислуге, выражался нецензурно, вступал в драки, крал и много пил.
В результате стало очевидным, что эти все повадки он унаследовал от прежнего хозяина пересаженного гипофиза. Сразу же после получения паспорта он получил работу заведующим подотделом чистки Москвы от бродячих зверей.
Цинизм и бездушие Шарикова заставили профессора провести еще одну операцию по превращению его назад в пса. На счастье у него сохранился гипофиз Шарика, так что в конце повести Шариков снова стал доброй и ласковой собакой, без хамских повадок.
«Собачье сердце» характеристика Борменталя
Борменталь Иван Арнольдович – один их основных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и помощник профессора Преображенского. Этот молодой врач по натуре принципиально честен и благороден.
Он полностью предан собственному педагогу и всегда готов прийти на помощь. Его не назовешь слабохарактерным, так как в определенный момент он умеет проявить твердость характера.
Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре. Сразу после завершения учебы способный воспитанник стал помощником профессора.
В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и по-всякому пытается обезопасить его и прочих героев. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую выбрал и приютил профессор.
В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. С каким то периодом собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов – преступник и рецидивист Клим Чугункин.
Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику предоставили документы на имя Детектора лжи Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.
Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы.
Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору понадобилось провести повторную операцию по превращению Шарикова назад в собаку.
«Собачье сердце» характеристика Швондер
Швондер – побочный персонаж повести «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл очень важную роль во внедрении Шарикова в общество.
Не обращая внимания на это, автор не даёт ему развернутой характеристики.
Это – не человек, а социальное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась насыщенная копна вьющихся волос.
Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и по-всякому это показывает.
Для Швондера наиболее животрепещущей вещью на свете считается «документ», другими словами бумажка.
Выяснив, что у Филиппа Филипповича в квартире живет незарегистрированный человек, он здесь же заставляет прописать его и выдать паспорт на имя Детектора лжи Полиграфовича Шарикова. Его не беспокоит, откуда взялся данный человек и то, что Шариков это только собака, преображенная вследствие эксперимента.
Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, норм и документов. Его даже не беспокоит то, что профессор сделал реальный переворот в науке и медицине.
Для него Шариков – это просто на очереди единица общества, жилец квартиры, которого нужно поставить на учет.
В собственной повести Булгаков знакомит читателя со многими героями полными различных людских пороков.
Член жилтоварищества Швондер считается одним из таких «образцов».
Вступив на пост управляющего жилтовариществом, Швондер сразу попытался установить собственные законы в доме.
Придя в жилую площадь, где проживал и работал , Швондер приказным тоном "настойчиво попросил" высвободить пару комнат. Впрочем, «светило» медицины, здесь же пожаловался на действия пролетариата, которого потом «приструнило» высшее руководство.
С тех самых пор у Швондера и Преображенского возникла «холодная» война.
Швондер молод, горяч, более того был фанатиком «нового режима».
Хотя Булгаков в произведении только несколько раз упоминает этого персонажа, читателю становится понятно кто собственно «руководил» Шариковым.
Пролетариат, готов был на все, лишь бы причинить вред профессору.
Он не имел возможности и даже не стремился понять Филипа Филиповича. Действуя «по правилам» Швондер, очень часто не видел всего бреда, от чего делаем вывод, что он был либо очень глуп, либо очень хитер.
Тут автор оставляет выбор за читателем.
К ипостаси начальника жилтоварищества Швондер подходил очень серьезно. Собственно поэтому «выходка» профессора и нежелание поделить жилая площадь с «нуждающимися», не давало мужчине покоя.
Когда в квартире Преображенского «появился» Шариков, пролетариат решил, не смотря ни на что узаконить сие пребывание. Он внушил «подопытному», что тот может претендовать не только на получение документов, но и на часть от жилой площади и прописку в ней.
Иногда Швондер «подсовывал» Полиграфу литературу, которая была очень трудна восприятию. Не обращая внимания на это, Шариков следовал совету и читал предложенные книги.
Потом, он делал неоднозначные выводы, чем приводил профессора в ярость. Вот так, по немного пролетариат вел незримую борьбу с «интеллигенцией».
Все его подстрекания и идеи, принимал, как «напутственную речь».
Швондер помог Шарикову и с получением должности руководителя.
Автор таким образом показывает, какое отношения у пролетариата к «обделенным».
Если же смотреть на это со второй точки зрения, то можно заметить, что руководитель жилтоварищества всеми силами пытается «завербовать» Детектора лжи Полиграфовича.
В конце повести, Булгаков открывает всю тайны Швондера.
Когда тот в сопровождении милиции приходит на жилую площадь к профессору, чтобы «призвать правосудие», наказать «убийцу» и его сообщников, пролетарий откровенно уверен, что Шарикова убили. Вероятнее всего, это входило в его план.
Собственно так, путем ареста, он собирался отнять «дополнительную», а может быть и всю жилая площадь у несговорчивого Преображенского.
Подведя итог, Швондера смело можно назвать фанатиком, подстрекателем и человеком, который готов осуществить безнравственный поступок, ради собственных целей.
Также личностью, без своего мнение, духовных и моральных ценностей. Он и остальные его «товарищи» били образцовыми «пешками» в руках правящей власти.
какой то “куцый” обзор… будто бы спешили куда то
Швондер – побочный персонаж в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл очень важную роль во внедрении Шарикова в общество.
Не обращая внимания на это, автор не даёт ему развернутой характеристики.
Это – не человек, а социальное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась насыщенная копна вьющихся волос.
Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и по-всякому это показывает.
Для Швондера наиболее животрепещущей вещью на свете считается «документ», другими словами бумажка.
Выяснив, что у Филиппа Филипповича в квартире живет незарегистрированный человек, он здесь же заставляет прописать его и выдать паспорт на имя Детектора лжи Полиграфовича Шарикова. Его не беспокоит, откуда взялся данный человек и то, что Шариков это только собака, преображенная вследствие эксперимента.
Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, норм и документов. Его даже не беспокоит то, что профессор сделал реальный переворот в науке и медицине.
Для него Шариков – это просто на очереди единица общества, жилец квартиры, которого нужно поставить на учет.
В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Швондер далеко не главный герой, впрочем, роль его видна и частично конкретно он оказывается основой развязки и возвращения Шарикова к его «природному» образу.
Одновременно с тем сам автор в образе этого пролетария постарался соединить линии большинства «общественных лиц», полагавших собственно себя В то время вершителями судеб человеческих и ненавидящих все, что выходит за рамки их пролетарского мировоззрения.
Характеристика героя
(Роман Карцев в роли председателя домкома Швондера в кругу "общественных лиц", х/ф "Собачье сердце", СССР 1988 )
Внешность, характерные черты и все, что помогло бы читателю составить представление о Швондере, как о человеке, автор набрасывает схематически. Он не видит за ним человека, но скорее один из элементов нарождающейся социалистической системы, стремящейся как можно тщательно и основательнее разрушить прежний порядок.
А если чтобы это сделать понадобиться убрать кого-то, то… так тому и быть.
Когда Шарикову понадобилось укорениться в общество, Швондер оказался для него таким образом проводником, без которого сделать это было бы очень трудно.
Глава домкома наиболее существенным думает документ. Он так прямо и говорит Преображенскому, а несогласие профессора воспринимает, как оскорбление.
Швондер преклоняется перед новой властью, свято верит в то, что заменило старых богов, — нормы и документы.
Он агрессивен и не предрасположен к рассуждениям. Явная нелепица заполненного удостоверения, которое выдано Шарикову, от председателя ускользает, хотя Филипп Филиппович убежден в обратном — для него аналогичные «документы» сущая чушь.
Суть переворота в науке, выполненного Преображенским, для пролетария не имеет ровно никакого значения. То, что вчерашняя дворняга стала человеком, не воспринимается как чудо.
Шариков — это единица общества.
Благодаря этому Швондера он беспокоит с преимущественно практической точки зрения. Новому жильцу необходима регистрация в квартире, а эта самая жилая площадь беспокоит председателя куда как больше любых научных открытий.
В установленном смысле противостояние между Швондером и Преображенским и есть очень важная направляющая сюжета повести и суть социального конфликта, раскрываемого писателем.
Образ героя в произведении
Собственную роль начальника жилищного товарищества Швондер несет гордо, и собирается выполнять точно так, как предписано нормами.
Нежелание профессора войти в положение трудящихся воспринимается резко плохо, ведь это идет в разрез с тем, что необходимо жилищному товариществу.
Как исключительно на сцене возникает Шариков в собственной человеческой ипостаси, глава здесь же внушает ему мысль про необходимость бороться не просто за прописку в профессорской квартире, но и на часть ее. А чтобы подшефный как можно быстрее проникся «правильной» пролетарской философией, ему предоставляется полезная литература.
И дело пошло, вскоре бывший пес занимает некую должность руководителя. Когда же Преображенский возвращает все на круги собственная, Швондер считается с милицией, ведь он думает Шарикова убитым.
В его глазах это замечательный шанс овладевать квартирой, упускать который не следует.
Булгаков нарисовал образ беспринципного, ожесточённого, лишенного моральных и духовных ценностей человека.
Настоящий «винтик» молодого пролетарского общества, безупречного исполнителя для зарождающейся советского союза.
По существу единственный позитивный герой книги.
Он единственный в книге кому было не наплевать на Шарикова и кто старался сделать мир лучше.
Не эгоист. Не подхалим. Не преступник.
Эгалитарист. И обычный человек который думает не только о брюхе.
Да он не образован, зато искренен. Да он сер, зато не зол.
Да он забавен с точки зрения циников, зато искренен в собственном бессеребреничестве.
Да, он еврей, но мы уже знаем кто считает принадлежность к иудейской нации минусом.
Ведь главное, почему сегодняшние создания, мнящие себя интеллигентами любят Преображенского — не за его квалификацию или работу.
А за его гордую декларацию, что он не любит пролетариат.
Ах, какой молодец! Он не любит!
Ура, да здравствует Преображенский!
А сцена с телефонным звонком смотрится уже совсем грязно.
Приходят к нему представители местного Совета.
Говорят про то, что нужно чуть-чуть и о простом народе думать. Профессор здесь же звонит собственной "крыше", и "крыша" его, конечно, отмазывает в лучшем стиле жуликов и воров.
Самый же негативный персонаж книги несомненно профессор Преображенский. Все его мысли о "хрусте французкой булки".
Если убрать его громкие звания в сухом остатке он довольно мерзок. Мелочен, златолюбив, эгоцентричен, тщеславен, злобен, высокомерен.
Про подобных говорят го**о человечек. В книге нет ни одного случая что бы профессор кому либо протянул руку помощи.
Однако кто такой Швондер, каково его происхождение?
Папа Швондера да и он сам, вероятнее всего жили в черте оседлости, которая прожила практически до 1915г., и на него, как на лицо иудейской национальности, распространялись Запрет на занятие фермерским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам.
Другими словами, до революции Швондер не имел права жить не то что в Калабуховском доме, а вообще в городе, даже в подвальном помещении, под ногами Преображенского.
Вероятнее всего Швондер не принимал участие в революционном движении, а собственную большевистскую карьеру он начал после 1917 года. Может быть так, что до революции он был ремесленником или приказчиком.
Революция дала ему возможность покинуть своё место и приехать в Москву. Собственно крушение старых порядков дало Швондеру возможности полноправного гражданина, и было бы удивительно, если бы он любил «старорежимных».
В профессоре Преображенском он видел и чувствовал собственного личного врага, и это абсолютно нормально: сын архиерея, т.е. одного из собственных гонителей, очень легко получивший медицинское образование, абсолютно недоступное таким как Швондер, открыто заявляющий, что он “не любит пролетариат” — т.е. всех тех., у кого нет 7 комнат и прислуги. Разумеется, для «кухонных интеллигентов» Профессор Преображенский, в отличии от Швондера, такой из себя белый-пушистый-позитивный)))) Ведь у него служанка, восемь комнат, ковры, книги, уважаемое имя и житейская философия.
И большие связи — может одним телефонным звонком смахнуть Швондера, как надоедливую муху.
А что Швондер?
Утрется трудяга Швондер и пойдёт дальше собственным кружком хорового пения руководить, после работы, естественно…. Ведь Швондер — простой трудяга — служащий, вкалывающий в голодном городе за продпаек: журналы в помощь детям Германии распространи, культурный обиход пропитым пролетариям обеспечь, жильцов уплотни, рассели тех баб с детками, что по баракам ютятся, да еще и проследи, что бы они паркет не жгли… Не желает роскошный Преображенский журналы приобретать?
Уплотнятся не желает, блат имеет, один в семи помещениях живёт и восьмую требует? А хоть наизнанку вывернись, Швондер, это твои проблемы.
Можно сколь угодно именовать Швондера бюрократом, чинушей, однако некоторые его действия сами за себя говорят:
ПЕРВОЕ Пытается «уплотнить» профессора.
Плохо это или хорошо?
У профессора 7 жилых помещений, не принадлежащих ему — в них он только живёт (ведь он не говорит что собирается приобрести восьмую комнату, он желает что бы ее ему ВЫДЕЛИЛИ). Думаю, если Вы глава домкома, а у Вам нужно подселить мама с 2-мя детьми (например), которые проживают в бараке во время зимы, то кухарка профессора могла бы и потеснится или профессор мог бы аборты делать да члены импотентам «подымать» не дома, а в поликлинике…
ВТОРОЕ В отличии от профессора обеспокоен судьбой Шарикова как ЧЕЛОВЕКА, а не как следствие занятного эксперимента. Да он даёт ему не ту литературу! — Но Преображенский не делал и этого;
ТРЕТЬЕ Еврей и коммунист Швондер, а не российский аристократ от медицины Преображенский — "настойчиво попросил" оформить документы Шарикову как ЧЕЛОВЕКУ и организовал на работу. Т.е. сделал все,чтобы Шариков стал членом общества.
Для Преображенского Шариков так и остался только лишь результатом эксперимента. Он получил собственные 15 минут славы, после этого забил на воспитание Шарикова, найдя извинение, что дело в отвратительный наследственности.
Тогда как Швондер. Пускай топорно, плохо, но осмысленно он пытался делать из Шарикова полезного члена общества.
И если взглянуть в сухом остатке — даже преуспел..
Шариков начал работату, сделал какую ни какую, но карьеру, и даже попытался сделать личную жизнь.. Но Преображенский сначала расстроил намечающийся брак Щарикова, рассказал его невесте прошлом собственного «пациента» , а потом вообще как личность- убил.
Подозреваю, что из-за семи комнат…
P.S.
ВДОГОНКУ…Преображенский стар, детей-жены нет и не упоминается даже — т.е. старый холостяк, однако при нем, как послушная собачка, смотрит влюбленными глазами, молодой врач Борменталь… Стремно как то)))
В повести М.Булгакова «Собачье сердце» все персонажи представлены в контексте тех событий истории, которые происходили в 20-е годы века – В то время, когда создавалось творение. Не исключение и образ Швондера – председателя домового комитета.
Швондер не считается представителем рабочего класса: он госслужащий новой формации, бюрократ. Для него актуальны инструкции, указания более.
Он деятель, который живёт по правилам, придуманным иными. У него нет ничего собственного: он говорит штампами, повторяет чужие слова.
У него даже нет собственного имени. С первого возникновения и до конца действия он проходит перед читателем исключительно под фамилией – Швондер.
В Калабуховском доме для Швондера не есть людей – талантливых, знаменитых, прямо у него на глазах, выполняющих великие открытия. Для него все только жильцы, у которых обязаны быть равные условия проживания и обязательно обязаны быть документы.
Даже для бывшего пса, превращенного в человека профессором Преображенским, Швондер требует сделать паспорт и прописку.
В деле воспитания нового жильца в духе революционных идеалов Швондеру достается ключевая роль.
Собственно хочет сделать из Шарикова пролетария, правда, не догадываясь про то, что результат его работы будет опасен для абсолютно всех окружающих, даже для него самого. Продвигая Шарикова на пост, внушая ему мысль про необходимость отстаивать собственные права, подсовывая для чтения недоступные его сознанию революционные книжки, Швондер способствует тому беспределу, который плохой продукт гениального эксперимента Преображенского начинает чинить на вверенной ему территории.
Собственно за отсутствие сознание последствий собственных действий Швондер будет назван в повести «самым основным дураком».
Швондер в повести представлен, прежде всего, как представитель новой власти.
Собственно в этом амплуа он и возникает первый раз перед читателем, собственно с позиций власти он обращается с профессором Преображенским, стараясь его «уплотнить» и лишить 2-ух комнат. Все три возникновения «на сцене» Швондера – это реализация его должностного функционала: он приходит лишь как лицо, наделенное конкретными задачами.
Действия его абсурдны, слова – не всегда понятны с первого раза. Однако он на службе у советского союза и готов, если ему будет дан указ, истреблять ее врагов разными способами.
В Преображенском он видит врага: собственно с этим связана та борьба, которую он будет с ним вести на протяжении всего действия повести.
Инцидент профессора Преображенского со Швондером, который составляет одну из сюжетных линий повести, не считается личностным конфликтом.
Можно сказать, что Булгаков показывает через инцидент Преображенского и Швондера инцидент личности и масс, индивидуальности в его творческом потенциале и ограниченности, серости и убогости «винтиков» новой системы. Не только благодаря тому, что Швондер побочный персонаж, представленный из индивидуальных параметров только насыщенный копной вьющихся волос и напыщенной речью, нереально воспринимать его как определенное лицо.
Швондер – воплощение отрицательных проявлений новой власти, которые чужды научной интеллигенции в лице профессора Преображенского.
Вариант 2
Основным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» считается некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где живет учёный. Их обоюдное неприятие идёт по нарастающей.
Описывая отношения Швондера и Преображенского, автор приходит к глубокому социальному обобщению о невозможности мирного сосуществования интеллигенции с победившим пролетариатом, ума и деликатности с невежеством и хамством.
Швондер считается яркой иллюстрацией высказывания Томаса Карлейля про то, что «всякую революцию задумывают романтики, выполняют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи».
Швондер в себе совмещает линии как фанатика, так и негодяя. Время действия повести позволяет высказать предположение, что он активно учавствовал в революционных событиях.
Он вообще человек активный и деятельный.
Начитавшись книжек, написанных классиками марксизма, Швондер уверовал в них, как в Святое писание и фанатично популяризирует эти идеи всем, включая новоявленного жильца гражданина Шарикова.
Участие Швондера в революции принесло для него плоды, которыми он уже начал активно пользоваться.
Став руководящим жилтоварищества, он сразу начал ставить собственные порядки. Как все знают, чем меньше руководитель, тем больше в нём амбиций и самодурства.
И пускай в подъезде пропали вазоны с цветами и ковры, наплёвано, грязно и нет электричества. Зато вечерами члены жилтоварищества распевают революционные песни.
У Швондера очень развито классовое чутьё. Он безошибочно определяет в профессоре Преображенском классового врага.
Профессор не любит пролетариат, а Швондер в лице профессора ненавидит всю интеллигенцию.
Он вынужден терпеть Преображенского на собственной территории, из-за того что власти запретили ему трогать учёного с именем которое знают во всем мире. Однако это не мешает Швондеру тревожить профессора разными очень маленькими пакостями.
Более всего Швондера возмущает, что учёный занимает целых семь (!) комнат. Попытка потеснить профессора потерпела неудачу, но Швондер от своих планов не отказался.
Возникновение в квартире профессора Шарикова понадобилось как нельзя более кстати. Настаивая на прописке Шарикова, Швондер пытается хотя бы этим способом потеснить профессора.
Забивая голову бывшего пса агитационным идейками, путём словесной демагогии настраивая его против собственного «создателя», Швондер получает в лице Шарикова надёжного союзника в борьбе с Преображенским. Тот момент, что Шариков решает донести на профессора, говорит про то, что «преподаватель» Швондер откровенно преуспел в деле воспитания «нового» человека.
В повести четко ощутимо плохое отношение автора к этому персонажу, которое по настоящему передаётся и читателям.
Сочинение про Швондера
Михаил Афанасьевич Булгаков написал собственную повесть «Собачье сердце» в январе-марте 1925 года. Но опубликовали ее только после его смерти – в 1980-х годах.
Можно высказать предположение, что это благодаря тому, что творение пронизано иронией и презрением к пролетариату.
Собственно через образ Швондера автор показывает правящий класс безнравственным, трусливым и эгоистичным.
Первый раз Швондер возникает в повести, когда вступает на пост главой домкома, и отправляется в жилую площадь профессора Преображенского, чтобы «уплотнить» квартиры в доме, так как, согласно его точке зрения, Филипп Филиппович занимает очень много комнат (семь!).
Но профессор, не церемонясь, выгоняет Швондера, оставив его ни с чем, и в последующем, пожаловавшись на него высшему руководству. С этого периода и начинается противостояние 2-ух героев.
Управдом Швондер — это стереотипный представитель пролетариата, «фанатик» нового режима. Он молод, амбициозен, готов на все, чтобы навредить профессору.
А для борьбы с Филиппом Филипповичем, ненавистником пролетариата, он применяет результат его же эксперимента – Шарикова, внушая Шарикову мысль, что тот может оформить часть жилой площади и прописку в квартире Преображенского, подсовывая специализированную литературу. Также Швондер определяет Шарикова на должность руководителя в отдел по чистки Москвы от бродячих кошек, подает ему идею написать донос на профессора.
Всеми данными действиями Швондер ведет «холодую войну» с Преображенским. Его не беспокоит, как ведет себя Шариков, что выполняет, важное для Швондера — инвестировать в голову Шарикова азы необходимой идеологии и вывести из равновесия профессора.
Подводя итоги, можно сказать, что образ Швондера – это образ невежественного, эгоистичного человека с низменными человеческими качествами, он считается противоположностью профессора Преображенского, из-за этого образу Булгаков высмеивает все пороки лидирующего класса. Подстрекатель, который ради собственных целей, готов пойти на многие невысокие действия.
Легкомысленный, агрессивный, преклоняющийся перед властью, законами и документами, он как замечательная пешка для вышестоящей власти. Под видом помощи и волнения о доле Шарикова проталкивает идеи нового класса.
Анализ рассказа Куприна Юнкера сочинение
В этом романе Куприн описывает традиции Александровского 3 юнкерского училища.
Молодой парень поступил в пехотное училище, и решает стать офицером.
Куприн пишет, что перед уходом он заходит к собственной девушке, которую так сильно любит.
Женские образы в романе Герой сегодняшнего времени Лермонтова
Роман, знаменитый во всем мире, который именуется «Герой сегодняшнего времени», написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым – русским писателем и поэтом.
Сочинение Что такое человечность 15.3 ОГЭ 9 класс рассуждение
Нечасто поговаривают, что что-то человечно, чаще звучит «бесчеловечно». Здесь все прилагательные с отрицательным значением можно добавлять.
Сочинение Булгаков М.А. — Собачье сердце
Тема: — «Швондер и есть самый основной дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Чем же занимается данный человек? Будучи главой домового комитета, он не рекомендует смотреть за порядком и чистотой в доме.
Не напрасно, выяснив о вселении «жилтоварищей», профессор Преображенский сетует: «Пропал Калабуховский дом! Придется отбывать, но куда, спрашивается?
Все будет как по маслу. Сначала по вечерам пение, потом в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так дальше».
Эта линия поведения, поэтому, стала у этих людей, как Швондер, привычной: не исполнять собственные непосредственные задачи, а заниматься произнесением революционных фраз. Споры, собрания, переливание из пустого в порожнее — все это бюрократическая стихия Швондера.
Уже с первого возникновения Швондера в квартире профессора Преображенского ясно, что это человек глубоко некультурный: он ходит в грязных сапогах по персидским коврам. Однако если бы только это!
Он обращается к профессору Преображенскому с абсурдным требованием «уплотниться»: общее собрание решило, что профессор вполне может отказаться от 2-ух комнат — столовой и смотровой, из-за чего профессор должен был бы есть в спальной комнате и оперировать там же, где режет кроликов. Отличительно, что Швондеру подобное положение кажется абсолютно естественным, также как и то, что потребности человека определяет не он сам, а общее собрание.
Уравниловка, неуважение к индивидуальности — такие принципы жизни Швондера.
Первый приход Швондера в жилую площадь Преображенского завершается посрамлением Швондера и его присных.
Впрочем возникновение Шарикова выполняет профессора уязвимым и вызывает приступ буйной деятельности у Швондера. Прежде всего он пишет заметку в газету, где объявляет Шарикова незаконнорожденным сыном профессора, так как его (Швондера) ограниченный ум не в состоянии в себя вместить мысль о чем-то оригинальном, непредсказуемом.
Швондер становится идеологом Шарикова, его духовным пастырем. Воспитание «нового человека» он начинает, снова-таки, нелепо.
Его абсолютно не беспокоит, что Шариков бросается на каждую кошку, лузгает семечки и нецензурно выражается.
Главное — чтобы Шариков знал азы новой идеологии, и он даёт ему почитать переписку Энгельса с Каутским, из чтения которой Шариков выполняет действенный вывод про то, что все нужно разделить поровну.
Кроме того, Швондер практически уравнивает в социальных правах профессора с
С именем которое знают во всем мире и вчерашнего дворового пса. «Документ — наиболее важная вещь на свете», — говорит Швон-дер.
Документ воплощает Шарика в Детектора лжи Полиграфовича Шарикова, даёт ему возможность стать начальником подотдела чистки, другими словами стать полноценным членом человеческого общества.
Но Швондер не понимает, что, опекая Шарикова, он сам себе роет могилу.
Профессор Преображенский абсолютно правильно замечает: «. Швондер и есть самый основной дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня. если кто-то, со своей стороны, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки» Швондер не способен, аналогичным образом, даже исходя из своей абсурдной логики, хоть что-нибудь предусмотреть, вообще подумать о последствиях своих поступков.
Им двигает лишь стремление «все разделить», и значение его образа в повести — вскрыть истинную природу социальной системы, которую он олицетворяет, и показать, что для того, чтобы быть полноценным членом данной конструкции, в реальности достаточно выучится говорить и освободится от хвоста.