Разница между скрипкой и альтом
Скрипка – инструмент, который именуют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано большое количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.
Альт, хотя и считается ближайшим родственником скрипки, такого внимания не заслуживает. Очень часто его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент.
Очень долго альт был «скрипкой неудачника», считали, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В наши дни альт приобрел популярность, возникли на самом деле талантливые музыканты, собирающие полные залы.
Возникновение скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из обще-принятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты с названием виолы.
Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разграничение на 2 семейства: виолы и скрипки. Однако некоторые искатели говорят, что первыми в семействе скрипок были абсолютно не скрипки, они возникли несколько позднее, а альты.
Непосредственно они первыми были введены в оркестры и стали понемногу вытеснят тихо звучащие виолы.
Строение
Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосами дерева, обечайками. В середине корпуса находится запашка, передающая вибрацию между деками.
К верхней деке прикрепляют подгрифник, на который фиксируются струны. С одной стороны гриф фиксируется к корпусу, часть находящаяся снизу закреплена к шейке, переходящей в головку скрипки.
В шейке имеются особые отверстия для колков, благодаря которым происходит настройка скрипки.
Внешне альт легко спутать со скрипкой: деки, гриф, 4-ре струны. Однако он намного больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее.
Данный инструмент массивнее скрипки. И артист, который играет на этом инструменте, тоже должен быть довольно крепкого сложения тела, и иметь крепкие руки.
Звучание
Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки оказывают влияние малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность.
Диапазон звучания скрипки от соль небольшой октавы до ля четвёртой.
Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон данного инструмента от до небольшой октавы, до ми третьей октавы.
Ноты для данного инструмента пишутся в специализированном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.
Альт и скрипка: в чём различия
Довольно востребованными музыкальными инструментами являются пианино, гитара и скрипка – в школах где преподают музыку эти классы насчитывают самое большое кол-во учеников. Многие люди знакомы со скрипкой, но вот Не все знают о существовании альта.
И даже не удивляет, потому что они так похожи.
Обозначение
Оба инструмента относятся к смычково-струнным и имеют подобный внешний вид, отсюда и путаница.
Скрипка – это смычково-струнный музыкальный инструмент, имеющий 4 струны, звучащих в верхнем регистре, другими словами в диапазоне высоких частот.
Альт – смычковый струнный музыкальный инструмент, имеющий 4 струны, настроенных на звучание в намного низком регистре.
Так звучит общее обозначение. Видим, что только одно отличие в их определении – это регистр (диапазон), в котором воспроизводится музыка.
Впрочем различий в них намного больше.
Различия инструментов
Не обращая внимания на их внешнюю похожесть отличия находятся в каждой характеристике, от звучания до сооружения, и даже во внешности.
Строение
Во первых, на что необходимо обращать свое внимание – это внешний вид. Собственно из-за сходства во внешности одно принимаю за другое.
Впрочем внешнее отличие и приводит к появлению ряда иных различий.
На заметку! Очень долго альт величали большой скрипкой, и не выделяли как отдельный инструмент.
Главное отличие во внешности – размер. Полноразмерная скрипка составляет 60 мм (но бывают модели и больше), размер альта – 390–420 мм.
Впечатляющая разница.
В остальном, по своему виду и устройству они похожи. Скрипка, также, как и альт, состоит из корпуса и грифа. Корпус шарообразную форму с выемками по обоим бокам.
Гриф выгнут по ширине, на конце имеет завиток.
Из-за различий в размерах имеются небольшие отличия и в нужных аксессуарах. Так, для игры нужны смычок, подбородник (чтобы прижимать подбородком во время игры), мостик (для установки его на плечо), футляр. Эти все аксессуары имеют внушительные размеры для альта, и меньшие для скрипки.
Кроме того, смычок первого инструмента немного выделяется от второго: он имеет внушительные размеры и вес. Также у колодочки смычка альта углы закруглённые, а у скрипки – прямые и острые.
Такие различия во внешних качествах стали причиной различному звучанию.
Звучание
Благодаря тому, что альт больше, он создает звуки более невысокого регистра, скрипка – высокого. Благодаря этому, и настраиваются они по-разному.
Альт настроен на диапазон от «до» небольшой октавы до «ми» третьей октавы. По звучанию он собой представляет что-нибудь усредненное между скрипкой и виолончелью, так как настраевается на квинту ниже первых, и на октаву выше вторых.
Скрипка настраевается по квинтам и выше.
На заметку! Есть пятиструнные скрипки с добавкой альтовой струны.
Их звучание приближено к большему собрату.
Что подобрать
Считается, что на альте играть легче. И некоторое время его величали инструментом неудачников. Но это мнение неправильно.
В процессе развития музыки появилось целое альтовое искусство и альтовые школы (как вид учения), о которых писал ещё М. Глинка и Г. Берлиоз. А подобные выдающиеся музыканты как Н. Паганини, И. С. Бах, М. Вайнберг и прочие писали сольные и соедененные произведения для альта.
Чтобы подобрать инструмент по вкусу нужно только прислушаться к звучанию двоих, подержать их в руках и ощутить. Тогда не совершите ошибку в подборе.
Маленький музыкальный ликбез. Разница между скрипкой и альтом Оркестровый альт
Который имеет подобное устройство со скрипкой. Но он чуть больше, отчего звучание его имеет намного низкий регистр. Струны альта настроены специальным образом.
Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.
История проявления
Инструмент альт является самым ранним из имеющихся смычковых. Время его проявления относят к XV?XVI векам. Этот инструмент первым получил обычную для нынешнего дня форму.
Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта в большинстве случаев считают виолу для руки.
Данный инструмент держали у левого плеча. Следует вспомнить, что близкого родственника — виола да гамба держали на колене.
Итальянское наименование музыкального инструмента уменьшилось с каким то периодом до viola. В подобном виде оно сбереглось в английском.
В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах.
Есть экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя.
Из скрипичного ряда собственно альт самым большим образом приблизился к виолам, если предусматривать размеры и звучание. Благодаря этому быстро появился в составе оркестра, как усредненный голос, он влился в симфонию очень идеально.
Альт, аналогичным образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в данное время зарождались.
Техника игры
Альт — музыкальный инструмент, который требует особенной на нем выделяются от той, что свойственна скрипке. Разница состоит в способе звукоизвлечения.
Техника игры, более ограниченная из-за причины внушительных размеров и надобности существенной растяжки пальцев. Тембр альта — матовый, насыщенный, менее яркий, В сравнении со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем — несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю.
Собственно это сформировывает оригинальный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 — 43 см. На альтах с большим размером, которые приближаются к традиционным, как правило играют сольные исполнители.
Они обладают сильными руками, и еще разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется очень и очень редко. Тут дело в маленьком репертуаре.
Впрочем практически недавно возникло много хороших альтистов, например как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Ключевой областью использования данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Тут альту посвящаются сольные эпизоды, и еще средние голоса. Данный музыкальный инструмент считается обязательным участником струнного квартета.
Может применяться в других камерных составах. К примеру, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами классически с детских времен не стали, а переходили на этот инструмент в относительно зрелом возрасте.
В основном, после завершения музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Очень часто, переходят на альт скрипачи с большим телосложением, широкой вибрацией и большими руками.
Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. Например, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.
Знаменитые музыканты
Инструмент альт подобрал Юрий Абрамович Башмет. Среди прочих знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, необходимо отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.
Произведения
Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, и еще у Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Комбинирование с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель».
Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует припомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека.
Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».
Иной принцип
Есть и принципиально другой альт — Его называют альтгорн. Идет речь о медном музыкальном инструменте.
Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон — A — es 2. Из-за причины невыразительного и тусклого звука сфера применения исчерпывается лишь оркестрами . Там ему, в основном, отведены, средние голоса.
Альт – древний струнный смычковый музыкальный инструмент, появившийся чуть до недавнего времени средневековой эпохи барокко — на рубеже XV — нач. XVI веков.
Данный инструмент явился прародителем всех струнных смычковых музыкальных инструментов, это легко прослеживается? в заграничных названиях струнных смычковых инструментов, тем более в итальянском языке, так как сам инструмент родом из солнечной Италии.
Развитием испанской Виуэлы стал Альт (на итальянском «Viola»), получивший своё российское наименование благодаря французскому языку (фр. «Alto»), который очень долго был очень знаменитым в нашей стране. Самым ближайшим родственником альту считается Виоль д’амур (ит. «Viola d"amore» — виола любви).
Потом, на базе альта возникли новые инструменты – маленький альт – скрипка (ит. «Violino»), большой альт – виолончель (ит. «violoncello»), контрабас (ит. «cello»), виола да гамба (ит. «viola da gamba» — ножная виола), виола да браччо (ит. «viola da braccio» — ручная виола).
Сам по себе альт имеет трёх ближайших родственников – скрипку, которая позаимствовала у него положение при игре (т.е. «ручной» инструмент) и виолончель, которая позаимствовала у него строй (разница лишь в том, что у виолончели строй ниже на октаву, в то время как у скрипки он отличается на квинту).
Строй альта, как и скрипки и виолончели, выстраивается по квинтам. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных – с, g, d 1 , a 1 . ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.
Наперекор общественному мнению, техника игры на альте сильно выделяется от скрипичной. Допустим, для альта присуще исполнение флажолета pizzicato (звук флажолета арфы), игра pizzicato с прижиманием струны ногтём второго пальца (звук малого барабана), аккорд с сочным басом и многое иное. Впрочем внушительный размер альта осложняет быстрое исполнение трудных пассажей.
Однако этот небольшой минус меркнет перед морем возможностей открывающихся перед исполнителем.
«Тембр альта ? менее яркий, чем скрипичный» — читаем мы в популярной энциклопедии, но с этим легко спорить, так как хороший альтист играет более ярким, чем даже пять скрипачей. Тембр альта – яркий, насыщенный, красочный, бархатистый (тем более в нижних регистрах) и немного гнусавый, рождающийся из глубины древесины, клеевых швов, лака… дерева, которое много веков простояло под ливнями, переживало засуху, зиму, весну, лето, осенняя пора…
«Спецификой тембра альта считается большее многообразие звучания отдельных струн, чем на иных струнных инструментах, к примеру на скрипке» — пишет Е. Ю. Стоклицкая. Относительно яркости, насыщенности, и, даже, грандиозности тембра альта, всем известный учитель И. Д. Лабинская любит повторить: «Это не какая-то «скрипулька», это – альт».
Неспроста во многих альтовых произведениях пишут: «risoluto» (ит. – радикально). Стоит отметить исполнение piano на альте. В. В. Борисовский подчёркивал, что «piano – не бесцветный, безликий нюанс.
Самое негромкое piano должно быть чётким и ясным, как поставленный голос певца…» (Е. Стоклицкая «Альтовая педагогика В. В. Борисовского», 2007).
С тембром альта может сравниться только тембр органа – оба эти инструмента могут с точностью воссоздавать иные инструменты. Только тембр органа ограниченный количеством регистров, а тембр альта не имеет ограничений.
Такой тембр – последствие несоответствия строя инструмента. При самой лучшей длине 48о – 490 мм (только деки), размеры современных инструментов колеблются от 350 до 420 (очень нечасто, 430).
На альте не проходят обучение с детских времен, а переходят скрипачи с развитым телосложением и крупной вибрацией в намного зрелом возрасте. Многие выдающиеся исполнители, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах, очень хорошо совмещали игру на альте с игрой на скрипке.
Очень долго «царствовав во дворцах», альт, как и альтовое искусство (исполнение на альте – настоящее искусство), пришли в кризис, пошли грязные слухи, что «альтисты – неудавшиеся скрипачи», которые в последствии стали основой для большинства, очень часто оскорбительных, смешных рассказов. К примеру: «Что одного и того же между гранатой и пальцами альтиста?
2 раза в одно место не падают», «Альтист и священослужитель ушли из жизни в 1 день и в тоже время оказались у ворот рая. Святой Апостол Петр с удовольствием пропускает альтиста в Рай, а вот священника просит обождать. Священослужитель возмущён:
Я всю жизнь молился, а данный тип всю жизнь играл на своём альте! Чего же ты пропускаешь его вперёд?!
Когда ты молился, — отвечает Пётр, — все засыпали. А когда он начинал играть, все начинали молиться…», «Программа международного конкурса альтистов: 1 тур – настройка инструмента, 2 тур – вождение смычка по открытым (оригинал: пустым) струнам.
Программа 3 тура не объявляется – все равно до него никто не доходит», «Было в семье три сына: два умных, а 3-ий – альтист…» и остальные. Как Вы видите, эти анекдоты не только не соответствуют реальности, а являются оскорбительными (не только для альтистов), унизительными и содержат немалое число грубых ошибок.
Альт уступил собственное место. Замолчал древний инструмент.
Забылись великие альтовые произведения Баха, Моцарта, Паганини, Берлиоза и прочих. Разумеется, в период забвения некоторые композиторы продолжали придумывать музыку для альта – Б. Барток, У. Уолсон, М. И. Глинка, И. Брамс, Р. Шуман, Н. Рославец, А. Адан, Л. Делиб, Р. Штраус, Л. Яначек, И. Ф. Стравинский, М. Регер – всем известный органист и др.
Пребывали и исполнители таких произведений, но, к сожалению, их было мало.
Восстановление альтового искусства случилось лишь в конце ХIХ века и проходило весь 20 век. Отцом русской альтовой школы стал В. В. Борисовский.
Музыка 1. Первые музыкальные инструменты. Звучание скрипки — Академия занимательных наук
Его преподаватель В. Р. Бакалейников хотя и был альтистом, однако в 1927 году эмигрировал в Америке, где по приглашению дирижёра Фрица Райнера занял пост его помощника и первого альта в Симфоническом оркестре Цинциннати.
Сам Борисовский «увлёкся» альтом, можно сказать чисто нечаянно. Как то, он слышал концерт оркестра, где солировал альт.
Закрыв глаза и не слушая невысоких нот, альт звучал, как скрипка.
В. В. Борисовский – в прошлом всем известный скрипач, концертмейстер первых скрипок МГК им. П. И. Чайковского, но почувствовав всю полноту звучания альта – стал альтистом.
Вадим Васильевич буквально везде «пропагандировал» альт, заражая всех его волшебным звучанием. «Мысль об уравнении альта в правах сольного инструмента со скрипкой и виолончелью, провозглашённая Борисовским перед началом его творческой деятельности, в то время казалась… не только смелой, однако даже дерзкой. Уровень альтового исполнительства был чрезвычайно невысоким, и создание школы понадобилось начинать едва ли не с нуля» (Юзефович В. «В.
В. Борисовский – родоначальник советской альтовой школы, 1977»).
Основывая альтовую школу, Вадим Васильевич изучил технику игры на Виоль д’амур, которая больше всех близка к технике альта.
«На моих глазах и ушах зарождался класс специализированного альта. Давно уже, однако в данное время особенно, убеждаюсь в том, что исторически, фактически и по-всякому оправдалось создание и дальнейшее беспрестанное очень успешное развитие его.
Много, особенно много сделано Вами для процветания собственного детища», — писал Борисовскому профессор МГК К. Г. Мострас во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Многие знаменитые композиторы, например Д. Д. Шостакович, Б. Астафьев, Э. Денисов, очень часто друзья великого альтиста, писали для альта, а Вадим Васильевич являлся первым исполнителем таких произведений.
Огромную часть произведений для альта составляют переложения и обработки Борисовского. Среди них – «Незаконченная соната» М. И. Глинки, «Павана на смерть инфанты» М. Равеля.
Число почитателей альта увеличивалось. Профессиональными альтистам стали – Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Е. Ю. Стоклицкая, И. И. Богуславский, А. Коваль,А.
В. Багринцев, И. Д. Лабинская, Л. Н. Гущина, Е. Страхов, Р. Сеид-Заде и прочие.
В современных реалиях, явление это приобрело массовый характер и стало называться – мировой альтизм. Все большей популярностью начали пользоваться сайты, посвящённые альту.
Нипример, сайт альтистов «Violamusic», ключевых пользователей которого уже больше1800 человек, не говоря о тех, кто просто заглядывает.
В 2010 году все крупное альтовое объединение отмечало превосходное мероприятие: выполнилось 110 лет со дня рождения В. В. Борисовского. Также, в 2010 году отметила собственный 80-летний юбилейный праздник учитель скрипки и альта – И. Д. Лабинская. Инесса Джамильевна посвятила немалую часть собственной жизни, подготовке и воспитанию будущих музыкантов.
Она и в настоящий момент работает в ДМШ им М. М. Иполлитова – Иванова. Я счастлив, что имел возможность учиться у неё.
А в настоящий момент имею возможность просто с ней общаться. То, с какой любовью и профессионализмом она учит небольших детей доставать из небольших скрипочек звук, похоже на чудо (будущие альтисты, в начальных классах занимаются по классу скрипки, и лишь в намного старшем возрасте переходят на альт). Она, тот добрый преподаватель, который живёт учениками: их успехами и неудачами, уча предпочитать музыку и понимать.
Хоть она и не хотела быть упомянутой в этой публикации – это только маленькая признательность за её очень большие труды. Хочется захотеть Инессе Джамильевне крепкого здоровья, сил и многих лет жизни.
Подводя итог стоит отметить, что альт уже не выходит на музыкальную «арену», а очень быстро обходит иные инструменты, все больше утверждаясь, как король музыкальных инструментов, имеющий большую историю, полную взлётов и падений.
У данного термина есть и иные значения, см. Комуз. Комуз … Википедия
Альт: Альт (струнный инструмент) смычковый музыкальный инструмент. Альт партия в хоре или вокальном ансамбле.
Альт, альт том альтовый том том. Альт (голос) (также контральто) невысокий женский или детский (в большинстве случаев у мальчиков) … Википедия
Струнный музыкальный инструмент, находящийся в собствености к скрипичному семейству; имеет 4-ре струны, настроенные на квинту ниже обыкновенной скрипки. Изготовляемый чуть небольшого размера, чем того просят звуковые параметры, чтобы отвечать средней… … Энциклопедия Кольера
альт — (нем. alt, итал. alto, от лат. altus – большой) 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре (альт сначала исполнялся мужским фальцетом – отсюда наименование, буквально значащее «большой»); 2) невысокий женский… … Российский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
А; мн. альты, ов; м. [от лат. altus большой (т.е. выше тенора)]. 1. Невысокий детский или женский голос. // Артист (в большинстве случаев мальчик) или артистка с подобным голосом.
2. Партия в хоре, исполняемая не высокими детскими или женскими голосами. 3. Музыкальный… … Энциклопедический словарь
Альт — (от лат. altus большой) 1) невысокий дет. голос; 2) слишком высокий супруг. голос, применявшийся в церк. пении 14 16 вв. (позже заменен дет. А., потом женским котральто); 3) партия в хоре, исполняемая не высокими женск. голосами контральто или меццо… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Альт — (итальянское alto, от латинского altus большой), 1) партия в хоре, исполняемая невысоким женским (меццо сопрано, контральто) или детскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора (отсюда наименование). 2) Струнный смычковый музыкальный инструмент… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
— (итал. alto букв. большой), 1) партия в хоре, исполняемая не высокими детскими или женскими голосами. Звучит и нотируется выше тенора.2) Невысокий детский голос.3) Струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, больше скрипки … Большой Энциклопедический словарь
альт — АЛЬТ1, а, мн ы, ов, м Усредненный по размерам струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий 4-ре струны, производящий звук более невысокого тембра, чем скрипка. Партию альта исполнил выпускник музыкального училища Сергей Мушников. АЛЬТ2, а, мн ы, ов,… … Толковый словарь русских существительных
Музыкальный инструмент: Альт
С первого взгляда, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель запросто может перепутать со скрипкой . На самом деле, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница видна сразу, грудное и одновременно необычайно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто — мягкое и выразительное.
Когда думают о струнных инструментах, альт в большинстве случаев забывают, предпочтение отдавая его меньшим или большим собратьям, но роскошный тембр и интересная история вынуждают более внимательно приглядеться к нему. Альт – представляет собой инструмент философ, не привлекая большое внимание к себе, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.
Историю и много любопытных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Томный, велеречивый, благородный, бархатный, восприимчивый, мощный, а порой завуалированный — так можно описать многообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и светлое, как у скрипки , но намного теплее и мягче.
Красочная тембральная покраска это результат разного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать чувство предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения.
А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет собственный персональный характер: проникновенный и аскетичный.
Многие выдающиеся композиторы очень изобразительно применяли отличительное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского — церковное песнопение; в опере «дама пик» — пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» — мелодия песни «Вы жертвою пали».
Почему Скрипки Страдивари Такие Дорогие
- Такие великие композиторы, как И.С. Бах , В.А. Моцарт , Л.В. Бетховен , А. Дворжак , Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
- Андреа Амати был довольно известным скрипичным мастером собственного времени, и в 1565 году король Франции Карл IX заказал ему сделать 38 инструментов (скрипки, альты и виолончели) для музыкантов королевского двора. Большинство тех шедевров было уничтожено во время Революции Франции, но один альт сохранился, и его можно заметить в Музее Эшмола в Оксфорде. Он более массивный, с длиной корпуса 47 см.
- Еще 1 примечательный альт, на корпусе которого было нарисовано распятие, был выполнен сыновьями Амати. Инструмент принадлежал известному альтисту Л.А. Бьянки.
- Альты и смычки работы знаменитых специалистов очень редки, аналогичным образом альт, изготовленный А. Страдивари или А. Гварнери, обойдется намного дороже, чем скрипки таких же специалистов.
- Многие выдающиеся скрипачи, например: Никколо Паганини , Давид Ойстрах, Найджел Кеннеди, Максим Венгеров, Иегуди Менухин очень хорошо совмещали и сочетают игру на альте с игрой на скрипке.
- В 60-х годах американская рок-группа «The Velvet Underground», английская рок-группа The Who, а сейчас Ван Моррисон, рок-группы «Goo Goo Dolls», и «Vampire Weekend» отдают видное место альту в аранжировках собственных песен и альбомов.
- Интересны названия инструмента на различных языках: французский — alto; итальянский и британский — viola; финский – alttoviulu; немецкий – bratsche.
- Оптимальным альтистом сегодняшнего времени признали Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот одаренный артист практически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.
- Юрий Башмет до этого времени играет на альте, который купил за 1500 рублей в первой половине 70-ых годов двадцатого века. Юноша заработал деньги на дискотеках, выполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он сделан итальянским мастером Паоло Тасторе во второй половине 50-ых годов XVIII века.
- Очень многочисленный комплекс альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011г.
- Альтисты — очень популярные персонажи оркестровых смешных рассказов и шуток.
Распространенные произведения для альта:
В.А. Моцарт: Симфония-кончертанте для скрипки, альта и оркестра (слушать)
А. Вьетан — Соната для альта и фортепиано (слушать)
А. Шнитке — Концерт для альта с оркестром (слушать)
Внешне альт очень похож скрипку , отличие только в том, что он по размерам чуть больше скрипки.
Альт состоит из следующих же деталей, что и скрипка: две деки — нижняя и верхняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, запашка и прочие – всего в общей трудности 70 элементов. В верхней деке аналогичные звуковые отверстия как у скрипки, их как правило называют «эфы».
Для производства альта применяются только прекрасные образцы хорошо выдержанного дерева, которые лакируются, изготовленным мастерами по собственным неподражаемым рецептам.
Длина корпуса альта может меняться от 350 до 430 мм. Длина смычка — 74 см и он несколько сложнее скрипичного.
Альт имеет 4-ре струны, которые настраиваются на квинту меньше, чем струны скрипки.
Размеры альта не соответствуют его строю, для этого идеальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а в действительности только 430 мм и то очень большого. Проще говоря альт чрезмерно мал в отношении к его настройке — это и считается основой его величественного тембра и характерного звука.
У альта нет подобного понятия, как «полный», размер его может изменяться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Необходимо заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный.
Впрочем артист подбирает тот инструмент, на котором ему комфортно играть, все будет зависеть от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.
Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производственники продолжают ставить опыты с самыми разными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые.
К примеру электрический альт не имеет звукового корпуса, так как нет надобности, ведь звук возникает при помощи усилителей и микрофонов.
Альт как правило применяется в симфоническом оркестре и, в основном, в его составе есть от 6 до 10 инструментов. Раньше альт очень незаслуженно величали «Золушкой» оркестра, ведь не обращая внимания на то, что данный инструмент имеет роскошный тембр и красивый звук, он не получил широкого признания.
Тембр альта очень хорошо комбинируется со звуком прочих инструментов, например как скрипка, виолончель , арфа, гобой , валторна – они все входят в состав камерного оркестра. Также cтоит заметить, что альт занимает почетное место в струнном квартете, наряду с 2-мя скрипками и виолончелью.
Не обращая внимания на то, что альт как правило применяется в ансамблевой и оркестровой музыке, он становится очень популярным и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.
Также стоит отметить имена подобных великих исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и прочие.
Нотная библиотека для альта, если сравнивать с другими инструментами, не слишком большая, но в наши дни из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот маленькой список сольных произведений, которые были написаны конкретно для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А.
Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.
А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа просят от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте тяжело даже физически.
Из-за внушительных размеров альта техника игры, если сравнивать со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе находятся дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.
Ключевым приемом звукоизвлечения на альте считается «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, применение сурдины и прочие приемы, которыми пользуются скрипачи, подчинены и альтистам, но просят от музыканта конкретного мастерства. Необходимо обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть собственный ключ – альтовый, все таки они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе.
Это вызывает определенные проблемы и неудобства при игре с листа.
Обучение на альте в детском возрасте нереально, так как инструмент имеет внушительные размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.
История альта и говоря иначе скрипичной семьи плотно связаны. В прошлом традиционной музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих качествах, играл довольно определяющую роль.
Из старых рукописей эпохи средних веков мы выясним, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и потом в восьмом веке в страны Европы.
Скрипичная семья альта возникла и начала формироваться примерно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов различных специалистов по достижению замечательной модели.
Некоторые говорят, что альт предшествовал скрипке. Значительный аргумент, поддерживающих эту теорию, содержится в наименовании инструмента.
Сначала violа, потом viol+ino — маленький альт, альт сопрано, viol+onе — большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт. Это логично, Так или по другому, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были мастера из Италии из Кремоны — Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до идеала, собственно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери.
Инструменты таких специалистов сбереглись до сегодняшних дней и продолжают очаровывать слушателей собственным звуком. Конструкция альта значительно не поменялась во времена возникновения, благодаря этому обычный нам внешний вид инструмента аналогичный как несколько веков назад.
Мастера из Италии изготавливали большие альты, которые звучали бесподобно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньшего размера — на них удобнее было играть.
Мастера, выполняя заказы исполнителей, начали делать альты, которые были по размерам немножко побольше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.
Альт — дивный инструмент. За годы собственного существования он все же смог преобразиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» — скрипкой.
Знаменитые альтисты, сломав все стереотипы, подтвердили всему миру насколько великолепен и популярен данный инструмент, а начало этому уложил композитор К. Глюк , поручив собственно альту главную мелодию в опере «Альцеста».
alto , нем. Bratsche ) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент того же устройства, что и скрипка , но несколько внушительных размеров, отчего звучит в намного низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d 1 ,a 1 (до, соль небольшой октавы , ре, ля первой октавы).
Наиболее употребительный диапазон — от c (до небольшой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно потребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах .
История проявления и развития инструмента
Альт является самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его возникновения относят к рубежу XV?XVI веков.
Альт был первым инструментом, который был собственно той формы, которую мы привыкли видеть. Сконструировал его Антонио Страдивари .
Родоначальником альта считается виола да браччо (итал. viola da braccio ), или виола для руки. Эта виола, как и сегодняшние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличии от виола да гамба (итал. viola da gamba ), которые удерживались на колене или между колен.
С каким то периодом итальянское наименование инструмента уменьшилось до просто viola , под которым он вошёл, к примеру, в английский, или до Bratsche (искажённое braccio ), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках. Конструкция современного альта практически не выделяется от скрипичной, кроме размеров. У альта нет деления по размеру, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами.
Есть альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.
Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размеру и по звучанию, благодаря этому он быстро был включен в состав оркестра в качестве среднего голоса и идеально влился в него. Аналогичным образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами .
Техника игры на альте
Приёмы игры на альте немного выделяются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, впрочем сама техника игры немного более ограниченная из-за бо?льших размеров, и как последствие, надобности большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ? менее яркий, чем скрипичный, но насыщенный, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем.
Такой тембр альта — последствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика ») не соответствуют его строю: при самой лучшей длине 46?47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров . На альтах бо?льшего размера, приближающихся к традиционным, играют как правило сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.
Классически альтистами не стали с детских времен, переходя на данный инструмент в намного зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). Как правило на альт переходят скрипачи большой комплекции с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые знаменитые музыканты удачно совмещали исполнение на скрипке и на альте, к примеру, Никколо Паганини и Давид Ойстрах .
Почему скрипка самый сложный инструмент?
Чем отличается скрипка от альта
Альт и скрипку очень легко перепутать, а некоторые музыканты полагают, что скрипка — сложный инструмент, после которого легко перейти на альт. Однако это абсолютно не так. Скрипка и альт — два самостоятельных инструмента, и освоение двоих требует труда и практики.
У скрипки и альта есть значительные различия, которые оказывают влияние на звук и технику игры.
Сможете различить дешевую и дорогую скрипку? (пацанский перевод)
Строение скрипки и альта
Два этих инструмента — струнные, но альт звучит в намного низком регистре. У двоих инструментов одинаковое строение: есть гриф и корпус, 4-ре струны. Впрочем альт больше скрипки по размерам.
Его корпус может быть по длине до 445 мм, также гриф альта длиннее, чем у скрипки. Это довольно большой и тяжелый инструмент, благодаря этому скрипачам будет достаточно трудно перейти на альт.
Более того, из-за размеров альта, на нем учатся играть во взрослом возрасте в отличии от скрипки, на которой играют с детских времен.
Звучание
Скрипка — тонкий инструмент, чье звучание зависит от многого, к примеру, от лака и материала. Диапазон звучания: от G небольшой октавы до A четвертой октавы.
Альт звучит меньше, чем скрипка. Его диапазон: от C небольшой октавы до E третьей октавы.
Интересно также то, что ноты для альта пишутся в альтовом ключе.
Смычки
Из-за конструкции, размеров и звучания для скрипки и альта необходимы различные смычки. У смычка скрипки у колодочки (конец смычка, за который держит артист) острые и прямые углы.
У смычка альта углы закругленые, также этот смычок тяжелее.
Советы по выбору
При подборе между альтом или скрипкой берите во внимание следующие советы:
- Вашу комплекцию и размер рук. Если у вас большие руки и крепкое телосложение, смело пробуйте альт. Скрипка подойдёт людям с хрупким телосложением.
- Музыканты также рекомендуют при подборе инструмента не забывать про специфики характера человека. Считается, что скрипка подходит открытым и эмоциональным натурам, а альт – для сдержанных и спокойных людей.
- Попробуйте сыграть на двоих инструментах или хотя бы прислушайтесь к их звучанию. Все же выбор инструмента в большей степени зависит от собственных желаний, так что подбирайте инструмент себе по вкусу.
Помните: основное, чтобы инструмент радовал вас. Тогда у вас будет прогресс в игре и удовольствие от занятий скрипкой или альтом.