Разница между социологией и социальной философией

 

Социальная философия и социология

Из всех социальных наук к социальной философии ближе всего стоят философия истории и (теоретическая) социология.
Философия истории собой представляет философскую интерпретацию историчного процесса, изыскание тех общих схем и тех идей, которые лежат в основе историчного мышления, независимо от его предмета и периода.

Можно сказать, что философия истории считается частью социальной философии.
Теоретическая социология и социальная философия, не обращая внимания на знаменитое их сходство в интерпретации многих общих проблем, являются но все таки всевозможными научными дисциплинами.

Они друг от друга отличаются не только собственными предметами, но и применяемыми методами. О различии данных наук выразительно говорит уже тот момент, что социальная философия появилась еще в античности и ее история исчисляет более 2-ух тысяч лет.

Социология же начала развиваться только в девятнадцатом веке, так что ее история охватывает только два последних столетия.
Социология и социальная философия отличаются, во-первых, степенью собственной общности и поэтому характером" собственной связи с эмпирической действительностью.

Социология, даже чисто теоретическая, ближе к опыту и должна предлагать способы эмпирической проверки собственных теорий. Социальная философия более абстрактна, ее концепции отправляются не столько от определенных эмпирических данных, сколько от совокупного, нерасчлененного опыта наблюдений над социальной жизнью.

Большая абстрактность и, можно сказать, большая спекулятивность социальной философии предоставляют ей довольно широкий кругозор. Одновременно с тем эта широта кругозора таит в себе многие опасности, и как раз ею поясняется, почему социальная философия очень часто вырождается в социальную утопию, как это было у Платона и К. Маркса, или в антиутопию, как у Ж. Ж. Руссо.

Второе, социология занимается по преимуществу современным обществом, тогда как социальная философия принимает к сведению довольно широкий исторический контекст, а если необходимо, то и всю известную историю.
Третье, социология сдержано относится к сколько-нибудь отдаленным прогнозам социального развития.

Широта кругозора социальной философии позволяет ей, удлиняя в грядущее ключевые линии современного развития, наметить ту точку их схода, которая, даже не будучи довольно ясно видима сама, создаёт более широкую, чем у социологии, перспективу изображения современности, и в значительной степени урегулировать общественное пространство. Погружая социальные события в широкий контекст не только прежней, но и сегодняшней и будущей культуры, социальная философия чистит эти события от исторических случайностей, разделяет важное от второстепенного и, подчеркивая ключевые линии социального развития, придаёт реальной эволюции общества недостающие ей ясность и схематичность.

Конструкции социальной философии – это всегда идеализации, или образцы, но образцы, сравнение с которыми настоящих событий и их цепей позволяет яснее понять их суть.
Четвертое, социология стремится ставить закономерности, касающиеся повторяющихся социальных явлений, тогда как социальная философия не претендует на установление каких-нибудь социальных законов.

Современная социальная философия вообще исходит, в основном, из идеи, что социальная история собой представляет смену единичных и уникальных явлений, что в ней нет прямого повторения одного и того же и благодаря этому в ней нет общих законов.
В-пятых, социология и социальная философия отличаются типами объективности, выдвигаемыми ими в качестве собственных методологических идеалов.

Социология более свободна, например, от оценочных суждений о социальном поведении, и в этом смысле менее субъективна, чем социальная философия.
Изыскание общества по образцу природы нереально уже благодаря тому, что представители и социологии, и социальной философии сами считаются членами того общества, которое они изучают, и не могут подняться над устоями и стилем мышления собственного общества, над собственным “настоящим”.

Рассмотрение социальной реальности выполнимо только в том виде, в каком она предстает, пройдя сквозь фильтр оценочных, остающихся по преимуществу неявными, суждений. Но все таки в социологии, стоящей ближе к эмпирическим данным и не претендующей на слишком широкие обобщения, оценочные мнения легче разделить, чем в социальной философии, от чисто описательных суждений.

Социология слагается из большинства конфликтующих между собой направленностей, между которыми идут частые споры. Одновременно с тем совпадение мнений в социологии встречается чаще, чем в социальной философии.
Дата добавки: 2017-06-02 ; просмотров: 1445 ; Заказать НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Разница между социологией и социальной философией

Социология и социальная философия относятся к наукам, предметом изучения которых считается общество как одно целое, его структура и развитие. В круг их изыскательных целей входит анализ функционирования социальных систем, формирования социальных институтов и социальных ценностей.

Близость данных научных дисциплин абсолютно понятна и объяснима. В ней вырисовывается сходство трактовки многих общих проблем, касающихся течений развития сегодняшнего общества, причин, определяющих динамику и характер социальной жизни, а еще относящиеся к разъяснению и пониманию деятельности человека.

Но все таки, социология и социальная философия выделяются конкретизацией предмета изучения и выбором методов организации научно-исследовательской работы.

Обозначение

Социология – наука, исследующая закономерности развития общества в общем и его некоторых социальных структур, описывающая и оценивающая их функционирование как беспрерывный процесс эволюционного развития.
Социальная философия – наука, содержанием которой считается философское изыскание общества в его историческом развитии.

Сравнение

Социальная философия оформилась как одно из направленностей общей философии, благодаря этому ей исторически свойственно развитие концепций, основанных на обобщенном опыте наблюдений и отвлеченном, абстрагированном анализе социальной жизни.
Социология – молодая наука; ее связь с эмпирической действительностью выражается явственнее, чем в социальной философии, и требует другого способа доказательства теоретических обобщений, складного не на абстрагировании от изучаемых явлений социальной жизни, а на практическом исследовательском опыте.

Разница между социологией и социальной философией

Внимание социологии сконцентрировано преимущественно на сегодняшнем обществе и протекающих в нем процессах, тогда как социальная философия исследует социальные явления в широком историческом контексте.

Социология не ставит задачей моделирование дальних перспектив социального развития. Социальная философия рассматривает социальную жизнь общества намного шире, чем социология, выявляя ее смысл, назначение и цели в истории человечества.

Это позволяет вычеркивать случайности из сегодняшних социальных явлений и определять ключевые направления социального развития в удаленном будущем.
Социология преследует цель установить закономерности в повторяющихся социальных процессах.

Социальная философия рассматривает каждое общественное явление как уникальное, описывает и оценивает его в системе сравнительных категорий, но и не стремится к утверждению каких бы то ни было социальных законов.

Тема 12. Соотношение социологии и социальной философии.

Философский и социологический подходы
К пониманию общества

В отношении многих научных дисциплин — истории, права, политики, философии — можно сказать, что они имеют собственную философию (философию истории, философию права, философию политики).

Социологические науки не имеют такого рода философии. Ее теоретический уровень очень близок к социально-философскому.

Социология — одна из основных дисциплин социально-гуманитарного знания, основанная философом-позитивистом О. Контом (1799—1857) в качестве позитивной, базирующейся на фактах науке. Создавая социологию, Конт стремился к тому, чтобы новая наука могла разрешать конфликты и предупреждать такие социальные потрясения, как Великая французская революция.

Предметной областью социологии стало общество в общем и его структуры, протекающие в нем процессы. При этом под обществом понималось не все человеческое общество, как сначала предполагал Конт, а отдельные общества, представленные в форме национальных государств.

Сегодня, в условиях глобализации и взаимного действия некоторых обществ, социолог обращается также к проблемам человечества (анализ глобальных процессов) и вопросам взаимном действии некоторых обществ (социология международных отношений), но ключевой сферой его исследования являются отдельные общества.
В структуре наук об обществе философия возводит наиболее генерализи­рованные, обобщенные теории, которые играют методологическую роль и взаимодействуете макросоциологическими теориями.

Эти взаимного действия выполняются как на общефилософском уровне, где решаются теоретико-познавательные проблемы, так и на уровне социальной философии — специальной философской дисциплины, изучающей общество на уровне самых отвлеченных теорий — социальных трансформаций, например, как циклическое развитие, прогресс, модернизация, глобализация, социальная развитие И революция, а еще анализа социального — социальной структуры, теории классов, мировоззрения и др. Макросоциологические теории плотно связаны с социально-философскими.

Они нередко имеют фило­софские предпосылки и помогают развитию философских идей. Так доктрина формирования западного капитализма на основе протестантской этики М. Вебера послужила основой философской теории развития капи­тализма вообще, а еще теорий рациональности.

В социологии изучаются не только теории, имеющие максимальный для этой дисциплины уровень обобщения, но и говоря иначе теории среднего уровня, к примеру теории элит, институционализации и др., которые ограничивают сферу собственной деятельности отмеченной частью предметной области социологии. Они тоже берутся во внимание философами при построении теорий предельного уровня общности, но, в основном, при посредничестве общесоциологических теорий.

На эмпирическом уровне, в микросоциологических исследованиях, важность взаимного действия с философией убывает. Философия обеспечивает социологию концептуальными познавательными схемами.

Она выделяет данные типы научности, как традиционная, неклассическая и постнеклассическая, вводит понятие парадигмы, определяет наиболее генерализованные парадигмы или исследовательские программы, такие, как натурализм и антинатурализм, в рамках которых социология развивает разнообразие парадигм; структурно-практичные, символичный интеракционизм, «знающая» социология, феноменология. Особенно плодотворно взаимное действие философии, социальной философии и социологии в области феноменологической парадигмы исследования.

Разработанная философом Э. Гуссерлем, феноменология обрела успешное развитие в трудах А. Шюца. П. Бергера, Т. Лукмана и др.

Ее использование в социологии подтолкнуло последующую работу философии в области феноменологии.

Аналогичным образом, не обращая внимания на наличие наиболее обобщенных философских концепций и их влияния на социологию, есть встречное влияние социологических теорий на философию.
Влияние философии на социологию проявляется в надобности сов­местного обсуждения счастлива наиболее общих понятий, например, как «общество», «человечества», «личность», «социализация».

Меняется их содержание и их дисциплинарное место. О. Конт начинал говорить о человечестве, но оно представало ни как объект, ни как предмет социологии.

Сегодня угрозы и опасности, глобализация выполнили это понятие более осязаемым.

Общество, всегда понимавшееся как существующее и национально-государственных границах (индивидуальное общество), сегодня трактуется и как международное общество, и как человечество, не теряя пока собственного первого, базового содержания. Меняются также парадигмы социологии.

В особенности, изменение объекта и предмета социологии связано с возникновением мир-системной парадигмы И. Валлерстайна и с новой парадигмой глобализации.
В условиях быстрых социальных трансформаций многие темы социологии становятся философскими, и наоборот.

Сегодня общим предметом споры стало сознание социального как сферы социологи­ческого и социально-философского исследования. Такие классически социологические термины как социальная структура, социализация, и остальные, нуждаются в совместном осмыслении.

Социальная структура — стойкие формы связи между эле­ментами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основа социального порядка. Нет единого представления о содержании данного термина.

Но он имеет и общефилософскую, социально-философскую важность, представляет интерес для политологов, экономистов и культурологов.
Самое большое развитие понятие социальной структуры получило в структурном функционализме, структурализме и постструктурализме.

Когда структура общества в социальных исследованиях выдвигается на первое место, очень часто теряется интерес к социальному действию, так как структуры определяют момент стойкости и стабильности, противостоящий социальному действию, вносящему изменения. В качестве ответа на противоречие структуры и действия Э. Гидденсом предложена доктрина структурации.

В согласии с ней социальные структуры создают человеческие практики, но эти практики, со своей стороны, возводят и воспроизводят социальные структуры. Самое большее отличие в понимании социальной структуры находится между теми, кто рассматривает социальные структуры как сложившиеся в конкретный образец социальные практики, нормы, роли, статусы (структурные функционалисты), и теми, кто воспринимает социальную структуру в качестве осно­вополагающих принципов, к примеру, применяя в качестве таких от­ношение к средствам производства, которые и создают практики (к примеру, марксисты-структуралисты).

Таким образом дело обстоит с трудностью социализации, под которой знают процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, устоев, сокровища и разнообразия культуры, а еще обучение выполнению социальных ролей. Имеются различные стадии социализации.

 

Выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная определяет развитие ребенка с самых первых его ступенек до формирования взрослой личности.

На первой фазе доминирует социализация под влиянием воспитания, образования и формирования личности.

Вторичная социализация определяет развитие взрослой личности под воздействием социальных институтов, сопровождает всю человеческая жизнь, включает постоянное формирование новых знаний, способностей, отношений. На развитие личности влияют биологические факторы, также и наследственность, окружающая природная среда.

Они влияют на характер социализации.
Социализация изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами.

В отечественной психологии (Л.С. Выготским, А.Н.

А.Дугин «Социология и философия постмодерна» лк 3

Леонтьевым и др.) разработана доктрина социальной деятельности как основа социализации.

3. Фрейду принадлежит анализ социализации биологической природы человека и его первичных влечений. Фрейд считает, что агентами со­циализации ребенка выступают родители и семья и завершается данный процесс к 5—6 годам.

По мнению Э. Эриксона, который даёт наиболее широкую интерпретацию, социализация выполняется в течение всей жизни, благодаря решению некоторых проблем, которые появляются на различных стадиях. Жизнь под­делится им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а ос­тальные — к взрослому возрасту.

На каждом шаге преодолеваются антиномии, какая-то одна сторона которых направлена на углубление социализации, а остальная — на замыкание в себе.
Дата добавки: 2018-06-27 ; просмотров: 682 ;

Социология и социальная философия

Соотношение социологии и социальной фи­лософии определяется прежде всего тем, что социология не считается философской нау­кой и изучает благодаря этому законы малой степени общности, чем социальная философия. И соци­ология, и социальная философия рассматривают общество в общем, в его системности, в качестве такого интеграль­ного образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.

Это их общая черта, определяю­щая особенно тесную связь данных наук. Но плюс ко всему социальная философия рассматривает общество в на­иболее широком ракурсе, как нестандартную часть всего мироздания, а благодаря этому и описывает его при помощи пре­дельно общих понятий, категорий, законов.

Социальная философия проводит анализ развитие общества под угол зре­ния нестандартного проявления в данном процессе общефи­лософских законов, т.е. законов, действующих и в приро­де, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Наиболее наглядными примерами законов социальной философии служат законы соотношения обще­ственного бытия и общественного сознания, а еще зако­ны, характеризующие источник самодвижения обще­ственной жизни.

Социальные роли — Михаил Соколов

Все это отражает специфику социальной формы движения реальной реальности по сравне­нию с природой.
Но этим далеко не ограничивается знание об обществе, ему характерны и собственные, нестандартные со­циальные связи и взаимного действия, линии, стороны, собственный­ства, отражаемые законами, категориями, тезисами, не сводимыми лишь к нестандартному возникновению общефи­лософских законов, категорий, понятий в общественной жизни.

Это и изучает социология в отличии от социальной философии. Ясно, что и объект и предмет социологии обладают большей конкретностью, менее абстрактны если сравнивать с объектом и предметом социальной филосо­фии, характеризующей социальное развитие в абстрак­циях самого высокого уровня.

Если сериальная философия в собственном развитии конкретно опирается на достижения специализированных наук об обществе, то социологические иссле­дования, применяя результаты иных общественных на­ук, конкретно базируются на сборе и анализе эмпи­рически проверяемых социальных фактов, на обобщении надлежащих эмпирических данных, добытых в рам­ках данной науки.
Потому как знание законов и категорий более общего порядка всегда считается необходимым предварительным требованием квалифицированного подхода к изучению законов и ка­тегорий менее общего порядка, постольку социальная фи­лософия выступает как общетеоретическая и методологи­ческая основа социологии.

Очевидно, напри­мер, что ни социальная структура общества, ни ее отдель­ные детали не могут глубоко и удачно изучаться вне понимания сути общества в общем, взаимного действия его разных сфер и т.д., как не могут быть поняты части це­лого вне этого целого. С другой стороны, социология, да­вая определенный анализ общественной жизни во всем ее сложном разнообразии, способствует обогащению поня­тийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации ее положений и выводов на основе увеличения и углубления их связи с ре­альной жизнью, практикой.

Все сказанное о разграничении социологии и социаль­ной философии не должно приводить ни к их полному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны связь и даже взаимопроникновение социальной фи­лософии и общетеоретической социологии, потому что многие по­ложения и выводы первой оказываются идеально вклю­ченными во вторую.

К тому же, отождествление соци­ологии с социальной философией ставит под вопрос само существование социологической науки. Как показывает исторический опыт, это способно стать серьезным препят­ствием на пути развития двух наук, потому что ведет к неправо­мерной подмене проблематики одной науки другой, а таким образом к резкому ослаблению внимания к разработке соб­ственной стилистики каждой из них.

Социология и история
Между социологией и историей немало об­щего.

И та и иная науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Две эти науки акцентированное внимание уделяют деятельной, субъектной стороне историчного процес­са.

Любая из этих наук так или по другому базирует собственное зна­ние на исследовании определенных фактов общественной жизни.
Но между этими науками и немало значительных раз­личий, идущих по линии прежде всего своеобразия их ха­рактера, природы.

Их соотношение — это соотношение те­ории и истории, теории общественного развития и его ис­тории. Знаменитый российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы не­окантианства В.Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщаю­щей наукой) в отличии от истории как «индивидуализиру­ющей науки».

История по самой собственной природе и сущности не может отвлечься от конкретно-хронологическо­го хода событий истории, от четкого и разносторон­него отображения определенных явлений, событий, процес­сов общественной жизни во всей их индивидуальности, оригинальности, своеобразия. В отличии от этого основное в социологии как «теоретической» науки — это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение по­вторяющегося, типического, сущностного, закономерного в этом ряду социальных явлений, событий, процессов.

Разумеется, было бы неправильно сводить историю исключительно к го­лой фактологии, фактографии, потому как и она не обойдется без нужного анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но невозможно не видеть качествен­ного отличия историчного обобщения от социологиче­ского как по характеру, так и по уровню.

Дальше. Можно показать и на много прочих важных отли­чий социологии от истории.

Если история изучает все сфе­ры, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «общественное» в обществе. И в данном плане яркий объект соци­ологии уже объекта истории.

Отметим еще, что историче­ская наука изучает лишь то, что свершилось и вошло в историю, тогда как социология переносит центр тя­жести собственных изысканий на актуальность, в себя включает как важный компонент общественное планирование и моделирование.
Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды конкретно опираются на обобщение историче­ских фактов, историчного опыта.

Различие как концепт современной философии — Диана Гаспарян

Благодаря этому развитие ис­торических исследований — главное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней лишней абстрактности и отрыва от реальной реальности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее одолевать описательно – фактологический под­ход к отражению историчного процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений.

Одновременно с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления связи социологии и истории послужит появление социологии истории, призванной дать социологический анализ историчного процесса.

Социология и политология
Достаточно немаловажно также определить правильное соотношение социологии и политологии.

Узкая связь между ними определив­ется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются очень важными субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность собой представляет одну из главных форм деятельности личности и ее об-щностей, конкретно влияющую на социальные из­менения в обществе; третье, политика как очень широ­кое, не простое и многогранное явление вырисовывается во всех сферах общественной жизни (финансовая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и в большинстве случаев определяет развитие общества в общем. Особенно узкая связь и взаимовлияние социологии и политологии находят собственное выражение в возникновении такой специализированной социологической теории, как социология политики.

Но все таки социология и политология — это различные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а остальная — политическую реальность, политическую жизнь общества. Абсолютно нормально, что любая из этих наук, следуя собственному предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений.

Так, гражданское общество — самый важный объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, статуса в обществе личности, классов и прочих соци­альных групп, наций и народностей, их взаимного действия и т.д.

Макс Вебер — Социология [The School of Life]

В отличии от этого политологию интересуют прежде всего обязанности и права гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.
Потому как закономерности политике обще­ства могут быть правильно поняты только с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а еще социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы в отношении к полито­логии.

К тому же, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, нужного для относительно более широ­ких Социологических обобщений.

Разница между социологией и социальной философией

Опора древесной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначается­ные для поддерживания проводов на требуемой высоте над землёй, водой.

Разница между социологией и социальной философией

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне предоставляют контрфорсными строениями разных конструкций.

Разница между социологией и социальной философией

Общие условия выбора дренажные системы: Дренажная система подбирается в зависимости от характера защищаемого.

Разница между социологией и социальной философией

Организация слива поверхностных вод: Самое большее кол-во влаги на земном шаре выветривается с поверхности морей и океанов (88‰).

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *