Разница между статусом и ролью
Человеческий социум устроен так, что между всеми его участниками распределены статусы и роли. Это организует деятельность людей и вносит упорядоченность в жизнь общества.
Но чем отличается статус от роли, и что вообще подразумевается под данными понятиями? На эти вопросы мы попытаемся ответить.
Определение
Социальный статус – объективная позиция человека (группы, организации) в обществе. С одной стороны, статус указывает на то, кем является участник социума сам по себе (школьник, писатель, иностранец).
С другой – обозначает, на какой ступени находится человек в иерархической структуре общества.
Социальная роль – выражение социальной позиции в действии.
Роль возлагается на конкретного человека другими, окружающими его, людьми. Она закрепляется нормами и обычаями, существующими в обществе.
Сравнение
Два социальных термина взаимосвязаны, но суть у каждого из них своя. Отличие статуса от роли заключается в том, что под первым понятием подразумевается определенное состояние или некий уровень, а под вторым – действия, поведение.
Иными словами, роль можно считать динамичной стороной статуса.
Следует отметить, что человек с точки зрения того, кем он является, обычно обладает сразу несколькими статусами. Например, один и тот же мужчина может быть водителем, мужем, отцом, заядлым рыболовом.
Образуется целый набор социальных позиций.
В то же время статус как ранг в иерархии общества рассматривается несколько в другом свете. Его характеристикой будет авторитет человека, его престиж в обществе.
Для поддержания своего статуса человек должен выполнять соответствующую подобному положению социальную роль, которая зачастую многогранна. Так, женщина в статусе матери является для своих детей и кормилицей, и наставницей, и в некотором смысле врачом.
Люди в процессе общения непрерывно оценивают друг друга на предмет соответствия роли статусу. Если чьи-либо действия совпадают с ожиданиями общества, то статус такого человека сохраняется.
В случае невыполнения человеком своей роли его статус может быть утрачен.
Например, статус главы семьи, обычно приписываемый мужчине, предусматривает выполнение очень ответственной роли.
Она предполагает необходимость принимать, когда требуется, своевременные решения и обеспечивать подобающий уровень жизни своих родных. Если мужчина не в состоянии с этим справляться, главой семьи может быть признана его жена.
Понять, в чем разница между статусом и ролью, помогает и такой пример: президент страны – это социальный статус, выраженный в высшей должности, занимаемой человеком; а выполняемая при этом роль – руководить государством и представлять его интересы в международных отношениях.
Социальный статус и социальная роль
Социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль»
Социальный статус — это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов. Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.
В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный, статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с ним индивида.
Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д.
Главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный.
Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.).
Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов; предписанный (приписываемый, приписанный, аскриптивный) — обусловленный полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д., и достигнутый <приобретенный),который определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.
При характеристике любого социального статуса выделяют еле- дующие компоненты!
• статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать;
• статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;
• статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика);
• статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;
• статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.
Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций.
По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью.
Социальная роль — это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.
Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.
Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса.
Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной
социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса.
Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.
Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т.д.
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».
В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно- политические роли.
Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.).
При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:
• описание типа поведения, соответствующего данной роли;
• предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;
• оценка выполнения данной роли;
меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.
По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
— биопсихологическое возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
— личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
— характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
— структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей.
Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:
• внутриролевые конфликты — это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с Детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
• межролевые конфликты — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);
личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу.
Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» — перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.
Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т.
Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусноролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное — конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.
Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
Одна из них — образ человека как совокупность социальных ролей.
Ролевая концепция личности возникла в американской психологии в 30-х годах XX в (Дж.Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе.
Т.Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.
Примером тому может служить часто описываемый конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции.
Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т.д.
Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.
Концепция личности 3.Фрейда рассматривает человека как систему нужд, а общество — как систему запретов, табу.
Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я.
Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением.
Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс).
Поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизирующе.
Социальный статус: понятие, виды, примеры
Но каждый человек стремится избегать наказаний и получить поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных.
Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т.е. желаемых действий.
Теория самоактуализации К.Роджерса гласит, что всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать.
Он обладает способностью решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность, однако, может развиваться только в контексте социальных отношений.
Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я» , будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я».
Человек, кроме того, склонен видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное»- Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека чаще всего сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам.
Теория интенциональности Ш.Бюлерутверждает, что в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта интенцио- нальность проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать.
По мнению Бюлер, зачастую один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились. Бюлер рассматривает в связи с формированием и достижением целей 5 главных фаз жизненного цикла.
Фаза I продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей.
Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление.
В этот период происходит в основном развитие физических и умственных
Фаза II , длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности.
Человек осознает свои потребности, способности и интересы.
Социальные статусы и роли.
Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.
Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни.
Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.
Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям.
Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза V начинается в преклонном возрасте в 65-70 лет.
В этот \ период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия или просто приятно проводят время, спокойно проживая последние годы жизни.
Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили.
Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование.
Лекция 7. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков.
Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным.
Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами.
В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает всложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.
Социальные контакты бывают: пространственными (опосредованными или визуальными); заинтересованности; обмена.
Н.Н.Обозов выявил два типа пространственных контактов:
1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей Я.Щепаньский называет такой контакт «опосредованным» и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу;
2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин «публичный эффект», суть которого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутствия других людей.
Пространственный контакт — первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.
Сущность контактов заинтересованности состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов.
В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных организаций, институтов, групп, к которым она принадлежит.
Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.).
Я. Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других людей. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен.
Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определить структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений.
Кроме того, именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.
Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей.
Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни.
Понятие «социальное действие» было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него».
Другими словами, социальное действие — это преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия.
Следовательно, социальное действие предполагает два основных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других.
Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы или когда он ориентируется на какое-либо природное явление.
Любое социальное действие включает в себя следующие основные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) результат.
Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и средства социального действия.
Под условиями действия понимаются те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами — элементы, которые оно контролирует.
Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида.
Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы.
Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов.
Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.
Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализованный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.
Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа:
1 .Целерациональное — характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу).
2. Ценностно-рациональное — подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов).
3. .Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры).
4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения (рукопожатие при встрече).
Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно сказываются индивидуальные особенности, культурноинтеллектуальные возможности человека.
На массовом уровне большое значение имеют формы организации социальной жизни, характер экономических отношений, особенности политической системы и социокультурной среды. Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь.
Социальные взаимодействия и социальные отношения
Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной Жизни.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А.
Сорокин разграничивал их следующим образом:
• по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;
•по продолжительности — на кратковременные и долговременные;
• по характеру — на односторонние и многосторонние;
•по организованности — на организованные и неорганизованные;
•по сознательности — на сознательные и стихийные;
•по «материи» обмена- на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.
Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).
Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей.
Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материальнохозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).
Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.
Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция- это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар).
Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное — добиться лучших результатов на данном поприще.
Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.
Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий.
На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения — это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.
Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.
По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).
Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости.
Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из- за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).
Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других.
Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.
Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой.
Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.
Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейнородственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.
Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым — политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др.
При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.
Социальные связи — это культурные обязательства индивидов или группы индивидов по отношению друг к другу. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом.
В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:
• субъекты социальной связи может быть любое количество людей);
• предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);
• механизм регуляции социальной связи («правила игры»).
Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с другом.
Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере ее регуляции (например, если хозяйственные связи между соседями регулируются на основе моральных норм, то между смежными предприятиями — уже на правовой основе).
На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета.
Так, у военнослужащих регулирование связи жестко регламентировано, а у научных работников — допускает значительную степень свободы.
Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей.
Первые устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне, вторые — предполагают посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития общества, его усложнения все большую роль играют опосредованные связи.
Социальная связь может выступить в виде как социального контакта, социального взаимодействия, социальных отношений.
Лекция 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
Социальная роль и социальный статус ЕГЭ — обществознание. Подготовка без репетитора
Понятие социальной общности
Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:
— во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;
— во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;
— в-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).
Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие — принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок); третьи — социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые — социокультурными и т.д.
Соответственно выделяются социальноэтнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массовые и общности групповые (социальные группы).
Массовая общность — совокупность людей, выделенных на основе поведенческих признаков. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями» (толпа, публика, аудитория слушателей или зрителей, социальные круги и др.).
Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, меж- групповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.
Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г. Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г. Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.).
Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г. Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием».
Всякая толпа, по Гарду, иррациональна и легко поддается внушению.
Она повторяет одни и те же движения, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно.
Бороться с толпой таким образом — это все равно, что бороться с циклопом.
Она криком, воем, топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. Причем, чем многочисленнее ее рациональный уровень.
Короче говоря, толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность.
Социолог Герберт Блумер различает 4 основные типа поведения толпы:
Случайная толпа — собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и тоже явление (разглядывание витрины магазина).
Конвенциональная толпа представляет собой группы людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила (болельщики на футбольном поле или зрители в концертном зале).
Экспрессивная толпа — совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения (религиозное собрание или рокфестиваль).
Активная толпа — возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.
Несмотря на то, что формы толпы имеют множество различий, им свойствен ряд общих характеристик: внушаемость, деиндивидуализация, неуязвимость.
Существует несколько интересных теорий объяснения поведения толпы.
Теория заражения.
Подчеркивает, что в условиях толпы большое значение имеют быстро передаваемые и безусловно принимаемые чувства, мнения и действия. Сторонники этой теории предполагают, что в толпе превалирует настроение единомыслия, поскольку именно в этом случае люди действуют одинаково и руководствуются сходными побуждениями.
Французский социальный психолог XIX в. Гюстав Лебон описывает толпу как обладающую «общим разумом», который подминает под себя и подавляет индивида. Общее настроение и воображение распространяются подобно инфекции, возникая в результате воздействия трех механизмов: имитации — стремления одного человека делать то, что делают остальные; внушаемости – состояния, в котором индивиды становятся более восприимчивыми к образам, целям и предложениям, исходящим от других; цепной реакции — процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у индивида такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи.
Теория конвергенции. Аналогией теории заражения является процесс распространения инфекционного заболевания.
Для теории конвергенции самой подходящей аналогией представляется аналогия с отделением сердечно-сосудистой хирургии больницы.
Пациентов этого отделения объединяет общая проблема, но совсем не потому, что они заразились общим заболеванием друг от друга. Скорее, они выделяют друг друга из множества обитателей больницы потому, что их объединяют общие страдания, и они собрались в хирургическом отделении с одинаковой целью.
Теория возникновения норм. Подчеркивает отсутствие в толпе единогласия во многих ситуациях, а также различия в мотивах, взглядах и действиях, характерные для членов толпы.
По мнению таких социологов, как Ральф Г.Тернер и Льюис М.Киллиан, коллективное поведение предполагает попытки людей найти смысл в непонятной социальной обстановке. Индивиды ищут «ключ» к надлежащему и приемлемому поведению.
Члены толпы совместно создают для себя новые стандарты поведения.
Толпе Г.Тард противопоставляет другой вид массовых общностей — публику.
В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мнений.
Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. По мнению Г.Тарда, публика продукт нового времени.
Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появления газет, а позже — радио и телевидения.
Через средства массовой информации и коммуникации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Понятие социальной группы
В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуються:
— устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;
— относительно высокой степенью единства и сплоченности;
— однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;
— способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.
Существует много определений понятия «социальная группа».
По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Социальные группы можно разделить на два подкласса: номинальные и реальные.
Номинальные — это искусственно выделенные исследователем группы, предназначенные только для статистического учета населения (пассажиры пригородных автобусов, состоящие на учете в милиции, имеющие временную прописку и т.д.)
Реальные называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол; доход; национальность; возраст; родство и брак; профессия, место жительства. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют 4 типа и называют их главными:
— стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);
— этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кланы);
— функциональные (шахтеры, учителя, директора);
— территориальные (ростовчане, горожане).
Все социальные группы можно подразделить:
— по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;
— по количественному составу — на малые и большие;
— по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.
— по принадлежности — внешние, внутренние, референтные.
1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения.
Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.
В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции.
Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования.
При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего.
2.Малая группа — это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность.
Для малых групп характерны следующие черты:
— малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех; до тридцати человек);
— пространственная близость членов группы;
— устойчивость и продолжительность функционирования
— интенсивность межличностных взаимодействий;
— высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;
— развитое чувство принадлежности к группе;
— неформальный контроль и информационная насыщенность общения.
Иногда малые группы отождествляют с первичными.
Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа — «командос»).
При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику.
Большая социальная группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер.
Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.
Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.
3.Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил.
Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.
Неформальная группа — это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий.
Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.
Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.
4.Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим (они).
Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой принадлежим (мы).
Референтная группа — социальная единица, на которую мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий.
Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.
Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения.
Это позволяет выделить социальнотерриториальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.
К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города.
В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования — район, область, край, штат, провинция и др.
Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни).
Город — это крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, специфика его социального состава и образа жизни.
Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей в несколько сот человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей.
В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью жителей свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% занято вне сферы сельского хозяйства. Города делятся на малые (с населением до 50 тыс. человек), средние (50-100 тыс. человек) и большие (свыше 100 тыс. человек).
Особо выделяются города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн человек принято считать мегаполисами.
Развитие городов связано с урбанизацией, главное социальное содержание которой заключено в особых «городских отношениях», охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увеличение числа больших городов, расширение доступное крупных городов для всего населения и др.
Важным моментом в развитии урбанизации был переход от «точечной» к «ареальной» структуре расселения. Это означало расширение не самого города, а зоны его влияния на все более отдаленные территории.
Сложный комплекс социального пространства, включающий город, пригороды, населенные пункты, получил название агломерации. Агломерация становится основным элементом «ареального» расселения.
На этой основе возникает новое явление в социальнодемографической структуре ареала — маятниковая миграция населения, связанная с возрастающей мобильностью жителей города и периферийного окружения.
Процесс урбанизации имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Среди первых — распространение новых, более совершенных форм образа жизни и социальной организации; создание благоприятных условий для развития науки, техники, культуры; выбор различных видов образования и профессиональной деятельности; широкие возможности для более интересного проведения свободного времени и др.; среди вторых — обострение экологических проблем; повышение заболеваемости; увеличение социальной дезорганизации, преступности, девиации и др.
Деревня — это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом.
Для этой формы социальнотерриториальной общности характерны непосредственная связь жителей с землей, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однородность населения и специфический сельский образ жизни.
Исторически название «деревня» возникло на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось по другим областям страны, другим типичным видом поселения было село, которое отличалось от деревни большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церкви.
Более мелкие поселения назывались выселками, хуторами, починками, заимками и т.п. На Дону и Кубани крупные сельские поселения называются станицами.
В Средней Азии основной вид поселения — кишлак, а в горных районах Северного Кавказа — аул.
В настоящее время, в соответствии с градостроительным кодексом, к сельским поселениям относятся села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и другие однотипные социально-территориальные общности. Все эти поселения могут обобщенно определяться понятием «деревня», отражающим специфический комплекс социально-экономических, культурно-бытовых и естественно-природных условий сельской жизни.
Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей.
Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так, в ряде случаев (например, США), этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально- психологические характеристики сознания и поведения людей.
Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.
Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.
Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов.
Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.
Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта.
Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации.
Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.).
Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности.
Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.
Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов.
Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальньши образованиями.
Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы.
Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры.
На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре.
Так, во Франции различные этнические общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения.
Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые стартовые условия и темпы проведения реформ, отдаленность от центра, различия в уровне жизни регионов страны — все это способствует обострению межэтнических отношений.
Кроме того, национальная идея, порой, используется клановыми и узкоэтническими группировками в своих прагматических целях, связанных преимущественно с переделом собственности.
Маргинальностъ
Специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Маргиналы — это люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к новой общности.
Более глубокая трактовка маргинальное™ позволила объяснить формирование новых профессиональных, религиозных и т.п. сообществ, которые не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» — индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т.п.).
• этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
• биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
• социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, например абитуриенты);
• возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;
• политические маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
• экономические маргиналы (безработные);
• религиозные маргиналы — не решающиеся осуществить выбор между конфессиями.
Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии.
Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяетсоциальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.
Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов.
Именно в социальном институте содержатся самые общие, и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:
• институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;
• экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);
• политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);
• социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
Существуют и другие классификации социальных институтов.
Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения.
В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Бриллиантовая рука (комедия, реж. Леонид Гайдай, 1968 г.)
Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними.
Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения, д институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.).
Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, гак и внутреннюю содержательную сторону.
Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).
Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов.
Социологи выделяют пять групп таких общих признаков (табл.2)
Признаки главных институтов общества
признаки | семья | государство |