Какая разница между ТТН и ТН
Грузоперевозка всех видов посторонним перевозчиком выполняется по соглашению и подлежит обязательному документальному оформлению. Для этой цели используются две формы: товарно-транспортная накладная и автотранспортная накладная.
Две на данный момент применяются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из перечня необходимых документов для учета перевозок груза. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но имеются и отличия.
Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в набор документов на перевозку одновременно? Какая позиция органов контроля и как она согласуется с практикой учета перевозок груза?
Товарно-транспортная накладная, согласно Пост.
Госкомстата №78 от 28-11-97, должна применяться для учета работ автомобильного транспорта, специальных машин отрасли строительства. Информация №ПЗ-10/2012 Министерства финансов практически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но большинство организаций продолжают ее использовать в учете.
Более того, по существующему законодательству в большинстве случаев применение формы 1-Т все также обязательно. Об этом будет сказано дальше.
В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и автотранспортный.
Обучение 1С 7.7 Создание Тов.НАКЛАДНОЙ. Урок 18
В первом указываются данные, нужные отправителю и получателю транспортируемых ТМЦ: одному для списания с учета, иному – для постановки. В другом крепятся сведения, нужные перевозчику и заказчику услуги (отправителю): настоящие критерии, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их длительность, данные для расчета за услугу, также шоферская зарплата.
В общем случае ТТН – необязательная форма, поэтому, применение ее подлежит отражению в учетной политике компании.
Накладная выписывается отправителем груза в 4-х неповторимых экземплярах:
- в учетную службу отправителя как документ на списание ТМЦ;
- в учетную службу товарополучателя для оприходования ТМЦ;
- в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один потом подается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для зарплаты шофера).
Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их иным агентам.
Автотранспортная накладная – обязательный документ согласно Пост.
Правительства №272 от 15-04-11 г. В большинстве случаев ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовиком .
Заполняются три неповторимых экземпляра ТН:
Отличие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа.
Списание и постановка на учет транспортируемых ТМЦ на основании ТН не изготавливаются.
Нужно понимать Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., по которому поменялся правовой акцент правил грузоперевозки автотранспортом.
Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Прежде правила регламентировали перевозку, исходя из этого, тяжеловесных (больших) грузов.
Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в данной сфере:
- раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, также и перевозящего опасные ТМЦ;
- раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку надлежащих грузов.
В разделе 13 во время перевозки автомобилем опасного груза указываются также и юридические данные разрешения на перевозку.
Аналогичным образом, критерии 2-ух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.
Стоит ли брать VA матрицу ? — Обзор Монитора AOPEN
ТТН или ТН?
Очень часто у бухгалтеров, менеджеров, сотрудников, занятых оформлением перевозок, подготовкой наборов документов, появляется вопрос о полезности использования разнообразных форм. Если применение ТТН можно прописать в учетной политике, допускается ли заменить один документ иным?
Не обращая внимания на официальную отмену ТТН, продолжают появляться споры с фискальными органами по поводу отсутствия или наличия документа при оформлении перевозок. Во избежание малоприятных подарков, часто оформляются во время перевозки все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «если больше, то лучше».
Такой порядок крепится в учетной политике.
Отметим ряд основных моментов, связанных с использованием данных форм В практических условиях.
Если организация, применяющая НДС, говорит сумму к вычету, ФНС очень внимательно проверяет набор пакетов первичных документов, в особенности ТТН. Не обращая внимания на Пост.
Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой по сей день не выработано единого подхода по указанному вопросу. Использование ТТН доказывает расходы на транспорт и дает возможность включить их в суммы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль.
Одновременно с тем письмо Министерства финансов №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и много прочих подобных говорят превосходство собственно ТН при обосновании затрат на транспорт в связи с расчетами налога на прибыль. Нужно сказать, что в ТТН отдельно не выделен НДС, поэтому, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, наверное, организации будет отказано (ст.
168 НК РФ).
Необходимо не забывать про то, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст.
8 (1), во время оформления договора на грузоперевозку обязательно использование транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки.
Подобный смысл имеет и ст. 785 ГК России.
Когда без ТТН вряд ли можно обойтись
Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а конкретно ст. 10.2 (п.
1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.
Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом иных документов: справками, декларациями, сертификатами, однако без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка подобной продукции.
ТТН оформляется на любую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже во время перевозки одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система обработки данных) по учету и контролю за оборотом алкоголя.
На основании ТТН возникают декларации фиксирующие «алкогольные» операции.
Внимание!
При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь.
При вывозе груза собственным транспортом необходимо оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ послужит и доказательством затрат по приобретению МЦ в целях НУ.
Как отличаются электронные накладные от типовых ТН и ТТН?
Причина 1: Электронные накладные — это скоро обязательно
В 2019 году в Республике Беларусь стартует Проект по прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС). Одно из требований этого проекта — принудительное применение электронных товарно-транспортных и электронных товарных накладных (ЭТТН и ЭТН).
Компания ООО «Электронные документы и накладные», аттестованный оператор электронного документооборота в Республике Беларусь и хозяин обслуживания обмена электронными документами «ЭДИН», одновременно с гос. органами управления считается участником этого проекта и готова к подключению фирм Республики Беларусь к сервису для обмена ЭТТН и ЭТН и остальными электронными документами, также имеющими юридически важный статус.
Причина 2: Электронные накладные — это выгодно
Это на самом деле выгодно, ведь расходы на обращение бумажных накладных значительно больше, чем электронных, имея в виду цена их печати и будущего хранения.
Несложный подсчет вам покажет, что цена бумажной накладной — это не только стоимость её приобретения.
К цене бумажной ТН или ТТН в 28 коп. следует прибавить частые расходы, которые несет компания на печать, хранение, отправку, а еще прочие траты обращения. Помочь в решении этой проблемы Вам поможет переход для обмена электронными накладными одновременно с «ЭДИН».
Команда «ЭДИН» разработала собственные новые тарифы с учетом потребностей бизнеса для компаний с документооборотом разного объема, чтобы каждый заказчик смог выбрать для себя хороший план и благодаря этому значительно сократить затраты обращения, осуществив переход от применения бумажных накладных к электронному обмену документами.
Причина 3: Электронные накладные — это комфортно
Сервис «ЭДИН» (www.edn.by) имеет развитую модель интеграции с учетными системами, применяемыми в Республике Беларусь. 1 раз подключившись к сервису, пользователи работают в привычной для себя обстановке, отправляя и принимая электронные документы.
Свой модуль интеграции, разработанный командой «ЭДИН», позволяет сервису встраиваться как в популярные в Республике Беларусь комбинации «1С:Предприятие 8», поддерживаемые фирмами-франчайзи 1С, так и в индивидуальные комбинации, и делать обмен электронными документами конкретно из применяемой программы 1С.
До 31 декабря 2018 года для новых клиентов, подключившихся к сервису, мы делаем спецпредложение — модуль интеграции «1С:Предприятие 8» с сервисом «ЭДИН» всего 47 BYN.
Отличие обслуживания «ЭДИН» от прочих провайдеров в Республике Беларусь — наличие своей разработки, модуля интеграции с «1С:Предприятие 8». Из-за этого сервис «ЭДИН» дает возможность собственным клиентам бесспорные плюсы:
Что такое ТТН и кто его составляет!!!
- испытанный и отработанный модуль — 3 года длительной работы, сотни тысяч передаваемых электронных документов каждым месяцем;
- простота и применение современных параметров разработки фирмы «1С» — программисты 1С могут сами проводить интеграции собственных комбинаций с сервисом «ЭДИН»;
- отсутствие дополнительных баз и интеграций — нет надобности докупать дополнительные лицензии 1С и настраивать обмены;
- поддержка и развитие модуля командой обслуживания «ЭДИН» — модуль регулярно улучшается и обновляется автоматично из единого центра поддержки;
- обмен всеми типами электронных документов: EDI, ЭТТН и ЭТН, юридически важные электронные документы с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП);
- применение механизма регламентного задания 1С позволяет спасти пользователей от рутинных операций и увеличивает рабочая эффективность -автоматический обмен документами в согласии с заданным регламентом;
- единая ответственность за передачу электронных документов лежит на стороне обслуживания «ЭДИН», в отличии от варианта, когда за передачу документа до клиента отвечает оператор, а за передачу в «1С» — другой разработчик;
- налаженное и постоянное взаимное действие с фирмами-франчайзи «1С» в Республике Беларусь — самые популярные комбинации «1С» находятся на поддержке.
Подключайтесь и обменивайтесь электронными накладными и другими документами одновременно с сервисом «ЭДИН»!
Готовьтесь к проекту по прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) в 2019 г.
Товарно-Транспортная накладная и Транспортная накладная. Бухгалтерский и налоговый учет.
Специализированная программа для компаний, которые уже применяют обмен ЭТТН и ЭТН с другими провайдерами Республики Беларусь. Предлагайте разные проекты и идеи по обмену электронными документами — и мы реализуем их с вами вместе.
Задавайте собственные вопросы по тел.: +375 17 336 61 00 или на www.edn.by.
Если вы приметили погрешность в тексте новости, пожалуйста, выдилите её и нажмите Ctrl+Enter