Разница между задачами и функциями

 

Разница между задачами и функциями

Давно подмечено, что успеха добивается лишь тот, кто знает, к чему стремится и что делает. Для реализации своих целей необходимо успешно выполнять поставленные задачи и знать заданные функции.

Тождественны ли данные понятия или между ними есть какая-то разница? Почему так важно знать точное значение указанных категорий и чем грозит их подмена и путаница?

Определение

Задача – это проблема, требующая разрешения с помощью имеющихся средств, поручение, которое нуждается в исполнении к указанному сроку. В её качестве может выступать любой вопрос, стоящий перед человеком, будь то сложная научная проблема (лекарство против рака) или относительно небольшая трудность (строительство дороги).

Исполнитель ограничен тем набором ресурсов, который имеется у него в распоряжении.
Функция – деятельность человека или механизма, направленная на достижение определённого результата, роль и предназначение объекта внутри отдельной системы.

Каждая вещь обладает определённой функцией: орудия труда служат для производства и обработки продуктов, предметы искусства – для удовлетворения эстетических запросов, компьютеры – для сбора и хранения информации.

Сравнение

В чем же разница между функцией и задачей? Итак, как задачи, так и функции ставятся человеку либо лидером, управленцем, либо самостоятельно.

Однако категории различаются между собой по конечному результату, который должен достигнуть человек.

Функция выполняется постоянно или периодически (доставка воды к жилым домам), и измерить результат можно лишь в определённую единицу времени. Задачи имеют совершенно другое качество: у каждой из них либо есть конкретное решение (одно или несколько), либо оно отсутствует (неразрешимая проблема).

Разница между задачами и функциями

Выполнять определённую функцию может как человек (ремонт теплотрассы, настройка доступа в интернет), так и механизм, программа (проверка целостности трубопровода, очистка воды).

Задача всегда стоит перед существом, наделённым сознанием, для её решения необходимо использовать знания или опыт. Неодушевлённые предметы и механизмы выполняют рутинные задачи, только осуществляя свои функции.

Задача состоит из таких обязательных элементов, как спорная ситуация, проблема и решение. Если ответить на поставленный вызов не представляется возможным, он считается неразрешимым.

Функция – это процесс, который включает в себя правила, алгоритм действий и ожидаемый результат. Нарушение заданной последовательности сделает реализацию невозможной.

Задача может достигаться различными способами, в том числе и новыми путями.
При этом для реализации задач и выполнения функций требуются ресурсы (материальные, трудовые), которые могут быть достаточными, недостаточными или избыточными.

Свобода действия исполнителя ограничена определёнными правилами, нарушение которых влечёт негативные последствия. Задачи и функции необходимы для достижения глобальных целей, поставленных перед человеком, рабочей группой, обществом.

Циклы for и while в Си: сходство и различие

В чем отличие цели и задачи в бизнесе?

Разница между задачами и функциями

Чтобы бизнес работал по-настоящему хорошо, нужно грамотно выстроить цели и задачи вашей организации.

Правильно выстроенные цели и задачи — это как минимум 50 % успеха.

В чем же отличие целей от задач в бизнесе? Если кратко, то цель — это то, чего мы хотим достичь, а задача — это ответ на вопрос, как именно мы будем это делать.

Разница между задачами и функциями

Какой должна быть цель в бизнесе

Цель — это представление, которое должно быть реализовано. При этом правильность формулировки цели нужно проверять по следующим критериям:

  1. Четкая формулировка цели. То есть мы говорим не «я хочу завоевать большую долю рынка для своего товара», а «я хочу увеличить долю рынка, занимаемого нашим товаром на 20 процентов в течение определенного времени».
  2. Определенность цели во времени. Определенный результат должен быть достигнут к определенной дате.
  3. Измеримость цели. Это должны быть конкретные цифры.
  4. Достижимость цели. Ее соответствие реальным возможностям бизнеса в текущий момент.

То есть цель в бизнесе — это четко сформулированное представление, измеримое и конкретное, которое должно быть осуществлено в реальности в течение определенного срока.

Разница между задачами и функциями

Что такое задача в бизнесе

Задача — это более частное и конкретное представление о том, как именно должна быть реализована цель. Это то задание, которое мы даем себе или персоналу.

Цель может иметь структуру, а задача — это один из пунктов, из которых состоит реализация цели. Каждая цель, как правило, осуществляется путем решения нескольких задач.

Правильно сформулированная задача должна отвечать следующим условиям:

  • Наличие критерия ее выполнения. Как именно будет понятно, что задача решена.
  • Наличие конкретного исполнителя — того, кому мы поручаем выполнить задачу.
  • Наличие ресурсов для выполнения.
  • Наличие определенных требований к выполнению.

Таким образом, задача — это функциональная единица выполнения цели, имеющая конкретного исполнителя, критерий выполнения, а также определенные требования и ресурсы на ее решение.

Функция в бизнесе

Функция — это роль и предназначение субъекта внутри отдельной системы, в бизнесе это свойство части организации (сотрудника, отдела и так далее), характеризующее ее через все выполняемые ею задачи.
Например, отдел продаж имеет такие классические функции, как ведение базы данных клиентов, привлечение новых, работа с существующими, сохранение постоянных клиентов и установление доверительных отношений с ними.

Функция в отличие от отдельно взятой задачи имеет регулярность. То есть отдел продаж из примера выполняет все вышеперечисленные функции не разово, а относительно долгое время.

2.1 Спрос и величина спроса

Отличие целей от задач и функций

Получается, что цель — это то, что надо достичь, задача — это один из пунктов плана по достижению цели, а функция — это характеристика субъекта компании через тип регулярно выполняемых им задач.
Например, целью может быть расширение ассортимента интернет-магазина на 20 позиций, удовлетворяющих потребности вашей целевой аудитории.

А это примерный список задач, которые надо решить для реализации цели:

  1. Выявить эти самые потребности клиентов различными способами.
  2. Выбрать товары, которые бы оптимально соответствовали потребностям клиента.
  3. Найти оптимальных поставщиков необходимого вам товара.
  4. Закупить необходимый товар (в зависимости от того, как вы работаете, эту задачу можно решать уже после запроса от клиента).
  5. Добавить позиции на сайт в нужные категории.
  6. Объяснить клиенту, как именно данный товар удовлетворит его потребность.

Данные задачи вы поручаете разным сотрудникам своего бизнеса либо сторонним специалистам в зависимости от выполняемых ими функций.

Правила постановки целей и задач в организации

Все цели в зависимости от выделенного на их реализацию срока можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.
И если организация большая, то просто необходимо отдельно следить за тем, чтобы краткосрочные цели не противоречили долгосрочным, а также чтобы цели, поставленные разными отделами, не противоречили друг другу.

Разница между задачами и функциями

Также при постановке задач важно выделять их иерархию, выстраивать сроки их выполнения и определять важность каждой конкретной задачи для реализации цели организации.

В списке всех задач всегда можно выделить ключевую задачу.

При этом отличие основной задачи от цели будет в том, что цель — это предположительный результат, а задача — это путь, который к нему приведет.
На основную задачу всегда нужно выделять больше всего ресурсов.

Если требуется исследование целевой аудитории или рынка, то стоит также учитывать соответствие цели исследования общим целям компании, а также отличие целей исследования от задач. В чем оно будет заключаться?

В том, что если вы проводите исследование, то его результат должен отвечать на один конкретный вопрос, который и будет его основной целью. А способы, которыми оно проводится, будут задачами исследования.

Цели и задачи рекламной кампании на примере Nescafe

Рассмотрим примеры отличия целей от задач в достаточно интересной рекламной кампании от известного бренда растворимого кофе Nescafe.
Компания "Нескафе" работала с социальной сетью "ВКонтакте" и ее пользователями для того, чтобы:

  • повысить узнаваемость бренда среди пользователей социальной сети;
  • увеличить степень вовлечения целевой аудитории, упрочить коммуникацию с брендом;
  • удержать интерес аудитории к бренду;
  • увеличить продажи кофе "Три в одном".

Чтобы увеличить количество клиентов, была предложена кампания по популяризации бренда Nescafe в студенческой среде через социальную сеть "ВКонтакте".

Разница между задачами и функциями

Это пример, на котором можно увидеть отличия целей от задач наглядно.

  • Получение определенного количества взаимодействий с брендом уникальных пользователей внутри социальной сети.
  • Увеличения продажи кофе "3 в 1" в упаковках порционного формата.

Задачами рекламной кампании были:

  • Интеграция бренда "Нескафе" в популярные в данное время дополнения к сообщениям, такие как стикеры. При этом стикеры пользователю даются бесплатно в обмен на промокод, который он находит в каждой упаковке растворимого кофе "Три в одном".
  • Создание сообщества, в котором можно получать стикеры, обмениваться ими, а также смотреть интересный контент по теме студенчества, кофе и мероприятий "Нескафе".
  • Проведение таргетированной рассылки целевой аудитории, оповещающей их о возможности получить стикеры бесплатно.
  • Создание нового дизайна упаковки "Нескафе Три в одном", на которой также размещен призыв к получению стикеров.

Разница между задачами и функциями

Результатом кампании был рост продаж кофе "Три в одном", повысилась и вовлеченность целевой аудитории во взаимодействие с брендом.

Бизнес функция

Давно подмечено, что успеха добивается лишь тот, кто знает, к чему стремится и что делает. Для реализации своих целей необходимо успешно выполнять поставленные задачи и знать заданные функции.

Тождественны ли данные понятия или между ними есть какая-то разница? Почему так важно знать точное значение указанных категорий и чем грозит их подмена и путаница?

Определение

Задача – это проблема, требующая разрешения с помощью имеющихся средств, поручение, которое нуждается в исполнении к указанному сроку. В её качестве может выступать любой вопрос, стоящий перед человеком, будь то сложная научная проблема (лекарство против рака) или относительно небольшая трудность (строительство дороги).

Исполнитель ограничен тем набором ресурсов, который имеется у него в распоряжении.
Функция – деятельность человека или механизма, направленная на достижение определённого результата, роль и предназначение объекта внутри отдельной системы.

Каждая вещь обладает определённой функцией: орудия труда служат для производства и обработки продуктов, предметы искусства – для удовлетворения эстетических запросов, компьютеры – для сбора и хранения информации.

Сравнение

В чем же разница между функцией и задачей? Итак, как задачи, так и функции ставятся человеку либо лидером, управленцем, либо самостоятельно.

Однако категории различаются между собой по конечному результату, который должен достигнуть человек. Функция выполняется постоянно или периодически (доставка воды к жилым домам), и измерить результат можно лишь в определённую единицу времени.

Задачи имеют совершенно другое качество: у каждой из них либо есть конкретное решение (одно или несколько), либо оно отсутствует (неразрешимая проблема).

Разница между задачами и функциями

Выполнять определённую функцию может как человек (ремонт теплотрассы, настройка доступа в интернет), так и механизм, программа (проверка целостности трубопровода, очистка воды). Задача всегда стоит перед существом, наделённым сознанием, для её решения необходимо использовать знания или опыт.

Разница между задачами и функциями

Неодушевлённые предметы и механизмы выполняют рутинные задачи, только осуществляя свои функции.
Задача состоит из таких обязательных элементов, как спорная ситуация, проблема и решение.

Если ответить на поставленный вызов не представляется возможным, он считается неразрешимым. Функция – это процесс, который включает в себя правила, алгоритм действий и ожидаемый результат.

Нарушение заданной последовательности сделает реализацию невозможной. Задача может достигаться различными способами, в том числе и новыми путями.

При этом для реализации задач и выполнения функций требуются ресурсы (материальные, трудовые), которые могут быть достаточными, недостаточными или избыточными. Свобода действия исполнителя ограничена определёнными правилами, нарушение которых влечёт негативные последствия.

Задачи и функции необходимы для достижения глобальных целей, поставленных перед человеком, рабочей группой, обществом.

Выводы TheDifference.ru

  1. Результат. У задачи есть конкретное решение, в то время как у функции – нет, и она должна выполняться постоянно.
  2. Соотношение. Понятие «задача» является предельно широким: для реализации одной цели может использоваться несколько функций.
  3. Исполнитель. Решать задачу может только существо, наделённое разумом, выполнять функцию – любой механизм.
  4. Иерархия. Функции служат для реализации задач, поставленных перед человеком и обществом.
  5. Состав. Задача включает в себя фабулу (описание ситуации), проблему и решение. Функция – алгоритм действий и результат.

Главная цель бизнеса: прибыль или деньги?

Развеять миф о том, что компании необходима прибыль, — основная задача этой статьи. Глубоко укоренившийся в умах топ-менеджеров, этот миф не позволяет ставить правильные цели и задачи, выбирать верную стратегию и тактику.

Деньги — вот приоритет. Для собственника компании они важнее, и высоко ценить он будет того финансового директора, который их приносит.

Многие руководители, желающие внедрить у себя систему оценки деятельности подразделений и компании, задаются вопросом: какие функции необходимо вменять подразделению?
Существует ряд принципов, которые помогут разобраться, какие показатели следует включать в ответственность подразделения, а какие нет.

Кроме этого, каждое подразделение осуществляет деятельность на некотором участке работ, эти участки имеют свою специфику. Настоящий раздел расскажет об этих принципах и поможет разобраться в специфике работы подразделений.

Мы поговорим о показателях компании и подразделений, которые исходят из специфики их работы.

От главной цели к стоимости бизнеса

Вчера и сегодня главная цель компании — это получение денег. Успех определяется не прибылью, а в первую очередь наличием денежных средств на расчетном счете.

Держал ли кто-нибудь прибыль в руках и можно ли воспользоваться ею как конечным результатом? Нет, потому что прибыль состоит из начислений: доходов и расходов.

По сути, это обещание заплатить.
С одной стороны, наше обещание заплатить — это наши расходы, с другой — платежи, обещанные нам, — наши доходы.

Но обещать не значит жениться!

Поэтому ставить знак "равно" между прибылью и деньгами нельзя.
Прибыль невозможно потратить на покупку чего-либо или вывести из бизнеса, это можно сделать только с деньгами.

Наличие у компании прибыли еще не означает, что она успешна.

Плачевное состояние

Предприятия, которые ориентируются исключительно на увеличение прибыли, оказываются в весьма плачевном состоянии: прибыль есть, а они неплатежеспособны.
Все потому, что их директора путают термины "прибыль" и "деньги", "доходы" и "поступления денег", "расходы" и "выбытие денег".

Это разные понятия, их необходимо различать.
Сто лет назад не было проблем со сбытом, производственные предприятия сбывали всю продукцию.

Продавали продукцию, начисляли доходы, следовательно, получали деньги.

Покупали сырье, начисляли расходы и опять же выплачивали деньги. Получали прибыль — значит, получали деньги.

Сегодня этот процесс происходит по-другому, так как существуют дебиторская и кредиторская задолженность.

Если вы продаете продукцию с отсрочкой платежа, вы даете вашему контрагенту беспроцентный товарный кредит на длительность этой задолженности.

. Виртуальный букварь для студентов направления ВПО Инноватика

Доходы есть, а деньги на расчетный счет еще не поступили.

Движение в никуда

Если увлечься увеличением показателя "прибыль", дебиторская задолженность будет расти, а количество денежных средств на расчетном счету снижаться, так как поставщикам и персоналу нужно платить.
В результате корпоративная "касса" опустеет и компания станет неплатежеспособной по своим обязательствам, несмотря на высокую прибыль.

Приведу пример. Из пункта А в пункт Б выезжает автомобиль.

Что будет результатом данного действия?

Автомобиль в пункте Б — действие было результативным. Автомобиль не в пункте Б — действие не было результативным.

А каковы показатели эффективности достижения результата? Скорость, с которой двигался автомобиль, оптимальный путь между пунктами, время движения, расход топлива и т.д.

Возьмем для примера скорость.

Наш автомобиль двигался со скоростью 200 км/ч, эффективность присутствует, но результата это не гарантирует, так как авто может не доехать до финального пункта.
Однако здесь есть и обратная связь: если автомобиль не двигается, то и результата не будет.

Так же и в бизнесе: прибыль — это скорость, деньги — это результат. Но многие подменяют понятия "достижение результата" и "эффективное движение".

Это выражается в том, что компании задают вопрос "Мы быстро едем?", вместо того чтобы задуматься, куда они едут.

Собственник не обрадуется

Пытаются оценивать результат по прибыли. На один из таких вопросов я ответил: прибыль у вас большая, но собственник этому не обрадуется.

Меня спросили: почему? Потому что денег он не увидит, дебиторская задолженность просрочена, на складах товары портятся, а новое оборудование стоит на свежем воздухе под солнцем и дождем.

Организация эффективна, но нерезультативна.

Вот когда погасится дебиторская задолженность, неиспорченные товары будут реализованы и оборудование будет производить и зарабатывать, она станет результативной.
Прибыль — это показатель эффективности, результат — это то, чем можно физически воспользоваться.

Часто на семинарах несогласным с этой позицией даю задание: я вам передаю сто рублей прибыли, расскажите, как вы ее потратите.
Недоверчивой публике я говорю: поднимите руку, кто своими глазами видел прибыль.

Прибылью как конечным результатом воспользоваться невозможно, поэтому и ответа на эти вопросы не существует.
Прибыль — это скорость прироста активов (в т.ч. дебиторской задолженности, товарных запасов) с течением времени, но сами активы собственнику бизнеса не интересны.

Активы обладают потенциальной возможностью превратиться в деньги, в результат деятельности компании.

Отсрочка недопустима

Поэтому основная цель — произвести как можно дешевле, продать как можно дороже, понятий отсрочки платежа и дебиторской задолженности не существует.
Деньги превращаются в товар и товар — в деньги без промежуточных стадий.

Поэтому и цель — максимизация прибыли, в то время это практически означало максимизировать деньги.
Но когда сегодня собственники говорят, как максимизировать прибыль, ответ простой: продайте свое предприятие, и вы резко максимизируете прибыль, разово.

Возьмем для примера ателье.
Покупатель приходил в ателье, по нему ушивали костюм, через некоторое время он его забирал и отдавал деньги.

В момент продажи компания максимизировала свою прибыль на сумму заказа.

В XVIII в. это было корректно. Сегодня корректно, когда трейдеры торгуют ценными бумагами на фондовом рынке.

Их цель также максимизировать прибыль посредством продажи активов. Для торговых и производственных компаний, чья деятельность носит регулярный характер в течение длительного времени, максимизировать прибыль невозможно.

Появление маркетинга

Теперь предприятия должны предвосхищать будущие потребности покупателей и развивать производство в этом ключе. Быть успешным и производить продукцию с одинаковыми характеристиками в течение десятилетий уже не получается.

Компания Ford, девизом которой было "Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет — черный", терпит крах, приходится изменить идеологию.
Появляется понятие отсрочки платежа и дебиторской задолженности.

Мифические деньги

С неграмотным управлением в этой сфере столкнулись западные фирмы.
Они показывали высокие прибыли, начисляли дивиденды, но, когда их приходили получать акционеры, денег на выплату не было.

Примеры задач с функциями

Акционеры шли в суд, и компанию признавали техническим банкротом.

Это значит, что фирма эффективна — присутствует прибыль, — но нерезультативна: нет денег, банки не готовы предоставить кредит, организация не может расплатиться по своим обязательствам.
Вывод таков: если прибыль есть, а предприятие признается банкротом, прибыль не является конечным результатом его деятельности.

Таким результатом могут быть только деньги.
Обратите внимание, что в разных странах в стандартах регламентированной отчетности отчет о движении денежных средств появляется в разное время, что косвенно указывает на уровень зрелости экономики и понимания тенденций развития государства:

  • США — 70-е гг. XX в.;
  • Западная Европа — 80-е гг. XX в.;
  • Россия — 90-е гг. XX в.

Но составляется данный отчет в бухгалтерском учете раз в квартал, а то иногда и раз в год.
Поэтому многие менеджеры считают, что отчет о движении средств — не очень нужный документ.

В бюджетном управлении присутствует бюджет движения денежных средств, в рамках которого организовано помесячное управление деньгами.
Казначейское оперативное управление денежными средствами сегодня позволяет управлять деньгами с шагом в день.

Таким образом, современное финансовое управление деньгами совершается не раз в год, а ежедневно.

Поток свободы

Подведем итог: получение прибыли не является главной целью бизнеса, так как прибылью собственник воспользоваться непосредственно не может.
Хотя в большинстве книг по финансовому менеджменту так и написано: прибыль — необходимое, но недостаточное условие существования и ведения успешного бизнеса.

Цель бизнеса с точки зрения собственников — генерировать свободный денежный поток — СДП (FCF (англ.) — Free Cash Flow), который можно выводить из бизнеса собственнику и кредиторам.
По сути, машина для генерации денег.

Поэтому топ-менеджерам пора избавиться от стереотипа, ставящего во главе успеха прибыль, а не деньги.

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел

"Приоритетное направление нашего банка — NNN. Амбиции высоки: хотим попасть к концу года в "десятку" лучших банков России, работающих с физ. лицами";
"Наш завод традиционно участвовал в отраслевых выставках, размещал рекламу в специализированных изданиях.

Сейчас мы осваиваем новую продукцию и поняли, что профессиональных рекламы и PR как таковых у нас нет…";
"Руководство нашего авто-сервис-центра поставило передо мной задачу: на порядок увеличить количество звонков и приездов Клиентов…"
"На рынке сотовой связи области наша Компания долгое время была лидером — т.к. мы были единственным оператором стандарта GSM. За последние 2 года у нас появились 3 конкурента, которые по качеству услуг стремятся догнать нас.

Периодически на рынке происходят вспышки ценовых войн… И мы постоянно вынуждены ронять цены вслед за конкурентами".
"В следующем месяце открываем торгово-развлекательный комплекс в спальном районе.

Самый большой в городе. Хотим привлечь соответствующих арендаторов и посетителей.

Хотим сделать его особенным".
"Хотелось бы к концу года увидеть ген. директора в рейтинге влиятельных людей города и республики".

"Построили элитный малоэтажный комплекс. Квартиры так или иначе продаются, но… только не самые дорогие.

Их очень тяжело продать… Есть проблемы и с коммерческой недвижимостью".
"В нашем регионе мы лидируем по продажам компьютеров.

 

Но в народе до сих пор ходят негативные слухи о нашем прошлом…"
"Хочется действовать не "методом тыка", а иметь базу для обоснования каждого шага РК. Насколько "заряженный прайс" бывает у агентств — мы уже знаем.

Знаем и уровень их креатива…"
"Мы, скорее всего, будем финансировать производство NNN. Есть ряд патентов, своя технология.

Но мы должны понимать, как будем раскручивать NNN.

Лишних денег у нас нет — мы их зарабатываем".
"Мне не удалось добиться признания у учредителей компании функции PR как стратегической…"
""Умный дом" — продукт очень новый, дорогой и высокотехнологичный.

Все перепробовали — и выставки, и модули, и наружку… Мало что помогает…"
"Уже пробовали идти через врачей. Так к ним две очереди стоят: очередь больных и очередь менеджеров, предлагающих новые препараты.

Чем отличаются функции от должностных обязанностей

А у нас не лекарство, а аппарат для физиотерапевтических процедур — конкурент дорогим лекарствам. Все разрешения получены, но продажи пока идут слабо".
"Проблема состоит в том, что:
— наш магазин расположен в тихом районе, о существовании которого знают не все;
— конкуренцию составляют не только местные предприятия, но и крупные московские сетевики;
— рекламный бюджет ограничен…"
"Через 5 месяцев — Международная выставка по нашему профилю, и в ней примут участие примерно 30-40 конкурирующих фирм-производителей. Из них серьезных конкурентов для нас — 4. И здесь главный вопрос: у кого после выставки клиенты "выметут" готовую продукцию со склада…"
"Раньше не придавала должного значения "Закону об Авторских правах и смежных правах": Вчера вечером, после Вашего рассказа, озадачила на выходные нашего юриста. Хочу теперь сделать "все как надо" с художником и композитором… Каких типовых ошибок стоит опасаться, если я выступаю на стороне Заказчика?"
"Месяц назад на наш рынок вышло аналогичное московское издание, которому Москва разрешила в течение полугода демпинговать и быть убыточным…"
"Стоит проблема: как продвигать качественные, но малоизвестные в регионе телевизионные бренды (например, ТНТ, REN-TV) без серьезных финансовых вложений?"
"Конкуренты нашей строительной компании воспользовались задержкой начала строительства одного из наших объектов и стали размещать негативную информацию в печатных и электронных СМИ, на интернет-форумах и даже инициировали письма "недовольных" во все инстанции… В результате часть Клиентов расторгла договора. Как восстановить имидж?"
"Наш район входит в состав столицы региона, но находится на расстоянии 20 км от нее. По новому закону, район должен полностью влиться в состав столицы, но новый глава Администрации района хочет создать отдельный город…"
Генеральный директор ОАО "Агентство экономического развития Краснодарского края" к. э. н. Андреева Ольга Павловна:
"Хороший рывок за последние 2 года сделал город Краснодар в продвижении своего имиджа во многом благодаря активной позиции главы города и его подчиненных. Казалось бы, зачем Краснодару заниматься своим имиджем на фоне грандиозных PR-проектов, которыми ежегодно радует Краснодарский край, достаточно известный в мировом сообществе?

Как выяснилось, о Краснодарском крае знают многие, а про Краснодар и его отличия от других городов, люди не могли ничего сказать, кроме общих фраз: "Море", "Солнце", "Юг, тепло". А откуда море в Краснодаре?

Ведь имели в виду Чёрное море, а никак не Кубанское. На основе проведённого бенчмаркинг-анализа с российскими городами и зарубежными городами-конкурентами мы пришли к пониманию, что Краснодар можно продвигать как "город, комфортный для бизнеса и инвестиций".

Нашим агентством совместно с компаниями "Конкретика" и "ТРИЗ-ШАНС" была разработана программа продвижения. И, как говорят, попали прямо в яблочко: по итогам 2008, 2009 и 2010 годов журнал Forbes трижды выбрал Краснодар в качестве лидера как город комфортных инвестиций.

Это ли не признание позитивного имиджа? Под таким брендом гораздо проще работать с инвесторами".

Блашенкова В.С., Бренд территори: создание и продвижение. Как это делается в России, М., 2011 г., с. 142.
Определение целей является основной задачей для успешного ведения любого бизнеса, но особенно важно для предпринимателей, которые могут отвлечься, не имея четкой и конкретной цели.

Цели определяют действия, да ають вам что-то вроде ориентира, согласно которому вам необходимо двигаться в бизнесе, а также могут служить критерием для оценки успешности вашего бизнеса (табл67.7).
. Таблица 67.

Понятие цели фирмы
Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на это нацелена ее деятельность
Цель — это желаемое состояние объекта в будущем

Цель — это исходная точка планирования деятельности фирмы
Цель — это конечное состояние, которого фирма надеется достичь в определенный момент будущего, это идеальное представление о будущих рубеже фирмы
Подход, который.

Вы используете в определении целей, подскажет, насколько. Вы способны достичь их.

Сферы установление целей в бизнесе приведены в табл 68
Еще.

Аристотель подчеркнул:"Благо везде зависит от соблюдения двух условий:
I).

Верного установления конечных целей и
2). Поиск соответствующих средств, ведущих к конечной цели", то есть актуальность проблемы стратегического управления существовала всегда, менялись лишь методологические и методические подходы к ней

Таблица 68. Сферы установление целей

Разница между задачами и функциями

Рассмотрим правила для установления целей и основные ошибки и в этом процессе (табл.

69, 610)
.

Таблица 69 правило для установления целей
1 Если цели не сформулированы или не понятны — существует опасность И осуществление действий, не соответствующих целям фирмы
2 Если цели четко определены, то возможны конфликты между ними могут быть устранены в процессе согласования целей (достижение консенсуса)

Основы ES6 #12: Стрелочные функции

3 Четкое определение критериев оценки деятельности фирмы необходимо во всех случаях, кроме ситуации, когда формальное их делегирования делается для пропаганды, скрывающей истинные цели
4 основных целью фирмы является получение учредительного прибыли

5 Установка не верных целей означает решение неверно сформулированных проблем, что может привести к большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированной проблемы
6 Результативность процесса установления целей зависит от того:
61 Насколько верно сформулированы цели?

62 Насколько широко о них осведомлен персонал?
63 Как стимулируется их достижения?

. Таблица 610.

Основные ошибки при определении целей и причины их возникновения
Основные ошибки в процессе цилевиявлення

Причины возникновения ошибок
Установка и неподходящих 1 целое
11 Выбирается цель, выходящая за пределы миссии фирмы, или такая, что не обеспечивает реализации

12Перетворення средства достижения цели в саму цель

Основные задачи и функции отдела

2.1. Координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских
и иностранных лиц в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о
внешнеэкономической деятельности, защиты экономических и политических
интересов России и N-ской области.
2.2. В соответствии с законодательством и установленными полномочия­
ми информирование соответствующих федеральных органов власти по воп­
росам…
2.3. Участие в формировании и контроль за реализацией областных программ
внешнеэкономической деятельности. Содействие местным органам власти и
управления, хозяйствующим субъектам в подготовке и выполнении мероприя­
тий по развитию внешних связей.
2.4. Подготовка с привлечением заинтересованных комитетов, управлений
и отделов проектов нормативных актов, способствующих стимулированию внеш­
неэкономической деятельности…
2.5. Внесение предложений в программы развития экспортного потенциала
области, внедрение технологий по выпуску импортозамещающей продукции.
2.6. Разработка проектов соглашений о сотрудничестве…
2.7. Участие в экспертизе областных внешнеэкономических проектов.
2.8. Анализ практики осуществления валютного и экспортного контроля на тер­ритории области, выработка предложений по повышению эффективности работы…
Снова обратимся к клиническому подходу. Что стоит за ключевыми слова­ми этого текста: "координация", "контроль", "информирование", "участие", "со­действие", "подготовка", "внесение предложений", "анализ практики" и т. д.?

Прежде всего почти принципиальная нерезультативность. В самом деле:
— Информирую, участвую, подготавливаю.
Действительно, так и записано.

Но как можно судить о результативности всего этого? Почему тут описан процесс, а не итог деятельности?

Естественно, исполнителю удобнее, безопаснее прибегать к таким формулировкам — они ни к чему не обязывают. Сам губернатор показывал мне огромные тома, названия которых начинались со слова "Анализ…".
— Я просто не в силах это прочитать, — восклицает он, — сколько моего вре­
мени нужно потратить, чтобы понять, что из этого следует!
— Но ведь в положении не записано то, к чему эти действия должны привес­
ти. Там только сами действия.
Начальник отдела оказался довольно умным и энергичным человеком, он быстро понял, что от него теперь требуется, и составил новый документ:
ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Место отдела в структуре администрации
Основная функция отдела
Решение народно-хозяйственных задач области в следующих направлениях:
— Повышение экспортного потенциала области.
— Рост зарубежных инвестиций в область.
— Формирование инфраструктуры внешнеэкономической деятельности обла­
сти (хозрасчетных и коммерческих организаций консультационного и посред­
нического профилей по инвестиционным заявкам, промышленно-торговых
выставок и т. д.).
Вот именно так. Не вообще делание чего-то, а предметно.

Экспортный по­тенциал растет — хорошо работает отдел.

Зарубежные инвестиции растут — тоже плюс. А будет ли при этом аппарат отдела анализировать, участвовать, коорди­нировать — им виднее, это никого не интересует.

Вы согласны, что здесь, по-одес­ски выражаясь, две большие разницы?

Вот их-то и выявляет наш продуктный под­ход. Таким способом достигается интеграция целевой структуры организации.
ПРОЦЕДУРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ФУНКЦИЙ

Был у меня клиент, который занимался производством и сбытом элитного алкоголя. Вся страна у него была поделена на несколько регионов, на каждом из которых действовал, как они выражались, дивизион — относительно самостоя­тельное торговое подразделение.

Функции директоров этих дивизионов были обозначены как рост прибыли, то есть, скорее, на телеономическом уровне. Вме-
ere с президентом компании, его заместителем по сбыту и директором одного из дивизионов мы начали искать продуктное выражение его функции.

При ана­лизе действовавшего тогда положения кто-то из них привел пример одного из дивизионов, который работал весьма успешно, пока его директор не ушел с этой работы.

На место ушедшего был назначен директор другого, тоже вполне успеш­ного дивизиона, и он обнаружил, что все успехи по продажам здесь основыва­лись на личных связях его предшественника в предпринимательских, во власт­ных кругах. А у него, как у новичка, таких связей пока не было, и продажи крити­чески упали.

Из этого урока мы сделали вывод, что компании совершенно недо­статочно требовать от своих дивизионов только текущих продаж и, кроме того, нельзя полагаться только на личные качества руководителей дивизионов — го­раздо большую ценность имеет создание более или менее безличного, но на­дежного механизма деятельности дивизиона. Поэтому функция директора ди­визиона получилась следующей.
ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ДИВИЗИОНА:
Создание и развитие механизма, обеспечивающего текущую и стра­тегическую доходность территории:
I. Создание конкурентных преимуществ в развитии клиентской базы ди­
визиона:

— качественный рост клиентуры;
— количественный рост клиентуры;
— разработка и внедрение новых методов работы с клиентурой.
II. Директор дивизиона обязан обеспечить рост чистой прибыли на сво­
ей территории, ориентируясь на следующие основные показатели
(пере­
числены по приоритетности):
1) уровень дистрибуции в основных городах не ниже 80%;
2) market share в ключевых городах дивизиона по core brands компании не
ниже 96;
3) выполнение утвержденного плана продаж на уровне не ниже______ %;
4) рентабельность продаж не ниже_________ ;
5) процент затрат по отношению к обороту не выше_________ ;
6) оборачиваемость капитала не ниже__________ ;
7) продажи ассортимента на территории дивизиона не ниже___________ 96 от об­
щего ассортимента компании;
8) стоимость обработанного на месте условного ящика не выше___________ .
Директор дивизиона имеет право самостоятельно определять:
— расширение ассортимента в рамках ассортиментной политики компании;
— клиентскую политику (кредитные линии, объемы поставок, обновление, из­
менение клиентской базы);
— кадровый состав дивизиона (в рамках утвержденного бюджета);
Надо пояснить пункт о развитии клиентской базы: там качественный рост клиентуры стоит на первом месте не случайно. Чем он отличается от количествен­ного?

Тем, что подразумевает развитие, углубление спроса на продукцию дан­ной фирмы.

Это развитие выражается в способности одних и тех же клиентов покупать у фирмы больше разных продуктов. Например, если конкуренты прода­ют только бутылки с напитками, то наша фирма продает одновременно рекомен­дации по их употреблению, сценарий по "ведению стола" для деловой встречи, дружеской компании, семейного праздника.
Теперь посмотрим на функции руководителя низового подразделения, ко­торый там называется на английский манер супервайзером.
ФУНКЦИИ СУПЕРВАЙЗЕРОВ
Обеспечение и развитие конкурентных преимуществ в технологии лич­ных контактов в процессе продаж:
1. Качество контакта с клиентом:
— способность к совместной работе;
— приоритетность контакта со стороны клиента по отношению к конкурентам;
— готовность к совместным рискам.
2. Информация о клиенте:
— платежеспособность клиентов по отношению к нам и конкурентам;
— оценка ресурса клиента по площадям, технике, персоналу;
— отношение конечного потребителя к ассортименту;
— параметры удовлетворенности, неудовлетворенности клиента;
— сопоставление его оценок нас с конкурентами.
3. Увеличение закупочного потенциала клиента вплоть до конечного
потребителя:

— переориентация клиента и конечного потребителя на наши марку и продук­
цию;
— анализ потребностей клиента в нашей помощи;
— обучение персонала клиента;
— оптимизация поставок клиентам.
4. Привлечение к нам новых клиентов:
— обновление базы потенциальных клиентов в освоенных сегментах рынка;
— "предпродажная" подготовка потенциальных клиентов (продажа наших ус­
луг до начала работы потенциального клиента).
Однажды главный механик одного завода, ознакомившись с моим подходом, спросил:
— Так что, я функции слесаря своего таким же образом могу определить?
Мы пошли к нему в кабинет, запросили должностную инструкцию слесаря-ремонтника, нашли ее, конечно, с большим трудом. На пожелтевших хрупких стра­ницах там было написано примерно следующее:
— Слесарь-ремонтник осуществляет регулярный осмотр такого-то оборудова­
ния в таком-то цехе.
— Осуществляет текущий и профилактический ремонт.
— Устраняет последствия аварий.
И так далее в том же стиле. Инструкция была датирована 1956 г.
Слесарь был занят, и с главным механиком и мастером мы составили новый вариант функций слесаря-ремонтника:
1. Снижение процента отказов оборудования по механической части.
2. Увеличение межремонтных сроков эксплуатации узлов.
3. Сокращение времени простоев оборудования.
Кстати, стоит обратить внимание на преимущества векторноговыраже­ния функций, т. е. больше-меньше чего-то. Как в случае с этим слесарем, так и
в примере начальника внешнеэкономических связей областной администра­ции векторная формулировка дает больше возможности для оценки продук­тивности работы. Поскольку нетрудно установить — больше стало инвестиций или нет, сокращается время простоя оборудования или растет.
Приведу еще один пример такого подхода к "низовым" должностям. Это некоммерческая региональная организация, существующая на гранты россий­ских и зарубежных фондов.

Ее клиентами являются разнообразные граждан­ские инициативы и объединения, которые она обеспечивает литературой, кон­сультациями, защитой от власти и в судах. Там есть единственная должность секретаря, который работает не только с председателем правления этой орга­низации, но и со всем аппаратом (около 20 экспертов разных профилей).

Проект The Difference об отличиях цели от задач

[. ] далеко не все могут четко объяснить, в чем разница между целями и? задачами, а многие вообще считают, что это одно и то же. На самом деле это не так.

Цель выражает стремление к конкретному конечному состоянию.

Постановка целей в деятельности является показателем осознанности действий субъекта. Цель помогает выстроить некоторую последовательность в работе, осуществить анализ результата.

Задача – это конкретизация путей решения проблемной ситуации. Задача всегда исходит из цели и является средством ее реализации.

Сначала выбирается цель, исходя из которой, с учетом реальных возможностей, выстраивается цепочка задач. Цель – это определение направления работы.

Чтобы цель оказалась достигнутой быстрее, необходимо потратить время и сформулировать задачи, так как они представляют собой конкретные действия на пути к достижению этой цели.
Таким образом, TheDifference.ru выделяет следующие отличия цели от задачи:

  • – цель отвечает на вопрос "Что нужно сделать?", а задача – "Как?";
  • – задача является единичным шагом к достижению цели [1] .

В зависимости от страны, на правительства возлагаются разные задачи. Наиболее типичными, как правило, являются обеспечение реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, государственного суверенитета, организация эффективного функционирования системы органов исполнительной власти, содействие экономическому росту государства, внедрение различных программ в важнейших сферах общественной жизни – социальных, экологических, образовательных, культурных и т. д., поддержка и развитие гражданского общества.

Приведенные задачи являются долгосрочными, но перед правительством может быть поставлена и краткосрочная задача, например, ликвидировать бюджетный дефицит.
С целью реализации поставленных перед правительством целей и задач законодательство зарубежных стран определяет основные сферы, в которых правительства функционируют.

Проект The Difference об отличиях задач от функций

Задача – это проблема, требующая разрешения с помощью имеющихся средств, поручение, которое нуждается в исполнении к указанному сроку. В ее качестве может выступать любой вопрос, стоящий перед человеком, будь то сложная научная проблема (лекарство против рака) или относительно небольшая трудность (строительство дороги).

Исполнитель ограничен тем набором ресурсов, который имеется у него в распоряжении. Функция – деятельность человека или механизма, направленная на достижение определенного результата, роль и предназначение объекта внутри отдельной системы.

Каждая вещь обладает определенной функцией: орудия труда служат для производства и обработки продуктов, предметы искусства – для удовлетворения эстетических запросов, компьютеры – для сбора и хранения информации.
. категории различаются по конечному результату, которого должен достигнуть человек.

Функция выполняется постоянно или периодически (доставка воды к жилым домам), и измерить результат можно лишь в определенную единицу времени. Задачи имеют совершенно другое качество: у каждой из них либо есть конкретное решение (одно или несколько), либо оно отсутствует (неразрешимая проблема).

Задача состоит из таких обязательных элементов, как спорная ситуация, проблема и решение. Если ответить на поставленный вызов не представляется возможным, он считается неразрешимым.

Функция–это процесс, который включает в себя правила, алгоритм действий и ожидаемый результат. Нарушение заданной последовательности сделает реализацию невозможной.

TheDifference.ru определил, что отличие задач от функций заключается в следующем:

  • – результат. У задачи есть конкретное решение, в то время как у функции – нет, и она должна выполняться постоянно;
  • – состав. Задача включает в себя фабулу (описание ситуации), проблему и решение. Функция – алгоритм действий и результат [2] .

Чаще всего среди функций правительств в зарубежных стран выделяют следующие:

  • – исполнительная, нормотворческая, административно-организационная, учредительная, кадровая, по реализации и обеспечению прав и свобод личности, контрольная и т. п. (классификация по видам деятельности);
  • – политическая, экономическая, социальная, культурная, экологическая и т. д. (классификация по сферам деятельности).

Классификации функций правительств часто производим от классификаций функций государства, государственных органов. Примером является классификация функций правительств зарубежных стран в зависимости от их значимости в определенный период.

Так, О. В. Совгиря выделяет объектные (основные) и вспомогательные функции правительств [3] . Вывод о том, какие функции правительства на том или ином этапе развития зарубежной страны являются основными, а какие – вспомогательными, можно сделать только на основании анализа текущих национальных проблем соответствующего периода.
Применение к классификации функций правительств видов функций государства в зависимости от длительности их существования позволяет выделить постоянные (осуществляются правительством на постоянной основе) и временные функции правительств в зарубежных странах.

Временные функции правительство осуществляет в течение определенного периода, ограниченного или наступлением определенной даты, или наступлением определенного события. Примерами временных функций могут быть преодоление экономического кризиса, проведение международных спортивных соревнований и т. д.

Цели, задачи и функции правительств в зарубежных странах часто становятся основой для создания документов, на основании которых эти органы исполнительной власти осуществляют свою работу – программ деятельности правительства.
Кроме того, цели, задачи и функции правительств в зарубежных странах определяют объем и характер их компетенции.

Компетенция правительств в зарубежных странах характеризуется через предметы их ведения и полномочия. Иными словами, компетенция правительств в зарубежных странах – это их властные полномочия относительно определенных предметов ведения.

Предметы ведения правительства (подведомственность) правительства как одного из высших органов исполнительной власти в зарубежных странах, как правило, не закрепляются в виде перечня. Информацию об объектах и правоотношениях, на которые распространяются властные полномочия правительств, можно получить, анализируя перечень полномочий этих органов исполнительной власти.

Он может находиться в конституции, действующем законодательстве и т. д.
Когда анализируется конституционно-правовой статус правительств унитарных государств, исследователи часто характеризуют исключительно полномочия этих органов исполнительной власти.

Но если речь идет о правительствах в федеративных государствах, предмет ведения приобретает большое значение. Как правило, объем компетенции федеративного правительства не может выходить за пределы той части федеративного договора, в которой очерчена компетенция федеральных органов.

В соответствии с этим можно классифицировать правительства в зависимости от формы государственного устройства на правительства унитарных государств и правительства федераций. Основная разница между ними будет заключаться в том, что правительства унитарных государств имеют значительно более широкий круг предметов ведения.

Соответственно, полномочия правительств унитарных государств имеют более комплексный характер, чем полномочия правительств федераций.
Полномочия правительства в зарубежных странах как высшего коллегиального органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки.

Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти. Прежде всего, это формирование государственного аппарата и управления его деятельностью; исполнение законов; участие в законодательной деятельности; нормотворческая деятельность; составление и исполнение бюджета; осуществление внешней политики и др.

Полномочия правительств в зависимости от их природы классифицируют на собственные и делегированные. Собственные полномочия правительства как органа исполнительной власти закреплены за ним актами действующего законодательства, конституционно-правовыми договорами, конституционными соглашениями, а также другими источниками права.

Делегированные полномочия передаются правительству другими органами государственной власти, чаще парламентами (см. тему 3). В таком случае парламенты более строго контролируют деятельность правительства (см. тему 10).

Ряд классификаций полномочий правительств в зарубежных странах построен на основании соответствующих видов их функций. Такой подход является плодотворным, так как он дает возможность лучше понять цели деятельности и компетенцию правительств.

Так, выше говорилось о классификации функций правительств в зависимости от направлений деятельности. Это основание можно использовать и для группировки полномочий правительств в зарубежных странах.

Соответственно, выделяют:

  • – полномочия в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью (в сфере государственного управления). Фактически правительство прямо или опосредствованно участвует в комплектовании всего государственного аппарата. После завершения этого процесса правительство направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты, другие подчиненные ему органы исполнительной власти;
  • – полномочия в сфере законодательной деятельности. В большинстве парламентарных республик правительство проявляет достаточно высокую активность в этой сфере, начиная с самой первой стадии законодательного процесса. Как правило, правительство признается субъектом законодательной инициативы;
  • – полномочия в нормотворческой сфере. Для конкретизации норм законов в пределах организационно-распорядительной деятельности правительство наделено правом принимать нормативно-правовые акты подзаконного характера. В зависимости от того, принимает их правительство для выполнения собственных или делегированных полномочий, они будут иметь разное название и разную юридическую силу. Порядок отмены актов правительства, принятых в пределах собственной компетенции, будет отличаться от порядка отмены его актов, принятых для реализации делегированных полномочий;
  • – полномочия, связанные с составлением и выполнением государственного бюджета. По общему правилу, на правительство и подконтрольные ему органы исполнительной власти (чаще всего на министерство финансов) возлагается обязанность подготовить проект бюджета, соотнести его доходную и расходную части и сформировать вывод о необходимости займов или другие меры для ликвидации дефицита. Затем проект государственного бюджета направляется в парламент, который может вносить в него изменения и дополнения (при этом между правительством и парламентом возникают реординационные отношения). Парламент утверждает проект закона о бюджете, представленный правительством, передавая его на подпись главе государства. После принятия закона о государственном бюджете бюджетные отношения почти полностью исключаются из сферы влияния парламента и главы государства;
  • – полномочия, связанные с осуществлением внешней политики. Как правило, соответствующие полномочия сосредоточены в экономической сфере, реже они касаются культурной жизни и экологических проблем.

Функции правительств, как и полномочия правительств, классифицируют в зависимости от сфер деятельности (групп предметов ведения). Полномочия правительств сосредоточены в таких сферах общественной жизни, как:

  • – экономическая сфера. Примерами полномочий правительств зарубежных стран в этой сфере общественной жизни является разработка и реализация (а иногда и утверждение) государственной политики в области финансов, бюджета, инвестиций, налогов и др.;
  • – политическая сфера. Полномочия правительств в политической сфере общественной жизни – это, например, реализация внешней политики государства, основы которой установлены главой государства или парламентом, представительство государства в международных отношениях, назначение должностных лиц в штат посольских и консульских учреждений, подготовка к заключению и организация подписания (а иногда и заключение) международных договоров и т. д.;
  • – социальная сфера. Полномочия правительств в этой сфере направлены на реализацию социальных прав личности. Это становится возможным благодаря разработке и воплощению в жизнь программ в сфере труда и занятости населения, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, программ защиты и поддержки материнства и детства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Важное значение имеет и реализация государственной политики в сфере здравоохранения и пенсионного обеспечения;
  • – культурная сфера. Основные усилия правительств в зарубежных странах концентрируются в сфере образования и профессиональной подготовки кадров, физической культуры и спорта, науки, искусства и средств массовой информации. В культурной сфере чрезвычайно важным является баланс между государственным финансированием, государственной собственностью, используемой для обеспечения культурного обслуживания населения, и частными капиталовложениями для реализации соответствующих потребностей личности. Правительства почти всех зарубежных стран направляют значительные средства на рекламу туристических объектов государства и постоянное повышение их привлекательности;
  • – экологическая сфера. Полномочия правительств в экологической сфере общественной жизни предусматривают определение и реализацию государственной политики по эффективному использованию и бережному отношению к природным ресурсам, а также поддержание экологического равновесия с тем, чтобы окружающая среда соответствовала современным стандартам и требованиям безопасности жизнедеятельности.

Организационно-структурная характеристика правительств в зарубежных странах опосредует не только их место в системе органов государственной власти (рассмотрено выше), но и порядок создания и деятельности правительств, а также их функционирования.
Состав правительства.

С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в разных странах неодинаков.
Чаще всего правительство возглавляет премьер-министр, хотя фактическим руководителем правительства в президентских и некоторых смешанных республиках может быть и президент, а в абсолютных монархиях монарх иногда совмещает эту должность с выполнением функций главы государства.

Должность премьер-министра может иметь другие официальные названия (премьер Государственного совета в Китае, Государственный министр в Швеции).
Премьер-министр представляет правительство в отношениях с другими органами государственной власти, организовывает работу правительства, возглавляет заседания этого коллегиального органа исполнительной власти, подписывает акты правительства.

Очень часто на него возлагается подбор кандидатов на должности министров, других членов правительства. Также к компетенции глав правительств относится "определение полномочий членов правительства, представление правительства, руководство аппаратом правительства, формирование вертикали исполнительной власти, руководство корпусом государственной службы, назначение государственных служащих" [4] .
Интересные факты о премьер-министрах:

  • – впервые термин "премьер-министр" был использован кардиналом Ришелье в 1625 г., когда он назвал главу королевского совета премьер-министром (Premier Ministre) Франции. Его последователи, однако, избегали давать этот титул своим главным министрам;
  • – в Англии монархи наделяли отдельных министров особым доверием (например, Т. Кромвель у Генриха VIII) начиная со средневековья. Их именовали "министр", "главный министр", "первый министр" и, наконец, "премьер-министр". Объем полномочий этих министров полностью зависел от личной привязанности к ним монарха. Хотя в их компетенцию входило взаимодействие с парламентом, последний не принимал участия в их назначении на пост и в смещении с него. Правительство формировалось монархом, и зачастую именно он председательствовал на его заседаниях;
  • – "в большинстве европейских стран . сформировалась традиция называть кабинеты по фамилии лица, которое выполняло и выполняет функции премьер-министра: кабинет У. Черчилля, кабинет М. Тэтчер, кабинет Т. Блэра, или по названию доминирующей в правительстве политической партии – консервативный кабинет, социал-демократический, либеральный" [5] .

К другим должностным лицам, которые могут быть включены в состав правительства, относятся:

  • – вице-премьер-министры. Премьер-министр имеет одного или нескольких заместителей – вице-премьер-министров. Они выполняют поручения главы правительства, а также к ним переходит большинство его полномочий в случае его временного отсутствия. Роль премьер-министра как главы правительства является настолько важной, что в случае прекращения его полномочий традиционной является отставка правительства в его полном составе, т. е. вице-премьер- министр не может выполнять функции главы правительства на постоянной основе;
  • – министры. В зависимости от страны они могут называться "государственными министрами" (в Японии так называется любой член кабинета, в Португалии это обычно лишь заместитель премьер-министра), "государственными секретарями" (в США так называют министра иностранных дел, другие министры обычно именуются секретарями). Министры несут "двойную нагрузку" – кроме работы в составе правительства, они выполняют ряд административных полномочий, связанных с необходимостью направлять и организовывать работу министерства, которое они возглавляют. Должность министра может занимать как специалист В сфере деятельности министерства (профессиональное назначение), так и лицо, не имеющее соответствующего опыта по профилю министерства (политическое назначение);
  • – парламентские секретари, которые обеспечивают связь правительства с парламентом и его органами;
  • – "министры без портфеля", которые не возглавляют соответствующие министерства, а работают только в правительстве, как правило, на должностях заместителей премьер-министра (т. е. вице-премьер- министры). Например, министрами без портфеля являются "старшие министры" в Сингапуре–эти должности занимают бывшие премьер- министры и их заместители.

Формирование правительств в зарубежных странах зависит от формы правления. В зависимости от способа формирования правительства классифицируют на сформированные парламентским (при участии исключительно парламента) или внепарламентским путем (при участии других органов, в том числе при участии парламента).

Парламентским путем правительства формируются, если в государстве парламентская форма правления, т. е. в парламентских монархиях и в парламентских республиках. Глава государства может участвовать в этом процессе, но его роль является чисто формальной (Япония), или вообще он считается составляющей парламента (Великобритания, "монарх-в-парламенте").

Как правило, в правительство входят представители партии, получившей большинство на выборах в парламент, или представители правящей коалиции. Для стран с парламентской формой правления характерно отсутствие запрета совмещать должности в органах законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, членами правительства часто становятся парламентарии (Великобритания, Япония и др.).
Внепарламентским путем правительства формируются:

  • – в абсолютных монархиях, где глава государства назначает членов правительства по своему усмотрению, нередко из числа своих ближайших родственников (Кувейт, Саудовская Аравия и др.);
  • – в дуалистических монархиях – несмотря на то, что публичная власть распределяется между монархом и парламентом, формирование правительства относится к компетенции главы государства;
  • – в президентских республиках. Учитывая республиканскую форму правления, иногда к этому процессу привлекают парламент или одну из палат парламента (например, в США Сенат участвует в формировании Кабинета Президента);
  • – в смешанных республиках правительство формируется при участии как парламента, так и президента.

Таким образом, в настоящее время в зарубежных странах более распространенным является формирование правительства внепарламентским путем.
Порядок формирования правительства также указывает на то, какому органу государственной власти правительство будет подконтрольно и подотчетно.

Если глава государства совмещает свой пост с должностью главы правительства, то подбор кандидатур членов правительства возлагается на него, ведь правительство должно быть его "командой". Если правительство возглавляет премьер-министр, а не глава государства, то, как правило, формирование правительства как парламентским, так и внепарламентским путем происходит в два этапа.

На первом этапе определяются с кандидатурой премьер-министра. После ее согласования переходят ко второму этапу, в котором активную роль при подборе кандидатов на правительственные должности принадлежит главе правительства, – опять же для того чтобы он сформировал свою "команду".

Как правило, конституции зарубежных стран не содержат требований относительно количества членов правительства. Этот вопрос решается с учетом правовых обычаев, а также исходя из модели организации правительства.

Традиционно выделяют две модели организации правительств:

  • – кабинетная (англосаксонская) модель правительства, суть которой заключается в том, что в состав правительства входят не все министры, а только те, которые имеют наиболее авторитетные по содержанию полномочия (Великобритания, Канада, Австралия, Индия и др.);
  • – континентальная модель, при которой в состав правительства входят руководители всех центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Особенности кабинетной модели заключаются в том, что наиболее формализованным является различие между узким и широким составом правительства. Так, британское правительство традиционно насчитывает около 100 членов, которые, однако, никогда не собираются в полном составе.

Как единый орган (т. е. как правительство Великобритании) оно выступает только в случае своей коллективной отставки. Все важнейшие вопросы обсуждаются и решаются Кабинетом, в который входит Премьер-министр и наиболее влиятельные министры, как правило, около 20 человек.

В рамках Кабинета выделяют так называемый "внутренний" кабинет (еще более узкий, в него входит 3-6 человек: Премьер-министр и несколько влиятельных министров, пользующихся наибольшим доверием главы правительства) (см. рис. 12.2).

Разница между задачами и функциями

Рис.

12.2.

Соотношение между Правительством, Кабинетом и Внутренним кабинетом в Великобритании
Почти аналогичным является опыт Израиля.

Конституция страны предусматривает наличие правительства Израиля. Примерно половина его членов также входит в состав Политического кабинета по вопросам безопасности, который решает вопросы обороны и иностранной политики.

Политический кабинет по вопросам безопасности имеет ряд официальных и неофициальных советников, которые именуются "кухонным кабинетом" (митбахон).
Термин "кухонный кабинет" появился в США в конце XIX в. Именно так оппоненты именовали неофициальных советников одного из президентов страны, Э. Джексона.

С тех пор этот термин используется для наименования доверенных друзей и/или советников главы государства. Кроме США, "кухонные кабинеты" распространены в Великобритании, Австралии, Канаде, Израиле.

В случае с последней страной, термин "кухонный кабинет" оправдывает себя и в прямом смысле – бывший премьер-министр Израиля Г. Меир имела традицию собственноручно выпекать сладости и приглашать своих советников к себе вечером в Шабат. Обсуждение важных вопросов проходило за кухонным столом.

Организация работы правительства в зарубежных странах обусловлена тем, что оно является постоянно действующим и коллегиальным органом государственной власти. Первый признак предполагает, что оно работает не сессионно, как представительные органы, а постоянно.

Периодичность заседаний определяется на нормативном уровне или вырабатывается в течение длительного времени и существует на уровне конституционного обычая. Коллегиальный состав правительства определяет основную форму его работы – заседания.

Как правило, правительственные заседания проводятся еженедельно. В свою очередь, модель организации правительства важна для определения того, участие каких членов правительства в его заседаниях является обязательным.

На конституционно-правовой статус правительства в современных условиях оказывает влияние целый ряд факторов, к которым относятся: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, национальная избирательная система и электоральная культура граждан, личные качества (харизматичность) премьер-министра, исторические условия формирования конституционного законодательства и состояние национальной политической системы.
Тенденциями в развитии конституционно-правового статуса правительства в зарубежных странах являются:

  • – постепенное присвоение ведущей роли в правотворчестве, причиной чего является влияние теории "модернизированного парламентаризма" на законотворческий процесс;
  • – расширение средств воздействия на законодательный орган со стороны правительства, прежде всего, со стороны премьер-министра;
  • –замена гласности в деятельности правительства на проведение заседаний "за закрытыми дверями";
  • – постепенный отход от коллегиальных начал в работе правительства и сосредоточения всей правительственной власти в руках премьер-министра и его заместителей [6] .

Ответственность правительств в зарубежных странах может носить как политический, так и юридический характер, в зависимости от оснований ее применения.
Под политической ответственностью понимается ответственность правительства и его членов за свою деятельность перед парламентом и главой государства в случае, если вопрос доверия или недоверия правительству решается на основании оценки выполнения этим органом программы его деятельности.

Большинство исследователей приходит к выводу, что в президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях политическая ответственность в сфере исполнительной власти существует как ответственность правительства или отдельных министров перед главой государства и находит выражение в принятии решения об их отставке в любое время по своему усмотрению. Таким образом, политическая ответственность правительства существует только в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках.

Фактически, это ответственность за проводимую правительством политику, с которой парламент не согласен. Она реализуется парламентом или его нижней палатой в формах принятия вотума недоверия (резолюции порицания) или отказа в доверии.

Именно поэтому понятие "политическая ответственность правительства" и "парламентская ответственность правительства" часто используют как синонимы.
Парламентская ответственность . состоит в прекращении полномочий субъекта ответственности по решению представительской властной институции в случае потери доверия субъектом ответственности.

Доверие – это чисто оценочное понятие, которое невозможно описать конституционной терминологией и установить четкие признаки на нормативном уровне.
Считается, что процедура парламентской ответственности правительства способствует оптимизации взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти, что побуждает его к четкому исполнению принятой парламентом правительственной программы, принятых законов и подзаконных актов.

Привлечение к политической ответственности правительства является разновидностью санкции за неудовлетворительное исполнение обязанностей. Ответственность правительства перед парламентом – это механизм, который отвечает принципу разделения властей, требующему согласованного сотрудничества законодательной и исполнительной власти.

Такая согласованность, в частности, должна основываться на подтверждении правильности действий органов исполнительной власти [7] .
Политическая ответственность правительства в зарубежных странах может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. В случае привлечения правительства к коллективной ответственности с должности смещаются все члены правительства.

В случае применения индивидуальной ответственности прекращаются полномочия одного из членов правительства.
В государственно-правовой теории различают две формы парламентской ответственности правительства: коллективную (солидарную) и индивидуальную.

В старых конституциях обычно говорилось о солидарной ответственности правительства перед представительным органом (нижней палатой). Одна из причин, объясняющая упомянутую черту этих конституций, заключается в том, что старым конституциям присуща особая обобщенность формулировок.

Поэтому индивидуальная ответственность министров относилась к деталям, которые хотя и не находили отражение в конституционном тексте, могли быть подтверждены, в частности, устоявшейся практикой. Упомянутый подход к конституционно-правовой регламентации парламентской ответственности правительства был воспринят и рядом современных государств.

В условиях однопартийного правительства ответственность министра остается внутриправительственным делом: в ситуации, когда правящая партия образует большинство в представительном органе и формирует на его основе правительство, вопросы ответственности отдельных министров решаются внутрипартийными процедурами, в которых могут принимать участие и депутаты. Однако если правительство является многопартийным (а его состав является результатом межпартийных договоренностей), невозможность устранения конкретного министра грозит противостоянием между правительством и фракциями представительного органа, что может обернуться блокировкой правительственных законодательных инициатив, активным использованием обычных и экстраординационных форм парламентского контроля, знаменующих разрушение механизма взаимодействия парламентского большинства и образованного им правительства.

В конечном счете, это может привести к досрочному прекращению полномочий правительства или представительного органа [8] .
Основанием для применения юридической ответственности к правительству является наличие в деятельности правительства состава правонарушения. Возможность применения к правительству юридической ответственности не зависит от формы правления.

Как и в случае с политической ответственностью правительства в зарубежных странах, юридическую ответственность можно применить как к этому органу государственной власти в целом (коллективная ответственность), так и к одному из членов правительства (индивидуальная ответственность).

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *