Речь, её функции и физиологические механизмы. речевые нарушения при повреждении различных зон мозга

 

Речь, её функции и телесные механизмы. Речевые нарушения при повреждении разных зон мозга.

Восприятие (анализ и синтез) непосредственных, определенных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и прочих рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая есть у зверей и человека. К тому же, у человека в процессе рабочей деятельности и социальной жизни развивается “чрезвычайная прибавка” говоря иначе вторая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью.

Данная система сигнализации состоит в восприятии слов — слышимых, произносимых ‘(вслух или про себя) и заметных (при чтении и письме).

Язык и речь собой представляют систему условных символов, благодаря которым передаются комбинирования звуков, имею­щих для людей конкретное значение и смысл.

В физиологии ( НЕ в психологии!) в большинстве случаев считают, что способность понимать, а потом и говорить слова развивается у ребенка в результате ассоциации конкретных звуков (слов) со зрительными, тактильными и прочими впечатлениями о внешних объектах.
Функции речи
Коммуникативная функция речи состоит в том, что речь рассматривается как средство общения. Понятийная функцияречи состоит в том, что речь считается орудием понятийного, отвлеченного мышления.

При помощи речи выполняется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются мнения и выводы.
Регуляторная функция речи выражается в осуществлении регуляции деятельности разных органов и систем организма при помощи слова. Словесные раздражители меняют функцию органов находящихся внутри, интенсивность процессов обмена, они тоже влияют на мышечную систему и на сенсорные системы.

Слово, как физиологически активный фактор, влияет собственным непосредственным содержанием. Действие слова устанавливается его смысловым значением.
Формы речевой деятельности.
Речь, связанная со словесным обозначением объектов, может возникать в трех формах: звуковой, оптической и кинестезической.
Звуковая форма речи представлена в виде звуковых сигналов, восприятие которых происходит благодаря дроблению речевого потока на участки. Такое деление обеспечивает восприятие фонем.

Одновременно с тем происходит и интеграция индивидуальных элементов в речевой поток. Звуковая форма речи считается основой для выполнения коммуникативной функции речи.
Оптическая форма речи обеспечивает анализ и интеграцию некоторых речевых (буквенных) раздражении и реализует символическую функцию речи. При поражении зрительных отделов коры мозга головы нарушается не только возможность различения букв, но и часто нарушается символическая функция.
Кинестезическая форма речи вырисовывается в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, благодаря которым происходит реализация звукового выражения речи. Мышечное напряжение органов артикуляции даже при отсутствии звукового речевого выражения довольно высокое.

Физиологически это вырисовывается в работе речевых органов в процессе мышления.
Дата добавки: 2015-11-04 ; просмотров: 1179 ; Заказать НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Речевые зоны мозга головы. Нарушения восприятия речи

Есть конкретные зоны мозга, обрабатывающие речевую информацию.
Систематические исследования нарушений речи при патологических поражениях мозга ведут собственное начала с первой половины 19 века. Во второй половине 30-ых годов XIX века немецкий невролог Дакс опубликовал собственное сообщение про то, что пациенты с правосторонним инсультом (локальным кровоизлиянием в ткань мозга), в основном, не страдают расстройством речи, тогда как левосторонний инсульт, сопровождающийся параличом правой половины тела, приводит к нарушениям речи очень часто.

Собственно с Дакса ведет начало идея преобладания (по речи) собственно левого мозговых полушария.
Стоит отметить, что есть практичное отличие правого и левого полушарий мозга: они по-разному обрабатывают лингвистическую и нелингвистическую информацию, и приоритет в отделке речевой стимуляции принадлежит левому полушарию. В левом полушарии имеются четко отграниченные зоны, «специализирующиеся» на самых разных связанных с языком формах активности.

На рис. 4 представлены две главные кортикальные зоны, которые связаны с обработкой лингвистической стимуляции.

Речь, её функции и физиологические механизмы. речевые нарушения при повреждении различных зон мозга

Рис 4. Схематическое изображение левого полушария головного человеческого мозга. Центр Брока и центр Вернике — ключевые центры, которые связаны с процессами говорения и обработки имеющейся в речи информации исходя из этого.
Центр Брока, находящийся в нижней части лобной доли, назван по имени французского хирурга и анатома Поля Брока, который в 1861 г. обнаружил, что конкретно данный участок левого полушария играет центральную роль в воспроизведении речи. Поражение этого центра вызывает явление моторной афазии, при которой больной хранит способность воспринимать и понимать чужую речь, но его своя речь становится очень неразборчивой, бессвязной, резко изменяет фонематический строй, фонемы могут изменяться местами, перепрыгивать с одного места на другое и т.д.
Участок левого полушария, «серьезный» за осознание речи, именуется центром Вернике (по имени немецкого психотерапевта и невролога Карла Вернике). Немецкий психиатр Вернике в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века сообщил об открытии еще одного речевого центра – на это раз в области первой височной извилины (также левого полушария).

В отличии от поражения центра Брока повреждение данной области сопровождается сенсорной афазией: больной способен достаточно четко и правильно конструировать свою речь, тогда как обращенная к нему речь воспринимается с трудом.
Самый большой интерес для нас (с точки зрения особенности обсуждаемого вопроса) представляет то обстоятельство, что ни при одной из данных форм афазии у пациентов не встречается нарушение иных аудиальных функций, подобных, к примеру, как локализация источника звука, и не уменьшается острота слуха. Зная о том, насколько экономна нервная система, можно вполне высказать предположение, что уж коль скоро в процессе эволюции в мозге появились специализированные центры — речедвигательный и воспринимающий речь, стало быть, в образующих речь элементах должна находиться определенная своеобразная, биологически релевантная форма стимуляции.

Как минимум то, что нестандартным функциям речи соответствуют конкретные центры левого полушария мозга головы, согласуется с представлениями о существовании системы, играющей роль «процессора» речи.
В 20 веке клиницистами были открыты дополнительные речевые центры, которые локализованы в различных отделах коры мозга головы. поражение таких центров вызывали расстройства как устной, так и письменной речи. Большая заслуга в открытии таких центров принадлежит немецким неврологам и психиатрам и а именно основателю отечественной нейропсихологии Александру Романовичу Лурии.
Центры восприятия и понимания речи размещены в коре мозга головы не беспорядочно, а вполне упорядоченно, формируя единую целостную систему. Интересно подчеркнуть, что многие речевые центры обладают модальной специфичностью.

Так, при поражении вторичных и третичных зон зрительной коры встречаются ситуации забывания наименований предметов, предъявляемых зрительно. При поражении соматосенсорной коры встречается такое же неузнавание объектов, предъявляемых тактильно.
Патология теменной коры выполняет невозможным формирование целостного, связного высказывания, тем более если в нем фигурируют пространственные или логические отношения, к примеру: «На ветке дерева гнездо птицы» или «Валя темнее Светы, но светлее Оли. Кто из них самый темный?» и т.д.
Поражение височно-теменно-затылочной области осложняют манипулирование обобщенными отвлеченными тезисами. Так, довольно простые тесты на обобщение или на исключение лишнего вызывают у заболевших серьезные затруднения.
Даже поражение моторной и премоторной областей коры, которые, кажется, к речи не имеют прямого отношения, вызывают нестандартные расстройства – больной начинает забывать глаголы. Так, даже самую обычную фразу «Собака укусила мальчика.

Мальчик ударил собаку» больной не может правильно воссоздать и лишь беспомощно повторяет: «Собака …мальчик…мальчик …собака».
Лобная область коры, видимо, играет роль высшего регулятора и организатора речевой деятельности. Так, поражение лобной области выполняют речевые высказывания лишенными логической связи.

Такие пациенты склоны к резонерству, часто соскальзывают на побочные ассоциации, не могут выделить наиболее значительные признаки. Кстати, аналогичная картина встречается при некоторых формах шизофрении, сопровождающихся дегенерацией нервных клеток в лобных отделах мозга.
Что касается исключительной роли левого полушария в речевой деятельности, то данный вопрос также подвергается конкретному пересмотру. Приведем только один пример.

При поражении височной области левого полушария – вблизи центра Вернике – появляются симптомы сенсорной афазии – непонимания речи. При поражении подобной зоны правого полушария больной не может связно и развернуто описать слуховой образ.

Так, если он прослушивает магнитофонную запись с шумом дождя, гудками автомобилей, журчанием ручья и т.д., то он сможет с точностью заявить, что эти звуки различные, но определить их больной не способен.
Показано, что правое полушарие мозга серьезно за интонацию и эмоциональную выразительность речи. Речь больных с правополушарными повреждениями становится монотонной, лишенной выразительности, бесцветной, что убедительно показывает роль правого полушария в речеобразовании и воспроизведении речи.
В течении нашего занятия, мы познакомились с тем, что собой представляет речь с точки зрения психоакустики, узнали как происходит восприятие неразборчивой речи, познакомились с несколькими теориями восприятия речи, и еще главными видами нарушений восприятия речи. Как вы смогли удостовериться, речь считается очень не простым предметом для изучения и сейчас мы лишь коснулись некоторых нюансов, которые большей частью связаны с физиологическими механизмами речеобразования и восприятия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Телесные основы речи коротко. Речь, её функции и телесные механизмы.

Речевые нарушения при повреждении разных зон мозга. Понятие о языке и речи

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические ицентральные . К центральным относятся конкретные структуры мозга головы, а к периферическим – голосовой аппарат и слуховые органы.
Голосовой аппарат состоит из трех главных систем: дыхательных органов, гортани, ротовой полости и носа. Дыхательные органы предоставляют ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создаёт волну звука.

К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и создает отдельные выдыхательные толчки различной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К данной же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которой воздух подводится к гортани.
Гортань это продолжение дыхательного горла. Она основана четырьмя хрящами, в пространстве между которыми размещены в горизонтальной поверхности голосовые связки . Голосовые связки собой представляют две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла.

Голосовые связки благодаря собственному расположению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут выполнять изменения неоднозначного рода. Во-первых, голосовые связки могут натягиваться или оставаться ненатянутыми.

Второе, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться собственными концами так, что между ними образуется пространство, называемое голосовой щелью. Благодаря данным свойствам происходит следующее: если голосовые связки натянуты и сближены между собой, т. е. голосовая щель закрыта, то выдыхаемый воздух, прорываясь между обращенными друг к другу краями связок, приводит их в колебательное движение, которое, со своей стороны, образовывает голосовую волну; если же связки не натянуты и голосовая щель не закрыта, то воздух проходит свободно, не вызывая никакого звука.
Полость рта считается основным резонатором волн звука, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы ротовой полости появляются разные звучания гласных звуков.

Полость рта считается также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, именуемые согласными.
Полость носа создает роль дополнительного резонатора, проход в который вероятно будет открыт или закрыт небной занавеской (задней подвижной частью неба). В первом варианте получаются говоря иначе носовые звуки – м, н . В другом варианте – звуки неносовые.
Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с появлением способности их воспринимать. Навряд ли человек смог бы достигнуть подобного уровня владения голосовым аппаратом, когда он говорит членораздельно, если бы вместе с этим не развивались слуховые органы.

Обучаясь говорить членораздельно, человек обучался и понимать то, что он говорит. Если сопоставить мозг обезьяны и мозг человека, то можно понять, что слуховая территория коры у человека относительно больше подобной зоны коры мозга головы обезьяны.

Эти различия выражаются не только в количественных показателях – увеличении площади слуховой зоны. У человека в данной зоне находятся нестандартные речевые центры .
Нервные пути, связывающие с мозгом который находится на барабанной перепонке орган Корти, заканчиваются в извилинах Гешля. Если случится нарушение функций того либо другого участка таких извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового чувства.

К примеру, поражение их внутренней части за собой влечет потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей – потерю слуха в отношении невысоких звуков. Подобным образом, эта область собой представляет проекцию органа Корти и считается центром, с которым первично связаны слуховые чувства.

Интеграция таких чувства происходит на соседних участках височной доли, размещенных в первой и частично во второй височных извилинах. Конкретно здесь в левом полушарии локализуется своеобразный слуховой центр речи – центр Вернике.

При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность отличать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые чувства у него остаются не нарушенными. Подобное явление стало называться сенсорной афазии . По этой причине можно с полной решительностью говорить, что конкретно данный нервный центр обеспечивает различение звуков речи.

При этом необходимо отметить – аналогичный нервный центр отсутствует у зверей. Это еще раз утверждает справедливость высказывания про то, что речь – нестандартны человеческая функция.
Слуховой центр Вернике связан с иным нестандартным речевым центром коры – центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи . Нарушения хорошего функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность говорить слова.

Внешне у него остается способность говорить какие-нибудь звуки, сохраняется способность двигать языком, так как центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, однако он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция некоторых звуков в слова. Стало быть, центр Брока считается также продуктом историчного развития человека и тесно связан с процессом речи. Этот нервный центр также есть исключительно у человека, а болезнь, которая связана с нарушением его функций, именуетсямоторной афазией .
Со слуховыми центрами речи связана также и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь.

Впрочем письменная речь будет зависеть не только от центров слуховой речи, для процессов письма нужна также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе: присутствующих в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий; которые отвечают за соотнесение визуального восприятия со звуковыми образами центров височных долей; регулирующих движения глаз центров лобных долей. Это говорит про то, что все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объеденяющей многие участки коры мозга головы.
2. Речь и язык. Этапы развития и телесные основы ре­чи.
3. Классификация видов речи.
4. Речевые свойства личности.
Мышление – это процесс, который течет сначала как развернутая предметная деятельность, применяет систему языка с справедливо заключенной системой смысловых связей и отношений и только потом принимает скрученные, сокращенные формы, приобретая характер «внутренних» умственных действий.
Высшей формой мышления считается вербально-логическое мышление, при помощи которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отображать непростые связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать задачи. Человеческое мышление нереально без языка.

Мышление зверей воочию, имеет дело с предметами, находящимися перед глазами. Речь человека позволяет ему отвлекаться от познаваемого объекта, выражая его свойство в слове.

Обосновано, что задача легче решается, если ее формулировать вслух.
Подготовительные этапы высказывания мысли:
1. Появление мотива высказывания.
3. Внутренняя речь – механизм перекодирования общего смысла в речевое утверждение. Это генерирование развернутого речевого высказывания, включающее исходный план в систему грамматических кодов языка.

Это этап, когда говорящий знает, что желает сказать, однако не определил в какой форме и в каких речевых структурах сможет выразить собственную мысль. Внутренняя речь имеет поверженный, неполный характер, который генетически случился из постепенного свертывания, сокращения развернутой речи ребенка, через шепотную речь, переходящую во внутреннюю.

Это обозначение общей схемы высказывания, а не полное ее воссоздание. Это знание того, что должно быть сказано.
4. Развернутое внешнеречевое выражение мысли.
Подобным образом, кодирование мысли в речевом высказывании важно не только для передачи информации иному человеку, но и для уточнения мысли для самого себя. По этой причине развернутая речь – это не только средство, но и орудие мышления.
Все таки, как мы узнали из лекции о мышлении, мышление и речь не тоже самое. Думать – не означает говорить про себя.

Можно сказать, что речь состоит на службе мышления, являясь, с одной стороны требованием данного процесса, с другой стороны – его инструментом.
Речь и язык. Этапы развития и и телесные основы речи.
Слово и речь являются самыми важными содержательными и струк­турными элементами психики. Исследования психологов и физиоло­гов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики че­ловека.

На уровне чувств речь оказывает влияние на пороги чувствительнос­ти, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура язы­ка кладет отпечаток на структуру восприятия.

Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от зада­чи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно связано с ним.

Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может взбодрить чело­века и обидеть, унизить и возвысить. Намерения как элемент личности и воли выражаются в слове. Особенно узкая связь су­ществует между мышлением и речью.

Мысль есть в слове.
Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.
Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор пра­вил, по которой строятся предложения). Средствами, из которых выстраивается языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь).

Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.
В словарном запасе языка сохранены знания о мире этой общности людей, которые используют их.
Язык, который не применяется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, именуют мертвым, он как правило выступает цен­нейшим монументом культуры исчезнувшей цивилизации.
Речь — процесс общения при помощи языка. Предметом психо­логического изучения считается речь.

Речь, со своей стороны, считается предметом изучения психолингвистики (особенного раздела психологии).
Отличия языка и речи такие:
Язык — беспристрастное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все разнообразие явлений, познанных людьми.
Есть нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка.
(Кстати, в контакте человек применяет несущественную часть язы­кового сокровища. Даже в языке легендарных писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, тогда как язык заключает пару сотен тысяч слов).

Речь отдельного человека обладает характерностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно определить личность.
Развитие речи шло по линии:
Комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) — передача информации с применением движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с большим трудом не диффе­ренцируются один от одного;
Ручная кинетическая речь (язык жестов) — более дифферен­цирован (и в настоящий момент им постоянно пользуются глухонемые);
Звуковая речь (более 100 000 л. назад) — в виде некоторых слов;
Со своей стороны, этапы развития письменности такие:
Рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)
Идеографическое письмо (при помощи иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из 2-ух символов: один значит"опасность", другой — "удобный случай";
Собственно буквенное письмо (Оно было изобретено старыми финикийцами и стало называться алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) отмечается фонема (звук речи).
Маленьким количеством графем можно выразить в письменном виде любую мысль.
Телесные основы речи.
Системы обеспечения речи делятся на периферические и центральные.
К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим — голосовой аппарат (дыхательные органы, гортань, ротовой полости и но­са) и слуховые органы.
Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово есть в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.
Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимные действия ведет к тому, что речь преобразуется в бессодержательный поток слов.
В коре мозга головы выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, однако не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).
Есть и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, однако не говорит при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия).

Осознание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся конкретные структуры мозга головы, а к периферическим – голосовой аппарат и слуховые органы.
Дыхательные органы предоставляют ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создаёт волну звука. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на легкие и создает отдельные выдыхательные толчки различной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи.

К данной же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которой воздух подводится к гортани.
Гортань это продолжение дыхательного горла. Она основана четырьмя хрящами, в пространстве между которыми размещены в горизонтальной поверхности голосовые связки.

Голосовые связки собой представляют две эластичные мышцы, которые приводятся в колебательное движение током воздуха, выходящего из дыхательного горла. Голосовые связки благодаря собственному расположению и подвижности хрящей, к которым они прикреплены, могут выполнять изменения неоднозначного рода.

Во-первых, голосовые связки могут натягиваться или оставаться ненатянутыми. Второе, они могут быть сомкнуты между собой или расходиться собственными концами так, что между ними образуется пространство, называемое голосовой щелью.

Благодаря данным свойствам происходит следующее: если голосовые связки натянуты и сближены между собой, т. е. голосовая щель закрыта, то выдыхаемый воздух, прорываясь между обращенными друг к другу краями связок, приводит их в колебательное движение, которое, со своей стороны, образовывает голосовую волну; если же связки не натянуты и голосовая щель не закрыта, то воздух проходит свободно, не вызывая никакого звука.
Полость рта считается основным резонатором волн звука, возникших в гортани. Путем изменения величины и формы ротовой полости появляются разные звучания гласных звуков.

Полость рта считается также и органом, создающим преграды току воздуха, который, преодолевая эти преграды, порождает звуки, именуемые согласными.
Полость носа создает роль дополнительного резонатора, проход в который вероятно будет открыт или закрыт небной занавеской (задней подвижной частью неба). В первом варианте получаются говоря иначе носовые звуки – м, н. В другом варианте – звуки неносовые.
Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с появлением способности их воспринимать. Навряд ли человек смог бы достигнуть подобного уровня владения голосовым аппаратом, когда он говорит членораздельно, если бы вместе с этим не развивались слуховые органы.

Обучаясь говорить членораздельно, человек обучался и понимать то, что он говорит. Если сопоставить мозг обезьяны и мозг человека, то можно понять, что слуховая территория коры у человека относительно больше подобной зоны коры мозга головы обезьяны.

Эти различия выражаются не только в количественных показателях – увеличении площади слуховой зоны. У человека в данной зоне находятся нестандартные речевые центры.
Нервные пути, связывающие с мозгом который находится на барабанной перепонке орган Корти, заканчиваются в извилинах Гешля.
Если случится нарушение функций того либо другого участка таких извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового чувства. К примеру, поражение их внутренней части за собой влечет потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей – потерю слуха в отношении невысоких звуков.

Подобным образом, эта область собой представляет проекцию органа Корти и считается центром, с которым первично связаны слуховые чувства. Интеграция таких чувства происходит на соседних участках височной доли, размещенных в первой и частично во второй височных извилинах.

Конкретно здесь в левом полушарии локализуется своеобразный слуховой центр речи – центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность отличать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые чувства у него остаются не нарушенными.

Подобное явление стало называться сенсорной афазии. По этой причине можно с полной решительностью говорить, что конкретно данный нервный центр обеспечивает различение звуков речи.

При этом необходимо отметить – аналогичный нервный центр отсутствует у зверей. Это еще раз утверждает справедливость высказывания про то, что речь – нестандартны человеческая функция.
Слуховой центр Вернике связан с иным нестандартным речевым центром коры – центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи.

Нарушения хорошего функционирования данного центра выражается в том, что человек теряет способность говорить слова. Внешне у него остается способность говорить какие-нибудь звуки, сохраняется способность двигать языком, так как центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, однако он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция некоторых звуков в слова.

Стало быть, центр Брока считается также продуктом историчного развития человека и тесно связан с процессом речи. Этот нервный центр также есть исключительно у человека, а болезнь, которая связана с нарушением его функций, именуется моторной афазией.
Со слуховыми центрами речи связана также и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь.

Впрочем письменная речь будет зависеть не только от центров слуховой речи, для процессов письма нужна также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе: присутствующих в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий; которые отвечают за соотнесение визуального восприятия со звуковыми образами центров височных долей; регулирующих движения глаз центров лобных долей. Это говорит про то, что все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объеденяющей многие участки коры мозга головы.
Развитие органов звуковой речи человека на протяжении всей эволюции проходило вместе с общим физическим и психическим развитием. Биологической предпосылкой развития способности произнесения членораздельных звуков, было наличие большей подвижности губ и языка. Эта подвижность была вызвана рядом анатомических изменений:

  • Увеличение и укорачивание нижней челюсти;
  • Развитие подбородочного выступа;
  • Уменьшение клыков;
  • Увеличение свободной ротовой полости.


Свободная полость рта превысила подвижность языка и в результате возникла возможность лучшего резонирования звука, который производится вибрацией голосовых связок гортани. Речевые системы сегодняшнего человека разделены на две группы:

  1. Периферические. К ним можно отнести голосовой аппарат и слуховые органы. Голосовой аппарат представлен дыхательными органами, гортанью, полостью рта, полостью носа. Ток воздуха, который обеспечивается дыхательными органами – легкими и мышцами, заставляет голосовые связки гортани вибрировать, а их колебание создаёт волну звука. Вместе с развитием голосового аппарата развивались слуховые органы. Случалось это за счёт развития центрального аппарата и изъявлялось в усложнении коры мозга головы.
  2. Центральные. Это конкретные структуры мозга головы, где находится центральный речевой аппарат. В свой состав он включает кору мозга головы, подкорковые узлы, проводящие пути, продолговатый мозг, нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

Функция центрального речевого аппарата

Речь человека, как и прочие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов, которые связаны с работой разных участков мозга. Однако, в образовании речи, некоторые отделы коры мозга головы имеют главенствующее значение и, прежде всего, это лобная, височная, теменная, затылочная доли, как правило, левого полушария.
В образовании своей устной речи принимают участие лобные извилины, являющиеся двигательной областью. Звуковые раздражения поступают в височные извилины, которые считаются речеслуховой областью.

За счёт этого происходит процесс восприятия чужой речи. Теменная доля коры мозга нужна для понимания речи, а затылочная считается зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.
За выразительность, ритм и ритм речи отвечают подкорковые ядра. Органы речи и кора мозга головы связаны 2-мя видами нервных путей:

  • Центробежный путь. Это двигательный нервный путь, объединяющий кору мозга головы с мышцами, регулирующих деятельность периферического речевого аппарата. Он начинается в коре мозга головы – от области речевых органов к коре мозга головы, идут центростремительные пути;
  • Центростремительный путь. Его начало находится в проприорецепторах и барорецепторах. Проприорецепторы размещены в середине мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы размещены в глотке и при перемене давления на них – возбуждаются.


Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. Сюда можно отнести: тройничный нерв, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный.

Система черепно-мозговых нервов передает импульсы нервов от центрального речевого аппарата к периферическому аппарату.

Периферические системы речи

Периферическими органами речи считаются:

  • Энергетическая система органов дыхания – легкие, диафрагма, участвующие в появлении звука;
  • Генераторная система – голосовые связки гортани, говоря иначе тоновый вибратор, щели и затворы, получающиеся при артикуляции – все разом они образовывают звуковые вибраторы, при колебании которых появляются волны звука;
  • Резонаторная система, к которой относятся носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.


При изменении формы и объема надставной трубки, образованной полостью рта, носа и глоткой, происходит образование речи. Конкретные форманты, нестандартные для этого языка, появляются в резонаторной системе, отвечающая за тембр голоса.
Совместной функционированием органов речи считается артикуляция, которая изменяется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Чтобы артикуляция была правильной нужна конкретная система движений органов речи.

Механизм речи и проблемы диагностики

Данная система вырабатывается под влиянием слухового анализатора и кинестизического.
Подобные характеристики речи, как скорость, интенсивность звука, тембр у мужчин целиком начинают складываться после «ломки голоса» и по достижении старшего подросткового периода у женщин. Представляют они собой устойчивую практичную систему, неизменную до самой старости, по этой причине легко выяснить знакомого человека по его голосу.

Формы речевой деятельности

Речь, при словесных обозначениях объектов, вырисовывается в трех формах:

  1. Звуковая форма. Эта форма речи представлена в виде звуковых сигналов. Восприятие таких сигналов происходит благодаря дроблению речевого потока на участки. Также происходит интеграция индивидуальных элементов в речевой поток. Для выполнения коммуникативной функции речи основой как раз и считается звуковая её форма;
  2. Оптическая форма речи. Она обеспечивает анализ и интеграцию речевых – буквенных раздражений, и еще реализует символическую функцию речи. Если зрительные отделы коры мозга головы поражены, то нарушается не только возможность различения букв, но и символическая функция;
  3. Кинестезическая форма речи. Вырисовывается она в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, которые реализуют звуковое выражение речи. Мышечное напряжение органов артикуляции довольно высокое и при отсутствии звукового речевого выражения. Вырисовывается это на физиологическом уровне в работе речевых органов в процессе мышления.

Языковой паспорт человека

Речевая человеческая деятельность несет не только информацию о внешнем мире и отношение к нему гласящего, она определяет еще самого субъекта и передает личностную о нем информацию.
Речевая деятельность создаёт конкретный образ человека, образ, по которому о нем судят – привычка речи, интонация, словарный запас, риторические приемы, жесты и др. Такой образ стал называться языковой паспорт человека или прочими словами это та информация, которую человек в процессе разговора непроизвольно передает о себе.
Данный паспорт несет информацию о поле, возрасте, месте рождения. По характерным особенностям речи, свойствам произношения, индивидуальным словам, хорошо устанавливается национальность человека.
Языковой паспорт даст вам возможность судить об уровне общей культуры человека, уровне культурности. Профессионалы говорят, что по речи можно определить человеческий возраст, с точностью 2-3 года, размеры его тела, рост, приблизительную профессию.
По голосу, как показывают современные исследования, можно восстановить многие наружные признаки. Есть специализированные компьютерные устройства в специализированных органах, которые дают возможность по голосу определить «телефонного террориста», его линии и даже форму лица.
Почерк человека тоже даёт информацию, которая относится к языковому паспорту. Специалисту-графологу почерк человека может рассказать много очень интересного, но интерпретация почерка требует специализированных знаний.
Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразделимо связано с самим началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Необходимость в партнерстве породила необходимость в словесном способе общения людей между собой.

Пользование языковыми средствами общения – характерная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только влиять один на один, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями.

 

О.В. Елецкая. Анатомо-физиологические механизмы речи

В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный идущий характер.

Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в собственной практической деятельности. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения.

Освоение языка изменило все отношения человека с миром вокруг, перестроило его познавательную и практичную деятельность, общение с другими людьми.
Для более глубокого понимания роли речи в психическом развитии следует прежде всего узнать такие близкие, однако не тождественные понятия, как «язык», «речь», «вторая сигнальная система».
Язык – явление социальное. Под языком знают выработанную в ходе историчного развития систему средств общения.

Возникнув в то дальнее время, когда объединившиеся для совместной рабочей деятельности первобытные люди испытали необходимость что-то сказать друг дружке, язык развивался вместе с появлением общества. Новые открытия в науке и технике, новые отношения, складные между людьми, отображались в языке.

Он обогащался новыми словами, каждое из которых означало какое-то понятие. Развитие мысли прослеживалось в изменении языка, в усложнявшейся структуре предложений.

По этой причине, овладевая языком как средством общения, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки личной увлекательной деятельности, приобщаясь к уровню знаний, достигнутых человечеством, получает возможность прикреплять в слове и обобщать собственный опыт.
Изучением процесса происхождения и значения слов и грамматических форм в языках различных народов занимаются представители языкознания – языковеды, лингвисты.
Речь один из видов коммуникативной деятельности, выполняемой в форме языкового общения. Любой человек пользуется родным языком для выражения собственных мыслей и понимания мыслей, высказанных иными.

Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Впрочем на каждом шаге развития ребенок по-разному понимает содержание слова.

Слово одновременно с свойственным ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное этим словом, будучи обобщенным образом реальности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.
Подобным образом, речь – это язык в действии, необыкновенная форма познания человеком предметов и явлений реальности и средство общения людей между собой.
В отличии от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь считается формой опосредованного познания реальности, ее отражением при помощи родного языка. Если язык един для всего народа, то речь любого человека индивидуальна.

По этой причине речь, с одной стороны, беднее языка, так как человек на практике общения в большинстве случаев пользуется только маленький частью словаря и самых разных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, если говорить о чем-то, выражает собственное отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит.

Его речь приобретает интонационную выразительность, меняется ее ритм, ритм, характер. По этой причине человек в контакте с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи).

Но для того, чтобы человек мог очень точно и тонко передавать мысли иному человеку, причем таким образом, чтобы влиять на него, быть правильно понятым, он должен отлично обладать родным языком.
Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и человеческого взаимодействия.
Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.
Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе собой представляет учение о слове как сигнале.

Изучая закономерности рефлекторной деятельности зверей и человека, И.П. Павлов выделил слово как особенный сигнал. Спецификой слова считается его общий характер, что значительно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека.

Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и надёжность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.
Речь, как и любой иной психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимном действии с первой.

Нарушение этого взаимные действия ведет к распаду как мышления, так и речи – она преобразуется в бессодержательный поток слов.
Функции речи. В психической человеческие жизни речь делает несколько функций.

Прежде всего она считается средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая вырисовывается в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения гласящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя плану гласящего.

Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на иных (поручение, указ, убеждение).
Речь также создает роль обобщения и абстрагирования. Данная функция из-за того, что слово означает не только отдельный, определенный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда считается носителем их значительных признаков.

Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда определенных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех свойств внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и крепим в слове то общее, что отличительно для них.
Так как речь считается и средством определения, то она делает сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не имело возможности быть понято иными людьми, т. е. речь потеряла бы собственную коммуникативную функцию, перестала бы быть речью.

Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве определения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция выделяет речь человека от коммуникации зверей.
Все перечисленные функции тесно соединяются между собой в едином потоке речевого общения.
Язык и речь – нестандартные формы отражения реальности: отражая, речь означает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи.
Виды речи. Слово как раздражитель есть в трех формах: слышимое, видимое и произносимое.

Исходя от этого отличают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).
Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.
Достаточно старым видом речи считается устная диалогическая речь. Разговор – это непосредственное общение 2-ух или нескольких людей, которое течет в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Диалогическая речь – самая простая форма речи, во-первых, благодаря тому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает окончить мысль. Второе, разговор проводится при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их обоюдного восприятия, когда они могут влиять один на один еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.
Монологическая речь – долгое изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям очередности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений.

Формами монологической речи являются доклад, лекция, концерт, рассказ. Монологическая речь обязательно предусматривает контакт с аудиторией, по этой причине требует старательной подготовки.
Письменная речь считается вариацией монологической речи, однако она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это вызвано тем, что письменная речь не предусматривает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, помимо самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Начальные нарушения мозгового кровообращения

Овладение письменной речью формирует абсолютно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, тогда как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям.

Общий стиль речевой человеческой деятельности достигается на основе трудных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых работой второй сигнальной системы.
Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к всемирной культуре и является обязательным элементом воспитания человека.
Внутренняя речь не считается средством общения. Это особенный вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней.

Во внутренней речи вырабатывается и есть мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.
Для внутренней речи свойственны определенные свойства:
Она есть как кинестезический, слуховой или визуальный образ слова;
Ей характерны фрагментарность, отрывочность, ситуативность;
Внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Условно говоря, она носит «телеграфный стиль»;
В ней меняется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;
У детей дошкольного возраста отмечается необыкновенный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, направленная самому себе, которая считается переходом внешней разговорной речи во внутреннюю.

Такой переход происходит у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда появляется необходимость осмыслить исполняемое действие и направить его на достижение практической цели.
Процесс развития речи у ребенка включает пару этапов:
— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),
— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (в большинстве случаев кончается к концу 3-го года жизни),
— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),
— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

Период подготовления словесной речи

Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных: хныканье, и — к концу первого месяца — отрывистые звуки зачатков лепета. Тут нужно сказать, что, в общем то, все звуки, которые произносит ребенок, являются врожденными способами коммуникации или зачатками этих вариантов.

Плач, к примеру, это сигнал про то, что что-то не в порядке. В процессе эволюции непростая членораздельная речь оформилась из подобных вот обычных голосовых сообщений, и по этой причине можно высказать предположение, что любое звуковое поведение ребенка — это шаг в развитии речи.
В возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам. В возрасте двух-трех месяцев — начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого.

Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Явление это может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.
В становлении речи важное имеет значение подражание. Установлено, что уже в первые недели после рождения голос ребенка в звуковых характерностях начинает коррелировать с голосом матери.

Подражание происходит не очень постепенно (так сказать, отвлечённы): сначала в некоторых слогах, потом словах, а потом фразах. Ребенок пробует собственные силы сразу на всех уровнях трудности.

Чуткий наблюдатель с прекрасным слухом может поймать в нечленораздельных звуках, издаваемых ребенком 10-12 месяцев, целые фразы (к примеру "Петя желает есть?" или "Это что такое!").
После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более бесчисленными и разными. Ребенок подражает речи взрослого и в ее интонационной, и в ритмической стороне.

Понемногу в лепете появляются певучие гласные, которые, входя в комбинирование с согласными звуками, образовывают повторяющиеся слоги: "да-да-да" или "ня-ня-ня".
Со второй половины первого года жизни появляются детали настоящего речевого общения: у ребенка появляются нестандартные реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. К примеру, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами "иди-иди", ребенок начинает тащить руки.

На вопрос "Где мама?" ребенок уже может вертется в сторону матери или искать ее глазами.
Первое осознание слов появляется в эмоциональных для ребенка ситуациях. В большинстве случаев это ситуация взаимодействия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им очень своеобразно.

Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Если для взрослого человека слово представляет собой инструмент для сообщения информации, то для ребенка это некоторый предмет ситуации.

«Коронавирус головного мозга» Будни Мозгоправа #16

Первые слова ребенка можно рассматривать даже как рефлекс (реакцию) на ситуацию-стимул. Увидев, к примеру, собаку, нужно обязательно сказать "Гав!", а сев есть — "Ам!"
С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. У ребенка отмечаются частые попытки подражать звукам, произносимым взрослыми.

Происходит подражание звучанию лишь для тех словам, которые у ребенка вызывают конкретную реакцию, т. е. приобрели уже некоторый смысл.
С самим началом попыток активной речи у ребенка быстро возрастает кол-во понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в течении месяца может составлять от 5 до 12 слов, а в двенадцатый-тринадцатый месяцы этот прирост становится больше до 20-45 новых слов.

Это можно объяснить тем, что одновременно с возникновением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.
Понемногу начинается переход к этапу первоначального овладения языком. Очень важное, что происходит, — ребенок начинает понимать инструментальный характер языка. Оказывается, при помощи слов можно достичь тех либо других эффектов.

Кроме того, некоторых эффектов можно достичь только словами. К примеру, если он желает увидеть конкретный мультфильм, то можно сказать наименование этого мультика.

При помощи обычного плача "заказать" мультфильм не выйдет.
Отношения ребенка с миром вокруг развиваются очень быстро. Из дня в день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия.

Чем дальше, тем нужнее становится речь: при помощи слов попросить можно о чем-то определенном, можно рассказать о собственных впечатлениях, можно просто поговорить.
Первые слова ребенка выделяются своеобразием. Они одновременно и существительные, и глаголы. Слово "мама", к примеру, значит и саму маму, и процесс общения с ней.

Слово "биби" — и автомобиль, и экскурсия на нем.
Лексический запас еще невысокий, и ребенок одним и тем же словом может именовать очень разные предметы. К примеру, слово "кики" может означать и кошку, и меховую шубу.

Случается и так, что взрослому даже не понять основание, по которому словом стал обозначаться очередной предмет, внешне абсолютно не схожий на другой.
В это время одно слово это и подлежащее, и сказуемое, и целое предложение. В основном, первые слова это существительные.
Фонетическая сторона речи еще продолжает развиваться. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги: взамен "Женя" они могут сказать "Эня", взамен "Гулять" — "Лять". Звуки часто переставляются, заменяются похожими.

Взамен "хорошо" ребенок говорит "фофо".
Со последнего полугодия второго года жизни ребенок начинает изучать двух-трехсловные предложения. Длится активный рост активного (как и пассивного) словаря ребенка.

В 2 года ребенок может принимать 250-300 слов, имеющих стойкое и дифференцированное лексическое значение.
На этой стадии ребенок начинает более правильно применять число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает практически всей системой звуков языка.

В виде исключения могут быть плавные "р" и "л", свистящие "с" и "з" и шипящие "ж" и "ш".
В таком возрасте ребенок начинает пробовать выразить не только то, что с ним происходит в данную минутку, но и то, что с ним было до недавнего времени, что будет в дальнейшем. Подобным образом, в собственной речи ребенок понемногу отходит от наглядности и действенности, понемногу учится отвлечься от того, что он видит сейчас.
В 2 с половиной года начинается новый период — развитие языка ребенка в процессе речевой практики. Речь развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от определённой ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования очень сложных языковых форм.
Появляются новые коммуникативные ситуации. Взрослые читают ребенку маленькие рассказы и сказки, представляют ему новую информацию.

В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку по своему опыту, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. В том числе подобных, про которые ребенок имеет пока еще очень смутные представления.
Слушая рассказы и сказки, ребенок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и довольно часто отвлекаясь от наличной ситуации. Речевое общение понемногу становится главным источником развития мышления.

Собственно речевое общение способствует появлению понятий "истина" и "обман". Понемногу ребенок осваивает признаки истинных фраз, признаки ложных фраз.

В той или другой форме закладывается представление о логике, что со своей стороны способствует появлению научной, цельной картины мира.
Речь ребенка не считается простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов (неологизмов).

К примеру, желая сказать "слишком маленький жираф", ребенок говорит: "жирафленочек". Желая сказать "животное", ребенок может сказать: "собашка" (собака + кошка).

Все таки, придумав новое слово и "попользовав" его два-три дня, ребенок может потом начисто забыть о нем, так как никто из окружающих больше данное слово не применяет.
В 4-5 лет ребенок начинает говорить сложноподчиненными предложениями. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться основные, придаточные и вводные части.

Очень часть применяются логические слова-связки: "так как", "чтобы", "если", "но" и иные.
К концу шестого года жизни дети в большинстве случаев полностью осваивают фонетику языка, ключевые его грамматические характерности, лексический состав. Можно сказать, что ребенком уже к данному этапу проделана очень большая работа.

Если взрослый человек задался целью проанализировать зарубежный язык хотя бы до такой степени, в какой на нем говорят шестилетние дети — носители языка, ему придется слишком много "потрудиться".
Активный словарь шести-семилетнего ребенка составляет две-три тысячи слов. Но значения далеко не всех слов ребенок понимает четко, осознано.

В последующем данные понятия будут регулярно уточняться. Значения некоторых слов будут суживаться, иных — увеличиваться.
Осознание речи тоже далеко от совершенства. Ребенку может показаться, предположим, что "сын учителя" и "наставник сына" — все то же самое.
Только полное, постоянное, научное изучение языка в школе способно приблизить ребенка к более-менее полному владению языком. Под влиянием обучения происходят очень большие сдвиги. Сам язык в школе становится для ребенка предметом специализированного изучения.

В процессе обучения происходит овладение очень сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.
На речь ребенка сильно влияет речь родителей и прочих родных людей. И это влияние не всегда конструктивное: от родителей могут быть "унаследованы" различного рода фонетические, смысловые, грамматические ошибки.

Все это должно быть скорректировано в школе.
Немалое значение для развития речи имеют письменные процедуры: сочинения, изложения, диктанты и т.д. Письменная речь способствует более серьезному, требовательному отношению к языку и речи.
Конечно, дополнительным основополагающим этапом в развитии речи считается начало освоения иностранного языка.
По степени тяжести речевые нарушения можно поделить на те, которые не считаются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжёлые нарушения, просящие специализированного обучения. Из тяжёлых нарушений речи очень часто встречаются алалия, разного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.
Алалия — это полное или выборочное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей мозга головы. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает собственно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, однако не понимает, что конкретно.

Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).
Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение некоторых звуков, а вся речь.

Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, слишком внезапный; ритм дыхания нарушен; речь теряет собственную плавность, ритм речи ненормально ускорен или слишком замедлен. Очень часто у детей с дизартрией нарушены очень маленькие движения кисти, они неловки физически.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди собственных сверстников, даже не всегда сразу привлекают внимание . Но у них имеются определенные свойства. Так, эти дети нечетко говорят и плохо кушают.

В большинстве случаев они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, потому-что им сложно жевать. Немного пожевав, ребенок способен удерживать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.

Часто родители идут ребенку на уступки — дают мягкую пищу, только бы поел. Таким образом они, не желая того, помогают задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.
Дислалия – это нарушения произношения разных звуков, второе название данного типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия очень многообразны.

Для определения их в большинстве случаев пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» стало называться ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний кроме «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в самых разных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения некоторых звуков и слогов.

Заикание очень часто появляется у детей в возрасте от 2-ух до пяти лет. Особо важно не пропустить начальные признаки заикания: ребёнок вдруг неожиданно замолкает, отказывается говорить.

Состояние это может продолжаться до нескольких суток. В данном случае нужно немедленно сходить к доктору.
Очень часто основой заикания становится страх или долговременная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неизбежно приведут к проблемам в школе, например, может развиться дисграфия — нарушение письма, говоря иначе, косноязычие в письме.

В основном, оно вырисовывается, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Основой этого нарушения считается недоразвитие или нарушение фонематического слуха.

Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в необходимой очередности – довольно эффективное средство для обучения ребенка правильно думать о действии, другими словами может быть предупреждением появления графических ошибок у младших учащихся начальной школы.
В первые классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении разных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие именно участки поражены, выделяют разные варианты алексий.

Похожие статьи

Что ждать от увеличения Чебаркульской танковой бригады, которая станет дивизией

https://www.сайт/2016-08-18/chto_zhdat_ot_rasshireniya_chebarkulskoy_tankovoy_brigady_kotoraya_stanet_diviziey Более 5 000 военных с семьями едут на Южный УралЧто ждать от увеличения Чебаркульской танковой бригады, которая станет дивизией.

Уведомления. Кубрики в казарме

1 февраля в частях Чебаркульского гарнизона побывал уполномоченный по защите прав человека в Челябинской области. Алексей Севастьянов встретился с руководством танковой и зенитно-ракетной бригад, медслужбы военного округа и военными прокурорами.

Откуда берется космическая пыль

Наука Ученые увидели большое облако космической пыли, созданное вспышкой сверхновой. Космическая пыль может дать ответы на вопросы про то, как на Земля возникла жизнь — появилась ли она тут или была занесена с кометами, упавшими.

Углерод — химические и физические свойства

Голос жизненно нужен любому существу, ведь он служит средством общения, устрашения иных зверей и демонстрации собственной силы и власти. Более того, воспользовавшись его помощью можно предупредить сородичей о приближающейся опасности, а очень часто голос.

Роксолана — женщина, сделавшая невероятное

Если вы купили компьютер с предустановленной ОС Windows 10, скорее всего вы сможете найти там предустановленный антивирус McAfee. Для начала я все же рекомендую ознакомиться с ним ближе, возможно, по защитному уровню и функционалу.

Что значит усадьба. Что такое усадьба? Смотреть что такое "усадьба" в иных словарях

McAfee – это противовирусное ПО, которое иногда ставится изготовителем на ноутбуки. Как правило, с собственными задачами программа справляется хорошо, но пользователи все же предпочитают выбирать в пользу иных, более популярных утилит.

Впрочем.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *