Самый большой военный корабль в мире
Не подвергается сомнению тот факт, что морской флот государства в полной мере отражает степень его развитости, авторитета в мире, экономического и энергетического потенциала. Начавшаяся ещё в период Второй мировой войны гонка вооружений фактически продолжается по сию пору.
Морские державы соревнуются между собой, кто круче и мощнее. За последние полвека вырисовались два явных лидера – Россия и США, которые год от года лишь укрепляют позиции.
Именно военно-морским силам США принадлежит самый большой военный корабль в мире.
USS Enterprise – атомный ударный военный корабль, основной ударной силой которого является авианосная авиация. Введённый в эксплуатацию в 1961 г., он стал первым авианосцем, на котором была установлена силовая установка, работающая на энергии цепной реакции деления ядра.
Вскоре после этого планировалось построить ещё 5 кораблей этой же серии, но дальше задумки дело не пошло: создание «Enterprise» влетело в солидную сумму – больше 450 миллионов долларов – и от идеи строительства новых аналогичных авианосцев пришлось отказаться.
Исторические факты
Судно разрабатывалось на основе проектов SCB-80M и SCB-127A/B и по главным конструктивным особенностям являлось наследником военных кораблей серии Kitty Hawk. Строительство началось весной 1958 г., а завершилось в начале осени 1960 г. В ноябре 1961 г. авианосец был введён в эксплуатацию, а уже 1,5 месяца спустя вышел в свой первый рейс.
Плавание длилось около 3-х месяцев и несло функцию ознакомления со всеми возможностями корабля: проводились различные учения и испытания механизмов.
После успешного тестирования «Enterprise» незамедлительно включился в активное участие в Карибском конфликте и Вьетнамской войне. Так что «боевое крещение» у судна вышло – труднее не придумаешь!
Последствия случайного самозапуска ракеты
В январе 1969 г., во время очередной атаки на противника, произошёл случайный самозапуск одной из ракет. Врезавшись в топливный бак расположенного по соседству штурмового корабля, она спровоцировала большой взрыв, в результате которого более 20 человек погибло, более 300 получили ранения, 17 самолётов были разрушены, а общая сумма нанесённого авианосцу ущерба составила 127 миллионов долларов.
Тем не менее, «Enterprise» восстановили и отремонтировали, чтобы он ещё 40 с лишним лет выполнял свои функции. За этот период корабль пережил капитальную модернизацию оснащения и пусковых устройств, принимал участие в военных действиях в Афганистане и Ираке, противостоял агрессивным сомалийским пиратам. В ноябре 2012 г. «Enterprise» закончил своё последнее плавание, которое длилось 9 месяцев.
Отслужив военно-морским службам США 51 год, 1 декабря 2012 г. знаменитый авианосец был списан, и уже четвёртый год ведутся работы по его полной утилизации.
Конструктивные особенности
«Enterprise» обладал наибольшей длиной среди всех боевых кораблей мира – 342,7 м. Корабль был оснащён корпусом с гладкими палубами: одна – угловая, для нахождения экипажа, вторая – полётная, предназначенная для пуска ракет. Весь корпус разделялся на отсеки за счет водонепроницаемых поперечных 15-сантиметровых переборок.
Полётная палуба военного корабля достигала 332 м в длину и 78,6 м в ширину, имея площадь почти 183 кв. м. Снизу по всему фронту корабля её подкрепляла галерейная палуба, внутри которой также размещались командирские и флагманские отделения, жилые помещение для членов экипажа и некоторые посты управления. Ещё ниже галерейной располагалась самая главная палуба – ангарная: тут находились самолёты, ракеты и авиационные установки, что доставлялись в случае необходимости на полётную палубу для запуска.
Высота ангарной палубы превышала 8 м. На случай пожара во избежание распространения огня ангар был разделён на две половины огнеупорными шторами, которые обычно пребывали в свёрнутом состоянии. Однако если объявляли пожарную тревогу, шторы опускались менее, чем за полминуты.
Сама доставка самолётов из ангарной палубы на полётную производилась 4-мя огромными бортовыми подъёмниками, обладавшими грузоподъёмностью до 60 тонн каждый. Более мелкие боеприпасы и всяческие детали доставлялись на полётную палубу через 3 люка.
Оборудование авианосца
На полётной палубе авианосца «Enterprise» базировались 4 паровые катапульты, способные при одновременном задействовании поднимать в воздух самолёты каждые 20-25 секунд. 2 из них находились в носу, ещё 2 – на угловой палубе.
Сзади каждой метательной машины оборудовался специальный щит для защиты палубы от раскалённых выхлопных газов, извергаемых при запуске реактивных двигателей.
Торможение самолётов при посадке осуществлялось системой из 4-х прочных тросов и тормозящих устройств в отсеке под ней. На случай, если самолёт не остановится тормозной системой, предусматривался специальный аварийный барьер – прочная сетка, мимо которой самолёт точно не проскочит.
Комплектация ядерных энергетических установок
Для ЯЭУ корабля применялись ядерные реакторы, произведённые американской электротехнической и ядерной компанией Westinghouse. Они работали на дистиллированной воде, которая одновременно снижала движение нейтронов в активной зоне и обеспечивала тепловой обмен. Таких реакторов было 8, теплоотдача каждого равнялась 150 МВт.
Реакторы соединялись между собой 32-мя генераторами пара. Вся ядерная установка разделялась на 4 автономные разведки, каждая из которых отвечал за свою часть судна.
При выходе «Энтерпрайза» в плавание запасы авиационного топлива составляли почти 9,5 миллионов литров, чего хватало на частые и активные запуски самолётов и ракет на протяжении 12 дней. По сравнению с предыдущими авианосцами, это был практически вдвое больший период!
«The First, The Finest» («Первый и самый лучший») – именно так звучал девиз военного авианосца «Enterprise», и корабль сполна оправдал эту характеристику за те полвека, что был в деле!
Топ-25: самые большие в истории военные корабли
Люди издавна стремились создавать что-то великое, раз за разом повышая планку и вовлекаясь в непрекращающуюся демонстрацию превосходства и силы. Каждое новое творение, строение или механизм должны были быть сильнее, быстрее, выше, шире, крупнее и прочнее предыдущих.
Военная промышленность – не исключение. С древних времен сила военного флота во многом определяла победителя схватки и наглядно демонстрировала расстановку сил. Цивилизации постоянно сражались за плодородные земли и влияние в стратегически выгодных морских бассейнах.
В итоге за последние столетия были построены тысячи великолепных и удивительных кораблей, призванных засвидетельствовать военную мощь своей страны. В этой подборке вас ждут 25 самых больших военных судов, когда-либо спускавшихся на воду.
25. Универсальные десантные корабли типа America
Фото: wikimedia.org
America – это огромный штурмовой корабль и одно из самых крупных судов военно-морского флота США. Пока что существует только один корабль такой конфигурации, и это USS America, построенный в 2014 году.
Длина судна составляет 257 метров, а его водоизмещение – около 45 000 тонн!
24. Военный корабль типа Shokaku
Фото: wikimedia.org
Оба авианосца типа Shokaku были построены для имперского военного флота Японии в конце 1930-х годов. Строительство кораблей было завершено незадолго до начала Второй мировой войны в 1941 году, и эти суда в свое время считались фактически «бесспорно лучшими авианосцами в мире». Судно класса Shokaku достигало 257,5 метров в длину.
Оба гиганта были потоплены противником в 1944 году.
23. Корабли типа Audacious
Фото: anonymous, 09 HMS Eagle Mediterranean Jan1970
Авианосцы класса Audacious были спроектированы военными инженерами по заданию правительства Великобритании в 1930-1940-х годах. Показать себя на деле во время борьбы с нацистской Германией им так и не удалось, поскольку строительство этих судов было завершено уже после окончания Второй мировой войны. Военные корабли Audacious участвовали в учениях и стратегических операциях с 1951 по 1979 год.
Длина такого судна составляла 257,6 метров.
22. Авианосец класса Taiho
Фото: wikimedia.org
Впервые Taiho был спущен на воду в 1941 году, и это был авианосец Японской империи, построенный для участия в боях Второй мировой войны. Общая длина корабля составляла 260, 6 метров, и его конструкция предполагала неуязвимость даже перед лицом массивной бомбардировки, торпедирования и прочих ударов по корпусу.
Авианосец Taiho должен был быть способным продолжать бой в любых условиях, но в 1944 году его все еже удалось потопить. Корабль ушел на дно после прямого попадания торпеды, выпущенной американской подлодкой USS Albacore, во время ожесточенного боя в Филиппинском море.
21. Военное судно Akagi
Фото: wikimedia.org
В военном флоте Японии было немало славных кораблей, и Akagi – еще один знаменитый авианосец этой азиатской империи, служивший ей с 1927 по 1942 год. Корабль проявил себя сначала во Второй японо-китайской войне 1930-х годов, а затем во время Второй мировой в легендарной атаке на гавань Перл-Харбор в декабре 1941 года.
Последним боем авианосца стало сражение у атолла Мидуэй (Midway) в июне 1942 года. Akagi серьезно пострадал в бою, и его капитан принял решение затопить судно самостоятельно, что в те годы было распространенной практикой среди капитанов японских ВМС.
Длина корабля составляла 261,2 метра.
20. Военный корабль класса Charles de Gaulle
Самый большой и мощный боевой корабль в мире / Авианосец ВМС США «Нимиц»
Фото: wikimedia.org
Перейдем сразу к цифрам – длина французского флагманского корабля Charles de Gaulle составляет 261,5 метров, а его водоизмещение – 42 500 тонн. На сегодняшний день это военное судно считается самым большим военным кораблем во всей западной Европе, до сих пор спускаемым на воду для участия в учениях и стратегических операциях.
Впервые флагман Charles de Gaulle был сдан в эксплуатацию в 1994 году, и сегодня это атомное судно остается ведущим авианосцем военного флота Франции.
19. Корабль INS Vikrant
Фото: Индийский военный флот
Перед вами первый авианосец, построенный в Индии. Длина этого военного корабля составляет 262 метра, а его вес – около 40 000 тонн. Vikrant все еще находится в процессе оснащения, и завершение его строительства запланировано на 2023 год.
Имя авианосца с индийского языка переводится как «мужественный» или «дерзкий».
18. Английский военный корабль HMS Hood
Фото: wikipedia.org
А это один из самых старых военных судов из нашего списка крупнейших в мире кораблей ВМС. HMS Hood был последним боевым крейсером, построенным для Королевского военно-морского флота Великобритании. Спущенный на воду в августе 1918 года, корабль HMS Hood насчитывал 262, 3 метра в длину и гордился водоизмещением в 46 680 тонн.
Внушительный по своим размерам крейсер был потоплен немцами во время Второй мировой войны в битве за Датский пролив в 1941 году.
17. Боевое судно типа Graf Zeppelin
Фото: wikipedia.org
Четыре корабля класса Graf Zeppelin должны были стать судами Кригсмарине (Kriegsmarine, немецкий военно-морской флот эпохи Третьего рейха), и их строительство было запланировано еще в 1930-х годах. Однако по причине политических разногласий между немецкими ВМС и Люфтваффе (Luftwaffe, военно-воздушные силы в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера), из-за разногласий среди высших чинов самого Кригсмарине и потому что Адольф Гитлер потерял интерес к этому проекту, ни один из этих внушительных авианосцев так и не был спущен на воду.
По задумке инженеров длина такого корабля должна была составить 262,5 метров.
16. Военные корабли типа Yamato
Фото: wikimedia.org
Корабли класса Yamato были военными судами ВМС Японской империи, построенными и спущенными на воду во время Второй мировой войны. Максимальное водоизмещение этих гигантов составляло 72 000 тонн, за что они до сих пор считаются одними из самых тяжелых военных кораблей в истории военно-морского флота всего мира. Общая длина судна класса Yamato составляла 263 метра, и хотя изначально было запланировано строительство 5 таких военных кораблей, в итоге завершено было только 3.
15. Судно типа Clemenceau
Фото: wikimedia.org
Авианосцы типа Clemenceau были парой военных кораблей, состоявших на службе у ВМС Франции с 1961 по 2000 год. В 2000 году один из этих авианосцев, Clemenceau, был разоружен и демонтирован, а второй, Foch, переведен в ведомство бразильского военно-морского флота.
Авианосец Foch стоит в порту Сан-Паоло и по сей день. Его общая длина – 265 метров.
14. Авианосцы Essex
Фото: wikimedia.org
Перед вами передовая мощь военно-морского флота США времен Второй мировой войны, авианосец класса Essex. В 20 веке этот тип военных кораблей был самым распространенным видом крупных боевых судов. Всего их было 24, и 4 из этих авианосцев сегодня открыты для посещений в качестве плавучих музеев истории ВМС Америки.
Так что если вам доведется съездить в штаты и захочется попасть на борт настоящего боевого крейсера, корабли Yorktown, Intrepid, Hornet и Lexington с радостью приоткроют для вас завесу военных тайн середины 20 века.
13. Боевой авианосец Shinano
Самые Лучшие Авианосцы в Мире
Фото: wikimedia.org
Shinano был огромным авианосцем, несшим службу в ВМФ Великой Японской империи во время Второй мировой войны. Корабль имел 266,1 метров в длину и весил 65 800 тонн.
Однако японцы поспешили с его спуском на воду, поскольку на тот момент Shinano все еще нуждался в конструкторской доработке. Вероятно, именно по этой причине гигантский авианосец протянул на войне всего 10 дней и был потоплен в конце 1944 года.
12. Военный корабль класса Iowa
7 Самых мощных кораблей ВМФ России
Фото: wikipedia.org
Быстрые линейные корабли класса Iowa были построены по заказу ВМС США в 1939 и 1940 годах в количестве 6 боевых единиц. В итоге только 4 судна из 6 были спущены на воду, но зато все они приняли участие в ряде важных для Америки противостояний, включая Вторую мировую, Корейскую и Вьетнамскую войны.
Длина этих артиллерийских бронированных кораблей составляла 270 метров, а водоизмещение – 45 000 тонн.
11. Авианосец класса Lexington
Фото: wikipedia.org
Всего таких авианосцев было построено 2 единицы, и оба судна были спроектированы по заказу военно-морского флота США в 1920-х годах. Этот класс кораблей очень хорошо проявил себя и был замечен во многих сражениях. Одним из этих военных судов был авианосец Lexington, враги потопили его во время сражения в Коралловом море 1942 года.
Второй корабль, Saratoga, был взорван во время испытаний атомной бомбы в 1946 году.
10. Боевое судно класса Kiev
Фото: wikimedia.org
Известный также под названиями Проект 1143 или авианесущий крейсер Кречет, корабль класса Киев был первым советским авианосцем, транспортирующим самолеты с неподвижным крылом. На сегодняшний день из 4 построенных судов одно было демонтировано, 2 вышли из строя, а последнее, «Адмирал Горшков», было продано ВМС Индии, где оно до сих пор и состоит на службе.
9. Военный корабль класса Queen Elizabeth
Фото: Министерство обороны Великобритании, flickr
Это одно из двух судов класса Queen Elizabeth, и оба эти авианосца еще пока находятся в процессе оснащения для Королевских ВМС. Первый корабль — HMS Queen Elizabeth, и все работы по его строительству завершатся уже в 2017 году, второй — HMS Prince of Wales, спуск на воду которого запланирован на 2020 год.
Длина корпуса авианосцев HMS – по 284 метра, а максимальное водоизмещение – 70 600 тонн.
8. Корабль типа Admiral Kuznetsov
Фото: Mil.ru
Авианосцы класса Адмирал Кузнецов были последними боевыми кораблями в своем роде, построенными для военно-морского флота СССР. Всего известно о 2 суднах этого класса, и это борт «Admiral Kuznetsov» (спущен на воду в 1990 году, до сих пор в строю российского ВМФ), а также «Liaoning» (продан Китаю, строительство был завершено в 2012 году).
Длина корпуса авианосцев этого класса – 302 метра.
7. Авианосец класса Midway
Фото: wikimedia.org
Проект авианесущего крейсера класса Midway оказался одним из самых надежных и живучих конструкторских решений в истории ВМС. Первый флагман этого типа, спущенный на воду в 1945 году, — USS Midway, и он прослужил американской армии до 1992 года.
Последним заданием судна стало участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Другой корабль этого класса — USS Franklin D. Roosevelt, и он был списан со службы в 1977 году.
Третий авианосец, USS Coral Sea, был переведен в резерв в 1990 году.
6. Американский военный корабль USS John F. Kennedy
Фото: wikipedia.org
Получивший вторым прозвищем кличку Big John (Большой Джон), авианосец USS John F. Kennedy – единственный в своем роде, и последний корабль ВМС США с неядерной силовой установкой. Судно достигает 320 метров в длину, и когда-то оно даже было способно вести боевые действия против подлодок.
5. Военный корабль класса Forrestal
Фото: wikipedia.org
Перед вами один из 4 авианосцев класса Forrestal, спроектированный и построенный специально для американской армии в 1950-х годах. Корабли Forrestal, Saratoga, Ranger и Independence были первыми суперавианосцами, сочетающими в себе значительное водоизмещение, лифты и угловую палубу.
Их длина – 325 метров, а максимальный вес – 60 000 тонн.
4. Боевое судно Kitty Hawk
Фото: wikipedia.org
Класс Kitty Hawk стал следующим поколением суперавианосцев ВМС США после судов типа Forrestal. В этой линейке построено 3 корабля (Kitty Hawk, Constellation, America), все они были готовы к спуску на воду в 1960-х годах, и на сегодняшний день уже списаны со службы.
Длина корпуса составляет 327 метров.
3. Авианосец класса Nimitz
Фото: wikimedia.org
Корабли Nimitz – это 10 суперавианосцев с ядерной силовой установкой, принадлежащих военно-морскому флоту Америки. Благодаря общей длине в 333 метра и максимальному водоизмещению (свыше 100 000 тонн) эти суда считаются самыми большими в мире военными кораблями на ходу.
Они успели принять участие во многих битвах по всему миру, включая операцию «Орлиный коготь» в Иране, войну в Персидском заливе и недавние конфликты в Ираке и Афганистане.
2. Военный корабль Gerald R. Ford
МЕГА КОРАБЛИ. САМЫЕ БОЛЬШИЕ КОРАБЛИ В МИРЕ.СУПЕРСООРУЖЕНИЯ.MEGA SHIPS.MEGASTRUCTURES.
Фото: wikimedia.org
Этот тип кораблей запланирован для замены некоторых все еще рабочих суперавианосцев класса Nimitz. Корпусом новые суда будут очень похожи на крейсеры Nimitz, но, что касается технического оснащения, класс Gerald R. Ford будет намного современнее.
В частности, уже запланированы такие новшества, как электромагнитная катапульта для запуска летательных аппаратов и многие другие технологичные решения, призванные повысить эффективность корабля, и снизить стоимость его эксплуатации. Авианосцы Gerald R. Ford будут немного длиннее судов класса Nimitz – их длина составит 337 метров.
1. Боевое судно USS Enterprise
Фото: wikimedia.org
Перед вами лидер нашего списка и первый суперавианосец с ядерной силовой установкой. USS Enterprise – самый длинный (342 метра) и самый известный в мире военный корабль. Он служит американской армии уже 51 год, и поэтому также считается одним из самых долговечных авианосцев США.
USS Enterprise участвовал во многих сражениях, включая Кубинский ракетный кризис, Вьетнамскую и Корейскую войны. Вдобавок этот крейсер принимал участие в съемках художественных фильмов.
Например, некоторые сцены из Звездного пути и Лучшего стрелка (Top Gun, Star Trek) были сняты на палубе именно судна USS Enterprise, которое по праву считается самым большим американским авианосцем и одним из 10 самых опасных военных кораблей на планете.