7 тренировок для развития навыка скорочтения в бытовых условиях
Люди, которые желают стать профессионалами собственного дела, должны проработать очень большой массив информации.
Более того, в мире столько интересных книг, и все хочется прочесть, но времени сильно не хватает. Решение нашлось – обучиться читать быстро.
И это реально: быстро, до 2 тысяч слов за минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др.
К примеру, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.
А бывший президент США Теодор Рузвельт, читающий с восхитительной скоростью, разработал свою методику скорочтения, которую удачно используют и в настоящий момент желающие ей научиться.
РЕКОРД. 185 400 слов в минуту!
Ученик Инны Каулиной. Как казахи Moscow удивляют.
Скорочтение.
Можно возразить, что быстрое чтение уменьшает осознание и усвоение прочитанного.
Но практика показывает, что все наоборот: при простом чтении усваивается ориентировочно половина информации, тогда как при скорочтении 70-80%.
Почему так выходит?
Из-за того что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем простое, во время которого мы читаем не очень с большим вниманием. У нас появляются параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, предположим, что пора бы выключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям.
Не удивляет, что чтение продвигается потихоньку, а новая информация запоминается плохо.
Овладеть методами скорочтения можно на специализированных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа.
Их превосходство заключается не только в том, что занятия проводят профессионалы, но и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, навряд ли захочет в добровольном порядке пропустить занятия. Второе, преподаватели создают из слушателей пары, вследствие чего занятия становятся более результативными.
Подобным образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить добавочным стимулом не воздерживаться от занятий.
Обучиться скорочтению можно и собственными силами. Для этого всего то необходимы обостренное желание, вера в результат и повседневные тренировки.
И если желание есть у большинства, то с верой окажется тяжелее.
Вспомним, как дети учатся ездить на велосипеде: кто думает, что упадет, на самом деле падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас выйдет!
Что же касается тренировок, то делаем специализированные процедуры повседневно по 30-40 минут в течение 21-го дня.
Психологи уверены, что такое количество времени необходимо, чтобы освободится от старой привычки и привить новую.
Для тренировок необходимо подобрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения.
Бесполезно делать это, например, в метро, где нереально сосредоточиться.
Что тормозит чтение?
1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация
Эта привязанность закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привязанность осталась.
Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не стоит и говорить, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов за минуту.
Значит, и читать он будет с такой же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочесть за это же время до 2 тысяч слов.
2. Регрессное чтение
Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но на самом деле это не так.
Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены опять и опять возвращаться к прочитанному, что лишь ухудшает ситуацию.
Профессионалы по скорочтению полагают, что если понадобится вернуться к какому-либо месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.
Избавившись от регрессий, с которыми читает очень многие люди, можно сделать больше скорость чтения в 2-3 раза.
3. Ограниченное поле зрения
Поле зрения – это пространство понимания текста. У людей, читающих потихоньку (и таких большинство) оно составляет 4-5 см.
Их вполне уместно сравнить с подглядывающими в скважину замка, которые видят лишь малую часть картины. Профессионалы поговаривают, что увеличить тренировками поле зрения нереально.
Зато при их помощи можно обучиться воспринимать информацию, которая расположилась в области, охватываемой периферическим зрением.
И в результате тренировок она может составлять до 10 см.
Процедуры для развития навыка скорочтения
Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его удалить. Не нужно ожидать результатов и разочаровываться, если их нет или они не радуют.
Развитие любого нового навыка требует определенного времени. Это как в спорте: хорошие результаты достигаются только упорными тренировками.
1. Читаем с указкой
Чтобы наш взгляд медленно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и при помощи пальца, если так удобнее.
Это упражнение именуется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен наблюдать исключительно за строчками, вдоль которых передвигается указка, и только не отпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.
Через определенный промежуток времени мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.
2. Подавляем артикуляцию
Некоторые мастера полагают субвокализацию нормальным процессом, помогающим уменьшить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Все таки, она значительно замедляет чтение.
Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно при помощи отвлечения внимания. Другими словами одновременно с чтением мы (или обучающийся наряду с нами партнер) можем выстукивать карандашиком по столу какой-то ритм.
Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.
Помимо постукивания, воспользуйтесь методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем наблюдать за счётом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Взамен счета можно напевать какой-либо мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простые стишки.
3. Метод «зеленой точки»
Такой способ позволяет обучиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В самом центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней собственное внимание.
Мысленно хотим представить зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.
Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение 14 дней, начнем рассматривать текст, размещенный в горизонтальном положении и вертикали от нее.
Пытаемся охватить взглядом чем побольше слов – их не надо читать, очень просто видеть.
Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально с целью улучшения периферического зрения.
Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.
4. Тренируем тарабарщину
Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении с правой стороны налево, развивают мышление, внимание и способность сосредоточиваться.
Для начала можно потренироваться читать с правой стороны налево при помощи палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот.
Варианты палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А потом можно приступать к тренировкам на самом обыкновенном тексте. Во всемирной сети можно отыскать сайт, где предлагаются электронные книги, написанные с правой стороны налево, и заказать их бесплатно.
5. Читаем вверх ногами
Процедуры по чтению книги, перевернутой вверх ногами, дают возможность сделать больше скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, потом возвращаем ее в обычное положение и перечитываем его.
Мы сразу ощутим, насколько без проблем и легко сможем это сделать!
6. Метод «тик-так»
Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при простом чтении. Этого хватит для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения значительно становится больше.
7. Чтение диагонально
Взгляд скользит диагонально страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже.
Сначала взгляд будет охватывать лишь пару слов, однако по мере тренировок объем воспринимаемого будет становиться больше. Главное в таком способе – обучиться выделять основные фразы и пропускать словесный мусор.
Читать необходимо начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим таким способом, нужно только окинуть страницу взглядом, чтобы понимать, о чем говорится.
Те, кто желает точно овладеть методами скорочтения, должны выбрать подходящую книгу.
Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети много обучающих видеокурсов, к примеру «Более чем скорочтение».
Комфортно и интересно обучаться скорочтению при помощи разных приложений. Одно из них – Spreeder.
В него загружается текст, а кол-во слов и скорость их возникновения можно задать собственными силами.
Учитесь быстро читать – всего 7 тренировок для увеличения скорости чтения
Любой из нас читает по-своему. Кто-нибудь не торопясь, растягивая удовольствие, проговаривая слова про себя.
Кто-то запоем, ненасытно, фактически «глотая» книжки и каждый раз оновляя собственную библиотеку. Скорость чтения человека устанавливается большинством факторов — от активности психических процессов и характера до свойств мышления.
Однако мало кто знает, что эту скорость можно вполне увеличить в 2-3 раза.
Мы расскажем — как сделать это.
О чем статья:
Как определить начальную скорость чтения – тест
Очень часто для определения скорости чтения пользуются следующей формулой:
Q (кол-во знаков в тексте, без пробелов) поделить на T (кол-во минут, израсходованных на чтение) и помножить на K (показатель понимания, другими словами, усвоение прочтенного текста) = V (знаков/мин).
Время чтения, разумеется, замеряется при помощи секундомера.
А что же касается осмысленности чтения, этот показатель устанавливается через анализ ответов, полученных на 10 вопросов по тексту.
При всех 10-ти правильных ответах К равён 1, при 8 правильных ответах К=0, и др.
К примеру, на чтение текста из 3000 знаков вы потратили 4 минуты, а правильных ответов дали только 6. В данном варианте, ваша скорость чтения будет вычисляться по следующей формуле:
V = (3000 : 4)х0,6 = 450 зн/мин.
Или около 75 слов/мин., если учесть, что усредненное кол-во букв в слове равно 6-ти.
Нормы скорости:
- Менее 900 зн/мин: невысокая скорость.
- 1500 зн/мин: средняя скорость.
- 3300 зн/мин: большая скорость.
- Более 3300 зн/мин: достаточно высокая.
Как показывают исследования, самая большая скорость, позволяющая полностью запомнить текст — 6000 зн/мин.
Очень большая скорость возможна, но лишь при чтении-«сканировании», без понимания и усвоения прочитанного.
Как еще легче проверить собственную скорость «книгоглотания»?
Обойдемся без формул! Копируем текст любой подобранной статьи, выделяем ту его часть, что состоит из 500 слов, включаем секундомер и… поехали!
Правда, читаем не «наперегонки», а вдумчиво и в обыкновенном режиме.
Прочитали? Теперь смотрим на секундомер и изучаем критерии:
- Менее 200 сл/мин: невысокая скорость. Быстрее всего, вы сопровождаете чтение мысленным проговариванием каждого слова. И вы, наверняка, даже не замечаете, как двигаются ваши губы. Страшного в этом ничего нет. Кроме того, что вы тратите на чтение много времени.
- 200-300 сл/мин: средняя скорость.
- 300-450 сл/мин: большая скорость. Вы читаете быстро (и, возможно, много), не проговаривая мысленно слова, и даже успевая взвесить прочитанное. Замечательный результат.
- Более 450-ти сл/мин: ваш критерий «отрегулирован». Другими словами, при чтении вы осознанно (а может бессознательно) используете техники либо приемы с целью увеличения скорости чтения.
Подготовка к упражнениям с целью увеличения скорости чтения – что понадобится?
Улучшив собственную скорость чтения при помощи некоторых методик, вы не только повысите результативность чтения, но и сделаете лучше собственные критерии памяти.
А перед тем как перейти конкретно к изучению техники, следует как можно более тщательно подготовиться к упражнениям.
- Подготовьте ручку, секундомер и любую книжку с кол-вом страниц более 200-т.
- Побеспокойтесь, чтобы вас не отвлекали в течение 20 минут тренировки.
- Побеспокойтесь о держателях для книги.
7 тренировок с целью увеличения скорости чтения
Жизни человека не хватит, чтобы осилить все шедевры мировой литературы. Но попытаться-то можно?
Вниманию всех книгоглотателей, которым нет времени в сутках — лучшие процедуры для совершенствования техники чтения!
Метод 1-й. Руки — ваши помощники!
Физическое участие в процессе чтения, как ни удивительно, тоже помогает повысить скорость.
Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений.
Применяя при чтении руку либо даже простую карточку-разделитель, вы создаёте движение на книжной странице и автоматично усиливаете концентрацию внимания.
- Палец-указка. Этой «указкой» вы легко и естественно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Ритм указки нельзя менять — он обязан быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где собственно вести «указкой» — не имеет большого значения. Хоть по самому центру текста, хоть по боковому полю.
- Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Основное, чтобы лист был однотонным, и вам комфортно было его держать и двигать с помощью одной руки. Поместите карточку над читаемой строкой. Собственно сверху, а не снизу! Этим методом вы повышаете внимательность, исключив вероятность для возврата к прочитанным строчкам.
Метод 2-й. Развиваем периферическое зрение
Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью взамен нескольких букв вы способны прочитать слово либо даже целую строку.
Тренировка бокового зрения выполняется при помощи работы с популярной таблицей Шульте.
Что она представляет собой, и как тренироваться?
Вся Правда О Скорочтении
Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра.
Все цифры (прим. — от 1 до 25) размещены в случайном порядке.
Задача: глядя исключительно на центральный квадрат, найти все данные цифры по убыванию (или же по увеличению).
Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумажном листе и применять таймер.
А можно тренироваться во всемирной сети (это намного легче) — в Сети достаточно аналогичных сервисов.
Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и дальше.
Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации
Тест скорости чтения
Это один из основных принципов скорочтения.
Под «субвокализацией» имеются в виду движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.
Почему она мешает чтению?
Усредненное кол-во слов, произносимое человек за 60 секунд — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится трудным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.
Как прекратить проговаривать про себя слова?
Для этого в процессе чтения…
- Зажимаем зубами кончик карандаша (либо прочего предмета).
- Прижимаем язык к небу.
- Кладем к губам палец свободной руки.
- Считаем про себя от 0 до 10.
- Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
- Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашиком мелодию.
Метод 4-й. Назад пути нет!
Возврат к уже прочитанному тексту (прим. — регрессия) и перечитывание уже пройденных строк делают больше время прочтения текста на 30 процентов.
Это может происходить инстинктивно, автоматично — к примеру, если вас отвлек чужой звук, и вы опоздали запомнить пару слов.
Либо же для повторного чтения чрезмерно информативной фразы, которую вы не убедились (или опоздали понять из-за большой скорости чтения).
Как отучиться от регрессий?
- Пользуйтесь карточкой, закрывая доступ к прочитанному материалу.
- Применяйте подходящие программы в Сети (к примеру, Best Reader).
- Применяйте палец-указку.
- Тренируйте силу воли и чаще вспоминайте про то, что ниже по тексту вы, быстрее всего, восполните все информационные пробелы, допущенные вами прежде.
Метод 5-й. Концентрируемся
Ясно, что при больших скоростях качество усвоения материала ощутимо уменьшается. Но, во-первых, это лишь на первое время, пока вы не осилили технику скорочтения, а второе, можно и на первое время набирать скорость, не теряя качества чтения.
В этом смогут помочь специализированные процедуры:
- Цветными фломастерами напишите на листке в хаотичном порядке названия цветов. Слово «красный» напишите жёлтым цветом, «зеленый» — черным, и т.д. Удалите лист в стол на денек. Потом достаньте и, останавливая палец на том или другом слове, быстро называйте цвет чернил.
- Берем лист и бумагу. Сосредотачиваемся на каком-нибудь предмете. К примеру, на том фикусе в горшке. И не отвлекаемся на сторонние мысли хотя бы в течение 3-4 минут. Другими словами, думаем только про это фикусе! Если сторонняя мысль все же закралась — ставим «зарубку» на листе и опять сосредотачиваемся на фикусе. Тренируемся до той поры, пока у вас не останется чистый лист после процедуры.
- Считаем, читая. Как? Просто. Во время чтения считаем каждое слово в тексте. Разумеется, только мысленно и без разных «помогалочек» в виде постукивания ногой, загибания пальцев и др. На упражнение — 3-4 минуты. Завершив его, обязательно необходимо проверить себя — просто посчитайте слова, не стараясь их прочитать.
Упражняйтесь до той поры, пока не сравняется кол-во слов, полученное в процессе чтения и имеющееся в действительности.
Метод 6-й. Учимся узнавать «основные» слова и отметать лишние
Разглядывая картину, вы не задаёте вопросы себя — что пытался сказать дизайнер. Вы просто смотрите и все понимаете.
Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.
Подобная «схема» применяется и тут. Вы должны обучиться выхватывать сигнальные, основные слова из строки и отсекать все лишние.
Каждое слово, не несущее большого значения, применяемое «для привлекательности» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.
Главное внимание — на основные слова, несущие главную информативную нагрузку.
Метод 7-й. Определяем темы абзацев
Каждый абзац (если вчитаться), точнее, все его фразы соединены конкретной темой. Если вы сможете определять темы, вы существенно увеличите качество усваиваемой информации.
Как тренироваться?
Берите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему.
Дальше засеките 5 минут и установите темы предельного числа абзацев за этот небольшой период.
Небольшое число определяемых тем за минуту — 5.
И еще пара советов «на посошок»:
- Сократите продолжительность остановки на любой строчке.
- Тренируйте умения отдельно. Не стоит пытаться охватить все техники сразу.
- Отучайтесь бегать глазами по строчке — охватывайте взглядом всю строку сразу.
Контрольная проверка скорости чтения – уже идеал, или нужно тренироваться ещё?
Вы уже неделю (либо даже месяц) занимаетесь самосовершенствованием . Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или необходимо тренироваться дальше.
Ставим таймер на 1 минуту и начнем чтение на самой большой скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации.
Записываем результат и сравниваем с самым первым.
Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.
А что дальше?
Есть ли смысл улучшать умения?
Разумеется есть. Но основным остается качество усвоенной информации.
Что толку глотать книги, если после прочтения у вас в памяти не остается ничего, помимо цифр с секундомера.
Для дальнейших тренировок можно применять, как уже изученные техники, так и новые.
Хорошо, минуса в них сегодня нет.
Нужно всего то посмотреть в поисковик и ввести подходящий запрос.
Упражняйтесь на различных видах текста:
- На разорванных и крутящихся текстах.
- На текстах, в которых отсутствуют гласные буквы.
- На чтении снизу и вверх и задом наперед.
- На деконцентрации и расширении угла зрения.
- На чтении сначала второго слова, потом первого. Дальше 4-го, потом 3-го.
- На чтении «диагонально». Этой техникой могут обладать лишь самые упорные.
- На чтении первого слова в его естественном виде, а второго — наоборот.
- На чтении только 2-й половины слов в строке при полном игнорировании 1-й и определении этой границы на глаз.
- На чтении «зашумленных» текстов. Другими словами, текстов, которые тяжело прочитать из-за причины наличия на них рисунков, пересекающихся букв, линий, штриховки и др.
- На чтении перевернутых «вниз головой» текстов.
- На чтении «через слово». Другими словами, перескакивая через одно слово.
- На чтении слов, которые остаются видимыми при накладывании на страницу какого-то либо трафарета. К примеру, пирамиды или елочки. Прочитав все, что не смогла спрятать пирамида, следует перечитать текст и узнать — правильно ли вы убедились смысл.
- На чтении только тех 2-3-х слов, что стоят в середине строки. Другие слова (с правой стороны и слева) считываем боковым зрением.
Практикуйтесь повседневно. Даже 15 минут практики в течении дня смогут помочь вам существенно нарастить ритм чтения.
Правда, потом вам нужно будет учиться скидывать этот ритм, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке.
Однако это — уже полностью иная история…
Применяли ли вы процедуры для увеличения скорости чтения? Пригодилось ли способность читать быстро в последующей жизни?
Поделитесь собственным опытом в комментариях ниже!
Улучшаем скорость чтения: 3 процедуры для взрослых
Учимся читать быстро: тренируем глаза и применяем руки
В прошлый раз мы рекомендовали взрослым читателям пройти тест на скорость чтения. Что сделать, если по результатам этого теста вы желаете сделать лучше внимательность, скорость чтения и осознание прочитанного (или все сразу)?
Рекомендуем разобраться в инструментах, которые у вас есть для быстрого чтения, и обучиться использовать их лучше всего.
Механизм процесса чтения
По существу, «читать» значит просто «смотреть на символы и понимать их». Если вы не знаете материал, то это не чтение.
Быстро читать и быстро смотреть на текст — различные вещи.
У вас от природы существует два инструмента, необходимых для чтения, и еще 1, который полезен, однако не обязателен. Инструменты которые понадобятся — глаза и мозг, ведь по существу чтение — визуальный процесс.
Руки или остальные инструменты не обязательны, однако при правильном использовании могут стать очень большим подспорьем для усиления внимательности и более активного участия в чтении.
А вот применять рот при чтении в большинстве случаев вредно, так как это тормозит процесс. Кроме вышеперечисленных жанров (поэзия, диалоги и Священное Писание), чтение должно применять зрительные центры мозга, которые работают довольно быстро.
Чтение с проговариванием (субвокализация) задействует слуховые центры, которые работают очень медленно.
По максимуму исключив слуховые участки мозга из чтения, вы облегчите процесс и повысите его результативность. Чтобы освободится от привычки проговаривать, необходимы сознательные усилия, однако дело стоит того.
Как работают ваши глаза
Во время чтения глаза двигаются скачкообразно. Определенное кол-во скачков — 4-ре в секунду.
Со стороны можно заметить, как двигаются глаза при чтении. Описывая данный процесс, люди очень часто применяют сравнение с пишущей машинкой.
Если найдете желающего, понаблюдайте, как он читает какой-либо текст, и вы сможете увидеть, что его глаза прыгают со слова на слово, слева направо, а потом возвращаются влево, как каретка пишущей машинки.
Вы не заметите такого исключительно у людей, которые читают со скоростью более 500 слов/мин.
Их глаза двигаются гораздо плавнее и равномерно. Данный факт удостаивается внимания, и вот почему.
При чтении мышцы останавливают глаза 4-ре раза в секунду.
Любая такая остановка именуется фиксацией. Информация воспринимается и поступает в мозг только во время остановок.
В промежутке между ними глаза двигаются так быстро, что ничего не воспринимается.
Итак, во время чтения информация поступает к вам через глаза 4-ре раза в секунду.
Эта характерность заложена природой, и Вам не удастся оказать влияние на частоту остановок глаз. Зато вы можете оказать влияние на то, сколько слов воспринимаете при каждой остановке.
Ширина текста, который воспринимают ваши глаза при каждой остановке, именуется поле зрения. У многих людей при чтении поле зрения максимально узкое: одно слово на остановку.
Статистика это доказывает: если читать пословно, то выходит 4-ре слова в секунду и ровно 240 слов/мин. — средняя скорость чтения шестиклассника!
Чтобы увеличить ее, достаточно увеличить собственное поле зрения и воспринимать больше слов при каждой остановке.
Увеличить поле зрения очень легко; необходимо лишь немного натренировать мышцы глаз и непродолжительное время потренироваться.
Как повысить скорость чтения? Улучшаем движения глаз!
Начинаем с мышц, отвечающих за движение глаз. Сделайте упражнение.
Встаньте прямо и смотрите вперед.
Не поворачивая головы, посмотрите подальше влево. Потом подальше вправо.
Потом как можно скорее пять раз подвигайте глазами налево-направо и назад в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте.
У вас закружилась голова или заболели глаза?
Это происходит с многими людьми и значит, что у них слабые, нетренированные мышцы глаз. Чтобы закрепить и натренировать их, попробуйте исполнять это же упражнение несколько раз в течении дня.
Достаточно быстро (во многих случаях всего через несколько дней), по мере укрепления глазных мышц, упражнение становится намного менее изнурительным.
Как обучиться читать быстро? Правильно применяйте руки!
Второй ваш инструмент для увеличения скорости чтения — руки. Как я уже упоминал, их применять совсем не обязательно, но большинству они сильно помогают.
Причин этому две.
- Применяя руки (или карточку-разделитель), вы активнее участвуете в чтении — физически. Чем активнее вы участвуете в процессе обучения, чем больше задействован ваш организм, тем лучше результаты.
- Ваш мозг «запрограммирован» природой на то, чтобы принуждать глаза подмечать движения. Явление это восходит ко временам охотников-собирателей, когда движения выдавали существо, которое хотело скушать вас или было для вас желанным блюдом. С этой точки зрения у многих материалов для чтения есть минус: они не двигаются. Благодаря этому так легко отключиться. Телевизор, пролетающая мимо птица — фактически все, что двигается, имеет право привлечь ваше внимание. Используя руки или карточку-разделитель, вы создаёте движение на странице, которую читаете, причем таким образом, чтобы увеличить внимательность и помочь глазам двигаться ритмичнее и быстрее.
Вот два метода скорочтения, которые дают возможность читать эффектнее.
Палец-указка.
В таком способе применяется правый или левый указательный палец. Суть тут в том, что при чтении вы ведете пальцем вертикально по странице вниз с одинаковой скоростью — немного быстрее темпа, в котором могут двигаться ваши глаза.
Требуется соблюдать постоянный ритм, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по самому центру текста.
Не жмите очень сильно; ведите вниз по странице естественно и очень легко.
Попробуйте такой способ на любой странице текста, которую в настоящий момент читаете, чтобы понимать, какой его вариант вам больше нравится.
Взлом Скорочтения / Лайфхак для Школьника, Студента [#brainshow_читать]
Карточка-разделитель.
Вам нужно будет картотечная карточка (размер ориентировочно 13?7,5 см) или чистый бумажный лист, сложенный вдвое. Либо даже визитка, хотя она маловата.
Единственный показатель отбора карточки — чтобы ее легко было держать с помощью одной руки.
Главное — правильно расположить карточку во время чтения.
Берите ее и положите над строкой, которую читаете.
«Подождите-ка! — воскликнете вы. — Мне же не видно, что я только что прочел!» Вот собственно.
Такой способ тут же увеличивает скорость и внимательность у более чем 90% людей по большей части благодаря тому, что исключает возможность регрессии, о которой мы утверждали в прошлый раз, и ваш мозг это понимает. Отрезав себе путь к отступлению, вы даёте подсознанию понять: нужно быть внимательным, так как существует только один шанс.
Так что по мере чтения просто перемещайте карточку по странице вниз в равномерном, регулярном темпе, чтобы ваши глаза продвигались вперед.
В совершенстве карточка не должна останавливаться, и, разумеется, ее нельзя перемещать вверх. Испытайте метод на любой странице книги 1–2 минуты — и берите его на вооружение.