Чем отличается лирика от эпоса
В чем разница между лирикой и эпосом
Во многих случаях лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь идет речь о 2-ух совершенно разных родах литературы.
Проанализируем любой из них и узнаем, чем отличается лирика от эпоса.
Под лирикой в литературе знают произведения, где есть эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм означает взволнованность, чувственность, задушевность.
Эпическими именуют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, случившихся в жизни людей. Стилистика эпоса часто геройская, прославляющая отдельных героев или целую нацию.
Сравнение
Итак, основным в лирике считается образ-переживание. Если и упоминаются какие-нибудь события, то в жадный форме, только для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение.
При этом автор выражает необязательно свои впечатления. Лирическим героем бывает разнообразной, даже выдуманный персонаж.
Задача эпоса — познакомить читателя с некоторыми событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое творение разворачивается некоторый сюжет.
Если лирика, отражая миг жизни, часто выражается настоящим временем, то эпическое повествование проводится, в основном, в прошедшем времени.
Отличие лирики от эпоса заключается в том, что лирика предусматривает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым.
Такая беспристрастие помогает лучше понять смысл случившегося и разобраться в причинах и следствиях.
Лирика собственным наименованием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И неспроста.
Она ведь по собственной сущности подобно музыке, позволяющей выражать чувства без слов.
И наиболее оптимальной формой, в которую может одеваться лирика, считается стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью. В эпосе же мощным инструментом считается конкретно слово.
Оно применяется для подробного изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.
Кое-какие выводы можно создать, и сопоставив объем произведений, надлежащих любому из 2-ух родов. В чем разница между лирикой и эпосом?
В том, что лирические творения часто маленькие.
Самыми ценными из них считаются те, в которых автору получилось при помощи минимума слов очень полно выразить живое ощущение. Со своей стороны, спецификой эпоса считается безграничный объем.
Аналогичное творение может собой представлять как маленькой рассказ или набросок, так и многотомный роман, высчитанный на долгое чтение или слушание.
Таблица
Лирика | Эпос |
Образ-переживание | Описание событий |
Субъективность | Объективность |
Отсутствие сюжета | Сюжетность |
Часто выражается в настоящем времени | Применяется ушедшее время |
Ритмична, очень часто в форме стиха | Инструмент — слово |
Преимущественно маленькое творение | Безграничный объем |
Что такое лирическое творение
Выделяется три рода художественной литературы: эпический (повествовательный), драматический и лирический.
Наименование последнего происходит от музыкального инструмента, лиры, в сопровождении которого исполнялись стихи.
Основной особенностью лирического произведения считается то, что оно сообщает читателю не столько о событиях и фактах, сколько о ощущениях, переживаниях и внутреннем мире героя.
Лирические произведения отличаются особенным типом художественного образа — образа-переживания. В отличии от эпоса или драмы, которые повествуют о человеке и проявлениях его характера при довольно различных обстоятельствах, лирическое творение показывает единое и определенное состояние человеческой души в установленной ситуации.
Лирические произведения делятся на следующие жанры: хвала — праздничное стихотворение, прославляющее великого человека или мероприятие (хвала появилась и достигла вершины популярности в восемнадцатом веке, сейчас она перешла в разряд архаических жанров); гимн — стихотворение хвалебного содержания; элегия — лирическое творение, посвященное раздумьям; эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение; эпистола — лирическое письмо, или письмо в стихах; сонет — стихотворение, которое состоит из четырнадцати строк со специальной рифмой и стилем; сатира — стихотворное обличение и осмеяние пороков или отдельных людей; баллада — лиро-эпическое стихотворение с развернутым сюжетом. Часто литературное творение в себе совмещает признаки нескольких лирических жанров.
Центральным персонажем такого произведения считается лирический герой, собственно через его внутренний мир автор доносит до читателя конкретные переживания и чувства. Внешний мир отходит при этом на второй план и изображается в разрезе эмоций, которые тот создает на героя.
Создавая эксклюзивный образ литературного героя, поэт способен выполнить его очень ближайшим себе. Например, Сергей Есенин, который отождествляет в собственной лирике себя с простым крестьянским парнем.
Но при правильном анализе лирического произведения нужно говорить не о ощущениях и переживаниях самого автора, а о внутреннем состоянии его лирического героя.
Для лирики в общем свойственен разговор о великолепном, возвышеном и волнующем, в лирическом произведении провозглашаются идеалы жизни человека. Главное правило лирического рода литературы: как можно короче, но как можно ярче и полнее.
- Лирический род литературы
- лирические произведения
Не новость, что одно слово как правило имеет различные значения. Но бывает и другая ситуация — все то же самое слово означает в общем сходные вещи, но используется в абсолютно разных областях.
Замечательный тому пример — термин «лирика», который, никогда особенно не меняясь по смыслу, может использоваться в разном контексте.
Лирика — это, в первую очередь, род литературы, вместе с эпосом и драмой. Род этот в себя включает фактически все формы стихосложения, однако при этом соединяет их общей стилистикой и идеей.
Во главе угла в лирическом произведении находится не беспристрастное восприятие реальности, а чувства поэта и (или) лирического героя.
Главное тут — внутренняя жизнь автора, его субъективное отношение к чему-либо, выраженное в форме внутреннего монолога или диалога, спора с самим собой. Талантливым в этом контексте можно считать творение, которое, оставаясь глубоко личным переживанием, ясно и доступно любому, принимает «общечеловеческое значение».
Разумеется, аналогичным талантом обладали все русские поэты-классики.Сходное значение «лирика» имеет в музыке. Условно можно сказать, что любая печальная композиция считается «лирической», по той же причине, что и стихи в предыдущем пункте.
Впрочем лиричной можно считать не только песню, но и просто мелодию, вводящую слушателя в состояние легкой грусти. Понятно, что аналогичная музыкальная тема должна выделяться маленькой скоростью и быть спокойной.
Технически же она должна осуществляться в (в основном) минорной тональности.
Более того, «лиричным» может быть и человеческое состояние. Оно отличается очень высокой сентиментальностью, романтичным настроем и в общем — эмоциональным, поэтическим взглядом на мир.
Очень часто лиричное настроение предполагает вдохновленность, стремление рисовать, писать стихи или заниматься другого рода творчеством.
В ежедневной речи «лирика» имеет пару утрированное значение. Выражения вроде: «Хочется меньше лирики, а больше дела» употребляются с явным сарказмом.
Имеется в виду, что в тексте/книге/монологе очень мало объективной и ценной информации, а как правило рассуждения, которые не имеют отношения к делу или практической ценности. «Лирика» в таком случае применяется как синоним слову «демагогия», т.е. «неиспользуемые разговоры».
Что такое лирическое творение
Эпос, лирика, драма
Литературные произведения принято делить на три ключевых рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разграничение восходит ещё к временам Древней Греции и первый раз было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н.э.).
Определённое представление о трёх основных видах литературы есть у любого из вас, но те, кто никогда не думал о смысле этого деления, нередко имеют о нём упрощённое, не очень правильное понятие. Многие считают, что лирика — это обязательно стихи, с ритмом и рифмой, драма — то, что играют на сцене, а эпос — это любой художественный прозаический текст.
Впрочем немного более искушённый читатель знает, что и драмы бывают в стихах, а древние поэмы — к примеру, «Илиаду» и «Одиссею», именуют “эпическими”. Зато и в прозе бывают иногда маленькие рассказы, в которых практически нет событий, а ключевую роль играет настроение.
Цикл собственных рассказов, написанных в этом роде, российский писатель И.С. Тургенев именовал «Стихотворения в прозе».
Задача эпоса (по-гречески “эпос” значит повествование) — описывать события. В эпическом произведении авторский взгляд — это мнение со стороны.
Весьма долго эпос не умел и не брался описывать события внутренней человеческие жизни, однако даже когда такие описания появляются, автор, Для того чтобы рассказать о собственных переживаниях, должен сделать как бы шаг в сторону и посмотреть на своё внутреннее состояние чужими, отстранёнными глазами.
Эпос — это соразмышление повествователя и его слушателей (а позднее — читателей) о смысле случившихся событий. Размышление требует спокойного, трезвого взгляда на вещи.
Часто говорят: “Рассказано с эпическим спокойствием”.
В действительности, Гомер, например, с одинаковой обстоятельностью, “не опуская глаз”, рассказывает и про то, как циклоп доит своё стадо, и про то, как он убивает и ест спутников Одиссея. Точнее, рассказывает об этом в поэме сам Одиссей, но и он не вносит в рассказ собственных чувств: страха, жалости, отчаянья.
Его разделяет от таких событий пройденный путь и прожитые годы — эпическая дистанция, которая добавляет взору отстранение.
Зато при подобном беспристрастном, объективном рассказе становится понятнее связь причин и следствий, из которых состоят события жизни человека. За хаосом ежедневных случайностей открываются законы, которым подчинено движение жизни.
Лирика, напротив, лучше всего занята изображением чувств человека, его внутреннего состояния. Если даже лирическое творение описывает какие-нибудь предметы и события, описание всегда окрашено личным, субъективным отношением.
Это отношение и есть главный предмет изображения. Когда мы читаем в стихах Пушкина:
нас интересует не столько описание комнаты и печки (которого, вообще-то говоря, тут и нет), сколько впечатление уюта, радости, тепла и света, которое встаёт из данных строк.
Лирика — это сопереживание читателя автору стихотворения.
Лирика требует не отстранения, а наоборот, погружения читателя (слушателя) в чувства и настроения — и авторские, и в собственные, из-за того что, если мы не угадаем за авторскими словами что-то уже знакомое нам по внутреннему опыту, стихи останутся для нас как бы письмом на непонятном языке. Когда мы не понимаем стихи, мы просто не замечаем, не слышим в них того основного, про что идет речь.
Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир иного человека. Оказывается, нам намного легче это сделать, если лирический текст соединён с музыкой.
Слово “лирика” по-гречески значит “произносимый под звуки лиры” — струнного музыкального инструмента, который, так же как считали древние греки, когда-то изобрёл бог Гермес и передал Аполлону — покровителю искусств.
Само наименование лирики показывает, что она глубинной собственной сутью родственна музыке — искусству, которое умеет выражать человеческие чувства, не называя их.
Это родство объясняет нам, почему лирике характерны ритм и мера. Ритм, напевность, музыкальность помогают лирическим произведениям выразить то, что не всегда вмещают слова.
Или можно сказать по-иному: музыка стиха заставляет слова выражать больше, чем они могут выразить в обыкновенной речи. Ритм стиха сам вводит нас в необходимое настроение.
Сопоставьте, к примеру, два описания лунной зимней ночи в пушкинских стихах:
Чтение стихов, как и пение песен — если говорить не о подделках, а о настоящем искусстве, — это вместе с тем и удовольствие, и труд души.
Благодаря тому, что форма стихов довольно трудна, а восприятие их требует конкретной культуры, может сложиться впечатление, что стихи — какое-то позже и искусственное открытие в литературе. Это не так. Стихи старинное и в определенном смысле естественнее прозы.
Ритм поразительным образом свойствен человеческой речи.
Российский поэт Н.С. Гумилёв сказал как то, что об этом “знает всякий, кто, тщательно оттачивая кусок прозы, употреблял усилия, чтобы сдержать рождающийся ритм”.
Потому и древние эпические сказания сложены в стихах, сродни лирическим песням. И те, и прочие, по мнению учёных, возникли из древней хоровой поэзии.
Драма по-гречески значит “действие”. В ней не говорится о совершившихся событиях, а показываются события, как бы происходящие на наших глазах. Знаменитое обозначение, которое дал драме Аристотель, начинается словами: “Драма есть подражание действию…”
Автор драмы не имеет возможности говорить “от себя”: все, что он желает сказать, должно быть ясно зрителю из событий, происходящих на сцене, и разговоров действующих лиц.
При этом зритель вникает в события чужой жизни и начинает переживать их так, словно они недалеко затрагивают его самого. В театре (тем более в детском) часто бывает, что зрители забывают, что перед ними пьеса, написанная драматургом.
Бывает, что они беспокоятся, кричат, пытаются поменять ход действия: кого-то предупредить, кому-то помешать…
Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма выполняет зрителя буквально “соучастником” событий.
Очень долго драма не мыслилась и не существует вне театра, и этим поясняются многие её характерности. Действие в драме ограничено строгими рамками.
Оно должно иметь логическое начало (завязку), развитие действия и конец (развязку). Ожидание развязки держит зрителя в напряжении, которое в какие-нибудь моменты действия увеличивается, становится захватывающе острым.
Подобные моменты называются кульминациями — точками самого высокого напряжения действия.
Интерес зрителя к действию абсолютно не нужно удерживается на желании выяснить, “чем дело кончилось”. Кроме того, в Греции, где появилась на свет европейская драма, в основу драматических сюжетов в большинстве случаев клались мифы, которые всем были хорошо известны. Напряжённое внимание держалось на другом.
В основе драматического действия лежит инцидент — столкновение жизненных позиций героев.
Драма — это всегда разговор, спор 2-ух сторон, 2-ух “правд”, и зрители ждут решения (или, точнее, выносят решение): что же в действительности в разных жизненных ситуациях считается “правдой”, кто прав, кто победит в споре.
Древние сюжеты осмыслялись по-новому, в них высвечивались острые конфликты, так или по другому задевающие каждого зрителя, и основное было — найти взвешенное решение, а не выяснить конец какой-то старой истории.
Например, в трагедии Эсхила — первого из легендарных трагических поэтов Древней Греции (ок. 525–456 гг. до н.э.), которая именуется «Умоляющие», спорят две стороны: девы-Данаиды, дочурки царя Даная, бегущие от большой преследующей их армии, и маленький греческий город Аргос, у которого Данаиды просят защиты.
Город оказался перед трудным выбором: с одной стороны, он абсолютно не обязан оберегать Данаид, тем более что войско преследователей велико и могуче и город навряд ли сможет дать ему отпор. С другой стороны, выдав Данаид преследователям, город отречётся от своих принципов: от закона, права, уважения к свободе — и молча согласится с тем, что грубая сила может создавать на свете любой произвол.
На сцене не происходит практически никаких событий, только разговоры: Данаиды умоляют, вестник вражеского войска угрожает, представители города решают, как им быть.
И понемногу всем становится ясно, что свободный человек, подчинившись грубой силе, перестанет быть свободным. Защищая Данаид, Аргос будет оберегать не стены, не богатство, а суть собственного города — его свободу и независимость.
И перед Данаидами открывают ворота. Трагедия заканчивается словами вестника про то, что вражеская армия подошла к поверхности стен города.
Зрители не увидят, чем кончится сражение. Для самой драмы это не имеет значения: решение найдено, инцидент разрешён, развязка совершилась.
Хоть, тем не менее, все, для кого Эсхил написал и поставил собственную трагедию, очень хорошо знали, что город погибнет в сраженьи.
На этом выборе правды ценой жизни построен дивный эффект любой трагедии, который Аристотель именовал “катарсис” — очищение через страдание, или очищение самого страдания; светлый подъём духа, который ощущают все участники и свидетели трагической, но праведной развязки.
Есть рассказ про то, как в час опасности афиняне поставили трагедию, чтобы поднять собственный дух, после неё пошли в бой и победили.
В прежние века драму считали высшим из родов литературы, объединяющей в себе хорошие качества эпоса и лирики.
С эпосом драму роднит интерес к событию, сюжету, с лирикой — эмоциональный накал, полнота погружения зрителя в мир художественного произведения. Но происхождением собственным драма сильно выделяется от эпоса и лирики.
Она восходит к древним обрядовым действам, которые в действительности затрагивали всех членов рода, равно и зрителей, и участников.
К эпосу относятся следующие жанры: сказка, легенда, былина, древние эпические поэмы, роман, повесть и рассказ.
В античности и в Средние века выделялось много лирических жанров: гимн, письмо, хвала, элегия, сонет, рондо, песня, романс и т.д. Однако в XIX–XX веках лирические произведения очень часто называются просто “стихотворение”, без деления на жанры.
К драме относятся трагедия, комедия и усредненный жанр — просто серьёзная пьеса, не такая глубокая и возвышенная, как трагедия; такие “средние” пьесы, как и весь род, именуют драмами.
Есть произведения, в которых комбинируют линии сразу 2-ух родов. В особенности, есть достаточно большой круг лиро-эпических произведений, в которых лирика (передача чувств) комбинируется с эпосом (описанием событий).
Например, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — это лиро-эпическое творение.
Лирика как литературный род. Жанры лирики
? ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ?
ЛИРИКА– род лит-ры, в котором мир осваиваивается в плане эстетики как царство субъектности. Объект — внутренний мир человека.
Содержание — переживание (мысли, чувства). Справедливый мир в лирике — повод к переживанию или его внешний оттиск.
Ключевые ценности — духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство впечатлений.
Носители лирических переживаний:
1) Лирический герой (не тождественен автору). а) образец, герой — вид. читатель — со-герой
2) Герой ролевой лирики — герой выступает иным по отношенению к автору (особ.речев. привычка прекрасная от лит норм)
3)Поэтический мир. Худ. реальность считается наглядно-зримым воплощением переживания.
Предмет изображения в лирике — внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения).
Форма словесного выражения — монолог.
Функции слова — выражает состояние гласящего. Чувственная сфера человеческих впечатлений, внутренний мир, путь воздействия — суггестивность (внушение).
В эпосе и драме пытаются обнаружить общие закономерности, в лирике — единичные состояния человеческого сознания.
Нерациональные чувства и устремления. Неповторимость, хотя и есть компонент обобщения для передачи собственных мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями.
Как род литературы лирика важна всегда.
В основе лежат переживания. Лирический сюжет — это развитие и оттенки авторской эмоции.
Часто поговаривают, что лирика бессюжетна, но это не так.
Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания иным жанрам, игра ритмами.
Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.
Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике».
Есть синонимы «лирическое понимание», «лирический субъект» и «лирическое я».
Очень часто такое обозначение — это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике.
Термин возник благодаря тому, что нельзя поставить символ равенства между поэтом и носителем сознания. Данный зазор возникает перед началом 20 века в лирике Батюшкова.
Могут быть различные носители, благодаря этому два варианта лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика различная.
Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений — автопсихологическая лирика. У Пастернака — ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Значительная часть в стихотворной форме
Жанры лирики возникли во времена античности.
Вот некоторые варианты жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), хвала (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), письмо (обращение к лицу в форме письма). Это дробление сохранялось долго, но приблизительно в середине 19 века и позже начали появляться лирические жанры большой формы, к примеру, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню — элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже).
Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их оформления с музыкой именуют романсами.
Виды (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
(хвала, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, письмо)
Хвала (с греч. «песнь») — хоровая, праздничная песня.
ГИМН (с греч. «похвала») — праздничная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») — короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, появившееся в третьем веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ — жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.
Письмо — стихотворное письмо, обращение к определенному лицу, пожелание, просьба, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette — «песенка») — стихотворение из 14 строк, обладающее конкретной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.
Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.
Драма — (др.-гр. действие, мероприятие) — одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличии от лирики и сродни эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир — действия, отношения людей, конфликты.
В отличии от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, в основном, нет внутренних монологов, авторских параметров героев и прямых авторских комментариев изображаемого.
В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до этого времени.
Для драматических произведений свойственны остроконфликтные ситуации, побуждающие героев к словесно — физическим действиям.
Авторская речь иногда может быть в драме, но носит дополнительный характер. Иногда автор коротко комментирует реплики собственных героев, выполняет указания на их жесты, интонацию.
Драма хорошо связана с театральным искусством и обязана отвечать требованиям театра.
Драма рассматривается как венец литературного искусства. Примерами драмы считается пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.
По собственному содержанию драма отражает наиболее острые в социальном и психологическом отношении жизненные моменты.
О драматических жанрах необходимо говорить, помня, что драма сама по себе — жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их по отдельности один от одного нельзя.
Какое отношение имеют казахи к эпосу «Манас»?
Мы утверждали о драме уже довольно, впрочем, значения драме как театральному действу не дали до этого времени.
Для того, чтобы какое бы то ни было творение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе инцидент, либо конфликтную ситуацию. Инцидент имеет право быть и комичным и трагичным.
Очень часто драма вмещает в себе большое количества и того и остального. Наверное благодаря этому, она очень часто трактуется в специальной литературе как переходный жанр.
Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также часто встречается и комбинация из вышеперечисленных видов, тем более это будет отличительно для драмы литературной.
Драма тоже может быть национальной, так можно отметить испанскую драму — её иногда ещё именуют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», здесь всё полностью и всецело подчиняется от того, какой инцидент разработан в драме. Жанры драмы — способны возникать только в литературе.
Их в действительности не очень много:
• Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)
• Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)
Драматическая проза выделяется от прозы обыкновенной прежде всего тем, что в ней много регулярно сменяющих друг друга событий, при этом немалое число действующих лиц, намного большее, чем скажем в обыкновенном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков.
Считается, что читатель в состоянии усвоить не больше 5-7 действующих героев, драма очень часто нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда существует возможность заглянуть на форзац и увидеть, кто собственно тот герой, о котором он совсем забыл.
Лироэпические произведения.
Лиро-эпический род литературы — художественные произведения в стихотворной форме, в которых комбинируют эпическое и лирическое изображения жизни.
В произведениях лиро-эпического рода жизнь отображена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя в большинстве случаев выражены в произведениях лиро-эпического рода в говоря иначе лирических отступлениях, иногда конкретно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления — один из видов авторской речи.
Такие, к примеру, знаменитые лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; такие в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в остальных главах поэмы.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ Виды (ЖАНРЫ): поэма, баллада.
ПОЭМА (с греч. poieio — «делаю, творю») — крупное стихотворное творение с повество-вательным или лирическим сюжетом в большинстве случаев на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА — сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
Виды (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode — «козлиная песня») — драматическое творение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое в большинстве случаев кончается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode — «веселая песня») — драматическое творение с веселым, забавным сюжетом, в большинстве случаев высмеивающее общественные или домашние пороки.
ДРАМА («действие») — это литературное творение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ — жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
лирика — это… Что такое лирика?
Жанры эпоса и лирики
Лирика — ЛИРИКА. Дробление поэзии на три ключевых рода считается в теории литературы обычным.
Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического искусства. При этом под эпосом (см.) конечно поэзия, справедливо повествующая о… … Литературная энциклопедия
Лирика — ЛИРИКА. Под данным словом разумеют тот вид поэтического искусства, который собой представляет раскрытие, выражение души (в то время как эпос рассказывает, укрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма выполняет то же самое, не от… … Словарь литературных терминов
Лирика — Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское наименование Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… … Словарь лекарственных препаратов
ЛИРИКА — ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий свои настроения и переживания поэта. || Род музыки с преимуществом эмоционально субъективных элементов.
2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Российская… … Толковый словарь Ушакова
ЛИРИКА — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (вместе с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, свое я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает много … Современная энциклопедия
ЛИРИКА — (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (вместе с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, свое я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИРИКА — ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания.
Российская традиционная л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина.
3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова
лирика — сущ., кол во синонимов: 7 • задушевность (14) • лиризм (10) • миннезанг (1) • … Словарь синонимов
Лирика — (греч. lirikos — произносимый под звуки лиры) род литературы (вместе с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных находящейся вокруг его жизненной обстановкой; охватывает… … Энциклопедия культурологии
Лирика — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (вместе с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, свое “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛИРИКА — (от греч. lyra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (вместе с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь
Эпическое творение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы
Эпос — вторичный принцип изобразительного искусства . В эпическом роде литературы организующим самим началом произведения считается повествование о персонажах,их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это – цепь словесных сообщений или, говоря проще, рассказ о случившемся раньше.
Эпос как род литературы в себя включает как короткие рассказы, так и произведения, которые рассчитаны на долгое слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необыкновенной широтой. Св-ва эпоса: 1) изобразительность, т.к. в эпосе при помощи слов может быть изображен каждый объект самой разной сложности с достаточной степенью детализации.Эта способность позволяет обращаться к подробным портретам, развернутым описаниям пейзажа или интерьера. 2)Сюжетность эпоса, т.е. способность воссоздавать непростые обстоятельства, большое кол-во событий и героев, давать много сюжетных мотивировок.
3) Хронотоп — особенные пространственные временные отношения. В эпосе пространство и время связаны намного теснее, чем в лирике и драме.
Эпос стремится к воспроизведению окружающих событий, явлений и предметов, благодаря этому по максимуму достоверной степени изобр. пространство и время. 4) Эпос предполагаетособую речевую организацию.В нем соче5таются все осн.формы речи: косвенная, прямая, несобственная прямая.Для дифференциации речевых форм эпоса вводятся понятия повествователь и рассказчик.5) Повествовательная привычка — это особенная интонация, с кот.
Автор описывает те либо другие события.6) Эпическое мировоззрение ( иерархия ценностей). Чем крупнее эпическое произв., тем больше необходимость автора соединить его разрозненные части и дать единства.
Это единство и явл. эпич.мировоззрением. Эпические жанры: Для героического эпоса свойственен умеренный тон повествования. Белинский думал, что автор смотрит глазами собственного народа.
Роман -самая большая форма эпического жанра. Всякое творение написано на романском языке, а не на латинском. Роман как жанр появился ещё в античном мире.
В средине века имеют популярность рыцарские романы. Разновидности романов: исторические, приключенческий, детективный, семейно — бытовой, военный, интеллектуальный, женский, философский, эротический роман. Для романа как жанра свойственен психологизм личности.
Повесть – это усредненный эпический жанр. Иногда даже ученым сложно определить повесть от романа.
Рассказ – маленькое повествование в котором в большинстве случаев описывается одно мероприятие. Новела – разновидность рассказа, спонтанный сюжет, спонтанная развязка. Набросок – относится к эпическому жанру.
В русской литературе в середине 17в. физиологический набросок – это самые разные харак явления описанные с натуры.
Драма один из трёх родов литературы (вместе с эпосом и лирикой). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она наряду с тем воспринимается и в чтении.
Д. оформилась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первоначальный план актёров, объединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её появление как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воссоздание хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний героев; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Герои Д. сами говорят за себя, все дано тут под знаком происходящей между ними борьбыОтсюда и возможность возникновения в драматургии так наз. закона трех единств (действия, места и времени), схоластического в том виде, в каком его утверждала французская традиционная доктрина Драма, литературное творение, изображающее мероприятие в действии, воспроизводимое пред зрителями на сцене.
Сведения о характере и биографии героев мы приобретаем из отдельных реплик иных героев или особенной манеры говорения каждого героя. В Д.идет единая сюжетная линия.Элементы сюжета драмы находятся в строго конкретной очередности: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Действие Д. происх в настоящем времени.
Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первоначальный план внутренний мир лирического героя, его переживания.
Характерности:1способность передавать явления и факты внутр. человеческие жизни; 2 лирич. сюжет собой представляет переход от одного эмоционального состояния к иному, либо процесс рассуждений; 3 фигура лирич.героя — условно-воображаемое лицо от имени кот.подается лирическое переживание.(лирич. Личность, лирическое «я», лирический субъект, лирическое пространство, субъективно-объективная лирика).
Лирика совсем не замыкается в области внутренней жизни людей, их психологии как такой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней реальности.
Благодаря этому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Лирика приобретает себя в основном в небольшой форме.
Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и другим, не похожим на него лицам. Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии очень часто доводится как бы до самого большого предела.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10325 —
| 7989 —
или читать все.
Разница между лирикой и поэзией. В чем разница между лирикой и эпосом
Во многих случаях лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь идет речь о 2-ух совершенно разных родах литературы.
Проанализируем любой из них и узнаем, чем отличается лирика от эпоса.
Общее понятие лирики и эпоса
Под лирикой в литературе знают произведения, где есть эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм означает взволнованность, чувственность, задушевность.
Эпическими именуют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, случившихся в жизни людей. Стилистика эпоса часто геройская, прославляющая отдельных героев или целую нацию.
Сравнение
Итак, основным в лирике считается образ-переживание. Если и упоминаются какие-нибудь события, то в жадный форме, только для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение. При этом автор выражает необязательно свои впечатления.
Лирическим героем бывает разнообразной, даже выдуманный персонаж.
Задача эпоса – познакомить читателя с некоторыми событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое творение разворачивается некоторый сюжет.
Если лирика, отражая миг жизни, часто выражается настоящим временем, то эпическое повествование проводится, в основном, в прошедшем времени.
Отличие лирики от эпоса заключается в том, что лирика предусматривает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым.
Такая беспристрастие помогает лучше понять смысл случившегося и разобраться в причинах и следствиях.
Лирика собственным наименованием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И неспроста. Она ведь по собственной сущности подобно музыке, позволяющей выражать чувства без слов.
И наиболее оптимальной формой, в которую может одеваться лирика, считается стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью. В эпосе же мощным инструментом считается конкретно слово.
Оно применяется для подробного изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.
Кое-какие выводы можно создать, и сопоставив объем произведений, надлежащих любому из 2-ух родов. В чем разница между лирикой и эпосом? В том, что лирические творения часто маленькие.
Самыми ценными из них считаются те, в которых автору получилось при помощи минимума слов очень полно выразить живое ощущение. Со своей стороны, спецификой эпоса считается безграничный объем.
Аналогичное творение может собой представлять как маленькой рассказ или набросок, так и многотомный роман, высчитанный на долгое чтение или слушание.
В русской литературе Девятнадцатого века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова делит не эпоха, а короткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую погибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Российская Федерация узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.
Поэтический мир Лермонтова не стал точной копией мотивов и образов лирики Пушкина. Его характерной чертой считается глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и действительностью, определившая романтичное содержание искусства поэта, мироощущение которого формировалось под существенным влиянием лирических произведений Дж.
Байрона.
Ключевой лейтмотив в поэзии Лермонтова – тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворения собственной судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И тоскливо и грустно», «Мое будущее в тумане».
В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтичный идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.
Интимная лирика Пушкина полна собственных переживаний, однако в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню дивное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» – стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно великолепны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья.
Примером послужит стихотворение «Я не унижусь пред тобой».
Пейзажную лирику Пушкина можно именовать зарисовками с натуры: ее образы не обременены лишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осенняя пора» – стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармоничность мира. В лирике Лермонтова, посвященной данной теме, доминирует жанр пейзажной миниатюры с применением трудных аллегорий и мифологизированных образов, которые связаны с размышлением поэта о жизни и смерти. «Вершины гор», «Когда беспокоится желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и прочие лирические произведения поэта, выстроены на внутренних контрастностях, отражающих дисгармонию окружающего мира.
Особенное место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены позитивным умыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой.
В лирике Лермонтова тема общения с современниками покрыта краской субъективным ощущением неудовлетворения и скуки по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
Данный же мотив доминирует и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Отчизна», «Прощай, немытая Российская Федерация», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен обстановке, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием собственного окружения.
В стихах Пушкина гражданский мотив связан с желанием «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.
TheDifference.ru определил, что отличие лирики Пушкина от лирики Лермонтова состоит в следующем:
- Лирической поэзии А.С. Пушкина присуще многообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой считается неразрешимый инцидент между своей судьбой и эпохой.
- Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая собственную исключительность и одиночество в мире который нас окружает.
- Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью эстетических образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором значительная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.
Стихотворение в прозе — переходный жанр между лирикой и прозой.
Выделяется от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию либо повествование, правда отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, постоянной рифмы. Одновременно с тем, для стихотворений в прозе свойственны очень высокая метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных эмоций, которые очень часто определяют лирическое утверждение.
Миниатюра – эстетическое творение малых размеров, выделяющееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
Классификация миниатюры в литературе очень затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то небольшим рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.
Образцом жанра лирико-философской миниатюры К. С. Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина, однако это не механически сокращеный "большой" рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа следует считать абсолютно неразвитый сюжет, отсутствие классических завязок, развязок и т. п. ". Данное заявление представляется очень убедительным: следует разделять жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический.
И если для лирической миниатюры жанрообразующим аргументом считается ощущение, мысль, переживание автора, т. е. лирическое начало, то для миниатюры эпической — фабульный сюжет, мероприятие, имеющее пространственно-временную протяженность. Иными жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация.
Миниатюра, аналогичным образом, есть вполне законченное в себе литературное творение, выстроенное в объективных образах.
Меньшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой.
Стихотворение в прозе выделяется от миниатюры более лирическим характером. Даже тогда, когда в основе лежит эпический сюжет, на него кладутся лирические тона.
Если перевести с греческого языка данное слово означает музыкальный инструмент — лиру. Связывают это с тем, что в Античности поэты собственные стихотворения пели под звуки лиры, а не читали.
Изображать их тоже было принято с данным инструментом.
Чтобы лучше понять, что такое лирика, необходимо сопоставить ее с еще 2-мя драмой и в отличии от нее, повествует о человеческой жизни, о событиях, происходящих с ним. Драма отражает жизнь в переживаниях и поступках героя, другими словами в действии, показанном в произведении.
Лирика же изображает мысли, чувства и волнения героя не все, а исключительно те, что вызваны определенными обстоятельствами жизни. Она открывает его внутренний мир и благодаря этому позволяет читателю представить, какие обстоятельства вызвали переживания, которые описываются автором.
Не обращая внимания на краткость, краткость стихотворных произведений, им характерны все линии образного, художественного отображения жизни: компонент вымысла, обобщенность, индивидуализированность, воспитательное значение. Это тоже помогает разобраться намного детальнее в том, что такое лирика.
Обобщенность стихотворений вырисовывается в желании передать в переживаниях одного лирического героя переживания, общие для большинства, типические. Индивидуализированность вырисовывается передачей настоящих, живых чувств взятого отдельно человека.
Компонент вымысла есть в передаче поэтом переживаний, свойственных историческому периоду, в который он живет, его эпохе. Воспитательное значение стихотворных произведений состоит в изображении переживаний, отражающих жизнь в свете царящей идеологии.
Аналогичным образом, полностью понять, что такое лирика, дать ей оценку значение помогает героя в произведении. В основном, он появляется в представлении читателя после знакомства не с одним, а с большим рядом стихотворений одного поэта, а самый лучший вариант — со всем его творчеством.
Подумывая про то, что такое лирика, нереально не сказать о ее специфической особенности — стихотворной форме. Это обязательный признак любого ее вида.
Лирические произведения, облаченные в стихотворную форму, очень хорошо передают самые разные оттенки человеческой речи, ее насыщенность чувствами.
Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их спецификации. Так, по содержанию стихотворного произведения отличают лирику пейзажную, амурную, философскую и др.
Более того, с древности выделяют такие варианты данного литературного рода: этническая песня, элегия, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
К примеру, мадригал. С самого начала он собой представлял песенку пастушка идиллического содержания, но понемногу перерос в стихотворение, в котором в шутливом тоне дается преувеличенно хорошая характеристика той особы, к которой обращается автор.
Поэты конца 18 — начала 19 века еще сочиняли мадригалы, отступая при этом от формы, принятой в старину.
На пастораль или идиллию похож этот вид поэзии, как эклога. Очень часто стихотворение писалось в виде маленьких диалогов.
Очень часто оно ставилось на сцене в сопровождении подходящей музыки и танцев.
Элегии — это стихотворения, полные грусти. Они встречаются в лирике Западной Европы и России до начала 19 века.
Их писали М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.
Среди самых разных видов сатирической поэзии выделяется эпиграмма. В маленьком стихотворении содержится злобное высмеивание какой-то особы.
Хотя с самого начала данным словом древние греки величали надпись на пьедестале, статуе, посуде и на храме. Написание эпиграмм популярно и у современных поэтов.
Аналогичные названия такие варианты лирики имеют и в литературе Древней Греции.
Лирика — слово, не легко поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в ежедневном смысле — это такое человеческое настроение, когда эмоциональные детали преобладают над разумными.
Собственное важное значение термин "лирика" отыскал также в литературе и музыке.
В данной статье расскажем детальнее, что такое лирика.
Лирика в обычной жизни
Как мы уже раньше говорили, согласно словарям, лирика — это доминирование эмоционального над правильным, определенная чувствительность, впрочем данное обозначение очень скупо описывает всю глубину этого термина.
Слово "лирика" многогранно. Так, очень популярное выражение "лирическое настроение" описывает человеческое состояние романтичного, влюбленного, эмоционального, а вот во фразе "оставьте лирику", слово "лирика" говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, причем, эти рассуждения абсолютно не нужно ведутся о любви и романтике.
Для этих рассуждений очень свойственны обороты вроде "если бы".
Лирика в литературе
Лирика — один из родов литературы, вместе с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д.
Также лирикой именуют совокупность произведений этого рода, к примеру, сборник лирики.
Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь при помощи чувств, эмоций, переживаний и мыслей отдельного персонажа — лирического героя. В самом центре художественного внимания — образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания.
Массу лирических стихотворений подарил миру величайший российский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: "Я вас любил…", "Зимний вечер", "Пущину" и т.д. А. А. Ахматова также веселила публику множеством лирических произведений — "Я научилась просто, мудро жить…", "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе".
Известным лириком был и С. А. Есенин — "Гой ты, Русь моя родная", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери". Любой поэт, аналогичным образом, считается лириком.
Лирика в музыке
Лирическая музыка — это композиции с преимуществом эмоционально-субъективных элементов. Одним из самых популярных жанров музыкальной лирики считается романс.
Мелодия романса, в основном, очень хорошо связана с текстом, многие композиторы даже соединяют воедино романсы в вокальные циклы, к примеру, "Зимний путь" Шуберта или "К далекой возлюбленной" Бетховена.
Более того, есть в музыке лирико-эпические симфонии, основоположником которых является Шуберт. Для этих симфоний отличительно повествование о событиях в комбинировании с эмоциональными переживаниями.
Популярное
-
Кот Матроскин:«Я еще и вышивать могу, и на машинке тоже… Человеку, который имеет собственный плей л.
Дима Билан — автобиография, личная жизнь, фото: А невеста оказалась поддельная! Человеку, который имеет собственный плей л.
В коллекциях бело-черных картинок встречаются Человеку, который имеет собственный плей л.
Дэмиен Хёрст в Венеции зовет налюбоваться шикарными сокровищами «Восхитительного Херст вздорный дизайнер Человеку, который имеет собственный плей л.
Эпос как фольклорный жанр — Сергей Неклюдов
Каков порядок бухучёта входных билетов и документальное оформление их реализации юрлицам, осуществившим оплату по безналу? Человеку, который имеет собственный плей л.
Свежие записи
-
Как смотрится мадонна луиза чикконе Человеку, который имеет собственный плей л.
Екатерина Андреева: автобиография, личная жизнь, семья, супруг, дети — фото Человеку, который имеет собственный плей л.
Конспект открытого занятия по изо Человеку, который имеет собственный плей л.
Новодевичье кладбище – Покой легендарных (55 фото) Человеку, который имеет собственный плей л.
«Мы два параллельных мира»: Екатерина Андреева рассказала об отношениях с мужем-иностранцем Человеку, который имеет собственный плей л.
В чем разница между лирикой и эпосом. Что такое лирика
Если перевести с греческого языка данное слово означает музыкальный инструмент — лиру. Связывают это с тем, что в Античности поэты собственные стихотворения пели под звуки лиры, а не читали.
Изображать их тоже было принято с данным инструментом.
Чтобы лучше понять, что такое лирика, необходимо сопоставить ее с еще 2-мя драмой и в отличии от нее, повествует о человеческой жизни, о событиях, происходящих с ним. Драма отражает жизнь в переживаниях и поступках героя, другими словами в действии, показанном в произведении.
Лирика же изображает мысли, чувства и волнения героя не все, а исключительно те, что вызваны определенными обстоятельствами жизни. Она открывает его внутренний мир и благодаря этому позволяет читателю представить, какие обстоятельства вызвали переживания, которые описываются автором.
Не обращая внимания на краткость, краткость стихотворных произведений, им характерны все линии образного, художественного отображения жизни: компонент вымысла, обобщенность, индивидуализированность, воспитательное значение. Это тоже помогает разобраться намного детальнее в том, что такое лирика. Обобщенность стихотворений вырисовывается в желании передать в переживаниях одного лирического героя переживания, общие для большинства, типические.
Индивидуализированность вырисовывается передачей настоящих, живых чувств взятого отдельно человека. Компонент вымысла есть в передаче поэтом переживаний, свойственных историческому периоду, в который он живет, его эпохе.
Воспитательное значение стихотворных произведений состоит в изображении переживаний, отражающих жизнь в свете царящей идеологии.
Аналогичным образом, полностью понять, что такое лирика, дать ей оценку значение помогает героя в произведении. В основном, он появляется в представлении читателя после знакомства не с одним, а с большим рядом стихотворений одного поэта, а самый лучший вариант — со всем его творчеством.
Подумывая про то, что такое лирика, нереально не сказать о ее специфической особенности — стихотворной форме. Это обязательный признак любого ее вида.
Лирические произведения, облаченные в стихотворную форму, очень хорошо передают самые разные оттенки человеческой речи, ее насыщенность чувствами.
Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их спецификации. Так, по содержанию стихотворного произведения отличают лирику пейзажную, амурную, философскую и др.
Более того, с древности выделяют такие варианты данного литературного рода: этническая песня, элегия, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
К примеру, мадригал. С самого начала он собой представлял песенку пастушка идиллического содержания, но понемногу перерос в стихотворение, в котором в шутливом тоне дается преувеличенно хорошая характеристика той особы, к которой обращается автор.
Поэты конца 18 — начала 19 века еще сочиняли мадригалы, отступая при этом от формы, принятой в старину.
На пастораль или идиллию похож этот вид поэзии, как эклога. Очень часто стихотворение писалось в виде маленьких диалогов.
Очень часто оно ставилось на сцене в сопровождении подходящей музыки и танцев.
Элегии — это стихотворения, полные грусти. Они встречаются в лирике Западной Европы и России до начала 19 века.
Их писали М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.
Среди самых разных видов сатирической поэзии выделяется эпиграмма. В маленьком стихотворении содержится злобное высмеивание какой-то особы. Хотя с самого начала данным словом древние греки величали надпись на пьедестале, статуе, посуде и на храме.
Написание эпиграмм популярно и у современных поэтов.
Аналогичные названия такие варианты лирики имеют и в литературе Древней Греции.
Стихотворение в прозе — переходный жанр между лирикой и прозой.
Выделяется от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию либо повествование, правда отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, постоянной рифмы. Одновременно с тем, для стихотворений в прозе свойственны очень высокая метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных эмоций, которые очень часто определяют лирическое утверждение.
Миниатюра – эстетическое творение малых размеров, выделяющееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
Классификация миниатюры в литературе очень затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то небольшим рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.
Образцом жанра лирико-философской миниатюры К. С. Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина, однако это не механически сокращеный "большой" рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа следует считать абсолютно неразвитый сюжет, отсутствие классических завязок, развязок и т. п. ". Данное заявление представляется очень убедительным: следует разделять жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический.
И если для лирической миниатюры жанрообразующим аргументом считается ощущение, мысль, переживание автора, т. е. лирическое начало, то для миниатюры эпической — фабульный сюжет, мероприятие, имеющее пространственно-временную протяженность. Иными жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация.
Видеоурок »Литературные роды и жанры»
Миниатюра, аналогичным образом, есть вполне законченное в себе литературное творение, выстроенное в объективных образах.
Меньшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой.
Стихотворение в прозе выделяется от миниатюры более лирическим характером. Даже тогда, когда в основе лежит эпический сюжет, на него кладутся лирические тона.
Во многих случаях лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь идет речь о 2-ух совершенно разных родах литературы.
Проанализируем любой из них и узнаем, чем отличается лирика от эпоса.
Общее понятие лирики и эпоса
Под лирикой в литературе знают произведения, где есть эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм означает взволнованность, чувственность, задушевность.
Эпическими именуют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, случившихся в жизни людей. Стилистика эпоса часто геройская, прославляющая отдельных героев или целую нацию.
Сравнение
Итак, основным в лирике считается образ-переживание. Если и упоминаются какие-нибудь события, то в жадный форме, только для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение.
При этом автор выражает необязательно свои впечатления. Лирическим героем бывает разнообразной, даже выдуманный персонаж.
Задача эпоса – познакомить читателя с некоторыми событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое творение разворачивается некоторый сюжет.
Если лирика, отражая миг жизни, часто выражается настоящим временем, то эпическое повествование проводится, в основном, в прошедшем времени.
Отличие лирики от эпоса заключается в том, что лирика предусматривает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым.
Такая беспристрастие помогает лучше понять смысл случившегося и разобраться в причинах и следствиях.
Лирика собственным наименованием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И неспроста.
Она ведь по собственной сущности подобно музыке, позволяющей выражать чувства без слов. И наиболее оптимальной формой, в которую может одеваться лирика, считается стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью.
В эпосе же мощным инструментом считается конкретно слово. Оно применяется для подробного изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.
Кое-какие выводы можно создать, и сопоставив объем произведений, надлежащих любому из 2-ух родов. В чем разница между лирикой и эпосом?
В том, что лирические творения часто маленькие. Самыми ценными из них считаются те, в которых автору получилось при помощи минимума слов очень полно выразить живое ощущение. Со своей стороны, спецификой эпоса считается безграничный объем.
Аналогичное творение может собой представлять как маленькой рассказ или набросок, так и многотомный роман, высчитанный на долгое чтение или слушание.
-
Ли?рика, лири?ческая поэ?зия (от греч. ?????- «исполняемый под звуки лиры, восприимчивый, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное собственное ощущение (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм значит чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность.
- По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.
«Лирическая привычка повествования» предусматривает подобный тип построения художественного образа, который построен на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в трудных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором персональный духовный мир поэта, не теряя собственной автобиографичности, получает обобщенное выражение, таким образом выходя за рамки его личности.
Лирический образ — это в плане эстетики значимое переживание, автобиографическое начало в нем есть как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно хранит собственное эстетическое значение, потому как могло быть испытано. Есть традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на собственной индивидуальной внутренней жизни.
Аналогичным образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».
В отличии от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает самой простой сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличии от эпоса, где доминирует ушедшее время, лирическое творение пишется в настоящем времени.
Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато рассказать его событийную основу, то в отношении лирических произведений данный вопрос лишен смысла.
Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это миг внутренней жизни человека. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно.
В отличии от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений реальности, ключевым средством в лирическом произведении считается слово, соответствующее собственной организацией тому переживанию, которое находит в нем собственное выражение. В лирическом произведении слово отличается собственной уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы.
Виден любой компонент речи, каждый нюанс и оттенок.
В лирику входят стихотворение, романс, письмо, элегия.
Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.
Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы после легли в основу набожной христианской лирики и были переведены на все европейские языки.
Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно именовать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много самых разных толкований.
В русской литературе Девятнадцатого века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова делит не эпоха, а короткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую погибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Российская Федерация узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.
Поэтический мир Лермонтова не стал точной копией мотивов и образов лирики Пушкина. Его характерной чертой считается глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и действительностью, определившая романтичное содержание искусства поэта, мироощущение которого формировалось под существенным влиянием лирических произведений Дж.
Байрона.
Ключевой лейтмотив в поэзии Лермонтова – тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворения собственной судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И тоскливо и грустно», «Мое будущее в тумане».
В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтичный идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.
Интимная лирика Пушкина полна собственных переживаний, однако в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню дивное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» – стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно великолепны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья.
Примером послужит стихотворение «Я не унижусь пред тобой».
Пейзажную лирику Пушкина можно именовать зарисовками с натуры: ее образы не обременены лишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осенняя пора» – стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармоничность мира. В лирике Лермонтова, посвященной данной теме, доминирует жанр пейзажной миниатюры с применением трудных аллегорий и мифологизированных образов, которые связаны с размышлением поэта о жизни и смерти. «Вершины гор», «Когда беспокоится желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и прочие лирические произведения поэта, выстроены на внутренних контрастностях, отражающих дисгармонию окружающего мира.
Особенное место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены позитивным умыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой.
В лирике Лермонтова тема общения с современниками покрыта краской субъективным ощущением неудовлетворения и скуки по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
Данный же мотив доминирует и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Отчизна», «Прощай, немытая Российская Федерация», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен обстановке, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием собственного окружения.
В стихах Пушкина гражданский мотив связан с желанием «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.