Форум журнала "Любо-Дело"
Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Запрошенной темы не существует.
Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Мода (288)
- следовать моде (239)
- Вышивка (138)
- схемы вышивки (44)
- картинки в клеточку (27)
- барджелло (20)
- bargello (19)
- книга по вышивке (12)
- орнаменты (10)
- гжель (3)
- детские (3)
- кошка (2)
- роза (1)
- цветы (1)
- К Новому Году (1)
- рисунки в крестик (27)
- Аппликация (111)
- композиционный орнамент (88)
- из ткани пэчворк (70)
- оригами из ткани (36)
- книга по аппликации (21)
- Вязание (760)
- вязаные модели (224)
- вязание крючком (125)
- вязание на машинке (96)
- книга по вязанию (73)
- пэчворк (58)
- вязние с рисунком (31)
- шапочки (17)
- машинное вязание (73)
- узоры вязания (104)
- Города и страны (2)
- Франция (2)
- Париж (1)
- столица (1)
- Лица эпохи (8)
- мои стихи (13)
- из блога на мм мои стихи (9)
- Марине Цветаевой (3)
- Музыка (4)
- Это интересно (24)
- Интересно (5)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
ВИВИНГ. Вяжем на машине.
ВИВИНГ. Вяжем на машине.
Ткацкие узоры или "вивинг" (Weaving) — узор образованный накладыванием отделочной нити на изнаночную сторону трикотажного полотна.
Почему "ткацкие"? Потому, что в готовом виде, полученный трикотажный узор, очень похож на тканное полотно с выработкой.
Такое преплетение можно выполнять, практически на любой машине (одна фонтура), кроме машины PASSAP.
Техника данного переплетения несложна, в работе используется всего три приема и множество вариантов их выполнения. Это такие приемы, как:
Узор
Прокладывание нити на/под иглы (протяжки разной длины)
Подъем протяжек
Обвитие игл нитью
В ручном исполнении, пользуемся в полной мере всеми приемами, их различными вариантами и комбинициями. На машинах с автоматическим отбором игл по программе (наборное устройство, перфокарта или электронная программа) 99,9% узоров выполняются только первым способом — прокладывание отделочной нити на/под иглы.
Очень редко и мало используемся два других способа, т.к. при любой автоматизации они выполняются вручную.
Часто возникает вопрос: какая пряжа используется? Если отвечать коротко, то любая.
Для работы нужно две нити.
Одна — нить основы. В зависимости от назначения изделия и выбранного узора, подойдет любая пряжа, которая хорошо провязывает машина, т.к. эта нить и будет непосредственно участвовать в петлеобразовании трикотажного полотна.
Для тонких, прозрачных, летних изделий можно взять тонкую х/б нить, лен, шелковую вискозу, штопку — главное, чтобы нитка не рвалась.
Для изделий средней толщины подойдет п/шерсть или акрил № 32/2 в 2-3 сложения.
Для пуловеров, мягких жакетов — п/ш, акрил № 32/2 в 3-4 сложения, пряжа для ручного вязания 400-300 м/100 гр.
Для пальто, курток, плотных жакетов, где полотно должно хорошо держать форму, нужна более толстая пряжа — п/ш в 5-6 сл., пряжа для ручного вязание 200-250 м./100 гр. Если машина вяжет слишком туго, то лучше вязать через иглу.
Вторая пряжа — отделочная, которая будет "прихватываться" к полотну нитью основы. Она может быть любой, от очень тонкой (п/ш № 32/2 в несколько сложений) до очень толстой (мохер, "травка", велюр, букле, толстая пряжа неравномерной крутки, тесьма, ленточка и т.п.).
Все зависит от назначения изделия и узора.
Для летних изделий используем любую пряжу из ассортименты для ручного вязания, начиная от хлопка и льна, и кончая ленточной, и неравномерно окрашенным акрилом.
Для изделий средней толщины подойдет — мохер, травка, велюр, п/ш, акрил — начиная с 300 м./100 гр. и более.
Для плотных изделий (пальто, жакеты) — толстые, объемные пряжи — букле, мохер, шерсть и т.д., начиная с 250 м./100 гр. и менее.
В выборе пряжи нет никаких определенных рецептов. Каждый сам решает, какую пряжу взять в основу, а какую положить на неё.
Я могу только подсказать такие моменты.
Если берем для основы пряжу с большим содержанием акрила, то сверху лучше положить более натуральную пряжу и, наоборот, т.к. изделия нужно будте отпарить, хоть слегка. Если будет много акрила, то пряжа потеряет свою упругость и изделие получится слишком мягким, но иногда это тоже нужно.
В этом случае делаем специально: на акрил — синтетику.
Если узор насыщенный и выполняем объемной нитью букле, когда нить основы будет невидна, то в основу можно собрать остатки различных пряж, а отделочные планки выполнить хорошей пряжей в одном тоне.
Когда рисунок равномерный и имеет примерное соотношение 50:50 с основой, то в основу берем хорошую, качественную пряжу.
Теперь рассмотрим более подробно приемы выполнения вивинга и их варианты:
Прокладывание нити.
Поднятие протяжек.
Обвитие игл.
Прокладывание отделочной нити.
Основной прием, который используется в ткацких узорах, это прокладывание отделочной нити на — под иглы в определенном порядке.
В машинах с автоматическим отбором игл по узору, этот процесс происходит почти автоматически, нам нужно только перемещать отделочную нить с одной стороны на другую перед каждым движением основной каретки. На самой каретке переключаем щетки-ролики, которые будут дополнительно прижимать отделочную нить к иглам, чтобы она не соскальзывала при вязании.
В процессе петлеобразования, отделочная нить попадает на выдвинутые по узору иглы и под иглы, которые соответсвуют фону.
Перед выполнением ряда, отделочная нить должна находится НА крайней игле со стороны каретки и ПОД иглой на противопложной стороне. В этом случае у нас будут получаться красивные ровные кромки, поэтому на машинах с автоматическим отбором игл по узору, выдвигаем в ПНП крайнюю иглу (или две) со стороны каретки, а на машинах с ручным отбором, всегда начинаем ряд с наброса отделочной нити на крайнюю иглу.
На тех машинах, где при отборе игл по узору они выдвигаются в ПРП (Тойота, Брайзер и т.п.) можно отделочную нить не заправлять через верхний нитенатяжитель, а положить мотки на пол и каждый раз рукой укладывать отделочную нить на выдвинутые иглы. Такой способ оправдывает себя в тех случаях, когда в работе "цеплючие" нитки типа букле, мохера, травки, а также достаточно толстая пряжа.
Такие нитки плохо двигаются в верхней заправке, цепляются за все по дороге.
К Silver 280 есть дополнительный нитевод — автоматический вивинг. Нам достаточно заправить отделочную нить в продольную щель, а на края рабочей зоны установить ограничители, при вязании отделочная нить сама будет проскальзывать с одной стороны на другую.
В машинах с ручным отбором игл по узору, перед выполнением рисунка, выдвигаем все иглы в ПНП. Затем прокладываем отделочную нитку, в соотвествии с раппортом узора (можно предварительно слегка призадвинуть иглы, под которые должна лечь отделочная нить, чтобы легче отследить ритм узора).
Если вяжем на ровном участке, где нет частичного вязания, при котором некоторые иглы выставляются в ПНП, то иглы можно оставить в выдвинутом положении и провязать ряд рабочей нитью.
У машин типа Северянка (с ручной прокладкой рабочей нити) и на других машинах в сложных местах, рабочие иглы задвигаем в позицию петлеобразования ПРП (отделочная нить находится за язычками) и провязываем рабочей нитью.
Отделочную нить лучше всего прокладывать от каретки, в таком случае узор выполняем каждый ряд или через два ряда в третьем (разреженный).
Протяжки 1х1 ("мелкий рис")
Раппорт данного узора очень прост: отделочная нить накладывается на одну иглу сверху и заводится под другую иглу снизу.
Вид на полотне.
Если такой рисунок выполнять в шахматном порядке, т.е. в следующем ряду нитка накладывается на ту иглу, под которой она находилась в предыдущем ряду, то получаем "мелкий рис". Такой узор хорошо применять для основного фона, в сочетании с другими приемами и способами, т.к. он малозаметен.
И, наоборот, в таком узоре хоршо смотрятся такие пряжи, которые сами по себе достаточно яркие.
"Мелкий рис" — разноцветная пряжа на черном фоне
Например, если возьмем неравномерно окрашенную пеструю пряжу и уложим на черную основу — получим красивую поверхность или возьмем велюр (бархат) и уложим на основу из шелковой вискозы ("Гарус"). Еще можно на основу из тонкой пряжи лён с вискозой уложить более толстую нитку льна натурального цвета, причем плотность возьмем слегка разреженную.
Получим полупрозрачное полотно для летнего изделия с эффектом "рогожки".
В том случае, когда прокладывание нити будем повторять в одной и той же последовательности, получим узкие вертикальные полоски.
Протяжки 2х2, 3х3
Протяжки можно выполнять и более длинные, если прокладывать отделочную нить на/под 2 или 3 иглы. Делать узоры с еще более длинными и часто повторяющими протяжками, нет смысла, т.к. тогда они будут цепляться при носке изделия.
Такой узор можно выполнять, повторяя первый ряд несколько раз или в шахматном порядке, тогда получим "колечки", а комбинируя — "цветочки".
Неравномерные протяжки
Узор
Сочетание различных протяжек, повторяющихся в определенном порядке, создают множество вариантов узоров, очень похожих на ткацкие. В таких узорах могут быть достаточно длинные протяжки.
Использую только один прием, но меняя цвета ниток, можно украсить изделие, причем марка машины здесь не играет никакой роли. Даже в том случае, когда у вас машина с автоматическим отбором игл по узору, а имеющиеся п/карты не удовлетворяют, можно выполнить узоры, которые предлагаются для машин с ручным отбором игл.
Конечно, выполнять такое переплетение в ручную достаточно трудоемкое дело, но поверьте, оно стоит потраченного времяни и сил.
В итоге вы получите совершенно индивидуальную вещь.
И еще одно небольшое дополнение.
На этих страницах выложены картинки моделей связанных в технике ткацких узоров на машинах типа Северянка. Эти картинки взяты из старых журналов 1970-85 гг.
Посмотрите, даже сейчас такие вещи или, точнее, их идея актуальна. Конечно, нужно хорошо потрудится, чтобы сотворить что-то подобное.
Во-первых, нужно подобрать соответвующую гамму ниток.
Во-вторых, основа выполнялась тонкими нитками № 32/2 в 3-4 сложения.
В-третьих, отделочная нить тоже № 32/2 в несколько сложений и, чтобы она не расслаивалась при вязании, её нужно перемотать несколько раз из клубка в клубок, тогда она немного скрутится.
Для узоров можно использовать рисунки ручной вышивки.
"Вивинг" — ткацкие узоры
При выполнение вивинга, отделочная нить прокладывается по изнаночной стороне полотна, поэтому мы видим процесс узорообразования. Иногда лицевой стороной выбирают обратную сторону, готового полотна.
Для машин с автоматической прокладкой нити и программой узора (п/карта или электроника) используется основной принцип вивинга — отделочная нить прокладывается под/над иглами (классический вивинг), отбираемые по узору. Иногда дополнительно выполняют подъем свободных стежков или обвив игл отделочной нитью.
Рисунков, узоров много и их достаточно трудно классифицировать, поэтому буду выкладывать все подряд, а Вы сами выбирайте, что подойдет. Для себя узоры распределяю по насыщенности переплетения:
сплошные — в таких узорах отделочная нить создает монотонный плотный узор (фон);
полупрозрачные — здесь уже проглядывает нить основы;
прозрачные — сочетание отделочной нити и основной почти уравнено.
Некоторые фоновые узоры можно "разбить" нитью второго цвета, а есть узоры, в которых сразу предполагается сочетание нитей разного цвета (а можно и фактуры). Ко всему прочему, узоры могут быть не сплошные, а составные или разделеные на полоски (отделочная нить прокладывается через несколько рядов кулирной глади).
Для тех машин, где нет программого устройства, так же можно использовать узоры с п/карт (прокладка нитки под/над иглой). Кроме того на таких машинах можно выполнять вивинг и другими способами, но это не значит, что это не применяем и на автоматических машинах.
Дело в том, что работа по п/карте выполняется более быстро, чем ручной вивинг, поэтому многие предпочитают именно такой способ выполнения данного переплетения.
Двухстороннее полотно на однофонтурной машине Способ 1
Второй прием, который используется в ткацких узорах, это подъем протяжек, образованных в процессе прокладывания отделочной нити, и закрепление их на полотне.
Подъем одной протяжки (сеточки).
Выполняем узор с раппортом на 4 петли, прокладывая отделочную нитку на каждую первую иглу и подводя под три следующие. Получим протяжку на три петли.
В следующем прокладочном ряду, а он может быть, действительно, следующим или через ряд кулирной глади, прежде чем прокладывать нитку, деккером поддеваем каждую протяжку и навешиваем на среднюю иглу. Отделочную нитку прокладываем по узору в шахматном порядке.
Получаем "мелкую сеточку" из протяжек, а если раппорт узора будет другим, допустим 6 петель (на 1 иглу и под 5 — протяжка) и прокладываем нитку через 2-3 ряда кулирной глади, то получим "крупную сетку".
Задумав выполнить такой узор, предварительно провяжите образец и определитесь с длиной протяжки, и через сколько рядов выполнять прокладку нитки, чтобы получить наиболее ровный рисунок.
У этого способа есть еще варианты выполнения — повтор.
Ручной вивинг
Например, мы повторяем прокладку отделочной нитки несколько рядов подряд (первая строка) на одни и те же иглы, пока подъем протяжек не выполняем. Далее можно делать по разному:
на среднюю иглу надеваем первую протяжку и провязываем один ряд кулирной глади, затем надеваем вторую протяжку и опять провязываем ряд глади (и так, пока не поднимем все протяжки);
провяжем 2 ряда кулирной глади, на среднюю иглу наденем первую протяжку и выполним прокладку отделочной нити по второй строчке, свяжем один ряд рабочей нитью и поднимем вторую протяжку, проложим нитку и провяжем.
Таким образом, можно еще по-экспериментировать, например первая строчка узора может встретится со второй при подъеме второй протяжки или последней.
Подъем со смещением.
Мы можем, поднимая протяжку, надевать её не на среднюю иглу, а смещаясь в сторону, при этом получаются очень красивые декоративные полоски или "перышки".
Например, выполнив прокладывание отделочной нити по узору, получили семь протяжек на 7 петель. Начиная с пятой строчки узора, поднимаем протяжки, при этом первую надеваем на первую свободную иглу слева, вторую протяжку (в следующем ряду) на соседнюю иглу правее и так далее, пока не наденим последнюю седьмую протяжку по 7-ю иглу.
Подъем нескольких протяжек за один прием.
Этот прием немного легче, чем предыдущий. Нам достаточно поддеть сразу несколько протяжек и надеть их на одну иглу.
Такой вариант используется очень часто.
(техника выполнения)
Но и здесь есть небольшие вариации в выполнении. Например, в узоре очень большие протяжки (или отделочная нить тонкая и сильно провисает).
Деккером поддеваем несколько протяжек и надеваем их не на одну иглу на две соседние, но таким образом, чтобы центр "провис".
Подъем протяжек петлеуловителем.
Протяжки провязаны петлеуловителем.
Еще один интересный прием, который состоит в том, что готовые протяжки провязываем петлеуловителем (лицевой петельный столбик), а затем последнюю петлю надеваем на иглу.
Для этого: подхватываем петлеуловителем вторую снизу протяжку, заводя инструмент за первую протяжку, вытягиваем протяжку вниз-вперед и провязываем первую протяжку, затем третью и т.далее.
(техника выполнения)
ВНИМАНИЕ! Этот прием можно применять при вязании цветных узоров на одной фонтуре, когда с изнанки образуются очень длинные протяжки.
Мы их провязыважем петлеуловителем и наденем петельку на иглу.
Таким образом, можно вязать любые крупные рисунки. Например, два оленя на полочке свитера, при этом длинные протяжки от мотива до мотива будем закреплять с изнанки.
Этот способ нам уже давным давно знаком — это набор петель на иглы одной фонтуры, только в ткацких узорах он используется более разнообразно. Если при наборе мы обвиваем одну иглу (подряд или через иглу), то в данном случае обвивается сразу две иглы или более.
Давайте, условно, назовем такой элемент "узелком".
сверху вниз или снизу вверх,
справа налево или слева направо.
В зависимости от выбора направления, перекрещенные нити (вход/выход) будут находится сверху на иглах или под ними.
Отдельные "узелки".
(техника выполнения)
Пример:
Очень интересный и достаточно простой узор
получается, если возьмем нитку типа "мохер" разного цвета (можно использовать остатки) и выполним узор с отдельно стоящими "узелками". При этом каждый ряд, выполняемый отделочной нитью (разный по цвету) располагается на некотором расстоянии от предыдущего (несколько рядов кулирной глади), а "узелки" так же на некотором расстоянии друг от друга (переход выполняем простым прокладыванием нити 1х1).
Причем совсем не обязательно делать "узелки" в определенном порядке, они могут располагаться и произвольно.
Если в работе достаточно толстая нить, то делаем одно обвитие, а когда используем тонкую нить, то лучше всего выполнять обвитие несколькими витками.
Плотный узор из "узелков".
Иногда изделие украшают полосой из "узелков", для чего обвивают последовательно по всему ряду по две иглы. Между полосками узора
провязывают несколько рядов кулирной глади.
Этот прием еще можно использовать для оформления края полотна, если наборный ряд выполнить рабочей нитью в несколько сложений.
Вивинговое переплетение. Вязание из фасонной пряжи (травка, букле). Вязальная машина Brother
Если выполнять плотный обвив каждый ряд, при этом в одну сторону делаем сверху вниз, а в следующем ряду обратно возвращаемся, делая обвив снизу вверх, то получаем плотную косичку
из стежков перехода. А если выполнить некоторый участок полотна таким приемом, то это будет похоже на крупные петельные столбики, расположенные поперек
полотна.
Как и что вяжут вивингом на вязальной машине?
Слово «вивинг» произошло от английского «weaving» — ткачество. Отсюда и другое название – ткацкие узоры.
При вязании вивинг – узор, получаемый накладыванием отделочной нити на нити основы, очень похожий на тканное полотно.
Вязание вивингом выполняется на одной фонтуре большинства иностранных вязальных машин. Поэтому вы легко свяжите любые узоры в технике вивинг на Бразере, Сильвер Рид.
Исключение составляет Passap.
Сложно ли освоить вязание в технике "Вивинг"?
Что же касается сложности вязания, то с этой техникой справится даже новичок – нужно освоить лишь следующие приемы:
Вивинговое переплетение или футерованный, ткацкий узор на вязальной машине Silver Reed SK280/SRP60N
- Классический вивинг – на машины Brother, Silver, Zinger, Toyota, Inalsa ставятся специальные щетки для вивинга. Есть возможность создавать такой вид ткацких узоров отдельным мотивом. Для этого необходимы перфокарты для вивинга.
- Автовивинг исключительно на вязальных машинах Сильвер.
- Вивинг на машинах без вивинговых щеток.
- Интарсионный (фантазийный) вивинг – для создания ткацкого узора на вязальной машине используются роликовые щетки, при этом нить для вивинга подается снизу и размещается вручную на иглах машины, которые выставляются через одну.
Иногда начинающие рукодельницы сталкиваются с такой проблемой при вязании в технике вивинг: отдельные ряды не провязываются вивинговой нитью, возникают либо протяжки, либо частичное провязывание. В таком случае следует проверить вивинговые щетки – во время медленного хода они должны прижимать пряжу к штырям иголиницы.
Как выбрать пряжу для вивинга?
Для создания самых разнообразных ткацких узоров используют такие сочетания нитей, чтобы основная была более тонкой для создания обычной кулирной глади, а нить для вивинга (отделочная, вивинговая) превосходила ее по толщине и была другой по фактуре.
Важный нюанс: при вивинге на однофонтурной вязальной машине отделочная нить не вставляется в челнок каретки, а вручную или с помощью машины накладывается сверху, поэтому она может быть совершенно любой по составу и толщине (пряжа с неравномерной круткой и очень толстая, мохер букле велюр, травка, лента и др.).
Главные требования к основной нити – чтобы она была прочной и без проблем провязывалась на машине, следовательно, выбирайте не сильно пушистую и не сильно толстую.
Чтобы вязать вивингом тонкие вещи, чаще покупают бобинную пряжу хлопок, вискоза, лен. Более теплые вещи вяжут из полушерсти либо акрила № 32/2 в 2 или 3 сложения, свитера и вещи «обтекаемые», мягкие — обычно в 4 сложения, а вот вещи, которые должны держать форму, — в 5 либо 6 сложений.
Очень редко, но случается, что машина туго подает нить. Попробуйте в такой ситуации вязать через иглу.
Что вяжут вивингом?
В этой технике можно выполнить практически любое изделие – все зависит лишь от Вашей фантазии. Чаще всего выполняют вязание жакета узором вивинг.
Великолепно выглядят юбки с таким декором, поэтому схемы ткацких узоров филейного вязания для юбки очень востребованы.
Какие приемы вивинга должна знать каждая рукодельница?
Хотя схем вязания множество, чаще всего в них повторяются следующие основные приемы вивинга:
- подъем протяжек,
- обвитие иголок дополнительной нитью,
- прокладывание нити с верхней или нижней стороны иголок.
Вивинг на вязальной машине
Вивинг — это один из способов машинной вязки, который используется для образования различных узоров. Рисунок в этом случае получается за счет дополнительной нити, проложенной в требуемом порядке по основному полотну.
За это данный вариант иногда называют ткацким узором.
Работа может выполняться в однотонном варианте или с использованием нескольких цветов. Эта вариация также подходит и для ручного исполнения, и для работы с автоматическими аппаратами (перфокарты, компьютер).
Основные приемы вивинга
В этом методе узор формируется при помощи трех приемов.
- Подъем протяжек.
- Обвитие иголок дополнительной нитью.
- Прокладывание нити с верхней/нижней стороны иголок. Выполняя переходы дополнительного волокна сверху вниз по схеме, вязальщица получает требуемый узор.
Теперь рассмотрим основные этапы работы.
Что понадобится для вивинга
Главным этапом при любой работе является подготовительный процесс. Именно от него зависит качество конечного результата и успешное протекание всех этапов создания вязаной вещи.
Подготовка включает в себя следующие элементы.
- Настройка оборудования. Перед использованием убедитесь в том, что все узлы и механизмы работают нормально. При необходимости смажьте оборудование машинным маслом. После этого обязательно протрите все поверхности чистой тканью.
Важно! Если смазываете каретку, выполните несколько холостых проходов по каретке и протрите детали еще раз.
- Выбор узора.
- Подбор пряжи. Этот этап подготовки имеет важное значение. Для вивинга вам понадобится две нити: основное и дополнительное волокно.
Создавая основу, можно использовать как нитки для машинного, так и для ручного вязания, которые наиболее соответствуют вашим потребностям.
- Для предметов, предназначенных на жаркую погоду: лён, хлопок, вискоза, шелк с параметрами 400–500 м/100 г.
- Чтобы связать теплые вещи средней плотности: акрил, шесть, мохер, альпака с параметрами 300–350 м/100 г.
- Для верхней одежды (жакет, пальто): объемное волокно с параметрами 250–200 м/100 г.
Внимание! Выбранный материал должен легко провязываться на вашей вязальной машине.
Основные виды вивинга
Выделяют два основных направления создания узоров.
Классический метод
Классический метод подразумевает использование двух нитей одинаковой плотности. В данном варианте можно применять волокно одного цвета или же использовать игру на контрасте.
Тогда, помимо ткацкого приема, нити подчеркивают друг друга и красоту переплетения.
Полотно можно вязать сплошным узором. При работе с перфокартами или электронной программой также можно вывязывать одиночные мотивы.
Фантазийный подход
При фантазийном варианте используются волокна различного объема. При таком способе вязания можно получить два варианта:
- полотно с различными эффектами (букле, искусственный мех, махровое полотно и так далее).
Эти различия будут зависеть от используемой дополнительной нити. Для ажурного плетения требуется использовать тоненькую дополнительную нить, которая будет отличаться от основы как минимум в два раза.
Для различных эффектов применяйте фантазийную пряжу. Подобрать ее можно опытным путем.