Что такое звуковая карта и зачем она необходима?
Возможно, любой хозяин компьютера, хоть раз использовал его для прослушивания музыки, просмотра фильмов, возможно для разговоров с близкими либо даже производил запись собственного пения. Эта возможность настолько стала частью жизни компьютерного пользователя, что он даже не думает как это все происходит.
Про то, что такое звуковая карта, без которой невозможна настоящая работа компьютера, будет рассказано в этой публикации.
Что такое звуковая карта?
Звуковая карта — это плата увеличения или интегрированный чипсет (кодек) для создания звука на компьютере, который можно услышать через громкоговорители или наушники, или записи с помощью микрофона.
К альтернативным названиям относятся: устройство вывода звука, звуковая плата, аудиоплата или аудиоустройство и прочие, реже встречающиеся названия.
Как это работает?
Большинство звуковых карт применяют ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) для изменения цифровых аудиосигналов в аналоговые. Сигнал выводится на обыкновенные наушники и прочие звуковые устройства.
Более продвинутые карты, могут включать более одного звукового чипа для поддержки больших скоростей данных и выполнения нескольких одновременно осуществляемых функций.
Где находится звуковая карта?
независимо от того, что компьютеру не надо звуковое устройство для его работы, звуковые карты включены для удобства пользователя в большинстве ПК либо в слот увеличения, объединены в материнскую плату, либо подключаются через наружные порты.
Интегрирование звуковой карты в материнскую плату, позволяет удешевить сборки, если сравнивать с платой увеличения и с невидимой для простого пользователя потерей качества звука. Отдельные звуковые карты, как говорит практика, нужны только для серьёзного аудио профессионала или применения при поломке интегрированной.
Установка звуковой карты изготавливается в разъёмы на современнейшей материнской плате PCI или PCIe. Стереотипная карта имеет интерфейс, доступ к которому можно получить на панели находящейся сзади с самыми разными портами вывода и ввода звука, а также в зависимости от сооружения компьютерного корпуса, портами для ввода и вывода аудио, находящимися по обоим бокам корпуса либо даже в верхней его части.
Для компьютеров, апдейт которых в большинстве случаев закачивается увеличением объёма оперативки либо же заменой жёсткого диска на твердотельный накопитель (ноутбуки, моноблоки, неттопы) существует возможность применять внешнее звуковое устройство, осуществляющее функцию звуковой карты, в большинстве случаев подключаемое к компьютеру через USB порты.
Драйверы и ПО
В основном, звуковая карта или звуковой чип, в случае с интегрированным аудио, поставляют с брендовым программным обеспечением на диске либо же их можно скачать на ресурсе изготовителя оборудования. Современные операционные системы очень легко могут обнаруживать и загружать драйверы распространенных звуковых карт.
Такое ПО способно дать пользователю возможность вносить намного тонкие настройки и предоставлять инструменты записи, редактирования и т. д.
Зачем необходима не соединенная аудиоплата?
Устройства с расширенной функциональностью для любителей музыки могут быть оборудованы миди-интерфейсом или SPDIF (Sony-Philips Digital Interface), входящими и выходящими портами, разъёмами для наушников со своими регуляторами громкости, возможностью подсоединения к компьютеру не только через PCI и PCI-e, но и FireWire, USB и т.д.
Цвета аналоговых разъёмов звуковой карты 3.5 мм
Большинство звуковых карт имеют порты для подсоединения динамиков, микрофонов и добавочных устройств. Но еще есть карты с очень приличным количеством портов ввода и вывода, которые предназначены для более продвинутых задач.
Ниже приведены очень часто встречающиеся аудиоразъёмы:
- Розовый – микрофонный аудиовход;
- Светло-голубой – линейный аудиовход;
- Светло-зелёный – линейный аудиовыход для основного стереосигнала (передние колонки или наушники);
- Оранжевый – линейный аудиовыход для центрального канала или сабвуфера;
- Чёрный – линейный аудиовыход для объёмного звучания, в основном, это тыловые динами;
- Серый – линейный аудиовыход для объёмного звучания боковых динамиков.
Также есть дополнительный, игровой порт – MIDI -15 контактный соединитель для подсоединения дополнительных аудиоустройств.
Из истории
В прошлом компьютеры могли делать сигналы, применяя неширокий диапазон частот, в качестве предупредительных сигналов. С ростом мультимедиа появилась необходимость в хорошем качестве звука по развлекательным и профессиональным причинам.
Звуковая карта Adlib стала пионером в этих регионах. Она позволила получить более природное звучание, чем выпущенная приблизительно в одно время Creative Music System во второй половине 80-ых годов двадцатого века.
Введение звуковых карт Sound Blaster компанией Creative Labs существенно увеличили их возможности, позволив делать запись и воссоздание цифрового аудио. Благодаря этому Sound Blaster можно именовать первой звуковой картой, сделавшей потенциальным применение цифрового аудио.
Такое увеличение функциональности стало причиной мультимедийной эволюции компьютеров и созданных для них программ с поддержкой аудио. Качество звука продолжает формироваться в плане аппаратного и ПО.
Современные аудиокарты могут обрадовать выводом 3D объёмного звучания очень хорошего качества. Компьютерные программы и игры разрабатываются, чтобы полностью применить их возможности и удовлетворять человеческие потребности.
Подводя итоги
В этой публикации освещена тема звуковой карты, и много раз указывается на то, что возможности звуковой карты и аудиоколонок, всей аудиосистемы полностью, оказывают влияние на общее качество звука.
Многие материнские платы на данный момент имеют встроенные звуковые карты, они оборудованы специализированными чипами, а порты могут быть выведены в любых местах, в зависимости от конструкции устройства. Но воспользуйтесь и посторонними звуковыми картами, и внешними аудиоустройствами, приобрести и установить отдельно, хотя возможностей вмонтированных устройств возможно будет вполне хватать для людей, не являющихся фанатами звучания.
Зачем необходима звуковая карта (аудио-интерфейс)
Всякому человеку для работы необходим инструмент. Так уж вышло, что правильным человек начал именоваться именно с момента использования инструмента для какого-нибудь вида деятельности (формулировка хромает, но в общем это так). Собственно, любой артист, будучи человеком правильным, должен уметь хотя бы в какой-либо степени обладать музыкальным инструментом.
Но в рамках этой статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а про инструмент, который в последующем нужен для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.
Теоретическая основа
Нужно сразу сказать, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса.
С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто, которое предназначено для взаимные действия 2-ух и более систем. В нашем случае, системы могут быть приблизительно такими:
- звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
- система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
- гибриды 1 и 2.
Де-юре, все что нужно типичному человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру либо наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс выполняется специализированное переустройство сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в последующем этот сигнал обработать.
Устройство воспроизведения (конечное) так или по другому воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, другими словами информацией, которая закодирована в виде очередности нулей и единиц (говоря намного точнее языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней).
Аналогичным образом, на звуковой интерфейс накладуется обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/либо наоборот, что именно и считается ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC исходя из этого), и еще обвязка в виде аппаратного кодека, различных фильтров и др.
Современные ПК, ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны и др., в основном, уже имеют встроеную звуковую карту, что дает возможность записывать и воссоздавать звуки, если есть наличие устройств записи и воспроизведения.
Тут-то и появляется один из очень часто задаваемых вопросов:
можно ли применять встроеную звуковую карту для записи звуков и/или обработки звука?
Ответ на данный вопрос очень неоднозначен.
Как работает звуковая карта
Попытаемся разобраться, что же происходит с сигналом, проходящий через звуковую карту. Для начала, попытаемся понять, как же цифровой сигнал превращается в аналоговый.
Как сказано раньше, для подобного рода изменения применяется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, анализируя разные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».
Итак, у нас есть определенная цифровая очередность, которая собой представляет звуковой сигнал для вывода на устройство.
111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001
0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010
Тут цветами помечены закодированные небольшие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована разным количеством подобных кусочков, число таких кусочков определяется частотой дискретизации, другими словами, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 подобных кусочков.
Кол-во нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, просто, разрядностью.
Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем кол-во отрезков, какое будет отвечать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков какое будет классифицировать кол-во уровней дискретизации, после этого, понемногу отмечаем точки, которым будут отвечать определенные звуковые уровни.
Необходимо выделить, что по настоящему, кодирование по вышеуказанному принципу станет иметь вид ломаной (оранжевый график), впрочем во время изменения применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или просто приближение сигнала к виду синусоиды, что приводит к сглаживанию уровней (голубой график).
Приблизительно так будет смотреться аналоговый сигнал, который выходит в результате декодирования цифрового. Необходимо выделить, что аналогово-цифровое переустройство выполняется с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.
ТОП ЛУЧШИХ и НЕДОРОГИХ / МОНИТОР МИКРОФОН и ЗВУКОВАЯ КАРТА для Битмейкера и Музыканта
Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь необходимо рассмотреть какие параметры оказывают влияние на конечный сигнал.
Важные параметры звуковой карты
В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с 2-мя важными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их детальнее.
Частота дискретизации – это, грубо, кол-во не постоянных отрезков на которые разделяется 1 секунда звука. Чего же для звукачей очень важно иметь звуковую карту, которая может работать на частоте выше чем 40 кГц.
Микрофон BM-800 на разных звуковых картах
Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, снова математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при замечательных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации более чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. Другими словами, если мы работаем со звуком, который слышит человек (
20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2
40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы очень точно закодировать сигнал плюс еще немного (это, разумеется, утрированно, потому как данный стандарт задан компанией Сони и причины намного более прозаичны). Но, как было сказано раньше, это в оптимальных условиях. Под оптимальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды.
Разумеется само собой, что стереотипный звуковой аналоговый сигнал не подойдет под оптимальные условия, благодаря тому, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (говоря иначе, имеет временные разрывы).
Глубина дискретизации или разрядность – это кол-во степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду недоработки собственного звукового аппарата, в основном, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, другими словами 1024 уровней, последующее увеличение разрядности человек навряд ли как-то ощутит, чего не скажешь о технике.
Как видно из сказанного выше, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на конкретные «уступки».
Это все приводит к тому, что результирующий сигнал не будет точно повторить исходный.
Проблемы при подборе звуковой карты
Итак, инженер по звуку или артист (подберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативки со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена изготовителем, имеет выходы для оснащения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для записи звуков и находит, что эта звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и здесь же очень быстро воссоздавать. Звук пускай и выходит очень качественным, но между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдёт установленное время или, говоря по-простому появляется поперечных балок. Удивительно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а здесь… эх.
С горя, инженер, идёт назад в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще огромную сумму, чтобы взамен возвращённого приобрести компьютер с ещё более мощным процессором, бо?льшим объёмом оперативки, звуковой карточкой на 96 (. ) кГц и 24 бит и… в конце концов то же самое.
В действительности, стандартные компьютеры с стандартными встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, с самого начала не предназначаются для того, чтобы в режиме, приближённом к настоящему времени обрабатывать звук и воссоздавать его, другими словами не предназначаются для VST-RTAS обработки. Здесь дело нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, любой из данных элементов способен на этот режим работы, сложность в том, что эта звуковая карта, иногда, просто не «умеет» работать в реальном времени.
Во время работы любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы появляются т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые нужны для обработки. Плюс к этому, при разрабатывании как ОС, так и драйверов, и еще прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой кода программы «прячет» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на собственном уровне лишь очень простые интерфейсы.
Иногда подобных уровней абстракций набирается десятки тысяч. Этот подход облегчает процесс разработки, но делает больше время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.
В действительности, бруски из древесины могут появляться не только у вмонтированных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и др.
Во избежание такого рода лагов, разработчики применяют обходные пути, которые дают возможность освободится от лишних абстракций и программных преобразований. Одним из подобных решений считается всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX.
Необходимо выделить, что у OSX и Linux все прекрасно и без «палок» как у Windows. Все таки, не каждое устройство способно работать с нужной скоростью и необходимой точностью.
Допустим, что наш инженер/артист относится к категории Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать собственную звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».
Как максимум, аналогичным образом наш специалист уменьшил поперечных балок с пол секунды до практически оптимальных 100 мсек. Проблема последних миллисекунд прячется плюс ко всему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и конкретно подчиняется центральному процессору.
Все таки, центральный процессор – персонаж значимый и занятой, благодаря этому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, благодаря этому нашему мастеру нужно будет или согласиться с тем, что эти 100 мсек могут «прыгать» на ± 50 мсек если не более. Решением этой проблемы может быть покупка звуковой карты со своей микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).
В основном, значительная часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет такого рода сопроцессор, но он очень негибок для работы и предназначается по существу для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые с самого начала предназначаются для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно.
Преимуществом применения сопроцессора считается тот момент, что в случае его использования, специализированное ПО будет обрабатывать сигнал, почти что не используя центральный процессор. Минусом подобного подхода послужит цена, и еще «заточка» оборудования для работы с особенным программным обеспечением.
Отдельно, необходимо подчеркнуть интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования здесь достаточно доступные: для достаточно большой скорости обработки достаточно будет подобных интерфейсов как USB 2.0, PCI.
Звуковой сигнал в действительности не считается сколь-либо большим объёмом данных, как, к примеру, видеосигнал, благодаря этому требования очень маленькие. Впрочем добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой трудностью сформировались – большие задержки при применении типовых драйверов или значительная стоимость за пользование звуковой карты с адекватной задержкой.
Раньше мы сформировались, что достигнуть замечательной передачи аналогового сигнала не такая уж и легкая задача. В добавок к этому, необходимо упомянуть шумы и неточности, которые появляются в процессе снятия/изменения/передачи сигнала как данных, потому как, если припомнить физику, любой прибор для измерений обладает собственной погрешностью, а любой алгоритм собственной точностью.
Шуточка из области радиотехники: в связи есть т.н. Q-коды, трёхбуквенные определения разных вопросов-ответов, использующиеся для сокращения числа передаваемых символов.
Один из неофициальных кодов «QZZ» расшифровывается как «Это фон 60 Гц или вы храпите?», тут 60 Гц – это паразитное фоновое излучение частоты электрического тока.
Эта шуточка очень показательна благодаря тому, что на работу звуковой карты также оказывает влияние излучение расположившейся рядом аппаратуры, аж до ультразвука, издаваемого центральным процессором в рабочий период. Плюс ко всему необходимо добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и др.). Очень часто для маркетинга производственники разных звуковых устройств осознанно делают больше потенциальную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе появляется вполне осознанный вопрос «а для чего, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?».
Как говорят, в каждой правде есть часть правды. На самом деле, очень большинство производителей лишь на бумажном листе обозначают более самые лучшие характеристики у собственного оборудования.
Все таки, если всё-же изготовитель на самом деле сделал устройство, которое может снять/воссоздать сигнал в чуть большем диапазоне частот, о приобретении этого оборудования стоит хоть на какое-то время, но подумать.
А вот в чем дело. Все очень хорошо помнят, что такое АЧХ, привлекательные графики с неровностями и прочим.
При снятии звука (рассмотрим только такой вариант), микрофон должным образом его искажает, что отличается неровностями его АЧ-характеристики в границах того диапазона, который он «слышит».
Аналогичным образом, имея микрофон, который может снять сигнал в типовых пределах (20-20к) мы получаем искажения лишь на этом диапазоне. В основном, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с маленькими вставками случайных огрехов. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала?
Если следовать логике – то «шапка» (график плотности допустимости) растянется в сторону увеличения диапазона, таким образом сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.
Как показала практика, все зависит от разработчика оборудования и следует довольно тщательно это проверять. Все таки, факт остаётся фактом.
Если вернуться к нашему железу, то, к несчастью, не все так радужно. Подобно заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, изготовитель звуковых карт также часто привирают относительно рабочих режимов собственных устройств. Иногда для определенной звуковой карты можно видеть, что она функционирует в режиме 96к/24бит, хотя на деле это все те же 48к/16бит.
Дело здесь может обстоять в том, что в границах драйвера звук на самом деле может быть закодирован с указанными параметрами, хотя по настоящему звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать нужные характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в собственное время довольно часто грешили очень простые встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для слуха человека более чем достаточно этих параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет мало из-за вносимых искажений в процессе обработки звука.
Другими словами, если инженер или артист снял звук с помощью среднего микрофона или звуковой карты, то в последующем с применением даже лучших программ и железа будет сложно почистить весь шум и неточности, которые были внесены на шаге записи. На счастье производственники полупрофессионального или профессионального звукового оборудования аналогичным не грешат.
Последняя сложность заключается в том, что встроенные звуковые карты просто не имеют необходимого числа нужных разъёмов для подсоединения нужных устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары дисплеев будет просто некуда подключить, а уж о подобных изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для любого из каналов и совсем нужно будет забыть.
В итоге: первое что необходимо определить для последующего выбора типа звуковой карты – это то, чем специалист собирается заниматься. Может так случится, что для черновой обработки, когда нет необходимости записывать в хорошем качестве либо для имитирования «ушей» конечного слушателя может быть довольно встроенной или внешней, но относительно недорогой звуковой карты.
Также это может понадобиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time отделке. Для специалистов, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в снижении задержек и заострять внимание на устройства, которые будут по настоящему выдавать положенные им герцы и биты.
Для этого не обязательно приобретать сверх дорогостоящую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее равноценная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для этих звуковых карт пытаются сделать лучше звучание в некотором роде, что непозволительно, потому как для обработки нужно получить звук как можно более чистый и сбалансированный с очень маленьким вкраплением драйверного «улучшайзинга».
Впрочем, если Вам, как мастеру, нужно устройство, какое будет соответсвовать требованиям по качествам записываемого-воспроизводимого сигнала, и еще по скорости обработки этого сигнала – здесь нужно будет или заплатить, получив аппарат хорошего качества или подобрать 2 чем можно пожертвовать: хорошее качество, небольшая стоимость, большая скорость.
Прим. Ред.: Если вы артист, и не желаете разбираться во всех сложностях современнейшей обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все что необходимо, чтобы Вы получили материал сделанный качественно! -> Цены
Звуковая карта для компьютера ? «уши и рот» ПК
Любите слушать музыку и просматривать кинофильмы на компьютере? Тогда без звуковой карты вряд ли можно обойтись
Звуковая карта – что это такое
По определению, которое даётся в книгах по компьютерной грамоте для чайников или учебниках информатики, под звуковой картой для ноутбука или стационарного ПК имеется в виду специализированное устройство, способное быть интегрировано на материнской плате или быть внешним, применяемое для воспроизведения и обработки поступающего звукового сигнала. При помощи аудиокарты можно прослушивать музыку, заниматься полноправным просмотром фильмов или наслаждаться игровым процессом.
ЗВУКОВАЯ КАРТА ДЛЯ НОВИЧКА — СРАВНЕНИЕ КАРТ ЗА 100$
При помощи специализированных программ можно выполнять обработку звука или самому создавать музыку.
процесс обработки аудио на компьютере предусматривает редактирование записей, удаление шумов, оцифровку аналоговых композиций для их сохранения на современных типах носителей, сведение музыки или встраивание частотного диапазона.
Множество современных звуковых карт оборудовано большим количеством выходов, среди которых имеется разъём для подсоединения акустики, микрофона или наушников.
Такое устройство как правило имеет разные названия:
- устройство ввода/вывода звука;
- звуковая плата;
- аудиоплата;
- аудиоустройство.
Сама карта может быть представлена индивидуальной платой увеличения, помещаемой в подходящий разъём «материнки» либо же смотреться как интегрированный чипсет, распаянный на материнской плате. Все зависит от модели и изготовителя.
Звуковая карта считается центром всего мультимедийного окружения
Для чего необходима звуковая карта в компьютере
Некоторые пользователи спрашивают себя, зачем необходима звуковая карта для компьютера. Это нужная деталь, которая расположена в каждом ПК или ноутбуке.
Её назначением считается обработка поступающего аудиосигнала и его воссоздание.
Даже звуки, которые установлены в систему и оповещающие пользователя о событиях на компьютере, не могут быть воспроизведены без наличия данной детали. Также приобрести звуковую карту на компьютер потребуется пользователям, которые профессионально занимаются музыкой, потому как она дает возможность обрабатывать звук и заниматься написанием своих произведений.
Геймеры ставят на свои ноутбуки наружные звуковые карты для лучшего звучания и более абсолютного погружения в геймплей. Наличие в аудикарте разъёмов для подсоединения внешних динамиков или наушников предоставляет шанс просматривать кинофильмы, слушать музыку или проводить онлайн-беседы с близкими людьми или друзьями с помощью Скайпа либо других подобных программ.
Самая простая звуковая карта собой представляет плату с набором микросхем и нужными выходами
Как смотрится звуковая карта для ПК
Чтобы понимать, как смотрится звуковая карта в компьютере, можно увидеть фото. Также способ определения, где собственно в ПК прячется звуковое устройство, зависит от его типа и вида компьютера (стационарный или ноутбук). Как определить звуковую карту в неподвижном компьютере?
Это можно создать путём разбора корпуса. На материнской плате необходимо найти маленькой чип (микросхему), на котором будет нанесено наименованием фирмы изготовителя.
Таким вариантом определяется распаянная на материнской плате звуковая карта.
если она встроена, но подсоединяется в качестве отдельного устройства, тогда местом её нахождения будет подходящий слот. В большинстве случаев это PCI-Express.
В данном случае критерием наличия звуковой карты на компьютере будут разные выходы на задней стенке системного блока.
Демонтировать ноутбук труднее, благодаря этому определить, где собственно будет располагаться звуковая карта, можно по внешним разъёмам. В большинстве случаев на переносных моделях ПК есть всего лишь два выхода – для микрофона и наушников или динамиков.
На материнской плате звуковая карта представлена небольшим чипом с указыванием изготовителя
Главные виды звуковых карт для компьютера
Есть только два основных типа аудиоустройств для ПК – это внешняя звуковая карта для компьютера и внутренняя или встроенная. Они выделяются собственным видом и набором параметров.
Также несущественно различаются цели применения данных устройств в системе.
Внешняя звуковая USB-карта
Данное устройство, собой представляет отдельный блок, в середине которого находится набор микросхем, которые отвечают за переустройство и воссоздание звука, подключаемое к компьютеру через порт USB. Использование внешнего устройства считается возможностью существенного увеличения качества звука.
Очень часто такие системы используются для ноутбуков, потому как дискретные аудиочипы не в основном выдают хорошее аудио даже на недешевых моделях. Необходимость приобретения внешней звуковой карты вызывается 2-мя причинами:
- cтремление получить хорошее звучание на переносном ПК;
- если главная звуковая карта сломалась и не подлежит ремонту, или операция по замене будет стоить намного дороже, чем покупка новой.
подключение колонок не считается избавлением от проблемы некачественного звука. Это приведёт исключительно к увеличению громкости, при которой все ошибки и минусы встроенного аудиочипа проявятся сильнее.
Очень часто дешевые модели внешних звуковых карт не превышают размерами традиционный флэш-накопитель. Намного дорогие и качественные могут уподобляться на жёсткий диск.
Одни из самых дорогих моделей, стоимость на которые достигает 10 000, собственными размерами приближаются к габаритам самого компьютера.
Наружные звуковые карты выделяются подвижностью если есть наличие всех нужных разъёмов
Все наружные звуковые устройства обладают общими возможностями:
- усиление аудиопотока, если сравнивать со штатными средствами компьютера;
- возможность подсоединения внешних динамиков, микрофона и наушников.
БИТМЕЙКЕРУ НУЖНА ВНЕШНЯЯ ЗВУКОВАЯ КАРТА?
Престижные модели как правило оснащаются разными датчиками, индикаторами, регуляторами. Топовые модели дополнительно имеют коаксиальные выходы и аналоговые каналы.
Хорошими качествами внешних звуковых карт для компьютера считаются:
- большое увеличение качества звука;
- мобильность, что выполняет возможным подключение устройства к любому ПК;
- большой ассортимент моделей, представленных в продаже;
- наличие возможности подстройки ключевых частотных показателей с помощью кнопок, вынесенных на корпус аппарата.
Внутренняя звуковая карта для компьютера
Как ясно из названия, данная разновидность приспособления для воспроизведения и обработки аудиопотока собой представляет убранную в корпус компьютера систему. Есть дробление внутренних аудикарт на две категории:
Объединенные. Это чип, который распаян конкретно на плате.
Аналогичное решение считается наиболее экономным вариантом. Не стоит ждать от такой системы хорошего звучания, хотя на очень дорогих материнских платах как правило ставятся качественные чипы.
Преимуществом аналогичного типа считается снижение всей цены компьютера. Но минусов аналогичное аудиоустройство имеет на порядок выше:
- после помещения на материнскую плату на чип начинают влиять электрические шумы, которые портят аналоговый сигнал;
- отсутствие своего процессора, что приводит к повышению нагрузки на ЦП;
- невозможность подсоединения мощных аудиосистем.
Объединенные карты впаяны в плату и имеют вынесенные на тыльную стенку ПК разъёмы для подсоединения устройств
Дискретные. Данная разновидность собой представляет дополнительную стоимость, которая ставится в слот PCI. Дискретные карты являются самыми старыми вариантами.
Есть очень много изготовителей, которые специализируются конкретно на выпуске дискретных вариантов.
Дискретная аудиокарта – это отдельная плата, устанавливаемая в слот PCI-Express
Использование аналогичного типа владеет рядом достоинств:
- наличие своего звукового процессора, что дает возможность уменьшить нагрузку на ЦП и не приводит к замедлению работы ПК;
- выдача очень качественного звучания;
- возможность подсоединения мощных внешних устройств воспроизведения звука;
- наличие диска, на котором находятся драйвера для звуковой карты под Windows 7 либо другой ОС.
Ключевые технические специфики звуковых карт и присущие разъёмы
Основным параметром, определяющий результативность звуковой карты, считается хорошее воссоздание аудио без ненужных помех и искажений. Довольно много устройств имеет цифровые и аналоговые входы.
как показала практика оказывается, что аналоговый вход/выход даёт помехи при воспроизведении звука. Но профессиональные музыканты полагают, что аналоговое звучание обладает «теплотой», которую не может дать «цифра».
Преобразователь сигнала
Потому как компьютер – это цифровое устройство, а звук – это аналоговое физическое явление, необходимо применение специализированных устройств для изменения. На звуковой карте за это отвечает отдельная микросхема, именуемая ЦАП, или цифро-аналоговый преобразователь. Процесс изменения течет в 2 этапа:
- сначала происходит выделение из потока данных отсчётов сигнала, которые совпадают с частотой дискретизации;
- дальше путём интерполяции или сглаживания происходит формирование непрерывного во времени аналогового сигнала.
Есть также методика обратного изменения, когда на вход поступает аналоговый поток, который требуется сделать понятным компьютеру, что означает представление сигнала в набор цифр.
Рабочая схема ЦАП и АЦП
Разрядность ЦАП
Ещё одной характеристикой, которая хорошо связана с преобразованием, считается разрядность цифро-аналогового преобразователя. Разрядность – это кол-во разрядов входного кода или небольшого количества единиц цифровой информации или битов.
В большинстве случаев применяется представление двоичного числа, разрядность которой превосходит 16.
Увеличение этого показателя требуется для увеличения динамического диапазона.
Для получения звука с очень маленьким искажением необходимо применение ЦАП с самым большим количеством разрядов. Более прекрасные параметры изменения, необходимые 24 или 32 битам применяются при обработке звукового сигнала.
Для воспроизведения в большинстве случаев достаточно разрядности в 16 бит.
Частота дискретизации предполагает разравнивание преобразованного сигнала путём сокращения не постоянных интервалов отдельных отсчётов
Частота дискретизации
Потому как при преобразовании сигнал крепится по определённому количеству отсчётов, можно говорить о дискретизации по времени. Может появиться ситуация, что эти отрезки будут стоять один от одного на большом интервале, что приведёт к потере информации и искажению звучания.
Благодаря этому для правильного аудиопреобразования требуется брать отсчёты с самой большой частотой.
Пределом считается скорость работы ЦАП. Также чем приличное количество фиксированных отрезков идет через процессор, тем приличное количество памяти требуется выделять для хранения данных. Сигнал, который имеет вид дискретных отсчётов, можно преобразовывать в безграничный лишь в случае ограничения интервала половиной периода очень высокого колебания сигнала в спектре.
Благодаря этому в стандартах звуковых карт используются фильтры, ограничивающие самую большую частоту дискретизации.
Классически все разъёмы имеют цветовое дробление
Интерфейсы
Фактически каждая звуковая карта для компьютера оборудуется определённым набором портов или разъёмов, которые применяются для подключения микрофонов, наушников, внешней акустики и других устройств. Самыми популярными входами/выходами являются следующие разъёмы, отличающиеся по цветам:
- розовый – для микрофона;
- голубой – линейный выход;
- зелёный – разъём для подсоединения акустики или наушников;
- чёрный – для системы объёмного звучания;
- серый – при применении системы 7.1, когда потребуется подключить боковые динамики;
- оранжевый – для подключения центрального канала или сабвуфера.
Дополнительно более продвинутые модели могут иметь оптический выход или SPDIF, коаксиальный разъём, который дает возможность достигать лучшего звучания.
Выбор звуковой карты должен прежде всего определяться её назначением
Как подобрать звуковую карту для компьютера
При подборе самой лучшей звуковой карты для ПК необходимо обращать свое внимание не только на перечисленные характеристики, но еще представлять цели, для которых она будет использоваться, и приглядеться к некоторым добавочным показателям:
- поддержка технологии EAX. Это аналог трёхмерного звучания DirectSound3D, который используется для звуковых плат. Использование техники аналогичного направления важно в компьютерных играх, потому как дает возможность добиться эффекта присутствия. Также эта технология используется для отражения и реверберации звука;
- наличие ASIO. Протокол, который используется для передачи звукового сигнала с небольшими задержками, что важно при применении редакторов для записи аудио. Такая технология также воплощена на уровне «железа»;
- Midi. Наличие «миди»-интерфейса требуется для музыкантов, которые собираются использовать компьютер для создания своих аранжировок. Эти разъёмы нужны для подсоединения синтезаторов или музыкальных клавиатур.
Также при подборе самой лучшей карты не нужно поддаваться на маркетинговые хитрости, потому как довольно часто указанные критерии бывают преувеличены. Имеет смысл посмотреть на изготовителя ЦАП.
Прекрасными компаниями считаются Ti-Burr Brown, Wolfson. Ещё одним критерием качества считается порядковый номер преобразователя.
Чем больше цифра номера, тем современнее модель.
лучше подбирать карты, на которых все микросхемы сделаны одним изготовителем, что даст возможность избежать конфликтных ситуаций на уровне «железа».
Asus Strix Raid DLX – лучшее соотношение качества и стоимости среди звуковых карт, по мнению пользователей
Хорошие изготовители
Звуковые карты ASUS
Одним из лидеров рынка этой продукции считается тайваньская компания ASUS, которая известна широкому кругу пользователей собственными мобильными продуктами – ноутбуками и телефонами. Линейка аудиоустройств изготовителя представлена как бюджетными моделями (Xonar DG, стоимость – 2 200 рублей), так и продуктами элит-класса, которые, по мнению пользователей, предоставляют фактически совершенное звучание (Strix Raid DLX, стоимость – 15 000 рублей).
Звуковые карты Creative
Sound Blaster ZX – уже шестое перевоплощение звуковой карты от Creative Labs
Следующей в рейтинге лучших изготовителей следует компания Creative Labs, которая занимается выпуском «железа» и ПО. Одной из очень востребованных моделей считается Sound Blaster, которая переживает уже 6 перерождение. Топовой моделью линейки считается Sound Blaster ZX, имеющая экстравагантное оформление с внешней стороны и выносной блок для подсоединения периферии и управления параметрами звука.
Стоимость такой карты стартует от 9 000 рублей.
Другие компании
Фирмы Asus и Creative являются Неоспоримыми фаворитами. Также на рынке звуковых карт присутствуют такие компании, как LynxStudio, которая выпускает аудиоустройства среднего диапазона цен, C-Media, M-Audio. Характерной спецификой звуковых устройств последнего бренда считается нацеленность продуктов на запись звука дома.
Это выражается в обустройстве платы линейным входом для гитары или микрофона.
При помощи диспетчера устройств не только можно увидеть, какая карта поставлена, но еще освежить драйвер
Как проверить звуковую карту на компьютере и выяснить, что именно стоит
Очень простым способом, как выяснить звуковую карту на компьютере, считается применение «Диспетчера задач» Windows. В пункте «Звуковые, видео и игровые устройства» будут показаны все аудиоустройства, установленные на определенном ПК.
Драйвер для звуковой карты
Также через диспетчер устройств можно попытаться освежить драйвер звуковой карты при появлении поломок со звуком. Это будет не лишне для недорогих моделей, которые не имеют в комплекте специализированного диска с установочным софтом.
Звуковая карта монтируется в один из разъёмов PCI-Express, которые находятся на материнской плате
Как подключить звуковую карту к компьютеру
После приобретения новенькой аудиокарты может появиться вопрос, как установить звуковую карту на компьютер. При применении внешнего устройства требуется исключительно воткнуть штекер в гнездо USB, после этого установить необходимые драйвера для правильного функционирования. Если применяется дискретная карта, тогда нужно будет снять боковую крышку системного блока и бережно поместить плату в подходящий разъём.
Для фиксирования применяется защёлка. После физической установки нужно включить ПК и установить драйвера.
Действительно возможно, система сама обнаружит новое устройство и автоматично произведёт установку.