«МОЙ ПУТЬ ЗЕМНОЙ, КАК КРЕСТ ПРИМИ. »
21 декабря мир отметил 116 лет со дня рождения собственной большой дочери-подвижницы Матери Марии, причисленной зарубежной православной церковью к лику святых. На вечере, который прошёл в этот же день в мемориальном зале Матери Марии Анапского археологического музея-заповедника, прошла презентация нового литературно-художественного издания.
Как позиционирует собственное детище автор и составитель — достойный сотрудник культуры Кубани Зоя Лемякина, это специфический рассказ-предисловие к экспозиции грядущего музея Матери Марии.
Хочется верить, что когда-либо мечта Зои Николаевны о таком музее исполниться. А пока, по словам автора, она предприняла попытку «собрать, возобновить и провести пути для мирского паломника по землям Причерноморья, поделиться тем, о чем узнала на пути по местам рода Пиленко». В результате вышел необычный альбом, исполненный очень изыскано и трепетно, со вкусом, теплом и неподдельной любовью.
На первой странице обложки — легкие рыболовные суденышки, застывшие на рейде в Анапской бухте, светлый лик Елизаветы Юрьевны и ее знаменитая строка: «Мой путь земной как крест прими». И вот отсюда, от берегов Анапы, от старинного храма Святого Онуфрия, и начинается очень интересное путешествие: мимо зубчатой башенки пиленковского джеметинского дома по землям Побережья Черного моря, Крыма, Таврии, к истории которых причастен и многочисленный род Пиленко.
Наряду с Лизочкой Пиленко читатель совершает экскурсию в Феодосию и гостит у Максимилиана Волошина, гуляет по Никитскому ботаническому саду и останавливается в Тифлисе, который стал последним приютом перед отъездом Елизаветы Юрьевны в эмиграцию. Этот путеводитель знакомит нас и с поразительными людьми, которые шли по жизни рядом с Матерью Марией, и с ее Анапой.
В городе были и сквер Пиленко, и проулок Пиленко. В 1915 году Татьяна Юрьевна открыла в Анапе дом-приют для малюток, а ее двоюродный дядя Владимир Илларионович выстроил поликлинику.
Отсюда, из Анапы, она ушла по пути подвижничества и служения Господу и людям — к мученической гибели в концлагере Равенсбрюк в марте 45-го.
Альбом сопровождают фотографии из архива семьи Пиленко и стихотворные строки Кузьминой-Караваевой, полные эксклюзивных образов родной земли; акварели и рисунки Елизаветы Юрьевны и сделанные ее рукой вышивки; живописные виды Анапы, Джемете, села Пиленкова, святые места Побережья Черного моря и картинные репродукции анапского художника П.Я.Крутько. К большому сожалению, из-за причины ограниченности в средствах издание выпущено маленьким тиражом и ознакомиться с ним можно пока только в музее.
Земное и неземное в жизни Пресвятой Богородицы: о покушениях и угрозах, о благоговении и любви
– Ваше Блаженство, какая главная цель установки Церковью праздника Успения Пресвятой Богородицы?
– Пресвятая Дева Мария – Матерь Божия – сподобилась большой чести в себя вместить Невместимого Бога. Конкретно от Ее плоти и крови взял Себе Плоть и Кровь Спаситель мира, Который пришёл на землю для того, чтобы освятить, почистить и спасти человека. Святые отцы именуют Матерь Божию Ковчегом Завета, из-за того что через Нее на землю пришёл Законодавец, также величают Ее Жезлом Аароновым, который когда то расцвел, будучи сухим, из-за того что иссохшее древо человеческого рода через Матерь Божию опять дало спасительный плод для вечной Жизни.
Пресвятую Деву Марию именуют Сосудом, в котором хранилась Манна жизни – Христос. Он вместился в Пресвятую Деву Марию как в некую стамну, в некий сосуд.
Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, как человек с благоговением и нежностью относился к собственной Матери и как Бог воскресил Ее и взял на Небо живой. И собственно нынешний праздник говорит о любви Христа к Собственной Матери, а в Ее лице – ко всему роду человеческому, для которого Она тоже стала любвеобильной Матерью.
– Евангелие от Иоанна повествует про то, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает собственную Мама заботам любимого ученика Иоанна. Что нам известно о жизни Божией матери и о Ее участии в утверждении молодой христианской Церкви, в деяниях апостолов?
– Апостолы благоговели перед Богородицей . Когда Ее не было среди них, то они оставляли для Нее в одном месте тарелку, стакан, кусок хлеба, а потом, после трапезы, разламывали хлеб и раздавали каждому как благословение Богоматери. До сегодня в монастырях происходит Чин о Панагии (в пер. с греческого – Всесвятая): после трапезы наместник по кусочку раздает всей братии освященный хлеб в честь Богоматери.
Когда Господь забирал Ее тело на Небо, Она сказала апостолам: «Я буду среди вас». На самом деле, Матерь Божия, хотя телом и душой находится на Небе, часто оставляет обители Небесные и посещает нашу землю, чтобы помогать скорбящим, больным, лишенным человеческого внимания.
Тяжело описать человеческими словами, как это бывает, однако она в действительности приходит к нам, слышит наши молитвы и делает просьбы, тем более если они разумны и имеют основной целью спасение души.
– Правда ли, что большинство из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией? Говорят, из дома Она выходила в церковь только в сопровождении близких.
– Матерь Божия сильно хотела оставить землю и переселиться на Небо. Это стремление было предметом Ее постоянной молитвы. Она любила ходить в места, которые связаны с земной жизнью Спасителя, в особенности к Живоносному Гробу в Гефсиманский сад, где Господь молился и любил уединяться.
Некоторые злобные иудеи, выяснив, что Матерь Божия посещает эту святыню, пожаловались начальникам, и те поставили стражу, чтобы не допускать Ее. Было даже повеление убить Владычицу.
Но постоянно, когда Богоматерь приходила молиться, благодать Господа скрывала Ее от убийц. Она оставалась невредимой и успешно возвращалась домой.
– Что символизировала пальмовая ветвь, которую вручил Богородице Архангел Гавриил, явившись Ей? Расскажите про это, пожалуйста.
– Как то, когда Матерь Божия молилась в Гефсиманском саду, Ей явился Архангел Гавриил и сказал: «Мольба твоя услышана, и через три дня Господь заберет Тебя в Небесные обители». В удостоверение истинности собственных слов Архангел Гавриил дал Богоматери пальмовую ветку, которая блистала сказочным сиянием. Матерь Божия вернулась в собственный дом (жила Она в доме Иоанна Богослова) и начала готовиться к Успению.
Пальмовая ветвь обозначает чистоту души Богоматери и Ее готовность переселиться в Небесные чертоги.
– В Украине и прочих землях Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы, как и чудотворные иконы Успения, всегда почитались особо. Почему?
– Древние историки, описывая Богородицу , говорят о различных сторонах личности Пресвятой Девы Марии. Они все едины в том, что Она была настолько наполнена Божественным светом, настолько доброй и смиренной, что никто не имел возможности в этом сравниться с Ней. Божия матерь отличалась средним ростом, светло-русыми волосами оттенка золота.
Лицо Ее было вытянутое, цвета спелой пшеницы, глаза – цвета маслины, пальцы длинные. Исполнена кротости, Она имела речь неспешную, говорила немного, нечасто, однако всегда это были необходимые правильные слова. Святой Дионисий Ареопагит, воспитанник апостола Павла, который сподобился увидеть Пресвятую Деву Марию, пишет в послании к педагогу: «Я сподобился увидеть Матерь Господа моего Иисуса Христа.
Такой свет я видел, исходящий из Нее, такую сильную благодать, что изнемог собственным сердцем. Если бы я не знал Бога, то посчитал бы Матерь Божию за Божество».
Благодаря этому в Киевской Руси образ Божией матери сразу стал олицетворением чистоты, святости и добра, многие иконы Богоматери по истечению определенного времени явили чудодейственную силу и до сегодня источают нам Благодать и Милость Господню, которых мы не всегда можем достигнуть собственными трудами и молитвами.
Православная Жизнь
Предшественник колливадов, инок Агапий Ланд, предлагал представить, что будет, если безнадёжно и смертельно больной вдруг точно узнает, что есть на свете доктор, который запросто может лечить его болезнь. Таким доктором и считается Богоматерь.
В церковной истории Богоматерь занимает абсолютно особенное, прекрасное место, в котором нет никакой тени, никакого пятна.
Британский писатель Джон Толкин сказал: «С Ней (Девой Марией) связаны все мои скромные представления про красоту».
Впрочем, будучи смиренной, Владычица оставила о себе не очень то и много сведений. Можно сказать, что сведений о Ней тем меньше, чем важнее её роль в небесной и мировой истории.
О Богородице мало написано в Евангелии благодаря тому, что Сама она просила, чтобы о Ней писали мало. Все, что о Ней написано, говорит о Её смирении. Человеку, далекому от церковного понимания смирения, оно представляется нудным и безжизненным.
А святые отцы, напротив, утверждали, что смирение – это обитание Христа в человеке.
Владычица – сама жизнь. Она и похожа и не похожа на иных праведников.
Клайв Льюис когда-то заметил, что это тираны всегда скучно такие же, а святые величественно многообразны.
О Её смирении говорит и благовещение.
Формула счастья Марии Пахоменко | Телеканал «История»
Она же, встретившись с ним (Архангела Гавриила), смутилась.
Она смутилась от приветствия, ведь не считала себя благодатной, как именовал её Архангел, хотя, безусловно, ощущала в себе благодать. Дева Мария по смирению и всех других людей считала тоже благодатными, ведь благодать помогает всех увидеть хорошими.
Когда Архангел сказал, что Господь желает сделать Её матерью Бога, то, по слову Иоанна Златоуста, небо и земля замерли – и все ожидали Её решения. А дело все в том, что весь Ветхий Завет происходил для того, чтобы появилась на свет Дева такой чистоты, чтобы от неё мог родиться Бог.
Но все зависело от Её решения. Бог не принуждал.
И Архангел не принуждал. Все ожидали.
Согласиться было не очень просто. Возникал тут же вопрос – как все объяснить Иосифу? Представьте себя на месте мужа, к которому пришла супруга и сказала: Ангел возвестил, что у них будет ребёнок.
Поверит ли супруг? Разумеется, нет.
Более того Она знала, что Мессия пострадает – так было написано у пророков, конкретно у Исаии. Она знала, что если согласится – разделит судьбу Мессии.
И согласилась.
Дева Мария ничего никому не сказала – ни святому Иосифу, ни друзьям собственным. Хотя, думается, очень хотела поделиться радостью, однако не знала, как сделать это.
Она поверила, что Господь сам все устроит, и отправилась к родственнице Елизавете. Ей, наверняка, хотелось рассказать, однако она не знала как.
Но Господь промышляет о собственных верных – и Он исполнил Духа Святого Елизавету: «И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне».
Господь попустил Иоакиму и Анне потерпеть многие насмешки, дабы их сделать смиренными, и смирение они передали и Владычице. Господь желает каждому спасения, а гордость выполняет нас неспособными воспринимать благодать.
Он устраивает нашу жизнь таким образом, чтобы мы смирялись, из-за того что желает, чтобы мы спаслись.
Чтобы согласиться, необходимо терпеть то, что тебя раздражает, и пить поношения как воду. А этого никто не желает делать.
Благодаря этому епископ Митрофан Никитин сказал, что не знает ни одного человека, который бы по собственной воле согласился стать смиренным, пройдя тот путь, который к смирению ведёт.
Что такое смирение, объяснить нереально. Это вселение Христа в человека.
Ближе всего к смирению застенчивость, но и это ещё не смирение.
Чтобы выяснить, для чего необходимо смирение, нужно взглянуть на смиренных. Как они великолепны!
Святой Иоанн Лествичник именовал признаки смиренного человека:
1. Смиренный человек поношения, унижения и насмешки пьёт как воду. Он их терпит, чтобы через них открыть душу действию благодати.
2. Смиренный человек не раздражается, когда его раздражают. А несмиренного, наоборот, раздражает все. Чай чрезмерно горячий или чрезмерно холодный.
Автобус едет очень быстро или чрезмерно потихоньку. Супруг лёг очень близко или чрезмерно далеко.
Чтобы стать смиренным, нужно бороть своё раздражение.
3. Смиренный человек ничего, никакие добродетели не приписывает себе, а все Богу. Он при этом не кокетничает в духе: «Иные выполняют и намного больше», а «я – ничто – все Господь сделал».
Он понимает, что много трудился, но считает, что результат – от Господа.
4. Смиренный во всём доверяет Богу и во всём покорен воле Бога. Каждое обстоятельство он принимает как презент ему от Бога.
Даже боль он так принимает. С доверием.
За что избрана Дева Мария? За то, что Она самая смиренная.
За безграничное смирение. 5500 лет Бог ждал Её рождения.
Несмиренную погубил бы этот дар.
Благовещение
В самом благовещении великая тайна. Когда Она согласилась, в Ней великое чудо сделал Дух Святой – там появился Христос.
Действие Духа было творческим, и в Ней сразу появился Ребенок. В данный же момент случилось идеальное обожение Её.
От Неё Христос воспринял человеческую природу во всей полноте.
Житие Пресвятой Богородицы — Часть 1 — Прообразы Богородицы в Ветхом Завете
Первородный грех – испорченность природы, отделённость от Бога (ребёнок смертен, подвергается страстям, но до 7 лет у него ещё нет личного участия в грехе – хотя он норовист, упрям и т. д. Первородный грех как испорченность природы был и у Неё, однако она не имела никакого личного греха.
Это настолько удивительно, что великий современный подвижник святой Силуан Афонский как то поражённо задал вопрос Бога: «Как это может быть, чтобы Она ни разу не согрешила. Ну не согрешила делом – ещё можно догадаться. Не согрешила словом – можно представить.
Но как Она могут не согрешит помышлением?».
Данный вопрос святой Силуан задал не просто так, а на опыте зная, как, даже с помогающей благодатью, тяжела сражение подвижника с помыслами плохими.
И Святой Дух в тот же час ответил Силуану: «Божия матерь на самом деле никогда не согрешила даже помышлением».
Она превышает благодатью даже Небесные Силы. И это вполне по праву.
Представьте только – Она никогда не согрешила. Если мы это сравним с собственной жизнью, тогда все будет ясно.
Идеальное обожение Дева обрела, когда Христос сошел в Неё. Это было для Неё и Крещением, и Пятидесятницей.
Он питал Её Собственными телом и кровью 9 месяцев. Она от Христа обрела обожение, очищение и освящение.
Святой Силуан Афонский: «Богородица не предала писанию ни мыслей Собственных, ни любви Собственной к Богу и Сыну Собственному, ни страданий души Собственной при распятии, из-за того что все равно мы не имели возможности бы настигнуть, потому что любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов.
И хотя жизнь Богоматери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земля, и сродни Сыну Собственному, всех жалеет и милует.
О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе.
Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам.
Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; однако она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: ?Плохо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь».
И слова Ее приятные, тихие, кроткие, и работают на душу. Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть данных сладких слов, и не знаю, что воздам я богопротивный за эту любовь ко мне нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.
Действительно Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее.
Дивное и непостижимое дело. Она живёт на небе и без конца видит славу Божию, однако не забывает и нас убогих и Собственным милосердием покроет всю землю и все народы.
И сию Пречистую Матерь Собственную Господь даровал нам. Она наша радость и чаяние.
Она наша Матерь по духу, и близка нам по природе, как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью”».
Любовь никогда не перестает, и Божия матерь не перестала предпочитать людей после восшествия Собственного на Небо. В истории Церкви зафиксированы миллион случаев Её помощи.
Святой Иоанн Кронштадтский: «Приступая молиться Царице Богородице прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нея, не получивши милости. Так думать и так быть уверенным относительно Ее – хорошо и праведно. Она – всемилостивая Матерь всемилостивого Бога-Слова и о Ее милостях, неисчетно легендарных и многочисленных, возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть пропасть благостыни и щедрот, как говорят о Ней в каноне Одигитрии (Кан. песнь 5 стр.
1). Потому приступить к Ней в молитве без такой решительности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не лелеют надежду получить от Него просимого. Как спешат за милостью к какому-то высокому и богатому человеку, милость коего все знают, который милость собственную доказал бесчисленными опытами?
Обычно с самою покойною решительностью и надеждою получить от него, чего хотят. Так нужно и в молитве не сомневаться, не малодушествовать».
Земная жизнь Девы Марии
Иоанн Кронштадтский из опыта говорил, что владычице неприятны ссоры и она всегда утихомиривает неприязнь в семье. Только необходимо Ей молиться во время ссоры.
«Молитесь, братия мои, Матери Божией, когда буря неприязни и злоба восстанет в доме вашем. Она, всеблагая и всеблагомощная, комфортно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от единого Бога происходят, как от собственного Источника, а Владычица – в Боге, едино с Богом, и, как Матерь Христа-Мира, ревнует и молится о мире всего мира, паче же – всех христиан.
Она-то имеет всеблагомощие – манием Собственным изгонять от нас духов злобы поднебесных, данных неусыпных и усердных сеятелей между людьми злобы и неприязни, и всем, с верою и любовию притекающим в державный покров Ее, подает скоро, быстро, мир и любовь.
Благодари пребыструю Заступницу, нашу Госпожу Божию матерь, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию, по молитве нашей сердечной, спасающей нас от грызения и утеснения диавольского. Воззри на Нее сердечными очами в Духе Святом, воззри как бы у самого сердца твоего сущую и воззови к Ней: Пребыстрая Заступница, Госпоже Богородице Марии, спаси меня от врага-запинателя!
И в тот же час за минуту спасает Она тебя по вере сердца твоего, по упованию на Нее. Так и отступит от ?боку” теснота, огонь и печаль тяжелое. Дивно спасение Владычицы!
Так и оно и льется тебе в душу. Только воззри на Нее очами сердечными с упованием на Ее благость и благомощие. Вера твоя спасет тебя (Мф.
9:22).
О, если бы мы слыхали и видели молитву о нас и о мире Пресвятой Девы Богородицы, Ангелов и святых, мы бы ужаснулись и устыдились собственной лености и небрежности в молитве, мы не только днем, но и среди ночи восстали бы на молитву и славословие Господней благости, Божия долготерпения, Божия величия, Божией премудрости и силы всемогущей».
Человеку бывает довольно не просто верить, что Бог и Богоматерь помогут собственно ему. Иоанн Кронштадтский предлагает припомнить, что владычица помогла уже миллионам людей в различные эпохи и в различных местах.
Она, безусловно, поможет.
Человеку может казаться, что он чрезмерно безнравствен, чтобы ему помогли. Но Владычица достаточно часто помогала и безбожникам, из-за того что и безбожники бывают разнообразные. Есть те, которые грешат с расчётом, однако зачастую.
По слову Агапия Ланда, «беззаконие часто вытекает не от изобретательности и деловой ухищрения, а от халатности, или насилия, или большого искушения плоти».
Там, где очень многие люди готово осудить, Бог и Богоматерь знают человека и пытаются ему помочь.
Святой Иоанн Златоуст говорит, что у православных подвижников время течёт назад. Чем больше они приближаются к Богу, тем больше молодеют. Это правда.
Нашим подвижницам и 40, и 50 лет, а они смотрятся как духовные создания, как Ангелы без возраста и порока. Полностью это исполнено и у Богоматери.
Ей на момент земного успения было больше 50 лет, однако она была молода и душой и лицом. И необычайно прекрасна.
Она не старилась.
Известен случай, когда один из юродивых святых был позаимствован на какое-то время при жизни в рай, и там ему Ангел показывал все. Он захотел увидеть Богоматерь, и Ангел сказал, что он покажет, где Владычица живёт, однако её Саму он не увидит, из-за того что Она все время ходит по земля и помогает людям.
Во все времена Владычица действовала на земля помогая молящим о помощи. Приведу такой пример.
Лена Л. – мама четырёх детей. 3-ий её ребёнок – Мария, появилась на свет с диагнозом «дисплазия коленных суставов».
Доктора утверждали – к трём годам суставы подрастут, в другом случае будем делать операцию. Но к трём годам суставы не выросли, а операцию было делать страшно.
Произошло это около 2003 года. У семьи не было денег, и Лене случалось мыть подъезды.
Потом она выяснила, что в Почаеве молятся об исцелении заболеваний ног, и решила повезти Марию туда, взяв на это последние деньги. Все близкие люди ей утверждали: «Неразумная!
Для чего? Лучше бы на детей потратила!». Она занесла Марию в пещерку святого Иова Почаевского и сказала ей молиться Богородице.
Мария молилась, и у неё прямо в пещерке быстро выросли отсутствовавшие суставы, оттуда она вышла сама. Доктора в Донецке обследовали её и сказали – здорова.
А близкие люди стали говорить, что случившееся – всего то случайность и совпадение.
Отношение Божией матери к людской боли
Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».
То же самое и для Богоматери. Благодаря этому Она всегда помогает.
Митрополит Вениамин Федченков как то служил молебен о дожде и не верил, что дождь пойдёт после молитвы. Он обратился к Владычице и услышал в середине себя Её голос: «Молись во имя Сына Моего».
И дождь пошёл.
Владычица – самая смиренная. И помощь Её смиренна и незаметна, как систематическая помощь мамы. Христос на Кресте просил Её, чтобы Она стала мамой для всего людского рода.
И Богоматерь согласилась. Она нас по настоящему считает детьми Собственными.
Рассказала про это Светлана Г. из Мариуполя, которая устраивает там паломнические поездки по святым местам. Как то к ней подошла матушка священника и задала вопрос, будут ли они възжать на могилу старца Николая Гурьянова.
Выяснив, что будут, матушка поехала с ними, а в дороге рассказала собственную историю Светлане.
Произошло это в селе под Херсоном – туда отправили служить священника с матушкой. Храм в селе был перестроенным из старого деревенского клуба, и в нём ничего не было: ни икон, ни иконостаса, ни подсвечников, ни свечей, даже с богослужебными книгами были трудности.
И еды у них практически не имелось, лишь то, что приносили прихожане. Матушка Наталья по вечерам хныкала и молилась Богородице, чтобы Она все необходимое послала.
Матушка боялась, что люди не будит ходить, так как в храме ничего нет. Как то Днём к дому подъехала элитная машина, водители задали вопрос: «Где матушка Наталия?».
Она испугалась и говорит: « А для чего вам матушка? Может, вам батюшку?
Он в храме».
Дева Мария | Библейские тайны
Однако они отвечают: «Нет, нам матушку».
Она: «Матушки нет». Приехавшие вернулись в автомобиль и сидят, ждут. Более часа прождали, а матушке стало стыдно, думает: «Какая же я христианка, побоялась, что убьют», вышла к ним и говорит: «Вы меня простите, я испугалась.
Матушка – это я».
А они: «Вот хорошо, а мы бизнесмены, к Вам от батюшки Николая Гурьянова».
Бизнесмены: «А вы не знаете? Такой неплохой батюшка! Сказал к Вам заехать, где Вы живёте, описал, как Вас найти, и велел Вам привезти вот это.
Они достали из багажника все то, о чем матушка просила у Божией матери.
Человек не становится святым только благодаря тому, что стыдится жить по-христиански и потому не имеет решимости. «А что обо мне подумают, если я не отвечу злом на зло?», «А точно ли Бог побеспокоится обо мне, если я буду искать Царства Небесного?», «А не посчитают ли меня дураком, если я в последнее время буду вести себя по-евангельски?».
Владычица никогда не стыдилась жить праведно и не боялась, что над ней кто-нибудь будет хихикать. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что простота – это не смотреть на людей, не думать, что о тебе подумают, но быть светлым ко всем.
Как говорят отцы: «Лучше прогадать в любви, чем в её отсутствии».
Духовник Владычицы
Необходимость иметь духовного отца названа святым Феофаном Затворником одним из четырёх важных для спасения условий. Митрополит Вениамин Федченков говорит, что духовником Владычицы был первосвященник Захария. Поныне, разумеется, Её духовниками считались родители.
И все время – Архангел Гавриил. Если даже и у Неё был духовник, то можно представить, насколько он требуется всем людям вообще.
Духовник делает легче послушание человека Богу, из-за того что через духовника Бог сообщает послушнику собственную волю.
Святой Игнатий Брянчанинов: «Подлинное послушание – послушание Богу».
Опытный учитель призван сделать легче это послушание указанным способом.
Впрочем о послушании Владычицы можно кое-что сказать отдельно.
Хотя страсти и восстают на послушника, желая, чтобы он исполнил собственную падшую волю, но душа его ощущает мир правильного совета, произнесённого его праведным наставником. Впрочем мы знаем, что Владычица никогда не допускала в себя действование страстей.
И ещё: послушание человеку тогда может быть не нужно, когда он явственно ощущает волю Божию в собственном чистом сердце. Словом, когда он свят. Мы знаем, что Владычица от самого начала была свята.
Но она не оставила послушания, и в этом тоже Её великолепие.
Образ Её слушания
В Евангелии сказано, что все священные слова, которые Владычица где-либо слышала, Она не просто запоминала, а «слагала в сердце Своём, другими словами относилась к священному как к главному сокровищу Собственной жизни.
Как Богоматерь видела мир
Мы можем думать, что, будучи святой, Она смотрела на мир с надеждой, из-за того что верила Богу, что Он обязательно спасёт этот мир. Являя образ любви, Владычица правильно ощущала, что и Бог преисполнен любви. А такой Бог не может не спасти.
Такой Бог не может попустить зла любимому. И, зная это, Владычица смотрела на все светло.
Не печалилась и не унывала, но надеялась и ждала, зная, что у Всевышнего все происходит самым лучшим образом из всех потенциальных.
Её девство и брак с Иосифом Обручником
Для чего было необходимо и то и другое? Святой Василий Великий говорит про это поразительные и очень утешительные для абсолютно всех слова: Владычица была и в браке, и в девстве для того, чтобы «и девство было возвеличено, и брак был почтён».
Другими словами любой из путей может привести к святости, если только человек смотрит на Бога, когда идёт.
Об одном духовном законе
Когда Архангел сообщил Деве Марии весть про то, что Она станет Той Девой, Она сидела и читала книгу пророка Исаии. И мы помним, что Она думала, как было бы хорошо послужить той Деве, которая родит Мессию.
И Она же стала Той Девой. Осмелимся сказать, что это очередной духовный закон. Когда мы считаем себя недостойными чего-то, собственно тогда мы и делаемся этого достойны.
Как говорил Г. Честертон: «Берите корону и обойдите с нею всю землю, пока вы не повстречаете человека, который скажет, что недостоин её».