Как погиб гагарин

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Член летной подкомиссии, расследовавшей катастрофу самолета первого астронавта планеты, рассказал «КП» собственную версию причин трагедии.

Арсений Дмитриевич Миронов держит спину прямо, говорит четко, жестко. Я слушаю его и удивляюсь, как он на память цитирует документы, имена, фамилии, должности и про себя думаю, что был бы благодарен доле, если б в восемьдесят лет смотрелся также.
— Восемьдесят? — переспрашивает меня друг, истовый историк авиации и космонавтики Андрей Симонов, который и помог мне найти Миронова. — Ему девяносто семь!
И для убедительности прибавляет:
— Девяносто семь с половиной!
Миронов до этого времени работает в родном Летно-исследовательском институте имени Громова, куда пришёл. в первой половине 40-ых годов XX века. Кабинет у него на четвертом этаже и изо дня в день он приходит туда заниматься бумагами.

Тем не менее, и квартира у него на четвертом этаже.
— Помните, в доме не имеется лифта! — предупреждает он меня когда я звоню, чтобы договориться о встрече.

Как погиб гагарин

Что произошло 27 марта 1968 года

За прошедшие десятилетия какие только версии ухода из жизни Юрия Гагарина не выдвигали летчики, инженеры, пытливые доброхоты и спекулянты-жулики, пытавшиеся поживиться народной любови к первому астронавту.
Была создана комиссия . Лес под Киржачом вокруг воронки, оставшейся после падения МиГ-15 УТИ, вытоптали в радиусе 3 километров! Землю просеивали!

А потом – молчок.
Сорок три года единственным официальным документом о гибели Гагарина и Серегина оставался некролог: «. В результате катастрофы при выполнении тренировочного полета. », подписанный Политбюро ЦК КПСС. В нем ни слова не было о причинах смерти пилотов.
Только в 2011 году — к 50-летию первого полета человека в космос, были, наконец, рассекречены результаты расследования. Но и они оказались очень расплывчатыми.
– Комиссия заключила: исходя из анализа обстоятельств летного события и материалов расследования, наиболее возможная причина катастрофы – выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Или, что менее возможно, – для устранения входа в верхний краешек первого слоя облачности, – цитировал документ начдеп по обеспечению деятельности архива производства главы Российской Федерации Александр Степанов.

Как погиб гагарин

В результате «внезапный маневр стал причиной дальнейшему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в штопор условиях усложненной метеорологической обстановки».
Но мой собеседник считает: опубликовано не то, что было в действительности, а то, что устраивало в то время руководство комиссии.
– Если исходить из озвученной версии, картина выходит такая: летчик, видимо Гагарин (он сидел в передней кабине), увидел метеозонд, на который он шел напрямую, и резко ушел в сторону. Предрасположенность к переходу в штопор у УТИ МиГ-15 – была.
Но тогда почему никто этого зонда не видел?! В большинстве случаев в подобной ситуации пилот должен был передать на землю: встретились с зондом.

Гагарин (связь в УТИ МиГ-15 с землёй существует только у того, кто сидит в первой кабине) этого не сделал. Допустим, опоздал.

Однако если у комиссии возникает версия про зонд, почему никто не попытался узнать откуда он был запущен? Сотни человек принимают участие в расследовании, а такую обычную вещь не выполняют!
Зонды раздуваются, поднимаются на конкретную высоту, потом лопаются и падают. На месте падения самолета Гагарина под Киржачом нашли 10 или 11 старых зондов. Пускали их В то время из Долгопрудного – там метеорологический ВУЗ был.

Известна скорость подъема зонда, известен ветер — сила и направление. Когда зонд летит он по радио передает данные. Другими словами выяснить в котором часу он мог быть запущен и определить его траекторию очень просто.

Можно даже выяснить на какой высоте он самоликвидировался. Но — нужно обратить внимание! – никакой информации про то, что зонд искали, связывались с институтом, который мог его запустить, в материалах комиссии нет . Как так – в резюме комиссии он описывается как наиболее возможная причина гибели экипажа, а никто в эту сторону не копает?!
Вторая версии про то, что, возможно, отворот, который произвел экипаж, был для того, чтобы не входить в облако. Это вообще чушь! Они весь полет пребывали в облаках!

Как можно отворачиваться от того, где ты и так находишься? Нелепость!

Как погиб гагарин

Валентину Гагарину опекали астронавты из первого отряда. На фото она с Алексеем Леоновым (с правой стороны).

Как погиб гагарин

Во время похорон у Кремля: Валентина Гагарина, Валентина Терешкова и дочурки Юрия Алексеевича — Галя и Лена.

Как погиб гагарин

Тел не останется. Для прощания выставили урны с прахом Гагарина и Серегина.

Как погиб гагарин

Эти все ужасные дни от Валентины Гагариной не отходила Валентина Терешкова.

День 1 расследования

– В вечернее время в тот день, когда погиб Гагарин, мне был звонок от секретаря министра авиа промышленности Петра Васильевича Дементьева: «Вас включил в комиссию по расследованию причин гибели астронавта». – рассказывает Арсений Дмитриевич. – Я В то время был начальником научно-исследовательского отделения ЛИИ, кандидат наук. У меня был опыт расследований авиапроисшествий.

Да и сам я как летчик летал, правда, на легкомоторных самолетах.
Утром 28 марта я был в Чкаловском. Это аэродром принадлежал и принадлежит в настоящий момент Лётно-испытательному институту ВВС.

Там же базировался 70-й отдельный испытательно-тренировочный авиационный полк особенного назначения. По существу это было нечто вроде аэроклуба для астронавтов.

ВУЗ управлял полетами, а полк обеспечивал тренировки астронавтов, которые хотели летать — первые же наборы были из летчиков.
В 10 утра те, кто принимал участие в расследовании, вылетели с аэродрома Чкаловский на 3 вертолетах на место гибели и пробыли там часа полтора-два. Снег, несмотря на конец марта, был довольно глубокий. Очень маленькие березовые перелески.

Гибель Гагарина. Документы, которые Алексей Леонов просил не публиковать при его жизни

В один из данных перелесков упал самолет. Я закрепил для себя следующее: самолет падал под угол приблизительно 50 градусов.

Я увидел некоторые части тел летчиков. Удивило же вот что.

В воронке, появившейся от взрыва самолета, искореженные катапультные кресла. Другими словами летчики не катапультировались.

Там же, около кресел, ранцы, куда ложатся парашюты. А парашютов нет.
Поднялось страшное волнение. В группе было много КГБшников.

По-моему, в тот же день или на следующий соседней в деревне парашюты нашли. Оказывается, два здешних мужика приблизительно за 3 часа — данное время между тем, когда упал самолет и когда его выявили, пришли, срезали парашюты и утащили.
Кто-то потом придумывал, мол, они на парашютах спаслись было, а парашюты оторвались из-за чего то. Неправда — стропы тупыми ножами обрезали и все.
«Юрий Гагарин. Народный герой»
Cборник очерков и репортажей «Комсомолки» — первая книжка о настоящем, а не плакатном Гагарине. В книге уникальные свидетельства сотрудников, друзей первого астронавта планеты, и еще версии его гибели.

Воспоминания читателей «КП» о встречах с Гагариным — живые, эмоциональные — восполняют образ первого астронавта планеты и объясняют почему данный человек и в действительности стал народным героем.
Читайте электронную книгу в приложении «Библиотека «Комсомольской правды» для iPad и Android, в Гугл Книги и Литрес. Детальнее.

КАК ПОГИБ ЮРИЙ ГАГАРИН

Как в действительности погиб Гагарин: версии профессионалов

#38: Лучшие материалы «Распространенной механики» за 2019 год.

Обстоятельства смерти первого человека в космосе Юрия Гагарина, погибшего во второй половине 60-ых годов XX века при крушении самолета, весьма долго были окружены слухами.
27 марта 1968 года недалеко от деревни Новоселово во Владимирской области разбился самолет, который пилотировал Юрий Гагарин наряду с инструктором Владимиром Серегиным. Но о смерти любимца народа узнали только после 2 дня, а все информацию о трагедии сразу засекретили.

Собственно эта таинственность и породила слухи про то, что катастрофа была абсолютно не случайностью.

«Жалоб не было»

Позднее Алексей Леонов — первый вышедший в открытый космос в скафандре человек — так вспоминал последние дни Гагарина: «Юра погиб во вторник, а за два-три дня до этого, на шестой день недели, мы с ним решили постричься. Делали мы это в большинстве случаев в парихмахерской гостиницы «молодость», около стадиона «Лужники», у одного и того же мастера по имени Игорь.

И когда я постригся, присел позади кресла для работы и следил за процессом.
У Юры на шее была большая родинка, приблизительно полсантиметра в диаметре. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: «Смотри, самую красоту-то не сбрей нечаянно!» Он не обиделся, понимал, что я шучу, и буркнул в ответ: «Да знаю я, знаю…»

Как погиб гагарин

Часто, когда человек умирает, мы вспоминаем что-то символичное, оригинальное в его поведении. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Однако по проишествии времени поведение мастера по прическам показалось мне не таким, как обычно.

В большинстве случаев после прически он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины пряди бережно собрал и уложил в шкаф».
Перед полетом Гагарин, как в большинстве случаев, прошёл медосмотр. Жалоб не было. Леонов в день аварии находился недалеко от места катастрофы.

Он сообщил, что слышал два громких взрыва.
Официальные выводы комиссии: экипаж изменил в полете направление, сделал внезапный маневр и ушел в штопор. Летчики пытались вывести самолет в горизонтальный полет, но все равно встретились с землёй. Экипаж погиб.

Ни поломки техники, ни каких-нибудь следов в крови пилотов обнаружено не было.
«Этот вывод смотрится правдоподобным для простых людей, — пояснял 79-летний Леонов, — однако не профессиональным». Отчёт комиссии был сохраняеться в тайне, и его детали известны лишь из статей и интервью отдельных её членов.

Причины и обстоятельства катастрофы остаются невыясненными.

Как погиб гагарин

Иные версии

В наше время есть очень большое количество версий падения самолета Гагарина. Приводим лишь немногие из них.

Есть даже такие, согласно которым Гагарин с Серегиным перед полетом выпили водки.
Версия врача технических наук С. М. Белоцерковского, А. А. Леонова и ряда учёных. Наиболее популярная версия падения самолета в себя включает целый набор факторов, начиная от скверных условий погоды и конструкторских минусов самолета.

Они могли попытаться уйти от иного самолета или стаи птиц, попасть в отпечаток пролетевшего самолета или нечаянно попасть в восходящий воздушный поток.
Версия бортинженера космического корабля «Союз-22» Владимира Аксенова. Он высказал предположение, что Гагарин и Серегин сделали погрешность в сложных метеоусловиях. «Облачность в этот же день была оригинальной: край в низу практически сплошных облаков был на высоте приблизительно 600 метров над землёй.

Потом до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с маленькими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и довольно хорошая видимость.

Нам показали даже фотографии верхней кромки, созданные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов.
Версия летчика-аса Николая Кузнецова. Руководитель Центра подготовки астронавтов отмечает, что Серегину в тот день нездоровилось: он жаловался на сердце.

Кузнецов высказал предположение, что во время виража Серегину стало плохо, а Гагарин не сразу заметил состояние инструктора. По мнению Кузнецова, у Серегина был сердечный приступ, он расстегнул ремни, и его тело отшвырнуло в другой угол кабины, заблокировав управление.

 

«Юрий Гагарин. Последний миг». Документальный фильм

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Гагарин не стал бросать друга и катапультироваться.

Как погиб гагарин

Версия бывшего служащего НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игоря Кузнецова. Если верить анализу Кузнецова, в самолете остался полуоткрытым один из вентиляционных кранов.

Кабина не была герметична, а летчики увидели это поздно. Они попытались уменьшить самолет, однако из-за измения давления потеряли понимание.

Эту версию многие оспаривают.
Есть и более дикие конспирологические теории. Одни говорят, что Гагарин имитировал собственную смерть, иные — что был убит по приказу властей после конфликта с ними.

Последнее письмо Гагарина

Перед собственным полетом в космос еще в первой половине 60-ых годов XX века Гагарин написал родным прощальное письмо — на случай, если он не вернется. После авиакатастрофы супруге астронавта Валентине Гагариной вручили его.

Приводим здесь лишь отрывок из письма.
«В технику я верю полностью, — писал Гагарин. — Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Тут тоже может что-нибудь случиться.

Но сам я пока в это не верю. Ну, а Если что случится, то прошу вас и прежде всего тебя, Валюша, не убиваться с горя.

Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирует, что его на следующий день не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны».
Материал предъявлен редакцией издания « Семейный очаг »

Тайна гибели Гагарина: почему спустя пяти десятилетий после трагедии споры о ней не утихают

Как погиб гагарин

Сегодня, спустя половину столетия после трагедии, споры о ней не утихают. Среди других звучат конспирологические версии, озвучиваются предположения одна абсурднее другой, выдвигаются теории.

Наверняка, благодаря тому, что сама личность первого покорителя Вселенной не даёт оснований верить в «бытовую» версию трагического летного события.
«Прошу разрешения на разворот»
Это был традиционный полет, хотя и с не очень обыкновенными пилотами. Оба полковника, оба — кавалеры Золотых Звезд, квалифицированные военные летчики. Владимир Серегин, комполка при Центре подготовки астронавтов ВВС, звания Героя был награжден за боевые подвиги, улучшенные в годы ВОВ.

На собственном Ил-2 он сделал около 140 вылетов на штурм позиций соперника, выполнил полсотни разведывательных полетов, провел около 2-ух десятков воздушных боев. Большую летную практику имел и Юрий Гагарин, хотя те полеты он исполнял после перерыва, вызванного защитой дипломной работы в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.

Известно, что Гагарин после собственного космического триумфа сильно хотел летать, хотя его и отговаривали — никто не желал бравировать жизнью первого покорителя Вселенной. Все таки в середине марта 1968 года он приступил к тренировочным полетам на МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — так именуемая «спарка»).

До злополучного вылета 27 марта полковник 18 раз поднимался в небо с инструктором, налетав в общей трудности около 7 часов. «Обкатку» астронавта на себя взял персонально комполка Владимир Серегин.

Как погиб гагарин

Они стартовали утром с подмосковного аэродрома Чкаловский. Задание на полет было несложным — упражнение Курса боевой подготовки истребительной авиации: пилотаж с выполнением виражей, витков небольшой спирали, пикирований, боевых разворотов, «бочек», полета на небольшой скорости горизонтального полета. Вскоре последовал доклад Гагарина:
«625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320».
«625-й, разрешаю», — ответил начальник.
«Понял, выполняю», — сказал Гагарин.
После данных слов радиообмен закончился, и больше на запросы 625-й не отвечал. Когда стало очевидным, что у самолета уже должно было завершиться горючее, начались экстренные поиски. Через 3 часа одному из вертолетов аварийно-спасательной службы получилось выявить обломки в районе деревни Новоселово Владимирской области: как раскроется позднее, самолет буквально вонзился в землю на большой скорости.

На месте падения были обнаружены части тел пилотов, опознанные близкими людьми и сослуживцами, свои вещи пилотов — в том числе, кошелек с водительскими правами Гагарина и его талонами на питание в летной столовой.
Для расследования причин катастрофы была сформирована специализированная Государственная комиссия. Первое, что было установлено, — какие-нибудь отказы или поломки техники отсутствовали.

Более того, проведенный химический анализ останков и крови летчиков не выявил никаких чужих веществ. Отчет комиссии составил 29 томов и очень долго находился под грифом «Секретно».

Лишь к 50-летнему юбилейному празднику космического старта Гагарина некоторые выводы о потенциальных причинах трагедии 1968 года были преданы гласности. Наиболее вероятной основой падения самолета, согласно открытой информации, был назван внезапный маневр уклонения от шара-зонда или, что менее возможно, для устранения входа в верхний краешек облачности.

В условиях усложненной метеорологической обстановки это стало причиной попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию.
Не хватило секунд и метров
С самого момента трагедии версий ходило много, причем отдельные из них напоминали плод заболевшего воображения. К примеру, говорилось, что у Гагарина возник инцидент с высшим правительством, и его погибель была подстроена.

Утверждалось также, что первый астронавт погиб не 27 марта, а несколькими днями раньше, в момент запуска нового тайного космического корабля. Совсем уж абсурдными оказались слухи про то, что Гагарин сам сымитировал собственную погибель, спрятавшись от людей и завершив жизнь отшельником.

Как погиб гагарин

Во второй половине 80-ых годов XX века профессор Сергей Белоцерковский и член первого отряда астронавтов, два раза Герой СССР Алексей Леонов выступили с собственной версией случившегося. Они сослались на расчеты, проведенные группой профессиональных мастеров по динамике полетов. Ключевой вывод: МиГ оказался на закритическом режиме в положении отвесного пикирования благодаря тому, что либо натолкнулся на преграда (к примеру, на стаю птиц), либо попал в отпечаток пролетевшего самолета, ушел в внезапный крен и свалился, либо из за того что, что оказался в восходящем вертикальном воздушном потоке, который мог поменять характер обтекания МиГа в горизонтальном полете.

Тайна смерти Гагарина раскрыта. Что произошло в небе на самом деле.

При этом специалисты подчеркнули, что оба летчика, видимо, не растерялись, а выполнили все что можно для выхода из критичной ситуации. В течение нескольких секунд Гагарин и Серегин, сохраняя согласованность действий, выводили самолет из пикирования, хотя и пребывали под воздействием существенных перегрузок.

Им не хватило двухсот метров высоты — всего 2-ух секунд полета.
Летчик-астронавт, два раза Герой СССР Владимир Аксенов 27 марта 1968 года также исполнял тренировочный полет с аэродрома Чкаловский и наряду с Гагариным проходил предполетное медобследование. Собственную версию причины гибели астронавта №1 он изложил в книге «Дорогами испытаний», вышедшей ограниченным тиражом.

При этом астронавт сослался на мнение члена Госкомиссии, заслуженного летчика-испытателя, Героя СССР Сергея Анохина. По оценке этого эксперта, Гагарин и Серегин, сделав переворот, задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и внезапно для себя попали в слой сплошной облачности.

Без стойкой работы приборов пространственного положения, прежде всего авиагоризонта, это могло увести машину в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх — в срыв в скоростной штопор.
«Основой катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхней кромки сплошной облачности на высоте около 4 километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценивание летчиками, прежде всего Серегиным, трудности метеообстановки, и еще ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на высокой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как последствие, невозможность устойчивого пилотирования», — заключил автор книги «Дорогами испытаний».

Стечение антропогенных факторов
Бывший офицер ФСБ, проходивший в свое время службу при Центре подготовки астронавтов, полковник Николай Рыбкин собственное мнение о причинах трагедии 27 марта 1968 года изложил в книге «Записки космического контрразведчика». Кстати, он одним из первых сообщил, что расследованием катастрофы одновременно с остальными профессионалами занимались и представители КГБ, причем комиссию возглавлял один из начальников Управления контрразведки.
«В первой половине 90-ых годов двадцатого века я готовился к защите кандидатской диссертации, работал в архивах военной контрразведки, — вспоминал Николай Рыбкин. — Среди прочих бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина. И тщательно изучил их.

У меня сложилось впечатление, что Гагарина — разумеется, неспециально — подвели к тому, что произошло. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли. »
По оценке Рыбкина, проведенное в то время чекистское расследование было совершенно беспристрастным.
«Тут же были выдвинуты 4-ре версии: умышленные действия по выводу техники из строя (во враждебных целях или из низменных побуждений), низкокачественная подготовка матчасти к полетам, неподготовленность летчиков, и еще неудовлетворительное руководство полетом, — отмечает полковник. — Диверсию после всех проведенных проверок исключили, а вот на самом деле тревожным звоночком стало то, что бригада, которая руководила полетом, была, скажем так, не на уровне. Начальник в проблемных ситуациях проявлял нервозность и растерянность, из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полеты, принимал поспешные и неправильные решения. Дежурный навигатор был суетлив, решения принимал быстро, делал ошибки в расчетах времени прибытия самолетов, плохо знал характеристики радиолокаторов и остальной техники.

Помощник начальника злоупотреблял спиртным, к служебным обязанностям относился недобросовестно. За 7 дней до трагедии самолет Серегина оказался в секундах от катастрофы: начальник полетами не провел анализ метеообстановку, благодаря чему не заметил снежного заряда.

В условиях ограниченной видимости Серегину разрешили посадку, и тот произвел ее с перелетом. Выкатывание самолета и потенциальная авария были предотвращены лишь благодаря использованию специализированного тормозного устройства».

Как погиб гагарин

В сам день последнего полета тоже хватало «накладок». Так, была поздно выполнена разведка погоды, более того, пилотов могли дезориентировать ошибочные данные о высоте облачности.
«Самая расхожая версия: МиГ-15 угодил в критическую ситуацию (врезался в зонд, птицу, уклонился от недалеко пролетавшего самолета) и сорвался в штопор, — пишет в собственной книге полковник Рыбкин. — Впрочем летчики вышли из него и практически вывели машину из пикирования. Про это говорит все: положение закрылков, рабочие позы Гагарина и Серегина, даже отсутствие в их крови значимого количества адреналина говорит про то, что они опоздали ужаснуться и были уверены, что спасут машину и себя. Но — не хватило высоты.

Гагарин и Серегин были уверены: под слоем снизу необходимый запас. Оказалось, его попросту нет».

До этого времени не известно, как в действительности погиб Юрий Гагарин

Специалисты полагают, что советские власти намеренно утаили правду об обстоятельствах гибели первого астронавта.

Версию гибели Гагарина, выдвинутую сыном генерала Каманина — Львом Николаевичем Каманиным, выпускником Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, публикует в ЖЖ популярный блогер, непримиримый борец с мифами Photo-vlad:
Три десятилетия через погибель Юрия Гагарина, отправившегося 27 марта 1968 года в полет на "МИГе" с полковником Владимиром Серёгиным, остаётся одной из очень таинственных тайн уходящего века.
Госкомиссия, расследовавшая это трагическое событие, не смогла (или не захотела?) определенно установить его причину, ограничившись в собственных выводах лишь изложением самой правдоподобной, на ее взгляд, версии катастрофы. Эта версия детально изложена в книге профессора С.М. Белоцерковского.

Между тем есть и иные гипотезы о причине гибели Гагарина и Серёгина. С одной из них выступает сын знаменитого генерала Николая Каманина, который в течение многих лет руководил подготовкой советских астронавтов.
Утром 27 марта 1968 года с подмосковного аэродрома "Чкаловский" поднялся в небо двухместный учебно-боевой самолет УТИ "МиГ-15" с бортовым номером "18", управляемый астронавтом Юрием Гагариным. В инструкторской кабине "спарки" находился летчик-испытатель Владимир Серёгин — ему было вверено проверить подготовленность полковника Гагарина к возобновлению (после восьмилетнего перерыва) самостоятельных полетов на боевом истребителе.
Через 12 минут после взлета Гагарин доложил по рации руководителю полетов: "Задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320". Получив разрешение возвращаться на аэродром, он, как и положено по правилам радиообмена, предоставил типовую квитанцию: "Понял, выполняю".

На этом связь с экипажем "спарки" N 18 оборвалась. К вечеру того же дня обломки самолета и останки летчиков были найдены в лесу вблизи деревни Новосёлово Владимирской области.
Специалисты хотя и возражали, но.
Вот что записано в акте государственной комиссии о результатах расследования катастрофы самолета УТИ "МиГ-15" N 18: "Наиболее вероятной основой гибели Гагарина и Серёгина был внезапный отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом, менее вероятной основой был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате резкого отворота самолет вышел на критические углы полета, непростая метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб".

Под эластичным камуфляжем формулировки официальной версии о "резком отвороте" несложно выявить "обвинительный вердикт" комиссии: находившиеся в состоянии полной работоспособности летчики сорвались в штопор и не сумели вывести из него самолет..
Известно между тем, что группа авиационных профессиональных мастеровпод руководством заслуженными летчиками-испытателями СССР Г.А. Седовым и В.С. Ильюшиным, провела в том же 1968 году независимую экспертную оценку движения самолета Гагарина в последнюю минутку полета и пришла к заключению: "Объяснить движение самолета по рассчитанным группой динамики полета траекториям никакими сознательными действиями экипажа нереально.

Подобное движение самолета, наверное, могло быть при временной потере экипажем работоспособности в воздухе вследствие какого-нибудь воздействия на экипаж".
Кажется, материалы расследования и выводы государственной комиссии не должны вызывать сомнений в их объективности и достоверности, потому что в ее состав входили многие высокоавторитетные деятели авиационной науки и техники. Но чего же комиссия не приняла к сведению вышеприведенную экспертную оценку? Ответ на этот далеко не риторический вопрос можно отыскать в мемуарах "Что было — то было" бывшего командующего Дальней авиацией генерала В.В.Решетникова: «. не было в моей жизни ни одного расследования летного события, когда бы совершенно надежный факт и лежащая на поверхности очевидность, ставшие основой рокового исхода полета, не оспаривались бы, не подвергались массированным атакам со стороны тех, чьи ведомственные "уши" предательски торчали из обломков. »
Как то я задал вопрос одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного в собственной области специалиста (основного инженера ВВС генерала Н.М.Мишука. — Л.К.), участвовавшего в расследовании причин катастрофы Ю.Гагарина:
— Сознайтесь, Михаил Никитич, ведь комиссия изначально, не сговариваясь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину? Он чуть улыбнулся и сказал: " Естественно".
«Возобновлённая рана много хуже противу новой»
Это предупреждение Козьмы Пруткова инстинктивно вспоминается по прочтении документальной повести "Первопроходцы Вселенной", большинство которой посвящена подробному анализу предпосылок и допустимых причин катастрофы 27 марта 1968 года. Автор повести — врач технических наук, профессор С.М.Белоцерковский — преследовал, безусловно, благородную цель: применяя полученные численным экспериментированием на ЭВМ параметры всех мыслимых траекторий снижения самолета УТИ "МиГ-15" N 18, довести, что его экипаж действовал в непредвиденной ситуации правильно и целеустремленно.

Результат же удался, я так думаю, противоположный — порочащий хорошую память о первом астронавте планеты и его инструкторе. Вот уж действительно "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется".

Профессор Белоцерковский, поддерживая официальную версию о причине катастрофы, пишет: ". возможным стало моделирование многих предлагавшихся версий снижения самолета (спираль, полуспираль, пикирование). Но концы с концами не сходились, пока не обратились к гипотезе о штопоре: при 3-5 витках все стало на место".

И дальше: ". при моделировке на ЭВМ рассматривалось две причины: попадание в вихревой отпечаток впереди идущего самолета. и внезапный маневр при уклонении от самолета или шара-зонда".
Предположение о попадании в вихревой отпечаток как о причине сваливания в штопор вызывает, говоря мягко, определённое сомнение. Как же, спрашивается, летают в сомкнутом строю рядовые летчики и как выполняют умопомрачительный групповой пилотаж "Русские витязи", "Стрижи" или "Французский патруль"?

Ни то ни прочее было бы просто невозможным, если бы попадание в вихревой отпечаток впереди летящего самолета грозило столь опасным последствием, каким считается штопор.
А что на деле значит предположение о "резком маневре", из-за которого пилотируемый Гагариным самолет будто бы вышел на опасный угол атаки и сорвался в штопор? Оно значит, что Гагарин допустил серьезную ошибку, а инспектирующий его Серёгин либо совсем не принял никаких мер для ее устранения, либо, взяв управление самолетом на себя, действовал плохо, с нарушением всех условий безопасности. Зададимся вопросом: что должен был сделать Серёгин, обнаружив погрешность Гагарина?

Инструкцией по технике пилотирования в случае срыва в штопор на высотах полета менее 4000-5000 метров экипажу предписывается: немедленно произвести аварийное покидание самолета. Характеристики конструкции УТИ "МиГ-15" такие, что инструктору, сидящему в задней кабине, следует катапультироваться первым.

Значит, Серёгин обязан был скомандовать Гагарину: "Делай, как я!" — и первым покинуть штопорящий самолёт. Но допустим, что он, надеясь на собственный богатый опыт летчика-испытателя, решил вывести машину из штопора.

Приняв такое заключение, Серёгин должен был, снова-таки, как указано в инструкции, перевести мотор на режим "малого газа", однако он не сделал и этого.
Из всего сказанного следует неутешительный вывод: если считать официальную версию катастрофы единственно достоверной, то волей-неволей приходится согласится, что Гагарин и контролировавший его технику пилотирования Серёгин проявили себя как плохие летчики.
Причина и последствие меняются местами?
Рассмотрим детальнее версию о неработоспособном состоянии экипажа в последние 50-70 секунд полета, решительно отвергнутую государственной аварийной комиссией, а вслед за ней и автором "Первопроходцев Вселенной". Потеря экипажем работоспособности могла случиться из-за внезапной разгерметизации кабин самолета при столкновении его с каким-нибудь сторонним предметом (с подвеской шара-зонда, к примеру) или вследствие взрыва вблизи расположения кабин.
Предположение о разгерметизации в воздухе подкрепляется следующими фактами и обстоятельствами.
Во-первых, по отпечаткам стрелок УВПД — указателя высоты и измения давления — в кабинах зафиксировано отрицательное, "избыточное" давление (-0,01 килограмма на сантиметр квадратный). Госкомиссия пришла, все таки, к заключению про то, что разгерметизация случилась не в полете на высоте 4200-3500 метров, а в момент соударения падающего самолета с верхушками деревьев.

При этом комиссия сослалась на результаты следственных экспериментов по замеру времени срабатывания УВПД при сбросе кабинного фонаря, сделанных без учета наддува от скоростного напора и от мотора, работающего на номинальном режиме. Если есть наличие наддува время срабатывания прибора должно быть значительно большим, чем те 0,1-0,2 секунды, за которые самолет прошёл расстояние от верхушек деревьев до земли со скоростью 190 метров в секунду при угле пикирования, составлявшем приблизительно 50 градусов с горизонтом.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + девять =