Разница между формой права и правовой формой

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Разница между формой права и правовой формой

В юридической науке применяются два похожих понятия — «форма права» и «правовая форма». Что они означают?

Что такое форма права?

Под формой права принято понимать некоторый обособленный компонент института права, определенный механизм выражения установленных норм либо же источник норм (либо их группу). В современных государствах основными формами права считаются конкретно источники норм и представлены они, в основном, в достаточно широком спектре.

К самым популярным формам права, аналогичным образом, можно отнести:

  1. совокупность социальных норм, исторически сложившихся в стране, регионе, определенном населенном пункте;
  2. прецеденты (формируемые при участии разных органов власти);
  3. договора и другие компоненты гражданского права;
  4. нормативные акты (законы, постановления и распоряжения органов власти);
  5. правовые принципы — сложившиеся, сродни социальным нормативам, в стране, регионе или, например, на международном уровне.

Основное предназначение форм права — обеспечить реальное функционирование соответствующего института в стране.
Некоторые искатели отмечают формы права на 2 категории:

Внутренняя форма права представлена совокупностью институциональных элементов — отраслей, механизмов законотворчества и использования норм. Внешняя форма права — это как раз таки списки разных источников норм, перечисленные нами выше.

Что такое правовая форма?

Понятие правовой формы трактуется по-разному. Так, к примеру, термин «правовая форма» может рассматриваться в контексте:

  1. бюджета государства;
  2. юридического положения хозяйствующего субъекта («организационно-правовая форма»);
  3. деятельности государства.

Разница между формой права и правовой формой

Относительно правовой формы бюджета — тут потребление рассматриваемого термина позволяет проследить то, как материальный план государства приобретает силу в юридическом плане, за счёт каких правовых механизмов.

Обществознание — Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Главная правовая форма бюджета РФ — закон . На нижестоящих уровнях материальные планы могут браться в виде региональных законов и муниципальных нормативных актов. В этом контексте понятие «правовой формы» очень приближено к сущности внешней формы права (представленной, как мы отметили выше, совокупностью разных источников норм).

Относительно юридического положения хозяйствующего субъекта рассматриваемый термин очень часто применяется в словосочетании «организационно-правовая форма» и может отвечать таким статусам, как:
Правовая форма может характеризовать деятельность государства.

В современных государствах она очень часто связана:

  1. с изданием, исполнением законов;
  2. с судопроизводством;
  3. с исполнением контроля над исполнением законов лицами, на которых распространяется их действие.

к содержанию ^

Сравнение

Основное отличие формы права от правовой формы состоит в том, что первый термин отвечает разным элементам института права, а второй — отражает разные механизмы функционирования соответствующего института. Форма права — это условия создания регулирующих норм и пользования ими, а правовая форма — это практические механизмы создания надлежащих норм и пользования ими.

Определив, в чем разница между формой права и правовой формой, отразим выводы в таблице.

Соотношение понятий «источник права» и «форма права»

Понятия "форма права" и "источник права" тесно связаны, однако не совпадают. Если форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то источник права указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, начальной точки, то касательно к юридическим явлениям необходимо понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (разные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

Выделяют 4-ре ключевые формы права:
— нормативный акт — это правовой акт, который содержит нормы права и идущий на урегулирование конкретных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты);
— правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате неоднократного использования, приводящее к правовым последствиям (отдельные отношения по поводу собственности могут меняться обычаями делового оборота);
— юридический факт — это судебное или административное решение по определенному юридическому делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространён преимущественно в государствах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);
— нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, из-за которого появляется новая норма права (к примеру, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Понятие и виды политических партий. Место и роль политических партий в политике общества

Политические партии — это социальная организация, целью которой считается приход к власти в результате избирательной кампании.
1) Правящая партия — это партия, из членов которой вырабатывается правительство.

А) В парламентской республике правящая партия та, какая занимает очень много парламентских мест. Б) В президентской республика — та партия, которая стала причиной власти главы государства.

В) Смешанная.
Правящая партия : 1. Члены правящей партии рекрутируются в правительство 2. Укладывают собственные партийные программы в основу принимаемых юридических норм.

3. Вырабатыает программную линию развития общества на период собственного нахождения у власти. Правящая политическая партия не должна заменять государство.

Отдельные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Её решения не обязаны иметь власть над всем населением страны.
2) Оппозиционная партия — 1. Парламентские — не имеющая там большинства.

Она создает теневой кабинет (группа лиц, курирующие деятельность главы государства от оппозиции)
Признание в Российской Федерации политического разнообразия закреплено в ст.13 Конституции РФ.

Многопартийность — система власти, которая основана на взаимном действии и «противовесах» партий и объединений. Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии считаются инструментом, при помощи которого может выполняться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны .
О многопартийной системе можно говорить исключительно в случае, когда в избирательной борьбе за власть принимают участие более 2-ух политических партий.

Принцип добровольности считается главным для создания и функционирования любых политических партий.
Законами РФ монтируются ограничения права на членство в политических партиях для судей, сотрудников органов правопорядка, военнослужащих и государственных служащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и других общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, разжигание социальной, национальной неприязни.

Место и роль политических партий в политике общества.

Политическая партия – это формализованная политическая организация с собственной структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех либо других общественных классов, социальных слоев, групп, соединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, в основном, собственной задачей покорение и удержание власти для выполнения конкретной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а еще выполнения прямых и обратных связей между обществом и государством.
Более того, обратная связь помогает партии исполнять уникальную роль – выявления, согласования, выведения на политический уровень настоящих, определенных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как значительный, а порой решающий компонент политической системы общества.

Принципиальной стороной деятельности партий считаются их идеологическое влияние на население, важная роль в формировании политического сознания.
Очень важными признаками политической партии считаются:
— участие в политике, также в государственном управлении;
— стремление овладеть властью и учреждениями, реализующими власть ;
— связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти;
— форма организации социальных групп и слоев населения;
— носитель конкретной идеологии и форма политического обучения масс;
— средство рекрутирования и продвижения некоторых индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и формируют функции политических партий, среди них формируют такие:
а) социального представительства;
б) борьбы за власть ;
д) политической социализации, т.е. включённость личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;
е) разработки и выполнения политического курса, что, впрочем, зависит от положения партии в политической системе – считается ли она правящей или оппозиционной.
Между политическими партиями и государством есть тесные связи и разные формы взаимного действия.

Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они конкретно связаны с понятием власти: исключительно государство конкретно выполняет власть , а партии ставят целью приход к власти.

К тому же, они берегут в отношении друг к другу большую автономию. Однако при тоталитарном режиме очень часто происходит соединение государственного аппарата и партийного, и одна партия считается не только правящей, но и государственной.

П онятие и виды социальных норм. Соотношение норм права и морали

Социальные нормы — правила поведения характера, которые складываются во взаимоотношениях между людьми в обществе в связи с выявлением их воли, и обеспечиваются любыми способами социального влияния.
Виды социальных норм по сферам действия:
— экономические: регулируют общественные отношения; связанны с взаимным действием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных благ;
— политические: регулируют отношения между класса, нациями, народностями; связаны с их участием в борьбе за власть и в ее осуществлении;
— религийные: регулируют отношения в области религии, между разными религиями, нестандартные культовые действия, сформированые на вере в существование Бога;
— экологические: регулируют отношения в области охраны внешней среды.

Виды социальных норм по регулятивным свойствам:
— корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие отношения в середине разных частных организаций и между их членами.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один учитель сказал, когда лекция оканчивалась — это был конец пары: "Что-то здесь концом пахнет". 8821 —

| 8352 —

или читать все.

Дискуссионные вопросы соотношения понятий «форма» и «источник» права. Виды форм права

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязаны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех либо других формах, которые считаются способом их существования.

Формы права — это способ выражения вовне юридических правил поведения.
Перед тем как анализировать разные формы права, нужно сначала рассмотреть соотношение понятий:

Под правовой формой понимаются фактически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех либо других социальных процессов, в решении соцзадач (к примеру, правовые формы регулирования экономики), категория "правовая форма" применяется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соответствии с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями.
Формы права — лишь нестандартные "резервуары" (С.С.

Алексеев), в которых имеются нормы права; форма права призвана урегулировать содержание права, дать ему свойства государственно-властного характера.
В литературе есть две главные точки зрения на проблематику соотношения понятий "источник права" и "форма права":

  1. названные понятия тождественны;
  2. понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения считается господствующей на данный момент. На самом деле, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, начальной точки", то касательно к юридическим явлениям необходимо понимать под источником права три фактора:

  • источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
  • источник в идеологическом смысле (разные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
  • источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права .
Виды формы права:
  1. правовой обычай;
  2. нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
  3. нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  4. правовой (нормативный) договор;
  5. факт.

Правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате неоднократного использования, приводящее к правовым последствиям. Простое право — хронологически первая форма права, которая господствовала в эру феодализма.

И хотя правовой обычай применяется в ряде современных правовых семей (классической, набожной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (допустим, согласно ГК России отдельные отношения по поводу собственности могут меняться обычаями делового оборота).
Нормативный акт — это правовой акт, который содержит нормы права и идущий на урегулирование конкретных общественных отношений.

К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

Нормативный акт — одна из главных, самых популярных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.
Нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, из-за которого появляется новая норма права (к примеру, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

В отличии от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договора не носят индивидуально-разового характера.

Если две фирмы заключают какую-то определенную сделку, они не делают новой нормы права (эта норма есть уже в ГК России). Участники же, заключающие нормативный договор, делают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличии от нормативных актов, принимаемых гос. органами, нормативные договора выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
Юридический факт — это судебное или административное решение по определенному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в государствах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.

В этих всех государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить данные о прецедентах. Признание прецедента источником права значит признание правотворческой функции суда.

Отличие правового обычая от прочих форм права

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким вариантом государство создаёт, фиксирует какую-то определенную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.

История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права: — нормативный правовой акт; — судебный факт; — правовой обычай; — принцип права; — правовая теория; — нормативный договор; — деловое обыкновение.
Нормативный правовой акт — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в границах установленной компетенции, идущий на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.

Your ads will be inserted here by

 

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Данный документ всегда обращен к лично неизвестному кругу лиц.
Нормативный правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права.

Эта форма права специфична для Российская Федерация и большинства Европейских стран.

Для нормативных правовых актов свойственны следующие признаки:

  • 1. Они исходят лишь от государственных органов, собственно на то уполномоченных;
  • 2. Есть особенный порядок их принятия;
  • 3. Применяется писаная форма и оформление в специализированном виде;
  • 4. Иерархическая подчиненность, которая основана на разной юридической силе некоторых актов;
  • 5. Содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные правовые акты могут производить не любые государственные органы и чиновники, а лишь собственно уполномоченные государством на такой вид деятельности.
Все нормативные правовые акты имеют национальный характер, другими словами они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляют специальные требования.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия разделяют на две обширные группы: на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и чиновниками, очень часто исполнительными органами власти.

В сегодняшней России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе использовать или объяснять уже действующие нормы права.

Закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами власти в особенном порядке. (Пример закона — Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав металлических дорог).
Эта форма применяется для регулирования очень важных для жизни общества отношений.

Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону характерны следующие линии:

  • 1. Это акт представительных (законодательных) органов власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);
  • 2. Он изменяет самые основные общественные отношения, к примеру, обязанности и права личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;
  • 3. Закон принимается по особенной процедуре, носящей наименование законодательного процесса;
  • 4. Обладает главенством в правовой системе государства.

Главенство закона, его высшая сила юридического плана значит, что при принятии нового закона все остальные нормативно-правовые акты обязаны быть приведены в соответствии с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он разнится от объявлений, обращений и прочих актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую силу в юридическом плане имеет конституция, на основе которой издаются прочие законы и другие нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами иных актов.

Законы делятся на конституционные и обычные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых рассчитано в самом тексте конституции.

В Российской Конституции их называют федеральными конституционными законами. В конституциях иных государств, к примеру, Испании, Франции, их называют органическими.

Этим законам характерны следующие характерности:

  • 1. Они обладают наиболее высокой юридической силой если сравнивать с обычными законами;
  • 2. Принимаются в особенном порядке — высококвалифицированным большинством, т.е. заблаговременно установленным очень высоким кворумом при голосовании. В Российской Федерации, к примеру, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 парламентариев Госдумы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. Тогда как для принятия обычного закона довольно простое большинство голосов в двух палатах (50% плюс один голос);
  • 3. Президент не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по окончании конкретного промежутка времени (в Российской Федерации — в течение 14 дней) подписать закон и афишировать его.

Обычные законы отличаются по отраслям. Выделяют кодифицированные законы — кодексы (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.).

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило, что неизданные законы не используют.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые другими уполномоченными на то органами власти. Примерами подобных нормативных правовых актов служат указы Главы государства.

Форма права.

Они не могут противоречить Конституции и законам.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и остальными органами государства — правительством, местными органами власти и другими органами. Они тоже не могут противоречить Конституции, законам и указам Главы государства и издаются строго в границах их компетенции.

Правомерность подобных актов исследуется по суду, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (не считая правительственных актов, которые может анулировать только Глава государства).
К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федслужб, а еще акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, по другому они не используют.
Все остальные формы (источники) права относятся к называющимся незаконодательным.

Другими словами они возникают не специализированными законотворческими органами государства.
Судебный факт — это общее официальное правило, которое ставится судьёй при решении определенного дела (в тексте судебного решения по определенному делу), тогда, когда он находит, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подойдет к такому случаю.

Это единое правило становится необходимым, частью действующего права, которое подлежит использованию судами, равными по статусу данному суду, а еще всеми нижестоящими судами. Судебный факт — один из главных источников права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам исполнять правотворческие функции, так как они практически обладают правом создавать новые нормы права. Таким образом убираются разногласия между развивающейся практикой и существующим законодательством, что дает возможность решать дела при отсутствии норм права.

Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что применяется уже знаменитый обычай. Форма выражения — судебное решение.

Каждый раз этот обычай нуждается в собственном подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на подходящий обычай).

Данный источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение.
Сущность судебного прецедента состоит в придании нормативного характера решению суда по определенному делу.

Необходимым для судов считается не все решение или приговор, а исключительно «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как именуют профессионалы по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi».

Из прецедента понемногу могут складываться и нормы законов.
Совсем недавно в советской правовой науке факт как источник права оценивался только отрицательно, но на данный момент тон критических высказываний несколько смягчился.

Кроме того, уже можно встретить предложения про необходимость сравнить судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, однако для этого нужны свободный суд и соответственная правовая подготовка судей, а еще формирование их правосознания в том направлении, при котором станет потенциальным их правотворчество.

Отечественная юридическая практика не признает факт в качестве официального источника права, потому как исходит из того, что судебные и административные органы призваны использовать нормы права, а не создавать их.
Принцип права — основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен).

Принципы права используются при решении определенных дел например если нереально найти подходящих правовых норм для такого случая. Сами принципы права в общем или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах.

Благодаря этому использование принципов права к определенному делу не базируется исключительно на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обычных законах, где данные принципы нормативно сформулированы.
Правовая теория — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

Правовая теория — это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются самые важные принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В определенных государствах правовая теория выступает источником права.

Так, в английских судах при разрешении определенных дел принято ссылаться на труды популярных юристов в обоснование принятого судебного решения. Подобная практика есть и в определенных мусульманских государствах. (Так, главным источником мусульманского права считается исламская религиозная правовая теория).

В Российской Федерации в юридической практике широко применяются научные комментарии к разным кодексам, но они используются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на свое мнение при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.
Нормативный договор — соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил.

К примеру, всемирный договор, коллективный договор между хозяином (бизнесменом) и нанятыми работниками в лице их профсоюза. Договора нормативного содержания — это соглашения между субъектами, которые в добровольном порядке крепят обоюдные обязанности и права и обязуются их исполнять.

Аналогичные соглашения служат базой для принятия иных нормативных правовых актов. Такие договора обрели распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве.

В наше время указанные договора стали использоваться и в конституционном праве России.
Деловое обыкновение — данное правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.

В отличии от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. В основном, это признаваемая в этот момент наиболее идеальная модель поведения в торговом обороте.

К примеру, с возникновением общедоступных телефонных сетей возникло деловое обыкновение, в соответствии с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в Российской Федерации делового обыкновения как источник права послужит часть 2 статьи 478 ГК России.

Согласно этой норме, «например если договором купли-продажи не определена комплектация товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектация которого определяется обычаями делового оборота или другими в большинстве случаев предъявляемыми требованиями».
В большинстве случаев закону может быть придана обратная сила.

Другими словами его нормы могут быть популярны на отношения, появившиеся до принятия нормативного правового акта.
Обратная сила закону придается крайне редко.

Во-первых, тогда, когда сам основатель принимает такое заключение.

И, второе, обратная сила придается автоматично уголовным законам, которые ликвидируют, отменяют наказуемость деяния или смягчают наказание за определенное действие если сравнивать с предшествующим законом.
Аналогичным образом, в тех ветвях права, где учтены карательные санкции (уголовное, административное) обратная сила закона никогда не может приводить к установке или усилению наказания за деяния, улучшенные до принятия соответствующего нормативного правого акта.

Обратная сила закону, как необыкновенная мера, применяется как правило в гражданском праве.
Есть также подобное понятие, как «переживание старого закона».

Это такая ситуация, когда де-юре отмененный нормативный правовой акт признается существующим касательно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. Одновременно касательно к подобного рода отношениям действует новый нормативный правовой акт, по-иному выверяющий такие отношения.

Другими словами происходит как бы параллельное действие 2-ух актов по одному предмету — отмененного и нового. Практически признается существующим не старый акт, а признаются правоотношения, появившиеся на основании отмененного акта.

Источники права �� Школа обществознания 10 класс

Подобный подход иногда нужен, чтобы сберечь стабильность в регулируемых отношениях.
При рассмотрении вопроса нужно остановится на территориальном принципе.

Территориальный рабочий принцип нормативных правовых актов не полон. Отдельные из них могут иметь экстерриториальный характер.

В особенности, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут сознаваться и действовать на территории иного, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это можно достичь путем заключения межправительственных соглашений, либо принятием законодательства , регулирующего вопросы коллизий между нормами разных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов определяет и их действие по лицам. Другими словами предписания нормативного правового акта распространяются на всех перечисленных в нем субъектах, и присутствующих на территории действия акта.

Из данного единого правила бывают исключения:

  • 1. Лица, пользующиеся правом экстерриториальности (к примеру, главы государств, дипломатические представители и их близкие родственики), должны покоряться праву страны нахождения, но к ним не могут быть использованы меры государственного принуждения (санкции правовых норм) этой страны;
  • 2. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (к примеру, избираться в органы власти, служить в армии, быть начальниками воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны покоряться в полном объеме законам собственного государства, даже в том случае, если они находятся на территории иностранного государства (тут территориальное действие акта заменяется действием по лицам). Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием собственного национального права.

Тут работает принцип — «право следует за лицом».
Подводя итог рассмотрения этого вопроса есть желание отметить, что в любой стране, в зависимости от истории ее развития, свойств этой истории, национальных устоев, общей и правовой культуры и так дальше, принята та или другая совокупность источников (форм) права, поставлена их иерархия.

При этом примечательно, что фактически во всех формах права в самой разной степени присутствуют признаки простого права, являющегося достаточно старым его источником.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 1 =