Разница между государством и обществом

 

Различия гражданского общества и государства

Обособление гражданского общества от государства объективно привело к тому, что между государством, его органами и институтами гражданского общества имеются довольно существенные различия, которые заключаются в следующем:
(1) Государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслужи­вающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.
Гражданское общество — это система самостоятельных и не­зависимых от государства общественных институтов и отноше­ний, которые призваны способствовать реализации интересов ин­дивидов и коллективов.
Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессио­нальные объединения, организации, ассоциации, осуществляю­щие свою деятельность на основе реального самоуправления (тер­риториальные, производственные, просто по интересам).
Институты гражданского общества создаются са­мими гражданами и они не обладают, как государственные органы, властными полномочи­ями. Различных обществен­ные и иных организации и формирования действуют на основе добровольного согласия своих членов, и независимо друг от друга.
(2) Государство призвано выражать и защищать интересы
всего общества.
Деятельность формирований гражданского
общества
направлена на удовлетворение интересов и потребностей определенных групп и слоев населения, которые со­здают данные формирования и с их помощью независимо или
во взаимодействии с государством решают свои задачи.
(3) Одно из отличий государства от гражданского общества со­стоит в том, что государство создает нормы права, обязательные для всех
юридических и физических лиц — государственных органов,
общественных и иных негосударственных организаций и
граждан. Коль государство способно принимать законы и другие нормативно-правовые акты, то оно имеет возможность применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.
Структурные образования гражданского общества созда­ют свои внутренние неправовые нормы и руководствуются ими в своей деятельности наряду с нормами права, создан­ными государством. Для государственных органов и должно­стных лиц нормы организаций гражданского общества не имеют обязательного значения.
Однако моральные, нрав­ственные нормы, правила честности, порядочности, доброже­лательного отношения друг к другу, создаваемые граждан­ским обществом, безусловно, оказывают определенное вли­яние на поведение и деятельность должностных лиц государственных органов и государственных служащих.
(4) Государственнеы органы создаются и действуют на
определенной территории.
Структуры гражданского общества,за исключением местного самоуправления, не связаны с той или иной территорией. Основой их формирования являются определенные группы населения, формирующиеся по социальному,­ профессиональному, конфессиональному или иному­ признаку.
(5)Работники государственного аппарата — государственные служащие профессионально и за плату выполняют государственные функции, занимаются публичной деятельнос­тью — управляют обществом.
Члены формирований граждан­ского общества действуют на общественных началах, бесплат­но. Их деятельность является частной.
(6) Государство непосредственно и властно воздействует только на свои внутренние структурные подразделения. В условиях разделения властей такое властное централизо­ванное воздействие имеет место в основном только в органах исполнительной власти.
По отношению к институтам гражданского общества го­сударство действует на основе правовых норм и на равноправ­ных началах с институтами гражданского общества за исклю­чением воздействия на правонарушителей, которое осуще­ствляется властно.
Институты гражданского общества взаимодействуют между собой на основе равноправия и независимости друг от друга и в соответствии с нормами частного (гражданского) права, а также общепризнанными положительными норма­ми морали, нравственности, обычаями, традициями, внутрен­ними нормами организаций и другими правилами.
Однако абсолютная независимость гражданского общества его институтов от государства невозможна, она относительная.
Гражданское общество – самоуправляющаяся и автономная по отношению к государству система. Но это вовсе не означает, что государство должно полностью отстраниться от оптимизации, совершенствования этой системы.

Его (государства) воздействие на общество должно происходить посредством демократических правовых методов.
Влияние государства на институты гражданского общества основывается на

отказе от вмешательства в частные дела ,

недопустимости всеобъемлющего контроля над всеми сферами жизнедеятельности

и сводится к таким его функциям как

к законотворчеству,

охране правопорядка и

формированию государственного бюджета.

Субъекты гражданского общества, несут по отношению к государству обязанности
§ соблюдать требования законов,
§ охранять природу и окружающую среду,
§ бережно относиться к природным богатствам.
Взаимодействие гражданского общества с госу­дарством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это:

1) государственно-правовая регламента­ция функционирования субъектов гражданского общества, за­крепление их конституционно-правового статуса;
2) участие субъ­ектов гражданского общества и, прежде всего, тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;
4) законодательное закрепление обязанности государства по обес­печению экономической, политической и социальной безопаснос­ти человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации (см.: Щекочихин П.Г.

Конституционные основы гражданского общества в РФ // Проблемы науки конституционного права / Под ред.

Кукушкина М.И. Екатеринбург, 1998.

С. 85-89.).
Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспе­чивая его функционирование.

И поскольку такое общество созда­ется или будет создаваться, в той же степени складывается и пра­вовое государство.
Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 11768 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал?

Да | Нет

Общество, страна, государство: сходство и различия

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Общество, страна, государство: сходство и различия
Общество выступает как система разнообразных общественных связей и общественных отношений.

Общество — это сложнейшая, естественным путем сложившаяся социальная система, которая, в свою очередь, состоит из социальных сообществ.
Общество и человек неразрывно связаны между собой.

Великий греческий философ Аристотель, называя человека общественным существом, тем самым подчеркивал, что вне общества развитие и существование человека невозможно. Общество выступает одно­временно и как среда, и как сложный механизм удовлетворения жизненных потребностей человека.

В соответствии с этими по­требностями в любом обществе существуют определенные струк­турные элементы — социальные институты:
1) институт семьи — обеспечивает воспроизводство человека;

2) институт экономики (производство материальных благ) — обеспечивает материальные средства существования;
3) институт образования и науки — обеспечивает получение, накопление и передачу информации;

4) институт духовности (религия, нерелигиозные типы миро­воззрения, искусство) — удовлетворяет духовные потребности че­ловека;
5) институт управления (власть, государство, право) — обеспе­чивает безопасность и общественный порядок.

В разные периоды исторйческого развития общество прини­мало различные формы, изменялась его структура. Первобытное общество было социально однородным, оно не знало социальной стратификации.

Институт управления был представлен влас­тью, которая имела неполитический характер (власть старейши­ны, вождя, народных собраний).
С переходом к цивилизованной форме существования общество становится социально неоднородным.

В нем складываются отно­сительно самостоятельные устойчивые группы людей касты, со­словия, классы. Стратифицированное общество всегда внутренне противоречиво: интересы раба прямо противоположны интересам рабовладельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные цели и т.д.

Мировой опыт показывает, что саморазрушение такого об­щества в состоянии предотвратить только государственная орга­низация. Государство выступает как социальный институт, при­званный противостоять антисоциальным разрушительным силам, руководить выполнением общезначимых дел, обеспечивать внут­реннюю и внешнюю безопасность общества.

Термины «страна» и «государство» нередко используются в ка­честве синонимов. Но с точки зрения юридической науки эти по­нятия не являются тождественными.

Понятие «страна» по своему содержанию шире, чем понятие «государство».

Оно имеет не толь­ко правовое, но и географическое значение.
В правоведении термин «страна» употребляется в смысле тер­ритории, которая имеет определенные границы, пользуется го­сударственным суверенитетом или находится под властью друго­го государства.

Исторически известны такие виды подвластных стран как колонии, подопечные территории. В наше время стра­нами нередко называют административные или автономные части государства.

Например, страна Басков является составной частью Королевства Испания. В физической географии страна — это боль­шая территория, выделенная по географическому положению, рельефу, естественным условиям и ресурсам.

Например, такой является горная система Карпаты-Татры, Западно-сибирская рав­нина и др. Границы географических стран и государств могут не совпадать.

Например, территория горной страны Кавказ входит в состав нескольких смежных государств (Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Грузия, Турция).
Термин «государство» применяется как тождественный терми­ну «страна» для обозначения совокупности людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной террито­рии власти.

Этот же термин употребляется в сугубо юридическом смысле для обозначения организации политической власти, глав­ного института политической системы общества, который направ­ляет и организует с помощью норм права совместную деятельность людей, защищает их права и интересы.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции.

А чужой храп его отдаляет.

9256 —

| 7843 —

или читать все.

Разница между государством и обществом

Общение, безопасность, дружба – естественные потребности человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым. В современной политике существует две категории, которые зачастую противопоставляются друг другу – «гражданское» общество и «полицейское» государство.

В то же время, между ними есть множество схожих черт, да и сами понятия дополняют друг друга. В чём кроются коренные отличия между данными способами взаимодействия людей и так ли непримиримы позиции «соперников»?

Определение

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость.

Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека.

Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Сравнение

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом?

Есть целый ряд различий.

Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

Разница между государством и обществом

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения.

Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества.

В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование.

Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Государство и общество 2020

Государство против общества
Государство и общество состоят из людей. «Общество» и «государство» взаимосвязаны.

Они зависят друг от друга, и прогресс одного влияет на прогресс и средства к существованию другого. Люди, принадлежащие к одному обществу, могут принадлежать государству, а большинство государства может состоять из людей одного и того же общества.

Они дополняют друг друга и зависят друг от друга. Социальные обычаи, традиции, философии и действия общества непосредственно влияют на состояние и его трудовую этику.

Независимо от того, насколько они приветствуются, основное различие между государством и обществом заключается в том, что в обществе все происходит благодаря добровольным действиям, и существует огромный предел гибкости и приемлемости. В штате есть правила и положения; действия механические и жесткие.

государственный Государство является неотъемлемой частью общества. Его можно определить как определенную или конкретную часть или часть определенного общества, которое организовано политически.

Эта политически организованная часть общества несет ответственность за защиту общества, а также несет ответственность за прогресс, продвижение и благосостояние общества. Государство, как упоминалось ранее, является политической организацией, в отличие от общества, которое не является политической организацией.

Государство имеет право наказывать или награждать людей общества. Основная сила государства вытекает из законов, которые были сделаны и реализованы.

Государство, в отличие от общества, имеет право регулировать только те отношения общества, которые являются внешними.

Государство обладает суверенитетом и имеет право принуждать. Любое неповиновение или несоблюдение правил кем-либо в обществе может наказываться государством в соответствии с его законами.

У государства есть территории. Он имеет четко определенные границы.

Он называется территориальной организацией.

В этом же государстве могут существовать разные общества, следуя различным культурам и традициям. Государство считается организацией, которая является обязательной для поддержания правопорядка для надлежащего функционирования всех включенных в нее обществ.

общество Общество в основном представляет собой коллекцию или группу людей, которые собраны вместе и объединены внутренними отношениями между собой, чтобы достичь общих целей. Общими целями могут быть счастье, прогресс или любое другое благополучие всех лиц, включенных в общество.

Сила общества зависит от его культуры и традиций. Все виды социального поведения и поведения всех людей регулируются обычными обычаями.

В обществе послушание должно быть продиктовано и ожидаемо от своих людей через силу обычаев, традиций и морали, а не посредством принуждения. Это должно быть каким-то образом уговорено и требуется сотрудничество.

Лица не наказываются в соответствии с законом, когда они не следуют изречениям общества.
Общество не имеет каких-либо физических или географических территорий.

Они могут расширяться из одного состояния в другое и обычно из одной страны в другую.

Общество — это абсолютно добровольная единица. Никто не является частью этого, если они не хотят быть частью этого.

Общество может быть более широким или в некоторых случаях более узким, чем государство.
1.Общество является добровольной коллекцией людей; государство является обязательной организацией.

2.

У общества нет территорий; у государства есть территории. 3.

Общество не является политической организацией; государство является политической организацией.

4. Общество требует послушания через свои обычаи, традиции и морали; государство требует послушания через законы государства.

Разница между государством и обществом. Чем отличается государство от других социальных институтов

Общее понятие государства.
Отличие норм права от норм морали.


Цели норм права и иных социальных норм.
Общее понятие социальных норм.


1.

Социальные нормы — правила поведения людей в обществе.
Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, по­литическими и иными нормами.

Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы правовые нор­мы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

2. Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными норма­ми, регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия.

Данные отличия удобнее проследить, сравни­вая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом со­циальных норм — нормами морали.
3. Нормы морали — это правила поведения людей в обществе, выработан­ные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы права и морали отличаются друг от друга тем, что:
u право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);
u нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права -государством (его органами);
u нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;
u нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколе­ния в поколение, нормы права фиксируются письменно в норматив­но-правовых актах;
u нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены;
u соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной си­лой государства.
ВОПРОС 6. Признаки государства
1.

Государство — организация политической власти общества, охватываю­щая определенную территорию, выступающая одновременно как сред­ство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управ­ления и подавления.
Признаками государства являются :
u наличие публичной власти;
u территория и административно-территориальное деление;

2. Публичная власть — совокупность

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и испол­нительной власти и другие органы, с помощью которых осуществля­ется управление,

Аппарат подавления — специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государствен­ной воли. Это:
u система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Публичная власть:
u не имеет общественного характера и непосредственно народу не под­контрольна (имеется в виду контроль за властью в до государственный период);
u осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности;
u опирается на писаное формализованное право;
u подкреплена принудительной силой государства.
Государственный суверенитет — независимость власти данного государ­ства от всякой иной власти.

 

Государственный суверенитет может быть:
Внутренний суверенитет — полное распространение юрисдикции госу­дарства на всю ее территорию и исключительное право принимать за­коны.

Внешний суверенитет — полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
Государственный суверенитет не следует путать с народным суверени­тетом.

Народный суверенитет — исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (на­пример, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Территория государства — то пространство, на которое распространя­ется его юрисдикция.
Территория обычно имеет специальное деление, именуемое админис­тративно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.).

Это делается для удобства управления.

В настоящее время (в отличие от до государственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.
Правовая система — юридический "скелет" государства.

Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизо­ванном обществе), опираясь на право и правовые средства. Гражданство — устойчивая правовая связь лиц, проживающих на терри­тории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Налоги и сборы — материальная основа деятельности государства и его органов — денежные средства, собираемые с физических и юридичес­ких лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.
Вопрос 7. Соотношение общества и государства
2.

Отличие общества от государства .
1. Обществом называется устойчивое объединение людей, которые про­живают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни.

Обществом является:
u большое по численности объединение людей (как правило, составля­ющее наличие государства);
u длительно проживающие на одной территории люди;
u люди, имеющее общую историю;
u люди, объединенные большим количеством различных связей (эконо­мических, родственных, культурных).
2.

Государство — организация политической власти общества. Оно:
u опирается на право и принудительную силу;
u распространяет свою власть на все общество;
u выступает в качестве механизма согласования различных интересов в обществе.

Общество предшествовало появлению государства и часто сохраняется после распада государства (пример: "постсоветское" общество после распада СССР).
Вопрос 8. Функции государства
Общение, безопасность, дружба – естественные потребности человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым.

В современной политике существует две категории, которые зачастую противопоставляются друг другу – «гражданское» общество и «полицейское» государство. В то же время, между ними есть множество схожих черт, да и сами понятия дополняют друг друга.

В чём кроются коренные отличия между данными способами взаимодействия людей и так ли непримиримы позиции «соперников»?

Определение

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость.

Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Государственное устройство России (РФ)

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека.

Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Сравнение

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом?

Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы.

Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.
В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения.

Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен.

Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях.

Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Выводы сайт

  1. Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
  2. Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
  3. Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
  4. Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
  5. Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
  6. Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Общество, страна, государство: сходство и различия
Общество выступает как система разнообразных общественных связей и общественных отношений. Общество — это сложнейшая, естественным путем сложившаяся социальная система, которая, в свою очередь, состоит из социальных сообществ.

Общество и человек неразрывно связаны между собой. Великий греческий философ Аристотель, называя человека общественным существом, тем самым подчеркивал, что вне общества развитие и существование человека невозможно.

Государство. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Общество выступает одно­временно и как среда, и как сложный механизм удовлетворения жизненных потребностей человека. В соответствии с этими по­требностями в любом обществе существуют определенные струк­турные элементы — социальные институты:
1) институт семьи — обеспечивает воспроизводство человека;

2) институт экономики (производство материальных благ) — обеспечивает материальные средства существования;
3) институт образования и науки — обеспечивает получение, накопление и передачу информации;

4) институт духовности (религия, нерелигиозные типы миро­воззрения, искусство) — удовлетворяет духовные потребности че­ловека;
5) институт управления (власть, государство, право) — обеспе­чивает безопасность и общественный порядок.

В разные периоды исторйческого развития общество прини­мало различные формы, изменялась его структура. Первобытное общество было социально однородным, оно не знало социальной стратификации.

Институт управления был представлен влас­тью, которая имела неполитический характер (власть старейши­ны, вождя, народных собраний).
С переходом к цивилизованной форме существования общество становится социально неоднородным.

В нем складываются отно­сительно самостоятельные устойчивые группы людей касты, со­словия, классы. Стратифицированное общество всегда внутренне противоречиво: интересы раба прямо противоположны интересам рабовладельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные цели и т.д.

Мировой опыт показывает, что саморазрушение такого об­щества в состоянии предотвратить только государственная орга­низация. Государство выступает как социальный институт, при­званный противостоять антисоциальным разрушительным силам, руководить выполнением общезначимых дел, обеспечивать внут­реннюю и внешнюю безопасность общества.

Термины «страна» и «государство» нередко используются в ка­честве синонимов. Но с точки зрения юридической науки эти по­нятия не являются тождественными.

Понятие «страна» по своему содержанию шире, чем понятие «государство».

Оно имеет не толь­ко правовое, но и географическое значение.
В правоведении термин «страна» употребляется в смысле тер­ритории, которая имеет определенные границы, пользуется го­сударственным суверенитетом или находится под властью друго­го государства.

Исторически известны такие виды подвластных стран как колонии, подопечные территории. В наше время стра­нами нередко называют административные или автономные части государства.

Например, страна Басков является составной частью Королевства Испания.

В физической географии страна — это боль­шая территория, выделенная по географическому положению, рельефу, естественным условиям и ресурсам. Например, такой является горная система Карпаты-Татры, Западно-сибирская рав­нина и др.

Границы географических стран и государств могут не совпадать. Например, территория горной страны Кавказ входит в состав нескольких смежных государств (Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Грузия, Турция).

Термин «государство» применяется как тождественный терми­ну «страна» для обозначения совокупности людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной террито­рии власти. Этот же термин употребляется в сугубо юридическом смысле для обозначения организации политической власти, глав­ного института политической системы общества, который направ­ляет и организует с помощью норм права совместную деятельность людей, защищает их права и интересы.

Институт (insitutum) — учреждение, организация. На протяжении веков роль солильного института менялась.

Он формировался на основе социальных отношений, представляет сложную систему, которая охватывает экономическую, политическую, правовую сферу, духовные отношения. Основная задача социального института — сохранить целостность социальных ценностей .
Социальные институты в своей «деятельности» опирается на Духовные материальные и нормативные ценности:

  • Правила.
  • Нормы.
  • Установки.
  • Образцы для подражания.
  • Мораль (поведения в определенных ситуациях).

Разница между государством и обществом

Признаки и цели

Чтобы регулировать общественные отношения, социальный институт условно поделили на «отделы». В отличие от подразделений, социальный институт не имеет теоретической направленности. Его основная задача выстраивать отношения между социальными подразделениями. Социологи, утверждают, общественные институты настолько взаимосвязаны, что практически не отличаются. Наоборот, в большинстве случаев их отождествляют.
Например, само понятие «социальный институт» придумали юристы. На профессиональном языке оно определяет правовые отношения, которые позволяют регулировать законодательную систему в различных сферах:
Социальными институтами должны защищать основные ресурсы общества.

  • Семью.
  • Собственность (торговые экономические отношения).
  • Образование.
  • Как работают социальные институты

    У каждого института есть своя специфика. Например, институт семьи, отвечает за духовные и культурные ценности, его основная задача продолжение рода и социализация — воспитание детей.

    Экономические институты отвечают за благополучие, они должны удовлетворять материальные потребности. Уже в первобытные времена появилось традиция распределять добычу и урожай, от количества материальных благ зависел социальный статус представителя племени.
    Институты образования отвечает за удовлетворение духовных потребностей . Но кроме потребностей у человека есть и обязанности. А потому в обществе существует четкое определение социальных статусов, их ролей.

    Таким образом, формируется общественная лестница (пирамида). Например, в семье на вершине социальной пирамиды стоят родители.

    Более сложную иерархию можно наблюдать в институте.

    • Ректор.
    • Деканы.
    • Руководители кафедр.
    • Преподаватели (младшие сотрудники).
    • Лаборанты.

    Высшие учебные заведения это идеальная общественная система. Иерархия института в точности копирует устойчивые.

    Формы социума. Здесь задействованы разнообразные регуляторы:

    • Идеология.
    • Ментальность.
    • Административный аппарат.
    • Материальная сторона.
    • Законодательство.
    • Семейные ценности (воспитание).

    Роль государственного института

    Раз уж зашла речь о правовых институтах остановимся на главном из них. На первый взгляд, кажется, что общественные институты занимаются самоуправлением.

    В отличие от других институтов, государство контролирует все сферы общества:

    Формы правления. Видеоурок по обществознанию 10 класс

    1. Может изменять закон (легитимное насилие).
    2. Государство руководит, распределением материальных благ.
    3. Политический институт решает, какие духовные ценности должны быть в обществе: лозунги, кумиры, передовые идеи. В зависимости от политической ситуации меняет общественное мнение традиции.
    4. Все социальное институты «работают» на государство.
    5. Унитаризм представляет собой.

    Разница между государством и обществом

    Чем отличается государство от социальных институтов

    Несмотря на то, что институт власти, обладает всеми полномочиями, он не может существовать без общества . Тогда, как общество может функционировать без государства. Для общественного института государство это инструмент, благодаря которому оно достигает определённых целей.

    Если государственный институт не справляется со своими обязанностями, общество меняет политический курс. Вскликните революцию семнадцатого года.

    Поменялась модель управления а общество осталось на месте. та же идеология вместо бога вождь и обожающий его народ. Для Государства социальный институт является фундаментом, на котором оно строит свою политику.

    Первый признак: Разделение население по территориальным единицам. В государственном обществе род не имел строго определённой территории, перемещался с одного места на другое.

    В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку при государственном строе власть распределяется в зависимости от территории проживания. Государство имеет строго локализованную территорию на которой распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается граждан государства.

    Территория государства — пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:
    n Земля и её недра, образующие её сухопутную территорию
    n Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские воды, омывающие территорию данного государства
    n Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией
    n Объекты приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства)

    От не государственных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что государство олицетворяет всё население страны, распространяет на него свою власть. Вся территория государства делится на административно-территориальные единицы: округа, провинции, области, районы.

    Их функции — организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.
    Второй признак: Публичная государственная власть.

    Аппарат власти управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей называют публичной властью. Аппарат власти состоит из особого слоя людей, основное занятие которых выполнение властных и управленческих функций.

    Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основной состав аппарата государственной власти — органы законодательной, исполнительной, суда, прокуратуры и др.

    Основным признаком государства также является наличие аппарата принуждения, который состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки м т.д.
    Власть существовала и в до государственном обществе, но это была общественная власть, которая исходила от рода и использовалась им для самоуправления.

    Принципиальная особенность публичной государственной власти — она воплощается именно в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей из которых состоят органы управления и принуждения (государственный аппарат).
    Третий признак: Государственный суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость на международной арене, способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех правила поведения, устанавливать и обеспечивать правопорядок, определять права и обязанности граждан и юридических лиц.

    Верховестно государственной власти внутри страны обозначает:
    n универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население
    n государственная власть может отменить, не признавать любое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон
    Четвёртый признак: Неразрывная связь государства и права.

    Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть следовательно делает их законными.

    Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

    Пятый признак: Каждое государство характеризуется своими символами, отребутами, памятными датами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, традиции.

    35.

    Относительная самостоятельность государства: понятие и виды.
    Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой.

    Истина посередине – государство относительно самостоятельно.
    Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе).

    Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.

    Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.
    В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого.

    Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

    Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства.

    Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

    Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями.

    Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.
    Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом.

    Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.
    Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности.

    При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы.

    Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.
    Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

    Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации.

    В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы.

    Политические режимы. Кратко и по существу

    При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).
    В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной.

    Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.
    Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти.

    Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.
    И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

     

    Рекомендованные статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *