Разница между истребителем и штурмовиком

 

Истребители-бомбардировщики и штурмовики

Истребитель-бомбардировщик одинаково способен вести бой в воздухе и истреблять наземные объекты. В авиации ему предшествовал другой вид боевой машины — штурмовик, служивший для поддержки наземных сил с воздуха.

Штурмовик обладал оружием, поражавшим врага как в небе, так и под крылом, и действовал при этом на сравнительно малых скоростях с малыхи средних высот. После Второй мировой с повсеместным внедрением реактивных двигателей и возникновением сверхзвуковых самолетов штурмовики начали менять истребителями-бомбардировщиками, сочетавшими большую скорость с ударной мощью.

Но в начале нового тысячелетия машины, которые способны низко летать и точно поражать наземную цель, вновь оказались популярными.

FMA IA-58 «ПУКАРА» — борец с наркомафией

Легкий штурмовик (Аргентина)

Разница между истребителем и штурмовиком

FMA IA-58 «Пукара» стал первой боевой машиной, полностью спроектированной и выстроенной в Латинской Америке.

Работа над ним возникла во второй половине 60-ых годов XX века, когда на неспокойном континенте возникла необходимость в самолете, способном сражаться с партизанами в джунглях.
Штурмовик оборудовали 2-мя турбореактивными двигателями и высоким шасси, позволявшим подвешивать под крылом и на фюзеляже разнообразную бомбовую нагрузку, а еще бесчисленными снимающимися панелями обшивки, облегчавшими его обслуживание.

В первой половине 70-ых годов XX века запущенный в промышленное производство самолет получил имя «Пукара» (Pucara), что на языке индейцев кечуа значит «крепость». Сначала самолет привлек большое внимание к себе различных стран 3-го мира, но его покупателями стали только Уругвай (шесть самолетов) и Колумбия (три самолета).

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века, тут же после поступления на вооружение, «Пукара» применялся для нанесения ударов по повстанцам в городском районе Тукуман. К началу войны с Англией 1982 года аргентинцы располагали 45 самолетами «Пукара», из них 24 базировались на Фолклендских островах.

Один был накрыт бомбовым ударом, очередной — сбит британским истребителем. Добычей «Пукара» в данной войне стали два английских вертолета.

Всего за время боевых действий самолет сделал 186 вылетов.

Потом пять подобных машин были доставлены в Британию для изучения. Колумбийские «Пукара» широко применялись в борьбе с наркомафией — для нанесения ударов по плантациям кокаиновых баронов.

Эти самолеты до этого времени состоят на вооружении ВВС Аргентины, Уругвая, Колумбии, Шри-Ланки.

СУ-25 — достойный отпрыск ИЛ-2

Штурмовик (СССР/Российская Федерация)

Разница между истребителем и штурмовиком

В середине 1960-х годов, в эру частых очень маленьких войн и местных конфликтных ситуаций, стала очевидной бессмысленность упования лишь на ядерное преимущество.

Для достижения победы в войне нужно было и простое оружие.
В определенный момент авиастроителям понадобилось вернуться к идее штурмовика — машины, способной не только перелетать вражеские границы и проникать в тыл соперника, но и все время находиться на передовой.

Существовавшие В то время машины для этого не подошли.
Летающие на сверхзвуковых скоростях и предельных высотах, эти самолеты оказались непригодными в обыкновенном бою.

Более того из-за отсутствия хорошей брони они стали удобной мишенью для снайперов, как только снижались.
Во второй половине 60-ых годов XX века Министерством авиа промышленности СССР был объявлен конкурс проектов для создания самолета-штурмовика.

В нем приняли участие 4-ре ведущих ОКБ страны: Микояна, Яковлева, Ильюшина и Сухого. Последнее представило на рассмотрение проект машины Т-2.

Нетребовательная в работе и удобная в управлении, она в конце концов и победила в конкурсе. Потому как машине предстояло все время находиться в зоне боевых действий, а не в тылу, ее скорость ограничивалась 850 километров в час.

Разница между истребителем и штурмовиком

К 7 ноября 1974 года был выстроен первый опытный самолет. При его испытании случилась авария, задымился и разрушился один из двигателей.

Но все таки 22 февраля 1975 года машина поднялась в воздух.
В декабре приступали к испытаниям следующей, с кабиной из титановой брони.

К весне 1980 года на Тбилисском авиазаводе сделали еще два подобных самолета. В апреле — июне два штурмовика уже сражались в небе Афганистана.

Благодаря использованию особенных устройств управления крылом, скорость машины получилось сделать больше до 1000 километров в час.
Год через из данных самолетов, уже носивших имя Су-25, была сформирована отдельная эскадрилья.

Нос машины оформили рисунком птицы, вследствие чего самолет получил прозвище «Грач». За восемь лет афганских сражений штурмовики Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов, поразив при этом 137 целей.

Приблизительно два десятка машин были потеряны.

Но для того чтобы сбить такой самолет, моджахедам нужно было осуществить до 90 точных попаданий. Был случай, когда штурмовик вернулся на базу со 150 пробоинами.

Самолеты, как в песне, дотягивали до аэродрома с повреждённым крылом, пробитыми баками и на единственном двигателе.

Разница между истребителем и штурмовиком

В первой половине 90-ых годов двадцатого века выпуск Су-25 закончился, до того времени их кол-во возросло до 700 штук.

Они поставлялись в Чехословакию, Афганистан и Ирак, который широко применял их в войне с Ираном. Эти самолеты предполагается оставить на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года.

«ПАНАВИА ТОРНАДО GR.MK-4» — символ возрождения авиапромышленности

Истребитель-бомбардировщик (Германия, Англия, Италия)

Разница между истребителем и штурмовиком

План европейского истребителя-бомбардировщика, способного одолевать скорость звука и содержащего короткую взлетно-посадочную полосу, начал складываться на рубеже 1950-1960-х годов, когда в Америке приступали к созданию F-111.

Олег Растренин о том, как вместо заказанного штурмовика Ил-2М, ВВС Красной Армии получили Ил-10

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века ВВС Англии представили в правительство перечень требований к такому самолету: двухместная кабина, крыло с изменяемой геометрией, способность взлетать с дорог . Впрочем военные так и не дождались финансирования. Пришедшие вскоре к власти социалисты взяли курс на снижение военных затрат.

В 1965 году Британия и Франция вместе приступали к созданию такого самолета. Проект стал называться AFVG (Anglo-French Variable Geometry).

Впрочем работы не имели успеха: жители Франции видели в машине, прежде всего, истребитель, а британцев интересовал в основном бомбардировщик.
Во второй половине 60-ых годов двадцатого века проект закрыли.

Британцы, все также нуждавшиеся в своем бомбардировщике, продолжили работу своими руками, переименовав проект в UKVG и начав в странах Европы поиски иных партнеров.
В ту пору самой развитой экономикой на континенте обладала Западная Германия.

В первой половине 60-ых годов XX века данная страна одновременно с США разрабатывала проект самолета AVS — истребителя-бомбардировщика с вертикальными посадкой и взлетом.
Но в 1968 году деятельность была остановлена в виду потери заинтересованности со стороны Америки, полностью сосредоточившейся на собственном F-111.

Год через британская фирма ВАС, германская «Мессершмитт-Белков-Блом» и присоединившаяся к ним «Аэриталия» образовали консорциум «Панавиа» для создания одноимённого самолета.
Первая из подобных машин поднялась в воздух 14 августа 1974 года.

В сентябре к имени самолета добавилось слово «Торнадо». В первой половине 80-ых годов XX века «Торнадо» начали поступать на вооружение британских ВВС.

Еще спустя год их получили Италия и ФРГ. Самолеты, предназначающиеся для Англии, могли переносить на крыле атомные бомбы.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века при приготовлении к войне с Ираком на видимые части самолетов было нанесено радиопоглощающее покрытие.

Но это стало причиной уменьшению надежности машин — частицы покрытия попадали в мотор. Ирак стал самой серьезной боевой кампанией для самолетов «Торнадо», в задачу которых входило разрушение иракских аэродромов в начале войны.

Первый вылет окончился безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель, а один самолет был сбит огнём иракских зенитных орудий. Непростая, начиненная новейшей электроникой машина обладала практически небольшой боевой «живучестью».

МиГ-29 в поединке с F-16.

Высоты, на которых она летала, оказались очень комфортными для иракских «зениток».

Разница между истребителем и штурмовиком

В 1990-х годах «Торнадо» подвергался разным модернизациям, прежде всего в Германии.

На самолет устанавливались новые высокоточные боеприпасы, американские крылатые ракеты, израильские устройства лазерного наведения, обновлялось оборудование в кабине пилота.
Во второй половине 90-ых годов XX века эти самолеты принимали участие в войне с Югославией.

В первые же ночь налета один из них был сбит истребителем МиГ-21. По сообщениям югославской стороны, потом были уничтожены еще несколько «Торнадо».

Впрочем точный счёт потерям не велся.

В настоящий момент эти самолеты, изготовленные в количестве около 1000 штук, все также состоят на вооружении Англии, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

«СЕПЕКАТ ЯГУАР» — франко-английский долгожитель

Истребитель-бомбардировщик (Англия, Франция)

Разница между истребителем и штурмовиком

В 1965 году ВВС Франции и Королевские ВВС Англии решили консолидировать силы для создания учебно-боевого тактического самолета, и уже 17 мая 1965 года британская ВАС и французская «Бреге» заверили соглашение о партнерстве.

Спустя год появился концерн «СЕПЕКАТ» — Европейское объединение по изготовлению учебно-боевого тактического самолета. Крыло и оперение разрабатывали британцы, а фюзеляж проектировали жители Франции.

Еще две вошедшие в «СЕПЕКАТ» фирмы, «Роллс-Ройс» и «Турбомека», создавали мотор.
Во второй половине 60-ых годов XX века определился весь вид самолета и настало строительство 10 опытных образцов-прототипов, 3 из которых потом разбились при испытаниях.

Наконец, во второй половине 60-ых годов двадцатого века 400 самолетов, по 200 для каждой страны, были запущены в промышленное производство. 20 апреля 1972 года состоялся первый полет французской машины, уже с названием «Ягуар».

Всего к 1986 году был выстроен 531 самолет.

Разница между истребителем и штурмовиком

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века французские «Ягуары» бомбили колонны партизан из Фронта освобождения Северо-Западной Африки в Мавритании, во второй половине 80-ых годов XX века принимали участие в боевых действиях в Чаде.

Всего в ВВС Франции из них было сформировано девять эскадрилий.
Британские «Ягуары» первый раз встретились с настоящим соперником только в первой половине 90-ых годов XX века в небе Ирака.

Почему штурмовики так плохо стреляют? (Звездные Войны)

В отличии от более тяжёлых и нагруженных боеприпасами
«Торнадо» они не понесли потерь в тех боях. Начатая было замена «Ягуаров» на германобританское творение приостановилась.

Лишь в 2007 году уступить дорогу их заставил французский «Мираж 2000 N».

Разница между истребителем и штурмовиком

«ДУГЛАС А-4 СКАЙХОК» — маленький ястреб

Палубный штурмовик (США)

Разница между истребителем и штурмовиком

История штурмовика «Дуглас А-4» возникла во время войны в Корее, когда ВМС США решили заменить старые поршневые штурмовики на реактивные военные машины.

Перед специалистами из Америки была установлена задача создать дешевой и легкий самолет, который мог бы доставлять ядерные боеприпасы на короткие расстояния. В ту пору атомное оружие считали применимым во всех конфликтах без исключения.

С задачей справились конструктора «Дугласа», пообещавшие создать машину массой не больше 5,5 т. В октябре 1952 года они представили макет самолета. Все системы машины строились по новому в согласии с задачей сделать меньше их вес.

В то же время обшивка фюзеляжа стала толще, что дало возможность сделать лучше защиту самолета.
Задачи штурмовика во время работ были расширены.

Он оказался способен вести воздушный бой, сбрасывать бомбы во время пикирующего полета и закрывать с воздуха сухопутные силы. Образец штурмовика под именем XA4D-1 вышел из сборочного цеха компании «Дуглас» в июне 1954 года.

В том же месяце самолет сделал первый полет.

Разница между истребителем и штурмовиком

Получивший имя «Скайхок» (Skyhawk — «небесный ястреб»), он имел меньшую массу, чем было обещано, и показал очень большую скорость и дальность полета.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века самолеты начали поступать на вооружение. Их первой кампанией стала война во Вьетнаме, где «то» получилось сбить несколько МиГов-17.

Но в целом «живучесть» машины оказалась довольно невысокой, что вынуждало приступать к следующей разработке — А-7 «Корсар». «Скайхоки» в огромном количестве начали поставлять для ВВС Израиля, Аргентины, Кувейта, Малайзии, Новой Зеландии, Сингапура. В первой половине 80-ых годов XX века они принимали участие в Фолклендском конфликте, в ходе которого нанесли первый удар по двум десантным кораблям Англии, погубив более 50 английских военнослужащих.

В той кампании было потеряно 22 штурмовика. Самолеты до этого времени состоят на вооружении Корпуса морской пехоты США.

Разница между истребителем и штурмовиком

Разница между истребителем и штурмовиком

LTV A-7 «КОРСАР II» — достойный ветеран штурма

Палубный штурмовик (США)

Разница между истребителем и штурмовиком

Основным минусом штурмовика «Скайхок» была низкая дальность полета.

Использовать машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу соперника, было нереально. Сначала такая роль отводилась бомбардировщику F-111, но он не имел возможности взлетать с палуб авианосцев.

Появилась необходимость в еще одном самолете, который был бы также дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования для создания такой машины начались в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Было рассмотрено 27 вариантов, при этом основное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести очередную, вьетнамскую, очень экономично.

В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая дешевую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», сделанного в 1955 году.

Разница между истребителем и штурмовиком

Внешне штурмовик сильно напоминал «Крусейдер», но имел не дорогой мотор и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа расположились две пушки.

Самолет оборудовали новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В первой половине 60-ых годов XX века был выстроен макет самолета.

27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет стал называться «Корсар II».

В 1966-1968 годах выпустили 199 подобных машин.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам.

В начале войны самолет сделал около 1400 боевых вылетов, при этом лишь один штурмовик был потерян.
В первой половине 80-ых годов XX века один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО.

Во второй половине 80-ых годов XX века в заливе Сидра «Корсар» принимал участие в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик применялся как для проникновения вглубь территории Ирака, так же и для дозаправки в воздухе иных самолетов.

В первой половине 90-ых годов XX века самолет был снят с вооружения армии США, впрочем до этого времени он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.

Разница между истребителем и штурмовиком

«ФЭЙРЧАЙЛД РИПАБЛИК A-10 ТАНДЕРБОЛТ II» — истребитель танков

Штурмовик (США)

Разница между истребителем и штурмовиком

В первой половине 60-х годов ВВС Соеденненых Штатов встретились с той же трудностью, что и их советские соперники, — отсутствием машин, способных наносить точные удары по маленьким наземным целям, как это делали штурмовики и фронтовые бомбардировщики в годы Второй мировой.

Между тем, в 1960-х годах на вооружении Советской армии появился новый танк Т-62, а несколько позднее — еще намного улучшенный Т-64 и военная машина пехоты БМП-1, которые располагали средствами ПВО для борьбы с самолетами, летящими на небольшой высоте. Вся данная техника превосходила имевшуюся у США и их союзников.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века американские ВВС объявили конкурс на новый штурмовик и разослали запросы в 21 авиастроительную фирму с требованиями к самолету, который должен был летать на небольшой высоте со скоростью не ниже 650 километров в час, владеть высокой маневренностью и при этом нести на борту мощное пушечное и бомбовое вооружение.
Триумфатором признали проект YA-10A фирмы «Фэйрчайлд Рипаблик».

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века эта фирма обрела заказ на промышленное производство самолетов, которые были названы «Тандерболт II» (Thunderbolt — «удар молнии»). В октябре того же года машины начали поступать в части ВВС Соеденненых Штатов.

До 1984 года выпустили 713 штук.

Разница между истребителем и штурмовиком

Сначала А-10 вызвал растущий интерес во многих стран-союзников США.

Впрочем потом ни одна из данных стран так и не приобрела штурмовик. Сказалась неширокая специализация машины, уготовленной по большей части для борьбы с танками.

Более того многие применяли против танков боевые вертолеты.
Стремясь увеличить интерес, во второй половине 80-ых годов двадцатого века «Фэйрчайлд Рипаблик» начала постройку всепогодного самолета с обозначением N/AW.

 

В первой половине 90-ых годов XX века 144 А-10 принимали участие в операции «Буря в пустыне», совершив приблизительно 8100 боевых вылетов и уничтожив около
1000 иракских танков.

Одновременно было потеряно семь самолетов. Во второй половине 90-ых годов XX века они наносили удары по Югославии, где потерь не понесли.

ВВС Соеденненых Штатов до этого времени остаются единственными пользователями данной машины.

Разница между истребителем и штурмовиком

«ДЖЕНЕРАЛ ДАЙНЭМИКС F-111» — проходящий сквозь стены

Истребитель-бомбардировщик (США)

Разница между истребителем и штурмовиком

Начало истории F-111 относится к 1958 году. Среди требований к создаваемому самолету были короткие взлет, посадка и сверхзвуковая скорость, развиваемая на небольшой высоте.

Объединить в одной машине такие противоречивые характеристики можно было лишь в случае применения крыла изменяемой стреловидности (сложенного, когда самолет «крадется» со сверхзвуковой скоростью на небольшой высоте под прикрытием местного рельефа, и широко раскрытого при посадке, позволяющего сделать меньше скорость и длину пробега). За разработку такого самолета взялась фирма «Дженерал Дайнэмикс», а как помощник выступала фирма «Грумман».

Разница между истребителем и штурмовиком

Первый серийный F-111 сделал полет в декабре 1964 года.

С 1964 по 1976 год было выстроено 562 подобных самолета.

В их бортовую ЭВМ вводились только координаты цели, все другое машина делала сама. Первым боевым испытанием стало небо Вьетнама, где было потеряно семь машин.

Во второй половине 80-ых годов XX века бомбардировщики «Дженерал Дайнэмикс» совершали налет на резиденцию ливийского лидера Каддафи; тогда из трех самолетов погиб один. F-111 активно использовались во время операции «Буря в пустыне».

В первой половине 90-ых годов XX века эти самолеты были сняты с вооружения ВВС Соеденненых Штатов. Часть из них передана Австралии, которая планировала использовать их до 2020 года.

«ЛОКХИД АС-130» — небесный дредноут

Самолет огневой поддержки (США)

Разница между истребителем и штурмовиком

Идея создания сложно вооруженного небесного линейного корабля появилась в ВВС Соеденненых Штатов в первой половине 60-х годов.

Программу назвали «Ганшип» (пушечный корабль) и приступали к ее реализации в 1965 году. Базой для «Ганшипа» стал военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», выпускавшийся фирмой «Локхид».

Его оборудовали шестиствольными пулеметами, скорострельными пушками «Вулкан», системой ночного видения, бортовой ЭВМ и радиолокационной станцией. А позднее установили даже 105-мм гаубицу!

Летные проверки перевооруженного «Геркулеса» начались во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Первый боевой вылет машины, еще не имевшей официального названия, но получившей от экипажа имя «Вулкан Экспресс», состоялся 27 сентября 1967 года.

Крылатый монстр в миг ока превратил в груду пылающих обломков колонну грузовиков, шедших из Северного Вьетнама по говоря по другому тропе Хо Ши Мина на помощь южно-вьетнамским братишкам.
Столь многообещающее начало побудило руководство ВВС Соеденненых Штатов тщательно приглядеться к новой машине.

И не напрасно. Ведь исключительно за 1970-1971 годы «Ганшипы» уничтожили около 12 000 единиц боевой техники Вьетнама!

Собственные же потери были очень небольшими из-за фактически полного отсутствия средств ПВО на тропе Хо Ши Мина.

Позднее, с их возникновением, полеты «Ганшипов» понадобилось перестать. С 1972 года за АС-130 закрепилось наименование «Спектр».

Разница между истребителем и штурмовиком

Во второй половине 70-х годов самолет вариации «Н» получил возможность дозаправки в воздухе.

4-ре подобных машины угрожающе барражировали над столицей Ирана, когда там были американские заложники. В первой половине 80-ых годов XX века во время операции США в Гренаде АС-130 подавили ПВО соперника и дали возможность высадиться десанту.

АС-130 принимали участие в операции «Буря в пустыне», разгромив в первый день войны колонну военной техники, а еще в налетах на Югославию. Без них не обходилась ни одна из последних кампаний США: в 2001 году «Локхиды» бомбили Афганистан, в 2003-м — Ирак, в 2011-м — Ливию.

Сегодня на вооружении ВВС Соеденненых Штатов состоят 8 самолетов вариации «Н» и еще 13 — вариации «U», оборудованных новейшей бортовой радиолокационной системой.

Разница между истребителем и штурмовиком

BAC-167 «СТРАЙКМАСТЕР MK-80» — самый простой штурмовик

Легкий штурмовик (Англия)

Разница между истребителем и штурмовиком

В первой половине 60-х годов на мировой авиационный рынок вышли ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов. Их назвали «оружием бедных», так как военные пытались аналогичным образом получить дешевой и многофункциональный самолет.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века британцы тоже решили переделать в военную машину легкий учебно-тренировочный самолет ВАС-145 «Джет Провост», созданный в первой половине 50-ых годов XX века. Его оборудовали катапультируемым креслом пилота, встроенными пулеметами, бомбами и ракетами, повешенными на крыле и фюзеляже, для чего конструкцию понадобилось улучшить.

Были установлены более мощный мотор и дополнительные баки для топлива.
Самолет стал называться ВАС-167 «Страйкмастер».

Его первый полет состоялся 26 октября 1967 года, а во второй половине 60-ых годов двадцатого века машина была запущена в промышленное производство. «Страйкмастер» применялся во многих местных конфликтах, последним из которых стала война Перу и Эквадора, разразившаяся в 1995 году. На вооружении ВВС Эквадора состояли 15 подобных машин, и потерь, если судить по всему, среди них не было.

��️ Почему вы проигрываете на штурмовиках? / War Thunder

Кроме бомбовых и ракетных ударов, пушечной и пулеметной стрельбы, самолет может исполнять аэрофотосъемку, для чего рассчитано необходимое оборудование. Легкий штурмовик «Страйкмастер» до этого времени находится в составе ВВС Эквадора.

Разница между истребителем и штурмовиком

«ХОКЕР СИДЛИ ХОК MK-1A» — небольшой, но строгий «ястреб»

Легкий штурмовик (Англия)

Разница между истребителем и штурмовиком

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на вооружение британских Королевских ВВС поступил новый учебно-тренировочный самолет Хокер Сиддли «Хок», который выпустили также в вариации учебно-боевого самолета и легкого штурмовика.

В учебно-боевом варианте «Хок» был вооружен 30-мм авиапушкой и 2-мя пусковыми установками с неуправляемыми ракетами либо бомбами. В вариант легкого штурмовика были добавлены дополнительные подвески для бомб либо баков с напалмом.

Хокер Сиддли «Хок» позволил учить курсантов по улучшенной ускоренной летной программе и, благодаря собственной дешевизне, существенно увеличил экспорт учебно-боевых самолетов за этап. Их закупили ВВС Финляндии, Кении, Индонезии, Зимбабве, ОАЭ, Саудовской Аравии и Швейцарии.

ВМФ США приобрел 207 подобных машин. Они до этого времени состоят на вооружении Англии, Индии, Финляндии и Америки.

Разница между истребителем и штурмовиком

«ДАССО-ДОРНЬЕ АЛЬФА ДЖЕТ» — мал, да удал

Легкий штурмовик (Франция, Германия)

Разница между истребителем и штурмовиком

В 1970-х годах большую конкуренцию Э дорогим и сложным истребителям-бомбардировщикам составили учебно-тренировочные машины, оборудованных новейшим вооружением и превращенные в легкие штурмовики.

Таким был «Альфа Джет» — самолет, созданный французской и немецкой компаниями «Дассо-Бреге» и «Дорнье» при участии бельгийских фирм SABCA и «Фэйри».
В немецких «Люфтваффе» новый самолет должен был заменить истребитель-бомбардировщик «Фиат G-91», а в ВВС Франции — учебно-тренировочные машины СМ-110 и «Локхид Т-33».

Первый вылет «Альфа Джета» прошёл в октябре 1973 года, а в январе 1974 года машина поднялась в воздух в собственном лучшем варианте. Ее серийный выпуск во Франции начался во второй половине 70-ых годов двадцатого века, в ФРГ — во второй половине 70-ых годов XX века.

Возможность приобретения лицензии на «Альфа Джет» с изготовлением на фирме «Локхид» рассматривалась даже в Америке.

Разница между истребителем и штурмовиком

Оборудованный управляемыми ракетами «воздух — земля», скорострельными пушками, зажигательными бомбами и противотанковыми минами штурмовик считался хорошим и дешевым средством для борьбы с танками. Малые скорости и высоты, на которых летал самолет, делали его очень не простой добычей для сверхзвукового истребителя.

Он до этого времени состоит на вооружении немецких «Люфтваффе» и французской воздушной армии.

Разница между истребителем и штурмовиком

«АЭРМАККИ МВ-339» — штурмовик для бедных

Легкий штурмовик (Италия)

Разница между истребителем и штурмовиком

В 1970-х годах «оружие бедных», как величали учебно-тренировочные машины, преобразованные в боевые самолеты, решила создавать и Италия. В первой половине 70-ых годов XX века «Аэрмакки» обрела от итальянских ВВС договор на разработку нового реактивного учебно-боевого самолета для замены «Аэрмакки МВ-326».

Первый образец МВ-339 поднялся в воздух в августе 1976 года.
Первые серийные МВ-339А начали поступать на вооружение в августе 1979 года.

Серийный выпуск наиболее сегодняшней вариации этого самолета — МВ-339С — был начат во второй половине 80-ых годов двадцатого века.

Штурмовик нес управляемые ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — земля», в фюзеляже имелись встроенная 30-мм пушка и 12,7-мм пулеметы, а под крылом пребывали свободнопадающие и корректируемые бомбы. Весь арсенал управлялся очень современной в то время электронной системой.

Разница между истребителем и штурмовиком

Также на самолете было установлено модернизированное цифровое электронное навигационное оборудование, имелись универсальный экранный указатель на одноцветной ЭЛТ в кабине и указатель на переднем стекле.

Единственный случай боевого использования МВ-339 был , зафиксирован во время Фолклендского конфликта в первой половине 80-ых годов XX века, когда шесть аргентинских МВ-339 применялись в качестве легких штурмовиков. МВ-339 стал одним из самых популярных учебно-боевых самолетов в мире.

Кроме ВВС Италии данная модель нашла использование в авиационных частях Аргентины, Перу, ОАЭ, Ганы, Малайзии и Нигерии. Всего выстроено 177 самолетов «Аэрмакки МВ-339», которые до этого времени состоят на вооружении указанных стран.

Разница между истребителем и штурмовиком
Разница между истребителем и штурмовиком

АМХ — «дешевой» штурмовик

Легкий штурмовик (Италия, Бразилия)

Разница между истребителем и штурмовиком

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века ВВС Италии решили заменить находившиеся у них на вооружении истребители-бомбардировщики G-91Y производства «Аэриталия» и F-104G американской фирмы «Локхид».

Планировалось сделать машину дешевой и получить хороший доход от ее экспорта.
Применять самолет собирались как в зоне боевых действий — в роли штурмовика, так и вдалеке от них — в качестве разведчика.

До этого беседы с фирмой «Аэрмакки» вели бразильские военные, также нуждавшиеся в замене собственного старого штурмовика. Участие бразильцев обещало сделать разработку еще не так дорого.

Появился всемирный консорциум, в который, кроме итальянских «Аэрмакки» и «Аэриталия», пришла бразильская фирма «Эмбраер».

Разница между истребителем и штурмовиком

В первой половине 80-ых годов XX века настало проектирование новой машины. Для увеличения боевой «живучести» все ключевые системы устанавливались на самолет в 2-ух экземплярах, но в целях экономии было решено не бронировать кабину пилота.

Легкий штурмовик AMX 29 марта 1988 года вышел из сборочного цеха авиазавода в Турине.
Через полтора месяца, 11 мая, состоялся его первый полет.

В том же году ВВС Италии и Бразилии заказали в общей трудности 88 подобных самолетов.

Всего же за дальнейшие восемь лет их выпустили 193.
Интерес к экономному штурмовику в очень разный период времени проявляли соседи Бразилии по континенту — Аргентина, Чили, Перу, Таиланд, но никто из них так и не купил самолет: не смотря на усилия создателей, он приблизился по стоимости к американскому F-16 и советскому МиГ-29 при намного меньших боевых и летных возможностях.

Разница между истребителем и штурмовиком

«СОКО J-22 ОРАО» — балканский орел

Истребитель-бомбардировщик (Югославия, Румыния)

Разница между истребителем и штурмовиком

Во второй половине шестидесятых годов прошлого века Румыния и Югославия первыми среди стран социалистического лагеря предприняли попытку самостоятельно создать современную военную машину.

В середине 1972 года конструкторы югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники заканчили работу над проектом. Потом на югославской фирме «СОКО» и румынском заводе в Крайове одновременно приступали к сборке 2-ух прототипов.

Фюзеляж у них был одинаковым, а оборудование и вооружение каждая страна ставила собственное.
С разницей в 20 мин 31 октября 1974 года две машины поднялись в воздух.

Югославский вариант назывался J-22 (от jurishnik — «штурмовик»), а румынский — JAR-93. Через 2 года самолеты начали поступать в боевые части.

После распада Югославии «Орао» оказались в составе ВВС Сербии и Черногории.

Пять-семь машин попали в руки боснийских сербов. Югославские «Орао» принимали деятельное участие во всех событиях, развернувшихся на территории данной страны.

Во время войны в Хорватии в первой половине 90-ых годов XX века один самолет был сбит.

Во второй половине 90-ых годов XX века в составе сербской армии этот истребитель-бомбардировщик сражался против косовских повстанцев. При полном господстве в небе авиации США и НАТО «Орао» летали на сверхмалых высотах и наносили удары по наземным целям.

Об их потерях в данной войне сведений нет. «СОКО J-22 Орао» до этого времени состоят на вооружении Сербии.

Разница между истребителем и штурмовиком

Разница между истребителем и штурмовиком

«СОКО Г-4 СУПЕР ГАЛЕБ» — боевая чайка

Легкий штурмовик (Югославия)

Разница между истребителем и штурмовиком

После создания машины «Орао» пути авиастроителей Югославии и Румынии разошлись. Во второй половине 70-ых годов XX века «СОКО» приступила к разработке своего штурмовика, который предназначен для замены учебно-боевых самолетов «Галеб-2» и «Ястреб».

Новую машину назвали «Супер Галеб» («Супер Чайка»).
Удался вполне современный многоцелевой самолет, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам того же класса — английскому «Хоку» и немецко-французскому «Альфа Джет».

Вооружение «Супер Галеба» состояло из 23-мм пушки и четырех подкрыльевых узлов подвески бомб или неуправляемых ракет.

Разница между истребителем и штурмовиком

В первой половине 80-ых годов XX века настало промышленное производство самолета.

До 1989 года создали 132 «Супер Галеба», из которых 6 купила Бирма. Только распад Югославии стал причиной прекращению их выпуска.

Самолет активно использовался во время гражданской войны в данной стране. 4-ре штурмовика были сбиты американскими F-16 в первой половине 90-ых годов двадцатого века, еще так же было сбито через 5 лет.

Во второй половине 90-ых годов XX века 7 «Супер Галебов» и «Орао», а еще 2 МиГа-21 разбомбили натовский аэродром в Тузле, похоронив на нем 17 самолетов и 2 вертолета, потеряв при этом два самолета. Как утверждалось потом, вылет был своей инициативой сербских пилотов. «СОКО Г-4 Супер Галеб» до этого времени находятся на вооружении ВВС Сербии, а еще Боснии и Герцеговины.

Разница между истребителем и штурмовиком

Самую большую популярность и применяемость военные самолеты приобрели в годы Второй мировой: истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики.
Назначение всех данных типов самолетов ясно даже из названия, неясно лишь со штурмовиком: что он штурмует, кого, чем разнится от истребителя?

Понять это сложно, необходимо разобраться в назначении штурмовика и истребителя.

Обозначение

Истребитель – боевой самолет, главное предназначение которого – устранение воздушных целей, а еще сопровождение и защита самолетов иных типов.
Штурмовик – боевой самолет (или вертолет), который предназначен для непосредственной поддержки действий наземных войск, а еще для подавления и уничтожения целей на земля или воде.

Сравнение

Истребитель больше предназначается для оборонительных действий, а штурмовик – только для наступательных. Необходимо сказать, что со временем истребители стали намного универсальнее – сейчас они могут исполнять также функции бомбардировщика.

Первая задача истребителя – покорение господства в воздухе, охрана пространства воздуха и устранение воздушных целей.
Штурмовик же предназначается для поддержки наземных операций и штурмовки объектов на земля и воде.

Штурмовики очень часто атакуют цель на бреющем полете или с максимально отлогим пикированием.

Разница между истребителем и штурмовиком

Штурмовик A-10

Штурмовики в большинстве случаев имеют более мощное резервирование, чем истребители.

Связывают это с тем, что штурмовики работают на небольших высотах и больше предрасположены огню ПВО соперника.

Разница между истребителем и штурмовиком

Разница между истребителем и штурмовиком

Самую большую популярность и применяемость военные самолеты приобрели в годы Второй мировой: истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики.

Назначение всех данных типов самолетов ясно даже из названия, неясно лишь со штурмовиком: что он штурмует, кого, чем разнится от истребителя Понять это сложно, необходимо разобраться в назначении штурмовика и истребителя.
Истребитель боевой самолет, главное предназначение которого устранение воздушных целей, а еще сопровождение и защита самолетов иных типов.

Штурмовик боевой самолет (или вертолет), который предназначен для непосредственной поддержки действий наземных войск, а еще для подавления и уничтожения целей на земля или воде.
Истребитель больше предназначается для оборонительных действий, а штурмовик только для наступательных.

Необходимо сказать, что со временем истребители стали намного универсальнее сейчас они могут исполнять также функции бомбардировщика.
Первая задача истребителя покорение господства в воздухе, охрана пространства воздуха и устранение воздушных целей.

Штурмовик же предназначается для поддержки наземных операций и штурмовки объектов на земля и воде. Штурмовики очень часто атакуют цель на бреющем полете или с максимально отлогим пикированием.

Штурмовики в большинстве случаев имеют более мощное резервирование, чем истребители. Связывают это с тем, что штурмовики работают на небольших высотах и больше предрасположены огню ПВО соперника.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + один =