Разница между конституцией и другими законами

 

Разница между конституцией и остальными законами

Правовая система в стране строиться вокруг главного закона страны, в качестве которого очень часто выступает конституция. Чем данный документ отличается от других НПА?

Почему очень важно устанавливать его на индивидуальное место в иерархии юридических документов?

Обозначение

Конституция – это ключевой закон страны, определяющий ключевые права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и остальные значительные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и считается базисом, на который опираются другие законы.

Закон – это система правил, регулирующих какую-то сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке.

Действие закона заканчивается при его отмене либо принятии иного НПА, который вводит другие правила.

Сравнение

Основное отличие конституции от других нормативных нормативных актах – в её юридической силе, которая считается самой высокой. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматично считается ничтожным.

При этом законы, в основном, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая собственные права. Конституция в Российской Федерации – это лишь нормативный базис, впрочем нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

Разница между конституцией и другими законами

При этом закон бывает как федеральным, так и здешним.

Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА.

Конституция распространяется на всю территорию РФ, а еще на всех субъектов.

Сравниваем конституцию РФ с подобными законами других государств

Разница между конституцией и другими законами

Что предполагал основатель, устанавливая в Конституции РФ запрет на государственную идеологию?

Ни в одном законе, или подзаконном акте объяснения понятия идеология не содержится.
Поэтому, и то, что не позволяется статьей 13, может трактоваться произвольно.
В научном дискурсе насчитывается пару десятков определений дефиниции идеология.

Очень часто под идеологией понимается система общественно важных идей и ценностей.
Выходит, что Конституция устанавливает запрет на ценности и идеи, принимаемые на уровне государства.

Попробуем разобраться, насколько такой запрет оправдан и целесообразен.
Конституция считается не только юридическим, но и жизнеустроительным документом.

Исходя из этого в ней обязаны быть установлены принципы жизнеустройства. Основанием их выдвижения являются принятые соответствующим сообществом ценности.

Без ценностной основы жизнеустроительные ценности сформулированы быть не могут.
Сам принцип суверенности национального государства (ст.

4) подразумевает, что суверенность признается в качестве ценности. Выбор в пользу демократии (ст.

1) также задается принятием подобающей ценностной платформы. Не все сообщества, как все знают, исторически позиционировались как демократические.

Аналогичная ценностная развилка лежит при подборе между федералистской и унитарной моделью государственности, республиканской и монархической формами правления (ст. 1).

Принцип светскости государства (ст. 14) имеет в основании ценностную систему секулярного общества.

Секуляризм как ценностный ориентир подбирают вовсе не все государства даже в сегодняшнем мире. Прочие характеристики государства — правовое и общественное — также аксиологичны (ст.

1, 7).
Заявление модели социального государства подразумевает важность для соответствующего сообщества идеи социальной справедливости.

Отечественная конституция говорит верность указанным принципам государственного устроения, находит наличие конкретного ценностного фундамента.
Иное дело, что составная часть его ценности воспринимаются не невольно, а как нечто конечно разумеющееся. Вопрос про то, нужно ли обществу понимать собственный ценностный выбор, или воспринимать его как данность — вопрос о государственной идеологии.

Навальный об изменении Конституции

Отказ от осмысления принимаемых ценностей на основании апелляции к существованию признанных всеми принципов и норм собой представляет механизм десуверенизации соответствующего государства. Деидеологизация стоит еще сказать что оказывается инструментом репрессинга в отношении рациональности новой латентной формой тирании.

Статья 2 Конституции РФ легитимизируют категории высших государственных ценностей. Указывая, что высшая ценность российского государства есть, она таким образом признает и наличие государственной идеологии.

В качестве высшей ценности Конституция РФ определяет "человека, его права и свободы". В этом определении не находится места ни для существования самой России, ни для суверенности российского государства, семьи, национальных исторических устоев.

По логике принятого определения жертвенность защитников Отечества неприемлима, потому как приоритет отдается не Отечеству, а человеку, с его правом и свободами. Между тем, например, в принятой в 2012 году Конституции Сирии высшей ценностью заявляется "мученичество ради Родины".

Идеологии, как все знают, отличаются собственно по приоритетности тех либо других ценностей. Идеология, заявляющая высшей ценностью права и свободы человека — это идеология либерализма.

Собственно так определяется либерализм в большинстве учебников и справочных изданий. Статья 2 Конституции РФ, аналогичным образом, устанавливает либеральную государственную идеологию в Российской Федерации.

Появляется коллизия между статьей 13, запрещающей государственную идеологию, и статьей 2, её утверждающей.
Чтобы убрать противоречие, необходима конституционная реформа.

Проведение её в случае обнаруживаемых правовых коллизий — простая международная практика.

Вопрос и законодателю. Но нужно усвоить, почему столь определенное противоречие в Конституции 1993 года возникло.

Ставится идеология, однако в качестве идеологии она не обозначается.
Запрет на государственную идеологию при утверждении де-факто идеологии либерализма значит неревизионируемость либерального выбора. Данный выбор заявляется не в качестве конкретной идеологии, а как данность.

По существу, запрет на государственную идеологию в Российской Федерации значит запрет на пересмотр идеологии либерализма. Либерализм же предстает как следование "общепризнанным принципам и нормативам", т.е. как конечно разумеющееся для всего человечества.

Обратимся теперь к мировому конституционному опыту.
При введении запрета на государственную идеологию в Конституции РФ положение представлялось так, словно Российская Федерация переходит на вид жизнеустройства, отличительного для "цивилизованных", "правовых" государств мира.

Впрочем анализ конституционных текстов показывает, что эта жалоба основывалась на ложной информации.

Яркий запрет на государственную идеологию есть только в конституциях России, Болгарии, Узбекистана, Таджикистана и Молдовы. В конституциях Украины и Беларуси не позволяется установление какой-нибудь идеологии в качестве обязательной.

В белорусской версии это положение формулируется так: "Идеология политических партий, религиозных либо других общественных объединений, социальных групп не может ставиться в качестве обязательной для граждан". В отличии от российской конституции тут речь идет не о недопустимости ценностно-целевого выбора для государства, а о недопустимости ограничения гражданских свобод — иная постановка проблемы.
Формулировка "государство на демократических ценностях и не может быть связано ни исключительной идеологией, ни вероисповеданием" государственная идеология не позволяется, по существу, в Чехии.

Таким образом этот запрет формулируется в Конституции Словакии.

Но и в таком случае он менее императивно выражен, чем в конституции России.
Жалоба к демократическим ценностям в чешской конституции указывает на то что ни одна группа не может владеть исключительным правом навязывать народу собственную идеологию, но совсем но совсем ни запрет ценностного выбора на основе общенародного консенсуса.

Запад и Конституция РФ. Время покажет. Фрагмент выпуска от 04.03.2020

При любых обстоятельствах запрет на государственную идеологию исчерпывается кластером посткоммунистических государств.

Принятие этого запрета в качестве следствия соответствующего идеологического поражения понятно.
В определенных конституциях монтируются ограничители для идеологии.

В конституциях Португалии и Экваториальной Гвинеи этот запрет относится к сферам образования и культуры.

Бельгийская конституция декларирует этот принцип как идеологическую "нейтральность" образования. Конституции Бразилии, Андорры и Анголы устанавливают другой ограничитель — в виде запрета на "идеологическое цензурирование".

Поправки в конституцию 2020. Отдаём территорию? Обнуление — поправки Терешковой

 

Однако, даже добавив к списку стран запрещающих государственную идеологию, группу вводящих выборочное ограничение на ее распространение, таких оказывается только тринадцать. В подавляющем большинстве конституций запрета на государственную идеологию нет.

Сведение высших ценностей государства к правам и свободам человека (либеральное позиционирование) также своеобразная черта конституций стран постсоветского кластера. В такой формулировке кроме российской конституции, высшие ценности установлены только в конституциях Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Беларуси и Украины.

Молдавская конституция прибавляет к правам и свободам человека ценности гражданского мира, демократии и справедливости. Собственно конституции государств постсоветского периода оказались наиболее либеральными по заявляемым ценностям на фоне всего мирового ансамбля стран.
Появляется вопрос — почему?
Ответ на него может быть снова-таки связан с контекстом поражения СССР в "холодной войне". Либерализм применялся в таком случае ни как жизнестроительная платформа, а инструмент разрушения потенциалов государственности.
На самом деле, лишь на основе констатации прав и свобод индивидуума национальную государственность построить нереально. Для этого необходимы некоторые солидаризационные ценности.

Но ни одна из них к категории высших ценностей в Конституции РФ не отнесена.
Категория "высшие ценности" есть не только в конституциях государств постсоветского периода.

Но заявляются они в них широким перечнем.

Свободы и права человека не отрицаются, но оказываются одной из позиций ценностного списка. Так, например, в бразильской конституции кроме собственных прав и свобод в него включены социальные права, безопасность, благополучие, развитие, равноправие и справедливость.
Эти ценности равнозначны.

Равноправие (апеллируя к триаде Большой Революции Франции) очень важная ценность, чем свобода и исключение ее из высших ценностей России смотрится резонирующим.
Даже позиционируемая классически под маркером либерального проекта Европа в посвященной "европейским ценностям" 2 статье Договора о Евросоюзе говорит в ценностном списке, кроме прав и свобод человека, ценности равенства и демократии.

В преамбуле Хартии Евросоюза по защите прав человека к ним добавлен ценностный принцип солидарности.

Подчеркивается при этом, что перечисляемые европейские ценности основываются на духовном, нравственном и историческом наследии населений украины, т.е. похожи европейской (шире — западной) цивилизации.
В конституциях стран мира можно отметить два основных типа представления государственной идеологии.

В одном случае это список ценностей, представляющих аксиологический выбор соответствующего государства.

В ином – жалоба к определенному идеологическому учению, доктрине, проекту. Конституции, апеллирующие к определенному учению/доктрине, можно, со своей стороны, разделить на две группы.

Первая опирается на то либо другое религиозное, вторая — на светское учение.
С апелляции к Богу открываются преамбулы многих конституционных текстов.

Германская Конституция: "Сознавая собственную ответственность перед Богом и людьми…".

Греческая Конституция: "Во имя Святой, Единосущной Неразделимой Троицы…".
Ирландская Конституция: "Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как нашей последней надежде обязаны быть направлены все действия человека и государства, Мы народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетних испытаниях…".
Все перечисленные государства признаются и светскими, и демократическими.

Они представляют три разных направления в христианской культуре исходя из этого: протестантизм, православие и католицизм.
Во многих конституциях заявляются приоритетные позиции в стране конкретной религии. Эта приоритетность может быть выражается определением ее в качестве государственной, официальной, господствующей, классической религии или религии большинства.

Статусом официальной или государственной религии закреплены, к примеру, позиции евангелическо-лютеранской церкви в конституциях скандинавских государств. Иным вариантом декларации об опоре государства на конкретную религиозную традицию считается указание на ее особенную роль для соответствующего сообщества.

Король в Дании, Швеции и Норвегии должен, согласно конституционным текстам, обязательно принадлежать евангелическо-лютеранской церкви. В Греции восточно-православная церковь определяется как господствующая, в Болгарии — классическая.

Об особенной поддержки государством католической церкви говорит, к примеру, конституция Аргентины. Конституция Мальты устанавливает преференцию церкви объяснять, "что правильно и что неправильно".

Христианское религиозное учение предписывается к обязательному преподаванию в мальтийских школах. Перуанская конституция акцентирует особенную роль католической церкви как значимого элемента историчного, культурного и морального формирования Перу.

На особенную историческую роль православия указывают конституции Грузии и Южной Осетии.
Испанская конституция заявляя с одной стороны, что никакое верование не могут иметь характера государственной религии, со второй предписывает органам публичной власти "принять во внимание религийные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из данного отношения партнерства с Католической церковью и остальными конфессиями (т.е. поддерживать собственно католицизм как религию большинства).

Особенный вид конституций представляют конституции исламских государств. Некоторые положения исламской религии прямо инкорпорированы в них в конституционные тексты.

Ключевой низам королевства Саудовской Аравии прямо, что настоящей конституцией страны считается "Книжка Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка". Земные законы рассматриваются как производные от божественных установлений.

Производность законодательства из шариата считается общей специфической особенностью исламских конституций.
О приверженности надлежащих государств буддизму говорят конституции Бутана, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки.

Конституция Шри-Ланки вменяет в обязанность государству обеспечение защиты и изучения население учения Будды.
Отечественная конституция, как все знают, ни к одной из религиозных устоев не обращается.

Православие, как религия большинства российского населения, в ней неединожды неупомянутая.

Жалоба к Богу, которая есть в отечественном государственном гимне и есть в конституциях большинства государств мира, в Конституции России также отсутствует.
Из светских идеологий очень часто конституции стран мира говорят о приверженности социализму. Социалистический характер государства заявляется в конституциях Бангладеш, Вьетнама, Гайаны, Индии, Китая, КНДР, Кубы, Мьянмы, Танзании, Шри-Ланки.

Случаен ли тот момент, что два наиболее динамично развивающиеся сегодня по экономическим показателям государства мира — КНР и Индия прямо говорят о приверженности конкретным идеологическим учениям? Не считается ли публично заявленная идеология в таком случае аргументом развития?

Китайская Конституция апеллирует к марксизму-ленинизму, задумками Мао Цзедуна и Дэн Сяопина. В ней говорится о приверженности КНР социалистического пути развития и, к тому же, про необходимость "социалистической модернизации".

Жестко формулируется план вести борьбу против идеологического соперника: "У нас в государстве эксплуататоры как класс уже ликвидированы, впрочем классовая борьба в некоторых рамках будет существовать еще в течение долгого времени. Китайский народ должен будет вести борьбу против внешних и внутренних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй".
Конституция Вьетнама говорит об опоре на марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина.

В Конституции КНДР в качестве такой основы заявляется идеология чучхе.

Конституция Кубы формулирует цель — построение коммунистического общества.
О приверженности либеральной идеологии прямо говорит только конституция Камбоджи.

К принципам национализма обращаются конституции Бангладеш, Кувейта, Сирии ("арабизм"), Сьерра-Леоне, Турции, Филиппин.

В Сирийской Конституции указывается на существование "проарабского проекта". Сама Сирия отличается в ней как "бьющееся сердце арабизма", "передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире".

Турецкая Конституция говорит о приверженности Турции идеологии национализма и принципам, провозглашенным "бессмертным лидером и непревзойденным героем Ататюрком". Целевым ориентиром государства утверждается "вечное существование Турецкой нации и Родины, а еще неделимое единство Турецкого государства".

Разница с российской формулировкой высших ценностей — "человек, его права и свободы" тут объяснима.
Есть и иные версии государственных идеологий.

Об опоре на учение Сунь Ятсена о "трех народных принципах" говорит тайваньская конституция.

К боливарианскому учению апеллируют конституции Боливии и Венесуэлы. В конституции Гвинеи-Бисау говорится о гениальном теоретическом наследии основателя партии ПАИГК Амилкара Кабрала.

Представленный обзор показывает, что любая из цивилизаций выступает в мире со своим идеологическим проектом. Этот идеологический проект находит отражение в конституциях надлежащих государств.

Есть на данное время лишь одно цивилизационнообразующее государство, для которого выдвижение своего идеологического проекта будет под запретом. Это государство — Российская Федерация.

Чем конституция отличается от других законов

Правовая система в стране строиться вокруг главного закона страны, в качестве которого очень часто выступает конституция.

Чем данный документ отличается от других НПА? Почему очень важно устанавливать его на индивидуальное место в иерархии юридических документов?

Что такое конституция и закон

Конституция – это ключевой закон страны, определяющий ключевые права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и остальные значительные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и считается базисом, на который опираются другие законы.
Закон – это система правил, регулирующих какую-то сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке.

Действие закона заканчивается при его отмене либо принятии иного НПА, который вводит другие правила.

Разница между конституцией и остальными законами

Основное отличие конституции от других нормативных нормативных актах – в её юридической силе, которая считается самой высокой. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматично считается ничтожным.

При этом законы, в основном, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая собственные права. Конституция в Российской Федерации – это лишь нормативный базис, впрочем нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.
При этом закон бывает как федеральным, так и здешним. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА.

Конституция распространяется на всю территорию РФ, а еще на всех субъектов.

TheDifference.ru определил, что отличие конституции от прочих законов состоит в следующем:

сила юридического плана. Конституция обладает самой высокой силой в стране, а прочие акты выстраиваются в конкретной иерархии.
Действие. Конституция не обладает прямым действием (хотя её нормы не нуждаются в добавочном толковании), являясь базисом правовой системы, а прочие законы – имеют.
Территория. Конституция распространяет своё действие на всей российской территории, тогда как законы могут быть федеральными и локальными.
Круг субъектов. Конституция обязательна для абсолютно всех людей, а многие законы распространяются на узкие социальные слои.
Завершение действия. Конституция остаётся основным НПА страны до той поры, пока не принят и не ратифицирован иной документ.

8 ЗАКОНОВ РФ, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ КОНСТИТУЦИИ

Отмена закона намного проще – либо принимается новый акт, либо старый утрачивает силу.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *