Разница между парламентской и президентской республикой

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Отличия президентской от парламентской республики

Отличия президентской республики от парламентской республики

Президентская республика разнится от парламентской республики по следующим основаниям:
1.

В президентской республике полномочия президента и премьер-министра соединяются в полномочия одного лица – главы государства. В государствах с парламентарной республиканской формой правления центральная власть принадлежит парламенту, высшим должностным лицом считается премьер.

2. В президентской республике высшее официальное лицо избирается на всеобщих выборах, в государствах с парламентарной республикой население избирает парламент, из состава которого избирается высшее официальное лицо – премьер (в основном, лидер одержавшей победу на выборах в парламент партии становится с премьером).

3. В президентской республике правительство создает глава государства и оно подотчетно исключительно ему, в государствах с парламентарной республиканской формой правления правительство создает парламентским путем и оно подотчетно парламенту.

Страны, с президентской республиканской формой правления: США, Бразилия, Мексика.
Страны, с парламентарной республиканской формой правления: Германия, Италия, Индия, Турция.

В чем отличия парламентской и президентской республики — функции и характеристики

Каждое государство имеет собственное федеративное устройство, и практически всегда это республика. Форма правления демократическая и прогрессивная, в основе ее деятельности лежит прогноз контроля и проверки руководящих постов.

Выделяют несколько видов — парламентскую и президентскую.

Что такое парламентская республика

Это разновидность государственного благоустройства. В нем происходит перевес полномочий в сторону парламента.

Правительство такого государства отвечает не перед первым лицом, а перед целым парламентом и обществом. Кабинет представителей вырабатывается из парламентариев, имеющих приличное количество голосов в партии.

При потере доверия уходит в отставку весь состав в полном объеме. Может быть предложен и вариант выбора нового кабинета: проведение назначения внеочередных выборов.

Эта форма есть в Италии, Греции, Израиле, Германии. Человек, который не остается безучастным к происходящему, приходит на референдум и отдается собственный голос не за конкретного кандидата, а за целую партийную организацию.

Разница между парламентской и президентской республикой

Сам парламент наделен большими полномочиями. Он решает материальные вопросы, разрабатывает и принимает бюджет, ищет пути развития экономики.

При решении вопросов связанных с внутренней и внешней политикой, большинство присутствующих должно согласиться, и лишь после этого изменения вступят в силу.
Депутат избирается законодательным органом, а не населением.

Президентская или парламентская республика?

Роль его в политической и общественной жизни мала. Но, не обращая внимания на это, конкретно он опубликует законы, может выполнять процедуру помилования осужденных, открывает первое совещание.

Разница между парламентской и президентской республикой

Понятие президентской республики

В этой форме правления особенная роль отводится главе государства. В его руках сосредоточены все полномочия.

Характерной спецификой считается разграничение властей — исполнительная сконцентрирована в руках первого лица, а законодательная — парламент.
Характерные черты президентской республики:

  • избирание представителя происходит народом или коллегией выборщиков, как в Скреплённых штатах;
  • состав подчиненных штатов создает глава государства. Практически и юридически, собственно первое лицо считается руководителем. Он может отправить правительство в отставку;
  • большие полномочия у того, кто стоит у руководящей роли государства. Имеет право подписать законы и указы, однако не может распустить собрание.

Как пример, приведем ряд стран с аналогичной формой правления. Это США, Латинская Америка, РФ, Латинская Америка.

Разница между парламентской и президентской республикой

Сходства и различия

Не обращая внимания на то, что есть множество различий, сходств также много.
Прочесть, на каком самолете не страшно лететь: Boeing-727 или ТУ-154 можно тут

  • судебная власть подчинена закону, влияние исполнительной, законодательной отсутствует;
  • имеются разные комитеты, которые принимают активное участие в жизни страны;
  • закреплено право предлагать и говорить документы материального характера.
парламентская президентская
Глава избирается не народом Выбор президента выполняется на выборах
Начальник правительства считается значимым должностным лицом В руках президента сконцентрирована вся власть
Членов аппарата избирают депутаты Министров и главу правительства назначает своими силами
Координация деятельности главы государства выполняется собранием Внешняя политика полностью под управлением главы страны

Чем отличается строгий режим от всего, читайте здесь

Выводы

Самым замечательным вариантом в период выполнения реформ в государстве считается наличие республики под управлением главы государства.
Он может более быстро реагировать на требования и претензии граждан, при этом поддержка в решении вопроса со стороны представителей кабинета ему не нужны.

Посмотрите видео о формах государства:

Разница между парламентской и президентской республикой

Множество современных стран мира — республики. Очень часто они могут быть президентскими либо парламентскими.

В чем характерности тех и прочих?

Факты о парламентских республиках

В парламентской республике основную роль в системе государственного управления играет высший законодательно-представительный орган власти. Он вырабатывается при непосредственном участии граждан страны — в ходе выборов.

В большинстве современных стран парламент представлен парламентариями, которые принадлежат к какой-нибудь политической партии. Однако в его структуре, разумеется, могут быть и беспартийные представители интересов народа.

Разница между парламентской и президентской республикой

Главная роль парламента в политической системе соответствующего типа республик состоит в том, что его депутаты предписывают правительство (как минимум его главу, часто — также и министров).

При этом кандидатура премьера, в основном, выдвигается из парламентариев лидирующей партии.
Пример обычной парламентской республики — ФРГ.

Глава немецкого правительства, федеральный канцлер, назначается Бундестагом — высшим органом законодательной власти ФРГ. Он управляет министрами, а еще напрямую участвует в их назначении, предлагая их кандидатуры федеральному главе государства.

Канцлер также определяет кол-во глав ведомств, сферу их полномочий. Премьер-министр ФРГ формулирует основные направления национальной политики Германии, которых должны держаться и министры.

Факты о президентских республиках

В президентской республике основную роль в системе государственного управления, со своей стороны, играет глава государства — глава исполнительной ветки власти и в то же время — государства. Он получает собственную должность также при помощи всенародных выборов.

В зависимости от демократической традиции, сложившейся в определенной стране, кандидат на пост главы государства может быть в составе какой-нибудь партии (как в Америке) либо быть беспартийным (как в Российской Федерации).
Главная роль президента в президентских республиках выражается в различных качествах.

В основном, это связано с достаточно широким кругом его полномочий в части внешней и внутренней политики.
Что же касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, эта процедура, в основном, требует участия высших законодательных органов власти.

Впрочем кандидаты на пост премьера, а еще глав ведомств в большинстве случаев предлагаются главой государства страны.

Разница между парламентской и президентской республикой

Парламентская республика в Казахстане

Варианты обычных президентских республик — Российская Федерация и США. В Российской Федерации в руках президента сосредоточены очень большие полномочия.

Иногда Россию именуют «суперпрезидентской» республикой.

Можно подчеркнуть, к слову, что Глава государства РФ де-юре не относится к исполнительной ветки власти. Но В практических условиях он оказывает достаточно большое влияние на деятельность Правительства и министров.

Так, по предложению Главы Российской Федерации на собственную должность утверждается Премьер (его кандидатуру должны утвердить депутаты Государственной думы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Примьер-министра, а еще главы министерств (их кандидатуры предлагаются, со своей стороны, С премьером).
Со своей стороны, Американский Президент создает Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента.

Напомним, что должность Премьера или близкая к ней (которая могла бы, например, звучать как «глава Кабинета») в Америке не учреждена.

Сравнение

Основное отличие парламентской республики от президентской в том, что в стране первого типа основную роль в системе власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее самой большой полнотой политической власти. В государствах второй категории самые большие полномочия — у главы государства, возглавляющего исполнительную ветвь (или конкретно влияющего на ее работу).

В парламентских республиках население страны принимает непосредственное участие — на уровне общенациональных выборов — очень часто только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветки власти.

В современных парламентских республиках, в основном, тоже есть должность главы государства. Однако он играет роль, значительно отличающуюся от той, что специфична для глав государств второго типа.

Глава государства в парламентской республике, во-первых, не всегда избирается народом, а второе, его деятельность подотчетна высшему законодательному органу власти. Полномочия главы государства в парламентских республиках часто сводятся к выполнению формальных функций — подписанию уже согласованных иными органами власти договоров или, допустим, открытию первых совещаний только что избранных палат законодательного органа власти.

Необходимо выделить, что роль парламента, со своей стороны, в президентской республике оказаться может очень важной. Как мы отметили выше, Государственной дума как одна из палат, формирующих высший законодательный орган власти РФ, говорит Премьера.

 

В Америке сенат — верхняя палата национального парламента — говорит Секретарей Кабинета. Однако в обоих случаях кандидатов на подходящие должности в исполнительной ветки власти выдвигает президент.

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

В этом смысле у него полномочий больше, чем у высшего законодательного органа.
Изучив то, в чем разница между парламентской и президентской республикой, зафиксируем ее главные критерии в таблице.

Различия парламентской и президентской республик

Президентская Парламентская Смешанная
Глава государства (президент) избирается населением Глава государства ( президент) избирается и находится под контролем парламентом Глава государства ( президент) избирается населением.
Премьер-министр — глава государства Премьер-министр – премьер –министр (важная роль в управлении). Премьер-министр – премьер.
Правительство назначается главой государства Правительство вырабатывается парламентом. Правительство назначается главой государства.
Правительство несёт ответственность перед главой государства Правительство несёт ответственность перед парламентом. Правительство несёт ответственность перед парламентом и главой государства.

Форма государственного устройства — это компонент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий некоторые отношения органов всего государства с органами его главных частей.
При помощи данного понятия определяется соотношение власти в самом центре и на местах.

Формы государственного устройства:
1.

Унитарное — это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем есть одна конструкция высших органов и одна конструкция законодательства, как, к примеру, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).

Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и остальные, в которых большие регионы пользуются широкой автономией, своими силами решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2.

Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
В нем вместе с высшими федеральными органами и федеральным законодательством есть высшие органы и право субъектов федерации, как, к примеру, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть выстроены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).

Федерации сооружаются на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий считается исключительной компетенцией союзных органов, иная — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

3) Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к других целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, потому что отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный национальный аппарат и одна конструкция законодательства.

В рамках конфедерации создаются как правило союзные органы, но только по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация собой представляет хрупкое государственное образование и есть относительно недолго; она либо распадается (как такое случилось с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо превращается в федеративное государство (как это, к примеру, случилось со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Возникла новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером считается СНГ (Содружество Независимых Государств).

Холмогоров.Итоги: США из президентской республики стали парламентской

Она еще более аморфна и неизвестна, чем конфедерация.

Ныне существующая конфедерация – Европейский союз.
Политический режим.

Политический режим — это система методов, вариантов и средств выполнения политической власти. Разные изменения, происходящие в сущности государства такого типа, прежде всего, отображаются на его режиме, а он оказывает влияние на форму правления и форму государственного устройства.

В зависимости от свойств набора методов и средств государственного властвования отличают два полярных режима — демократический и антидемократический ( авторитарный, тоталитарный).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократический ( демократия) Антидемократический
Авторитарный ( авторитаризм) Тоталитарный ( тоталитаризм)

Демократический режим — национальный режим, который основан на признании народа как источник власти, его права принимать участие в управлении делами общества и государства и наделении граждан очень широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении власти при помощи прямой (референдум) и презентабельной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой структурой;
4) реальное исполнение правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и здешних органов власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, применяются лишь по целевому направлению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и по настоящему обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан работает принцип "дозволено все, что не запрещено законом";
12) политический плюрализм, также многопартийность, состязание политических партий, существование законно политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, осуждает власть за улучшенные ошибки, контролирует ее через деятельность собственных фракций и блоков в парламенте, в собственной печати);

13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
14) реальное действие принципа деления властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную выполнять принятые законы, претворять их в жизнь, прово­дить ежедневную политику государства) и судебную (призван­ную выступать арбитром в вариантах конфликтных ситуаций, очень разного рода правонарушений).

Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода "компромисс" между тоталитарным и демократическим политическими режимами.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть выполняется определенным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при малом участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (к примеру, Испания периода правления Франко, Чили в период власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:
1) в самом центре и на местах происходит концентрация власти в руках нескольких либо одного тесно смежных органов при одновременном отчуждении народа от настоящих рычагов власти;

2) . игнорируется принцип деления властей на законодательную, исполнительную и судебную (очень часто глава государства, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все другие органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и существуют;

4) суд выступает по существу дополнительным органом, одновременно с которым могут применяться и внесудебные инстанции;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и чиновниковов, подотчетности и подконтрольности их жителям;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, почти-что не используются массовые репрессии, жёсткие насильственные приемы выполнения политической власти;
7) сохраняется неполная цензура, есть своего рода "полугласность";

8) отсутствует единая идеология (в отличии от тоталитаризма тут не оправдуют собственные действия стремлением к высоким целям);
9) нет полного полного контроля над всеми сферами общественной жизни, как это встречается в тоталитарном политическом режиме;

10) есть выборочный плюрализм, оппозиция не разрешается, может существовать лишь имитация многопартийности, потому что все присущие партии должны обращать внимание на линию, выработанную правящей партией, в другом случае
11) права и свободы человека и гражданина в основном провозглашаются, но по настоящему во всей собственной полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);

12) личность лишена гарантий безопасности в отношениях с властью;
13) "силовые" структуры обществу фактически неподконтрольны и применяются порой в преимущественно политических целях;

14) роль лидера высока, однако в отличие от тоталитаризма он не харизматический.
Тоталитарный режим

Понятие "тоталитаризм" в прямом смысле слова значит "весь", "целый", "полный". В любой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел собственную специфику.

Одновременно с тем есть общие линии, свойственные всем формам тоталитаризма и отражающие смысл его.
Тоталитарный режим — отличается полным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество фактически полностью отчуждено от политической власти, но оно не понимает этого, потому что в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);
3) монопольный госконтроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., аж до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) безусловная "правовая", а если быть точным антиправовая, регламентация общественных отношений, которая основывается на принципе "дозволено лишь то, что прямо не запрещается законом";
5) власть вырабатывается бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

Запоминаем виды республик для ЕГЭ

6) преобладающим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;
7). первенство одной партии, практическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

8) . права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
9). экономичной основой выступает большая собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10). наличие одной официальной идеологии, практическое удаление плюрализма;
11). централизация власти во главе с диктатором и его окружением;

12). бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14). власть выполняется на свое усмотрение, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое основное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем.

10601 —

| 7792 —

или читать все.

Чем отличается пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка от пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки ?

Ответ

Проверено экспертом

Ниже я прикрепила типологию, которая даст возможность усвоить фундаментальные отличия в типологии систем правления.

Парламентская республика разнится от президентской республики следующим:

• Правительство вырабатывается на основе парламента
• Правительство имеет формальную ответственность перед парламентом
• Парламент имеет право на: издание законов, вотирование бюджета, ведение контроля за работой правительства
• Правительство: назначает президента из представителей партии/коалиции, которые имеют большинство в парламенте
• Парламент может выдвинуть вотум недоверия правительству: отставка правительства, роспуск парламента и проведение внеочередных выборов парламента.
• Правительство вырабатывается из представителей парламентского большинства
• Если правительство получило вотум доверия, то направляет деятельность большинства и приобретает контроль над парламентом
• Глава государства избирается парламентом (как в Греции) или парламентом при участии представителей административно-территориальных единиц (как в Италии), коллегией выборщиков (как в ФРГ), всеобщим голосованием избирателей (как в Австрии)
• правительство главный орган управления страной
• премьер-министр считается практически первым лицом в структуре власти
Пример: Премьер Англии – руководитель партии, имеющей большинство в парламенте – имеет значительную свободу действий, чем примьер-министр в Италии

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 12 =