Разница между парламентской и президентской республикой

 

Отличия президентской от парламентской республики

Отличия президентской республики от парламентской республики

Президентская республика разнится от парламентской республики по следующим основаниям:
1.

В президентской республике полномочия президента и премьер-министра соединяются в полномочия одного лица – главы государства. В государствах с парламентарной республиканской формой правления центральная власть принадлежит парламенту, высшим должностным лицом считается премьер.

2. В президентской республике высшее официальное лицо избирается на всеобщих выборах, в государствах с парламентарной республикой население избирает парламент, из состава которого избирается высшее официальное лицо – премьер (в основном, лидер одержавшей победу на выборах в парламент партии становится с премьером).

3. В президентской республике правительство создает глава государства и оно подотчетно исключительно ему, в государствах с парламентарной республиканской формой правления правительство создает парламентским путем и оно подотчетно парламенту.

Страны, с президентской республиканской формой правления: США, Бразилия, Мексика.
Страны, с парламентарной республиканской формой правления: Германия, Италия, Индия, Турция.

В чем отличия парламентской и президентской республики — функции и характеристики

Каждое государство имеет собственное федеративное устройство, и практически всегда это республика. Форма правления демократическая и прогрессивная, в основе ее деятельности лежит прогноз контроля и проверки руководящих постов.

Выделяют несколько видов — парламентскую и президентскую.

Что такое парламентская республика

Это разновидность государственного благоустройства. В нем происходит перевес полномочий в сторону парламента.

Правительство такого государства отвечает не перед первым лицом, а перед целым парламентом и обществом. Кабинет представителей вырабатывается из парламентариев, имеющих приличное количество голосов в партии.

При потере доверия уходит в отставку весь состав в полном объеме. Может быть предложен и вариант выбора нового кабинета: проведение назначения внеочередных выборов.

Эта форма есть в Италии, Греции, Израиле, Германии. Человек, который не остается безучастным к происходящему, приходит на референдум и отдается собственный голос не за конкретного кандидата, а за целую партийную организацию.

Разница между парламентской и президентской республикой

Сам парламент наделен большими полномочиями. Он решает материальные вопросы, разрабатывает и принимает бюджет, ищет пути развития экономики.

При решении вопросов связанных с внутренней и внешней политикой, большинство присутствующих должно согласиться, и лишь после этого изменения вступят в силу.
Депутат избирается законодательным органом, а не населением.

Президентская или парламентская республика?

Роль его в политической и общественной жизни мала. Но, не обращая внимания на это, конкретно он опубликует законы, может выполнять процедуру помилования осужденных, открывает первое совещание.

Разница между парламентской и президентской республикой

Понятие президентской республики

В этой форме правления особенная роль отводится главе государства. В его руках сосредоточены все полномочия.

Характерной спецификой считается разграничение властей — исполнительная сконцентрирована в руках первого лица, а законодательная — парламент.
Характерные черты президентской республики:

  • избирание представителя происходит народом или коллегией выборщиков, как в Скреплённых штатах;
  • состав подчиненных штатов создает глава государства. Практически и юридически, собственно первое лицо считается руководителем. Он может отправить правительство в отставку;
  • большие полномочия у того, кто стоит у руководящей роли государства. Имеет право подписать законы и указы, однако не может распустить собрание.

Как пример, приведем ряд стран с аналогичной формой правления. Это США, Латинская Америка, РФ, Латинская Америка.

Разница между парламентской и президентской республикой

Сходства и различия

Не обращая внимания на то, что есть множество различий, сходств также много.
Прочесть, на каком самолете не страшно лететь: Boeing-727 или ТУ-154 можно тут

  • судебная власть подчинена закону, влияние исполнительной, законодательной отсутствует;
  • имеются разные комитеты, которые принимают активное участие в жизни страны;
  • закреплено право предлагать и говорить документы материального характера.
парламентская президентская
Глава избирается не народом Выбор президента выполняется на выборах
Начальник правительства считается значимым должностным лицом В руках президента сконцентрирована вся власть
Членов аппарата избирают депутаты Министров и главу правительства назначает своими силами
Координация деятельности главы государства выполняется собранием Внешняя политика полностью под управлением главы страны

Чем отличается строгий режим от всего, читайте здесь

Выводы

Самым замечательным вариантом в период выполнения реформ в государстве считается наличие республики под управлением главы государства.
Он может более быстро реагировать на требования и претензии граждан, при этом поддержка в решении вопроса со стороны представителей кабинета ему не нужны.

Посмотрите видео о формах государства:

Разница между парламентской и президентской республикой

Множество современных стран мира — республики. Очень часто они могут быть президентскими либо парламентскими.

В чем характерности тех и прочих?

Факты о парламентских республиках

В парламентской республике основную роль в системе государственного управления играет высший законодательно-представительный орган власти. Он вырабатывается при непосредственном участии граждан страны — в ходе выборов.

В большинстве современных стран парламент представлен парламентариями, которые принадлежат к какой-нибудь политической партии. Однако в его структуре, разумеется, могут быть и беспартийные представители интересов народа.

Разница между парламентской и президентской республикой

Главная роль парламента в политической системе соответствующего типа республик состоит в том, что его депутаты предписывают правительство (как минимум его главу, часто — также и министров).

При этом кандидатура премьера, в основном, выдвигается из парламентариев лидирующей партии.
Пример обычной парламентской республики — ФРГ.

Глава немецкого правительства, федеральный канцлер, назначается Бундестагом — высшим органом законодательной власти ФРГ. Он управляет министрами, а еще напрямую участвует в их назначении, предлагая их кандидатуры федеральному главе государства.

Канцлер также определяет кол-во глав ведомств, сферу их полномочий. Премьер-министр ФРГ формулирует основные направления национальной политики Германии, которых должны держаться и министры.

Факты о президентских республиках

В президентской республике основную роль в системе государственного управления, со своей стороны, играет глава государства — глава исполнительной ветки власти и в то же время — государства. Он получает собственную должность также при помощи всенародных выборов.

В зависимости от демократической традиции, сложившейся в определенной стране, кандидат на пост главы государства может быть в составе какой-нибудь партии (как в Америке) либо быть беспартийным (как в Российской Федерации).
Главная роль президента в президентских республиках выражается в различных качествах.

В основном, это связано с достаточно широким кругом его полномочий в части внешней и внутренней политики.
Что же касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, эта процедура, в основном, требует участия высших законодательных органов власти.

Впрочем кандидаты на пост премьера, а еще глав ведомств в большинстве случаев предлагаются главой государства страны.

Разница между парламентской и президентской республикой

Парламентская республика в Казахстане

Варианты обычных президентских республик — Российская Федерация и США. В Российской Федерации в руках президента сосредоточены очень большие полномочия.

Иногда Россию именуют «суперпрезидентской» республикой.

Можно подчеркнуть, к слову, что Глава государства РФ де-юре не относится к исполнительной ветки власти. Но В практических условиях он оказывает достаточно большое влияние на деятельность Правительства и министров.

Так, по предложению Главы Российской Федерации на собственную должность утверждается Премьер (его кандидатуру должны утвердить депутаты Государственной думы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Примьер-министра, а еще главы министерств (их кандидатуры предлагаются, со своей стороны, С премьером).
Со своей стороны, Американский Президент создает Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента.

Напомним, что должность Премьера или близкая к ней (которая могла бы, например, звучать как «глава Кабинета») в Америке не учреждена.

Сравнение

Основное отличие парламентской республики от президентской в том, что в стране первого типа основную роль в системе власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее самой большой полнотой политической власти. В государствах второй категории самые большие полномочия — у главы государства, возглавляющего исполнительную ветвь (или конкретно влияющего на ее работу).

В парламентских республиках население страны принимает непосредственное участие — на уровне общенациональных выборов — очень часто только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветки власти.

В современных парламентских республиках, в основном, тоже есть должность главы государства. Однако он играет роль, значительно отличающуюся от той, что специфична для глав государств второго типа.

Глава государства в парламентской республике, во-первых, не всегда избирается народом, а второе, его деятельность подотчетна высшему законодательному органу власти. Полномочия главы государства в парламентских республиках часто сводятся к выполнению формальных функций — подписанию уже согласованных иными органами власти договоров или, допустим, открытию первых совещаний только что избранных палат законодательного органа власти.

Необходимо выделить, что роль парламента, со своей стороны, в президентской республике оказаться может очень важной. Как мы отметили выше, Государственной дума как одна из палат, формирующих высший законодательный орган власти РФ, говорит Премьера.

 

В Америке сенат — верхняя палата национального парламента — говорит Секретарей Кабинета. Однако в обоих случаях кандидатов на подходящие должности в исполнительной ветки власти выдвигает президент.

В этом смысле у него полномочий больше, чем у высшего законодательного органа.
Изучив то, в чем разница между парламентской и президентской республикой, зафиксируем ее главные критерии в таблице.

Различия парламентской и президентской республик

Президентская Парламентская Смешанная
Глава государства (президент) избирается населением Глава государства ( президент) избирается и находится под контролем парламентом Глава государства ( президент) избирается населением.
Премьер-министр — глава государства Премьер-министр – премьер –министр (важная роль в управлении). Премьер-министр – премьер.
Правительство назначается главой государства Правительство вырабатывается парламентом. Правительство назначается главой государства.
Правительство несёт ответственность перед главой государства Правительство несёт ответственность перед парламентом. Правительство несёт ответственность перед парламентом и главой государства.

Форма государственного устройства — это компонент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий некоторые отношения органов всего государства с органами его главных частей.
При помощи данного понятия определяется соотношение власти в самом центре и на местах.

Формы государственного устройства:
1.

Унитарное — это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем есть одна конструкция высших органов и одна конструкция законодательства, как, к примеру, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).

Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и остальные, в которых большие регионы пользуются широкой автономией, своими силами решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2.

Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
В нем вместе с высшими федеральными органами и федеральным законодательством есть высшие органы и право субъектов федерации, как, к примеру, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть выстроены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).

Федерации сооружаются на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий считается исключительной компетенцией союзных органов, иная — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

3) Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к других целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, потому что отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный национальный аппарат и одна конструкция законодательства.

В рамках конфедерации создаются как правило союзные органы, но только по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация собой представляет хрупкое государственное образование и есть относительно недолго; она либо распадается (как такое случилось с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо превращается в федеративное государство (как это, к примеру, случилось со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Возникла новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером считается СНГ (Содружество Независимых Государств).

Холмогоров.Итоги: США из президентской республики стали парламентской

Она еще более аморфна и неизвестна, чем конфедерация.

Ныне существующая конфедерация – Европейский союз.
Политический режим.

Политический режим — это система методов, вариантов и средств выполнения политической власти. Разные изменения, происходящие в сущности государства такого типа, прежде всего, отображаются на его режиме, а он оказывает влияние на форму правления и форму государственного устройства.

В зависимости от свойств набора методов и средств государственного властвования отличают два полярных режима — демократический и антидемократический ( авторитарный, тоталитарный).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократический ( демократия) Антидемократический
Авторитарный ( авторитаризм) Тоталитарный ( тоталитаризм)

Демократический режим — национальный режим, который основан на признании народа как источник власти, его права принимать участие в управлении делами общества и государства и наделении граждан очень широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении власти при помощи прямой (референдум) и презентабельной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой структурой;
4) реальное исполнение правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и здешних органов власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, применяются лишь по целевому направлению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и по настоящему обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан работает принцип "дозволено все, что не запрещено законом";
12) политический плюрализм, также многопартийность, состязание политических партий, существование законно политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, осуждает власть за улучшенные ошибки, контролирует ее через деятельность собственных фракций и блоков в парламенте, в собственной печати);

13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;
14) реальное действие принципа деления властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную выполнять принятые законы, претворять их в жизнь, прово­дить ежедневную политику государства) и судебную (призван­ную выступать арбитром в вариантах конфликтных ситуаций, очень разного рода правонарушений).

Авторитарный режим
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода "компромисс" между тоталитарным и демократическим политическими режимами.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть выполняется определенным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при малом участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (к примеру, Испания периода правления Франко, Чили в период власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:
1) в самом центре и на местах происходит концентрация власти в руках нескольких либо одного тесно смежных органов при одновременном отчуждении народа от настоящих рычагов власти;

2) . игнорируется принцип деления властей на законодательную, исполнительную и судебную (очень часто глава государства, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все другие органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и существуют;

4) суд выступает по существу дополнительным органом, одновременно с которым могут применяться и внесудебные инстанции;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и чиновниковов, подотчетности и подконтрольности их жителям;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, почти-что не используются массовые репрессии, жёсткие насильственные приемы выполнения политической власти;
7) сохраняется неполная цензура, есть своего рода "полугласность";

8) отсутствует единая идеология (в отличии от тоталитаризма тут не оправдуют собственные действия стремлением к высоким целям);
9) нет полного полного контроля над всеми сферами общественной жизни, как это встречается в тоталитарном политическом режиме;

10) есть выборочный плюрализм, оппозиция не разрешается, может существовать лишь имитация многопартийности, потому что все присущие партии должны обращать внимание на линию, выработанную правящей партией, в другом случае
11) права и свободы человека и гражданина в основном провозглашаются, но по настоящему во всей собственной полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);

12) личность лишена гарантий безопасности в отношениях с властью;
13) "силовые" структуры обществу фактически неподконтрольны и применяются порой в преимущественно политических целях;

14) роль лидера высока, однако в отличие от тоталитаризма он не харизматический.
Тоталитарный режим

Понятие "тоталитаризм" в прямом смысле слова значит "весь", "целый", "полный". В любой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел собственную специфику.

Одновременно с тем есть общие линии, свойственные всем формам тоталитаризма и отражающие смысл его.
Тоталитарный режим — отличается полным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество фактически полностью отчуждено от политической власти, но оно не понимает этого, потому что в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);
3) монопольный госконтроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., аж до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) безусловная "правовая", а если быть точным антиправовая, регламентация общественных отношений, которая основывается на принципе "дозволено лишь то, что прямо не запрещается законом";
5) власть вырабатывается бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

Запоминаем виды республик для ЕГЭ

6) преобладающим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;
7). первенство одной партии, практическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

8) . права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;
9). экономичной основой выступает большая собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10). наличие одной официальной идеологии, практическое удаление плюрализма;
11). централизация власти во главе с диктатором и его окружением;

12). бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14). власть выполняется на свое усмотрение, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое основное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем.

10601 —

| 7792 —

или читать все.

Чем отличается пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка от пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки ?

Ответ

Проверено экспертом

Ниже я прикрепила типологию, которая даст возможность усвоить фундаментальные отличия в типологии систем правления.

Парламентская республика разнится от президентской республики следующим:

• Правительство вырабатывается на основе парламента
• Правительство имеет формальную ответственность перед парламентом
• Парламент имеет право на: издание законов, вотирование бюджета, ведение контроля за работой правительства
• Правительство: назначает президента из представителей партии/коалиции, которые имеют большинство в парламенте
• Парламент может выдвинуть вотум недоверия правительству: отставка правительства, роспуск парламента и проведение внеочередных выборов парламента.
• Правительство вырабатывается из представителей парламентского большинства
• Если правительство получило вотум доверия, то направляет деятельность большинства и приобретает контроль над парламентом
• Глава государства избирается парламентом (как в Греции) или парламентом при участии представителей административно-территориальных единиц (как в Италии), коллегией выборщиков (как в ФРГ), всеобщим голосованием избирателей (как в Австрии)
• правительство главный орган управления страной
• премьер-министр считается практически первым лицом в структуре власти
Пример: Премьер Англии – руководитель партии, имеющей большинство в парламенте – имеет значительную свободу действий, чем примьер-министр в Италии

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *