Разница между продюсером и режиссером

 

Online812

В СПБ
март, 30, 2020 год
-1 °C

Читают все

Н овости партнёров

L entainform

Кто выполняет кино – продюсеры или режиссеры?

Разница между продюсером и режиссером

Кто в настоящий момент желает быть продюсером и что ждет тех, кто желает занимать ведущие позиции в отечественном кинопроизводстве.

Д о 2003 года у нас в государстве учиться на кинопродюсера было негде. А потом кафедра продюсерства открылась в Университете кино и телевидения.

Изначально тут набирали курсы ведущие продюсеры страны – Сергей Сельянов, Игорь Каленов, Ада Ставиская.

Сначала кафедрой заведовал Александр Голутва, в настоящий момент директор «Ленфильма» Вячеслав Тельнов.
Наталия Горина – гендиректор Агентства «ТВИН Медиа», продюсер подобных фильмов, как «1814» и «Правитель», сериалов «Брежнев», «Достоевский» и «Белая гвардия», – преподает на кафедре одновременно с Сергеем Мелькумовым:
– На кафедре продюсерства я работаю не изначально. До моего прихода в университет она существовала уже три года.

Курс я веду одновременно с моим партнером Сергеем Мелькумовым. Нам так удобнее, потому как он – столичный житель, более того, мы – работающие продюсеры.

Кафедра и была организована для того, чтобы курсы вели настоящие продюсеры, а не профессура, не имеющая отношения к живому кинопроизводству. Сейчас мы ведем пятикурсников.

В текущем году у них диплом. Новый опыт получили и они, и мы.
— Что абитуриенты вашей кафедры сдают при поступлении?
– Кроме результатов ЕГЭ, мы учитываем еще и результаты творческого конкурса. Для меня наиболее важная часть в конкурсе – собеседование, выявляющее интеллект, общее развитие, эрудицию.

Чтобы работать в кино, недостаточно быть просто хорошим учеником. Необходимо, чтобы человек кинопроцессом интересовался и соображал.

Это наиболее важная часть. К творческому конкурсу нужно еще написать синопсис фильма, который абитуриенту хочется снять.

Но на него мы не обращаем большого внимания, из-за того что неспециалисты пишут, разумеется, всякую ерунду. Да и продюсеру уметь это делать не очень важно, как режиссеру.

Общие знания, быстрота реакции, ориентация в сегодняшнем пространстве, знания об экономике, представления про то, как двигается кинопроцесс, что идет в кинотеатрах, какие фильмы востребованы, и так дальше – намного важнее. Если все это есть, значит, человек приходит в профессию.
— Мне казалось, что продюсирование теснее связано с точными науками, чем с гуманитарными дисциплинами.
– Безусловно. Кинопродюсер должен хорошо понимать кинопроизводство, а еще ориентироваться в экономике.

Ему требуется знать всю линейку техники, разбираться в марках камер, звукозаписывающих устройств, системах долби. Но вообще, продюсер должен быть способен к получению разносторонних знаний.
— И кто больше способен к этому: вчерашние учащиеся начальной школы или более квалифицированные люди?
– Набрав курс фактически полностью из бывших учащихся начальной школы и проведя с ними 5 лет, мы поняли, что это неверно. Отсутствие опыта в жизни мешает данным людям дальше формироваться в профессии.

Более того, продюсеров не бывает очень много.

Также, как и режиссеров. Не обращая внимания на это, на наш курс было набрано больше 30 человек, в настоящий момент осталось всего 18.

Женская интуиция. Серия 1.

Однако если три-четыре человека на самом деле приобрели первоначальные знания в специальности, то всем другим, думаю, еще нужно будет где нибудь учиться и покупать какие-нибудь прочие профессии. Навряд ли такие люди будут продолжать себя в продюсировании.

Вообще, нашу профессия прекрасно было бы давать как второе высшее образование – после экономического, к примеру. Или же просто набирать курс из людей, которые работали в кино.

Это было бы намного продуктивно.

– Молодежь в настоящий момент толковая?

– Всякая различная. Однако из тридцати сначала набранных к нам на курс людей к себе на работу я бы взяла максимум троих.
— Вы говорите, что продюсеров много не должно быть. А сколько их должно быть?
– В государстве их может быть сколько угодно. Я имела в виду, что их не бывает очень много в одной именно набранной группе.

Поскольку научить тридцать человек кинопроцессу – задача идиотская.

Ее не нужно устанавливать. Обучение такой специальности требует индивидуальной работы.

Одному человеку нужно много внимания обращать на цифры, иному – развивать креативное мышление.

И это нужно обнаружить, показать варианты, поработать с каждым. А когда ты работаешь с тридцатью студентами, это нереально.

Ты усредняешь тот разговор, который ведешь с ними.

У нас же нет системы лекций. Разумеется, мы что-то читаем.

Но во многих случаях наши занятия – это какой-то разговор, который не может быть неперсонифицированным. Ты должен понимать, с кем собственно ты говоришь.

Благодаря этому идеальное кол-во студентов для меня – восемь, от силы десять человек.

И так считают все наши мастера. А кафедра этого не понимает пока что.
— Я когда смотрю кино, особенно голливудское, всегда удивляюсь количеству продюсеров, работавших над фильмом.

И нечасто понимаю, кто из них за что отвечает.

У вас сразу происходит разграничение на узкие специализации?
– Нет, не сразу. В общем и целом, выпускник нашей кафедры должен уметь организовывать общий процесс.

От нуля до результата.

Однако, разумеется, в системе российского кино оформилась собственная иерархия продюсеров. Один человек почти не способен выполнить кино.

В большинстве случаев главный продюсер это тот, кто задумал проект, собрал ключевой состав и занимается следующим делом.

А исполнительный и линейный продюсеры ведут конкретно один фильм. Благодаря этому у основного продюсера одновременно может быть десять проектов, а у линейного лишь один.

Но все равно он продюсер, из-за того что считается рупором студии, организовавшей съемки, конкретно на площадке. В его обязанности входит получение хорошего результата – другими словами фильма.

Исходя из этого, линейный, исполнительный и главный продюсеры выполняют всю работу над фильмом. Только линейный выполняет своевременную работу на месте, исполнительный контролирует производство, а главный пожинает плоды и вмешивается в определенный момент.

При этом в обязанности линейного и исполнительного продюсеров входит держать основного в курсе всех дел. А уж как – ночными звонками, повседневными отчетами или еще как-то – вопрос их договоренностей.

– Продюсирование – неустойчивая деятельность с точки зрения заработных плат. Какие качества обязаны быть у продюсера, чтобы фильм пошёл и он мог бы заработать?

– Кино вообще – едва ли не самая неустойчивая и опасная сфера бизнеса. Стоит сказать, что За последнее десятилетие прибыль принесли только два или три фильма.

Все другие, хорошо если вышли в ноль, а вообще, они все в минусе.

Да у нас в государстве в общем кинопроизводство находится в глубоком минусе. И самое страшное, что успешные фильмы по большей части сняты неспециалистами.
— Это какие же?
– «О чем говорят мужчины», «Самый хороший фильм-2» и еще какой-то. Про все другие не нужно верить, что они кассовые.

Фильмы у нас в государстве не зарабатывают.

Почему – предмет иного разговора. Есть объективные и субъективные причины.

Кинотеатров пока что мало, нереально окупить прокат, расходы на производство не приносят должной отдачи. И можно валить все на зрителя, но вот только фильм «Аватар» собрал у нас столько денег, сколько ни один российский фильм никогда не собирал.

Это означает, что на нашей территории кино может окупаться. Необходимо просто понять, какие фильмы должны создаваться.

Но пока ситуация незавидная.

Немногие пожелают снимать кино такого качества, какое пока что приносит в прокате прибыль. Благодаря этому человек, который идет в кинопродюсеры, должен четко понимать, с чем он столкнется.

Профессиональные #режиссёры. Экспертное мнение

Собственно поэтому в кинопроизводстве одни из наивысших заработных плат. Люди аналогичным образом создают рынок, дабы выручить себя от любых рисков.
— Другими словами у продюсера есть заработная плата?
– Разумеется. К примеру, линейный продюсер зарабатывает от 80 до 120 тысяч рублей в течении месяца.

В этом смысле в самой тяжёлой ситуации находится продюсер, владеющий студией, которая запускает проект.
— Почему? Он тратит на фильм собственные деньги?
– Это миф, что продюсеры снимают кино на собственные деньги. Говоря проще, и у нас в государстве, и где угодно продюсер это тот человек, умеющий привлечь вложения для съемок.

А они бывают всевозможного толка. Государственные – от Госкино, эти гранты нужно уметь выбивать.

Есть деньги от банковских учреждений – спонсорские. Есть деньги инвестиционные, когда компания вкладывает и мечтает получить средства обратно через некоторое время.

Есть деньги партнерские, копродюсерские, когда несколько студий соединяются и затем разделяют права.

Продюсер должен уметь правильно собрать деньги на проект и адекватно оценить его бюджет. Это только кажется, что чем денег побольше, тем лучше для фильма.

 

Ничего аналогичного. Нужно усвоить, что будет в конце, сколько этот фильм может собрать, и инвестировать меньше практически вдвое.

Из-за того что конечные сборы всегда разделяются между прокатчиком и продюсером. Исходя из этого необходимо окупить вдвое больше, чем вложил.

Там немного тяжелее, но приблизительно схема такая.
— А какие деньги наиболее востребованные?
– Телевизионные. Когда канал решает спонсировать кино для того, чтобы потом получить права на трансляцию.
— Однако сегодня в этой сфере явный кризис. Если «Дозоры» и даже «Насмешка судьбы-2» были успешными, то вот «Край», например, уже не был так интересен публике.
– «Край», я бы сказала, провалился в прокате полностью. Каналы до этого времени кладут деньги в кинопроизводство.

Однако в последнее время их больше интересуют крепкие многосерийные фильмы.

Иногда они из данных сериалов делают полный метр.

– Существует мнение – разумеется, режиссерское, – что продюсера можно допускать к кинофильму исключительно на этапах подготовки и в постпродакшн. Вы с этим согласны?

– Только самый плохой продюсер как правило позволяет так обойтись с собой и с фильмом. Я даже не знаю, что от продюсера не зависит в кинопроизводстве.

Если он не вторгается в процесс на каждом шаге, получаются фильмы некассовые, некоммерческие, скучные.
— А режиссеры сами выступают в качестве продюсеров?
– Не могут. Это всегда плохо.

Многие из них, разумеется, убеждены, что могут быть продюсерами.

Но режиссер не может увидеть собственную работу со стороны. И его нельзя в этом оговаривать – это же плод его искусства.

Для того чтобы оценить успех, необходим другой глаз. Создатель сам никогда в жизни не увидит, хорошо либо нет смонтирован фильм, необходима либо нет та или другая сцена.

Продюссер, кто это? Какую роль он играет в создании фильма? Выпуск от канала Кино Винои Домино

Для этого необходим продюсер, с прекрасным чутьем. Хороших, профессиональных, компетентных, понимающих продюсеров у нас в государстве немало.

И все успешные фильмы так или по другому строились продюсерами, а не режиссерами. Ясно, что мы не можем работать один без одного.

Однако в конечном итоге доведением фильма до ума занимается собственно продюсер.
— Российский кинопроцесс имеет свой собственный путь, или мы калькируем Голливуд?
– Мы не можем ничего калькировать, из-за того что на это нет денег. Мы даже не подошли к Голливуду ни на каплю.

Там, где у них работают десять человек, у нас один.

Там, где у них восемь предварительных этапов, у нас половина. Мы не можем для себя позволить их кинопроцесс.

Мы пытаемся.

Но пока это недостижимо.
— Так в чем же характерность нашего пути?
– У нас в кино использовано меньше людей, чем в любом западном фильме. У нас люди более искусственные.

Один человек может на площадке выполнять роль помощника постановщика, заниматься медиапланированием, и вдобавок и помогать всем и каждому. Именуется «второй режиссер».

У них же все, что я именовала, исполняют различные люди.

В те редкие моменты, когда мы объединяемся с западной группой для каких-то съемок, они всегда удивляются, что мы больше умеем. И руками, и головой.

В голливудском производстве вообще каждый плевок регламентирован, и находятся различные профессионалы на отдельную манипуляцию. От этого и фундаментальность, и аккуратность, и профессионализм, разумеется.

Наши фильмы все немного самодеятельные, все немного поделки. Мы не можем достигнуть каких-то незыблемых вещей, не можем организовать нормальную работу по подготовке – у нас на это нет денег и нет профессиональных мастеров.

Мы не можем себе позволить раскадровать на протяжении всего фильма, а уж тем более изобразить анимационную картинку. Это невозможно, никто таким не занимается.

Благодаря этому мы с Голливудом различные планеты.
— Куда идут ваши студенты после завершения учебы? Студий в настоящий момент мало. «Ленфильм» вообще практически приостановил работу.
– Кто-нибудь из тех, кто уже закончил учиться, работает у собственных же специалистов. Со мной работают четверо моих студентов.

Но на непрерывную работу, наверняка, оставлю двух.

Про других я совсем не знаю, что они будут делать. Они навряд ли найдут себе место в нашей профессии.

– Другими словами можно считать, что для них обучение – это развлечение?

– Думаю, да.

– Они чего хотят? Денег?

Либо есть романтики, мечтающие полностью поменять весь кинопроцесс?
– Молодежь в настоящий момент вообще желает только денег. Из них лишь два или три человека готовы работать в кино.

Это означает, что они могут бесплатно день и ночь делать все подряд – хоть чай подавать. Способны сидеть годами без денег, только бы быть в середине съемочной группы.

Вот они у меня так посидели два месяца, и я им начала оплачивать. Из-за того что они по настоящему работают.

Зачем Нужен Продюсер

Чего хотят другие, я не понимаю.

Перед летом я провела эксперимент: работы было полно, и я предложила студентам прийти ко мне на практику. Пришло пять человек.

Все. Так что о чем здесь говорить?
Одна девочка пришла на площадку для съемок – очень хотела работать. Буду, говорит, делать все, все что угодно.

Пару раз режиссер выругался при ней матом, она расплакалась и сказала «это не мое». Я задаю вопросы – что не твое?

Не могу, говорит, быть на съемочной площадке.

Но ты же желаешь быть продюсером. Как ты себе представляешь собственную работу вне съемок?

Ушла.
— Вообще продюсеров необходимо обучать? Большинство же как-то обходится без специализированного образования.
– И все от этого страдают. Разумеется, продюсером можно стать, нигде не учась.

Однако на сегодняшний день у нас есть нехватка квалифицированных кадров. Нет хороших линейных и исполнительных продюсеров.

Сельянов приходит на совещание кафедры и не устает повторить: «Вас хотя бы двое с Мелькумовым, а у меня-то никого». Есть у него директор, экономист, бухгалтер, а вот хороших линейных и исполнительных продюсеров нет.

Нам не хватает управленцев высокого класса, понимающих, чем они управляют и как. И чтобы они появились, их нужно обучать .

киношкола

АЛЕКСАНДРА

МИТТЫ

admin@mitta.ru, +7 (495) 902-56-06

Кто такой кинопродюсер?

Если сказать кратко, кинопродюсер — это тот, кто решил сделать кино. Для этого продюсеру нужно собрать вместе деньги, творческую команду, техническую команду, мощности производства.

Если все это есть если есть наличие идеи, то в конкретный срок будет создано кино.
Рассмотрим подробно. Итак, продюсер находит или ему рекомендуют идею нового фильма.

Он её разрабатывает, продумывает, какое количество денег потребуется на её осуществление, находит источники финансирования, зовет сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате.
Что же касается отношений с режиссёром, они могут строиться по-разному. Если речь идёт об авторском кино, во главе находится режиссёр.

Ему или сценаристу принадлежит идея, он сам продумывает идею фильма, а продюсер лишь помогает ему этот фильм снять.
Особенного пояснения требует пункт с источниками финансирования.
Профессионалы отмечают, что смысл работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он функционирует. Есть 2 модели кинематографа: коммерческая и бюджетная.
Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли. Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить значительную прибыль.

Лидером среди подобных стран считается США.
Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной степени живёт российский кинематограф.
Есть грандиозная разница между кинопродюсером в кинематографе, живущем по законам коммерции, и кинематографе, пользующемся поддержкой из бюджета.
Коммерческий вариант значит прибыль от проката. Недорогой – прибыль от того, что получится привлечь со стороны бюджета страны или спонсоров.

Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.
КАКИМИ Бывают КИНОПРОДЮСЕРЫ?
Продюсер способна работать от имени студии (студийный продюсер) или сам по себе (свободный продюсер).
Студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Свободный продюсер занимается поиском финансирования, рекламой, вопросами проката.
Помимо прочего нужно решать массу организационных и технических вопросов по ходу создания фильма, и один человек не может справиться с подобным валом забот. Благодаря этому кроме главного (генерального) продюсера над фильмом также работают исполнительный и линейный продюсеры.
Генеральный продюсер (executive producer) сосредоточен на привлечении технических средств, заключении договоров с творческими служащими (сценаристом, режиссёром, актёрами и т.д.), дистрибьютерами. Он же определяет примерный размер бюджета фильма.
Но сначала – идея фильма. Отталкиваясь от неё, генеральный продюсер решает, какого режиссёра привлечь, каким будет финансирование т.д.

Иногда над фильмом работают несколько генеральных продюсеров. Один занимается проработкой идеи, предлагает её различным студиям, другой – привлечением денег, 3-ий ищет подходящего режиссёра, сценариста т. д.

Исполнительный продюсер (producer) бывает нужен на больших проектах. Он управляет процессом на верхнем уровне: наблюдает за расходованием средств, заключает договора с персоналом, поставщиками материалов, оборудования и др. и даже вникает в творческие вопросы.

Но это все, не входя в технические детали, каждодневную рутину съёмочного процесса, озвучания и др. Благодаря этому исполнительный продюсер может вести одновременно несколько проектов.
Происходит, что все данные функции делает генеральный продюсер. А в маленьких кинокомпаниях данную роль может на себя возложить сценарист.
Линейный продюсер (line producer, unit production manager) – напротив, занимается определенными организационными вопросами, обеспечивая работу творческой группы. Он же наблюдает за соблюдением графика работы.

Можно сказать, что конкретно линейный продюсер считается непосредственным руководителем проекта.
Иногда назначаются продюсеры, отвечающие за ещё более неширокий сегмент работы. К примеру, административный продюсер может заниматься наймом нестандартных сотрудников для всевозможных работ в ходе создания фильма.

Нужно сказать, что работа продюсера в кино имеет очень много общего с тем, чем занимается телепродюсер. Хотя на телевидении и имеются собственные характерности.
ПРОДЮСЕРЫ ПРОТИВ РЕЖИССЁРОВ

Специальность продюсер возникла в Голливуде 1910-х годов с изменением кинематографа в серьёзную индустрию. Тогда же наметилось и противостояние между продюсерским цехом и режиссёрским.

Продюсер рассматривает каждый фильм как коммерческий проект, и он заблаговременно видит, каким приблизительно фильм должен выйдет. Видение режиссёра оказаться может абсолютно другим.
Всем известный пример – продюсер Дэвид Селзник и его фильм «Унесённые ветром». Этот фильм по одноимённому роману примечательный не только тем, что стал одним из первых цветных фильмов.

Он является самым кассовым в истории кино, а сам Селзник – одним из очень успешных голливудских продюсеров. Этот фильм принёс ему первый «Оскар».
Ради такого успеха во время работы над фильмом Селзник сменил четырёх режиссёров.
С другой стороны, диктат продюсера абсолютно не всегда оказывается удачливым.
Противостояние продюсеров и режиссёров сохраняется до этого времени. Однако существует очень много примеров, когда продюсер не диктует своё видение съёмочной группе, а исключительно помогает осуществить план режиссёра.
И происходит, что продюсер открывает миру яркого режиссёра со своим личным стилем. И это одна из граней таланта кинопродюсера.
Имеется еще варианты удачного сочетания режиссёрской и продюсерской деятельности.
К примеру, Стивен Спилберг – актёр, режиссёр и продюсер. Он снял больше 40 фильмов и продюсировал более 120.
На счёту Роберта Земекиса более 20 режиссёрских работ и более 35 продюсерских.
Имеются такие варианты и в отечественном кино: Валерий Тодоровский, Фёдор Сергеевич Бондарчук и др.
Специальность продюсера подразумевает ответственность, уверенность в себе, самоорганизованность, способность к принятию решений, способность налаживать свои контакты с различными людьми, искать общий язык с людьми искусства и предпринимателями.
И не менее важен интерес к кино и как искусству, и как к бизнесу. Нужна готовность регулярно формироваться в профессии, расширять собственный профессиональный кругозор.
Чутьё продюсера на выигрышные идеи и талантливых людей должно комбинироваться с прекрасным вкусом.
Нужны познания в области кинопроизводства, маркетинга, менеджмента, широкий кругозор в области литературы, истории, киноискусства.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 3 =