Разница между психикой и сознанием

 

Психика и понимание

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в нестандартном отражении субъектом объективной реальности.
Человеческая психика еще более трудна по структуре и имеет ряд основных отличий от психики зверей:

1) В основе поведения человека, в отличии от зверей, лежит только удовлетворение биологических потребностей (к примеру, героизм).
2) Человек способен отвлекаться от определенной ситуации и предусмотреть результаты, которые могут появиться в связи с такой ситуацией.

3) Человек способен создавать орудия труда по заблаговременно продуманному плану и хранить их. Помимо прочего, у зверей орудийная деятельность никогда не происходит коллективно.

4) Человек может собирать и передавать собранный социальный опыт. Язык общения есть и у зверей, однако при его помощи они лишь подают сигналы по поводу этой ситуации (опасность).

Человек же может сообщать людей о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, собранный иными людьми.
Изготовление, употребле­ние и сохранение орудий труда, разграничение труда способ­ствовали развитию отвлеченного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе историчного развития общества человек изменяет способы и приемы собственного поведения, трансформирует натуральные задатки и функции в высшие психические функции — нестандартны человеческие, об­щественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, понимания (закономерная память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные использованием вспо­могательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе историчного развития. Единство высших психических функций образовывает понимание человека.

Аналогичным образом, понимание считается высшей стадией развития психики.
Понимание — это высшая, присущая только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая состоит в обобщенном и оценочном отражении реальности, а еще ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Понимание, как высшая часть развития психики, в себя включает следующие элементы:
1. Знание (о себе и окружающем мире), которое человек получает при помощи познавательных процессов.

2. Самосознание (выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя находящимся вокруг).
3. Целеполагание (способность устанавливать цель и достигать ее при помощи воли).

4. Оценка (эмоциональное отношение к миру который нас окружает).

С учетом всех выделенных положений можно подчеркнуть, что в сегодняшней психологической литературе выделяют три основ­ные формы существования психического, это: психические процес­сы, психические состояния и психические свойства. Указанные формы друг от друга отличаются по времени протекания и степени обобщенности психического.

Познавательные
чувства восприятие память мышление воображение речь

Разница между психикой и сознанием

Рис.3 Структура психики

Психические процессы являются главным способом сущест­вования психического. Они предельно пластичны и динамичны.

Исходя из практичной надобности оснащения функционер­ности человека, выделяют познавательные (обеспечение предмет­ности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективно­сти деятельности) и волевые (обеспечение активности деятельно­сти) процессы.
К познавательным процессам относят: чувство, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Вступая во взаимное действие с предметами окружающего мира, человек ощущает его отдельные физические, химические и дру­гие свойства. Для удовлетворения собственных желаний ему необ­ходимо отображать мир наглядно, т.е. как комплексность параметров.

Это стало возможным благодаря процессу понимания. Чтобы улучшить процесс поиска предмета потребности, нужно его «второй» образ сберечь в сознании, в пред­ставлении — идеальном обобщенном образе реальности.

Без включения памяти в познание процессы чувства, воспри­ятия и остальные каждый раз будут переживаться как первый раз встре­чаемые. Память позволяет фиксировать в опыте ценностные ориентации человека, способы его поведения и действий.

Рас­пад памяти за собой влечет распад замечательной целостности человека.
Мир развивается по объективным законам.

Без их познания не­возможна деятельность, совершенствование самого человека.

Собственно познание сущности выполняет возможным преобразующую деятельность. Способность отображать мир на уровне сущности де­лает потенциальным преобразующую деятельность.

Такое отражение мира на уровне его сущности дает возможность выполнить процесс мышления.

Мышление нереально без речи: человек «мыслит» словами. Проживая в регулярно изменяющемся мире, человеку необ­ходимо предугадать по индивидуальным признакам грядущее изменение и заранее приготовить собственное ответное поведение, дейст­вие.

Это реально благодаря процессу воображения. Внимание позволяет направлять «луч сознания» на те предметы и явления, которые сейчас предстают как самые важные.

Аналогичным образом, познавательные процессы предоставляют деятельность, считаются ее требованием.

В то же время они создают­ся и развиваются в процессе деятельности. А это значит, что каждый процесс, к примеру мышление и внимание, рассмотрят и как деятельность.

Человек всегда пристрастен, он всегда относится к предметам и явлениям окружающего мира, самому себе. Пристрастность отражается в эмоциях.

Процессы познания мира и эмоциональные процессы связаны между собой.

В познании проявляет себя отношение, которое со своей стороны есть результат познания.
Эмоция есть отражение потребности и возможности ее удовле­творения.

Высшим продуктом социального, ценностного развития эмо­ций человека являются чувства.

В ощущенье как бы «сплавлено» по­нятие, отражающее ценностную позицию и обобщенный эмоцио­нальный опыт по переживанию отношения к данной ценности в процессе деятельности (к примеру: ощущение патриотизма, ощущение долга, ответственности, гордости).
Человек не только познает мир вокруг вас, относится к нему, но и активно действует, изменяет его.

Это реально благодаря воле. Под волей принято понимать способность человека саморе­гулировать и самодетерминироватьсвою деятельность.

Психические состояния это целостная харак­теристика психической активности людей в некоторых услови­ях, при выполнении ими конкретныхзадач. Любой компонент пси­хики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или другом состоянии.

Собственное название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: эмоциональное состояние (радости, печали и т.д.), волевое состояние (решительности, настойчивости и т.д.). Соб­ственно человеческая жизнь есть смена одного состояния иным.

Со­стояние человека есть тестирующий фактор ситуации в жизни, которая появилась в этот момент времени. По обычным состояниям в самых разных ситуациях можно су­дить об устойчивых личностных компонентах человека.

Собственно аналогичным образом мы оцениваем людей: «это увлеченный человек», «это уверенный человек», «это веселый человек» и т.д.
Психические свойства выступают в виде системных качеств пер­сонала.

Свойства человека возникают и себя проявляют в дея­тельности. Синтез параметров психики приводит к появлению обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, персонально­сти, субъекта деятельности и индивидуальности.

Любая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает вклю­ченность человека в приоритетные сферы жизненной стратегии, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне конкретных результатов.
В макрохарактеристике «ин­дивид» отображена вся совокупная психофизиологическая основа человека. «Личность» выражает его социализацию, говоря по другому, освоение социального опыта.

Деятельностная активность чело­века представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на исключительную индивидуальность человека как цело­стного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «оригинальность».

Эти все макрохарактеристики человека образовывают его целый психологический портрет, качественные признаки которого воз­никают, возникают, развиваются и появляются во взаимодей­ствии с другими людьми, предметным миром, своим «Я».
Содержание психических параметров человека включает:
— тенденция («Что желает человек?»);
— способности («Что может человек?»);

Изучать человека — значит изучать его свойства: направлен­ность, способности, темперамент и характер, а еще условия и факторы определяющие их характерности. Все данные показатели прояв­ляются только в деятельности.

Их познание возможно через изу­чение психологической структуры деятельности: мотивов, целей, вариантов и результатов действий при решении определенных задач в конкретных условиях. Приоритетное внимание, несомненно, необходимо выделять изучению субъекта деятельности.

Методы сегодняшней психологии

3. Методы обработки данных и интерпретационные методы.

1. Организационные методы.

Психология, как и каждая наука, применяет целую систему приватных методов или методик. Методы психологии — это способы выяснения фактов, характеризующих природу и закономерности психической жизни.

В отечественной психологии выделяются следующие 4-ре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

3) Методы обработки данных.
4) Интерпретационные методы.

В другую группу выделяют методы корректировки (методы психологического воздействия).
Организационные методы в себя включают:

1) Сравнительный метод или метод поперечных срезов (это сравнение разных групп испытуемых по возрастам, по деятельности и т.д.). Положительное качество: приобретение результатов в течение не большого времени.

Минус: данный метод позволяет определить чисто наружные изменения в развитии и получить общие для абсолютно всех, средние значения.
2) Лонгитюдный метод или метод продольных срезов (многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении долгого времени).

Хорошие качества: дает возможность обнаружить закономерности развития психики при переходе от одного возрастного этапа к иному, обнаружить важные образования, которые появляются к концу каждого этапа. Минус: существенные временные затраты.

3) Комплексный метод (в исследовании принимают участие представители разных наук, т.е. один объект изучают всевозможными средствами). К примеру, программа «Дети Чернобыля».

2. Эмпирические методы.

Группа эмпирических методов считается ключевой и в себя включает следующие методы:
1) Наблюдение и самонаблюдение.

2) Экспериментальные методы.

3) Психодиагностические методы.
4) Анализ продуктов деятельности.

Наблюдение — один из очень простых и популярных методов в психологии.

Он состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их нестандартных изменений в конкретных условиях и отыскания смысла данных явлений, который конкретно не дан. Наблюдение в большинстве случаев прово­дится в природных условиях, без вмешательства в ход деятельности.

Действия и слова детально запи­сываются, а потом анализируются. Для научного наблюдения характер­ным считается необычная фиксация факта, а пе­реход от его описания к разъяснению.

Для подобного наблюдения нужен точный план.
Научное наблюдение конкретно касается с привычным житейским присмотром.

Благодаря этому необходимо четко их отличать.

Научное наблюдение имеет ряд важных требований, которых не имеет житейское наблюдение:
1. Обозначение четкой цели и задач (для чего наблюдать?).

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор нужной информации (как наблюдать?).

4. Выбор вариантов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5. Обработка и интерпретация получившейся информации (каков результат?).
Отличают несколько видов наблюдений: научно-психологическое (требует никакой подготовки и научных знаний) и психолого-педагогическое (к примеру, изучение увлекательной, умственной сфер учащихся начальной школы).

Главным положительным качеством метода считается то, что он дает возможность изучать психические процессы в природных условиях. Впрочем, необходимо отметить и минусы: на результаты наблюдения могут значительно влиять личностные характерности наблюдателя, также долгое наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что тоже повышает опасность неточных записей, помимо прочего, этот способ требует существенных расходов времени.

Благодаря этому, наблюдение используется первым делом тогда, когда потребуется небольшое вмешательство экспериментатора в поведение испытуемого.
Одной из форм наблюдения считается самонаблюдение.

Испытательный метод — это исследовательская деятельность, имеющую такие требования, отличные от требований к методу наблюдения:
1. Экспериментатор сам создаёт условия для того, чтобы вызвать изучаемое явление и активно действует на него, т.е. активно вмешивается в деятельность испытуемого.

2. Исследователь может менять условия, в которых течет явление.
3. Для контроля экспериментатор может повторить собственные методы.

15×4 — 15 минут про симптомы и синдромы в психиатрии

Отличают лабораторный и натуральный эксперимент. Лабораторный эксперимент проходит в условиях лаборатории при помощи специализированной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией, подопытный знает, что над ним проводят эксперименты.

Последнее требование иногда может нарушать естественность протекания психических явлений. Данного плохого качества лишен натуральный эксперимент (термин введен А.Ф.

Лазурским в 1910 г.): изыскание проходит в традиционных природных условиях (к примеру, в процессе урока) и, аналогичным образом, исключается то напряжение у испытуемого, которое появляется в ходе лабораторного эксперимента.
Натуральный эксперимент бывает двух вариантов: констатирующий (изучается какое-то явление, выполняются выводы о наличии/отсутствии конкретного признака, сумме признаков, свойств) и формирующий (служит одновременно и средством исследования и средством формирования изучаемого явления, т.е. делаются подобные условия, при которых у испытуемых возникают желаемые психические качества (к примеру, культура общения)).

К психодиагностическим методам относятся тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия.
Тест если перевести с английского значит "проба", "тестирование".

Термин был введен в практику в конце ушедшего века американским ученым Дж.Кеттелом, широкое же распространение тесты приобрели с той поры, как А. Бине и Т. Симон разработали специализированную систему, для определения умственного развития или одаренности детей. Тест — это короткое задание, благодаря которому психолог стремится установить некоторые психологические качества личности.

В большинстве случаев для получения верной информации об подопытное неплохо бы метод тестов соединять с другими психологическими методами, т.к. факт решения или нерешения теста еще не определяет внутренних причин изучаемого явления.
Целью иного психодиагностического метода — метода опроса считается получение информации со слов опрашиваемых.

Опросы бывают 2-ух типов:
1) "Лицом к лицу" — интервью.

Тут экспериментатор задает вопросы конкретно и по конкретному плану.

Положительное качество: возможность варьировать вопросы. Минусы: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить маленькое количество человек.

2) Заочный опрос — анкеты, предназначающиеся для самостоятельного наполнения.

При создании анкет берутся во внимание такие требования:
— любой вопрос должен быть логически индивидуальным,
— вопросы не обязаны быть чрезмерно длинными,
— любой вопрос должен быть определенным,
— вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы избежать шаблонных ответов,
— вопросы не обязаны иметь внушающего характера ("не согласны ли вы?"),
— вопросы, которые касаются событий и фактов, ставят сначала, потом — более непростые вопросы, просящие оценки, и в конце — обычные,
— для достоверности данных могут применяться не только прямые, но и косвенные вопросы, а еще контрольные вопросы (детекторы лжи).
Хорошие качества: возможность массового охвата приличного количества лиц в маленький срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, простоту отделки, проведение анкет не требует квалификации.

Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Такие способы базируются на самонаблюдении опрашиваемых, благодаря этому если даже испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и благодаря этому не всегда верными.

Ключевое требование метода беседы — взаимопонимание между экспериментатором и испытуемым, проходит в неофициальных условиях. Выстраивается по конкретному плану, однако не сводится к обычному задаванию вопросов, не должна носить шаблонного характера, задания и вопросы обязаны быть максимально естественны.

Это быстрее доверительный разговор. Неплохо бы и данный метод соединять с другими объективными методиками.

Очередной психодиагностический метод — анализ продуктов деятельности.

Данный метод повсеместно применяется в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения. Также метод повсеместно применяется в детской психологии, где изучаются продукты творчества для детей для психологического изучения ребенка.

Биографический метод — это разновидность метода изучения продуктов деятельности. Материалом тут служат письма, дневники, биографии, почерки.

3. Методы обработки данных и интерпретационные методы.

Методы обработки данных в себя включают количественный метод (статистический) и качественный метод (анализ результатов, выделение новых фактов, разделение материала по группам).
Интерпретационные методы представлены следующими методами: генетический (анализ материала в плане развития с выделением некоторых фаз, стадий, критических факторов и т.п.) и структурный (устанавливает струк­турные связи между всеми параметрами личности) методы.

4. Методы корректировки.

При подборе хороших способов воздействия на личность или группу важно всегда руководствоваться одним из основных принципов психологической практики — «Не навреди!».
В большинстве случаев людям требуется помощь немедицинского характера (к примеру, острое неудовольствие собой, окружающими, жизнью в общем).

Природа такого неблагополучия прячется не в болезненных процессах, происходящих в организме, а в спецификах его личности или ситуации в жизни. Эти люди не считаются больными, но все таки нуждаются в помощи.

Для этого создан набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей, которые называются методами корректировки. Сюда можно отнести: тренинг, дискуссия, метод предъявления моделей, и остальные методы терапевтического воздействия.

Тренинг — метод воздействия, идущий для создания новых психических образований, либо на развитие уже существующих.
3 вида тренинга:
— практичный (развитие главных психических функций и процессов — памяти, внимания, мышления, воли);
— аутотренинг (формирование и развитие способностей психической саморегуляции, релаксации);
— социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг решительности в себе, тренинг социально-психологической сензитивности и др.).

В ходе тренинга применяются разные процедуры, ролевые игры, психогимнастика, дается участниками группы друг дружке обратная связь.
Появление метода аутогенных тренировок связывают с именем нем. психотерапевта И.Г.

Шульца. Эти тренировки включают три компонента:
а) способность полностью расслаблять мышцы тела и обладать правильным ритмом дыхания,
б) применение чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных) и приятных представлений,
в) применение слов не только вслух, но и мысленно (в форме самоприказов, самопроговаривания).

 

Метод применяется для лечения и предупреждения неврозов и практичных нарушений в организме, для эмоциональной разгрузки, дает возможность человеку обладать собой в сложных условиях и т.д.
Групповой (социально-психологический) тренинг — это своеобразные формы обучения знаниям и индивидуальным умениям в области общения, а еще формы подобающей корректировки.

Групповые тренинги могут записываться на магнитофонную ленту или видео-пленку, потом группа вновь даёт анализ. Такая форма тренинга именуется видеотренинг.

Тренинги повсеместно используются для подготовки профессиональных мастеров и начальников, а еще для разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми, супружескими парами и т.п.
Метод предъявления моделей построен на применении механизмов психического заражения, внушения и подражания.

Метод имеет две плоскости в использовании: собственный пример начальника / специалиста, предъявление в качестве образцов поведения остальных людей. Другой вариант метода подразумевает также применение разных героев кинофильмов, произведений художественной литературы, сказок, притч, смешных рассказов и др.

Благодаря собственной образности и эмоциональной насыщенности они выступают в качестве достаточно сильных средств воздействия. Эмоциональное инфицирование — процесс, который основан на бессознательной передаче от субъекта к субъекту различного рода психических состояний — азарта, радости, волнения, воодушевления, экстаза, отваги, которые подсознательно воссоздаются в ситуациях взаимного действия.

На основе эмоционального заражения появляется, в основном, подражание копирование поведенческих актов и поступков иного человека. Копирование также базируется на механизме проверки на идентичность, когда человека желает быть похожим на того, кто считается авторитетным для него.

Своя идентичность (самосознание) очень активно выстраивается в подростковый и юношеский период, и у развивающейся личности этот процесс длится на протяжении всего жизненного пути. Внушение — влияние на человеческую психику, предполагающее некритическое восприятие им свойств информации.

Внушение выполняется как при помощи вербальных, так и невербальных средств Спецификой внушения считается его адресованность не к логике и разуму личности, а к ее готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые действия. Внушаемость человека зависит от уровня развития его сознания и самосознания.

Дискуссия — рассмотрение какого-нибудь вопроса с целью найти хорошее решение. Есть некоторые правила для проведения продуктивных споров (говорить попеременно, не перебивая друг друга, уточнить смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказаться каждому участнику споры, иногда констатировать сказанное в группе).

Доминирующим механизмом воздействия тут выступает убеждение — процесс воздействия на мнения собеседника силой логических подтверждений. Важными правилами в эффективном применении убеждения считаются: неподдельное желание понять собеседника, презентация собственного понимания собеседнику, почтение его личности, логичность в построении собственных аргументов.

Личность

1. Человек: индивид, личность, оригинальность.
2. Самосознание и самомнение личности.

4. Психологические защиты личности.

1. Человек: индивид, личность, оригинальность.

Проблемы личности, ее изучения и управления появлением относятся к числу фундаментальных направленностей психологии. Американский психолог Г.В.

Олпорт в собственной книге "Личность" привел около пятидесяти определений личности.

Приведем только отдельные из них:
Личность — динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые формируют единственные способы приспособляемости к окружающей среде в смысле характерических вариантов поведения и переживания. (Г.В.

Олпорт).

Личность — больше или меньше устойчивая, крепкая организация характера, характера, интеллекта и тела, которая определяет ее одну-единственную индивидуальную адаптацию к обстановке. (Г.Ю. Айзенк).

Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целость субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность собой представляет целостное образование особенного рода.

Личность не есть целость, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека. (А.Н.

Леонтьев).
Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К.

Платонов).
При объяснении любых психических явлений личность выступает как вместе связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все наружные воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления — психические свойства и состояния личности). (С.Л.

Рубинштейн).
Анализ разных определений личности дает возможность выделить инвариантное ядро ее главных параметров.

Личность — это определенный человек все вместе принадлежащих ему психических параметров и качеств, характеризующих его как члена конкретного общества и как оригинальность. Личность возникает лишь с появлением у человека сознания и самосознания.

Личность — это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, второе, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того либо другого общества или общности. В психологии под личностью понимается определённое ядро, интегрирующее начало, связывающее вместе разные психические явления индивида и придающее его поведению соответствующую очередность, разумность и стойкость.

Для характеристики человека в психологии вместе с понятием «личность» применяются понятия «индивид» и «оригинальность».
В понятии «индивид» выражается родовая принадлежность человека к человеческому роду (у зверей — особь).

Каждый человек – это индивид.

Понятия "личность" и "индивид" находятся в тесном единстве, но, они не тождественны. Благодаря этому возможны факты существования индивида, который не считается личностью.

Данное обстоятельство подтверждается опытом изучения людей, вежливых животными.

Личность всегда считается представителем общества или общности. Одновременно с тем личность выступает не только в роли объекта, воспринимающего воздействия окружающей среды (как социальной макросреды, так и микросреды), но также и в роли активного деятеля и творца, отражающих ее оригинальность.

Человеческая деятельность считается источником развития личности. В деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая менять не только условия собственного существования, но и свое понимание, другими словами свою психическую сущность.

Внутренняя психическая деятельность личности, ее психологические процессы, свойства и состояния являются продуктом присвоения или интериоризации внешней практической деятельности.
Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя дикого племени, и жителя цивилизованной страны.

Человек возникает на свет как индивид, но еще в раннем возрасте включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Последующее его развитие в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое создает его как личность.

Личность любого человека, со своей стороны, наделена только ей свойственным комбинированием черт и свойств, образующих ее оригинальность.
Оригинальность – это комбинирование психологических свойств человека, составляющих его своеобразие, его отличие от остальных людей.

Оригинальность вырисовывается в чертах характера, характера, привычках, интересах, способностях и т.д. Нет 2-ух похожих людей.

Личность любого человека уникальна и неповторима. Но понятие личности шире понятия индивидуальности, хотя аж до сер.19 в. понятия «личность» и «оригинальность» употребляются как синонимы.

Нельзя понять личность, описав только темперамент и характер.

Обозначить личность можно, только встретившись с ней в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности.
Эти три понятия образовывают единство, однако они не тождественны: любое из них открывает собственный своеобразный нюанс.

Оправдание поведения личности и формирования предлагает четкое сознание источников и движущих сил ее развития. Поэтому исторически в психологии сложилось несколько подходов в решении вопроса о движущих силах, источниках развития и появления личности.

Выделяется ряд теорий, в которых психическое поясняется как полностью неожиданный процесс, свободный ни от биологического, ни от социального. Биогенетическая идея исходит из того обстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным аргументом.

Отсюда развитие личности малоуправляемо и носит самопроизвольный и неожиданный характер, предпочтение отдают только врожденным факторам наследственности. Они полагают, что все характерности человека (и характер, и способности и т.д.) уже заложены природой и в каком бы обществе не оказался человек, они все равно когда нибудь проявятся.

Социогенетическая идея понимает развитие личности как следствие прямых воздействий находящейся вокруг социальной среды, как копию этой среды. При этом полностью игнорируется своя активность личности, ее усилия по самовоспитанию и работе над собой.

Считается, что только общество создает и развивает личность. Тот момент, что в семьях знаменитых людей отрастают и одаренные дети они объясняют тем, что в подобных семьях просто делаются конкретные условия для детские развития.

Помимо прочего они приводят в подтверждение важности социальных факторов варианты с современными «маугли».
Идея 2-ух факторов предлагает механическое объединение и взаимное действие 2-ух факторов (среды и наследственности).

Другими словами она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды.
В отечественной психологии за основу принято следующее положение: природное и общественное образовывают единство и не могут быть механически противопоставлены друг дружке как самостоятельные подструктуры личности.

Натуральные линии есть в структуре человеческой личности как социально обусловленные ее детали (т.е. чрезвычайно важны врожденные факторы, но самое большее влияние оказывает общество).
Думается, что позиции, изложенные в данных концепциях, нуждаются в уточнении.

Несомненно, биологический фактор считается важнейшей предпосылкой развития личности, но решающая роль принадлежит ее социальному опыту, приобретенным знаниям, умениям и навыкам. В процессе развития личности изменяются ее потребности и возможности их удовлетворения.

Это противоречие между потребностью и возможностями удовлетворения представляет движущую силу развития личности.
Источником активности личности считаются ее потребности, определяющие ее деятельность по направлению, ведущем к их удовлетворению.

Побуждая личность к конкретной активности, потребности не считаются чем-то с самого начала данным человеку, а возникают в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В сегодняшней психологии часто говорится об иерархии человеческих потребностей или ступенях их развития (А.

Маслоу).
Эта иерархия имеет следующий вид:

Чем отличается психика от сознания?

Психика — (от греческого psyche-душа)-продукт и требование взаимного действия живой системы с находящимся вокруг.

Для человека психика выступает в виде явлений внутреннего субъективного мира: чувств, представлений, восприятий, чувств, мыслей. Появление психики связано с появлением жизни, с усложнением взаимного действия человека с миром вокруг.

Понимание — присущая только человеку высшая форма отражения реальности, собой представляет единство психических процессов.В ходе эволюции зверей формировался специализированный орган психики — нервная система, а позже её высший отдел — мозг. У человека к механизмам нервной деятельности зверей добавилась сигнализация реальности словом.

Спецификой человеческие психики считается осознавание реальности, обеспечивающее сознательное предвидение событий и планирование собственных действий.
Собственно благодаря тому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и именуется сознанием, в отличии от психики, свойственной и животным.

Психика и понимание

Если понимать психику широко, как Все место нашего внутреннего мира, то и понимание тогда понимается в самом широком смысле — как высшая форма психики, а конкретно: все те психические процессы (внутренние информационные процессы), в которых человек может дать себе отчет. Понимание в широком понимании — процесс ориентировки во внешнем мире и управления собой, в котором человек может дать себе отчет.

Впрочем и психика, и понимание часто знают более узко, и вот тогда, если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен в середину и освещает внутренний мир: мы приобретаем возможность давать себе отчет в том, что происходит с нами и у нас в душе.

В чем разница человеческого и животного сознания? ЕСТЬ ЛИ У ЖИВОТНЫХ СОЗНАНИЕ? Руслан Нарушевич

См.>
Говоря о сознании, важно отличать понимание как процесс и понимание как следствие.
Понимание как процесс — энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым.

Энергия, несущая свет, силу и контроль.
Осознанное — освещенное светом сознания.

Осознанное движение руки — движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение.

Осознанное возражение — не то, которое вылетело нечаянно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили.
Подсознательное — то, что в человеке или с человеком происходит конечно, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Понимание как следствие — это внутренний мир человека, однако не закрытый, а открытый воздействиям внешней среды. Понимание — доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира).

Подсознание — менее доступная область. Бессознательное — неприступная область. Смотри Понимание, Подсознание, Бессознательное

Разница между психикой и сознанием

В определенных науках понятия «психика» и «понимание» являются фундаментальными. В любое из них вкладывается собственный смысл.

Попытаемся открыть названные термины и узнаем, чем отличается психика от сознания.

Обозначение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в особенности человеку и животным, свойство специальным образом отображать реальность.
Понимание – не простое проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высоком уровне психического развития.

Сознание человека.

Сравнение

Базой для существования того и прочего качества выступает сердитая деятельность. А отличие психики от сознания состоит в том, что конкретно первое из 2-ух понятий считается базовым.

Психика есть у людей и существ, присутствующих на ступеньку ниже по собственному развитию, – зверей. Она собой представляет функцию мозга и выступает как специфический инструмент, помогающий приспосабливаться к внешней среде и выживать.

Процессы, протекающие в психике, могут быть простыми и очень непростыми.

Разница между психикой и сознанием

Совокупность высших проявлений аналогичной деятельности образовывает понимание.

На подобном уровне функционирует только мозг человека, однако не зверей. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, существующим на основе предметного понимания.

Это отличительно даже для этих «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.
В то же время возможности сознания, свойственного человеку, не обходятся лишь появлением образов.

Тут великую играет роль речь.

Она дает возможность исполнять важные абстрактно-логические операции и завладеть новыми познаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям присуще планировать и устанавливать цели.

Плюс к этому, они предрасположены к оценке своего поведения и самоконтролю.
Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в определенной степени контролировать.

ЛАБКОВСКИЙ — НЕГАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ И ОТСУТСТВИЕ ПОЗИТИВА В ЖИЗНИ

Это происходит, когда мы, к примеру, заставляем себя усвоить стихотворение или собственно концентрируем внимание на чем-то. Животные с их самой простой психикой делать этого не могут.

Понимание человека исторически сложилось и есть одновременно с его общественно-трудовой работой.
В чем разница между психикой и сознанием?

В том, что последнее, не обращая внимания на собственную сложность и многогранность, считается лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.

Чем психика разнится от сознания?

Понимание – это спайка речи и психики и, как последствие, способность, в определенной степени, управлять психикой (к примеру, заставить себя усвоить что-то, осознанно концентрировать внимание и т.д.). Речь и понимание – это части психики, благодаря этому разграничение данных понятий условно.

Кроме того, понимание – это, по большому счёту, все, что у нас есть. Насколько я понимаю, если разрезать мозолистое тело (перестать информационный обмен между полушариями), то один глаз перестанет видеть, другими словами правое (в основном) полушарие не имеет центров речи и благодаря этому зрительная информация не будет осознанна.

Человек будет говорить, что один глаз перестал видеть. При этом, если осуществить в его сторону внезапное движение (сымитировать удар), он одернет голову (попытается увернуться).

Бывает, что, в результате какого-нибудь повреждения мозга, зрительная информация не поступает в речевые центры коры и человек слепнет. Но, если такого человека сильно что-то испугает и он начнет сбежать – то он не врежется, к примеру, в столб и не упадет в яму, зрение ему доступно на «животном уровне».

Это, само по себе, интересно. Если мы что-то не осознаем, то этого для нас и нет, хотя данная информация запросто может применяться в принятии решений.

К примеру, фиксационная амнезия (корсаковский синдром) – пациенты не могут ничего усвоить. С ними был проведен эксперимент: доктор каждый день, здороваясь с ними за руку, причинял им маленькую физическую боль (допустим, колол им руку иголкой).

Через некоторое время пациенты отказывались тянуть руку, сами не зная почему. Говоря иначе, мозг функционирует как одно целое и не всегда задаёт вопросы «наше мнение».

Если говорить про то, что такое психика, то это полностью теоретический вопрос (скорее, философский).

Почему мы, например, решили, что подсолнух не обладает психикой (хотя он, способен вертется вслед за солнцем)? В свое время выделялись различные показатели.

Например, наличие нервной ткани. А.Н.

Леонтьев (один из отцов основателей русской психологии) в качестве справедливого показателя психики предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не принимают участие конкретно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Имеется в виду, что, к примеру, шорох в кустах, сам по себе, не прекрасен и не плох. Но он сигнализирует, допустим, про то, что в кустах притаился хищник.

Психика, по Леонтьеву, это и есть то, что дает возможность «увидеть» эти связи, реагировать на честно нейтральный раздражитель, потому как он сигнализирует о чем-то биологически значимом.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *