Что изучает пунктуация

 

Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке

Что изучает пунктуация

Любому из нас в школе доводилось писать диктанты по родному языку.

И, пожалуй, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или ненужной запятой.

Давайте выясним, почему этот символ и аналогичные ему так актуальны в языке, и какая наука специализируется на данном вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит знаменитый всем нам вопросительный символ, который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не заявление. Собственно на изучении аналогичных сигнальных элементов и сосредотачивается такая наука, как пунктуация.

Что изучает пунктуация

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но еще изучает их историю.

Зачем она необходима?

Выяснив, что изучает пунктуация, необходимо обращать свое внимание на ее практичную ценность. Ведь, например, фактическое значение орфографии ясно многим из нас – если не приучать людей правильно писать, находящимся вокруг станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до этого времени недоумевают: какая разница, где устанавливать запятую, для чего она вообще необходима, и почему для изучения ее была сформирована настоящая наука.

Что изучает пунктуация

Предлагаю разобраться.

Итак, пунктуация важна для облегчения понимания текста.

При ее помощи предложения или их части отделяются один от одного. Это дает возможность пишущему обратить свое внимание на необходимой ему мысли.

Чтобы более воочию понять значение пунктуационных знаков, необходимо вспомнить "бородатый" пример из мультипликационного фильма "В государстве невыученых уроков" – "Наказывать нельзя помиловать".
От того, где будет установлена запятая, зависела жизнь основного героя – Вити Перестукина.

Если бы он ее поставил аналогичным образом: "Наказывать, нельзя помиловать" – Вите грозила бы смерть. На счастье, мальчик правильно перенес символ: "Наказывать нельзя, помиловать", и аналогичным образом спасся.

Знаки препинания в сложных предложениях. Синтаксис и пунктуация. Часть 1. Урок 4.

Кроме акцентирования внимания на конкретных частях предложения, собственно пунктуация часто помогает понять его смысл.
К примеру, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если ее заменить на вопросительный символ – это будет уже не заявление свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и зачем она необходима, можно обратить собственное внимание на происхождение этого понятия.
Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое в переводе значит точка.

Если из этого исходить, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории считается конкретно точка (в любом случае в русской пунктуации это так).
Считается, что древние греки стали первыми пользоваться ею, как символ завершения предложения либо даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более детально остановиться на этом. Говоря по другому, давайте уделим внимание препинательным знакам.

Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, нужными для достижения подобных целей.

  • Разграничение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а порой и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный вид.
  • Сообщают о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличии от слов, пунктуационные символы не считаются членами предложения, хотя и делают в нем очень основные функции.
Необходимость аналогичных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются индивидуальным цветом – зеленым, тогда как орфографические – красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы припомнить, какие собственно разделительные символы используются в русском, необходимо вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве таких элементов.

Все делятся они на две категории: парные и непарные.
Первых намного меньшее количество: кавычки "", скобки (https://fashiontarget.ru/ — женский сайт о моде, одежде, любви, отношениях), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда используются вместе, функционируя как одно целое.
При этом кавычки также применяются для выделения наименований на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые типичные ошибки в пунктуации парных знаков – это забыть поставить второй из них.
Непарных пунктуационных символов намного больше.

Делятся они на группы, согласно собственным прямым функциям.

Причем отдельные из них могут исполнять не одну, а сразу две роли.

  • Точка (.), многоточие (. ), а еще знаки – вопросительный (?) и восклицательный (!). Предназначаются для определения законченности смысловых отрезков предложения или текста. При этом они могут указывать на коммуникативный вид, эмоциональную окраску, а еще степень законченности.
  • Двоеточие (:), тире (–), запятая (,), точка с запятой (;) предназначаются для указания на отношения между частями предложения.
  • Точка (.), дефис (-), косая черта (/) – используются для сокращения слов. Касаемо последнего символа есть споры. Потому как отдельные ученые относят его к орфографическим знакам.

Что изучает пунктуация

Анализируя сказанное выше, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе.

Но этот символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в этом контексте не может быть.

История русской пунктуации

В России пунктуации как такой не было до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала применять точка.
Приблизительно через 4 десятилетия в грамматике стали ставиться запятые.

Что изучает пунктуация

Соединение данных символов в один (точку с запятой) случилось позднее. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что с самого начала он исполнял функции вопросительного знака.

Так что если при чтении документа, датируемого прежде XVIII в., будет стоять вопросительный символ, делаем вывод, что, возможно, бумага считается подделкой.

Что изучает пунктуация

Впрочем с XVIII в. для определения вопроса стал использоваться особенный символ.

Кстати, в тот же период в империи стал применяться и восклицательный символ, который с самого начала сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Собственно поэтому он назывался "поразительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, первый раз выделенные при проверке пунктуации в документе 1619 г.
Тире, кавычки и многоточие возникли тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и основных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Оригинальные знаки препинания, которые не используются в современном русском языке

Кроме хорошо популярных нам символов, есть еще ряд знаков, которые не признаны русской и прочими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом процессоре, обязательно последует сообщение про необходимость исправления пунктуации в предложении.

Что изучает пунктуация?

С. К. Булич в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1907) употребляет термин интерпу?нкция (от лат. interpunctio ; синоним пунктуации) и описывает происхождение системы так:

Термин interpunctio — римского происхождения, но само начало её неясно.

Была ли известна интерпункция Аристотелю — не выяснено. В любом случае зачатки её были у греческих грамматиков.

Само понятие, впрочем, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного.

Пунктуация древних имела, в основном, в виду ораторские требования (произнесение речи, её декламацию) и состояла в постановке обычных точек на конце предложений или в использовании абзацев, называвшихся строчками или стихами (лат. versus , др.-греч. ?????? ). Новая пунктуация ведёт своё начало не от этой древнейшей, а от интерпункция александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими грамматиками.

К концу VIII в. она, впрочем, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были по новому вводить её. Греки употребляли сначала лишь один символ — точку (др.-греч. ?????? ), которая ставилась то вверху строчки, то посреди её, то внизу (??????? ??????, ????, ?????????

 

Дионисия Фракийского). Прочие греческие грамматики, как Никанор (живший немногим позднее Квинтилиана), употребляли другие системы интерпункции (у Никанора было восемь знаков, у прочих — 4-ре и т. д.), но они все смешивали синтаксическую сторону речи с логической и не выработали никаких некоторых правил (см.

Steinthal, «Geschichte der Sprachwissenschaft bei d. Griechen und Romern», т. II, Берлин, 1891, стр. 348—354).

Аналогичная неразбериха господствовала и раньше, примерно до XV в., когда братья-типографщики Мануции увеличили число знаков препинания и подчинили их потребление некоторым правилам.

Их, собственно, и нужно считать отцами сегодняшней европейской пунктуации, в которой с того времени не было выполнено никаких значительных изменений. Но все таки, интерпункция разных современных европейских народов в определенных чертах значительно различна.

Так, в английском ставится часто запятая или тире перед and (и) и абсолютно не применяется перед относительными предложениями (как и во французском). Очень сложная и наиболее точная интерпункция — немецкая.

Доктрина её наиболее детально изложена у Беккера («Ausfuhrliche Deutsche Grammatik», 2 изд., Франкфурт, 1842), а история и характеристика — у Bieling’a: «Das Prinzip der Deutschen Interpunction» (Берлин, 1886). Старославянская интерпункция следовала греческим образцам.

Российская пунктуация — весьма близок сколок с немецкой и представляет те же хорошие качества. Изложение её можно отыскать у Якова Грота: «Российское правописание».

В ней употребляются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.

Система русской пунктуации

Система сегодняшней русской пунктуации складывалась с XVIII века на основе достижений в создании теоретических вопросов грамматики, в особенности теории синтаксиса. Система пунктуации обладает гибкостью: вместе с обязательными правилами она содержит указания, которые не имеют строго нормативного характера и допускающие варианты, которые связаны не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими характерностями.

В истории русской пунктуации по вопросу о её основах и назначении выделились три главных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания

Логическое направление теории пунктуации

Теоретиком логического, или смыслового направления был Ф. И. Буслаев, который думал, что «… знаки препинания имеют неоднозначное значение: помогают ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от иного или одну его часть от другой, и выражают чувства лица гласящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму — знаки: восклицательный (!

) и вопросительный (?), многоточие () и тире ()».

В современности смысловое сознание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло собственное выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро.

Первый из них отмечает, что «главное назначение пунктуации состоит в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме». Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, «потребление большинства знаков препинания в русском письме изменяется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами», он, впрочем, считает, что «в основе правил все же лежит смысл высказывания».

А. Б. Шапиро находит, что «центральная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и цветов, которые, будучи актуальны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».

Интонационное направление

Представители интонационной теории считают, что знаки препинания служат для определения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что во многих случаях отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А.

М. Пешковский).
Не обращая внимания на внушительное расхождение взглядов представителей различных направленностей, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи.

Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка означает завершонность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между гомогенными членами предложения показывает синтаксическое равенство элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.

Пунктуация

(позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка)
система знаков препинания (См. Знаки препинания) в письменности какого-нибудь языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; вместе с графикой (См.

Русский язык 11 класс (Урок№7 — Нормы пунктуации.)

Графика) и орфографией (См.

Орфография) — важный элемент письменной речи. П. современных языков, пользующихся латинскими, кириллическими, армянскими, грузинскими, греческими, иудейскими, арабскими, индийскими и многими др. письменностями, основывается на единых принципах и примерно на том же наборе знаков препинания.

Теоретические основы русской П. разрабатывали В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, грамматисты 19—20 вв. В понимании основ русской П. выделились логическое (Ф.

И. Буслаев, С. И. Абакумов, А. Б. Шапиро), синтаксическое (Я.

К. Грот) и интонационное (Л. В. Щерба, Л. А. Булаховский, А. М. Пешковский) направления.

Представители логического направления думали, что П. помогает ясности в изложении мыслей и выражает чувства гласящего и его отношение к слушающему.

По мнению представителей синтаксического направления, П. указывает на большую или меньшую связь между предложениями, частично — членами предложения и помогает понять письменную речь. Представители интонационного направления думали, что П. служит для определения ритмики и мелодики фразы, отражает преимущественно не грамматическое, а декламационно-психологическиое расчленение речи, её паузы, мелодию, ритм.

Лит.: Грот Я. К., Российское правописание, 22 изд., М., 1916; Пешковский А. М., Школьная и научная грамматика, 5 изд., М., 1925; Шапиро А. Б., Основы русской пунктуации, М., 1955; Абакумов С. И., Методика пунктуации, 4 изд., М., 1954.

Что изучает пунктуация?

Пунктуа?ция — это систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния и пра­вил их упо­треб­ле­ния.

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в язы­ко­зна­нии назы­ва­ет­ся его раз­дел, изу­ча­ю­щий, во-первых, зна­ки пре­пи­на­ния, а второе, их рас­ста­нов­ку на пись­ме.
Без зна­ков пре­пи­на­ния пись­мен­ная речь сольет­ся в еди­ный поток речи, в кото­ром будет непро­сто разо­брать­ся.

Русский 5 Что такое синтаксис и пунктуация

А в неко­то­рых слу­ча­ях без зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте воз­ник­нет дву­смыс­лен­ность. Помните, пре­сло­ву­тую фра­зу «каз­нить нель­зя поми­ло­вать»?

Пунктуация при­зва­на сде­лать нашу пись­мен­ную речь упо­ря­до­чен­ной, чет­кой, понят­ной и ясной.

Слово «пунк­ту­а­ция», как и мно­же­ство слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция, явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из латин­ско­го язы­ка. Латинское сло­во punctum пере­ве­дем как «точ­ка».

Обозначение

Принципы пунктуации

Интонационный прин­цип — осно­ва пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка.
Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский счи­та­ли, что зна­ки пре­пи­на­ния явля­ют­ся фор­маль­ным пока­за­те­лем рит­ми­ки и мело­ди­ки речи.

С дру­гой сто­ро­ны, рус­ская пунк­ту­а­ция отра­жа­ет отча­сти инто­на­цию: на месте точ­ки как завер­ша­ю­ще­го зна­ка пре­пи­на­ния голос пони­жа­ет­ся, на месте тире дела­ет­ся более дли­тель­ная пау­за, чем на месте поста­нов­ки запя­той и т. д.
Ученый Я. К. Грот ука­зы­вал син­так­си­че­ский прин­цип пунк­ту­а­ции.

Он счи­тал, что зна­ки пре­пи­на­ния дела­ют более нагляд­ным син­так­си­че­ский строй пись­мен­ной речи, выде­ля­ют отдель­ные пред­ло­же­ния и их части в соста­ве слож­ных пред­ло­же­ний.
Закономерный прин­цип пунк­ту­а­ции обес­пе­чи­ва­ет пони­ма­ние тек­ста, смыс­ло­вое деле­ние его на части и соот­вет­ствен­ную поста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния.

Смысловой прин­цип осо­бен­но заме­трубчатый нагревательный элемент при осо­боб­ле­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, а так­же в при­со­еди­ни­тель­ных и уточ­ня­ю­щих кон­струк­ци­ях.
Понятно, что все ука­зан­ные прин­ци­пы пунк­ту­а­ции сов­ме­ща­ют­ся в еди­ной систе­ме пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка.

Знаки препинания

В рус­ском язы­ке основ­ных десять зна­ков пре­пи­на­ния. Укажем их: точ­ка, запя­тая, вопро­си­тель­ный символ, вос­кли­ца­тель­ный символ, мно­го­то­чие, запя­тая, точ­ка с запя­той, двое­то­чие, тире, скоб­ки (круг­лые), кавыч­ки.

Знаки пре­пи­на­ния слу­жат для обо­зна­че­ния в пред­ло­же­нии и в тек­сте смыс­ло­вых гра­ниц, зна­че­ние кото­рых осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся пишу­щим. Знаки пре­пи­на­ния разделяют текст на части — пред­ло­же­ния, а внут­ри слож­ных пред­ло­же­ний отде­ля­ют, напри­мер, про­стые пред­ло­же­ния друг от дру­га или глав­ное пред­ло­же­ние от под­чи­нен­но­го и т.д.

Разделы русской пунктуации и ключевые группы правил

Урок, который можно посмотреть в видео формате «Что такое синтаксис и пунктуация»

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *