Что такое воображение — его виды и функции, как его развить

 

Функции воображения и его развитие

Воображение
Воображение считается особенной формой психики человека, стоящей отдельно
от других психических процессов и одновременно с тем занимающей переходное
положение между восприятием, мышлением и памятью.
Характерность этой формы психического процесса состоит в том, что
воображение, возможно, отличительно лишь для человека и странным образом
связано с работой организма, будучи одновременно самым
"психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее значит,
что ни в чем другом, помимо воображения, не вырисовывается безупречный и таинственный
характер психики. Можно предполагать, что конкретно воображение, желание его
поныть и объяснить привлекло интерес к психическим явлениям в античности,
поддерживало и продолжает его активизировать сейчас.
Впрочем феномен воображения остается таинственным и сейчас. Человечеству до
сих пор практически ничего не известно собственно о механизме воображения, в том числе
о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека
локализовано воображение, с работой каких популярных нам нервных структур оно
связано, сегодня еще не разгаданы. Как минимум, об этом мы можем сказать
намного меньше, чем, к примеру, об чувствах, восприятии, внимании и памяти,
которые изучены в определенной степени.
1. Сущность и виды воображения
Воображение играет важную роль в человеческой жизни. Благодаря воображению
человек творит, умно думает собственные действия и управляет ею. Практически вся
человеческая материальная и духовная культура считается продуктом воображения
и искусства людей. Воображение играет также большое значение для развития и
совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его
сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает грядущее.
Воображение – это способность представлять недостающий или
по настоящему не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в очень разный период времени, что не
себе может позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в
образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, грядущее продемонстрировано в
Воображение считается ключевой наглядно-образного мышления, позволяющего
человеку ориентироваться в ситуациях и решать задачи без непосредственного
вмешательства практичных действий. Оно в большинстве случаев помогает ему в том случае
жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или же просто
нецелесообразны или нежелательны.
От восприятия, оно собой представляет процесс приема и переработки человеком
разной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое
заканчивается появлением образа, воображение отличается тем, что его образы не
всегда соответствуют реальности, в них есть детали фантазии и вымысла. Если
воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что
отвечает на самом деле, то оно называется фантазии. Если,
более того, воображение нацелено на грядущее, называют его мечтой.
Воображение может быть четырех главных видов (рис.1):
Главные виды воображения
1. Активное воображение – отличается тем, что, пользуясь им,
человек самостоятельно, усилием воли вызывает у себя подходящие
2. Пассивное воображение состоит в том, что его образы появляются
неожиданно, кроме воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем
реальность осознанно создается человеком, а не просто механически
копируется или воссоздается. При этом в образе эта реальность творчески
4. Репродуктивное воображение – при его применении ставится
задача воссоздать реальность в том виде, какая она есть, и хотя тут также
есть компонент фантазии, такое воображение сильно напоминает восприятие
или память, чем творчество.
С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан
процесс художественного искусства. Так, с репродуктивным воображением
может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, и еще
частично реализм. По картинам И.И. Шишкина, к примеру, ботаники могут изучать
флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с
"документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX
века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности
также считаются поиском формы, максимально приближенной к копированию
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же
выступает как первой базы для фантазии. Впрочем никакая фантазия не
способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с
этим собственно реальность становится ключевой искусства ряда специалистов
искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические,
а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность
пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее
конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя собственные произведения вибрацией
воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов
(пуантилизм в живописи и музыке), разлагая беспристрастный мир на геометрические
По этой причине с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех
случаях, когда воспроизведение реальности реалистическим методом художника
не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой
– вполне явные реалии. К примеру, плодом такого воображения считается роман
М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика Аркадий и Борис Стругацких и др.
Обращение к столь оригинальным и необычным образам позволяет улучшить
интеллектуальное и эмоционально-нравственное действие искусства на
Очень часто креативный процесс в искусстве связан с активным воображением:
перед тем как сохранить какой-нибудь образ на бумажном носителе, холсте или нотном листе,
дизайнер создаёт его в собственном воображении, прилагая к этому сознательные
волевые усилия. Очень часто активное воображение настолько захватывает творца,
что он утрачивает связь с собственным временем, собственным "я", вживаясь в создаваемый
им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как
спонтанные, независимые от воли художника образы очень часто являются
продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не
менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают
возможность привести варианты роли пассивного воображения в художественном
творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в собственном творчестве уделял
снам, запечатлевая их в собственных фантастически мрачных произведениях.
Более того, творчески процесс, начинаясь, в основном, с волевого усилия,
т.е. с акта воображения, понемногу настолько захватывает автора, что
воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы
владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не исчерпывается литературой и искусством.
В не малой степени она вырисовывается в научном, техническом, иных видах
искусства. В этих всех случаях фантазия как разновидность воображения
играет положительную роль.
Однако есть и остальные виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к категории пассивных и непроизвольных форм
воображения. Их настоящая роль в человеческой жизни до этих пор не поставлена, хотя
известно, что в снах человека находят выражение и удовлетворение многие
крайне важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить
реализации в реальности.
Галлюцинациями именуют фантастические видения, которые не имеют, видимо,
практически никакой связи с находящейся вокруг человека реальностью. В большинстве случаев
галлюцинации являются результатом тех либо других нарушений психики или работы
организма и сопровождают многие состояния болезненные.
Грезы в отличии от галлюцинаций считаются вполне нормальным психическим
состоянием, оно собой представляет фантазию, связанную с желанием, чаще
только пару идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в
большей степени связана с реальностью, другими словами как правило реальна.
Грезы и мечты у человека занимают довольно очень много времени, тем более в
юности. Для многих людей мечты являются приятными думами о будущем. У
некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства волнения,
Функции воображения и его развитие
Разум человека не может располагаться в бездеятельном состоянии, по этой причине люди так
много мечтают. Мозг человека продолжает работать и вот тогда, когда в него
не поступает новая информация, когда он не решает никаких сложностей. Собственно в
данное время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по собственному
желанию не в состоянии остановить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе человеческой жизнедеятельности воображение делает ряд нестандартных
функций (рис.2), первая из которых заключается в том, чтобы представлять
реальность в образах и иметь шанс пользоваться ими, решая
задачи. Данная функция воображения связана с мышлением и органически в него
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний
. С помощью собственного воображения человек способен хотя бы частично удовлетворять
многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Эта жизненно
основная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в этом направлении
психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана при его участии в произвольной регуляции
познавательных процессов и состояний человека. При помощи мастерски
создаваемых образов человек может смотреть на необходимые события,
при помощи образов он получает возможность управлять восприятием,
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана
действий, т.е. способности исполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения считается планирование и программирование
деятельности, составление подобных программ, оценка их правильности, процесса
При помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими
состояниями организма, настраивать его на будущую деятельность. Известны
факты, свидетельствующие про то, что при помощи воображения, чисто волевым путем
человек может оказывать влияние на органические процессы: менять ритмику дыхания,
частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Эти факты лежат в
основе аутотренинга, широко применяемого для саморегуляции.
Нестандартные функции воображения
С помощью специализированных тренировок и приемов можно развивать воображение. В
творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п.,
развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами
деятельности. В аутогенной тренировке необходимый результат достигается путем
специализированной системы тренировок, которые направлены на то, чтобы усилием воли
обучиться расслаблять отдельные мышечные группы, к примеру мышцы рук, ног, головы,
туловища, произвольно увеличивать или уменьшать давление, температуру тела,
потребляя для этого процедуры на воображение тепла, холода.
Подводя итоги этой контрольной работы, необходимо выделить, что воображение
считается ключевой двигательной силой творческого процесса человека и играет
важную роль во всей его жизни. Это происходит благодаря тому, что вся
жизнедеятельность в самой разной степени связана с творчеством, начиная от
приготовления пищи дома до создания литературный произведений или
изобретательства. Без особенного креативного подхода сложно решить какую-либо задачу, и
по этой причине творческие способности нужно развивать у человека с раннего
Центральная роль в плане выполнения развития творческих способностей ребенка
принадлежит, первым делом, его родителям, которые не должны упускать
времени и заниматься с ребенком регулярно.
Образовательные учреждения также играют очень важную роль в развитии воображения и
творческих способностей человека. От того, как профессионально учителя
и преподаватели относятся к собственному делу, как правильно и интересно для
ребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития определенного
ребенка и, в конечном счете, весь человеческий потенциал государства.

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения

Вместе с восприятием, памятью и мышлением существенную роль в человеческой деятельности играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предугадать наступление тех либо других событий в дальнейшем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью.

Сродни мышлению, воображение появляется из сложной ситуации, мотивируется потребностью личности, вызвано уровнем развития общественного сознания. Воображение, сродни мышлению, считается познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается реальность.

В качестве опосредствующих материалов отражения тут выступают образы восприятия, представления, памяти. Сродни мышлению, воображение ориентировано для создания нового знания благодаря переработке прошлого опыта.
Но по сравнению от мышления, ключевым содержанием которого считаются понятия, разрешающие обобщенно и опосредованно узнавать мир, воображение течет в именно образной форме, в виде ярких представлений. В определенных образах, создаваемых воображением, часто открываются те либо другие абстрактные теоретические мысли.

Важность чтения книг. Почему нужно читать книги, а не смотреть фильмы или мультфильмы. В.Сундаков

В отличии от мышления, которое выполняется при помощи оперирования тезисами и суждениями, воображение выполняется при помощи оперирования образами.
Другой характерной характеристикой воображения выступает его можно применять в сложных ситуациях большой степени неопределенности, когда исходники не поддаются точному анализу.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть обязательная принадлежность ума.
Итак, воображение – это психический созидательный процесс нового в форме образа, представления или идеи.
Вот еще одно обозначение – воображение (или фантазия) собой представляет психический созидательный процесс образов, включающий предвидение финишного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в том случае, когда сложная ситуация отличается неопределенностью. (Е. И. Рогов)
Сущность воображения заключается в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразовуются им и на их основе делаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.
Воображение появилось в процессе труда как предвидение человеком результатов собственной деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.
Своеобразие воображения как формы отражения реальности состоит в следующем:
1. Воображение собой представляет мысленный выход за пределы конкретно воспринимаемого человеком.
2. Воображение способствует предвосхищению грядущего.
3. Воображение «оживляет» то, что было прежде.
Основное значение воображения заключается в том, что без него был бы нереален любой человеческий труд, так как нереально работать, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.
Подобным образом, процесс воображения свойственен только человеку и считается необходимым требованием его рабочей деятельности. Воображение всегда направлено на практичную человеческая деятельность.

Какие методики и техники развития мозга использовали правители мира?

Человек, перед тем как что-нибудь сделать, представляет, что необходимо делать и как он станет делать. Подобным образом, он уже заблаговременно создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в дальнейшей практической человеческой деятельности.

Эта способность человека заблаговременно представлять завершенный результат собственного труда, и еще созидательный процесс материальной вещи, резко выделяет человеческую деятельность от «деятельности» зверей, иногда очень искусной.
Физиологической основой воображения считается актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Подобным образом, появляются образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.

Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его телесные механизмы размещены не только в коре, но также и в очень глубоко залегающих отделах мозга. В особенности, немалую роль тут играет гипотоламо-лимбическая система.

В то же время появляющиеся в мозгу образы оказывают регулирующее действие на периферические процессы, меняя их функционирование.
В данном отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и дает возможность влиять на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, увеличение зрачков, проявления разных заболеваний и т.д.). В то же время сознательное применение образов воображения дает возможность управлять органическими процессами, выполняет их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы органов находящихся внутри, частей своего тела и т.д.).

Функции воображения.

1. Представление в психике реальности в образах – во внутреннем психическом проекте окружающая реальность отражается в виде надлежащих образов; при этом для определения образов явлений, которые человек воспринимал прежде, применяют понятие «представление», а в ситуациях, когда идет речь о преобразовательной деятельности и создании на ее основании новых представлений, употребляют понятие «воображение»;
2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с сложной ситуацией, сначала в замечательном проекте возводит программу е разрешения, образ необходимого результата на основе этого и потом выполняет практические действия;
3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях разного типа. В особенности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снимания психической напряженности, ощущений боли, для снимания сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения расстройств психики через образы, формируемые у клиента под управлением учителя; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.
Главные способы появления воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения вырисовывается в приеме агглютинации (если перевести с греческого «приклеивание»).

Агглютинация собой представляет комбинацию, соединение индивидуальных элементов или частей некоторых предметов в один образ. К примеру: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация применяется и в техническом творчестве.

При помощи данного приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и др.
Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое состоит в том, что в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, к примеру, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование дает возможность выделить самое значительное, очень важное в этом определенном образе.

Данным приемом очень часто пользуются карикатуристы.
Приемом создания образов воображения считается гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета если сравнивать с реальностью, изменение некоторых частей предмета, их смещение. Данный прием применяется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).
Конструирование представлений воображения может идти и искусственным путем. В случае если представления, из которых создается мифический образ, сливаются, различия сглаживаются, а линии сходства выступают на первоначальный план, то говорят о схематизации (государственные орнаменты и узоры, детали которых взяты из окружающего мира).

Любой человек может очень легко вообразить для себя китайца, британца и т.д. Эти образы проживают в нашем воображении в виде обобщенных схем.
Очень непростым приемом считается типизация – процесс гниения и соединения, из-за чего возникает конкретный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе дизайнер в большинстве случаев стремится передать конкретный, больше или меньше осознанный план.

В согласии с этим планом происходит акцентирование конкретных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности отличают 2 вида воображения: пассивное и активное.
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.
Пассивное воображение отличается разработкой образов, которые потом не осуществляются в практичных делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами.

Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, однако не связанного с волей человека. Людям присуще мечтать о приятном, заманчивом.

ОПАСНОСТЬ 5G — 10 ФАКТОВ О СОТОВОЙ СВЯЗИ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Доминирование грез в психической человеческие жизни может его привести к отрыву от реальной реальности, уходу в вымышленный мир, что со своей стороны, начинает тормозить психическое и общественное развитее данного человека.
Непреднамеренное (невольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во время сна, и т.д.

Наиболее показательным выявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. В основном, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются без злого умысла и в самых неожиданных и необычных комбинированиях. Непроизвольной в собственной основе также считается деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, к примеру перед засыпанием.
Активное воображение – воображение, которое связано с выполнением определённой практической деятельности. Начиная что-то делать, мы хотим представить образ результата, методов деятельности и т.д.

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят как правило средой, обществом, работой и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, в конце концов, и просыпается задачей, и ею направляется, оно устанавливается волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Активное воображение в себя включает актерское, творческое, критическое, воссоздающее и др. Недалеко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать иного человека, проникаться его мыслями и чувствами, сочувствовать, одновременно с ним тешится, сопереживать.
Произвольное воображение имеет для человека намного большое значение. Такой вид вырисовывается тогда, когда перед человеком стоит задача создания конкретных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.

В этих обстоятельствах процесс воображения находится под контролем и направляется самим человеком. В основе подобной работы воображения лежит способность произвольно вызывать и менять необходимые представления.
Среди разных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.
Воссоздающее воображение вырисовывается тогда, когда человеку нужно воспроизвести представление объекта, как можно более полно подходящее его описанию. С этим видом воображения встречаются тогда, когда читают описание географических мест или событий истории, и еще когда читают описание героев эпистолярного жанра.

Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно четко представить раскаты орудийных выстрелов, крики воинов, бой барабанов, аромат пороха.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или относительное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.).

Творческое воображение – это подобный вариант воображения, в ходе которого человек собственными силами создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для остальных людей или общества в общем и которые осуществляются («кристаллизуются») в определенные необычные продукты деятельности. Творческое воображение считается необходимым элементом и основой всех видов творческой человеческой деятельности.
Видом творческого воображения считается мечта – создание образов желаемого грядущего. Она обращена к сфере больше или меньше отдаленного грядущего и не предусматривает срочного достижения настоящего результата, и еще его абсолютного сходства с образом желаемого.

Одновременно с тем мечта может стать сильным мотивирующим аргументом творческого поиска. В отличии от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает как побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по какой-то причине оказался отсроченным.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Все в моей голове: воображение у взрослых и детей

Что такое воображение, как его развить и чем оно отличается у взрослых и детей?
Воображение — это один из психических процессов, который вырабатывается одновременно с развитием когнитивных функций мозга. Первым делом, в нем использовано наглядно-образное мышление.

Когда мы что-то воображаем, мы конкретно хотим представить это в собственных мыслях в виде зрительных образов. У любого человека есть эта способность, но развита она в различной степени.

Что такое воображение — его виды и функции, как его развить

Происхождение

Воображение неразделимо связано с творческим мышлением. Формирование образов и представлений в мыслях — процесс творческой активности, т.е. создания нового из предыдущего опыта. А это означает, оно опирается на восприятие и память.

Откуда тогда дети придумывают образы в собственных играх, не имея предыдущего опыта? — Они рождаются не необоснованно, а являются продуктом переработки всей получившейся прежде информации. Услышанное слово или увиденный образ крепятся в сознании ребенка и связывается со второй информацией, создавая полную картину.

Воображение у человека вырабатывается поэтапно.

Развитие воображения у дошкольников

Приблизительно в 3 года у детей начинает активно работать воображение, оно вырисовывается в игре. Ребенок достраивает в собственной голове образ на основе предмета, замещая его — к примеру, «кормит с ложки» куклу или родителя, замещая ложку палочкой или любым похожим предметом.

В данное время у ребенка возникает осознание, что игра происходит «не по-настоящему», и важно создать правильные условия для последующего развития воображения — подыгрывать. К 4 годам на смену замещению приходит намеренная замена одного предмета на другой.

При этом предмет абсолютно не должен быть похож на вымышленный объект, он бывает разной формы — к примеру, кубик может быть машинкой, а карандаш — самолетом. Дети старшего дошкольного возраста уже мастерски оперируют созданными образами и достраивают их детали.

У детей 5-6 лет воображение становится контролируемым, т.е. произвольным. Они могут планировать собственную творческую деятельность — к примеру, прежде чем что-то изобразить, они сначала продумывают образы в голове.

Учащиеся начальной школы и подростковый период

У учащихся в младшей школе воображение вырисовывается через изобразительное и прикладное искусство. Им уже не так интересно применять предметы быта, так как они умеют их создавать собственными силами.

В это время они очень легко могут решать разнообразные задачи за счёт собственного воображения, тогда как у взрослого человека подобный вопрос может вызвать трудности. В подростковом периоде воображение позволяет приспособиться в обществе и найти себя.

Человек строит в собственном внутреннем мире сценарии и переживает их до той поры, пока они не перестанут его тревожить, и еще примеряет социальные роли, что дает возможность определить последующие приоритеты. И собственно такое формирование своего психологического пространства способствует появлению личности.

Коммунистический психолог Л. С. Выготский говорил, что фантазия дает прекрасную возможность создавать не только художественные произведения, но и научные открытия, так как считается выявлением творческой деятельности и собственно в переходном возрасте получает большое развитие.

Творческое мышление и воображение у взрослых

В возрастом у человека не исчезает способность выдумывать и использовать воображение, как это может показаться. Накапливая все больший опыт и создавая шаблоны поведения и решения задач, мы просто перестаем пользоваться фантазией, в отличии от детей, которыми пользуются его регулярно.

А как и каждая познавательная способность, воображение слабеет, если его не использовать и не тренировать. Творческое мышление — это только одно из параметров мышления как когнитивной функции, по этой причине его можно (и необходимо!) развивать в разном возрасте, это даст возможность увеличить уровень собственной креативности.
Взрослое воображение, в отличии от детского, имеет собственные характерности. Оно также накладуется на предыдущий опыт, но применяется, в основном, с целью решения непростых задач. Творческое мышление взрослого человека есть способ взаимные действия с миром вокруг.

Мы пользуемся им для коммуникации, в бытовых вопросах, используем на работе. Чтобы натренировать его, есть специализированные процедуры, посреди которых Доктрина решения изобретательских задач, 6 шляп Эдуарда де Боно, метод морфологического анализа и иные.

Детальный видеоразбор таких и прочих методик представлен в курсе «Развитие творческого мышления».

Что такое воображение — его виды и функции, как его развить

Что понимается под воображением в науке и обычной жизни?

В обыдености и науке такие понятия, как воображение и фантазия, различны по собственной природе. К примеру, в повседневной жизни к воображению и фантазии люди относят все, что невозможно, нереально, нет смысла и практического значения.

Но в действительности это полностью ошибочно, ведь воображение – основа любой творческой деятельности, и оно имеет влияние на каждый нюанс культурной человеческие жизни. Собственно благодаря воображению мы можем похвалиться художественным, музыкальным, научным и даже техническим творчеством.
Воображение – полезная штука, так как помогает человеку создавать собственное грядущее, опираясь на чувствах, восприятии и мышлении. Для того чтобы моделировать (придумывать) грядущее, человек применяет получившийся прежде опыт и знания, за счёт чего в сознании генерируются образы объектов, ситуации, которые сейчас не существует или не случились, однако в последствии вполне могут быть превращены в определенные объекты.

Такая способность, как отражение близлежащего грядущего, которая дает возможность действовать в предвкушаемой, или, будет правильным сказать, воображаемой, ситуации, свойственна исключительно человеку.

Характерности создания

Абьюзер мужчина — признаки и обозначение в психологии
Процесс происходит на основе творческой деятельности, которая включает анализ и синтез. Для агглютинации отличительно соединение параметров различных предметов.

К примеру, русалочка – это комбинирование человеческих и рыбьих черт.
При гиперболизации происходит изменение параметров объекта. Гулливер обладал огромным ростом, если сравнивать с лилипутами.

При подчеркивании выделяется одна какая-нибудь черта.
Все такие варианты могут встречаться как вместе, так и отдельно. Художники почасту применяют прием типизации, который дает возможность выделить некоторые линии народа и осуществить их в картинах.

Поэтому очень часто предметы искусства становятся отражением эпохи.

Так что такое воображение?

Первым делом, воображение – это познавательный процесс, при помощи которого человек получает возможность моделировать грядущее путем создания прежде не существующих образов на основе полученного опыта или знаний, переработки образов восприятия.
Виды воображение и виды мышления тесно между собой связаны. В науке эти два понятия получили обозначение «чрезвычайно родственных», так как воображение — обязательный компонент мышления, особенно творческого.
Для того чтобы выкрутится из любой сложной, нетипичной ситуации, человек применяет не только мышление, но и воображение. Чем неизвестнее и сложнее та или другая ситуация, тем больше в работу вступает воображение, очень часто отодвигая на второй план мышление.

Если даже человеку неизвестны те либо другие данные или процессы, воображение восполнит эти пробелы и смоделирует решение проблемы. Восполнение неполных начальных данных называют продуктами своего искусства.

Способы развития

В сегодняшнем мире люди с творческим восприятием пользуются большим спросом. По этой причине есть тренинги и семинары по развитию воображения.

Аналогичные процедуры рассчитаны не только на детей, но и на взрослых
Краткие советы по появлению фантазии дают возможность родителям помогать детям улучшать собственные умения. Для начала взрослые должны создать сенсорную среду, т.е. знакомить ребенка с различными предметами и явлениями.

Ребенок должен активно играть и общаться с ровесниками. Собственно устная речь способствует возникновению отвлеченного мышления.
Важно! Необходимо поддерживать любые творческие начинания: рисование, музицирование, лепку и т.п.
Взрослые тоже способны развивать воображение. Для этого им стоит регулярно тренироваться.

К примеру, выдумывать обновленные свойства для уже существующего предмета или попытаться выдумать что-то с нуля.
Зная точные характеристики воображения и характерности его проявления, каждый человек может развить у себя такой вид психической деятельности. Дополнительно можно считать в уме, читать книги, просматривать кинофильмы и учиться анализировать внешнюю среду.
Чем больше у человека чувственного опыта, тем больше вероятность возникновения фантазий. Способны помочь медитации и иные трансовые техники.

Полезно ежедневно перед тем как ложиться спать восстанавливать прошедший день. При постоянных занятиях выйдет достичь положительных результатов.

Связь воображения и впечатлений

Важным нюансом также считается связь между видами воображения человека и эмоционально-волевыми процессами. Данный процесс можно объяснить тем, что даже при появлении в голове у человека воображаемых образов и ситуаций он может испытывать вполне настоящие, а не воображаемые эмоции.
Работает это так. К примеру, человеку необходимо перейти через широкое поле, и он знает, что в этих местах водятся токсичные змеи. Представляя, что змея может напасть и укусить, человек испытует далеко не вымышленный, а самый настоящий страх.

За счёт этого, при помощи воображения, человек начнет выдумывать более безопасные способы обойти это поле.
Воображение значительно оказывает влияние на силу испытываемых чувств и эмоций. Человек может переживать по поводу воображаемых событий, а не настоящих.

И только, снова же, при помощи воображения страх можно свести до минимума и убрать напряжение.
Благодаря воображению человек испытует такое ощущение, как сопереживание. Чем ярче и реалистичнее образы, которые создаёт воображение, тем больше побуждающая к действию сила.
Воображение – один из первоочередных факторов, оказывают большое влияние на становление человека как личности. Идеалы, принципы и жизненные установки – это вымышленный образ, которому человек стремится подходить.

Эти воображаемые установки и считаются образцом жизни и развития человека. Психология выделяет определенные виды и функции воображения.

Воображение — это…

Воображение – это способность создавать в сознании существующие и несуществующие образы. Такое «способность» доступно лишь для психики человека: это выделяет нас от остальных живых существ.
Нужно выделить, что придумывать умеет любой человек при условиях, что он здоров и душой, и телом. Расстройства психики и нарушения работоспособности мозга способны нарушить или совсем уничтожать подобную функцию.
Как вырабатывается воображение (понятным языком):

  1. информация из среды поглощается органами восприятия (глаза, уши, нос, рот, кожа);
  2. мы воображаем полученные образы в уме или выдумываем на их основе что-нибудь новое – даже то, что нет в реальности в этот момент и вообще в реальности.


К примеру, прошлым летом вы были на море, а в текущем году об отпуске остается лишь мечтать. Чем вы и занимаетесь: визуализируете пляж с песком, дуновение тёплого ветра, морской аромат, крики чаек, светлое солнце.
Вы выстраиваете в голове картинку на основе уже имеющихся представлений о море – его вкусе, цвете и запахе, чайках и т.д. Однако в реальности этот сюжет отсутствует.
Подобным образом, при помощи воображения мы могут делать образы на основе прошлого опыта и моделировать (как это?) грядущее.

Можем мысленно создавать объекты, которые когда-то видели (слыхали, нюхали, пробовали на вкус и трогали), и еще распологать их, получая нечто другое – безызвестное и несуществующее (кто-то же придумал мультяшного котопса?)))

Какое бывает воображение?

Такой феномен, как воображение, интересует профессиональных мастеров из самых разнообразных сфер науки. Видами воображения считаются:

  • Активное, или преднамеренное.
  • Пассивное, или непреднамеренное.
  • Продуктивное, или творческое.
  • Репродуктивное, или воссоздающее.


Любой из указанных видов моет встречаться в конкретный момент человеческие жизни как отдельно, так и в паре с другими. Любой из видов развития воображения имеет собственные функции и характерности.

Развитие


Творчество намного лучше помогает развитию воображения
Если Вы намереваетесь развивать собственное воображение, то можно прибегнуть к следующим рекомендациям.

  1. Занимайтесь умственной работой. Человек должен формироваться творчески и заниматься научной работой.
  2. Учитесь думать креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте собственный опыт восприятия.
  5. Обдумывайте собственные действия, рассматривайте потенциальные результаты.
  6. Постарайтесь чаще выдумывать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее конкретный момент случились важные изменения.
  7. Если у Вас есть дети, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь создавать, применяя разные материалы.


Теперь Вы знаете, что представляет собой развитие воображения. Человек должен понимать, что эта способность помогает хорошо ориентироваться в мире, быть креативным, иметь оригинальный взгляд на обыкновенные вещи.

 

Необходимо развивать воображение у детей и у себя, обучиться планировать собственные шаги, представляя потенциальные результаты.

Пассивное воображение (невольное/непреднамеренное)

Суть пассивного воображения состоит в создании и сопоставлении образов и представлений без определенных намерений со стороны человека в тот зазор времени, когда сознательный контроль за течением представлений ослаблен. Самый обычный пример – несовершеннолетние дети, сновидения у взрослых людей, полусонное состояние.

Именно в эти периоды представленные образы появляются и чередуются один иным уже сами по себе, принимая иногда самые нереалистичные формы.
Легкость воображения, фантазирование, отсутствие критического отношения к представляемым в голове образам – основные характеристики пассивного воображения. Подобный тип очень часто встречается у детей начальных классов, и только жизненный опыт, фактическая проверка создаваемых образов организовывает эту необъятную работу воображения, подчиняет ее руководству сознания.

Собственно после чего пассивное, непреднамеренное воображение переходит в стадию активного, контролируемого воображения.

Характерности развития воображения в детском возрасте


Дошкольный возраст психологи именуют сензитивным, другими словами наиболее чувствительным для развития воображения. Это связано со спецификами психики дошкольника:

  • преимущественно образный характер мышления;
  • открытость всему новому и яркому;
  • живость и яркость образов;
  • свобода от правил и шаблонов, которые еще опоздали сформироваться;
  • возможность проводить занятия для развития в игровой форме, предпочтительной для развития воображения.


Однако есть и проблемы, которые нужно брать во внимание, организуя занятия с дошкольниками. Одна из наиболее серьезных – минус в памяти образной, сенсорной информации, рабочего материала воображения.

По этой причине начать следует с развития восприятия, в том числе творческого, другими словами способности быть наблюдательным, отмечать оригинальное в простых вещах, уметь не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.
Очень полезны для развития данного типа восприятия процедуры на поиск оригинального в привычной находящейся вокруг обстановке. А также прекрасно помогают развитию профессионального видения и воображения процедуры по дорисовыванию фигур геометрической формы, отвлеченных линий и зигзагов до узнаваемых образов.
Вторая проблема – неустойчивость психики. Дети этого возраста еще плохо владеют произвольным вниманием, часто отвлекаются и быстро устают, если им необходимо заниматься серьезной умственной работой.

А принуждать детей нельзя ни в коем случае, все занятия для развития обязаны производится с охотой и доставлять удовольствие.
По этой причине взрослым необходимо активно подключаться к выполнению тренировок, привлекать детей собственным примером. Еще хорошо заниматься развитием воображения на прогулке или в долгих поездках.

Активное воображение (произвольное/преднамеренное)

Суть активного воображения состоит в преднамеренном моделировании конкретных образов, которые основываются на поставленных целях и задачах. Развивается активное воображение у детей в то время, когда, к примеру, игры предполагают, что дети берут на себя отдельную роль (врач, продавец, глава государства).

Задача подобных игр – отобразить в игре подобранную роль самым лучшим образом, тут и включается в работу активное воображение.
Дальнейшее развитие преднамеренного воображения происходит в дальнейшей работе, когда задачи просят самостоятельных действий, проявления инициативы и творческих усилий. Любой труд, каждая работа требует включения активного воображения, Для того чтобы ясно представлять, что необходимо сделать для выполнения той либо другой рабочей задачи.

Это главный вид воображения в психологии.

Характерности воображения как психического процесса

Творения легендарных художников и рецепты кулинарии, яркие фантастические образы, сделанные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции знаменитых модельеров – все это создано благодаря воображению. И вдобавок с воображением связаны наши страхи, волнения, надежды, мечты – все, что рождает наше понимание и подсознание.

Тяжело найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого оригинального явления.
Воображение не напрасно именуют самым поразительным и таинственным событием психики, и, не обращая внимания на старую историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. Про то, как развить воображение, читайте тут.
В широком смысле под воображением знают воссоздание и переустройство хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, другими словами слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие созидательный процесс новых образов.

К примеру, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, по этой причине плохо дружит с логикой, а часто совсем не управляется логическим мышлением. Это дает возможность сделать вывод об античности воображения как формы психической человеческой деятельности, а может быть, оно и считается таким образом первым абстрактным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.
В отличии от образов памяти, продукты воображения – не просто воссоздание прошлого опыта, а его изменение вида, переустройство. Все происходящие с образами изменения базируются на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению некоторых ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • дальнейшему синтезу таких элементов в других комбинированиях.


Эти изменения могут быть разной степени: одни образы лишь несущественно выделяются от хранящихся в памяти, иные совсем на них не похожи. Человек может представить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже не может быть.

Причем продукты воображения тоже будут сохранены в памяти, чтобы потом принимать участие в дальнейшей интеллектуальной деятельности. По этой причине наше понимание в союзе с подсознанием способны породить такой великолепный «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.
Не обращая внимания на поразительные, восхитительные образы, создаваемые нашим воображением, ничего принципиально нового представить нельзя. Как бы это ни удивительно звучало, но представить человек может лишь то, что видел, слышал, чувствовал.

Впрочем наш мозг способен видоизменить детали прежнего опыта буквально до такой степени что узнать будет совсем не просто и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.
Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем знаменитые мифологические и герои из сказки:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – частично орел, частично лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто очень большая ящерица с тремя головами и крыльями летучей грызуны.

Более непростая и многоступенчатая комбинаторная деятельность дает прекрасную возможность создавать и более непростые образы. По существу дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения


Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами мозга головы. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток появляется протеиновая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Второе, хранит информацию о прохождении сигнала, другими словами считается основой нашей памяти.


Во время прохождения новых импульсов появляются новые связи и целые нейронные сети. Конфигурации таких связей и являются физиологической основой воображения.
Не обращая внимания на столь бесхитростное разъяснение, сущность воображение им не ограничивается, и многое в нем остается неясным. К примеру, тот момент, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя.

Другими словами не только настоящие объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы приводят к изменению деятельности нашего организма. По существу, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь исключительно на воображение.
Как пример проведем маленькой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Жёлтый, душистый и, разумеется, кислый.

Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножиком этот жёлтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает течь по подбородку… Что вы почувствовали?

Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от чувства кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то вымышленный, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о абсолютно гипотетической радости на губах непроизвольно возникает улыбка.


Представляемые нами образы порождают совершенно реальные эмоции, которые вызывают тоже вполне настоящие телесные изменения в организме.
Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и на самом деле начинал испытывать плохое самочувствие вполне реальное, а не воображаемое. К примеру, ситуации как говорят иначе стигматизма.

Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые появляются, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.
Впрочем и вылечить человек себя тоже может, однако для этого необходимо иметь не только сильное воображение, но и уверенность в собственной победе над болезнью.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение

Самый обычный пример воссоздающего воображения – когда человеку необходимо представить предмет, человека, мероприятие, с которым он никогда не сталкивался. Например, человек ни разу в жизни не видел снега, так как живёт в жаркой стране, впрочем после прочтения новостей про то, как в той либо другой стране выпало излишнее кол-во осадков, он может вообразить для себя снег в больше или меньше ярких и полных образах.
Задача воссоздающего воображения — создать в мыслях то, что уже есть, без отклонений от реальности. Воссоздающее воображение позволяет человеку представлять места, в которых он еще не бывал, события истории, в которых он не принимал участия, предметы, с которыми он не мог сталкиваться в реальности.
Тренировать репродуктивное воображение можно при помощи книг. Собственно во время прочтения той либо другой литературы мы создаём живые, определенные образы, с которыми никак не имели возможности сталкиваться прежде.

Главные виды

Рефлексия — что это в психологии, обозначение
В истории немало примеров, когда фантазии в последующем находили отражение в реальности. Писатели-фантасты и изобретатели активно изучали мир вокруг вас и смогли спрогнозировать развитие человечества.
К примеру, компьютеры, видеозвонки, полеты в космос встречаются в работах писателей 20 века. В двадцать первом веке это все стало ежедневными вещами.

Ярче всего воображение вырисовывается у детей во время игр
По этой причине у фантазии имеются собственные функции, ее нельзя считать бесполезным процессом. Психологии точно не знают, почему у конкретных людей эта способность вырисовывается сильнее, чем у остальных.

Выделяют несколько вариантов воображения.

Активное

Именно воспользовавшись его помощью была создана вся культура. Активная фантазия служит мотивацией для человека, так как он ясно представляет результат собственной продуктивной деятельности.

При помощи неких действий происходит приближение образа грядущего.
К примеру, скульптур задумал статую. Он берет традиционный кусок камня и начинает постепенно обтесывать его.

В результате выходит какая-нибудь конкретная фигура.
В подобном виде воображения человек ориентируется на собственное представление объекта, которого нет в природе. По этой причине аналогичные фантазии дали возможность создать все предметы искусства.

Пассивное

Для данного вида свойственны мечты и фантазии. Человек только выдумает различные образы, однако не торопится осуществлять их в реальность.

Аналогичный процесс не считается опасным, однако некоторые люди отдают ему все время и отказываются от настоящих дел.

Уже сами по себе грезы помогают отключиться от проблем
Человек сам вызывает образы, предается мечтаниям и представляет, что и как он изменит. Обычный пример пассивного воображения – это Обломов из романа Гончарова. Он лежал на диване, мечтал про то, как женится, сделает лучше гнездо.

Однако даже ради любимой дамы он не решился что-то поправить, так и остался с собственными мечтами.

Замена

Есть еще одна классификация фантазий. Она выделяет произвольное и невольное воображение. Чем отличается произвольное воображение – возникновением при решении определенных проблем.

К примеру, при выполнении заданий по математике необходимо представить решение воочию. Очень важно это для выполнения тренировок по геометрии.
В снах и случайных видениях – вот где в большинстве случаев можно найти произвольное воображение. Довольно часто это бывает при медитациях или других трансовых практиках.
Существует еще одна классификация, которая выделяет репродуктивное и продуктивное воображение. Для первого отличительно создание образов, которые как можно больше приближены к настоящим объектам.

Для второго – материал максимально отделывается в мыслях автора, после чего реализовывается в жизни. Различные спецификации дают возможность иначе посмотреть на одинаковый термин.

Творческое, или продуктивное, воображение

Суть творческого воображения, первым делом, состоит в создании новых образов в процессе творческой деятельности. И не имеет значение, что это будет – искусство, наука или техника.
Художники, авторы книг, скульпторы и композиторы применяли собственно творческое воображение, чтобы отобразить собственные мысли и жизненный опыт в образах собственного искусства. В таких образах, кроме отражения жизни в собственных наиболее ярких и обобщенных образах, отражается личность творца, его восприятие окружающего мира, характерности уникального стиля творения.
Научная деятельность часто связана с построением гипотез и предположений, по этой причине она неотделима от творческого воображения. Как только гипотезы будут проработаны, они превращаются в знания и право имеют на жизнь только после доскональной проверки на практике.

На данном шаге творческое мышление кончается, однако без практики наука не будет прогрессировать и двигаться вперед.
Даже создание машин и роботов – это, прежде всего, креативный процесс, в котором без воображения нельзя.
Воображение – созидательный процесс чего-то действительно нового, по этой причине в нем использованы интеллект, мышление, память и внимание. И каждый этап человек проходит осознанно.

Виды творческого воображения также делятся на активное и пассивное.
Отдельная категория воображения – мечты как созидание новых образов. Характерность мечты заключается в том, что направлена она на желанное грядущее.

Мечта — самый положительный вид воображения в психологии.

Назначение

Самоконтроль — что это такое в психологии, обозначение
Иногда люди думают, что фантазии только вредят. В действительности это составная часть психики, которая делает ряд функции.

Главная – состоит в том, что при помощи воображения человек может представить результат собственной деятельности.
Важно! Собственно фантазии являются оптимальным способам формирования мотивации.
Когда индивид точно знает, что он получит в результате собственной деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях получилось обнаружить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в сложной ситуации.

В критичной обстановке человек может воспроизвести план поступков и найти выход.
При помощи грез личность удовлетворяет собственные потребности и восстанавливает эмоциональный фон. При неблагоприятном настроении это дает возможность отключиться и расслабиться.
Еще одна главная функция – это улучшение познания. Большинство изобретений рождается в момент, когда человек желает что-то сделать лучше или выдумать с нуля. Моделирование выстроено на развитии фантазии.

Собственно благодаря представлениям была создана вся техника.

Типы воображения

В психологии, кроме видов воображения, есть также типы:

  1. Зрительный вид предусматривает появление у людей зрительных образов.
  2. Аудитивный типа (слуховой) предусматривает слуховые представление, к примеру, тембр голоса, тональность и речевые характерности объекта.
  3. Типизация – очень непростой способ создания образов. К примеру, дизайнер изображает конкретный эпизод, мероприятие, какое может состоять из большинства подобных эпизодов, но собственно картина художника будет их представителем. То же самое происходит и с литературными образами.

Рассказываем и развиваем воображение

Для того чтобы обучить ребенка выдумывать, можно применять подобные приемы для развития воображения:

  • «Чародей». Родители одновременно с ребенком представляют, что есть у них волшебная палочка. 1 день она может что-то уменьшать или повышать, другой — перемещать предметы в пространстве, а 3-ий — превращать зверей в людей.
  • «Если бы…». Родители рекомендуют ребенку немыслимое обстоятельство, из которого нужно сделать вывод. К примеру, «Если бы собаки могли говорить, то…».
  • «Машина времени». Данное устройство способно переносить в любое время и место. Ребенок может рассказать, куда бы он хотел отправиться.
  • «Ошибочная сказка». При помощи данной методики родители могут проследить, как меняется восприятие ребенка. К примеру, «Жила-была Зеленая Шапочка. Отправилась она как-то через пустыню к собственной тетке отнести кувшин с водой…» Сначала ребенок будет все время поправлять: «Не Зеленая, а Красная, не через пустыню, а через лес, не к тетке, а к бабушке…». Однако по мере взросления сам станет придумывать и добавлять в обыкновенный сюжет чужих героев.

Как делаются образы?

Виды процесса воображения бывают:

  1. Агглютинация – воображение образов путем анализа и соединения конкретных качеств, параметров и элементов.
  2. Акцентирование – способность выделить из масштабной основной детали.
  3. Типизация (описание выше).


В разработке образов может принимать участие как один способ, так и несколько.

Создание образов


Для развития воображения средствами изобразительной деятельности используются разные приемы:

  • Комбинирование. Для получения новой уникальной конфигурации требуется выполнить это упражнение на развитие воображения, как перестановка индивидуальных элементов. Часто такую формулу применяют в собственной работе писатели, художники и ученые для совершения современных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обыкновенному механическому комбинированию каждой индивидуальной грани этой вещи. Получение нового образа вырабатывается на базе сложной аналитической и искусственной работы. При помощи этого происходит переустройство предметов до такой степени что узнать будет совсем не просто.
  • Агглютинация. Суть этого способа, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в зрительном склеивании некоторых зрительных представлений, которые потом сделают единое целое и новый образ. Варианты: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно детали как трамвая, так и автобуса, некоторые герои из сказки снабжены одновременными частями тела зверей и человека.
  • Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при разработке нового образа собой представляет выделение определенных вещей и упущение незначительных. Обращается внимание на палитру цветов подобранного участка, однако не принимается во внимание ее натуральный размер, что приводит к созданию нового объекта.
  • Типизация. В процессе такого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу некоторых изображений. Часто к такой действия прибегают писатели, когда описывают в романе конкретные мысленные ассоциации.
  • Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной работой. Собственное внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Например необходимо применять сказочную Дюймовочку и огромных великанов из фантастических произведений.
  • Схематизация. Методика предусматривает процедуры для развития собственного творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Иные представления сглаживаются, лишь общие линии могут выставляться напоказ. Данные приемы применяют очень часто научные деятели при технических описаниях объектов промышленного типа.


Используя данные методики, взрослые могут решить установленную задачу.

Функции воображения

Воображение играет весьма определяющую роль в жизни и работе любого человека. В психологии выделяются следующие важные функции воображения:

  1. Целеполагание и планирование — важная часть жизни и развития любого человека, зависит от работы воображения. Предполагаемый результат и способы его достижения делаются собственно при помощи мышления в паре с воображением.
  2. Познавательная функция позволяет благодаря воображению конкретизировать понятия о предмете, событиях или процессах еще до того, как сложится само это понятие. Познавательная функция воображения – это возможность проанализировать неизведанное.
  3. Устройство — функция воображения, которая предназначена для того, что сгладить инцидент между избытком поступающей информации и минусом знания для переработки и понимания данной информации. К примеру, детский мозг часто неспособен сравнить полученные знания с имеющимися. Воображение дает возможность решить эту проблему.
  4. Психотерапевтическая функция воображения состоит в защите человека от страхов, которые появляются на определенном шаге развития.


Чем дальше ученые продвигаются в исследованиях работоспособности мозга человека, тем труднее и неизведаннее становится этот мир.

Назначение и функции


Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность с помощью образов, способность их применять;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать рабочий план;
  • способность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.


Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению грядущего, оживляет прошлое.
Предлагаю Для вас функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности с помощью привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие конкретных планов и вариантов выполнения придуманного.
  3. Психотерапия, чувственная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение собственных желаний. На основе данной функции есть риск потери реальности. Приватный пример замещения реальности образами из игр, последствие игромании.
  4. Способность настраивать собственное поведение в оригинальных ситуациях, иногда проблемных с помощью других поступков, новых образов, беря во внимание потенциальные результаты.
  5. Организация познания, моделирование, воспроизведение объектов по подробному описанию, достройка не хватающих элементов.

Развитие воображения для искусства и рисования

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста
В большинстве случаев, если говорить о формировании воображения в области искусства, имеют в виду младших детей. Но большинство взрослых тоже не прочь посвятить рисованию свободное время.

Психологами обосновано, что пристрастие рисованием приостанавливает столь пристальное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже достаточно давно связывают с появлением интеллекта. Чем он ниже, тем шансов больше заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения.

Многие это убедились, и в жизнь пришла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?
Короткий эффектный курс развития творческого воображения:

  • действия с фото – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
  • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно применять изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
  • книги и пособия по рисованию – смогут помочь вдохновиться идеями для искусства, проанализировать манеру рисования в различных направлениях, подобрать то, что радует душу;
  • тематичные выставки и галереи исскуства – подскажут темы для самостоятельного искусства;
  • коллажи, аппликации – относятся к реальному способу развития воображения;
  • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, смогут помочь создать творческие способности и дадут простор для фантазии.

Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями
Развивать творческое воображение – наилучшая инвестиция в собственное психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар более, который не даёт превратить жизнь в скучное серое существование.

Механизмы создания образов


Без воображения не было бы книг и фильмов
Образы, появляющиеся в воображении, не появятся из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о настоящих явлениях и объектах.
Жизненные впечатления сочетаются в воображении человека, приобретая разные формы.
Процессы воображения разделяют на два уровня:

Виды воображения


Воображение бывает преднамеренное и непреднамеренное
Сродни процессам памяти, процессы воображения делятся по степени волевых усилий на преднамеренные и непреднамеренные.
Непреднамеренная работа воображения разворачивается в грезах, снах или полусонном состоянии.
Образы делаются самопроизвольно и в оригинальных комбинациях.
Это пассивный процесс, независящий от желаний человека, в котором часто осуществляются его неудовлетворенные потребности.
Преднамеренное воображение – это целенаправленный созидательный процесс определенных образов человеком по своей воле. Он сам контролирует и направляет собственные представления по возможности от ситуации, осознавая цель и мотивы собственных действий.
Произвольное воображение имеет подобные формы, как воссоздающее (воссоздание какого-нибудь образа по его свойствам) и творческое воображение (осуществление нового образа путем своего домысливания).
Воссоздающее воображение работает, когда, имея определенное описание объекта, человек представляет его полный образ. К примеру, при чтении художественной литературы, складывается мысленное представление об описанных персонажах или событиях.

Психология. Понятие виды и способы развития воображения.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Детское развитие дошкольного возраста делят на три стадии.

  1. 1 стадия – большое количество вымысла и фантазий. Так как в это время закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия продолжается до трех лет.
  2. 2 стадия – сотрудничество фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достигнуть результата во время какой-нибудь задачи. Стадия продолжается до пяти лет.
  3. 3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и искусства. Фантазии становятся более активными и фактически применимыми.

Процедуры для развития воображения у дошкольника

  1. Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите традиционную музыку. Спросите, что ребенок предоставил во время прослушивания этой музыки. Кроме традиционной музыки можно применять современную музыку, чем будет больше многообразия, тем лучше.
  2. Упражнение 2. Это упражнение делается с несколькими детьми. Включите какую-то музыку со словами либо же без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А прочие дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого процедуры развивается воображение у всех детей.
  3. Упражнение 3. Это упражнение замечательно подойдет для развития творческого мышления:

Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, так как можно гулять», а цель ребят продолжать цепочку, к примеру: «выйти на улицу – хорошо, так как полезно гулять. Гулять хорошо – так как полезно.

Полезно гулять – так как великолепная погода на улице. Великолепная погода – хорошо, так как светит солнце.

Светит солнце – хорошо так как ясно. Ясно – так как нет дождя. Нет дождя – так как тепло.»

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *