Как использовать позитивные функции конфликта на пользу отношениям

 

Положительные и отрицательные функции конфликта

Межличностный инцидент в управлении персоналом

Характерности межличностного конфликта: функции, структура и детали, динамика.
Межличностный инцидент в семье: периоды развития семьи, причины конфликтных ситуаций.
Межличностные конфликты в педагогическом процессе при управлении персоналом.

Характерности межличностного конфликта: функции, структура и детали, динамика.

Под межличностным конфликтом знают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде разных целей, не совместимых в какой-то определенной ситуации.
Межличностный инцидент вырисовывается во взаимном действии между 2-мя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты сопротивляются друг дружке и выясняют собственные отношения конкретно, лицом к лицу.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (возникновение конфликта выступает как признак неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (инцидент считается существенным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимные действия);
  • инструментальную (инцидент выступает как инструмент разрешения противоречий);
  • перестроечную (инцидент снимает факторы, подтачивающие существующие -межличностные взаимные действия, помогает развитию взаимопонимания между участниками).

1. 4 СПОСОБА РЕШИТЬ КОНФЛИКТ. Конфликтология.

К. Прищенко.

Деструктивные функции конфликта связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • отрицательным самочувствием участников;
  • невысокой эффективностью последующего взаимные действия и др.


Конфликты могут исполнять функции как положительные, так и отрицательные, которые представлены в таблице 4.

Положительные функции Отрицательные функции
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 2. Получение новой информации об оппоненте 3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом 4. Стимулирование к изменениям и развитию 5. Снятие синдрома покорности у подчиненных 6. Диагностика возможностей 7. оппонентов 8. Причины, вызывающие конфликты, также многообразны, как и сами конфликты. 1. Большие эмоциональные, финансовые затраты на участие в конфликте 2. Увольнение служащих, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе 3. Представление о побеждённых группах как о врагах 4. Излишнее пристрастие процессом конфликтного взаимные действия в ущерб работе 5. После окончания конфликта — уменьшение степени совместной работы между частью коллектива 6. Не простое возобновление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Структура и детали межличностного конфликта

При системном изучении конфликтных ситуаций в них выделяют структуру и детали. Элементами в межличностном конфликте считаются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, приверженцы, причина конфликта.

Структура конфликта — это связи между его элементами. Инцидент всегда находится в развитии, благодаря этому его детали и структура регулярно изменяются.

Динамика межличностных конфликтных ситуаций

Сам инцидент состоит из трех периодов:

  • предконфликт (появление объективной сложной ситуации, осознание объективной сложной ситуации, попытки избавится от проблемы неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  • инцидент (конфликт, эскалация, сбалансированное сопротивление, окончание конфликта);
  • послеконфликтная ситуация (неполная нормализация отношений, полная нормализация отношений).


Врач психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтных ситуаций, в собственном четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
— 1-й уровень: стычки (очень маленькие не приятные моменты, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
— 2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения — увеличение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с иным и уменьшение веры в его благие намерения к нам);
— 3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — последнее решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, тут чувственная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются боязни физического насилия).
Любой из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтных ситуаций и их предостережения.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают собственные интересы, стремятся к достижению собственной цели. Они всегда выступают от собственного лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится любой из противоборствующих субъектов.
Предметом конфликта в подобной ситуации служат противоречия.
Всякий межличностный инцидент в конце концов имеет собственное разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта.

Данную часть конфликта именуют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента очень важное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем. 10587 — | 7785 — или читать все.

Инцидент. Плохие последствия и позитивное влияние

Как использовать позитивные функции конфликта на пользу отношениям
В большинстве случаев слово инцидент вызывает только отрицательные эмоции и ассоциации. Предлагаю разобраться детальнее какие плохие последствия несет за собой межличностный инцидент и какие есть хорошие моменты в данных сложных ситуациях.
Плохие последствия конфликта

  1. Истощение личностных ресурсов — в конфликте мы тратим материальные, духовные и жизненные силы на его окончание. Ввязываясь в приличное количество не необходимых конфликтных ситуаций, мы рискуем потратить все силы на них.
  2. Разрушение/повреждение системы межличностных отношений — до начала конфликтной ситуации наши отношения с человеком были для нас установлены. Инцидент меняет характер взаимоотношений, нарушая сложившиеся связи (возникает враждебность, вражда, предубеждение).
  3. Плохо отражается на деятельности конфликтующих — имея в виду, сколько расходов сил требуется на развитие и разрешение конфликта, мы меньше внимания уделяем нашей ключевой деятельности (хуже работает, меньше общаемся с семьей и друзьями и т.д.). Более того, чем яростнее и больше мы конфликтуем, там побольше времени потребуется на возобновление, во время которого человек тоже не так продуктивен, как до конфликта.
  4. Негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта – настроение приходит в негодность, отрицательных впечатлений начинает увеличиваться, как и напряжения. Меняется восприятие ситуации, Нам становится довольно проблематично адекватно оценивать обстановку.
  5. Очень часто инцидент сопровождается психологическим или физическим насилием. Сама форма взаимные действия – противоборство мотивов, целей и интересов может быть достаточно агрессивной. В определенный момент один участник (или оба) решают, что насилие поможет им достигнуть цели и окончить инцидент.
  6. Закрепление агрессивных возможностей решения проблем в социальном опыте. Лозунг «победа любой ценой» в конфликтных ситуациях очень часто можно встретить. Если человек переходит к агрессивному давлению, стремясь продавить иного, то такое поведение и безальтернативное желание взять вверх над оппонентом может стать обыкновенным поведением. Тем более, если оно стало причиной успеху.
  7. Появляются состояния стресса, способные привести к росту допустимости заболеть. Например, сердечно-сосудистыми заболеваниями или соприкоснуться с трудностями кишечно-желудочного тракта.
  8. Формирование отрицательного образа «иного». Вступая в инцидент, мы перестаем рассматривать иного человека как потенциально опасного для нас. Напротив, в определенный момент он становится конкретно опасным, что служит самим началом конфликтных действий и самим началом формирования «образа врага». Потом под влиянием этого образа, мы укрепляем отрицательные установки в отношении к иному человеку и готовы действовать в ущерб ему.
  9. Отрицательное влияние на развитие личности. Под влиянием ошибочных убеждений участники конфликта могут прийти к убеждениям «мир ко мне несправедлив», и также убежденности, что «кто сильнее, тот и прав» и разочарованиям (ничего скорректировать нельзя, все непоправимо).

Страх конфликта // Поведение в конфликте

Но у конфликта есть и позитивное влияние:

  1. Полное или выборочное удаление противоречия. Ошибки управления, организации, ошибочные установки и многое иное во время конфликта становится явным, а это означает мы приобретаем возможность поправить недочеты, удалить что-то и провести работу над ошибками. Это очень большой плюс конфликтных ситуаций. Умно воспользовавшись им, не только можно наладить отношения (как бы удивительно это ни звучало), но и скорректировать уровень взаимные действия.
  2. Дает возможность оценить индивидуально-психологические характерности людей. Как говорят в одной пословице «где тонко, там и рвется», инцидент показывает наш уровень зрелости, порядочность, проявляет наши ценностные ориентации и истинные мотивы. И также увеличивает наш уровень стойкости к стрессовым факторам.
  3. Снижение психической напряженности. Несовпадение взглядов, противоречия в суждениях, ценностях, мотивах и несовершенство систем взаимные действия (к примеру, на работе), ведет к усилению напряжения. Осознание противоречия в конфликте помогает сделать меньше это напряжение, а если инцидент заканчивается компромиссом или партнерством, то напряжение может полностью уйти.
  4. Послужит источником развития личности, считается частью опыта в межличностных отношениях. Способность конфликтовать один из ценных способностей для человека, который тот осваивает начав с детсадовского возраста. Это важный этап социализации и адаптации, который расширяет понимание человека при помощи информации о возможностях и вариантах преодоления противоречий, и также наличии иных интересов и взглядов на мир.
  5. Может сделать лучше качество индивидуальной деятельности. Согласно исследованиям, на первых шагах конфликта презентация персональных результатов (сопернический дух) приводит к более интенсивной работе и желанию показать все умения и умения, конкретно у молодежи.
  6. Отстаивание человеком справедливых целей в конфликте увеличивает авторитет данного человека у окружающих. Справедливость целей довольно относительное понятие, но в определенной ситуации для определенного коллектива справедливость собственная. Сочувствующие конфликтующим сторонам могут проникнуться уважением к человеку, который представляет их интересы.
  7. Инцидент служит средством самоутверждения личности. Решение противоречий при помощи конфликта не путь только один, и может быть, не очень хороший, но может стать первым шагом человека к возникновению своей личностной позиции и помогать появлению активной личной позицией вместе с окружающими.


Навряд ли кто-то станет оспаривать с утверждением, что наши действия конкретно оказывают влияние на результат конфликта. А это означает, что в наших силах подобрать ту стратегию поведения в конфликте, что даст возможность удалить противоречия с очень маленьким выявлением отрицательных сторон конфликта.

В следующей статье мы побеседуем о ключевых стратегиях поведения в конфликте и изучим, что оказывает влияние на выбор этой стратегии, и также как уменьшить потери от конфликта и достигнуть устранения противоречий.

Положительные функции конфликтных ситуаций

Современное осознание конфликтных ситуаций в социальных науках исходит из представления о положительных функциях конфликта.
Это легко принимается, когда говорится о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, сложно переживающего жизненные трудности, что эмоционально бывает тяжело соединить с рассуждениями о пользе конфликтных ситуаций.
Впрочем и для сегодняшней психологии отличительно признание двойственной природы конфликта, также и его позитивной роли.
Инцидент — источник развития. Самая основная положительная функция конфликта заключается в том, что, будучи формой противоречия, инцидент считается источником развития. Чем значимее инцидент для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их развитие интеллекта.

Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и потенциальные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соревнование (партнерство) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей».

Схожую функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.
Инцидент — сигнал к изменению. Из иных положительных функций конфликта самой явной считается сигнальная функция.

Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк выделяет позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтных ситуаций для жизни: «Они сообщают об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до настоящего столкновения данных отношений, чреватого плохими результатами».
Подобную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмём например отношения родителей с ребенком.

Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с мамой и папой исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на собственном и благодаря этому быстрее всего ухудшат, а может быть, и разрушат собственные отношения с ребенком. Понемногу накапливающееся напряжение сродни пару, давление которого рвет плотно закрытый котел.
Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала про необходимость изменений. Возможно, тут подходит аналогия с болью. Боль неприятна, но любой доктор скажет, что она делает существенную и хорошую функцию.

Боль есть сигнал про то, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Инцидент, сродни боли, делает сигнальную функцию, сообщая нам про то, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих.

И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся добавить корректировки в наше взаимное действие, мы приходим к новому состоянию адаптации во взаимоотношениях. Если мы на каждом шаге собственных отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.
Инцидент — возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены варианты, иллюстрирующие и остальные положительные функции конфликта, к примеру «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).
Как пример приведем рассказ одной молодой дамы. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет.

Ее избранник был старше ее на много лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Может быть, собственно это стало причиной того, что, не обращая внимания на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После появления ребенка их отношения стали ухудшаться и напоследок подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание.

Впрочем случился тот, часто спонтанный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали узнавать собственные отношения и в ходе этого откровенного разговора убедились друг друга.

Рассказав эту довольно обычную историю, женщина добавила в конце: «Я так счастлива тому, что этот инцидент тогда был между нами. Из-за того что с той поры мы с мужем стали полностью близкими друг дружке людьми.

Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».
Этот новый уровень отношений между ними она связует собственно с случившимся конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания.

Неспроста социологи чикагской школы утверждали: «Инцидент — это возможность разговора начистоту».
Положительные функции внутригрупповых конфликтных ситуаций. Классическая точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются отрицательным событием для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармоничности в группах начинается еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию совместной работы».

Но благодаря конфликту оказывается выполнимым первичное установление единства или его возобновление, если оно было прежде нарушено. Разумеется, не каждый вид конфликта будет помогать укреплению группы, так же как и не во всех группах инцидент может выполнять аналогичные функции.

Наличие данных положительных потенций конфликта устанавливается его типом, так же как и характерностями группы.
Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу иногда появляющегося соперничества между требованиями индивидов. Характер группы станет значительно оказывать влияние на характерности данных конфликтных ситуаций, в особенности на их функции. Так, Козер считает, что чем группа теснее, тем инцидент интенсивнее.

Если например в такой сплоченной группе появляется инцидент, то протекать он будет со специальной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, отличительного для группы с тесными связями. Инцидент в группах данного типа будет грозить самим их основам, а значит, носить разрушительный характер.
Важное значение для внутригруппового конфликта станет иметь и характер отношений группы со средой из вне. Так, группы, находящиеся в состоянии больше или меньше постоянного противоборства с остальными группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению собственных членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий.

Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет специфична для групп, отношения которых со средой из вне более уравновешены.

Как выйти из конфликта с достоинством?

Внутренний инцидент также служит средством выявления у членов группы неоднозначных интересов и благодаря этому способствует возможности нового согласования, обеспечивая возобновление нужного равновесия.
Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций в середине групп, вследствие чего обеспечивается взаимное действие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.
В общем, указав на положительные возможности конфликта в эластичных социальных структурах, Л. Козер называет его самым важным стабилизирующим механизмом, механизмом устройства норм к новым условиям.
Инцидент — это возможность разрядки напряжения, «выздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «выздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе инцидент, может целенаправленно применяться в педагогической практике.

К примеру, А. С. Макаренко рассматривал инцидент как педагогическое средство влияния на человеческие отношения.
Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает выполнимым применять в психотерапевтической практике. Он пишет про то, как как то получил чрезвычайно эмоциональное письмо от парня, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно усилить его переживания и вызвать кризис.

 

Я написал, что он привык к собственному положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а теперь в его страданиях нет ничего, помимо жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я».

Мэй считает, если судить по ответной реакции, что его цель была достигнута и стала причиной конструктивным шагам.
Подчеркивание потенциальных положительных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о положительном значении хорошего разрешения и преодоления личностью появляющихся внутриличностных кризисов, конфликтных ситуаций, противоречий, но и об отрицательном, а то и разрушительном воздействии, которое как правило имеет для развития здоровой личности их непреодоление.

Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как результативный, если в результате он на самом деле «избавляется» от породившей его проблемы подобным образом, что переживание выполняет его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно также анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Настоящая же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом работы внутри личности по преодолению, проживанию критических обстоятельств возникающих в жизни становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — приобретение нового смысла, новое ценностное отношение, возобновление душевного равновесия и т. д.
Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически малоэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, по настоящему оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающие его эмоциональных состояний. Если припомнить прежде использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом варианте человек, почувствовав боль, пытается узнать ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а в другом варианте он просто пьет таблетки, стараясь заглушить малоприятные чувства.
Общая фактическая позиция может быть выражается уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей считается превращение деструктивных конфликтных ситуаций в конструктивные».
Наталия Гpишинa
По материалам «Elitarium»

Продуктивное противостояние, или Как извлечь пользу из конфликта

Гнев, страх, уныние и разочарование — конфликты всегда сопровождаются сильными отрицательными эмоциями. Нам больно и жалко, мы хотим, чтобы это побыстрее кончилось.

Однако в любом конфликте есть конструктивное начало, какое может стать толчком к развитию. Рекомендуем вам детальнее выяснить о природе конфликтных ситуаций и стратегиях поведения в них.

Что такое инцидент

Изучением конфликтных ситуаций занимаются психологи, социологи, политологи и философы. Бывают даже отдельная дисциплина — конфликтология.

В научной литературе даются десятки определений понятия «инцидент». Вот наиболее стереотипное из них.
Инцидент — это острый вариант разрешения противоречий в интересах. Эти противоречия могут появляться как между отдельными людьми (межличностные конфликты) или их группами (межгрупповые конфликты), так и в середине индивидуума (внутриличностный инцидент).
Аж до середины 20 века в научной обстановке и в общественном сознании преобладало плохое отношение к конфликтам. Считали, что они несут враждебность и агрессию, разрушают социальные связи, благодаря этому конфликтных ситуаций лучше не допускать.
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века вышла книжка Льюиса Козера (Lewis Coser) «Функции социального конфликта». Она стала бестселлером в Америке.

Опираясь на философские идеи Георга Зиммеля (Georg Simmel), социолог заключил , что общественное неравенство в обществе и конфликты на данной почве неминуемы, а инцидент как вариант разрешения противоречий полезен.
Ещё дальше пошёл американский психолог, основоположник теории разрешения конфликтных ситуаций Мортон Дойч (Morton Deutsch). Он разделил противостояния на деструктивные и продуктивные. В деструктивных конфликтах регулярно нагнетается атмосфера, растет число участников, ужесточаются способы борьбы.

Продуктивные конфликты, напротив, помогают разрешению проблемы.
Современная психология рассматривает конфликты в конструктивном ключе. Считается, что, если обучиться ими управлять, из них можно извлечь пользу.

Положительные функции конфликтных ситуаций

  1. Разрядка. Из-за постоянных напряжений, в середине любого из нас — бомба замедленного действия. Если чувствам не давать выхода, можно «разразиться». Маленькие конфликты помогают снять напряжение внутри и предохраняют асоциальные действия.
  2. Сброс «масок». В конфликтной ситуации открывается подлинное лицо человека. Даже близкий друг может показать себя с абсолютно неизвестной стороны, причём не всегда хорошей. Социальные конфликты учат лучше разбираться в людях и подробнее формировать круг общения.
  3. Сплочение. Если речь идёт о межгрупповом противостоянии или конфликте личности и группы, то борьба соединяет членов социальной ячейки. Общие интересы и общий «недруг» сплачивают коллектив.
  4. Стимул к улучшению. Инцидент — это сигнал, что отношения зашли в тупик и, чтобы их сберечь, необходимо заниматься самосовершенствованием . Для здравомыслящего человека конфликтная ситуация — это толчок к развитию.

Как вести себя в конфликте

По какому сценарию будет формироваться инцидент — деструктивному или продуктивному, — зависит от поведения участников.
Американские психологи Кеннет Томас (Kenneth Thomas) и Ральф Килман (Ralph Kilmann) разработали двухмерную модель стратегии поведения человека в конфликте. Они исходили из того, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит собственные интересы с интересами соперника, а для стратегий они выделили пять ключевых вариантов взаимные действия.

Это уход, уступка, борьба, компромисс и партнерство.
Как использовать позитивные функции конфликта на пользу отношениям Стратегии поведения участников конфликта
Уход (или уклонение) отличается тем, что человек не желает отстаивать собственные взгляды и принимать участие в спорах. Ему легче уйти от решения проблемы — «разбирайтесь сами».

Подобное поведение считается оправданным, когда предмет конфликта настолько незначителен, что не стоит траты сил и времени.
Уступка (или устройство) — это стратегия, при которой человек готов пожертвовать собственными интересами в угоду интересам соперника. Основой может быть закомплексованность в себе или невысокая самомнение.

Эта модель поведения считается нормальной, если участник конфликта желает выделить ценность взаимоотношений с оппонентом.
В состоянии борьбы (или принуждения) человек мыслит так: «Есть моё мнение и неверное». Он применяет все собственные силы, связи и авторитет, чтобы подавить оппонента.

Тут работает принцип: либо я прав и ты мне подчинишься, либо — до свидания.

Отношения без конфликтов – возможно ли это?

Если одна сторона в конкретной степени принимает точку зрения другой, можно говорить о компромиссе. В сущности, это стратегия обоюдных уступок, когда каждый участник удовлетворяет только часть собственных интересов и в результате достигается баланс.

Способность личности к компромиссу хорошо ценят. Но из-за половинчатости подобных решений компромисс очень часто приводит к новым конфликтам.
Пятая стратегия — это партнерство. Тут противники уважают друг друга. Представления о чёрном и белом у каждого собственные, а это означает, придется считаться с интересами оппонента.

Стороны готовы к диалогу и ищут общее, устраивающее всех, решение проблемы.
Участники конфликта нечасто придерживаются какой-то одной стратегии. В основном, одна модель поведения сменяет иную. Это воочию показывает следующий видеоролик.

Там парень начал с борьбы, потом пошёл на некоторые уступки и, напоследок, перешёл к партнерству.

Объяснение психолога:
Любой инцидент — это отстаивание собственных интересов, нежелание понять и послушать точку зрения оппонента. Однако для разрешения сложной ситуации нужно, чтобы одна сторона (в совершенстве — две) осознала бесперспективность такого противостояния и была готова его остановить.
На видео мы смотрим инцидент между 2-мя сторонами: основным героем и ИИ автомобиля. И любой из них по-своему пытается его разрешить.

Главный герой обращается к третьей стороне. Это довольно обычная стратегия: можно привести в пример школу, где при любой конфликтной ситуации дети обращаются к педагогу, или супругов, которые спорят в кабинете у психотерапевта.

Нужное требование этой стратегии: третья сторона должна владеть авторитетом и для той, и для оборотной стороны.
Машина предлагает свою тактику выхода из конфликта. Психологи именуют её расширением духовного горизонта спорящих. Смысл в том, чтобы вывести конфликтующих за рамки субъективного понимания, заставить их оценить ситуацию в общем и потенциальные результаты конфликта.

В нашем случае ИИ заставляет основного героя увидеть хорошие стороны ситуации: избежание аварии, привлечение внимания привлекательных девушек.
Самое серьёзное препятствие для достижения согласия между сторонами — отрицательная установка в отношении оппонента. Это означает, что первый шаг к разрешению конфликта — согласиться наличие противоречий и то, что ситуация имеет не только негативные, но и позитивные моменты.
Любое противостояние может быть продуктивным. Чтобы конфликтная ситуация доставила пользу, подбирайте правильную стратегию поведения.

Сердиться — это хорошо. Однако важно своевременно успокоиться, увидеть возможности для развития и перейти к партнерству.

Положительные функции конфликтных ситуаций

Современное осознание конфликтных ситуаций в социальных науках исходит из представления о положительных функциях конфликта.
Это легко принимается, когда говорится о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, сложно переживающего жизненные трудности, что эмоционально бывает тяжело соединить с рассуждениями о пользе конфликтных ситуаций.
Впрочем и для сегодняшней психологии отличительно признание двойственной природы конфликта, также и его позитивной роли.
Инцидент — источник развития . Самая основная положительная функция конфликта заключается в том, что, будучи формой противоречия, инцидент считается источником развития . Чем значимее инцидент для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их развитие интеллекта. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и потенциальные конкурентные процессы.

Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соревнование (партнерство) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей». Схожую функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.
Инцидент — сигнал к изменению . Из иных положительных функций конфликта самой явной считается сигнальная функция . Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк выделяет позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтных ситуаций для жизни: «Они сообщают об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до настоящего столкновения данных отношений, чреватого плохими результатами».
Подобную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях . Возьмём например отношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с мамой и папой исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на собственном и благодаря этому быстрее всего ухудшат, а может быть, и разрушат собственные отношения с ребенком.

Понемногу накапливающееся напряжение сродни пару, давление которого рвет плотно закрытый котел.
Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала про необходимость изменений . Возможно, тут подходит аналогия с болью. Боль неприятна, но любой доктор скажет, что она делает существенную и хорошую функцию. Боль есть сигнал про то, что в организме что-то не так.

Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Инцидент, сродни боли, делает сигнальную функцию, сообщая нам про то, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих.

И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся добавить корректировки в наше взаимное действие, мы приходим к новому состоянию адаптации во взаимоотношениях. Если мы на каждом шаге собственных отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.
Инцидент — возможность сближения . На психологическом материале могут быть найдены варианты, иллюстрирующие и остальные положительные функции конфликта, к примеру «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).
Как пример приведем рассказ одной молодой дамы. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на много лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее.

Может быть, собственно это стало причиной того, что, не обращая внимания на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После появления ребенка их отношения стали ухудшаться и напоследок подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Впрочем случился тот, часто спонтанный прорыв, на который всегда остается надежда.

Они стали узнавать собственные отношения и в ходе этого откровенного разговора убедились друг друга. Рассказав эту довольно обычную историю, женщина добавила в конце: «Я так счастлива тому, что этот инцидент тогда был между нами.

Из-за того что с той поры мы с мужем стали полностью близкими друг дружке людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».
Этот новый уровень отношений между ними она связует собственно с случившимся конфликтом. Момент прорыва , когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания.

Неспроста социологи чикагской школы утверждали: «Инцидент — это возможность разговора начистоту».
Положительные функции внутригрупповых конфликтных ситуаций . Классическая точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются отрицательным событием для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармоничности в группах начинается еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию совместной работы».

Но благодаря конфликту оказывается выполнимым первичное установление единства или его возобновление, если оно было прежде нарушено. Разумеется, не каждый вид конфликта будет помогать укреплению группы, так же как и не во всех группах инцидент может выполнять аналогичные функции.

Наличие данных положительных потенций конфликта устанавливается его типом, так же как и характерностями группы.
Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу иногда появляющегося соперничества между требованиями индивидов. Характер группы станет значительно оказывать влияние на характерности данных конфликтных ситуаций, в особенности на их функции. Так, Козер считает, что чем группа теснее, тем инцидент интенсивнее . Если например в такой сплоченной группе появляется инцидент, то протекать он будет со специальной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, отличительного для группы с тесными связями.

Инцидент в группах данного типа будет грозить самим их основам, а значит, носить разрушительный характер.
Важное значение для внутригруппового конфликта станет иметь и характер отношений группы со средой из вне . Так, группы, находящиеся в состоянии больше или меньше постоянного противоборства с остальными группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению собственных членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет специфична для групп, отношения которых со средой из вне более уравновешены.
Внутренний инцидент также служит средством выявления у членов группы неоднозначных интересов и благодаря этому способствует возможности нового согласования, обеспечивая возобновление нужного равновесия.
Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций в середине групп, вследствие чего обеспечивается взаимное действие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.
В общем, указав на положительные возможности конфликта в эластичных социальных структурах, Л. Козер называет его самым важным стабилизирующим механизмом, механизмом устройства норм к новым условиям.
Инцидент — это возможность разрядки напряжения, «выздоровления» отношений . Функция разрядки напряжения, «выздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе инцидент, может целенаправленно применяться в педагогической практике. К примеру, А. С. Макаренко рассматривал инцидент как педагогическое средство влияния на человеческие отношения.
Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает выполнимым применять в психотерапевтической практике. Он пишет про то, как как то получил чрезвычайно эмоциональное письмо от парня, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно усилить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к собственному положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а теперь в его страданиях нет ничего, помимо жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением.

Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его "Я"». Мэй считает, если судить по ответной реакции, что его цель была достигнута и стала причиной конструктивным шагам.
Подчеркивание потенциальных положительных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о положительном значении хорошего разрешения и преодоления личностью появляющихся внутриличностных кризисов, конфликтных ситуаций, противоречий, но и об отрицательном, а то и разрушительном воздействии, которое как правило имеет для развития здоровой личности их непреодоление.

Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как результативный, если в результате он на самом деле «избавляется» от породившей его проблемы подобным образом, что переживание выполняет его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно также анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Настоящая же проблема состоит в созидании нового смысла , в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом работы внутри личности по преодолению, проживанию критических обстоятельств возникающих в жизни становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — приобретение нового смысла, новое ценностное отношение, возобновление душевного равновесия и т. д.
Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически малоэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, по настоящему оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающие его эмоциональных состояний. Если припомнить прежде использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом варианте человек, почувствовав боль, пытается узнать ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а в другом варианте он просто пьет таблетки, стараясь заглушить малоприятные чувства.
Общая фактическая позиция может быть выражается уже приводившимися словами Р. Мэя: «. Нашей задачей считается превращение деструктивных конфликтных ситуаций в конструктивные».

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *