Календарь возрастных кризисов у детей и советы психолога по преодолению проблем

 

Календарь возрастных кризисов у ребенка
статья по теме

Большинство детских психологов согласны, что для ребенка возрастные кризисы просто нужны, не пережив их, ребенок не сможет полностью формироваться.

В жизни ребенка сменяются стабильные и кризисы – это специфический закон развития психики детей.
В основном, кризисы проходят очень быстро – всего за считанные месяцы, тогда как периоды стабильности гораздо продолжительней.

Но, необходимо выделить, что неблагоприятное стечение обстоятельств способна заметно увеличить длительность кризиса , иногда суетливый период в жизни ребенка может продолжаться год и более.

В период кризиса у ребенка происходит существенный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, в большинстве случаев, данные периоды непродолжительные, но достаточно бурные.
Начало и конец кризиса определить очень и очень трудно, в большинстве случаев в данное время ребенок почти не поддается воспитанию, не работают уговоры и договоренности, которые удачно использовались родителями прежде, поведение ребенка становится необъяснимым, реакция на самые разнообразные ситуации довольно бурно.

Большинство родителей отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспыхивания гнева и истерики. Однако, стоит учитывать, что любой ребенок индивидуален и каждый определенный кризис может протекать по-разному.

Скачать:

Подготовительный просмотр:

Календарь возрастных кризисов у ребёнка
Большинство детских психологов согласны, что для ребенка возрастные кризисы просто нужны, не пережив их, ребенок не сможет полностью формироваться.

В жизни ребенка сменяются стабильные и кризисы – это специфический закон развития психики детей.
В основном, кризисы проходят очень быстро – всего за считанные месяцы, тогда как периоды стабильности гораздо продолжительней.

Но, необходимо выделить, что неблагоприятное стечение обстоятельств способна заметно увеличить длительность кризиса , иногда суетливый период в жизни ребенка может продолжаться год и более. В период кризиса у ребенка происходит существенный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, в большинстве случаев, данные периоды непродолжительные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить очень и очень трудно, в большинстве случаев в данное время ребенок почти не поддается воспитанию, не работают уговоры и договоренности, которые удачно использовались родителями прежде, поведение ребенка становится необъяснимым, реакция на самые разнообразные ситуации довольно бурно. Большинство родителей отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспыхивания гнева и истерики.

Однако, стоит учитывать, что любой ребенок индивидуален и каждый определенный кризис может протекать по-разному.

? Календарь кризисов ребёнка
Для ребенка данный этап тоже не проходит неприметно, ему сложно найти общий язык с окружающими, у новорожденного происходит внутренний инцидент.

Отличают несколько возрастных кризисов:
Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в конкретный период жизни, важно знать, когда же случаются кризисы , проссчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он порекомендует, когда ваш ребенок будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам нужно уделить очень много внимания собственному чаду.

Необходимо рассмотреть детальнее, как меняется поведение ребенка в кризисы и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы, другими словами, Снижение выработки молока на фоне установленной лактации проходят очень быстро, в основном, в течение нескольких суток. Ключевое требование в этот период – это неограниченное прикладывание ребенка к груди, ночное питание.

В основном, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни ребенка, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.
Классически это можно объяснить тем, что у новорожденного появляется необходимость в больших количествах молока, чем вырабатывается у мамы.

В данные периоды ребенок становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя добавочной порции.

Частота прикладывания к груди в данный этап увеличивается. В основном, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не могут представить какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы данный этап прошёл как можно скорее маме стоит исполнять режим, не беспокоится и не терять самоконтроль.

В данном варианте лактация налаживается сама собой очень быстро. Главное не заканчивать кормить ребенка, прикладывать его к груди почаще.

Не стоит докармливать или допаивать ребенка в данный этап, нужно отказаться от спокойствия с помощью пустышки.

Необходимо сказать, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности вскармливания грудью и обучены правильному прикладыванию к груди.
? Кризис первого года жизни ребенка

Кризис в конце первого года жизни переживают фактически все малыши. В таком возрасте большинство детей уже начинают собственными силами ходить, произносят первые слова, пытаются одеваться и есть без помощи взрослых.

В основном, в данное время, ребенок отвечает капризностью на излишнее желание родителей помогать ему во всем и опекать его.

Новые умения дают ребенку возможность ощутить себя самостоятельным, но одновременно с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, в большинстве случаев переживают этот кризис немного до недавнего времени мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это нелёгкое время? Во время первого возрастного кризиса ребенок чувствует огромную необходимость в контакте с мамой, он желает находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг.

Если маме нужно отлучиться, то ребенок начинает капризничать и тосковать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь интерес к себе всевозможными вариантами.

Маме, для того, чтобы иметь шанс заняться собственными делами следует прежде выделить время ребенку, сыграть с ним, почитать книги, побеседовать. Насладившись присутствием мамочки, ребенок очень скоро захочет сыграть собственными силами.

Достаточно часто родители встречаются с выявлением упрямства в данный этап жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, выступать в протест одевания.

Подобным образом ваш ребенок пытается довести собственную взрослость и самодостаточность. На помощь вам приходит любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По завершению данного этапа ваш ребенок получит новые знания о себе, собственных возможностях и окружающем мире, проявятся прежде малоизвестные характерные черты. Не забывайте, что если данный этап пройдёт плохо, то возможно нарушение в правильности развития.

? Как пережить кризис 2-ух лет у новорожденного?

В таком возрасте ребенок начинает бурную исследовательскую деятельность, стараясь узнать, что сделать можно, а чего нельзя. Это нужно ребёнку, чтобы установить для себя границы дозволенного и ощутить, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это очень легко: модель поведения младенца вырабатывается на основе реакции родители на то либо другое действие со стороны ребенка, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, например если реакция родителей отличается от привычной – ребенок не будет чувствовать себя в безопасности.

Родителям важно усвоить, что подобная проверка со стороны ребенка считается не прихотью, а желанием убедится, что все в хорошо. Необходимо не забывать, что по истечению определенного времени вашему ребенку нужно будет столкнуться с сопротивлением остальных людей и внешней среды.

Родителям в данный этап развития стоить четко установить границы того, что сделать можно и того, чего делать решительно нельзя.

Отходить от этого запрета нельзя ни за что. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-нибудь из запретного, то ребенок очень быстро почувствует собственную власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен искать пути воздействия на ребенка собственными силами, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь для кого-то хватает намека, кто-то откликается исключительно на окрик, а некоторые знают требования родителей исключительно после проведенной беседы.
Необходимо выделить, что самым реальным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, благодаря этому, психологи советуют иногда без внимания оставлять капризы и истерики ребенка.

Что необходимо делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко держаться собственных запретов.

Второе, не стоит пытаться переключить внимание ребенка, данный вариант подходит только для очень маленьких детей. Третье, попытайтесь коротко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут сделаны.

Если ребенок подойдёт к вам за успокоением, не отталкивайте его и попытайтесь обговорить возникшую ситуацию, когда ребенок придёт в норму.

Фактически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от 2-ух до трех лет — говоря иначе кризис трех лет. В данное время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в хорошую сторону: истерики, протест, вспыхивания гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким собственного ребенка вы еще не видели.

Эти все проявления кризиса связаны с тем, что собственно в таком возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, показывает собственную волю.
Ребенку нужно предоставляет возможность выбора, для этого родители должны использовать своеобразные хитрости, к примеру, позволить ребенку собственными силами подобрать посуду из которой он будет есть или из 2-ух кофточек ту, которую он хочет одеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в данный этап абсолютно нормально. Волноваться нужно только в случае если ребенок не может выходить из состояния истерики или они повторяются по паре раз на дню.

Попытайтесь всякими уговорами и разъяснениями не позволить того, чтобы у новорожденного возникла истерика, ведь устранить ее очень часто легче, чем остановить.

Очень важное, что должны не забывать родители – нельзя допустить того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желанное.
Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не происходит?

Скорее, происходит так, что данный этап проходит быстро и не привносит больших изменений в характер и поведение ребенка.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?
Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризис , приходящийся на трехлетний возраст.

И вот, кажется, когда данный этап остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится опять беспокойным, капризным строгим. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается профессионалами, скорее, наоборот, в данное время ребенок должен стать намного стойким к разным ситуациям и раздражителям, в этом возрасте у новорожденного кончается период формирования речи, ребенок может весьма четко и логично объяснять собственные мысли. Прямо сейчас он чувствует большую необходимость в контакте с ровесниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет отлично фантазируют, показывают интерес к обучению, любознательность.

Так что же может оказать влияние на психологическое состояние ребенка в таком возрасте? В основном, минус общения провоцирует кризис у ребенка 4-5 лет.

Если ребенок себя чувствует одиноко, ему не с кем поделиться собственными мыслями, эмоциями, предположениями, то данные моменты как правило провоцируют разные кризисные проявления, а конкретно, капризность, истеричность. Ребенок будет пытаться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь большое внимание к себе.

Кризис в возрасте 4-5 лет нечасто переживают дети, посещающие дошкольные заведения, части и кружки. Благодаря этому, если вы увидели, что ребенок стал капризным либо наоборот чрезмерно замкнутым, то, быстрее всего, это повод увеличить его круг общения с ровесниками.

? Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?
Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения.

В данный этап создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в данное время разрешает себе отойти от дозволенных рамок: он пререкается, обсуждается, кривляется. Очень часто кризис у семилетнего ребенка связан с самим началом его учебной деятельности.

Необходимо не забывать, что детская психика – довольно трудна и малопредсказуема, благодаря этому этот кризис может начаться до недавнего времени (в 5-6-летнем возрасте) или позднее (8-9лет).

Основная причина этого кризиса состоит в том, что ребенок переоценивает собственные возможности.
Как же вырисовывается кризис в 7 лет?

Ваш ребенок стал быстро уставать, возникла нервозность, нервозность, необъяснимые вспыхивания гнева и ярости? Тогда прекрасное время бить в набат, а если быть точным, более серьёзно относиться к ребенку.

В данное время ребенок может быть слишком активным, а может наоборот зациклиться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, и также закомплексованность в себе.

К семи годам игра понемногу отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-иному.

Данный процесс скорее связан не с самим началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает свою личность.

В данное время ребенок учиться понимать собственные эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или чувствует радость. Больно ребенок переживает, если его внутреннее «Я» не отвечает замечательному

Если прежде вашему малышу было очень просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему нужно усвоить, на самом деле ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок наблюдает за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично проводит анализ все происходящее.

Родителям необходимо не забывать, что себялюбие ребенка еще очень уязвимо, собственно поэтому самомнение может, как завышаться, так и занижаться неоправданно.

И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям ребенка и может послужить основой его замкнутости либо, наоборот, гиперактивности. Более того, в настоящий момент малыш стремится остепениться как можно быстрее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен.

В таком возрасте у детей очень часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают подобранному персонажу, копируя не только его позитивные, но и негативные действия и действия.

Что же делать родителям в данное время? Разумеется, прежде всего, вам необходимо помочь ребенку обучиться по настоящему оценивать собственные возможности, при этом сохранив его уверенность в себе.

Это поможет ему обучиться адекватно оценивать собственные достижения и не приводит к разочарованию в самом себе. Постарайтесь оценивать действия ребенка не полностью, а по индивидуальным элементам, учите ребенка тому, что если что-то не вышло в настоящий момент, в перспективе обязательно все пройдёт собственно так, как хотелось.

Детские возрастные кризисы: от 0 до 3 лет. Е.Ларечина-Петш, Е.Потемкина.

Подводя итог хочется сказать, что есть еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует конкретной модели поведения от родителей.

Не забывайте, что все только у вас в руках, помогите ребенку управится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже очень непростой кризис.

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?
В мире есть очень много сказок.

Впрочем, читая книгу за книгой вы, возможно, уже увидели, что сюжеты некоторых из них необычайно напоминают друг друга.

Кроме того, исследовав их содержание детальнее, фольклористы выявили, что сказки, в основном, имеют схожие детали из которых и складывается нить повествования. Применяя данные литературные кирпичики, вы можете заполнять их на свое усмотрение и придумывать свои сказки для себя и собственных детей.

Ну а если еще и инвестировать туда поучительную мораль и сделать основного героя, похожим на собственного ребенка, то сказка выйдет не только интересной, а так же и полезной. Однако, про все по-очереди.

Сказки – эффектный способ донести до собственного ребенка какую-то мысль.

Слушать родительские нравоучения про то, что зубы нужно очищать 2 раза в течении дня — тоскливо. Иное дело, если родитель расскажет захватывающую историю о злобном мохнатом кариесе, который возводит норки в зубах ленивых малышей.

Подобных бытовых историй может быть большая куча на каждый жизненный случай.Способна терапевтическая сказка поправлять и более проблемные ситуации – вселять уверенность, обучать дружбе, принятию и терпению.

Но что сделать, если ваш литературный талант будет в спящем состоянии? Для этого нужно только воспользоваться готовым конструктором сказок.

Важные элементы терапевтической истории
Начать можно с обычной схемы волшебной сказки: "Герой, схожий на ребенка, идет решать похожую проблематику, приобретает друзей, навык и волшебное средство при помощи чего побеждает злодея".

Если размахнуться, то этого хватит для создания эпического произведения, однако для обыкновенной сказки на ночь не нужно особенных подробностей описательного характера.

Скажем, если вы не можете выдумать, что приходилось по дороге с основным персонажем, достаточно общей фразы "продолжительно ли, кратко ли, а пришёл наш герой…". Ребенок будет рад, если он сможет сам добавлять какие-нибудь детали.

Для этого, к примеру, его можно специально направлять восполнять вашу историю: "Может быть, к подножью большой горы?

Или к избушке на курьих ножках?" И пускай ребенок сам скажет, куда же отправился его протагонист. Чем больше он включается в сочинение сказки, тем больше она ему нравится и тем лучше она работает.

Главное – это соблюсти определенные правила:

1. Главный герой всегда имеет детали похожести с ребенком. Ему должен нравиться тот же цвет одежды или мультипликационный герой, у него должна быть похожая комплекция и похожая проблематика.

Это может быть его любимое животное или какой-то герой из сказки: эльф, фея, трансформер-бакуган или кто угодно еще.
2. Для героя нужно создать безопасное волшебное пространство.

Не все дети готовы слушать сказку про девочку, которая пачкает штанишки и получает двойки каждую неделю.

Благодаря этому мы опускаем героя в "очень давно, в определенном царстве", "На другой планете", "В одном простом городе, только в Африке, где много диких обезьян". В волшебном мире абсолютно не страшно соприкоснуться с собственной трудностью, однако если он будет чрезмерно похож на настоящий, то это станет повторением аварийной ситуации, что уж точно не считается ничем полезным для ребенка.

3. В сказке всегда есть друг героя – его помощник. Он может быть с ним изначально, а приходит в "дороге".

Как его выдумать? Достаточно легко.

Если у ребенка есть любимая игрушка. Скажем, Мишка, с которым он проводит во сне, то другу нужно дать его линии.

К примеру, сказать: "кстати он очень был похож на твоего котика Пуфина…" Довольно хорошо, если он будет забавным – будет шепелявить, есть конфеты тоннами, падать в лужу и попадать в забавные ситуации.

Смех, крик, дрожь, слезы, которые помогают ребенку прожить сказку с собственным героем, разряжают эмоции и оказывают терапевтическое действие.
4. Герой с собственным обретенным другом пытаются разрешить какую-то проблематику.

Для этого ему, к примеру необходимо сделать три задания дарителя, спасти друзей, претерпеть изумительное изменение и получить сказочный артефакт для победы над злодеем.

5. Лиходей. Никогда не должен быть чрезмерно уж страшным, его можно победить каким-нибудь доступным и простым ребенком способом, данный вариант можно проиграть здесь же – изобразить и порвать, избить подушкой, рассмешить, чтобы он лопнул или применить полученное от дарителя волшебное средство.

6. Конец должен быть положительный – проблема решена, герой вернулся домой, получил награду, женился и стал верховодить королевством, где все рады и счастливы.

Кирипичи конструктора сказок
В качестве конструкции опоры для повествования, я предлагаю воспользоваться следующими элементами сказки, многие из которых когда то вычленил знаменитый российский ученный Владимир Яковлевич Пропп.

Вы можете применить их все, а можете часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".

1. Жили-были. Создаём чудесное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "очень давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особенное обстоятельство ("ушёл из жизни отец", "солнце пропало с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке возникает новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправиться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, к примеру, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Возникновение друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Метод достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, применение меча-кладенца и т.п.).

8. Недруг вступает в действие (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое устранение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10.

Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и другие, не менее "симпатичные" персонажи).

11.

Герой спасается от преследования (скрываясь в печку, превращаясь в кого-то или при помощи волшебных средств и преодолевая очень большие расстояния).
12.

Даритель чувствует героя. И здесь возникает новый персонаж – чародей, гном, бабушка, которой необходима помощь или бедный.

Баба-яга даёт девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять нелегкий камень.

13. Герой выдержит тестирование дарителя (все понятно).
14.

Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, возникать неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15.

Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, чародей пропадает, дракон скрывается назад в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда представляет собой открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда соревнование или игра в карты).

17. Недруг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в сражении или состязании, но и изгоняют или уничтожают при помощи ухищрения).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особенный предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают непростое задание (достать кольцо со морского дна; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20.

Герой исполняет задание (а как же по другому?).
21.

Герою дается новый вид (популярный прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое выполняет героя еще красивее).

22. Герой возвращается домой (в большинстве случаев это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

 

23.

Героя не узнают дома (иногда вследствие случившихся с ним внешних изменений, наведенного заклятья, повреждения, взросления).
24.

Возникает обманчивый герой (другими словами тот, кто выдаёт себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Изобличение ложного героя (это может случиться в результате специализированных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И здесь находится подмена.

Обманчивый герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27.

Счастливый конец (пир по всему миру, свадебная церемония, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно создать из случившейся истории).

Все данные функции можно выразить графически и придумывать поразительные истории с ребенком вместе, вытаскивая новую карту за картой.

При этом необходимо сказать, что ключевым работающим моментом сказки для ребенка будет тот яркий образ, который вы создадите. Одна правильная картинка, запавшая в голову сделает намного больше поразительных приключений, сделанного вами героя.

Однако, если вы все еще затрудняетесь в собственных способностях, попробуйте потренироваться на своей собственной сказке, и только затем приниматься за сказкотерапию детских проблем.

Для того, чтобы обучиться пользоваться предложенной схемой, я предлагаю вам одно прекрасное упражнение. Сочинить для начала сказку не о проблеме ребенка, а о своей своей жизни.

Скажем, "Сказ о богатыре русском Иване Смирнове" или "Принцесса-рассмеяна Аня Кашина". В этом случае, наименование не имеет большое значение, основное соблюсти предлагаемый порядок: "Герой выходит из дома и отправляется решать важную проблематику, приобретая на пути недостающие умения, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и воцаряется на троне".

Если в определенный момент вы ощущаете, что не можете найти слова для продолжения истории, обратитесь к элементам конструктора, заполнив его любыми образами, которые придут к вам в голову: герои фильмов, сказок, литературы и кино тоже подходят. Легче всего рассказывать такую сказку, если у вас есть признательный слушатель.

Однако если вы любите создавать в одиночестве, то лучший способ – записать получившуюся историю. После этого, вы можете вернуться к данной заметке и собственными силами поработать над получившимся произведением, воспользовавшись техниками из второй части статьи.

Анализ получившейся сказки.
Итак, вы сочинили собственную красивую сказку.

Возможно, в ней присутствовали все детали, предложенные в конструкторе, а может быть, подобрали только пару из них.

В первом варианте у вас вышел сюжет в тематике современных кинофильмов, где все время что-то происходит, падает, разрывается, герой вынужден бежать, сражаться и выкручиваться, чтобы прийти к финишу. Во-втором – это более плавное повествование, в котором, в основном, есть много описательных деталей и диалогов.

Собственно, уже сама композиция многое говорит о характере сказочника. Любой из нас вкладывает в собственное сочинение частицу свой души, и его характер так или по другому просвечивает между строк.

Впрочем, если мы говорим об истории, которая может скорректировать вашу судьбу, то она обязана стать не просто диагностической. Сказку придется уравнять и добавить в нее конкретные детали.

Для того, чтобы понимать, как сделать это, мы обязаны разбить ее на части и увидеть, что у нас вышло.

А потом подкорректировать повествование таким образом, чтобы в нем присутствовали не присущие детали реальности с ее отрицательным сценариями, паттернами и установками, а те, о которых вы пока только мечтаете.
Подводя черту под всем сказанным выше, нужно ваше внимание обратить на тот настрой, который вы получите после рассказанной истории.

Если сказка удалась, ее автор ощущает приток сил, настроение его становиться лучше, и хочется что-то делать в реальности.

Это основной показатель работающей терапевтической истории. Запишите прекрасный вариант и перечитывайте его за минуту несчастья, дополняя его новыми деталями и задачами.

Если вы сумели написать такую сказку для самого себя, можете смело приниматься за терапевтическую историю для собственного ребенка.

Кризисы детского возраста: таблица со спецификами каждого периода по годам

Каждому ребёнку присуще иногда капризничать. Часто это выполняется по абсолютно разумеющимся причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью.

Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и несносное поведение не исчерпывается одной ситуацией, а длится пару месяцев.

Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — перечень проблем может быть бесконечным.
В этот сложный период найти какое-то логическое разъяснение происходящему тяжело.

Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) срока жизни к иному, характеризующиеся целым изменением личности ребёнка, обусловленным появлением психологических новообразований. Для их определения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».

Есть очень много различных подходов к их определению и спецификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Не обращая внимания на такое разнообразие, они все максимально похожи и сходятся во множестве важных факторов.

Психология объясняет их очень просто. Все дети растут скачками, во время которых, как показывают исследования, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны.

Их природу и значение учёным ещё необходимо узнать, однако в данные моменты с психическим и физическим развитием происходят значительные изменения.
Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а на данный момент уже плохо, но ходит. Ещё вчера не имел возможности обойтись без дополнительной помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается подготовить себе завтрак.

Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня преобразовалась в прекрасную, оформившуюся девушку.

Психические изменения
Каждый возрастной кризис сопровождается новообразованиями.

В 1 год — это независимая речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самодостаточность, выстраивание очень сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности.

В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание своих переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное ощущение взрослости.

В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются собственно кризисами?

Из-за того что они собой представляют тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически.

Данный процесс даётся непросто не только родителям, однако прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех радикальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением.

И в ответ на них начинает возражать, стараясь улизнуть и спрятаться от такого развития событий.

Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии в большинстве случаев выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый возраст;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Впрочем эта периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, разных источниках можно повстречать иные её интерпретации.

МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ — КАК ЖИТЬ БЕЗ ЛЮБВИ

К примеру, существует мнение, что в отдельный кризис новорожденности необходимо выделять весь первый год жизни ребенка, начиная от возникновения на свет и завершая становлением на ножки.

По существу, там каждую неделю можно именовать переходным временем, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.
Согласно другой точке зрения, кризисы 13 и 17 лет следует соединить в один — подростковый.

В определенных источниках кризис ранней юности исключён из этой периодизации, так как семнадцатилетнего человека тяжело назвать ребёнком в общем смысле этого слова.
Такие разночтения в периодизации не должны пугать.

Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов

Собственный взнос в классификацию и описание детских возрастных кризисов выполнили большинство психологов.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены собственно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • именовал ключевым содержанием любого из них перестройку социальной ситуации;
  • думал, что на выходе из любого из них родители получают абсолютно иного ребёнка.

Первый раз выдвинул идею про то, что каждый опасный период — движущая сила развития в физическом и личностном проекте. В этом его полностью и целиком поддержали другие психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). Согласно его точке зрения, любой из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была чувственная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что любой возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов поделились относительно того, какая ВД определяет подростковый возраст:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, собственно смена ведущей деятельности является выжным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новые образования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризиса . Непосредственно они формируют понимание, отношение к обстановке, межличностные контакты, внешнюю и внутреннюю жизнь.

Они считаются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем шаге жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новые образования возникают на стыке 2-ух периодов и означают окончание предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал собственную, авторскую. Её основанием стало выделение им 2-ух систем, в которых, по мнению психолога, развивается любой ребёнок:

  • «ребёнок — социальный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — социальный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на 2 подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, в другом — со второй.

Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как смотрится его периодизация:

  • детство (до года) — кризис 1 года (небольшой);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).
  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (небольшой);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).
  • младший подростковый период (12-15) — 15 лет (небольшой);
  • старший подростковый период (16-17) — 17 лет (большой).

Подобным образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на 2 более подробных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он состоит в том, что во время проблемного периода ребёнку необходимо делать выбор между 2-мя задачами.

В зависимости от принятого решения развитие личности течет в последующем либо в удовлетворительном, либо в негативном ключе.

Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру либо нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное ощущение стыда за сделанное?
  • 7 — открыть собственные инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или сомневающимся в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризиса подобран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика

Все возрастные детские кризисы имеют нестандартные линии.

Анализ сотрудников, воспитание детей, правильное питание и финансовый кризис. // Давид Ян в Точка G

  • с учебой ходьбе становится шире свободное пространство;
  • возникает независимая речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение устанавливается впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от прочих;
  • осознаются возможности;
  • зарождается необходимость в уважении и признании.
  • приходится изучать новые правила школьной жизни;
  • быстрыми темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает важность учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.
  • на первоначальный план выходит общение с ровесниками;
  • развивается самосознание — внутреннее чувство себя как индивидуальности;
  • составляются планы на жизнь, которые в перспективе позволят жить собственными силами;
  • возникает самоопределение — осознание собственного места в человеческом обществе;
  • возникают рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно в виду иметь, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст чрезмерно буквально: кризис 3 лет абсолютно не значит, что он начнётся в день рождение и не будет прекращаться ровно 12 месяцев.

Данный показатель достаточно индивидуален.

У кого-то скачок происходит до недавнего времени, у кого-то — позднее. И продолжаться они могут тоже по-разному: у конкретных все кончается через 3 месяца, а иным приходится терпеть по полгода и дольше.

Ключевые симптомы

Возрастные кризисы развития отличаются определёнными симптомами.

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • слишком живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • небезопасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и обычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.
  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • путч;
  • насилие;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к перечисленному выше «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная враждебность: могут кусаться, царапаться, драться.
  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.
  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена настоящего общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • очень высокая чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для абсолютно всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, нервозность, враждебность.

Преодоление кризисов

Чтобы сделать легче переживания родителей, психологи детально прописывают характерности взаимные действия с ребенком в период кризисов по годам:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • учить самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты при помощи слов «нужно» и «нельзя».

Настойчиво не рекомендуется в таком возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать ребенка в детсад, пока кризис не окончится.

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • бранить исключительно за какое-то определенное действие, сделанное тут и в настоящий момент;
  • не оперировать непростыми категориями вроде совести, чести, долга;
  • остерегаться «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.
  • менять игровую деятельность учебной понемногу;
  • предоставлять возможность выбора;
  • правильно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с заданиями на дом;
  • регулярно быть на связи с педагогом;
  • не обсуждать взрослых в их наличии;
  • стимулировать общение с ровесниками;
  • не сопоставлять с другими;
  • помогать в решении школьных проблем.
  • искать в любых случаях компромиссы, «соприкасающиеся точки»;
  • привлекать в рассмотрение семейных планов, давать им возможность высказаться, предусматривать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, конфиденциальные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • поручать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать срочного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Не обращая внимания на отдельные характерности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих факторов:

  1. Уделяйте им много внимания, проводите с ними большое количество времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в поездки, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по самым разнообразным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не стоит устраивать открытых конфликтных ситуаций, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но понемногу.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий дневной режим с обязательными физнагрузками.
  8. Обсуждайте сложные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем другим домочадцам, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте своим примером правильное поведение.

Родители должны обязательно предусматривать все данные моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с наименьшими потерями.

Результаты

Абсолютно не все понимают, как велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Любой из них отпечаток накладывает на его жизнь:

Если родители не смогут помочь ребёнку одолеть следующий возрастной скачок, негативных последствий не получится избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего сказанного выше рекомендуем вниманию учителей и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий главные нюансы каждого периода.

Каждый возрастной кризис имеет большое значение в жизни ребёнка.

Чтобы психическое развитие было правильным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Кризисы. Советы родителям.

От автора: Наличие кризиса в развитии ребёнка считается закономерностью. Ребёнок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полностью формироваться дальше.

Кризисы, в отличии от стабильных периодов, длятся непродолжительное время. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят существенные сдвиги в развитии ребёнка, Ваш ребенок резко становится иным, и его не выяснить.

Есть кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, и 13 лет.

Кризис 1 года – это инцидент между внутренним «хочу» и настоящим «могу». Причина кризиса — несформированность фразовой речи, невозможность выразить собственные потребности, желания.

Подливают масла в огонь различные запреты только начавшему ходить ребенку: «Туда не полезай, там страшно! Там упадешь!

Там разобьешься». «Не играй так, играй вот так!» «Ты неверно строишь пасочку!»
Кажется, чепуха! Но, гуляя с ребенком на улице, я часто слышу собственно такие комменты, от них мне становится не по себе.


Нормой в таком возрасте считаются: капризы, слезы, требования, истерики. Ненормально, если ребенок чрезмерно тихий и умеренный, и бунта не поднимает.

Как помочь ребенку максимально спокойно пережить кризис:
— Давать возможность то, что не вредит здоровью ребенка, копошиться в песочке, в ящиках, в вещах,
— Обучать ребенка демонстрировать, что он желает, жестами, если еще не может этого сказать,
— Меньше обсуждать ребенка, намного больше разрешать (взамен того, что нельзя, предлагать то, что можно!).
Ошибки: гиперопека, натиск, критика, крики.

В случае успешного прохождения кризиса 1 года ребенок умеет обращаться с собственной агрессией, выражать ее, переходит на другой этап отделения от мамы. По существу, навык собственными силами ходить – это и есть первый шаг к отделению.

Все, мама больше не носит ребенка, она не держит его за ручку. Он все сам!

Первая задача возраста до года — получать любовь и тепло мамы, тактильный контакт . Если взамен тепла и ласки ребенка только и делали, что контролировали («везде не полезай!»), а лишний контроль вообще для некоторых родителей – это и есть способ дать любовь, из-за того что эмоционально выражать собственную любовь они не умеют, то ребенок вырастет с зависимым и всю жизнь будет искать и дополнять нехватку любви. Вполне возможно, у него будет пассивный характер, он будет подавлять собственный гнев, не сможет правильно реагировать на то, что не понравится, и будет всю жизнь зависеть от кого-то (совсем не нужно от родителей, но от партнера, руководителя, подружки, друга, психолога и и.д.).
Кризис 3 лет–это обязательный этап в развитии ребенка, помогающий ребенку осознать себя как личность. кризис может начаться у деток с 2 лет и продолжаться до 4 лет. Длительность, интенсивность кризиса зависят от характера ребенка: так, холерики более возбудимы, и кризисные явления у подобных детей проходят часто с бурными истериками.
Ребенок требует: «Я сам!», «не хочу», «не буду», — конкретно это предстоит достаточно часто внимать взрослым. Отрицая порядки, правила, ребёнок образовывает независимость, при этом у ребенка крепится вера в себя и в собственное «Я».

Теперь постоянные гости в доме – это истерики, катания по полу, рычание, топание ногами, и даже враждебность на иных (ребенок может драться с детьми или бить кулаком старших).

Ошибки родителей в данный этап: потворствовать во всем, менять собственные решения в зависимости от того, что желает ребенок (аж до смены планов всей семьи), уступать при первом виде слез, пристыжать, кричать в ответ, и наоборот: воспрещать все, устанавливать в угол, наказывать, бить, кричать. Но самое бесполезное, что вы можете сделать в ответ на приступ слез и истерику у ребенка – так это сказать: «Успокойся!» Ребенок уже в истерике, благодаря этому лекция не поможет.
Назовите то, что с малышом происходит и дайте ему проплакаться, не останавливая его. «А моя на 3 часа заведется!» — часто говорят родители и продолжают собственное: «Замолчи, успокойся!» — а напрасно. Это лишь заставляет ребенка удерживать собственные эмоции, а потом могут появляться психосоматические расстройства (постоянные ангины, бронхиты, или ребенок начинает резко грызть ногти, выдирает волосы, становится аллергичным, или начинаются проблемы со стулом).

Это — не что иное, как подавленные эмоции, и это – страшно, ведь кроху начинают таскать по докторам, а вопрос в контакте и воспитании.
Правило 1: дайте разрешение ребенку впасть в истерику и прожить это.

Правило 2: называйте то, что происходит с ребенком.
Правило 3: помните, Ваш малыш-это не робот, он не может стать таким, как хотят взрослые.

Если ребенок пройдёт через кризис трех лет с поддержкой родных, то вырастет уверенным в себе, самостоятельным, с хорошей самооценкой.

Если родители будут действовать неверно, то он вырастет либо избалованным, эгоистичным, таким, которому «все должны» по жизни, либо абсолютно подавленным, безынициативным, слабым человеком, не имеющим ни собственных целей, ни веры в себя («все решает за меня мама»).
Кризис 7 лет–этап развития ребенка между дошкольным и младшим школьным возрастом.

В данный этап ребенок стремится постичь социальную роль учащегося начальной школы, приобщается к общественной деятельности класса, школы. Очень часто в 6-8 лет ребенок начинает подражать взрослым, становится упрямым, своевольным, быстро утомляется, раздражается без причин.

У ребенка могут вознкать страхи, ночные кошмары, появляются волнения и лишнее волнение (связанное с выходом к доске, заданием на дом, с общением в классе), ребенок может стать слезливым, замкнутым.
Ошибки родителей в данный этап: кричать, пристыжать ребенка, осмеивать его страхи и волнения, запугивать плохими оценками, или запугивать тем, что: «С тобой никто не будет приятельствовать, если ты будешь так себя вести», критика, унижения интеллектуальных способностей ребенка: «Ты тупица!», «ты тупой!» и т.д.

Как лучше общаться с ребенком?
В случае страхов, слез — ребенка следует поддержать, сказать, что вы понимаете его, и что беспокоится прежде чем тебя вызовут к доске – это хорошо.

Если ребенок боится детей, у него нет друзей, необходимо обращаться к профессионалу, детскому психологу. Если ребенок часто обзывает себя плохими словами, считает, что он глупый, регулярно говорит, что ни с чем не управится, помогайте ребенку верить в себя, повышайте самомнение.

Следует сопоставлять предыдущие успехи ребенка с нынешними, делать упор на то, что у него уже выходит, приводить варианты того, что до недавнего времени не получалось, а теперь — выходит. Говорите ребенку: «Я верю в тебя, ты у меня очень умный/ая, у тебя все выйдет».

Не требуйте от ребенка полного выполнения задания на дом собственными силами, но и не сидите над ним.

Пускай ребенок позовет вас, когда потребуется помощь, поощряйте самодостаточность.
В случае успешного преодоления кризиса 7 лет ребенок становится более дисциплинированным, собранным, эмоционально развитым, с прекрасным самоконтролем, умеющим распознавать «Нужно» и «ХОЧУ», у него созревает равноценная самомнение, его поощряют не за «пятерки», а за то, что он вкладывается в процесс, и выполняет все, что может.

В случае не удачного прохождения ребенок привыкает, что все за него решают взрослые, становится несамостоятельным, не умеет брать инициативу в собственные руки, растет зависимым и инфантильным.

Трудности, не проработанные в данный этап, фиксируются на всю жизнь (боязнь сказать «нет», неумение постоять за себя, страх вышестоящих, закомплексованность в собственных силах).
Кризис подросткового периода

Это — кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только сегодня это «Я сам» в социальном смысле. Называют еще его так: «возраст второй перерезки пуповины», «отрицательная фаза полового развития».

Данный этап отличается падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, самым большим разделением «Я» подростка и мира.

Кризис относится к числу заостренных.
Проживая данный этап в борьбе за независимость, подросток решает две важные задачи: самопознание и самоутверждение.

Если подросток удачно прошёл кризис, у него появляется ощущение уверенности в себе, способность надеяться на себя, но и возникают способы поведения, разрешающие ему и в последующем справляться с жизненными трудностями.

Если данный этап прошёл плохо, то ребенок не отделился от «пуповины», связывающей его с мамой и папой, и так и не отыскал себя. Из-за того что познать себя, дать ответ: «Кто я, каковы мои интересы, что мне вообще от этой жизни нужно?»,- можно только тогда, когда случилось эмоциональное отделение (сепарация).

Если ребенок эмоционально остается которые связаны с мамой, папой, то продолжает жить их желаниями, а собственного мнения у него нет.

Если ребенок не закончил сепарацию, и плюс его унижали, то вырастет со 100% вероятностью невротическая личность.
Как помочь подростку прожить этот кризис?

Необходимо понимать, что любое эмоциональное отделение (касающееся полностью всех отношений) происходит через инцидент. Ребенок злится на вас, ненавидит вас, обесценивает вас.

В данный этап важно быть рядом и говорить про то, что с ним происходит в настоящий момент — это хорошо, «Если тебе будет необходима помощь, зови, я помогу». Важно донести, что вы не отказываетесь от ребенка за то, что он хамит, дерзит.

Но и давать возможность неуважительно относиться к себе тоже нельзя.

Если случился промах, объясняйте подростку, что вы всегда на его стороне, что бы ни произошло. Важно обучать ребенка именовать, что с ним происходит, предположим, что «ты злишься», «тебя это бесит», «ты расстроен».

Важно также говорить о собственных ощущениях, что вы ощущаете, когда ребенок совершает такой-то поступок, собственно так развивается эмоциональный интеллект, способность слушать, сопереживать.
Ошибки родителей: унижать, подавлять, очень много всего воспрещать, нарушать собственное пространство (читать переписки, чаты, блоги без разрешения), контролировать сверх меры, воспрещать ребенку выражать собственные чувства (от этого — прямой путь в поликлинику, развивается масса психосоматических расстройств, аж до булимии, анорексии или ожирения, что довольно часто развивается собственно у подростков), давать возможность все, разрешать ребенку садиться себе на голову, терпеть хамство и унижения.

Задача: быть твёрдым и дружелюбным, адекватным к поведению ребенка, не допускать жестокости.
©Анастасия Аллахвердян.

Все права защищены.

Компьютерная и интернет зависимость у детей

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *