Разница между чувственными и здравым познанием
Познание и его моменты изучаются многими науками. Обсуждается сущность данного вида деятельности, его формы.
В особенности, рассматривается вопрос, чем отличается эмоциональное познание от рационального.
Итак, ознакомимся с мыслями экспериментаторов по данному поводу.
О познании в общем
В общем понятие, о котором говорится, значит процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем определенных объектах, явлениях, закономерностях. Такое освоение реальности нужно, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в собственных целях большинство предметов природы, наконец, улучшать себя.
Искатели выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их по сравнению.
Сравнение
В любом случае процесс происходит по-своему. Эмоциональное познание основано на работе органов, благодаря которым человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом имеется возможность получать сведения исключительно о каких-нибудь внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.
Информация об некоторых характеристиках объектов поступает к человеку в виде чувств. К примеру, глаза «рассказывают» про то, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.
Очень непростым элементом чувственного познания считается восприятие. Оно предполагает совокупность всех чувств, которые связаны с определенным предметом, и в ответе за формирование образов (традиционный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета).
Более того, объекты существуют лишь в наших представлениях, а не наяву, вследствие того, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.
Правильное познание, со своей стороны, выполняется с привлечением разума.
Оно ставит целью настигнуть суть вещей, обнаружить закономерности. Такая познавательная деятельность свойственна только человеку.
Инструментом в ней считается мышление, дающее больше шансов, чем эмоциональный опыт.
ЕГЭ НА СОТКУ. Эмпирический и теоретический. Как отличить?
Правильное познание, прежде всего, создает понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах.
К примеру, понятие «цветок» предполагает любое растение подобного рода независимо от сорта или свойств сооружения (эмоциональное, если сопоставить, всегда занято чем-то единичным, определенным). Правильное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний.
Мнения могут становиться базой для получения выводов – умозаключений.
В чем разница между чувственным и здравым познанием?
В том, что первое выполняется при прямом контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности. Но хотя чувства помогают человеку отмечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с их помощью нереально ставить причины и следствия.
Более того, такое познание не всегда правдиво, оно может вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).
Правильное познание дает возможность получать более адекватные результаты.
Опираясь на логику, оно помогает понимать реальность глубже и делать важные прогнозы. Между тем с самого начала все же происходит анализ материала, предоставленного чувствами.
Аналогичным образом, любая из сфер познания играет в общем процессе собственную большую роль.
В чем разница между «чувственным и здравым» и «эмпирическим и теоретическим» познанием?
Эмоциональное познание основано на познании при помощи органов чувств, оно даёт непосредственное знание о предметах и их свойствах и течет в трех главных формах: чувство, восприятие, представление, а Правильное познание, или абстрактное мышление, опосредовано познаниями, полученными при помощи органов чувств, и выражается в ключевых логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, значительное в предметах.
Эмоциональное и правильное познание составляют стороны, единого процесса познания.
Отражая объект с внешней, верхней стороны, эмоциональное познание содержит в себе детали обобщения, которое присуще не только продемонстрировано также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к правильному познанию.
Правильное познание не только в себя включает момент чувственного, которого оно было бы лишено справедливого содержания и с объективным миром, но, более того, оно ориентирует и обуславливает эмоциональное познание. И хотя эмоциональное познание первично в отношении к мышлению, но в сформировавшемся познании эмоциональное выступает в неразрывной связи с здравым, создавая единый познавательный процесс.
Эмпирическое познание — это выявляющее и описывающее факты познание, соответствующее на вопрос "как", а теоретическое же познание — сущностное познание, соответствующее на вопрос "почему", на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном итоге позволяет управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход либо, наоборот, отдалять и предупреждать их, а еще предвещать принципиально новые факты.
Эмпирическое познание в значительной степени нуждается в формальной логике, теоретическое также — ив первую очередь — в содержательной.
Эмпирическое знание принципиально нужно, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно базироваться на эмпирическом знании. Но нельзя себе представлять, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, собрать необходимое кол-во эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания.
А дело все в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана, прежде всего, с нахождением сущности, с появлением по данному поводу идеи.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10325 —
| 7989 —
или читать все.
Разница между чувственными и здравым познанием. Эмоциональное познание в отличии от рационального
Правильное познание является совокупностью методов и знаний о мире. Правильное познание присуще только человеку.
Лишь человеческой природе подчинены размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях. Люди в обыкновенной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религийные представления о мире.
Правильное познание по собственной сущности нереально без анализа происходящих событий, умения сопоставлять и обобщать. В сегодняшней статье рассмотрим формы рационального познания, его отличие от чувственного.
Характеристика рационального познания
Правильное познание базируется, прежде всего, на логическом подходе. Основное отличие от состоит в том, что правильное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств.
Опираясь на правильное познание, легче принимать ответственные решения. А дело все в том, что люди избегают основывать собственные выводы исключительно на ощущениях, ведь так увеличивается вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение.
Чувства обладают свойством меняться, благодаря этому исключительно на них надеяться не стоит. У одного и того же человека в разное время суток может изменяться настроение, а эмоции способны сильно исказить реальную картину видения мира.
Скажем, если вы пребываете в мрачном расположении духа, то все вокруг покажется пугающим и ужасающим. Правильное познание при правильном и ответственном подходе помогает людям уберечь себя от совершения большинства ошибок, предупредить разные неожиданности.
Формы рационального познания
Есть несколько форм рационального познания. Каждая форма собой представляет способ получения новых знаний, вследствие чего у человека вырабатывается главная база представлений о мире.
Формы познания дают возможность изучать окружающую реальность и делать свои выводы о том или другом объекте или явлении.
Понятие
Понятие – это форма познания, которая основывается на абстрактном представлении человека. Понятие в себя включает две главные характеристики: объем и содержание.
ЕГЭ НА СОТКУ. Познание. ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию.
Первое собой представляет описание большинства объектов в широком смысле.
К примеру, к понятию «книжка» относится и книжка в прошлом, и современная книжка. Содержание понятия – это характерные признаки, по которой каждый человек способен найти, какой предмет находится перед ним.
Например, все знают, что такое фарфоровая чашка, как она смотрится внешне.
Суждение
Суждение собой представляет такую форму познания, которая связует вместе несколько понятий. В сущности, это субъективное мнение человека по какому-либо вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то обстоятельств в жизни или событий.
Суждение складывается на основе понятий человека об находящейся вокруг реальности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката.
Субъект – это тот или то, о чем говорится в суждении. Предикат – это само письмо или мысль, о котором говорится.
Умозаключение
Умозаключение собой представляет очень качественный уровень рационального познания. Умозаключение связует вместе несколько суждений.
Говоря говоря иначе, это конечный вывод, к которому приходит субъект познания.
Главной характеристикой умозаключения считается то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В другом случае они будут именоваться ложными.
Аналогичным образом, правильное познание основано, прежде всего, на правильном подходе.
Тут определяющая роль принадлежит отвлеченному мышлению и логике.
Субъект как индивид обладает способностью узнавать через собственные органы чувств и способностью к отвлеченному, понятийному мышлению.
Органы чувств (или анализаторы) у человека можно поделить на «наружные» (зрение, осязание, слух и т.п.) и «внутренние»; через последние (болевое ощущение, к примеру) человек получает информацию о собственном физическом состоянии, о заболевании того либо другого органа, тех либо других систем собственного организма.
Есть три формы чувственного познания :
1) чувство (отражение некоторых параметров, некоторых признаков предметов и процессов);
2) восприятие (это отражение предметов в целостности их параметров – по «виду», «вкусу» и т.п.);
Последняя форма чувственного познания наиболее непростая в гносеологическом отношении.
Тут нет уже определенного предмета, который отражается; его нет.
Но остается так же определенный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него работают подобные образы прошлого, и он теряет уже некоторые собственные уникальные и случайные линии. Для представления специфична память, ее «оживление».
В представлении, кстати, действует и воображение; с его помощью человек способен воссоздавать не только то, что уже было; он может уже выделять отдельные стороны того либо другого объекта и комбинировать их.
Могут быть получены представления настоящие, которые человек может реализовать В практических условиях (к примеру, представление о каком-нибудь новом техническом устройстве), либо же представления ненастоящие (к примеру, о русалке, домовом, о кентавре и т.п.). Представления по всем собственным признакам – оторванности от определенной ситуации, обобщенности, способности и выделению некоторых признаков, сторон предмета и их комбинированию – есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека, которую называют «рациональной».
В рациональном познании выделяют подобные формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы). Понятие – это мысль, в которой крепятся общие и значительные признаки вещей (к примеру, понятие «яблоко»).
Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями реальности и их характеристиками и признаками. Это форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь о чем либо (к примеру, «роза красна»).
На базе понятий и суждений возникают умозаключения, собой представляет рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Рациональная способность (как, тем не менее, и эмоциональная – на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов.
Потому как образы могут быть чувственными (представления) и понятийными (теории и гипотезы – это те же понятийные, но особенного рода образы), постольку можно определить мышление как процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.
Мышление связано с языком. Впрочем мышление неразделимо связано с языком лишь при контакте людей между собой и при социально значимом выражении мысли.
Однако имеет место также и авербальное (т.е. без знаков) мышление. Ребенок еще не выучился говорить, однако он уже мыслит наглядно-чувственными образами.
Есть и авербальное мышление в бессознательной сфере человеческой психики.
Известно, что сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму. Его представители в истории философии: Протагор, Эпикур, Гассенди, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ламетри, Кондильяк, Фейербах и др.
Противоположную линию в философии проводили рационалисты : Парменид, Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Они признавали разум (ratio – «разум) основой познания и поведения людей, выражая полное сомнение к чувствам как источнику достоверной первой информации.
Разумеется, познавательная способность чувств ограничена, однако это единственный канал, при помощи которого человек связан с материальной реальностью.
Чувства доставляют человеку тот мало информации, который нужен для его рациональной деятельности.
Эта деятельность относительно самостоятельна, она развивается благодаря действию законов логического мышления. Понятийное мышление (и в этом его хорошее отличие от чувственного познания) способно проникать в сущность вещей, в законы справедливого мира.
Правильное познание в собственном взаимном действии с практикой способно одолевать минусы чувственного постижения реальности и обеспечивать практически безграничное, поступательное развитие знания. Если правильное невозможно без чувственного, то и полнота чувственного достижима лишь в его дополненности здравым.
Если «каждое слово уже обобщает», как говорят некоторые философы, то слово, которое связано с восприятием и представлением, привносит в эмоциональное познание моменты рационального характера. В рациональном же, к примеру, в физических теориях, немало чувственно-наглядного (в виде схем, чертежей и др. изображений).
Чувственное и рациональное познание. Основные формы
Говоря по другому, в настоящем познании, как это говорили диалектики (Гегель, Герцен, Энгельс и др.), эмоциональное и правильное связаны и выступают как одно целое. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях доминирует эмоциональное, а в остальных – правильное начало.
Утверждению о единстве чувственного и рационального противостоит положение иррационализма о недоверии к ним и о принятии иррационального (к примеру, интуиции или переживания) за ключевой или единственный источник познания.
Познание и его моменты изучаются многими науками.
Обсуждается сущность данного вида деятельности, его формы.
В особенности, рассматривается вопрос, чем отличается эмоциональное познание от рационального. Итак, ознакомимся с мыслями экспериментаторов по данному поводу.
О познании в общем
В общем понятие, о котором говорится, значит процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем определенных объектах, явлениях, закономерностях. Такое освоение реальности нужно, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в собственных целях большинство предметов природы, наконец, улучшать себя.
Искатели выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их по сравнению.
Сравнение
В любом случае процесс происходит по-своему. Эмоциональное познание основано на работе органов, благодаря которым человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом имеется возможность получать сведения исключительно о каких-нибудь внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.
Информация об некоторых характеристиках объектов поступает к человеку в виде чувств. К примеру, глаза «рассказывают» про то, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.
Очень непростым элементом чувственного познания считается восприятие. Оно предполагает совокупность всех чувств, которые связаны с определенным предметом, и в ответе за формирование образов (традиционный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета).
Более того, объекты существуют лишь в наших представлениях, а не наяву, вследствие того, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.
Правильное познание, со своей стороны, выполняется с привлечением разума.
Оно ставит целью настигнуть суть вещей, обнаружить закономерности. Такая познавательная деятельность свойственна только человеку.
Инструментом в ней считается мышление, дающее больше шансов, чем эмоциональный опыт.
Правильное познание, прежде всего, создает понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах.
К примеру, понятие «цветок» предполагает любое растение подобного рода независимо от сорта или свойств сооружения (эмоциональное, если сопоставить, всегда занято чем-то единичным, определенным). Правильное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний.
Мнения могут становиться базой для получения выводов – умозаключений.
В чем разница между чувственным и здравым познанием?
В том, что первое выполняется при прямом контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности.
Но хотя чувства помогают человеку отмечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с их помощью нереально ставить причины и следствия. Более того, такое познание не всегда правдиво, оно может вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).
Правильное познание дает возможность получать более адекватные результаты. Опираясь на логику, оно помогает понимать реальность глубже и делать важные прогнозы.
Между тем с самого начала все же происходит анализ материала, предоставленного чувствами.
Аналогичным образом, любая из сфер познания играет в общем процессе собственную большую роль.
Таблица
Эмоциональное познание | Правильное познание |
Использованы органы чувств | Основано на работе мышления |
Формы процесса: отдельные чувства, восприятие, представление | Вырисовывается в понятиях, суждениях, умозаключениях |
Направлено на наружные признаки объектов | Помогает настигнуть суть вещей |
считается конкретизированным | Применяется обобщение |
Прямой контакт с реальностью | Возможен отрыв от реальности |
Не «размышляет» о причинах и следствиях | Опирается на логику, обнаруживает закономерности |
Не всегда правдиво | Более адекватно |
Свойственно человеку и животным | Присуще только человеку |
Познание мира. Эмоциональное и правильное познание
Познание можно определить как процесс человеческой деятельности, ключевым содержанием которого считается отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания про мир который находится вокруг.
Ученые выделяют такие варианты познания: ежедневное, научное, философское, эстетическое, общественное.
Ни один из таких видов увлекательной деятельности не считается изолированным от других, они все тесно связаны между собой.
В процессе познания всегда есть две стороны: субъект познания и объект познания.
В узком смысле, под субъектом познания в большинстве случаев предполагают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество.
Объектом познания, исходя из этого, считается либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь мир вокруг вас в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в общем. Также объектом познания может быть и сам человек: фактически любой человек способен делать объектом познания самого себя.
В подобных вариантах поговаривают, что имеет место самопознание. Самопознание собой представляет и познание себя, и формирование конкретного отношения к себе: к собственным качествам, состояниям, возможностям, т. е. самомнение.
Процесс анализа субъектом собственного сознания и собственного отношения к жизни именуют рефлексией. Рефлексия собой представляет не просто знание или сознание субъектом самого себя, но и выяснение того, как прочие знают и знают «рефлексирующего», его личностные характерности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Есть две ступеньки увлекательной деятельности. На первой, которая именуетсячувственным (или сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира при помощи органов чувств. Тремя ключевыми формами чувственного познания считаются:
а) чувство, собой представляет отражение некоторых параметров и качеств предметов окружающего мира, которые конкретно влияют на органы чувств. Чувства могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания вырабатывается целый образ, отражающий конкретно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь нужным шагом процесса познания, восприятие всегда в большей или малой степени связано с вниманием и в большинстве случаев имеет конкретную эмоциональную окраску;
в) представление — такая форма познания, при которой эмоциональное отражение (эмоциональный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что дает возможность воссоздавать его мысленно даже в случае если его нет и не действует на органы чувств.
Второй ступенью увлекательной деятельности считается правильное познание (от лат. ratio — разум).
На данном шаге познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимного действия человека с миром вокруг, при помощи мышления выполняется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Правильное познание выполняется в форме понятия, мнения и умозаключения.
Понятие собой представляет форму (вид) мысли, которая отражает общие и значительные признаки познаваемых предметов или явлений. Одинаковый объект как правило выступает и в форме чувственного представления, и в форме понятия.
Следующей формой рационального познания считается суждение . Суждение собой представляет форму мысли, в которой ставится связь между отдельными тезисами и при помощи этой связи утверждается или отрицается что-нибудь. Высказывая суждение, человек пользуется тезисами, которые, со своей стороны, являются элементами мнения.
Получение новых суждений на основе уже имеющихся при помощи применения законов логического мышления именуется умозаключением.
Правильное познание тесно связано с отображаемой реальностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличии от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания крепятся в знаковых формах (системах) или в языке.
Правильное познание обладает способностью к отражению значительного в предметах, тогда как в результате познания сенситивного значительное в предмете или явлении не отграничивается от незначительными. С помощью рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые потом осуществляются в реальную реальность..
Эмоциональное И Правильное В ПОЗНАНИИ, ИХ Связь
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: эмоциональное и правильное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыкновенного, мифологического, научного, художественного опыта) подразумевает их наличие.
5.2 Чувственное познание — Философия для бакалавров
Эмоциональное познание даёт образную картину мира, обеспечивает нам первоначальную ориентацию в нем и устройство к его реалиям.
Логическое (правильное) познание позволяетсубъекту при помощи собственного интеллекта проникать в сущности вещей, недоступные чувствам, обнаруживать невидимые для восприятия законы ихбытия.
Это познание связует человека с миром опосредованно.
Чувства и разум человека вместе и постоянно «работают» над решением той либо другой увлекательной задачи, исполняя собственные функции и давая человеку, в конечном итоге, некое системное знание объекта познания.
Эмоциональное познание появляется в результате непосредственного взаимного действия между человеком и миром который нас окружает и есть в трех формах: чувство, восприятие, представление.
Чувствопоявляется в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества данного предмета в согласии с нашими органами чувств, на которые он действует.
Это выражено даже лингвистически: мы говорим – я ощущаю шероховатость поверхности, я ощущаю дуновение ветра, я ощущаю приятный аромат, однако не говорим – я ощущаю лес или картину. Есть пять типов чувств (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые).
Характер чувств неоднозначный: с одной стороны, оно подразумевает принудительное наличие предмета чувств и базируется на конкретной физиологии, благодаря этому чувства объективны. С другой стороны, чувства субъективны, могут меняться у разных людей, отражая их индивидуальные телесные характерности (к примеру, дальтоники не отличают красный и зеленый окрас) и даже некоторые их особенности профессии (к примеру, дизайнер может отличать намного приличное количество цветовых оттенков).
Аналогичным образом, чувство есть необъективный образ справедливого мира.
Восприятие – намного сложнее уровень чувственного познания.
Восприятие, также как и чувство, появляется только в результате непосредственного контакта с предметом, но отражает уже не отдельные свойства или качества предмета, а создает его целый образ. Формирование восприятий – это намного намного сложнее, чем чувство, познавательный акт.
В процессе понимания человек, получая непосредственную информацию из находящейся вокруг реальности, соотносит ее с конкретными категориями (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.). Восприятие – это уже конкретная схематизация предмета с целью выделения в нем устойчивых (инвариантных) признаков.
Представление – переходное звено между чувственным и здравым познанием. Представление, также как и восприятие, даёт нам целый образ предмета, однако уже без непосредственного контакта с данным предметом.
Ключевым механизмом появления представлений являются механизмы памяти и воображения. Представление воспроизводит предмет не во всей совокупности его параметров и признаков, а выделяет лишь наиболее типические признаки.
Представление – это всегда обобщенный чувственно-конкретный образ предмета, формируемый на основе следов восприятий, бывших в памяти. Отрыв от непосредственного воздействия объектов настоящего мира, а еще способность к обобщению и абстрагированию, свойственные человеку, создают предпосылки для формирования на основе представлений разных эстетических образов, которых может не существует в реальности (кентавр, русалка и т.п.).
Характерной чертой чувственного уровня считается его чувственная окрашенность; при помощи чувства, понимания и представления человек не только познает, но еще переживает и оценивает мир.
Правильное познание также реализовывается на 3 уровнях: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма рационального познания, в которой крепятся общие и значительные признаки предмета. Понятие – это результат абстрагирующей способности разума, оно лежит в основе такой важной логической процедуры, как обобщение.
На основе понятий предметы обобщаются в классы. Понятия выделяют в предмете его сущностные, а, поэтому, стойкие признаки.
Понятия крепятся в категориях как разговорного, так и научного языка и выражаются при помощи слова-существительного.
Суждение – форма рационального познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов конкретных параметров, связей и отношений.
В логике суждение записывается как «S есть P», где то выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. К примеру, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли считается воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выходной.
Одна из очень важных функций суждений – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается при помощи предложения, поэтому, собственно суждение считается ключевой лексической единицей.
Умозаключение – форма рационального познания, которая отвечает за «рост» знания, т.е. при помощи умозаключения происходит переход от знания менее полного к знанию более полному и достоверному. Умозаключение собой представляет связь 2-ух и более суждений.
По форме умозаключения разделяют на дедуктивные (самый большой депозит в их разработку внесли Аристотель и Декарт), индуктивные (большая роль Фр.Бэкона) и умозаключения по аналогичности. Характерная черта дедуктивных умозаключений – при воплощении правил логики они дают достоверное, т.е.
100% знание, благодаря этому собственно дедуктивные умозаключения лежат в фундаменте научного знания. Все законы, теоремы, теоремы являются дедуктивными умозаключениями.
Умозаключения индуктивные и по аналогичности имеют вероятностный характер.
Разграничение процесса познания на отмеченные два уровня имеет относительный характер; в процессе настоящего мышления они диалектически связаны.
Это вырисовывается в том, что правильное познание основывается на чувственном, а эмоциональное всегда некоторым образом понятийно оформлено, т.е. в себе несет существенные детали рационального знания.
Связь чувственного и рационального вырисовывается также в том, что на двоих уровнях имеет место проницательность.
Единство чувственного и рационального вызвано преобразующе-практической работой общественного человека, включенностью процесса познания в социокультурную динамику бытия.
Иррациональное постижение мирасостоит в осуществлении подобных познавательных актов, которые не сводятся к нормативам строгого логического мышления и не имеют пока хорошего научного разъяснения.
К примеру, интуициякак непосредственное (без анализа и обоснования) усмотрение чего-нибудь в качестве истинного, целесообразного, нравственно-доброго или великолепного. Аналогичные интуитивные предположения и решения рассматриваются очень часто в качестве итоговой фазы логического размышления, которое течет в глубинах психики и благодаря этому не осознается нами.