Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.
В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.
Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.
Материальная культура
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
- Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
- Технологии — средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
- Техническая культура — это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.
Духовная культура
Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
- Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
- Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
- Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.
Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.
Взаимосвязь материальной и духовной культуры
Материальная культура — это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.
Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.
Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.
Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.
Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.
Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.
Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.
Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.
Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.
Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.
Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.
Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).
Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.
Технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.
Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры. Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.
Ценности — идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.
Проекты — планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).
В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:
- техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
- социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
- педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
- Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.
При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.
Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.
Культура материальная и духовная
Общий анализ понятия "культура". Человеческая деятельность в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Различия между материальной и духовной культурой. Культурные ценности, процесс их создания, распределения и потребления.
1. Общий анализ понятия «культура»
2. Культура духовная и материальная
Список используемой литературы
1. Общий анализ понятия «культура»
Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых.
Этимологически слово «культура» восходит к латинскому термину «cultura» (возделывание, обрабатывание, взращивание, земледелие). В теологическом толковании его соотносят с «культом», верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура. Новый смысл понятия «культура» ввёл Цицерон: «культура — возделывание души человека». Из этого формируются определённые качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность» [2].
В качестве научного термин появился лишь в XVIII веке, но точного определения дано не было. Впервые термин «культура» объяснил Эд Тайлор: «Культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». С 20 века начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности — в том, что сама культура неравномерна, многогранна.
Итак, культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Под культурой понимают то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека [1].
Краткое и емкое определение можно дать следующее: «культура по внутренней сущности — это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. Включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки» [2].
Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности.
Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии [8]. Если, к примеру, взять наиболее общий критерий (мерило) — географический (региональный), — то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д.
Можно разделить культуру и по другому критерию — вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство. Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее и по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания (сервис), культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.
2. Культура духовная и материальная
Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную [7].
Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция [8].
Так в ходе НТР (научно-технической революции) возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (развитие техники средств информации — радио, телевидения, компьютерных систем и т.д.), а с другой стороны — в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны (непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д.); наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде» (например, дизайн — художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека).
Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ценность — это все, что имеет для человека то или иное значение (значимо для него), а следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» (культивированию) самого человека.
Ценности подразделяются на природные (все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека — это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п.) и культурные (это все, что создал человек, что является результатом его деятельности). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру [8].
Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования — это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека — это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека — это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны — дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.
Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания — достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.
Понятие духовной культуры [7]:
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Таким образом, духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.
Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Кратко охарактеризуем подлинно всеобщие формы духовной культуры, которых насчитывает шесть и в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия [3
1. Миф — это не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательный смысл единения человека с силами непосредственного бытия природы или общества. В переводе с древнегреческого mifos — «сказание, история о том, что было прежде».
Американский этнограф Малиновский считал, что в древних обществах миф — это не просто истории, которые рассказаны, но реальные события, в которых жили люди этих обществ.
Мифы характерны и для современных обществ, и их функция — творение особой реальности, необходимой для любой культуры.
2. Религия — в ней выражена потребность человека ощутить причастность к первоосновам бытия и мироздания. Боги развитых религий находятся в сфере чистой трансценденции во вне-природном бытие, отличаясь тем самым от первоначального обожествления сил природы. Такое помещение божества во внеприродную сферу устраняет внутреннюю зависимость человека от природных процессов, концентрируя внимание на внутренней духовности самого человека. Наличие развитой религиозной культуры является признаком цивилизованного общества.
3. Нравственность возникает, после того как уходит миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролируется различными запретами (табу). С повышением внутренней автономности человека появились первые нравственные регуляторы, такие как долг, честь, совесть и т.д.
4.Искусство является выражением потребностей человека в образных символах, переживаемых человеком значительных моментов своей жизни. Это вторая реальность, мир жизненных переживаний, приобщение к которому, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важных потребностей человеческой души, и без этого не мыслима любая культура.
5. Философия стремится выразить мудрость в форме мысли. Возникла как духовное преодоления мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Гегель называет философию теоретической душой культуры, т.к. мир, с которым имеет дело философия, является и миром культурных смыслов.
6. Наука имеет целью рациональное реконструирование мира на основе постижения его закономерностей. С точки зрения культурологии наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщего метода научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Понятие духовной культуры связано с понятием патриотизма. Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать её в национально-творческом акте. Если народ не примет эту естественную обязанность, то, духовно разложившись, погибнет и исторически сойдет с лица земли.
Одухотворение себя и природы у каждого народа совершается индивидуально и имеет свои неповторимые особенности. Эти особенности являются отличительными свойствами духовной культуры каждого народа и делают возможным существование таких понятий, как патриотизм и национальная культура.
Духовная культура — это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех. Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах и страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа. Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность [7].
Духовная культура появляется в начале социальной истории и для нее всеобща, однако в ходе развития тесно соотнесена с особенностями исторических периодов и крупных социальных групп. Образует национальные, конфессиональные, сословные, классовые и т. п. разновидности, которые, в свою очередь, сложно, но постоянно взаимодействуют между собой.
Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает, с неизбежными различиями, во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их.
культура духовный материальный
Для социологов понятие «культура» несет особый смысл. Традиционно, (Э.Дюркгейм), культура рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Таким образом, социальная культура — это только значения, которые люди приписывают разнообразным знакам: предметам, действиям или явлениям.
Так, палка-копалка или картина С.Дали, корабль или храм, икона или лозунг всегда являются произведениями (артефактами, элементами культуры), но они обретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло. Таким образом, социальная культура — это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми.
Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом.
То, что в одной культуре считается нанесением бесчестья и требует сатисфакции, в другой может оказаться признаком благорасположения, и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может быть воспринято как чистейший нонсенс («несуразица»). Но «изнутри» все это кажется мудрым, существующим от века, рациональным, обоснованным, правильным и логичным. Все смыслы связаны между собой, подкрепляют и подтверждают друг друга, а на вопросы «почему?» (нечто делается именно так), звучащие со стороны, часто можно услышать искренний контрвопрос: «А как же иначе?!»
Однако мы живем в России, где по ходу нашей жизни очень многое становится «иначе», меняются социальные институты и культурные стандарты, разрушаются массовые стереотипы и формируются новые, происходит крушение и рождение идеологий, поэтому нам легче осознать, как хрупка и как сильна по своему воздействию эта эфемерная ткань общества — культура.
Несмотря на то, что социологи не занимаются специальным рассмотрением таких проблем, как «материальная культура» и «духовная культура», функционалисты в своих исследованиях выявили, что между ними существует определенный культурный лаг и их положение может с течением времени существенно меняться. Так, информационный век уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, закрепляют границы информационного обмена, отстаивают прежние социальные стандарты. Технология как бы отрывается от сложившейся культуры отношений.
В то же время можно отметить и прямо противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти 2000 лет назад, но до сих пор не возникало общество, построенное так и следующее этим принципам, хотя материальные предпосылки и духовные интенции могли быть налицо.
Т. Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь — процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, — это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности. Он же, анализируя культурные процессы, вывел понятие генерализованной ценности господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это свобода, демократия, личность. По мнению Т.Парсонса: производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед, а культура, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.
Социологи также выявили, что только на определенных этапах цивилизационного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. В более высокоразвитых обществах доминирует культура.
Основными характеристиками социальной культуры России являются следующие:
идеократизм общественной жизни: русская социальная культура во многом держится на власти идей (в отличие от «законного» Запада «властного» Востока). Отсюда важность государственной идеологии для всех сфер общественной жизни;
разбросанность населения, слабость административных связей, системы коммуникаций, затрудняющие становление и функционирование государства как целостной социальной системы;
разнородность социальных субъектов, трудности организации совместной жизни, управления обширной территорией;
ориентация не на личность, а на группу (общину, артель). Это обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, такая защищенность была вызвана тем, что только с группой, с ее интересами считалась власть; в силу обширности территории система вынуждена была ориентироваться на группу как объект управления. Во-вторых, человек чувствовал себя более комфортно в коллективе, группа защищала его, обеспечивала выживание;
коллективизм образа, уклада жизни, установка на «общинность» (а не на общество), в том числе экономической жизни.
В связи с происходящими сейчас в стране изменениями представляет значительный интерес мысль о том, что говорить о коллективизме как черте российской социальной и духовной культуры — упрощать или даже искажать суть дела, если считать, что совместная деятельность не тождественна коллективной, ибо последняя основана не только на сотрудничестве и взаимопомощи, но и на признании ценности личности для коллектива, тогда он силен составляющими его личностями. С этой точки зрения русский человек, осуществляя совместную деятельность, не претендует на то, что его личное мнение и личный вклад получат должную оценку. Поэтому, возможно, правильнее говорить о квазиколлективизме, об имитации коллективизма как ценности, эксплуатирующей развитое чувство конформизма у русского человека (об этом убедительно свидетельствует практика нынешних рыночных преобразований, которая при всех своих тяготах не встретила именно коллективного, солидарного сопротивления ограбленного и униженного народа);
общинный традиционализм, выражающийся в растворении личности в «обществе». Внутри его для человека есть только его «ячейка», вне которой он не находит места в мире. Общество определяет социальную роль каждого человека как функции социального целого. Поэтому для русского общества неприменимы идеи изначального равенства людей, их прав (они понимаются как воспроизводимые от места в социальной иерархии), если эти западные ценности принимают вид равенства перед государством;
в условиях нахождения между Западом и Востоком, постоянных войн за независимость у русского народа выработалось особое мировоззрение, свой взгляд на место человека в обществе. Русский не считал народом лично себя; он рассматривал себя как частицу народа, а не личность, служил не себе, а всему народу, являлся как бы рабом народа и государства. (Примечательно, что в первую очередь это относилось к царю-батюшке, дворянам.) Отсюда искренняя потребность в службе народу, государству; в работе не только на себя лично, но и на народ, общество и государство;
идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав (как это было на Западе). Здесь берет начало весь уклад русской жизни, а также бюрократизм. Управление огромной территорией требовало сильной централизованной власти. Собственно территория и создала эту особенность российской власти: чтобы удержать окраины, проникать во все многочисленные углы, нужна огромная армия чиновников, их жесткая иерархия;
отношение к государству, его интересам как высшей ценности; высокая роль государства в жизни общества (в сочетании с антипатией к государственной власти);
особое понимание роли государства в жизни человека и общества: оно воспринимается как «дом родной», а не как «гостиница» (Запад). Отсюда мировоззрение подданных как младших членов семьи, низкая потребность в правовом регулировании отношений с государством (в семье оно не нужно), личной свободе;
государство и царь как его высшее воплощение выступали посредником и арбитром в решении социальных конфликтов (в частности, к царю, а не к закону, апеллировали рабочие в 1905 г.), поэтому у нас классовая борьба быстро приняла не социально-экономический (профсоюзный), а политический характер;
образование единого государства под влиянием военно-политических (независимость), а не экономических факторов;
авторитаризм, тоталитаризм, централизм государственной системы, отсутствие гражданского общества, экономической суверенности людей как субъектов хозяйствования;
патернализм государства и иждивенческие традиции; потребность в государственных гарантиях, стабильности любой деятельности;
квазиэтатизм: русский человек всегда ставил государство (царя) выше закона; примат государства над законом порождал правовой нигилизм;
отсутствие правового государства, особое понимание закона и права: они не самостоятельны, а ценны, только если отвечают требованиям «справедливости», которая тем самым ставится выше права;
рабская покорность власти, упование на силу государства в сочетании с «бунташностью» (восстания, революции);
неуважение к государству, его решениям, приемлемость подмены государства его чиновниками, рассматривающими власть как свою собственность;
замкнутость и несогласованность правовых, административных, экономических, моральных требований, что рождает ощущение естественности хаоса, потребности в стабильности у основной массы населения;
понимание социальной свободы как «воли»: именно волю как эмоциональное состояние, как независимость от других людей (а не уважение их прав) ищет русский человек. Это обусловлено тем, что россиянин веками был голоден по независимости. Не имел ее, власть не видела его как отдельного человека, не давала ему самостоятельности, поэтому экстремистсткая, безнравственная независимость для него стала привлекательнее рационализированной свободы. Поэтому в отличие от Запада в России понятие «свободы» никогда не имело личного характера. Свобода в России понимается как акт, совершаемый не индивидуальным, а социальным человеком.
Вместе с тем свобода реализуется в коллективе, а воля — свобода индивидуальная, не нагруженная ответственностью перед обществом. Такая ответственность больше ориентируется не на результаты, а на образцы деятельности, т.е. ответственность — это, прежде всего, сознательное следование стандарту (внешнему стимулу), а не внутренняя установка деятельности, а также страх за отклонение от нее. Отсюда стремление «перекладывать ответственность» на другого, на власть, уйти от личной ответственности. И неудивительно, что западное классическое понимание свободы как познанной необходимости (Энгельс) и ее рационалистическая трактовка как подчинение закону (Цицерон) принципиально противоположны русской воле как свободе от закона, от необходимости.
Таким образом, социальная культура — это характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
Список используемой литературы
1. Ильина Е.А. Культурология / Е.А.Ильина, М.Е.Буров. — М.: МИЭМП, 2005. — 104 с.
2. Культурология. Краткий тематический словарь / Г.В.Драч, Т.П.Матяш. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 192 с.
3. Бабаян Г.В. Культурология. Курс лекций / Г.В.Бабаян, С.К.Исламгалиев, К.Е.Халин. — М.: Экзамен, 2005. — 192 с.
4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.
5. Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 2001. — 511 с.
6. Основы культурологических знаний: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 184 с.
7. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах / И.Т.Пархоменко, А.А.Радугин. — М.: Центр, 2008. — 329 с.
8. Свешников Б.Н. Духовная культура России: учебное пособие / Б.Н.Свешников. — М.: РГОТУПС, 2004. — 147 с.
9. Социология / Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая; Под ред. В.И.Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
Подобные документы
Этимология слова "культура". Соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного) в культуре. Что такое материальная культура, роль духовной культуры. Внутренняя культура личности как определяющий фактор формирования внешней культуры общения.
статья [11,3 K], добавлен 07.02.2010
Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.
реферат [34,4 K], добавлен 23.03.2011
Изучение взаимосвязи духовной и материальной культур. Сущность духовной культуры — деятельности, направленной на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. Мифология, религия, искусство, как ее составляющие части.
реферат [36,4 K], добавлен 14.06.2010
Множественность определений понятия "культура", этапы становления его содержания. Особенности духовной культуры. Материальная культура как предмет культурологического анализа. Этимология слова "культура". Проблемы, решаемые в рамках культурологии.
реферат [62,6 K], добавлен 06.11.2012
Культура как основа для духовного здоровья населения. Сущность понятия " духовный кризис ". Характеристика основных форм духовности. Место духовной культуры в жизни современного общества. Анализ духовного состояния населения Российской Федерации.
реферат [69,0 K], добавлен 19.10.2012
Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой. Рассмотрение основ экологической, нравственной, эстетической культуры и творчества. Традиции и новаторство в данной сфере. Проблема невостребованности духовного среди молодежи.
реферат [62,7 K], добавлен 06.10.2014
Сферы духовной и материальной культуры. Национальные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Первобытная культура и культура цивилизаций Древности. Мировая культура в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени. Отечественная культура.
курс лекций [98,8 K], добавлен 13.01.2011
Происхождение понятия "цивилизация". Соотношение цивилизации с культурой, с материальной и духовной сторонами общественной жизни человека. Роль культуры в возникновении современной цивилизации. Развитие и смена общественно-экономических формаций.
реферат [21,2 K], добавлен 27.06.2016
Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.
реферат [1,2 M], добавлен 11.07.2011
Культура — область духовной деятельности человека. Религия как элемент культуры, специфическая духовная деятельность, направленная на сверхъестественные объекты. Религия осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.
контрольная работа [27,4 K], добавлен 19.12.2008
Разница между духовной и материальной культурой
Кто есть человек? Животное или нечто иное? Подобные вопросы мучают людей, наверное, с момента появления первого Homo Sapiens. Раньше ученые утверждали, что мы относимся к высшим разумным животным. Однако сегодня бытует другая точка зрения, которая прочно обосновалась в учебниках, энциклопедиях и научных трудах, где слово «животное» заменили слова «существо» и «субъект»:
«Человек — живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.»
Однако у нас другая тема, которую в этой формулировке мы специально выделили и подчеркнули, – это культура. Светлые умы человечества до сих пор спорят, есть ли ее зачатки (о какой-то развитой культуре говорить не приходится) у некоторых видов животных. Но с любой точки зрения человеческая культура – это нечто совершенно особое, и никакие интеллектуалы из животного мира планеты не имеют ничего похожего. Более того, у человеческой цивилизации существует два типа культуры – духовная и материальная. И несмотря на то, что оба направления объединены одним словом, суть их совершенно разная, но при этом они глубоко интегрированы друг в друга.
В этой статье мы постараемся выяснить,чем отличается духовная культура от материальной. Кстати, оба понятия включают в себя ряд подвидов, если так можно выразиться (художественная, массовая, техническая и т. д. культуры), которые в свою очередь могут состоять из десятков субкультур. Но наша задача состоит в том, чтобы разобраться с глобальными вопросами, а не тонуть в деталях. Для начала давайте определимся со смыслом, вложенным в это слово.
А вообще, что такое культура?!
Действительно, что означает это понятие? Почему оно является одним из главных и неотъемлемых признаков человеческой цивилизации? Есть множество пространных ответов на данный вопрос. Попробуем ответить и мы – только проще и своими словами:
«Культурой называют деятельность общества людей либо отдельного человека, которая приводит к духовному и (или) материальному изменению жизни как конкретного человеческого сообщества, так и целых народов. Созданные культурные ценности всегда влияют в той или иной мере на развитие человеческой общины, какими бы они ни казались незначительными на первый взгляд».
Кто-то посчитает наше определение неглубоким и неполным, но эта статья и не претендует на статус монографии. Желающих разобраться в данном вопросе более основательно отсылаем в электронные и обычные библиотеки, где есть масса серьезнейших трактатов на эту тему.
Материальная культура
Само понятие материальной культуры очень просто и даже незамысловато. Его можно выразить одной фразой:
«Все, что создал человек своими руками, можно назвать материальной культурой».
Холодильник, детская игрушка, Собор Парижской Богоматери, операционная система Windows – все это продукты материальной культуры. Мы не будем описывать даже основных представителей данного типа культуры. Тема эта огромна и неисчерпаема. Скажем только, что с развитием человечества список материальных ценностей растет безостановочно. В нем уже есть вещи, которые нельзя пощупать руками, однако их все же относят к материальным явлениям. Например, технологические процессы, которые нематериальны, но в результате их использования возникают вполне реальные физические предметы. Коротко суммируем вышесказанное.
- Вещи, предметы, созданные человеком. Основная и самая древняя область материальной культуры. Как уже говорилось, все, что можно взять в руки, ощутить его вес, плотность, относится к этой сфере.
- Техническая культура. Здесь подразумеваются наши умения, навыки, приобретенный опыт и сноровка, которые нужны при работе по созданию материальных объектов.
- Технологические процессы. Как и предыдущий пункт, технологии не относятся к овеществленным продуктам. Это системы, этапы создания вещей, а также их использования.
к содержанию ^
Духовная культура
Что такое «духовная культура»? Ответ заключен в самом словосочетании:
«Все то, что создано человеком, но невозможно потрогать руками, и есть духовное».
И в этом главное отличие духовной культуры от материальной. Можно привести огромное количество примеров такой культуры: песни, наука, языки, поэзия, моральные ценности, высокие чувства и эмоции… И еще, и еще…
Духовная культура – это сложнейшая субстанция, состоящая из сотен и тысяч элементов-кирпичиков. Идеология, менталитет целых народов основаны на такой культуре. Мировоззрение, отношение к себе, к окружающим, к жизни связаны у человека именно с духовной культурой. Тема эта бескрайняя как в ширину, так и в глубину. Поэтому приведем несколько общепринятых постулатов, можно сказать, фундамент, на котором построен многоэтажный дом.
- Общечеловеческая духовная культура. К ней относятся наука, общие моральные устои, богатство языка и т. п. элементы. Эта культура не зависит от отдельного человека или сообщества людей. Даже отдельно взятая страна не сможет изменить сущность общечеловеческих ценностей. Недавний пример (по меркам истории) – Германия времен Гитлера. Одна из ведущих стран, внесшая огромный вклад в мировую культуру, в одночасье отринула значительную часть накопленных человечеством духовных традиций и богатств. Итог всем известен – он печален, но закономерен.
- Духовность отдельно взятого человека. Воспитание, знания, полученные в учебных заведениях, самообразование и т. д. – все это можно отнести к средствам индивидуального духовного обогащения. На основе этих составляющих формируется конкретная личность со своими взглядами на жизнь, любовь, семью, поведением в различных ситуациях… У большинства зрелых (речь не о возрасте, а о духовной составляющей) людей есть свое мировоззрение, исходя из которого они и живут.
- Совместный формат культуры. Он объединяет два предыдущих пункта. Духовность отдельной личности невозможна без общечеловеческой культуры. Связующих элементов между культурой одного индивидуума и общей культурой множество. Это и религия, и философия, и научные знания, которые использует талантливый ученый в своих изысканиях.
Приведем гипотетический пример. Гениальный фармацевт, чье открытие в медицине спасло миллионы людей, не родился с готовой формулой, рецептом в голове. Он долго и упорно учился, постигал опыт, накопленный не одним поколением известных и неизвестных медиков. Результатом стало создание чудо-лекарства, победившего ранее неизлечимую болезнь. Из подобных примеров (не только в науке) состоит практически вся наша история.
Сравнение
Таблицу различий между двумя типами культур можно было бы и не составлять, так как это различие, по большому счету, всего одно. Но оно настолько существенно, что мы все-таки решили показать его более наглядно.