Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

 

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Современные научные знания представлены несколькими крупными категориями. Так, выделяют гуманитарные и естественные науки.

В чем заключаются характерности тех и прочих?

Факты о гуманитарных науках

Под гуманитарными принято понимать науки, появившиеся в период ренесанса. Философы и мыслители того времени смогли возобновить древние знания о человеке — как о субъекте искусства и духовности, способном формироваться, достигать новых высот в культуре, праве, политической самоорганизации, техническом прогрессе.

Основной инструмент гуманитарных наук — интерпретация фактов. Это могут быть события истории, социальные процессы, возникновение влиятельных литературных произведений.

Интерпретацию фактов в гуманитарных науках в большинстве случаев очень тяжело реализовать при помощи математических методов — с использованием формул, статистики, моделирования. Благодаря этому для ее выполнения применяются:

  1. компаративные подходы (когда происходит сравнение одних фактов с другими);
  2. теоретические методы (когда в основе интерпретации — обоснованное предположение);
  3. логика (когда получившемуся результату интерпретации тяжело найти разумную альтернативу).

Варианты современных гуманитарных наук: история, философия, религиоведение, психология, искусствоведение, педагогика. Гуманитарные науки необходимо отличать от общественных, которые изучают преимущественно социальные явления.

Но в рамках первых может применяться инструментарий, присущий первым делом для вторых.

Факты о природных науках

Под естественными принято понимать науки, предмет изучения которых — натуральные явления во всем их многообразии. Это могут быть физические или процессы химического характера, отражающие взаимное действие веществ, электро-магнитных полей и простых частиц между собой на самых разных уровнях.

Это может быть взаимное действие живых организмов в природе.

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Основной инструмент природных наук — раскрытие закономерностей в рамках перечисленных взаимных действий, составление их максимально аналогичного описания и устройство, если это требуется, к практическому применению.

Это подразумевает задействование более точных методов — в особенности, математических, инженерных. Использования компаративных и теоретических инструментов очень часто оказывается недостаточно — однако они тоже могут применяться и играть большую роль.

Очень высокой полезностью отличаются логические методы.
Необходимо отличать естественные науки от технических — например как, механика и информатика.

Вторые могут быть самым важным источником инструментария для первых, однако не рассматриваются в рамках одной категории с ними. К настоящим наукам не принято причислять математику, потому как она относится к категории формальных наук — тех, которые предполагают работу с определенными, стандартизованными величинами, единицами измерения.

Однако, как и в случае с техническими дисциплинами, математический инструментарий играет очень важную роль в природных науках.

Сравнение

Основное отличие гуманитарной науки от естественной науки в том, что первая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта, вторая — натуральные явления в широком их многообразии. Выделяются рассматриваемые категории наук и по инструментарию.

В первом варианте ключевым методом считается интерпретация фактов, в другом — описание закономерностей, характеризующих ход разных процессов.
В двоих типах наук одинаково полезна логика.

В гуманитарных дисциплинах она дает возможность экспериментатору трактовать тот или другой факт наиболее правильным способом, в природных — считается одним из инструментов, что могут объяснить тот или другой процесс.
Иногда методы, свойственные в большей степени для гуманитарных наук — компаративный подход, разработка теорий, — используются и в естественно-научных дисциплинах.

Но математические и инженерные инструменты, часто применяемые в природных науках, нечасто используются в гуманитарном знании.
Определив, в чем разница между гуманитарной наукой и естественной наукой, отразим выводы в таблице.

Чем отличаются естественные и гуманитарные науки

О чем статья

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Отличия

Современные ученые ясно видят очень большие перспективы последующего развития наук и радикального изменения человеческих представлений о мире при их помощи. Естественные науки изучают законы природы, а еще способы ее изменения и освоения, в то время как гуманитарные науки изучают человека и законы его эволюционного развития.

Естественные науки изучают структуру честно существующего мира и природу всех его элементов, апеллируя к опыту как к условию истины и основанию знаний.
Искатели считают науки еще довольно молодым аналитическим событием, которое еще не постигло все тайны и секреты мироздания.

Гуманитарные науки, в отличии от природных, изучают мир, который сотворен человеком, со стороны его культурных ценностей и духовного содержания, опираясь при этом на смысл и важность вещей. Более того, гуманитарные науки работают со знаковыми системами и отношением данных систем к человеческой реальности.

Функции

Гуманитарные и естественные науки также отличаются по собственным функциям. Так, естественные науки предрасположены описывать, объяснять и предвещать явления/свойства материального мира, в то время как гуманитарные науки стремятся открыть и объяснять тот или другой смысл вещей.

Есть несколько трактовок понимания – одна из них, чисто психологическая, говорит, что с самого начала процесс понимания считается актом вживания в мотивы и цели авторского плана.
К примеру, события истории понимаются при помощи раскрытия политических, социальных, экономических и культурных условий, а еще определенных действий.

Иная трактовка основывается на идее события или произведения, объектом понимания которой считается смысл, в большинстве случаев трактуемый как инвариантное текстовое содержание в отношении к вариантам его пересказа или его представления при помощи разных знаковых систем. В другом же границы и различия между гуманитарными и естественными науками довольно условны.

На сегодняшнем шаге развития научных знаний они отличаются обоюдным обогащением научными методологиями и показателями оценки разных научных результатов.
На теоретическом уровне отдельные науки имеют общетеоретическое и философское оправдание открытых законов и принципов, применяемых для формирования методологических и мировоззренческих сторон научного познания.

Значительный элемент общенаучного познания собой представляет философское объяснение научных данных, которое и составляет методологические и мировоззренческие основы природных и гуманитарных наук.

Естественные и гуманитарные науки

Философ Григорий Юдин об эволюции гуманитарной науки, различиях между науками о духе и естественными науками и о том, к каким последствиям привели попытки применять естественно-научные методы для разъяснения различий между людьми

Поделиться статьей

XIX век — время господства и триумфа естествознания. Открываются лаборатории, первая — в Германии, очень быстро растет научно-технический прогресс.

Дух данного времени наиболее целесообразно выражается в философии, которую Огюст Конт, французский мыслитель, именовал позитивизмом.

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Позитивизм — учение, ставящее науку больше всего и отказывающееся от поиска разъяснений, которые бы шли за пределы науки. Позитивизм объявляет собственным лозунгом: факты взамен сущностей, поиск и изучение наблюдаемых связей взамен изучения неведомых нам причин, логическое рассуждение взамен спекуляции, наблюдение взамен умозрения, индукция взамен дедукции.

Позитивизм был востребованным и мощным движением в середине 19 столетия. Позитивизм выполняет из принципов естествознания принципы нового устройства общественной жизни.

Очень скоро некоторые последователи Конта начинают думать о том, насколько сама идея положительного познания мира может быть использована за границами того, что классически считали естественной наукой.
Конт известен также тем, что придумал науку социологию.

Некоторые его последователи сомневались в том, что в области социально-научного знания можно достигнуть аналогичный строгости, как в области естествознания. Английский философ и социолог Джон Стюарт Милль, самый популярный последователь Конта, полагал, что было бы неплохо бы достигнуть аналогичный точности в области моральных наук, но, может быть, это будет не очень реально, из-за того что закономерности, с которыми мы дело имеем в области человеческой морали, чрезмерно сложны.

Но все таки Милль вводит понятие moral sciences и посвящает ему последний том собственной «Системы логики».
Параллельно в странах Европы происходит процесс расцвета и консолидации исторической науки, которая выстроена на абсолютно иных основаниях.

Иоганн Густав Дройзен, немецкий историк, говорит про то, что между тем, что дано природой, и тем, что считается исторически ставшим, есть уверенное отличие между многофункциональным и индивидуальным.
Позднее начинаются первые попытки построить науку за границами естествознания — это новая наука, которая следует общим позитивистским принципам.

Она считается общезначимой. Это означает, что мы обязаны принимать ее выводы независимо от своих позиций.

Она независима от субъективного опыта: у нее имеются суровые объективные правила подтверждения.

Она базируется на рациональном логическом рассуждении и наблюдении за эмпирическими данными. Такая наука не должна сводиться к естествознанию.

Идет речь о том, что в середине поля научного знания одновременно с естествознанием есть другое. Собственно это начинает обосновываться во второй половине Девятнадцатого века.

Первый уверенный шаг в этом направлении выполняет немецкий философ Вильгельм Дильтей, который в первой половине 80-ых годов девятнадцатого века публикует книгу «Введение в науки о духе». Науки о духе — это немецкий перевод того самого moral sciences.

С точки зрения Дильтея, науки о духе устроены абсолютно другим образом, чем науки о природе: науки о природе опираются на внешний опыт, который мы приобретаем при помощи своих органов понимания, а науки о духе — на внутренний опыт.
Внутренний опыт состоит из наших переживаний, из связей между этими переживаниями, причем связи интересны тем, что они даны нам с самого начала.

Когда мы переживаем различные детали окружающего нас мира: видим человека, воспринимаем его как доброго или злого, воспринимаем его как близкого или далекого от нас, воспринимаем окрестность как родственную или чужую, — чтобы прийти ко всем этим заключениям, нам не надо делать сложный искусственный процесс, присущий естественной науке, мы чувствуем это изначально.
С точки зрения Дильтея, между науками о духе и науками о природе есть уверенное отличие по предмету исследования.

Одни обсследуют причинно-следственные связи, которые даны им при помощи внешнего опыта. Этот опыт можно расширять при помощи различных устройств, разрешающих нам улучшать наши органы понимания.

Но внешний опыт по радикальному разнится от внутреннего, являющегося предметом наук о духе.
Дильтей предлагает ряд методов, которые могли бы позволить нам поймать внутренний опыт, в который мы погружены.

Он выдумывает методы вчувствования, проникновения в чужой эмоциональный опыт, толкования этого самого опыта. В конце жизни приходит к идее герменевтики как многофункционального принципа духовно-научного познания.

Главная мысль, которую желает донести Дильтей, заключается в том, что между внутренним и внешним опытом нет перехода. Мы не можем от некоторых наблюдений за внешней физической действительностью перейти к смыслам нашего действия, к смыслам нашего внутреннего переживания.

Мы наблюдаем некоторые корреляции: современные нейронауки пытаются ставить корреляции между конкретным поведением нашего тела и нашими внутренними переживаниями. Однако это не означает, что мы можем найти тут причинно-следственную связь, мы не можем вывести одно из иного и сделать вывод про то, что одно из них считается основой иного.

По некоторым малоизвестным для нас причинам эти вещи совстречаются, появляются в структуре нашего опыта одновременно, однако у нас нет никаких оснований ждать, что так будет всегда.

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Основным считается отличие между многофункциональными законами, причинно-следственными законами, которые работают везде и всегда («если… то», «причина — последствие», «если а, то б»), и индивидуальными явлениями, которые считаются историческими благодаря тому, что они больше никогда не случатся: нашествие Наполеона на Россию не случится никогда, Вторая мировая война не случится никогда. Это единичные факты.

С точки зрения Дильтея, эти единичные факты также можно изучать.
Мы можем изучать универсальное и индивидуальное даже на одних и тех же объектах.

Если я отпущу ручку и она упадет на пол, то мы можем увидеть в этом действие закона тяготения.

И постоянно будет действовать одинаковый закон, но с точки зрения исторической науки каждый мой акт отпускания ручки будет индивидуальным: первый раз я могу просто уронить, а во второй раз — намеренно. Мы видим абсолютно другой взгляд на теже самые явления, подходим к ним с другой стороны.

Идея, что объекты можно изучать с точки зрения многофункционального и с точки зрения индивидуального, развивается в другой теории о делении наук, которую рекомендуют немецкие философы, представители Баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и Макс Вебер.
1 мая 1894 года Виндельбанд выступает в Страсбурге с ректорской речью, которая называется «История и естествознание».

В ней он делит два типа наук: номотетические науки, темой которых считается закон, законосообразность, и идиографические науки, которые описывают уникальное, единичное, особое мероприятие. С точки зрения Виндельбанда и его последователя Риккерта, который спустя пару лет публикует книгу «Границы естественно-научного образования понятий», основное отличие между 2-мя типами наук лежит в методе, которым они работают, а за методом следует предмет.

Один метод — метод универсализации, поиск всеобщего во всех явлениях. Другой метод — поиск индивидуального во всех явлениях.

 

Первый считается естественно-научным, второй — историческим.

Неделя Естественных Наук

Темы могут быть изучены всевозможными методами: можно изучать закон эволюции человека как многофункциональный закон, можно подойти к эволюции человека как единичному историческому событию, которое происходит лишь единожды. Также и с историческими событиями: явления Девятнадцатого века — единичные события, но мы можем искать некоторые закономерности.

Виндельбанд и Риккерт думали, что для природных наук намного продуктивно искать многофункциональные законы, для наук исторических или наук о культуре — уникальное, единичное и искать связи между единичными феноменами. Возникает вопрос, как выглядят такие связи.

Универсальное познание и индивидуальное познание исходят из того, что стоит искать причинно-следственные связи, но устроены они совсем по-разному. Причинно-следственные связи в рамках многофункционального познания носят в большинстве случаев наименование многофункциональной каузации.

В рамках историчного познания мы в поисках причинно-следственные мотивационные связи, пытаемся дать ответ на вопрос, что явилось мотивационной основой того либо другого поведения, откуда взялось то либо другое историческое явление в его неповторимости.
Эти концепции легли в основу известного нам деления наук, которое в различных государствах было по-разному.

В Германии укоренилось разграничение на науки о духе — гуманитарные науки — и науки о природе. В Англии, в англосаксонском мире, под sciences имеют в виду natural sciences (естественные науки), гуманитарное знание будет именоваться arts.

И те и остальные науки заняли собственное место в сегодняшней структуре наук. Гуманитарное знание руководствуется теми же принципами строгой научности, которыми руководствуется знание естественно-научное: оно должно вырабатывать проверяемые или фальсифицируемые гипотезы.

Результаты, которые получает гуманитарная наука, обязаны быть общезначимыми, мы обязаны их принимать независимо от личных предпочтений.
Существует очень много традиционных примеров.

Когда Макс Вебер исследует связь между конкретным типом набожной этики и капитализмом как духовным феноменом, он показывает, как одно происходит из иного, как одно считается необходимым требованием для появления иного. Это не означает, что доктрина обязательно верна, но Вебер даёт нам четкие показатели, Для того чтобы проверить эту теорию, и с той поры она неоднократно подверглась критике, опровергалась, дорабатывалась, совершенствовалась.

Это естественный процесс научного познания, который не зависит от наших предпочтений вкуса, не зависит от того, нравится нам протестантизм или католицизм, любим мы капитализм или не любим.
Когда мы видим, что некоторая автономная область государства нужна для роста поизводства, как говорит Питер Эванс, то это тоже доктрина, которая подлежит эмпирической проверке.

Когда мы видим, что недопредставленность конкретных групп населения в политической системе приводит к ситуации, положительной для развития популистских движений, то это тоже тезис, который подлежит эмпирической проверке, мы можем его проверить или, точнее, фальсифицировать.
Как нам быть с притязаниями природных наук на оправдание феноменов, относящиеся к сфере гуманитарного знания, к сфере наук о духе?

Эти притязания, которые озвучивались в девятнадцатом веке, стали основанием для спора о делении наук и спора о методе. Мы можем рассматривать натурализм как определённое духовное явление в истории человечества и спросить себя, чем вызвана духовная природа данного явления.

Чем вызвано стремление объяснить смысловые отличия между людьми в политических предпочтениях или различия в социальной успешности естественно-научными причинами?

Обозначение науки и типология научных дисциплин. Естественные и гуманитарные науки: различия и сходство

Рабочий план
1. Обозначение науки и типология научных дисциплин.

А 3.4 Науки о природе и социально-гуманитарные науки — Философия науки для аспирантов

Естественные и гуманитарные науки: различия и сходство
2. Объект и предмет истории.

Исторические источники и методы исторических исследований. Функции историчного знания

3. Методология всемирной истории: ключевые моменты

3.1. Проблема определяющего фактора как методологическое основание формирования главных направленностей сегодняшней исторической науки

3.2. Стадиальный, цивилизационный и синтезный подходы к осмыслению всемирно-исторического процесса: плюсы и минусы

3.3.

Доктрина общественного прогресса: доводы «за» и «против»
4. Методологии отечественной истории: характерность историчного пути России

4.1.Проблема историко-культурной идентичности России

4.2.Факторы, определяющие характерности России как независимой цивилизации.
4.3.Влияние православия на формирование российской цивилизации

5. Проблемы методологии: ключевые выводы

Обозначение науки и типология научных дисциплин. Естественные и гуманитарные науки: различия и сходство

Наука собой представляет многогранный элемент человеческой культуры.

Это особенный вид увлекательной деятельности, развивающаяся система знаний, социальный ВУЗ и своеобразное мировоззрение. Можно дать следующее обозначение данного феномена.

Естественные и гуманитарные науки — Григорий Юдин

Наука – это рациональная познавательная деятельность, заключающаяся в производстве новых, системных знаний, выполняемая на основе осознанного метода в относительно устойчивых организационных формах. В процессе этой деятельности вырабатывается научное мировоззрение.

Научная деятельность собой представляет разновидность инновационной деятельности, другими словами она направлена на получение абсолютно нового продукта.
Научная деятельность имеет конкретную структуру.

Она включает следующие элементы: субъект исследования (отдельный ученый или научный коллектив), объект (та часть реальности, которая исследуется субъектом), предмет (свойства, принципы и закономерности, которые изучаются в объекте познания), средства и методы исследования (материальное оснащение увлекательной деятельности; совокупность приемов и операций практической или теоретической деятельности субъекта), уровни исследования (эмпирический и теоретический), результаты исследования (научные факты, эмпирические обобщения, гипотезы, теории, концепции).
Есть пару вариантов типологии науки, ни одна из которых не отражает структуру этого неоднозначного явления полностью адекватно.

Самая популярная классификация основывается на группировке научных дисциплин в соответствии со особенностью объекта исследования, метода и формы представления результатов, причем ведущим показателем выступает своеобразие объекта, которое и определяет характерности метода и конечную форму научного продукта.
В согласии с этой типологией науки делятся на естественные – изучающие природу как она есть независимо от человека (физика, химия, биология, геология и др.); математические– выявляющие количественные отношения и пространственные формы действительного мира (математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика и др.); технические– исследующие материальные продукты деятельности человека (технология машин и механизмов, сопротивление материалов, горное дело, космонавтика, информатика и др.); социальные– изучающие общество в общем и его отдельные сферы (история, социология, экономика, политология и др.); гуманитарные– анализирующие духовные продукты человеческой деятельности (логика, психология, филология, искусствознание и др.).

Впрочем провести четкую грань между этими группами наук нельзя. Есть большой ряд дисциплин, занимающих переходное положение или являющихся комплексными.

Так, «на стыке» природных и общественных наук находится финансовая география, «на стыке» природных и технических – бионика; социальная экология включает естественные, общественные и технические разделы; историю часто относят к социально-гуманитарным наукам.
Популярный и практичный, хотя и сильно самый простой вариант этой типологии – дробление всех наук на естественные и гуманитарные.

Тогда В первые группу научных дисциплин включают естествознание, математические и технические науки, во вторую – социальные и гуманитарные науки. Приверженцы этой спецификации считают, что в науке сосуществуют две культуры научного исследования – естественно-научная и гуманитарная.

Представление о глубоком различии 2-ух типов наук заложили немецкие философы культуры XIX – начала XX вв. М. Вебер, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Рассмотрим характерности природных и гуманитарных наук.

Прежде всего, естественные и гуманитарные науки отличаются объектом исследования. Естественные науки изучают природу как нечто внешнее в отношении к человеку.

Гуманитарные науки направлены на изыскание сделанного человеком мира культуры.

Отсюда следует, что поведение объектов естествознания не зависит от человека, тогда как своеобразие объектов гуманитарных наук определяется принадлежностью к той либо другой цивилизации, национальными, конфессиональными и остальными характерностями их индивидуального или коллективного создателя. Естествознание изучает повторяющиеся явления.

Уникальные натуральные феномены (чудеса) не интересуют естествоиспытателей. Между тем, гуманитарные науки анализируют как раз единичные, определенные, оригинальные события, которые и образовывают историю человеческого общества и историю культуры.

Значительные различия затрагивают целей исследования. Цель естествознания – обнаружить многофункциональные законы природы, которые нереально оценивать в категориях добра и зла, великолепного и безобразного.

Цель ученого-гуманитария – максимально правильно воссоздать объект, обнаружить свойственные ему определенные закономерности, определяемые обстоятельствами места и времени его существования; сделать объект понятным и интересным для собственных современников. Говоря по другому, гуманитарное знание не может быть свободно от оценки с точки зрения какой-нибудь системы ценностей.

Есть также отличие в методах исследования. Естественные науки базируются на эксперименте и наблюдении.

Данные которые получены отделываются честно, без участия впечатлений.

Гуманитарные науки основаны на самых разных приемах анализа текста, понимаемого как знаковая система, несущая конкретную информацию (картина, летопись, танец и т.п.). Чтобы понимать значение текста, экспериментатор должен не только выяснить, но и ощутить ту систему ценностей, в которой создали текст.

Благодаря этому говорят иногда, что методом природных наук считается отстраненное оправдание объекта, а методом гуманитарных наук – заинтересованное, субъективное сознание. В природных науках использование математических методов ведет к получению нового знания, а в гуманитарных науках такие способы не получили большого распространения и носят запасной характер.

Отметим и характерности, касающиеся результатов исследования. Естественные науки представляют собственные результаты в виде математизированных теорий, содержание которых логически выводится из нескольких априорных постулатов.

Во многих случаях даже появляется проблема хорошей интерпретации уравнений какой-нибудь теории. В гуманитарных науках результаты исследования носят качественный характер и, в основном, не имеют количественной характеристики объекта.

Доктрина (идея), являющаяся результатом гуманитарного исследовании, не выводится из постулатов, а собой представляет обобщение эмпирических фактов, выявляющее в их сосуществовании и очередности некоторые закономерности. Результаты естественнонаучного исследования не несут на себе отпечатка личности ученого, тогда как научные работы гуманитариев всегда индивидуализированы.

Впрочем различия природных и гуманитарных наук не следует абсолютизировать.
Во-первых, единство науки определяется единством материального мира и общностью структуры научной деятельности.

Собственно поэтому можно говорить, что наука в общем собой представляет определенную систему.
Второе, есть гуманитарные науки, имеющие некоторые линии природных, и наоборот.

Экономика и социология изучают повторяющиеся явления, широко применяют математические методы, делают теоретические модели исследуемых объектов. Астрономия изучает уникальные явления (наша планетная система, Метагалактика), в ней нереален эксперимент; биологические и геологические теории ближе к эмпирическому обобщению, чем к математизированным теориям физики.

В конечном итоге, каждая наука, к какой бы группе дисциплин ее не относили, имеет собственные характерности.
Третье, в XX-XXI вв. встречается процесс сближения 2-ух культур научного исследования.

Социально-гуманитарные науки все эффектнее применяют статистические и математические методы, естественные науки используют метод исторической реконструкции, отличительный для гуманитарных дисциплин, а физика, которую иногда рассматривают в качестве идеальной естественной науки, исследуя микромир, изучает не объект сам по себе, а систему «человек-объект-прибор». Есть настойчивая необходимость в интеграции научного знания, усилении взаимного действия наук с целью их наиболее успешного развития.

Научное мышление. Естественные и социально-гуманитарные науки | Подготовка к ЕГЭ по Обществознанию

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *