Разница между отметкой и оценкой

 

Отличия между оценкой, отметкой и баллом

Оценка в себя включает квалификацию степени развитости конкретного свойства у оцениваемого лица, а еще количественную и хорошую оценку его действий или результатов деятельности. Подобными являются, к примеру, школьные метки.
Они определяют в баллах полные и относительные успехи ученика: полные в том смысле, что сама по себе отметка говорит о качестве знаний или поведения учащегося начальной школы, а относительные благодаря тому, что, пользуясь отметками, можно сопоставлять их у различных детей.
Очень часто в психологической и тем более литературе для педагогов понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Впрочем разделение данных понятий очень и очень важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных нюансов оценочной деятельности учителей.
Первым делом, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, выполняемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в общем.

Точность и полнота оценки формируют целесообразность движения к цели.
Функции оценки, как все знают, не обходятся только констатацией уровня обученности. Оценка — одно из эфективных средств, присутствующих в распоряжении учителя, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Собственно под влиянием справедливого оценивания у учащихся начальной школы создается равноценная самомнение, критическое отношение к собственным успехам. Благодаря этому важность оценки, многообразие ее функций просят поиска подобных показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности учащихся начальной школы и обеспечивали их раскрытие.

С этой точки зрения, ныне действующая система оценивания знаний, способностей требует пересмотра с целью увеличения ее диагностической значимости и объективности.
Отметка (балл) это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.

Отождествление оценки и метки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса выполнения задачи его результату.

На основе оценки может возникнуть отметка как ее формально-логический результат. Но, более того, отметка считается педагогическим стимулом, соединяющим в себе свойства призы и наказания: хорошая отметка считается наградой, а плохая — наказанием.
Функции и виды оценки

Так как наиболее проблемной считается психологическое оценивание ребенка-школьника, чья формирующаяся личность более сензитивна к любым формам оценки, то мы будем рассматривать соотношение оценки и метки касательно к учащимся начальной школы.
Оценке в большинстве случаев подлежат наличные знания учащихся начальной школы и проявленные ими знания и умения.

Знания, умения и способности обязаны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для учителя, так и для ребенка который ходит в школу пути их совершенствования, углубления, уточнения.

Важно, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для учителя, что не всегда осознается самими учителями, рассматривающими отметку лишь как оценку деятельности ученика. Во многих государствах метки учеников как основа для оценки деятельности образования выступают одним из очень важных показателей качества образования, о котором мы утверждали в начале лекции.

В учебно-воспитательном процессе можно говорить о различии парциальных (частичных, оценивающих часть) оценок (Б. Г. Ананьев) и оценке успешности, очень полно и честно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще
Парциальные оценки выступают в форме некоторых оценочных обращений и оценочных воздействий учителя на учащихся во время опроса, хотя и не собой представляют квалификацию успешности ученика вообще.

Парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (другими словами в виде метки), входя в него как нужная важная часть. В отличии от формального — в виде балла — характера метки, оценка может быть дана в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой потом "свернутой" оценке — отметке.

Искатели установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту лишь тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих учащихся начальной школы совпадение между своей оценкой и оценкой, которую поставил им преподаватель, бывает в 46 % случаев.

А у слабо успевающих — в 11% случаев. По данным иных экспериментаторов, совпадение между учительской и своей ученической оценкой происходит в 50% случаев.

Ясно, что воспитательный эффект оценки будет намного выше, если учащимся станут понятны требования, которые предъявляют к ним педагогами.

Оценка и отметка

Важные отличия между оценкой и отметкой. Материал для родительских собраний и МО педагогов.

Скачать:

Подготовительный просмотр:

Оценка и отметка в сегодняшней образовательной системе
«Слова оценки — знамена, водруженные там, где было обнаружено новое блаженство. новое ощущение».
Имеются такие педагогические темы, вокруг которых социальный шум никогда не стихает, ничего не меняя по сути.

Школьные метки — безусловно, из их числа. Понадобятся ли они?

Какие показатели должны стоять за школьными отметками? В каком именно виде оценки и метки должны даваться ребенку?

Эти и остальные вопросы не теряют собственной популярности многие десятилетия.

«Отсутствие оценки считается благодаря этому самым худшим видом оценки, потому как это воздей ствие не ориентирующее, а дезориентирующее» (Б.Г. Ананьев)
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни.

Нет, без метки вряд ли можно обойтись» (В.А. Сухомлинский)

Какой преподаватель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? К сожалению, этой мечте не всегда предназначено свершиться, всем по нятно, что у каждого ребенка собственные индивидуальные и н теллектуальные спо собности, различный уровень мотивации обучения, да и содержание образова тельных программ, тем более в ключевой школе, очень быстро затрудняется, уровень компетентностных требований по всем предметам увеличивается от класса к классу.

При этом в самом трудном положении оказывается преподаватель.
Перед началом 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования обосновано возник вопрос про необходимость совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.

«Оценка зна ний учащихся в той или другой форме считается нужной частью учебного процесса» (В.М. Полонский)
«Отмет ки, с одной стороны, подменя ют прямые мотивы учения косвенными, а со второй — насаж дают в процессе обучения нер возность, страх, вражда к педагогу.

Можно заставить учиться, но нереально принудить к позна вательной активности, заста вить быть увлеченным в про цессе познания. Вот это — та радость и покидает учащегося начальной школы, когда его учебная деятельность управляется при помощи от меток» ( Ш.А.

Амонашвили)
«Основные про тиворечия и минусы суще ствующей системы контроля и оценки учебной работы у уча щихся показывают, что данная система, унаследованная нами от старых времен, давно уста рела и требует замены» (Л.М. Фридман)

Такой разброс мнений о школьной оценке в психолого-педагогической науке и школьной практике.
Функции КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся ‘знают раскрытие и сравнение на том или другом шаге обучения результатов учебной дея тельности учащихся с требования ми программы. На практике работы школы применяются метки и оценки.

Исторический анализ показал, что очень часто под отметкой в отечественном образовании понимается оценка и наоборот.
« Оценка» — это процесс оценивания, выражающийся в раз вернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

«Оценка» — это процесс соотношения настоящих результа тов с прогнозируемыми целями.
«Оценка» может быть разнооб различной, вариативной в зависимости от типа учреждений образования, их особенности и направленности.

Основная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.

AE PHASE | БЕРУ ТРИ ОТМЕТКИ | ТЕСТ-ДРАЙВ, КАК ТАНК?

Функции оценки: обрат ная связь и подкрепление (одобрение).
Оценивание считается наиболее очевидным критерием уровня школь ного образования, ключевым индикатором диагностики проблем обучения и средством выполнения обратной связи.

Отметка — это цифровое выражение знаний уча щихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки.

Отме?тка (Оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или другим образом.
Отметка — это специфический ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

В школах России и бывших советских республик приняты циферные метки (чем выше — тем больше цифра). При этом в Российской Федерации есть пятибалльная система, унаследованная от СССР, на Украине — двенадцатибалльная, в Молдавии, Белоруссии и Латвии ввели 10-балльную шкалу.

В основном, в пятибалльной системе первая цифра (1) не применялась и более популярна для оценки нижнего уровня знаний — 2. Более того, неофициальными оценками (в тетрадях, школьных дневниках), расширяющими имеющуюся пятибальную систему были + и — (к примеру, 5+ означало самый высокий вероятный результат, но в школьный журнал ставилась только 5).
При оценке знаний имеет смысл исходить из следующих советов: "превосходно" ставится за точное и крепкое знание материала в заданном объеме.

Важны ли школьные оценки?

В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

"Хорошо" ставится за крепкое знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не больше одной-двух).

"Удовлетворительно" — за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для последующего обучения.
"Неудовлетворительно" — за незнание предмета, приличное количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

Проблема оценки знаний очень важна. Многие преподаватели к пятибалльной оценке прибавляют " + " или "-", выходит как бы 10-балльная система.

Как пример можно прибегнуть к следующей десятибалльной шкале:

4 — неудовлетворительные знания,
5 — малоудовлетворительные знания,

6 — удовлетворительные знания,

7 — недостаточно уверенные знания,
Система такого типа облегчила бы конкурсный отбор абитуриентов, а у студентов при ее использовании увеличивается мотивировка, возникает больше шансов показать себя как личность.

Внимания заслуживает оценочная шкала в дореволюционных средних учебных заведениях и за границей. Так, к примеру, в Мариинском институте благородных девиц существовала разделение четверки: уверенные знания, довольно хорошие, очень хорошие.

В Доминиканской Республике на курсах испанского языка применяется 100-балльная система.
С 2008 года в Российской Федерации был внедрен обязательный ЕГЭ (Единый госэкзамен) для выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений образования начального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.) и абитуриентов, поступающий в государственные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.

Для него была принята стобалльная система оценки.
В Америке принята буквенная система отметок (от лучшей A до худшей F), а еще рейтинговая система.

В Германии шестибалльная система имеет противоположное, если сравнивать с Россией, направление оценивания (1 — прекрасная оценка).
Преподаватель, ставя отметку в журнал, обычно ориентируется на большой ряд позиций, из-за чего каждый балл становится интегриро ванным критерием:

  1. уровня учащегося относительно конкретного эталона,
  2. уровня учащегося относительно класса в общем,
  3. уровня учащегося относительно себя самого в предыдущий пе риод.

В практических условиях мы смотрим обратную картину: учи теля перед началом ставят учащимся от метки и только потом комментируют их. Это не правильно.

Кроме того, ком ментарии часто носят короткий, поверженный характер.

Ведь смысл комментирования отметок, а точнее — оценочных сужде ний учителя, заключается,
во-первых, в указании на наиболее ти пичные ошибки в учебной работе ученика,
второе, в стимулирова нии заинтересованности к учению, открытии перспектив перед ним,
третье, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Результативность метки возраста ет, если воспитанник внутренне согласен с ней.

Воспитанник ведет оценку собственных знаний (во время опроса, при вы полнении письменных, контрольных работ) одновременно с педагогом. Согласно исследованиям, учащие ся одновременно с педагогом ведут оценку собственных знаний, и всё чаще своя оценка и оценка учите ля не совпадают.

Необходимо отметить, что чем хуже учится воспитанник, тем ре же он соглашается с учительской оценкой. Несов падение своей оценки с учи тельской у средне — и слабоуспе вающих учащихся говорит о неадек ватности их самооценки, завышен ном представлении о своих познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе ко торого учащиеся оспаривают справедливость метки.
Позиция учителя в ситуациях не согласия ученика с учительской отметкой

  1. ситуаций такого рода на практике не появляется,
  2. предпочитают просто не реаги ровать на аналогичные высказыва ния учеников,
  3. начинают уверять ученика в неправомерности его высказы ваний.
  4. сначала проверяют собственную точку зрения, потом уточняют позицию ученика, дают возмож ность отстоять собственное мнение или убеждают в ошибке

Минусы системы и ошибки педагогов.
Классическая система проверки и оценки обладает минусами справедливого и субъективного характера, к последним можно отнести — ошибки педагогов.

Ос тановимся на данных минусах
Проходит в основном в форме опроса, считается выбо рочным и случайным:

  1. про верке подвержены лишь неко торые учащиеся, хорошо успевающих учащихся опрашивают втрое чаще, чем слабоуспевающих.

«Успевающих школь ников преподаватель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в том случае, когда неус певающий учащийся начальной школы вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем одно класснике» (Р.Берне).
Подобное отношение со стороны учителя имеет для слабоуспевающего учащегося начальной школы пе чальные результаты.

«Естест венно высказать предположение, что со временем неуспевающий ученик привыкает к такому обращению и все реже поднимает руку, даже в том случае, если он готов дать ответ на во просы, которые преподаватель ставит перед классом» (Р.Берне)
2) В момент опроса создается нервно-напряжен ная атмосфера, обусловленная боязнью некоторых учеников быть вызванными к доске.

О пси хологическом состоянии учеников «испуганно ожидающих вопроса учителя, делаемого для того, чтобы против воли вынуждать детей смотреть за преподавани ем», писал еще Л.Н. Толстой, создавший оригинальную систе му обучения в яснополянской школе, основаную на принципах свободного воспитания, исклю чающую всякое насилие и прину ждение, отвергающую контроль и оценку знаний учащихся.

3) Внешний контроль и оценка (со стороны учи теля) препятст вуют появлению самоконтроля и самооценки.
4) Классические формы контроля, не берут во внимание рацио нальность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечившие усвоение учебно го материала.

Различные учащиеся ис пользуют разные способы усвоения учебного материала. Один воспитанник усваивает новый материал путем неоднократного повторения (механическое запо минание), а другой — применяя рациональные (логические) приемы — составляет короткий или развернутый план изложе ния, выделяет ключевые мысли в тексте, проговаривает во внут реннем проекте содержание пара графа и т.д.).

5) На процесс оценивания знаний не оказывает влияние каче ство работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденно стью учителя в безупречности собственной обучающей деятельности.

Если учащиеся не овладевают познаниями на необходимом уровне, рассуждает такой преподаватель, то это только вина самих учащихся, последствие отсутствия у них инте реса и прилежания к учебному труду.
Дока зано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину нужно искать в самих учащихся; если же неуспеваю щими являются много учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, трудных взаимоотно шениях между учителем и деть ми.

6) Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к раз личным учащимся.
Необъективный подход к учащимся вырисовывается в особенности в том, что таже самая работа, сделанная всевозможными учащимися, педагогом оценивает ся с разностью в 2-3 балла.

Данный недостаток генетически не зало жен в природе самой оценки, а считается следствием ошибок педагогов.
7) Наличие разных объ ектов контроля и оценки:

  1. факти ческий материал,
  2. сформированность многофункциональных учебных действий,
  3. способность переносить знания в новые, необычные ситуации.

8) Контроль и оценка, не несут инфор мацию о потенциальных воз можностях учени ка, его творческих способно стях, мышлении.
9) Не учитываются мотивы учения учащихся начальной школы.

Мотивы учения — не простое психологическое образование, и всё чаще учащийся начальной школы сам не может ясно осознать тот мотив, который лежит в основе его учебной деятельности. К примеру: воспитанник блестяще ответил урок и полу чает заслуженную пятерку.

Во многих случаях для учителя не имеет большого значения, какой побу дитель лежал в основе добросо вестного отношения ученика к учению — желание са моутвердиться, получить одоб рение со стороны учителя, одно классников или похвалу и награ ду от родителей.
10) Оценивание знаний выполняется по финишному результату, что считается показа телем качества учебного про цесса в школе.

Оценка знаний в данном случае отражает процент превосходно ус певающих, хорошистов, слабоус певающих и плохо успевающих и считается основным показателем работы учителя, школы в общем.
Оценка знаний по резуль татам вызывает некоторые ложные установки и у учащихся: «Ориентация учителя исключительно на знания, а не на процесс их приобретения иногда приводит и самих учащихся к узкопраг матической установке: полу чить хороший результат без освоения и анализа спо собов работы, при помощи ко торых такой результат может быть получен» (А.К.

Маркова).
Рекомендуем ознакомиться с ключевыми условиями «Системы оценивания знаний учащихся.

системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать воз можность сверить достигнутый учащимся уровень с конкретным ми нимумом требований, заложенных в тот или другой учебный курс.

2) Нужно фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в разных областях увлекательной деятельности. Же лательно, чтобы фиксация этой информации была стантартизированная и не требовала больших расходов времени, т.е. не была вер бальной.

3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, светопроницаемость в смысле вариантов выставления текущих и итоговых отметок,
4) Нужно вводить механизм, развивающий оценивание учащимся собственных достижений (рефлексия деятельности).

 

5) Система оценивания должна учитывать и обеспечи вать строгий контроль между педагогом, учеником, родителями, класс ным руководителем, а еще администрацией и педагогическим коллекти вом школы.
6) Достаточно указать, что система оценивания должна быть единой касательно к определенному классу начальной школы в рамках единого образовательного пространства.

7) Система оценивания должна быть построена поэтому, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся .
«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений прямо связано с обсуждаемой темой.

Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит регулярно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие подразумевает его дальнейшую оценку как минимум — самим автором, всё чаще — окружающими.

Обычное обучение, другими словами обучение, существующее для ребенка в виде его своей активности, не может быть безоценочным. Иное дело, что идеальное ребенком действие должно быть оценено полностью — многообразно и с разных сторон.

Оценка должна решать, как минимум, три главные задачи:
1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Это основная задача.

Воспитанник выполнил конкретную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на данном шаге и перейти к следующему, следует оценить данную работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.

Если ребенок находится на такой стадии собственного психологического развития, что считается субъектом собственной учебной деятельности, эти все оценки важны для него, и он сам стремится их создать.
Если учеба отчуждена от ребенка, другими словами он считается объектом педагогических воздействий учителя, то преподаватель и формулирует ему эти все оценки.

И достаточно немаловажно, как он это выполняет.
Если преподаватель не заинтересован в том, чтобы воспитанник в результате всетаки присвоил процесс обучения, превратил его в свою деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится.

В обратном случае преподаватель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию таким образом, чтобы ребенок сумел оценить собственную учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном нюансе.
Это задача номер 2. Многосторонняя оценка позволяет формироваться и самому человеку, и его деятельности: активизирует, позволяет выправить улучшенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть собственный смысл проделанного.

Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.
Наконец, третья задача оценки — сравнение.

Сравнение с самим собой, с эталоном, с определенными людьми.
В таком случае человек помещает собственное «Я» в различные системы координат и выполняет сравнительную оценку собственных достижений.

Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, благодаря этому большинство готовы стукнуться в иную крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с иным или с некоторым стандартом.

Предлагается полностью перейти на иную систему: сопоставлять ребенка с самим собой, отслеживать динамику его собственных достижений. Я — за многообразие сравнительных оценок.

Человеку достаточно тяжело не сопоставлять себя с другими.

Так устроена созданная нами цивилизация, и в сразу это не поменять. Да и стоит ли к данному стремиться?

Да, личностный человеческий рост в большинстве случаев обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию собственных персональных возможностей.

И в этом ему поможет сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.
Необходимо всемерно развивать подобную систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики своих достижений. («Вот столько ошибок на данное правило у тебя было неделю назад.

Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти наиболее целесообразно дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории»).

Итак, обучение не может быть безоценочным. Иногда оно может быть «безотметочным», но тогда необходимо очень внимательно обдумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.

И на последок темы — наставление У. Джеймса: «Желание ученика иметь сведения о собственных успехах считается нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций. Благодаря этому знакомьте собственных учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от данного правила только в некоторых случаях, когда вас останавливают какие-то особенные практические соображения».

Психологические моменты оценочной деятельности учителя
Один знаменитый воспитатель писал: «Я пришёл к ужасному выводу, что я как преподаватель являюсь главной фигурой в классе.

Собственным личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Все зависит от моего каждодневного настроения.

Я, преподаватель, обладаю огромной властью над детьми, я могу сделать жизнь любого из них несчастной либо, наоборот, весёлой. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».

Оценивание, отметка оказывают большое влияние на ученика.

Основным минусом существующей системы оценок и отметок считается (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Учителям достаточно известна тяжелая тишина в классе при объявлении отметок, печальное перелистывание тетрадей в поиске полученных баллов.

Всем учителям доводилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают метки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Социально – психологическая служба проводила не так давно опрос среди обучающихся 6-х и 9-х классов.

Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой.
Результаты анкетирования: большинство обучающихся 6-х классов (72,4%) и 86,6% 9-ков видят разницу между этими тезисами, выделяют их значимость для человека.

Чего же отметка и оценка так актуальны в жизни ребенка? Прежде всего, благодаря тому, что они тесным образом связаны с подобными психологическими параметрами, как самомнение, мотивировка достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, отношения с окружающими, творчество.

Важны ли оценки в школе?

Психологами давно уже доказали, что удачно действует и может достигать результатов человек, у которого сформирована равноценная высокая самомнение собственной личности и менее успешны в жизни, в основном, люди с невысокой самооценкой.
Мнение учителя о ребенке создает его самовосприятие.

Каждый сниженный балл снижает в глазах ребенка его свою ценность. Не отделяя себя от продукта собственной деятельности, ребенок видит заявление в сниженной оценке, что он плохой.

И здесь включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой прекрасной (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок чувствует себя способным, любимым — таким образом вырабатывается высокая самомнение.

Оценочная деятельность учителя также может оказывать влияние и на мотивацию достижения. Мотивировка достижения — это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, упорство в достижении собственных целей.

Собираясь в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и сначала искренне стремится им стать. Но если преподаватель — приверженец строгости при выставлении отметок, уже в младших классах учащийся начальной школы понимает, что у него ничего не вышло, какое то время горюет … и решает махнуть рукой.

У подобного ребенка необходимость в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то каждый человек стремится исключительно при положительной оценке собственной деятельности.
Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают тот факт, что она напрямую связана с оцениванием и отметками.

Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Согласно исследованиям, очень большой страх в школе — это страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с педагогами, страх не отвечать ожиданиям окружающих.

Большое влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Всё чаще ребенок, мыслящий оригинально, сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех нужно?», — говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую», — говорит преподаватель.

Результат, выделяющийся от стандарта, абсолютно не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится ясно, что процесс прекрасен, если он приводит к получению хорошей метки.

Таким образом закладываются основы стиля поведения, при котором основное — цель, а средства ее достижения второстепенны, причём типовые — лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит достаточно стремительно.

Может быть, внешняя мотивировка не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня. Однако нельзя образовывать не воспитывая.

Ведь заложенная в школе мотивировка ключевой деятельности определяет качество всей дальнейшей жизни.

От этой мотивации зависит, будет ли человек делать собственную работу исключительно за заработную плату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу собственных возможностей.
И, наконец, большое воздействие оказывает оценивание на отношения детей с окружающими.

Метки могут быть и основой высокого и невысокого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может служить причиной суицида.
Коммуникативный фактор оценки и метки чрезвычайно важен.

О чём задаёт вопросы родитель собственное чадо, вернувшееся из школы? — об отметках. О чем более всего говорит преподаватель, сообщая результаты проверенных работ? — об отметках.

Что очень много времени обсуждают учителя? — метки.
Оценивание – сверхтонкий психологический момент.

То, как тебя оценивают окружающие, ясно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все подряд восприимчивы к ним, очень быстро реагируют на малейшие изменения.

Нужно напоминать учителям, что есть ряд психологических факторов, которые могут оказать влияние на объективность оценивания:

  1. При оценивании собственную роль может сыграть отрицательная установка. Только представьте подобную ситуацию: к вам приходит новый воспитанник, его бывший преподаватель рассказывает вам о нем заранее, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете инстинктивно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
  1. Есть говоря иначе "эффект ореола". К примеру, ребенок несимпатичный внешне, неряшливый, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
  1. Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную приходится задействовать несложное правило: при оценивании сначала человеку говорится прекрасное, то положительное, что есть в его деятельности. Потом преподносится критика в очень тактичной форме, не трогая личность. Ценится только действие, а не личность: не «Ты — бездельник», а «Ты поленился сегодня».
  1. Достаточно немаловажно объяснить, почему конкретно такая отметка установлена. И дальше следует показать ребенку перспективу, т. е. что необходимо делать, чтобы результат сделать лучше и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя точно получится», «Я верю в тебя» — такие слава учителя способны осуществить переворот в душе ученика.
  1. Нахваливайте! Хвала должна появляться неожиданно, ее не стоит планировать. Хвала должна быть заслуженна. Хвала должна быть точно направленной. Признательность получить всегда приятнее, если она направлена не в общую массу, а тебе одному тёплыми словами.
  1. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика промолвить: «И я даже лучше иных!»
  1. Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Великолепная ошибка! Твое мнение не очень верно, но даёт пищу для размышлений». Нужно не забывать, что каждый человек имеет право на погрешность!
  1. Часто учителя забывают правило, которое обязано стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается лишь с самим собой, а не с другими детьми.
  1. Стрессовой ситуацией для малышей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно сделать меньше. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
  2. Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он выучился. Давайте сделаем наоборот: “Парни, на следующий день у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне нужно обратить собственное внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
  3. Во время контрольной работы преподаватель может подойти к ученику, который чувствует затруднение (степень помощи крепится педагогом), иногда можно дать внеурочное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
  1. Любая работа должна завершаться самопроверкой. Своими силами найденные и исправленные ошибки не считаются поводом для уменьшения метки.

Исходя из сказанного выше, хочется выделить, что в наших руках, в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в собственные силы, а может и убрать.

Разница между отметкой и оценкой

Считать слова «отметка» и «оценка» полными синонимами ошибочно. Все же первое из данных понятий несколько уже, чем второе.

Обозначение

Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Метки также зовутся баллами.

Они ставятся в школьный журнал и дневник ученика. В Российской Федерации система отметок пятибалльная, где высшим критерием считается «5».

Оценкой в переносном смысле может именоваться и отметка. Однако в общем значении под оценкой понимается сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося.

Показателем при этом являются требования образовательной программы.

Разница между отметкой и оценкой

Сравнение

Каждое из 2-ух понятий конкретно связано с учебным процессом. Но отличие метки от оценки состоит в том, какую нишу занимает любая из них.

Отметка собой представляет графический символ, в основном, цифру.

Это лишь количественный критерий, по которому можно судить об уровне успеваемости.
Оценка, в прямом понимании, подразумевает не определенный балл, а словесную информацию про качество выполнения задания.

К примеру: «Молодец! На этот раз ты хорошо постарался, сделал все без ошибки».

Или: «Твою работу не назовешь безупречной.

Чтобы достигнуть лучшего результата, тебе необходимо повторить правило».
Перед тем как выразить оценочное суждение, преподаватель должен проверить работу (ответ) учащегося начальной школы и сопоставить ее с эталонами, представленными в образовательной программе.

ЧТО ЛУЧШЕ? Механика, автомат, вариатор или роботизированная коробка передач ?

В высказывании учителя может быть информация про то, что ученику получилось сделать правильно, где имеются пробелы в знаниях и как их убрать.
Оценка всегда должна быть объективной, она выражается в тактичной форме.

При этом важен персональный подход учителя к каждому собственному подопечному. Правильно выраженная оценка побуждает того, кому она направлена, совершенствоваться в знаниях и увеличивает результативность обучения.

После оценки часто выставляется отметка.

Баллы, которые получают учащиеся, не должны завышаться – от этого уровень подготовки уменьшается. Метки меньше заслуженных также устанавливать нельзя, чтобы у учащихся начальной школы не пропадал интерес к учебе и сохранялась вера в собственные возможности.

Сделаем маленькой вывод о том, в чем разница между отметкой и оценкой. Итак, второе понятие намного шире.

Оценка помогает ученику осознать, как хорошо он потрудился и на что нужно больше смотреть. Отметка, со своей стороны, – это способ закрепить рабочий результат при помощи графического символа.

Отличия между оценкой, отметкой и баллом

Оценка в себя включает квалификацию степени развитости конкретного свойства у оцениваемого лица, а еще количественную и хорошую оценку его действий или результатов деятельности. Подобными являются, к примеру, школьные метки. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Они определяют в баллах полные и относительные успехи ученика: полные в том смысле, что сама по себе отметка говорит о качестве знаний или поведения учащегося начальной школы, а относительные благодаря тому, что, пользуясь отметками, можно сопоставлять их у различных детей.
Очень часто в психологической и тем более литературе для педагогов понятия "оценка" и "отметка" отождествляются. Впрочем разделение данных понятий очень и очень важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных нюансов оценочной деятельности учителей.
Первым делом, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, выполняемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в общем.

Точность и полнота оценки формируют целесообразность движения к цели.
Функции оценки, как все знают, не обходятся только констатацией уровня обученности. Оценка — одно из эфективных средств, присутствующих в распоряжении учителя, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Собственно под влиянием справедливого оценивания у учащихся начальной школы создается равноценная самомнение, критическое отношение к собственным успехам. Благодаря этому важность оценки, многообразие ее функций просят поиска подобных показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности учащихся начальной школы и обеспечивали их раскрытие. С этой точки зрения, ныне действующая система оценивания знаний, способностей требует пересмотра с целью увеличения ее диагностической значимости и объективности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Отметка (балл) это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и метки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса выполнения задачи его результату.

На основе оценки может возникнуть отметка как ее формально-логический результат. Но, более того, отметка считается педагогическим стимулом, соединяющим в себе свойства призы и наказания: хорошая отметка считается наградой, а плохая — наказанием.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции.

А чужой храп его отдаляет.

9256 —

| 7843 —

или читать все.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *