Православие и католицизм
Ключевые вероучительные отличия между православием и католицизмом
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».
Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но наряду с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».
Шесть отличий православных от католиков
Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет тому назад, этого было довольно для описания собственной веры (а за одно и для смертного приговора себе и собственной семье).
Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже во времена императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же в действительности был их преподаватель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в реальные раны, которые не залечены до этого времени.
Самый всем известный раскол случился в первой половине 50-ых годов одинадцтого века между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад.
А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Впрочем, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая большая из всех.
Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.
Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы.
Инстинктивно в наш век, когда направлением считается равноправие, любовь и другое, люди инстинктивно думают: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они иные?». Уверяю вас, на данный вопрос ответит совсем не любой.
В данной статье я помогу вам найти главные отличия и построить в собственной голове общую систему.
Герб государства Ватикан
Отличие первое: кто главный в Церкви?
Спросите это у любого православного, и он ответит: Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, кроме Спасителя, есть и заметный заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Папа римский.
Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и полную власть над всей Церковью.
Потом, с собственной проповедью он пришёл в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть собственным преемникам и ученикам – епископам Рима.
Официальный титул папы римского звучит так:
Епископ Рима, викарий Христа, наследник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской перефирии, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
Разумеется, это учение никогда не было собственно таким. Оно понемногу развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось.
Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в конце концов, к конфликту с епископами востока.
Отличие второе: непогрешимость римского епископа
Официально этот догмат был принят в первой половине 70-ых годов XIX века на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Опираясь на него у римского епископа есть особенный дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и преподаватель всех христиан. В данный момент он не скажет ересь или прогадать.
Впрочем, неформально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца Одиннадцатого столетия. Что в этом плохого, спросите вы?
Каждый человек может заблуждаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже.
Не может человек не заблуждаться из-за собственной человеческой природы. Что же касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к самой большой централизации.
Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может заблуждаться чтобы не было расколов и споров.
Католический священослужитель
Отличие третье: принудительное безбрачие духовенства
Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Разумеется, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много веков перед тем как Рим смог целиком побороть женатое духовенство.
Для чего? Это появилось еще в «православный период» Римской Церкви.
Но, с полной решимостью таким вопросом занялся Отец Григорий VII в конце Одиннадцатого столетия. Это был Отец, который проводил жёсткие общецерковные реформы.
Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему необходимы были мобильные священники, совсем не связанные с миром. Православие не любит данный подход, считая его очень большим требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по существу, выполняет человека недостойным священства.
Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии
Это один из очень сложных вопросов. Разумеется, католики любят и почитают Мама Иисуса Христа.
Однако, в собственном почитании они позволили себе слишком много. Согласно учению РКЦ Божия матерь не была предрасположена первородному греху, другими словами, иначе говоря она не испытывала искушений грехом вообще.
В Катехизисе РКЦ сказано, что…
«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Собственного зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя человеческого рода, предохранена ото всякой скверны первородного греха»
Аналогичным образом, природа Марии уже не идентична нашей. Это значит, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богоматерь обладала природой, аналогичной нашей.
Собственно эту природу и принял Бог через Собственное рождение. Аналогичным образом, Христос был рожден от обыкновенной по природе дамы и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы вылечить ее.
Католический храм
Отличие пятое: учение о Чистилище
Оно появилось еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова.
Целиком образовался в 12 – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:
«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, однако не абсолютно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы получить святость, нужную для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, абсолютно другое, чем наказание проклятых»
Это учение противоречит учению Православной Церкви, по которому человеческая душа после приватного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была изображена: Ад или Рай. Никакого нестандартного учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.
Отличие шестое: молитвенный экстаз
Есть, как вы убедились, и практические отличия в духовной жизни. Церковь считает допустимым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих.
Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным событием, ведущим верующего к красоты или к сумасшествию.
Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.
Все это – только вершина айсберга. Различий масса.
Разумеется, как христиане мы призваны предпочитать друг друга, и нелюбовь совсем не должна быть свойственна нам. Мы обязаны уметь строить хорошие отношений с каждым человеком.
Впрочем это совсем не значит, что мы обязаны закрывать глаза на очевидные противоречия. Кроме того, каждый православный, я так думаю, должен необходимо понимать, почему он собственно православный и в чем суть и отличие его веры от прочих.
Православие и католицизм. Церковь и мир
В другом случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути такие же. Тем не менее, это то же самое, что честное хладнокровие, которое назвать хорошим событием, я думаю, нельзя.
Какие главные отличия католицизма от православия?
«Чем отличается Церковь от Православной?"
11 февраля патриарх всея Руси Кирилл начинает собственный первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который увеличится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Католической церквей пройдёт первый раз.
Как отметил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Впрочем, стоит сказать что многие проблемы между Русской православной церковью и Католической церковью остаются несанкционированными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных общих усилий", — сказал Легойда. Он утверждает, что "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира".
Какие же проблемы между Русской православной церковью и Католической церковью остаются несанкционированными?
Чем вообще отличается Церковь от Православной»? На данный вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному.
Как собственно?
Католики о православии и католицизме
Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:
Католики – это христиане. Христианство разделяется на три ключевых направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире пару тысяч), а Православная Церковь в себя включает несколько независимых один от одного Церквей.
Так, не считая Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение между собой в молитвах и таинствах (что нужно для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в очень России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Российская Иностранная Православная Церковь и т.д.). Это говорит о том, что крупное православие не имеет единого руководства.
Но православные полагают, что единство Православной Церкви вырисовывается в едином вероучении и во обоюдном контакте в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в самых различных государствах мира находятся в контакте между собой, делят единое вероучение и признают Папу Римского собственным главой.
В Католической Церкви есть дробление на обряды (общины в середине Католической Церкви, выделяющиеся один от одного формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Благодаря этому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они считаются членами одной Церкви.
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в разном понимании единства Церкви. Для православных достаточно делить одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Церковь выделяется от Православной Церкви собственным пониманием вселенскости или кафоличности. Православные говорят, что Вселенская Церковь "исполнена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом.
Католики добавляют, что эта поместная Церковь обязана иметь общение с поместной Католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего лишь от Отца.
Некоторые православные святые утверждали об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в некоторых случаях разводы допускает;
5) Церковь провозгласила догмат о чистилище. Состояние это душ после смерти, которые предназначены для рая, но еще не готовых к нему.
В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто аналогичное — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это значит, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богоматери, но полагают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небо телом и душой считается логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже продолжают верить в то, что Мария на небе пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, именуется византийским и считается одним из нескольких. В нашей стране более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви.
Благодаря этому часто за отличия между РПЦ и Католической Церковью неправильно принимают отличия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Однако если православная литургия кардинально отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не считается, так как они есть и в византийском обычае Католической Церкви;
10) Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в том случае, когда он в согласии со всеми епископам говорит то, во что Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие полагают, что точными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, тогда как Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Необходимо заметить, что Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Не обращая внимания на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до этого времени вера в одного Бога нас соединяет .
Иисус молился о единстве Собственных учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные.
Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.
Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная церковь.
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Конечное разграничение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм случилось в первой половине 50-ых годов одинадцтого века.
И Православная, и Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в контакте, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
"Большое количество общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не безвинно людей: и с той, и с другой стороны. Впрочем тех, кто рождается ныне в подобных Общинах и выполняется веры во Христа, нельзя винить в грехе деления, и Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Потому что те, кто верует во Христа и подобающим образом принял крещение, находятся в известном контакте с Католической Церковью, пускай даже неполном.
Все таки, оправдавшись верой в крещении, они комбинируют Христу и, поэтому, справедливо носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".
Официальное отношение Русской православной церкви к Католической церкви выражено в документе «Ключевые принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Разговор с Католической Церковью возводился и должен строиться в дальнейшем с учитыванием того основополагающего факта, что она считается Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется нужным принять во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, очень часто шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.
Ключевые расхождения в догматике
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не лишь от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два разных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (враг св.
Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы надеются ими тварными символами, которые, как то появившись, потом перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, аналогичным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, тогда как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный образ при Его отождествлении с любовью.
В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Данные слова, как кстати, и все другие слова Символа Веры находят себе прямое доказательство в Священном Писании.
Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Христос говорит, что Дух Святой исходит конкретно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”.
Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по сути, но троичен в лицах, которые называют еще Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы.
Выделяются они только собственными характеристиками – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец считается единственным самим началом (????) или одним источником (????) для Слова и Святого Духа.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет догадка о непосредственном творении душ Богом, что является опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богоматери.
Другие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до большой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после большой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, и еще учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Доктрина догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той главной роли, которую она получила в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обговариваться в православной обстановке в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают допустимым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины.
В то же время это развитие не значит, что прогрессирует или развивается «сознание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении финальной позиции к данной проблеме, просматриваются два нюанса, отличительных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не другим образом, чем знала ее в старые времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начав с апостольского века) и обращение внимания к вопросам о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь говорит не в догматах, однако в образах и символах; Сказание во всей его полноте считается поручителем свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения считаются лишь частичным и неполным высказыванием полноты Предания).
В православии есть две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавки (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, со своей стороны, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, однако не считают их еретиками. Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Некоторые отличия между византийским и латинским обрядом
Есть обрядовые отличия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Впрочем обрядовые различия, в отличии от догматических, не носят принципиального характера — есть католические церкви, применяющие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см.
Западный обряд в православии). Разные обрядовые традиции притягивают за собой разные канонические практики:
В латинском обычае популярно совершение крещения путём окропления, а не погружения. Слегка отличается крещальная формула.
Отцы Церкви во многих собственных трудах говорят собственно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения происходит тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через сказание им Боговедения»
Так крестил в Санкт-Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже практически шепотом: «Шестерых покрестил», словно «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам по-новому появился на свет». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом большом храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за переносной стенкой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, находясь где нибудь, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу подобных же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не выяснить. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют собственные послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из иного мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о.
Кирилл Сахаров).
Миропомазание в латинском обычае происходит после достижения сознательного возраста и именуется конфирмацией («утверждением»), в восточном обычае — тут же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (кроме приёма немиропомазанных при переходе из иных конфессий).
Окропительное крещение пришло к нам из католичества.
В западном обычае для таинства исповеди очень популярны конфессионалы, отсутствующие в византийском.
В православных и грекокатолических храмах алтарь, в основном, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обычае алтарём называется сам престол, размещенный, в основном в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, которая стала примером православных иконостасов).
В католических храмах отступления от классической ориентации алтаря на восток существенно чаще, чем в православных.
В латинском обычае очень долго аж до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священников под 2-мя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под 2-мя видами.
В восточном обычае детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подойдут только в возрасте 7-8 лет.
В западном обычае Литургия происходит на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).
Крестное знамение у православных и грекокатоликов происходит с правой стороны налево, и слева направо у католиков латинского обряда.
У западных и восточных священников отличаются богослужебные облачения.
В латинском обычае священослужитель не может быть женатым (кроме редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так же и для грекокатоликов) целибат обязателен исключительно для епископов.
Великий пост в латинском обычае начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Новогодний пост (в западном обычае — Адвент) имеет самую разнообразную длительность.
В западном обычае принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие исключительно при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом сейчас и в грекокатолических, и в православных храмах в самых различных государствах популярны не только классические стасидии под стенами, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.
Наряду с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда есть соответствие, внешне скрытое за разными названиями, принятыми в Церквях:
В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. ????????), хотя термин «пресуществление» (греч. ???????????) также применяется, а с Семнадцатого века соборно кодифицирован.
В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признали недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что предоставляет шанс невиновной стороне вступить в новый брак.
Восточные и западные христиане применяют разные Пасхалии, благодаря этому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви применяют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).
В католичестве и православии есть праздничные дни, отсутствующие в другой конфессии: праздничные дни Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздничные дни Положения добропорядочной Ризы Богоматери , Происхождения добропорядочных древ Животворящего Креста и др. в православии. Нужно понимать, что, к примеру, ряд праздничных дней, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в остальных поместных православных церквях (в особенности, Покрова Богоматери ), причём отдельные из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение добропорядочным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).
Православные не выполняют коленопреклонения в воскресение, а католики выполняют.
Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись со временем. Самый маленький евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора необходимым был пост с полночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных вечерних служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («впрочем воздержание перед причащением с полночи от начала данных суток очень похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полночи.
В отличии от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», в то время как в восточных Церквях — «освящение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, в основном, безбородо.
В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым Днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
История одного раскола. Православие и Католицизм
В текущем году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви — Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение ключевые христианские конфессии, о существовавшем когда то единстве всех христиан. Но уже практически тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено.
Если многим известна дата 1054 года как официально признанный историками год деления Православной и Католической Церквей, то, может быть, немногим известно, что ей предшествовал долгий процесс постепенного расхождения.
В этой статье читателю предлагается сокращеный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) [1] «История одного раскола». Это короткое обследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством.
Не анализируя подробно догматических тонкостей, останавливаясь исключительно на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разграничение случилось не в единочасье и не неожиданно, а явилось следствием «продолжительного историчного процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы».
Главная работа по переводу с французского оригинала была сделана студентами Сретенской Семинарии под управлением Т.А. Шутовой.
Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на ресурсе «Православная Франция.
Взгляд из России».
Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латини, — святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и множества прочих — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и прочих. Западные отцы отличались от восточных порой лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, чем на глубоком богословском анализе.
Первое покушение на эту вероучительную гармоничность случилось с возникновением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354–430). Тут мы встречаемся с одной из очень волнующих загадок христианской истории.
В блаженном Августине, которому в самой высокой степени было свойственно ощущение единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И все таки по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но одновременно оказавшиеся практически полностью инородными не-латинским Церквям.
С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, предрасположен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни — Filioque).
Согласно более древней традиции, Святой Дух начинается, также как и Сын, лишь от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, имеющейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15, 26), и видели в Filioque искажение апостольской веры.
Они отмечали, что благодаря этому учения в Западной Церкви случилось некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, согласно их точке зрения, стало причиной конкретному усилению институциональных и юридических нюансов в жизни Церкви. С V века Filioque везде допускалось на Западе, фактически без ведома не-латинских Церквей, однако в Символ веры оно было добавлено позднее.
В том, что же касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, словно он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.
Гениальная и в высокой степени симпатичная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и практически полностью сосредоточились исключительно на его школе. В большой мере римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут разниться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину.
Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в разной степени и в самых различных формах либо наследием, либо результатами августинизма.
В IV–V вв. возникает еще одно разногласие между Римом и прочими Церквями. Для абсолютно всех Церквей Востока и Запада главенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а со второй — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством 2-ух первоверховных апостолов Петра и Павла.
Однако это главенство inter pares («между равными») не означало, что Римская Церковь считается резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.
Впрочем, начиная со второй половины IV века, в Риме зарождается иное сознание. Римская Церковь и ее епископ просят себе главной власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это главенство основано на ясно выраженной воле Христа, Который, согласно их точке зрения, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.
16, 18). Отец Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с той поры первым епископом Рима, но и его викарием, в котором словно продолжает жить первоверховный апостол и через него верховодить Вселенской Церковью.
Не обращая внимания на определённое сопротивление, это положение о первенстве было мало-помалу принято всем Западом. Другие Церкви в общем придерживались древнего понимания первенства, очень часто позволяя некую двусмысленность в собственных отношениях с Римским престолом.
Кризис в Позднем Средние века
VII в. стал свидетелем рождения ислама, который начал распространяться очень быстро, чему способствовал джихад — священная война, позволившая арабам завоевать Персидскую империю, очень долго бывшую суровым соперником империи Римской, и еще территории патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима. Начав с данного этапа, патриархи сказанных мегаполисов часто были вынуждены поручить управление оставшейся христианской паствой собственным представителям, которые пребывали на местах, тогда как сами они должны были жить в Константинополе.
Благодаря этому случилось относительное уменьшение значимости таких патриархов, а патриарх столицы империи, кафедра которого уже во время Халкидонского собора (451) была установлена на второе место после Рима, аналогичным образом стал, в какой-то степени, высшим судьёй Церквей Востока.
С возникновением Исаврийской династии (717) разразился иконоборческий кризис (726). Императоры Лев III (717–741), Константин V (741–775) и их преемники запретили изображать Христа и святых и почитать иконы.
Соперников императорской доктрины, как правило монахов, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, умерщвляли, как во время языческих императоров.
Папы римские поддержали соперников иконоборчества и прервали общение с императорами-иконоборцами. А те в ответ на это присоединили к Константинопольскому Патриархату Калабрию, Сицилию и Иллирию (западную часть Балкан и север Греции), которые до тех пор пребывали под юрисдикцией папы Римского.
Вместе с этим, Для того чтобы успешнее сопротивляться наступлению арабов, императоры-иконоборцы провозгласили себя сторонниками греческого патриотизма, очень далекого от господствовавшей до этого универсалистской «римской» идеи, и потеряли интерес к негреческим областям империи, например, к северной и центральной Италии, на которые притязали лангобарды.
Правомерность почитания икон была восстановлена на VII Вселенском соборе в Никее (787). После нового витка иконоборчества, начавшегося в 813 г., православное учение целиком восторжествовало в Константинополе в 843 г.
Общение между Римом и империей было таким образом восстановлено. Но то, что императоры-иконоборцы ограничили собственные внешнеполитические интересы греческой частью империи, стало причиной того, что Папы римские стали искать для себя иных покровителей. Раньше папы, не имевшие территориального суверенитета, были лояльными поданными империи.
Теперь, уязвленные присоединением Иллирии к Константинополю и оставленные без защиты перед лицом вторжения лангобардов, они обратились к франкам и в ущерб Меровингам, которые всегда поддерживали отношения с Константинополем, стали помогать приходу новой династии Каролингов, носителей других амбиций.
В 739 г. отец Григорий III, стремясь помешать лангобардскому королю Луитпранду соединить Италию под собственной властью, обратился к майордому Карлу Мартелу, который пытался применять смерть Теодориха IV для того, чтобы убрать Меровингов. Взамен на его помощь он пообещал отказаться от любой лояльности константинопольскому монарху и воспользоваться покровительством исключительно короля франков.
Григорий III был последним папой, который просил у императора утверждения собственного избрания. Его преемники уже будут утверждаться франкским двором.
Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Но в 754 г. отец Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы повстречаться с Пипином Коротким [2] . Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но заместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских монархов.
Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка — «Константинов дар», благодаря ей император Константин будто бы передал папе Сильвестру (314–335) императорские полномочия над Западом.
25 сентября 800 г. отец Лев III без всякого участия Константинополя возложил на голову Карла Великого императорскую корону и нарек его императором. Ни Карл Великий, ни позднее иные германские императоры, которые в какой-то степени восстанавливали сделанную им империю, не стали соправителями константинопольского императора, в согласии с уложением, принятым практически сразу после смерти императора Феодосия [3] (395). Константинополь много раз предлагал компромиссное решение такого рода, что сохранило бы единство Романии [4] . Но каролингская империя хотела быть единственной законной христианской империей и стремилась занять место империи константинопольской, считая ее отжившей.
Вот почему богословы из окружения Карла Великого дали возможность себе осудить постановления VII Вселенского собора о почитании икон как запятнанные идолопоклонством и ввести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры. Впрочем папы здраво воспротивились этим неосторожным мерам, направленным на принижение греческой веры.
Все таки, политический разрыв между франкским миром и папством с одной стороны и древней Римской империей Константинополя со второй был предрешен. А такой разрыв не имел возможности не привести и к собственно религиозному расколу, если иметь в виду то особенное богословское значение, какое христианская мысль придавала единству империи, анализируя его как выражение единства народа Божия.
Во второй половине IX в. антагонизм между Римом и Константинополем проявился на новой почве: появился вопрос, к какой юрисдикции отнести славянские народы, вступавшие В то время на путь христианства. Этот новый инцидент также оставил глубокий отпечаток в истории Европы.
В то время папой стал Николай I (858–867), человек энергичный, стремившийся установить римскую идею господства папы во Вселенской Церкви, уменьшить вмешательства светских властей в церковные дела, и еще боровшийся против центробежных течений, проявлявшихся у части западного епископата. Собственные действия он подкреплял получившие хождение накануне до этого поддельными декреталиями, будто бы выпущенными предыдущими папами.
В Константинополе же патриархом стал Фотий (858–867 и 877–886). Как убедительно установили современные историки [5] , личность святителя Фотия и события времени его правления были сильно очернены его соперниками.
Это был очень грамотный человек, глубоко послушный православной вере, усердный служитель Церкви. Он хорошо понимал, какое важное имеет значение просвещение славян. Собственно по его инициативе святые Кирилл и Мефодий отправились просвещать велико-моравские земли.
Их задача в Моравии была, в конечном итоге, задушена и вытеснена происками немецких проповедников. Все таки они успели перевести на славянский язык богослужебные и самые основные библейские тексты, создав для этого алфавит, и аналогичным образом заложили фундамент культуры славянских земель.
Фотий занимался также просвещением народов Балкан и Руси. В 864 г. он крестил Бориса, князя Болгарского.
Но Борис, разочарованный тем, что не получил от Константинополя независимую церковную иерархию для собственного народа, повернулся на какое то время к Риму, принимая латинских миссионеров. Фотию поступила информация, что те проповедуют латинское учение об исхождении Святого Духа и, наверное, применяют Символ веры с добавкой Filioque.
Тогда же отец Николай I вмешался во внутренние дела Константинопольского Патриархата, добиваясь смещения Фотия, чтобы при помощи церковных интриг возобновить на кафедре бывшего патриарха Игнатия, низложенного в 861 г. В ответ на это император Михаил III и святитель Фотий созвали в Константинополе собор (867), постановления которого после были уничтожены. Этот собор, видимо, признал учение о Filioque еретическим, объявил неправомерным вмешательство папы в дела Константинопольской Церкви и разорвал с ним литургическое общение.
А так как от западных епископов в Константинополь поступили жалобы на «тиранию» Николая I, то собор предложил монарху Людовику Германскому низложить папу.
В результате дворцового переворота Фотий был низложен, а новый собор (869–870), созванный в Константинополе, осудил его. Этот собор до этого времени считается на Западе VIII Вселенским собором. Потом при императоре Василии I святитель Фотий был возвращен из опалы.
В 879 г. в Константинополе опять был созван собор, который в наличии легатов нового папы Иоанна VIII (872–882) вернул Фотия на кафедре. Тогда же были выполнены уступки в отношении Болгарии, которая возвратилась в юрисдикцию Рима, сохранив при этом греческое духовенство. Тем не менее, Болгария вскоре добилась церковной независимости и осталась в орбите интересов Константинополя.
Отец Иоанн VIII написал патриарху Фотию письмо, осуждавшее добавление Filioque в Символ веры, не осуждая при этом само учение. Фотий, возможно не заметив этой тонкости, решил, что одержал победу.
Наперекор стойким ложным представлениям можно говорить, что никакой говоря иначе второй Фотиевой схизмы не было, а литургическое общение между Римом и Константинополем сохранялось еще более века.
XI в. для Византийской империи был действительно «золотым». Мощь арабов целиком подорвана, Антиохия вернулась в состав империи, еще немного — и был бы отпущен Иерусалим. Разгромлен болгарский повелитель Симеон (893–927), пытавшийся создать выгодную для него романо-болгарскую империю, та же судьба постигла Самуила, поднявшего восстание с целью образования македонского государства, после этого Болгария вернулась в империю.
Киевская Русь, приняв христианство, быстро становилась частью византийской цивилизации. Быстрый культурный и духовный подъем, начавшийся сразу же после празднования Православия в 843 г., сопровождался политическим и экономическим расцветом империи.
Как ни удивительно, но победы Византии, в том числе над исламом, были выгодны и Западу, создав прекрасные условия для зарождения Западной Европы в том виде, в каком она будет существовать в течение многих веков. А точкой отсчета данного процесса можно считать образование в 962 г. Священной Империи Рима германской нации и в 987 г. — Франции Капетингов.
Все таки, собственно в XI в., казавшимся столь многообещающим, между новым западным миром и Римской империей Константинополя случился духовный разрыв, неисправимый раскол, результаты которого были для Европы трагичными.
С начала XI в. имя папы больше не поминалось в константинопольских диптихах, а это означало, что общение с ним прервано. Это окончание продолжительного процесса, изучаемого нами.
Точно не известно, что послужило непосредственной основой этого разрыва. Возможно, поводом стало включение Filioque в исповедание веры, отправленное папой Сергием IV в Константинополь в 1009 г. наряду с извещением о его вступлении на Римский престол.
Но тем не менее, но во время коронации германского императора Генриха II (1014) Символ веры пелся в Риме с Filioque.
Не считая введения Filioque был еще много латинских обычаев, возмущавших византийцев и увеличивавших поводы для разногласий. Среди них особенно серьезным было применение пресного хлеба для совершения Евхаристии. Если в первые века всюду применялся квасной хлеб, то с VII–VIII веков Евхаристия стала совершаться на Западе с применением облаток из пресного хлеба, другими словами без закваски, как это делали древние евреи на собственную пасху.
Символическому языку В то время придавалось большое значение, вот почему греками применение пресного хлеба воспринималось как возвращение к иудаизму. Они видели в этом отрицание той новизны и того духовного характера жертвы Спасителя, которые были предложены Им взамен ветхозаветных обрядов. В их глазах применение «мертвого» хлеба означало, что Спаситель в воплощении принял лишь тело человека, однако не душу…
В XI в. с большей силой продолжалось укрепление папской власти, которое настало еще во время папы Николая I. А дело все в том, что в X в. власть папства была как никогда раньше ослаблена, будучи жертвой действий разных группировок римской аристократии или испытывая давление немецких императоров. В Римской Церкви получили распространение разные злоупотребления: продажа церковных должностей и пожалование их мирянами, браки или сожительства в обстановке священства… Но во время понтификата Льва XI (1047–1054) возникла реальная реформа Западной Церкви.
Новый отец окружил себя достойными людьми, как правило уроженцами Лотарингии, среди них выделялся кардинал Гумберт, епископ Белой Сильвы. Реформаторы не видели другого средства для исправления бедственного состояния латинского христианства, не считая усиления власти и авторитета папы.
В их представлении папская власть, так как они ее понимали, должна распространяться на Вселенскую Церковь, как латинскую, так и греческую.
В 1054 г. случилось мероприятие, которое могло остаться незначительным, впрочем послужило основанием для драматического столкновения между церковной традицией Константинополя и западным реформаторским течением.
Стремясь получить помощь папы перед угрозой норманнов, покушавшихся на византийские владения юга Италии, император Константин Мономах по наущению латинянина Аргира, назначенного им правителем таких владений, занял примирительную в отношении к Риму позицию и пожелал возобновить единство, прерванное, как мы видели, перед началом века. Но действия латинских реформаторов в южной части Италии, ущемлявшие византийские религийные обряды, обеспокоили Константинопольского патриарха Михаила Кирулария. Папские легаты, среди них был и упрямый епископ Белой Сильвы кардинал Гумберт, прибывшие в Константинополь для переговоров об объединении, замыслили руками императора убрать несговорчивого патриарха.
Чем Православие отличается от католицизма и протестантизма? Алексей Ильич Осипов
Дело кончилось тем, что легаты возложили на престол Святой Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и его приверженцев. А через два-три дня в ответ на это патриарх и созванный им собор отлучили от Церкви самих легатов.
Два обстоятельства дали опрометчивому и необдуманному действию легатов значение, которые не имели возможности оценить В то время. Во-первых, они опять побеспокоили вопрос о Filioque, неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Символа веры, хотя не-латинское христианство всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Более того, византийцам стали ясны задумки реформаторов распространить полную и прямую власть папы на всех епископов и верующих даже и в самом Константинополе.
Представленная в подобном виде экклезиология казалась им абсолютно новой и также не имела возможности в их глазах не противоречить апостольской традиции. Познакомившись с ситуацией, другие восточные патриархи присоединились к позиции Константинополя.
1054 г. следовало бы рассматривать не столько как дату раскола, сколько как год первой неудавшейся попытки объединения. Никто тогда и себе представить не имел возможности, что разграничение, которое случилось между теми Церквями, которые вскоре назовут Православной и Католической, будет продолжается веками.
В основе раскола лежали в основном вероучительные факторы, которые касаются разных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящиеся к церковным обычаям и обрядам.
В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие по направлению, которое еще более удалило его от православного мира и его духа.
С другой стороны, случились серьезные события, которые намного больше затруднили сознание между православными народами и латинским Западом. Возможно, самым трагичным из них был IV крестовый поход, отклонившийся от ключевого пути и завершившийся разорением Константинополя, объявлением латинского императора и установлением господства франкских сеньоров, которые по собственному произволу кроили земельные владения бывшей Империи Рима. Многие православные монахи были изгнаны из собственных старинных монастырей и заменены монахами латинскими.
Все это, возможно, было без злого умысла, все таки такой поворот событий был логическим следствием создания западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средних веков.
[1] Архимандрит Плакида (Дезей) появился на свет во Франции в 1926 г. в католической семье. В 1942 г., шестнадцати лет, поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн.
В 1966 г. в поиске подлинных корней христианства и монашества основал наряду с монахами-единомышленниками монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. Переход состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра.
Вернувшись через определенный промежуток времени во Францию, о. Плакида наряду с перешедшей в Православие братией основал 4-ре подворья монастыря Симонопетра, основным из которых стал монастырь преподобного Антония Великого в Сен-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в массиве гор Веркор. Архимандрит Плакида — доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.
Он родоначальник серии «Spiritualitй orientale» («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, самыми важными из которых считаются: «Дух пахомиевского монашества» (1968), «Видехом свет подлинный: Монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты» (1990), «“Добротолюбие” и православная духовность» (1997), «Евангелие в пустыне» (1999), «Пещь вавилонская: Духовный путеводитель» (2001), «Основы катехизиса» (в 2-х т. 2001), «Уверенность в незаметном» (2002), «Тело — душа — дух в православном понимании» (2004).
В 2006 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета первый раз увидел свет перевод книги «Добротолюбие» и православная духовность». Желающим ближе ознакомиться с биографией о. Плакиды советуем обратиться к приложению в данной книге — автобиографической заметке «Этапы духовного странствия». (Прим. пер.)
[2] Пипин III Короткий (лат. Pippinus Brevis, 714–768) — французский король (751–768), родоначальник династии Каролингов.
Сын Карла Мартела и наследственный майордом, Пипин сверг заключительного короля из династиядиспутировать спорить и добился собственного избрания на королевский престол, получив наказание Римского папы. (Прим. пер.)
[3] Святой Феодосий I Великий (ок. 346–395) — римский император с 379 г. Память — 17 января.
Сын полководца, родом из Испании. После гибели императора Валента объявлен императором Грацианом его соправителем в восточной части империи.
При нем христианство целиком стало господствующей религией, а национальный языческий культ запрещен (392). (Прим. пер.)
[4] Романией величали собственную империю те, кого мы именуем «византийцами».
[5] См. особенно: Дворник Франтишек. Фотиева схизма: История и легенды. (Колл. «Unam Sanctam». № 19). Париж, 1950; Он же.
Византия и римский примат. (Колл. «Unam Sanctam». № 49). Париж, 1964.
С. 93–110.
Чем отличается православие от католичества и протестантизма (таблица)
Достоверно известно, что до 1054 года вся христианская религия была неделимой и единой. Пиковый раскол случился между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием.
Разногласия начались из-за закрытия последним четырех латинских церквей в первой половине 50-ых годов XI века. Из-за этой причины представители папства отлучили Кирулария от Церкви.
В ответ на это патриарх предал папских посланников анафеме. Впрочем с приходом 1965 г. Инцидент был улажен, но разногласия и противоречия так и остались между обоими представительствами.
В данное время происходит раскол Христианства на три больших направления: православие, католицизм и протестантизм.
Рис 1 По численности верующих католицизм занимает 1-е место в мире, православие 2-е, протестантизм – 3-е.
Важных отличий в вероисповеданиях не отмечается, впрочем расхождения в проведении таинств, трактовки Священного Писания, Признания культа Богоматери все же есть. Западная церковь (католическая) всегда отличалась агрессивным, но более динамичным характером.
Православие (ортодоксальная церковь) является довольно спокойным и лояльным направлением.
Отличия православия от католицизма и протестантизма
За длительные сроки раскола христианской церкви появилось очень много расхождений. Впрочем основного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись. Если взглянуть на интерпретацию тех либо других событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга.
Несовместимость затрагует и проведения церковных таинств и обрядов.
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Основным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это Собор | Руководство священниками и костелами принадлежит – Папе Римскому | Ведущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей |
Организация | Епископы и иерархиреи в своем большинстве почти что не зависят от Патриарха, конкретно зависят от советов и руководств по деятельности от Собора | Организовано жёсткое и четко контролируемое повиновение Папе | Активно действует много конфессий, которые делают местные органы управления, опираются в собственной деятельности на Священное Писание |
Святой Дух | считается единым и исходит лишь от Отца | Святой Дух олицетворяет собой и Отца, и Сына | Согласно ключевым догматам исходит и от Отца и от Сына |
Бог Отец | Каждый верующий должен сам платить за любые деяния, а Бог считается существом абстрактным и бесстрастным | Даже за малейшую провинность человека на земля Бог очень страдает | За все грехи человечества на небе отвечает Бог Отец |
Догмат Спасения человечества | В результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, впрочем первородный грех считается наиболее страшным и считается основой гнева Бога Отца | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. Другими словами человек свят святостью самого Христа | |
Брак среди священников | Разрешен каждому | Лишь с особенного разрешения и в согласии с византийским обрядом венчания | Разрешен |
Разводы | Допускаются, однако в индивидуальном порядке после личной беседы со священником | Запрещены | Разрешены, но если есть наличие значительный оснований, процесс довольно длительный |
Непорочное зачатие Девы Марии | Богоматерь не избавлена от первородного греха, впрочем возведена в разряд особенных Святых | Дева Мария считается совершенно безгрешной, ее возникновение на свет определяется путем непорочного зачатия, также, как и рождение ее сына, Иисуса Христа | Решительно не признается, культа Девы Марии не существует |
Иконы |
Из таблицы становится понятно, что к примеру культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью. В том время, как у православных Богоматерь олицетворяет собой сложно появление жизни, она считается символом и оберегом материнства, семьи, детей. Взятие Богоматери на небо хотя и не доказано никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты полностью опровергают эту теорию в собственном вероисповедании.
Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.
Христианский крест: различия
Отличия между церквями затрагивают и ключевую религиозную атрибутику. В католицизме крест отличаются простой прямоугольной формой.
У православных верующих он восьмиконечный. Представители Восточной Церкви говорят, что такая форма очень полно отвечает Новому завету.
Верхняя добавочная перекладина означает табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, повелитель иудейский». Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».
На крестах различных направленностей спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реально. Иногда такие иконы делаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем.
На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особенных мучений и страданий. Все наглядные различия можно заметить на картинке с крестами.
В протестантской церкви крест служит символом Папы, благодаря этому его применяют в единичных случаях.
Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реально, как у католиков.
Характерности иконописи
Существенные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Христос, Богоматерь, Святые.
У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты.
Производственный процесс вполне традиционный, привлекают к нему даже обычных художников.
Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и набожной ценности.
Рис 4 Протестанты не применяют иконы вообще, считая их аксессуаром язычничества. В православии иконостасы считаются специальным символом и можно прировнять к святыням.
Важно! Православные иконы делаются в строгом согласии с старыми Византийскими канонами, рисуются всегда только священниками или монахами.
Освящаются в церкви и относятся к особенным религиозным святыням.
Каждая икона имеет свое празднество и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.
Монашество
В каждом из христианских направленностей отличия затрагивают и монашества. В большинстве стран монастырь считается независимой организацией и имеет свое настоящее руководство, основным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой.
Такие церковные союзы могут быть раскинуты по всему миру, но покоряться будут одному руководству. Монастыри можно считать даже больше обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.
КАТОЛИКИ и ПРАВОСЛАВНЫЕ. В чем разница? Давай Сравним | 13+
Рис 5 К одним из основных видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества считается Святой Василий.
Протестанты не примелют в собственном учении наличие старинных монастырей. Один из основателей данного течения – Лютер, даже женился на монахине.
Вот уже несколько веков последователи этого вероисповедания целенаправленно игнорируют монашество.
Отличия в церковных таинствах
В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 ключевых таинств. В этом направления похожи. Впрочем главные отличия затрагивают значения, которое придается тому или другому таинству.
К примеру, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда персонально человеком не принимается в расчет.
Важно! В православной церкви, наоборот, считается, что эфективным миропомазание, крещение, причащение буду эфективным исключительно при исключительно набожном отношении и сильной веры в Бога.
Благодаря этому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не является основным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.
Протестанты применяют всего лишь два таинства:
Другие обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.
При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние несколько десятков лет стали несколько отступать от этой традиции, и священники сначала задают вопросы родителей, необходимо ли ребенка окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей.
Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.
Рис 6 Миропомазание у православных проходит сразу же после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.
Протестанты в большинстве случаев выполняют обряд крещения также водой. Но не во всех конфессиях она не применяется. Основное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проходит оно только для взрослых верующих.
Православные во время посещения церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке при себе иметь нательный крестик. У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.
Современная организация церквей
Свыше тысячи лет тому назад случился раскол христианства. В течение всего будущего времени церкви так и не объединились в одну организацию. Противоречия между трактовкой Священного Писания, применением разной атрибутики только усилились.
После II Ватиканского Собора православное направление признано имеющим силу, хотя до этого считали представителями католицизма «сборищем ереси».
Рис 7 В православии власть считается выше патриаршей и благодаря этому церковь следует законам президентского управления. У католиков главой считается Отец Римский и его власть выше светской.
Что же касается православных священников, то они никогда публично плохо не отзывались об иных вероисповеданиях и всегда более благожелательно к ним относились. В сегодняшнем обществе в любой стране насчитывается в среднем по 50-70 разных религиозных направленностей и конфессий, что стало поводом более ровного отношения к их представителям.
Современные руководящие представители католицизма полагают, что православных и католиков необходимо соединить в одно направление, таким образом подчинив их собственной власти. На что современное православие отвечает отказом.
Вопрос еще не решённый, по данному поводу регулярно ведутся беседы и может быть объединение все же наступит. Во всяком случае это вопрос времени.