Разница между православием и протестантизмом

 

Разница между православием и протестантизмом

После Великого деления Вселенской Церкви, в христианстве появилось два направления – Восточное и Западное. Христиане Западного обряда стали именовать себя католиками.

Однако с годами в их обстановке возникли те, которых в догматах веры что-то не устраивало. Так появилось христианское течение, которое стало именоваться протестантизмом.

Обозначение

Православие — направление в христианстве, жизненный образ людей, согласных с догматами Православной Церкви.
Протестантизм — направление в христианстве, отделившееся от католичества в ходе Реформации в символ несогласия с догматами Католической Церкви.

Сравнение

Внутренняя организация церкви

В православии есть территориальное дробление на поместные церкви, которые, впрочем, не имеют значительных отличий в богослужебных вопросах. В протестантизме есть либо централизация, как в лютеранстве или англиканстве, либо полная независимость общин один от одного, как в баптизме.

Церковь – невидимое духовное объединение людей.
Православное белое духовенство вступает в брак, но при условиях, что случиться это должно до принятия священства.

Монахи соблюдают обет безбрачия. Священниками могут быть исключительно мужчины.

В протестантизме нет особенных условий вступления в брак духовенства.

Они те же, что и для простых граждан. В определенных направлениях разрешается служение женщин в священническом сане.

В православии популярно монашество.

В протестантизме он отсутствует.

Разница между православием и протестантизмом

Монашество в православии

В православии крестятся и дети, и взрослые.

Детям обязательно подбираются крестные мама и папа. При крещении взрослых присутствие восприемников не обязательно.

В протестантизме крещение происходит только над взрослыми людьми.

Вероучение

Высший авторитет в вопросах православной веры – Священное Писание и Священное Сказание. Помимо прочего, Символ Веры, правила и решения Семи Вселенских Соборов, многовековая практика Церкви.

Абсолютный авторитет в протестантизме – Священное Писание. В православии сам человек не имеет права объяснять Священные Книги.

В большинстве направленностей протестантизма крайний индивидуализм в данном вопросе вполне позволителен.

В православии глубоко почтение Пресвятой Богородицы. Она, по учению Церкви, лишена любого, даже первородного греха.

Андрей Кураев — Протестантизм (Полная лекция)

Многие молитвы православных обращены собственно к Богородице. В протестантизме Она только лишь совершенная женщина.

В православии Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, елеосвященство, покаяние, брак, священство.

В протестантизме таинств два – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов нет даже их.

В православии есть учение о посмертных мытарствах души, другими словами о страданиях ее за улучшенные при жизни грехи.

Православные молятся о собственных умерших. Протестантизм такое учение отвергает.

Принимается только вера в Страшный Суд.

Церковная практика

Причащение священства и мирян происходит на квасном (дрожжевом) хлебе. Под видом хлеба человек принимает Тело Христово, а под видом вина – Его Кровь.

В протестантизме причащение происходит только хлебом, причем, вид его значения не имеет.

Исповедь в наличии священника обязательна в православии. В самых редких случаях разрешается прямая исповедь перед Богом.

Протестанты полагают, что не должно быть посредника между Богом и человеком и применяют прямое покаяние.

Богослужение

Главное богослужение в православии – Священная Литургия. В протестантизме применяются разные формы собраний верующих и некой особенной, одинаковой для абсолютно всех, нет.

В православии почитаются иконы, крест и мощи святых. Протестантизм, за малым исключением, это отвергает.

Православие и протестантизм: в чем разница?

Разница между православием и протестантизмом

Православная Церковь сберегла неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Христос.

Но Сам Господь предупредил Собственных учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые пожелают исказить истину и помутить ее собственными выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а в середине суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. К примеру, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут плохие ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую гибель.

И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1–2, 15, 17).

Под ересью понимается обман, которой человек следует осознанно.

Путь, который открыл Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, на самом деле ли на этот путь он вступил с твёрдым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, нужно собственными делами, словами и мыслями, всей собственной жизнью довести, что ты христианин.

Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от любой лжи в собственных мыслях и собственной жизни, чтобы истина пришла в него, очистила и освятила.
Однако не все вступают на этот путь с чистыми намерениями.

И вот дальнейшая жизнь в Церкви обнаруживает их ненужное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает собственную обман Божественной истине. Второе и именуется ересью.

И среди тех, кто называл себя в различные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу.

Тот и другой человек, если сделал твёрдый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто подобрал грех.

Их судьба незавидна, потому что в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).

Собственно благодаря тому, что человек свободный, он всегда способен выполнить выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что появлялись лжеучители и появлялись те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появились еретики, привносящие обман, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но вовсе не все.

И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила собственный суд, свидетельствуя про то, что они не считаются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что такой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит.

3, 10–11).
Аналогичных людей в истории было немало.

Самые популярные и бесчисленные из основанных ими сообществ, что сбереглись до нашего времени — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в пятом веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в одинадцатом веке) и Церкви, называющие себя протестантскими.

Сегодня мы будем рассматривать, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.
Если какая-нибудь ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неминуемо начнет засыхать, растеряет собственные листья, станет хрупкой и очень легко поломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не способен удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше хранить уже и собственное внутреннее единство.

Это происходит благодаря тому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то грешное желание сопротивляться истине и устанавливать себя выше иных, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.
Итак, в одинадцатом веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а перед началом XVI века уже от нее самой отделилась большая часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников.

Они образовали собственные общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее наименование протестантов, а само их отделение именуется Реформацией.

У каждого их направления имеются собственные характерности вероучения, которые было бы продолжительно описывать, и тут мы ограничимся разбором только главных черт, которые характерны всем протестантским номинациям и которые выделяют их от Православной Церкви.
Главной причиной возникновения протестантизма стал протест против учения и набожной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), на самом деле, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения настоящим учением Святой Христовой Церкви; однако он заменил их собственными заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, очень важным, вполне последовал, а некоторые усилил»[1]. «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее»[2].

Они отказались от ошибочной идеи про то, что отец Римский считается главой Церкви, но сберегли католическое заблуждение про то, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.
Впрочем и в том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они не подошли к Православию, из-за того что, как говорил святой Иларион (Троицкий), «протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не вернул древнего христианства, а одно искажение христианства заменил иным… Истина и спасение даны Церкви.

Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана индивидуальной личности папы, — пускай одного папы, но все таки индивидуальной личности, — и отец же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: чего же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой индивидуальной личности независимо от Церкви.

Каждый отдельный человек был выполнен в непогрешимые папы. Протестантизм… с собственным огромным количеством пап абсолютно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком индивидуальной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной решительностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась очень по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов.

Себялюбие и своеволие… находится в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма»[3].
Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он значит, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Сказание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Сказание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-либо текст и раздаст его различным людям, а потом потребует объяснить, как они его убедились, то наверное обнаружится, что кто то понял текст правильно, а кто-то неверно, вложив в данные слова собственный смысл. Известно, что у любого текста возможны различные варианты понимания.

Они бывают верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания.

И на самом деле, протестанты думают, что понимать Писание необходимо так, как кому захочется.

Но подобный подход не поможет получить истину.
Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же имеются собственные учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них задавали вопросы, говорят: понимай, как знаешь; но мне необходимо знать подлинную мысль Божию, а не мое собственное мнение".

У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — из-за того что мы не считая Священного Писания принимаем еще Священное Сказание, а Священное Сказание — это живой, непрерывающийся голос. нашей Церкви во времена Христа и Его Апостолов поныне, который станет до скончания мира. На нем-то утверждается все в общем Священное Писание»[4].

Сам апостол Петр говорит, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, потому что никогда предсказание не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1, 20-21).

Исходя из этого, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку подлинное сознание Слова Божия.
Священное Писание и Священное Сказание составляют одно нераздельное целое, и так было изначально.

Не в письменном виде, а устно Господь Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан.

Протестанты хотят подражать в собственном устройстве ранним апостольским общинам, однако в первые годы у первых христиан совсем не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как сказание.
Библия была дана Богом для Православной Церкви, собственно в согласии со Священным Преданием Православная Церковь на собственных Соборах утвердила состав Библии, собственно Православная Церковь задолго до возникновения протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в собственных общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Сказание, и благодаря этому закрывают для себя подлинное сознание Слова Божия. Благодаря этому они часто спорят о Библии и очень часто выдумывают свои, человеческие предания, которые не имеют никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, как гласит предание человеческому. а не по Христу (Кол.

2, 8).
Протестанты отторгли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто аналогичное, то только наименование, считая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе.

Ослепленные Библией: чем протестанты отличаются от православных. Часть 1. ПРАВО НА ВЕРУ

Взамен епископов и священников они завели себе пасторов, которые не имеют никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от сегодняшних дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отклонил и законную, отклонил сам сан епископский, самую хиротонию, не обращая внимания на то, что установление того и прочего принадлежит самим апостолам… отклонил и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание говорит, что нельзя получить отпущение грехов без исповедания их»[5]. Отторгли протестанты и другие священнодействия.

Почтение Богородицы и святых
Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: теперь будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).

Это было сказано об истинных последователях Христа – православных христианах.

И на самом деле, с той поры и поныне из рода в род все православные христиане почитают Божию Матерь Деву Марию. А протестанты не хотят ее почитать и ублажать, наперекор Писанию.

Дева Мария, как и все святые, другими словами, люди, до конца минувшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.
Богоматерь и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога.

Даже человек, если его о чем-то потребует любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при собственной земной жизни, когда они просили, Он обязательно откликался.

Так, к примеру, по просьбе Матери Он помог бедным молодым и сотворил чудо на пиру, чтобы спасти их от позора (Ин. 2, 1–11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, потому что у Него все живы (Лк. 20, 38).

Благодаря этому после смерти люди не исчезают без следов, однако их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, хранит возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит про то, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр.

6, 9–10).

Благодаря этому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и прочих святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт говорит, что много исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

К примеру, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с очень большим войском отправился в Россию, чтобы завоевать и разрушить ее города, также столицу — Москву. У русских не было довольно сил, чтобы сопротивляться такой армии.

Православные москвичы стали усердно просить Божию Матерь о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, как то утром Тамерлан внезапно объявил собственным военачальникам, что необходимо поворачивать армию и возвращаться назад.

А на вопросы о причине ответил, что ночью во время сна он увидел великую гору, на верхушке которой стояла великолепная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Сравнение православия и протестантизма

Те православные христиане, которые при собственной жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, однако они сами нуждаются в наших молитвах. Благодаря этому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь отправляет смягчение для посмертной участи наших умерших близких.

Но протестанты и этого не хотят принимать, и отказываются молиться за умерших.
Господь Христос, говоря о собственных последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и вот тогда будут поститься в те дни (Мк.

 

2, 20).

Господь Христос был отнят у собственных учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Благодаря этому во исполнение слов Спасителя православные христиане со времен древности соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а еще от различного рода развлекательных мероприятий.

Господь Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Собственным ученикам (см.: Ин.

13, 15).

И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2).

Благодаря этому православные христиане, не считая однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.
Протестанты отрицают посты и постные дни.

Тот, кто хочет поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи очень часто являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Благодаря этому Бог, заповедав: да не будет у тебя иных богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, потому что Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5).

Благодаря этому православные христиане верят, что ни вкоем случае не делайте изображений ложных богов и почитать их.
Впрочем, повелев построить храм, Господь еще в эти старые времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх.

25, 18–22) — духов, которые сберегли преданность Богу и стали святыми ангелами. Благодаря этому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся со Спасителем.

В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сбереглись и до нашего времени.

Точно также в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, собрать собственные силы на молитвенном обращении к нему.

После подобных молитв перед святыми иконами Бог часто отправляет людям помощь, очень часто происходят чудесные исцеления. В особенности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились собственно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Впрочем протестанты по собственному заблуждению отвергают почтение священных изображений, не понимая между ними разницы и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а еще от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить большой разницы между изображением святого и изображением злого духа может только тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Также у протестантов нет монашества и старинных монастырей, а у православных они есть. Монахи с ревностью трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа.

А плюс к этому, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения собственного имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и абсолютно послушен Господу.

Монашеский путь является более высоким и славным, чем путь мирянинна — домашнего человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а конкретно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце Девятнадцатого века задали вопрос, почему, хотя у православных в стране восходящего солнца только два миссионера, а у протестантов шестьсот, но все таки, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если житель японии, перед тем как принять христианство, со всей серьезностью изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие.

Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты»[6].

На самом деле, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в данной непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего добавлять, ни уменьшать от того. Это можно отнести к католикам и протестантам.

Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское сказание. Протестанты взялись исправить дело — и еще хуже выполнили.

У католиков один отец, а у протестантов, что ни протестант, то отец»[7].
Благодаря этому все, кому на самом деле примечательна истина, а не собственные мысли, и в прошлые века, и на сегодня, обязательно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит этих людей к истине.

Например приведем две истории, случившиеся не так давно, участники и свидетели которых живы до этого времени.
В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все знаменитые им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, потому как предполагают, что словно после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее словно только в шестанадцатом веке восстановили Лютер и остальные вожди протестантизма.

Однако данная мысль противоречит словам Христа про то, что врата адовы не одолеют его Церковь. И вот тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней античности, от первого века к другому, потом к третьему и так дальше, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами.

И вот, благодаря собственным многолетним изысканиям, эти молодые американцы сами поняли в том, что такой Церковью считается Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И вот тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в первой половине 70-ых годов XX века все, в составе более 2-ух тысяч людей, приняли Православие.

Иная история случилась в Западной Африке, в Бенине. В данной стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком, которого звали Оптат Беханзин, во второй половине 60-ых годов XX века произошло несчастье: заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в поликлинику, но доктора сказали, что мальчика нереально лечить.

Тогда пораженный горем папа обратился к собственной протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания надеясь, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны.

Потом Оптат в своем доме собрал некоторых родных людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы произошло чудо: мальчик исцелился; это укрепило небольшую общину.

Потом происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Благодаря этому к ним переходило очень много людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы выяснить волю Божию. И в данный момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос про то, как им назвать собственную церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь именуют Православной Церковью».

Это очень удивило бенинцев, из-за того что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Но все таки, они назвали собственную общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет через смогли ознакомиться с православными христианами.

И когда они узнали про реальную Православную Церковь, которая очень давно так именуется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь реагирует на просьбы всех, кто на самом деле ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в собственную Церковь.

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм (письмо от 1 марта 1844 г.).

[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Понятие о ереси и расколе.
[3] Св. Иларион.

Христианство или Церковь.
[5] Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Лютеранизм.

Протестантизм: история реформации

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех главных христианских конфессий, вместе с православием и католичеством. Кроме консервативной ветки — лютеранство, исчисляет очень много остальных.

Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты.

Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в шестанадцатом веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразделимо связано с Реформацией. Собственно так именуется движение, которое появилось в шестанадцатом веке в католической Церкви Германии.

Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными познаниями в области теологии и прочих науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под крепкий дождь и грозу в поле.

Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить собственную жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись очень часто поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило очень больших денег.

Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении.

Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение поставленного порядка в католической Церкви. Он не думал о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, полагая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от собственного истинного назначения, и от слова Спасителя.

5 РАСКОЛОВ ХРИСТИАНСТВА

Продолжительно размышляя про то, как поправить получившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по популярной преданию, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер осуждал догмат о Чистилище, требовал анулировать индульгенции и дать возможность мирянам читать Писание на немецком языке.

Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в то время получалось лишь для тех, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в государстве начались погромы католических храмов. Выяснив об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел полностью другого.

Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отклонил идею старинных монастырей, согласно его точке зрения Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма.

Непродолжительное время думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым.

Но церковь не приняла реформы. У Лютера до того времени возникли тысячи последователей.

Результатом стало возникновение новой конфессии — протестантизма.

Ключевые принципы (тезисы) протестантизма

Разница между православием и протестантизмом

Ключевые принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком есть глубокий разрыв, при помощи рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия считается нормой и показателем истины для церковной проповеди. Слово Божие есть не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, другими словами Библию .

Три основных Sola или принципа протестантизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание» — протестанты не признают Церковного Предания и полагают, что Слова Господа в реальности достаточно для спасения. О богодухновенности иных текстов человек судить не может, поэтому необходимо смотреть исключительно на Священное Писание.
  2. Sola fide – «Только верой» — Спасение дается лишь по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с «технической» точки зрения человек спасается верой.
  3. Solus Christus – «Только Христос» — спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богоматерь и святых, считают, что нет надобности в их особом «ходатайстве» перед Богом.

Есть и иные принципы:

  1. Soli Deo gloria – «Только Богу слава» — Церковная иерархия считается у протестантов формальной, а пастор это — обычный человек, хорошо знающий и знающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
  2. Sola gratia – «Только благодатью» — эта теория говорит про то, что человек не может посодействовать делу собственного спасения и спасется только благодаря Божественной благодати.
  • Протестантизм делит общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
  • Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
  • Одним из символов протестантизма считается «Роза Лютера».

Разница между православием и протестантизмом

Протестантизм в сегодняшнем мире

  • По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
  • Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
  • В 92 государствах мира протестантизм считается крупным направлением христианства, а в 49 государствах большинство населения величали себя протестантами.
  • В некоторых странах протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».

Протестантизм и православие: отличия

Разница между православием и протестантизмом

  • Православие, в отличии от протестантизма признает Церковное Сказание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же полагают, что посмертную судьба человека решит Господь и молитвы уже не смогут помочь душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и старинных монастырей, но, человек по собственной воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи в большинстве случаев очень аскетичны, взамен куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в нужные моменты службы.

Любопытный факт о протестантизме

Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священников похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей.

Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: «вы думаете, что данный человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол».

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Разница между православием и протестантизмом

Протестантизм в Российской Федерации

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине Девятнадцатого века в нескольких регионах России: в южной части Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в СПБ и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу 20 века конфессиональный состав протестантов в Российской Федерации был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а еще баптистами и евангельскими христианами, которые на много лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К большому сожалению, в Российской Федерации также существовал ряд протестантских сект, например, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались преследованиям, а кирхи закрывали.

Чем протестантизм разнится от католичества и православия

Реформация Католической церкви, случившаяся в шестанадцатом веке, породила новое ответвление христианства — протестантизм. Инициатором Реформации стал немец Мартин Лютер, составивший 95 тезисов об истинном христианстве.

В самом протестантизме за очень долго появилось много отводов. К примеру, протестантами считаются лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники, адвентисты.

Но всех их роднит одно: важные отличия их веры от веры католиков и православных.

Разница между православием и протестантизмом

Реформация христианской церкви

Первый раскол церквей в христианстве случился в первой половине 50-ых годов одинадцтого века. Тогда христианская церковь разделилась на Православную и Католическую.

А в шестанадцатом веке произошло ещё одно разграничение, и её инициатором стал член ордена августинцев Мартин Лютер. Очень долго он следил за непотребными, согласно его точке зрения, вещами, которыми занимались католические священники.

Осудил он и торговлю индульгенциями, не побоявшись открыто выразить собственное мнение. Лютер написал 95 тезисов, где утверждал, что первенство набожной доктрины когда-либо погубит веру.

За это отец Лев X предал Мартина Лютера анафеме и отлучил от церкви.

Но до того времени у Лютера уже было довольно последователей, принявших протестантизм.
Людям понадобилось нравится заявление Лютера, что священники не должны вести торговлю отпущением грехов, стремясь к обогащению и власти.

Более того, Мартин заявил, что путь только один спасения собственной души для христианина — это его вера, дарованная Богом. А ещё священники, по мнению Лютера, не являлись нужными посредниками между человеком и Богом, так как «человек спасает душу собственную через веру, а не через Церковь».

Потом учения Мартина Лютера получили распространение во многих государствах. И верования, и церковные обряды протестантской церкви отличны от православной и христианской.

Важные отличия протестантства от прочих направленностей христианства

Протестантизм считается главное направление компании христианства, при этом не считаясь ортодоксальной религией. В протестантской церкви нет общего главы, тогда как у католиков есть Отец Римский.

Католичество основывается на Священном Предании и Священном Писании. У православных же авторитетом являются Священное писание и труды святых отцов.

А в протестантской церкви признаётся лишь Библия.

Для православных христиан Бог един в трёх лицах: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Католики же верят, что Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына.

В протестантизме же принят общехристианский Символ веры.
Последователи протестантской церкви ходят в храмы и молитвенные дома, где, в отличии от католических и православных церквей, нет икон.

Встречаются только изображения креста. Отсутствует у протестантов и культ Девы Марии, тогда как православные и католики почитают её.

Святым в протестантской церкви тоже не молятся.

А в православной и католической церкви им возносят молитвы как заступникам перед Богом. Ещё одно отличие данных христианских вероисповеданий состоит в отношении к церковным таинствам.

В православии и католичестве семь церковных таинств, а в протестантизме — только два: крещение и причащение. При этом детей во младенчестве протестанты не крестят.

Исповеди в протестантской церкви также не являются обязательными, как и отпущение грехов. Отвергают протестанты и христианское учение о «мытарствах» и чистилище.

Православные же верят, что душа умершего проходит проверки после смерти, а католики — что душа попадает в чистилище, где избавляется от грехов.
Сегодня по всему миру насчитывается около 800 миллионов протестантов, что составляет 37% от всех христиан.

А в Российской Федерации к протестантской церкви принадлежат более 2,5 миллионов верующих.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *