Разница между серебряным и золотым столетием
«Золотой век» говорили еще древние поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Потом с драгоценным металлом связывали эру расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.
В новой истории эту метафору первым отыскал Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В последующем это обозначение начали применять в отношении ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет.
На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».
Чем отличается серебряный век от золотого, кроме хронологии и, исходя из этого, определяющего искусства различных авторов?
Современная культурология стремится привести данные понятия в одну плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром отмечается поэзия, золотом – литература эпохи в общем. Благодаря этому в энциклопедиях и учебных пособиях прежде говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии.
Сейчас можно рассматривать оба периода и через призму культуры в общем, но стоит согласится: проза перед началом 20 века пришла в кризис, благодаря этому плеяда звезд данного времени – практически исключительно поэтическая.
Сравнение
Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну либо иную литературную эру:
Авторы золотого века | Авторы серебряного века |
Пушкин А. С. | Цветаева М. И. |
Лермонтов М. Ю. | Блок А. А. |
Крылов И. А. | Есенин С. А. |
Тургенев И. С. | Маяковский В. В. |
Достоевский Ф. М. | Гумилев Н. С. |
Тютчев Ф. И. | Ахматова А. А. |
Баратынский Е. А. | Пастернак Б. Л. |
Гоголь Н. В. | Набоков В. В. |
Толстой Л. Н. | Анненский И. Ф. |
Это перечень, разумеется, достаточно не полный, потому что рассматриваемые определения относятся собственно к непостоянным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но программа в шкалах заставляет рассчитывать, что чужих фамилий среди указанных не встретится.
Награждение временного отрезка драгоценным металлом – привилегия наследников.
Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым столетием», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь различное творчество и столь различных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.
С «серебряным столетием» тяжелее: так определил свою эру Иванов-Разумник, причем терминология носила у него заметный уничижительный характер – по сравнению с золотым столетием он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Прочие философы, Бердяев, например, считали данное время временем культурного ренессанса, русского литературного возрождения.
Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык веков носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего абсолютно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Потом эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику обозначение «век серебряный», соединив 30 лет русского модернизма.
Золотой век пришелся на время появления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и антропогенного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание».
В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия стремительно растет реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.
Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года направления, направления, стили в литературе лишь умножались, как и кол-во признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых героев.
Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым столетием?
Первым делом необходимо учитывать, что смена веков – всегда время переломное. Начало 20 века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, благодаря этому чувство близкого провала России пропорционально усиливалось.
Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало финансовый подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в общем) случилась своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.
Отличие серебряного века от золотого можно отыскать и в социальной плоскости. Последний, не обращая внимания на народничество, отмену крепостного права, результаты пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был столетием дворянским.
Исходя из этого, Большинство авторов тогдашней эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из самых разнообразных социальных слоев, также и «новых крестьян».
Образование стало дешевле, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.
Золотой век завершился предсказуемым упадком и творческим застоем.
Настало время публицистов: образование требовало хорошей информативной периодики, художественная литература на время перестала обладать умами. Серебряный – оказался более трудоёмким и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно сочным событиями.
Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а потом прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса появления нового государства искусство и литература претерпели радикальные изменения.
История русской литературы. Лекция 1. Романтизм: поэзия декабристов
Поиски и находки поэтов Серебряного века
Ключевые сходства и отличия между Золотым и Серебряным веками в поэзии. История символизма в Российской Федерации, его представители (Владимир Соловьёв, Д. Мережковский и В. Брюсов).
Понятие акмеизма, модернизма и футуризма.
Основные заслуги поэзии Серебряного века.
Рубрика | Литература |
Предмет | Литература |
Вид | доклад |
Язык | российский |
Отправил(а) | Natali |
Дата добавки | 11.05.2012 |
Размер файла | 24,5 K |
Отправить собственную уверенную работу в базу знаний просто. Применяйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, применяющие базу знаний в собственной учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Аналогичные документы
Нестандартные признаки начала 20 века в культурной жизни России, характеристика свежих направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Характерности и основные мотивы искусства популярных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.
реферат [19,6 K], добавлен 21.06.2010
Рассмотрение главных тем в творчестве А. Пушкина. Изыскание поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма.
Сравнение произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.
презентация [5,9 M], добавлен 05.03.2012
Серебряный век — время расцвета русской поэзии перед началом XX в. Вопрос о хронологических рамках данного явления. Ключевые направления в поэзии Серебряного века и их характеристика.
Творчество русских поэтов — представителей символизма, акмеизма и футуризма.
презентация [416,9 K], добавлен 28.04.2013
Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в особенности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.
курсовая работа [70,1 K], добавлен 22.10.2012
Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Оновление разных видов и жанров художественного искусства, переосмысления ценностей.
Характеристика литературных течений в российской поэзии начала 20 века: символизма, акмеизма, футуризма.
презентация [408,0 K], добавлен 09.11.2013
Связь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, славянской мифологией. Влияние изначально русской культуры на поэзию серебряного века и современную литературу.
Жизнь и творчество поэтов Гумилева, Хлебникова, Северянина, Бурлюка.
реферат [47,9 K], добавлен 18.10.2008
Сущность и характерности поэтики поэзии серебряного века — феномена русской культуры на рубеже XIX и XX веков. Социально-политические характерности эпохи и отражение в поэзии жизни обычного народа.
Отличительные специфики литературы с 1890 по 1917 годы.
курсовая работа [37,3 K], добавлен 16.01.2012
Развитие нового направления в русской поэзии Серебряного века — модернизма. Направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Культура как самая высокая точка в иерархии ценностей.
Серебряный век русской культуры (кратко)
Новокрестьянская поэзия, деятельность "Ордена воинствующих имажинистов".
реферат [35,4 K], добавлен 03.04.2014
Ознакомление с ключевыми литературными достижениями Серебряного века. Изучение свойств модернистского направления в литературе.
Золотой век русской литературы. Часть 1.
Рассмотрение проявлений символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма в творчестве легендарных русских писателей и поэтов.
презентация [2,3 M], добавлен 22.10.2014
Серебряный век как образное наименование периода в истории русской поэзии, относящегося к началу 20 века и данное по аналогичности с "Золотым столетием" (первая треть Девятнадцатого века). Основные направления поэзии данного периода: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
презентация [2,3 M], добавлен 05.12.2013
Что такое Серебряный век? • Видеоистория русской культуры. Серия 5