Разница между серебряным и золотым веком

 

Разница между серебряным и золотым столетием

«Золотой век» говорили еще древние поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Потом с драгоценным металлом связывали эру расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.

В новой истории эту метафору первым отыскал Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В последующем это обозначение начали применять в отношении ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет.

На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».
Чем отличается серебряный век от золотого, кроме хронологии и, исходя из этого, определяющего искусства различных авторов?

Современная культурология стремится привести данные понятия в одну плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром отмечается поэзия, золотом – литература эпохи в общем. Благодаря этому в энциклопедиях и учебных пособиях прежде говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии.

Сейчас можно рассматривать оба периода и через призму культуры в общем, но стоит согласится: проза перед началом 20 века пришла в кризис, благодаря этому плеяда звезд данного времени – практически исключительно поэтическая.

Сравнение

Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну либо иную литературную эру:

Авторы золотого века Авторы серебряного века
Пушкин А. С. Цветаева М. И.
Лермонтов М. Ю. Блок А. А.
Крылов И. А. Есенин С. А.
Тургенев И. С. Маяковский В. В.
Достоевский Ф. М. Гумилев Н. С.
Тютчев Ф. И. Ахматова А. А.
Баратынский Е. А. Пастернак Б. Л.
Гоголь Н. В. Набоков В. В.
Толстой Л. Н. Анненский И. Ф.

Это перечень, разумеется, достаточно не полный, потому что рассматриваемые определения относятся собственно к непостоянным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но программа в шкалах заставляет рассчитывать, что чужих фамилий среди указанных не встретится.

Разница между серебряным и золотым веком

Награждение временного отрезка драгоценным металлом – привилегия наследников.

Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым столетием», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь различное творчество и столь различных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.

С «серебряным столетием» тяжелее: так определил свою эру Иванов-Разумник, причем терминология носила у него заметный уничижительный характер – по сравнению с золотым столетием он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Прочие философы, Бердяев, например, считали данное время временем культурного ренессанса, русского литературного возрождения.

Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык веков носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего абсолютно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Потом эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику обозначение «век серебряный», соединив 30 лет русского модернизма.

Золотой век пришелся на время появления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и антропогенного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание».

В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия стремительно растет реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.

Разница между серебряным и золотым веком

Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года направления, направления, стили в литературе лишь умножались, как и кол-во признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых героев.

Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым столетием?

Первым делом необходимо учитывать, что смена веков – всегда время переломное. Начало 20 века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, благодаря этому чувство близкого провала России пропорционально усиливалось.

Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало финансовый подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в общем) случилась своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.

 

Отличие серебряного века от золотого можно отыскать и в социальной плоскости. Последний, не обращая внимания на народничество, отмену крепостного права, результаты пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был столетием дворянским.

Исходя из этого, Большинство авторов тогдашней эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из самых разнообразных социальных слоев, также и «новых крестьян».

Образование стало дешевле, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.
Золотой век завершился предсказуемым упадком и творческим застоем.

Настало время публицистов: образование требовало хорошей информативной периодики, художественная литература на время перестала обладать умами. Серебряный – оказался более трудоёмким и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно сочным событиями.

Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а потом прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса появления нового государства искусство и литература претерпели радикальные изменения.

История русской литературы. Лекция 1. Романтизм: поэзия декабристов

Поиски и находки поэтов Серебряного века

Ключевые сходства и отличия между Золотым и Серебряным веками в поэзии. История символизма в Российской Федерации, его представители (Владимир Соловьёв, Д. Мережковский и В. Брюсов).

Понятие акмеизма, модернизма и футуризма.

Основные заслуги поэзии Серебряного века.

Рубрика Литература
Предмет Литература
Вид доклад
Язык российский
Отправил(а) Natali
Дата добавки 11.05.2012
Размер файла 24,5 K

Разница между серебряным и золотым веком

Отправить собственную уверенную работу в базу знаний просто. Применяйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, применяющие базу знаний в собственной учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Аналогичные документы

Нестандартные признаки начала 20 века в культурной жизни России, характеристика свежих направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Характерности и основные мотивы искусства популярных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.
реферат [19,6 K], добавлен 21.06.2010
Рассмотрение главных тем в творчестве А. Пушкина. Изыскание поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма.

Сравнение произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.
презентация [5,9 M], добавлен 05.03.2012
Серебряный век — время расцвета русской поэзии перед началом XX в. Вопрос о хронологических рамках данного явления. Ключевые направления в поэзии Серебряного века и их характеристика.

Творчество русских поэтов — представителей символизма, акмеизма и футуризма.
презентация [416,9 K], добавлен 28.04.2013
Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в особенности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.
курсовая работа [70,1 K], добавлен 22.10.2012
Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Оновление разных видов и жанров художественного искусства, переосмысления ценностей.

Характеристика литературных течений в российской поэзии начала 20 века: символизма, акмеизма, футуризма.
презентация [408,0 K], добавлен 09.11.2013
Связь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, славянской мифологией. Влияние изначально русской культуры на поэзию серебряного века и современную литературу.

Жизнь и творчество поэтов Гумилева, Хлебникова, Северянина, Бурлюка.
реферат [47,9 K], добавлен 18.10.2008
Сущность и характерности поэтики поэзии серебряного века — феномена русской культуры на рубеже XIX и XX веков. Социально-политические характерности эпохи и отражение в поэзии жизни обычного народа.

Отличительные специфики литературы с 1890 по 1917 годы.
курсовая работа [37,3 K], добавлен 16.01.2012
Развитие нового направления в русской поэзии Серебряного века — модернизма. Направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Культура как самая высокая точка в иерархии ценностей.

Серебряный век русской культуры (кратко)

Новокрестьянская поэзия, деятельность "Ордена воинствующих имажинистов".
реферат [35,4 K], добавлен 03.04.2014
Ознакомление с ключевыми литературными достижениями Серебряного века. Изучение свойств модернистского направления в литературе.

Золотой век русской литературы. Часть 1.

Рассмотрение проявлений символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма в творчестве легендарных русских писателей и поэтов.
презентация [2,3 M], добавлен 22.10.2014
Серебряный век как образное наименование периода в истории русской поэзии, относящегося к началу 20 века и данное по аналогичности с "Золотым столетием" (первая треть Девятнадцатого века). Основные направления поэзии данного периода: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
презентация [2,3 M], добавлен 05.12.2013

Что такое Серебряный век? • Видеоистория русской культуры. Серия 5

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *