Разница между запретами и ограничениями

 

Разница между запретами и ограничениями

В юриспруденции выделяются такие правовые категории, как запреты и ограничения. В чем заключается специфика тех и других?

Что представляют собой запреты в юриспруденции?

В общем случае под запретом в юриспруденции понимается императивная норма права, в соответствии с которой тот или иной субъект (например, человек или организация) в установленных законом случаях не имеет разрешения осуществлять какие-либо действия или вступать в правоотношения. При этом запрет не может быть снят по воле соответствующего субъекта — только законодательно.

Разница между запретами и ограничениями

Например, в соответствии с положениями нормативных актов о гражданской службе, специалисты государственных и бюджетных организаций, занимающие должности на госслужбе, имеют запреты (если они не аннулируются отдельными нормами права):

  1. на осуществление предпринимательской деятельности;
  2. на приобретение ценных бумаг в целях извлечения дохода;
  3. на приобретение статуса поверенного или же представителя интересов третьих лиц в своем государственном органе;
  4. на принятие подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  5. на выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  6. на использование в целях, не имеющих отношения к службе, ресурсов, которые предоставляются работодателем;
  7. на разглашение или частное использование конфиденциальных данных, доступ к которым получен на службе;
  8. на публичные высказывания, в том числе и в СМИ, на темы, связанные с деятельностью органов власти и их руководителей в случае, если подобные компетенции не входят в трудовые обязанности госслужащего.

Перечень запретов, установленных для гражданских служащих, заметно больше — мы рассмотрели лишь некоторые из их примеров. Наряду с соответствующими запретами для госслужащих также определен ряд ограничений.

Изучим их спецификуи интерпретацию данного термина в юриспруденции.

Что представляют собой ограничения в юриспруденции?

Под ограничениями в юриспруденции принято понимать нормы права, в соответствии с которыми тот или иной субъект — физлицо или организация — не имеет права осуществлять какие-либо действия либо вступать в правоотношения, если не обеспечит соответствия своего статуса установленным требованиям либо если не осуществит определенным образом те или иные действия.

Разница между запретами и ограничениями

Таким образом, ограничения принципиально могут быть сняты самим субъектом правоотношений (или, по крайней мере, будут зависеть в преобладающей степени от него лично, а не от изменений в законах).
Выше мы рассмотрели примеры запретов в контексте статуса гражданских служащих.

Если говорить в данном аспекте об ограничениях, то таковыми можно назвать:

  1. наличие у гражданина недееспособности (при ее наличии нельзя быть госслужащим);
  2. непрохождение гражданином процедуры получения допуска к гостайне (как условия найма на государственную службу);
  3. наличие у гражданина заболевания, препятствующего прохождению госслужбы;
  4. выход из гражданства РФ как обязательного условия прохождения госслужбы.

Данный перечень ограничений может дополняться иными критериями, устанавливаемыми законодательством о гражданской службе.

Запреты и ограничения: ответы на вопросы

Сравнение

Главное отличие запретов от ограничений в юриспруденции заключается в том, что первые принципиально не могут быть сняты по воле субъекта, вступающего в правоотношения, а вторые — могут при условии, что данный субъект приобретет нужный статус (например, в случае с госслужбой — вступит в гражданство России) или осуществит требуемые действия (например — пройдет процедуру допуска к гостайне, чтобы стать государственным служащим).
Между запретами и ограничениями с точки зрения юриспруденции, безусловно, есть и много общего.

Так, и те и другие основываются на императивных нормах права, запрещающих тому или иному субъекту вступать в определенные правоотношения или совершать действия, пока запреты или ограничения будут иметь место.
Определив,в чем разница между запретами и ограничениями в юриспруденции, отразим выводы в небольшой таблице.

Правовая помощь

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим государственные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Ведомство по управлению государственной гражданской службой ростовской области

В качестве дополнительного наказания ограничение свободы может выступать вместе с принудительными работами и с лишением свободы. Заключение Для большей наглядности следует привести небольшую сводную таблицу на основе всего вышесказанного и положений действующего законодательства: Особенности Лишение Ограничение Статья в Уголовном Кодексе 56 – 57 53 Вид Основное Основное/Дополнительное Изоляция от общества да нет Минимальный срок 2 месяца 2 месяца Максимальный срок 25 лет или пожизненно 4 года Максимальный срок при наличии исключительных обстоятельств 35 лет нет Категории Небольшой и средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое Небольшой и средней тяжести Что касается частоты применения данных видов, то здесь примерно поровну, и лишение, и ограничение свободы – одни из самых часто назначаемых мер наказания.

Разница между запретами и ограничениями

Одновременно прямо указывается, что такой запрет не распространяется на случаи дарения в связи с официальными, протокольными мероприятиями, с конкретизацией — подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью (собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью) и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. 4. Запрет на осуществление предпринимательской деятельности и «примыкающие» запреты на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, на выполнение функций поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход.

Гражданский кодекс РФ (ст.

Чем отличается лишение свободы от ограничения свободы?

Право трудящихся граждан на забастовки, закрепленное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, детализировано указанием — «при условии его осуществления в соответствии с законами страны» с возможностью введения законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав администрации государства, по существу — для государственных гражданских служащих. Конституция России (ст.

55) также устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, комментируемая норма Федерального закона в полной мере соответствует Конституции России и международно-правовым обязательствам России.
3.

Какие существуют различия между лишением и ограничением свободы

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

3.2 ограничения и запреты на государственной гражданской службе.

Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Кроме того, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит (ст.

8): «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.

В чем разница между ограничениями и запретами

Поэтому вводимые запреты направлены, во-первых, на защиту основ конституционного строя и обеспечение безопасности государства (разглашение информации), и, во-вторых, на предотвращение конфликта интересов (возможная «зависимость» гражданского служащего от иностранных юридических и (или) физических лиц, в том числе предоставление им или в их интересах каких-либо преимуществ). Целесообразно отметить различную «правовую конструкцию» норм, содержащихся в рассматриваемых пунктах.

Пункт 17 устанавливает гражданским служащим запрет на занятия любыми видами деятельности, финансируемой (что является характеризующим признаком) исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В чем разница между ограничениями и запретами на государственной службе

  • гражданин, допустивший неприемлемое нарушение условий и самого порядка соответствующего отбывания предусмотренного касательно него наказания на протяжении 12 месяцев после вынесения в его адрес официального предупреждения о невозможности нарушения условий установленных судебными органами власти;
  • осужденный, ответившего отказом от применения в отношении него специальных средств контроля, систематического надзора;
  • скрывшийся внезапно без какого-либо предупреждения с места постоянного нахождения гражданин, место жительства которого не было установлено в установленные и предусмотренные законом сроки;
  • осужденный, не отметившийся в надзорном органе по месту своего проживания в соответствующий день, установленный согласно предписанию.

Ограничение прав не предусмотрено для военнослужащих и иностранных граждан, лиц, без установленного гражданства.
Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий подлежит освобождению и увольнению от занимаемой должности. Запреты означают, что в связи с прохождением гражданской службы гражданский служащий не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия «под страхом» привлечения к установленной ответственности.

1. Запрет на замещение указанных в Федеральном законе должностей и (или) создание (способствование созданию) в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений или указанных структур обусловлен необходимостью «беспристрастного» осуществления должностных обязанностей, предотвращения конфликта интересов.

В чем разница между ограничениями и запретами для гражданского

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по утвержденным формам: — лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Ростовской области и иных органах исполнительной власти Ростовской области — в управление по кадровой работе Правительства Ростовской области; — лицами, замещающими государственные должности в иных государственных органах Ростовской области — в кадровое подразделение соответствующего государственного органа Ростовской области. 3) передать принадлежащие ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

В чем разница между ограничениями и запретами на муниципальной службе

Роль и место данного типа наказания, содержащийся в приговоре судебных органов в исправительной системе – полное перевоспитание гражданина, преступившего черту закона со всей его строгостью, которая обусловлена содержания данного наказания и его характеристиками, а именно:

  • изоляция от общества в принудительном порядке;
  • большие сроки содержания под стражей;
  • наложение дополнительных типов наказания в области жилищных, трудовых и конечно же семейных отношений;
  • применение в отношении заключенного мер исправительного характера.

Значимость ареста – то, что общество защищают от опасных преступников, которые помещаются в исправительные особые колонии достаточно строгого режима, тем самым ограничивая возможность совершения нового злодеяния на протяжении всего срока заключения. Вот, чем отличается лишение свободы от ограничения свободы.

Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой.

Ограничение – это фактическое обстоятельство, наличие которого препятствует гражданину поступить на службу, а служащему находиться на службе.
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Как продолжить торговать CFD и бинарными опционами в Европе после запретов ESMA?

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7)наличия гражданства другого государства (других государств),если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с гражданской службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
2. Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3. Гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то есть производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Запрещено также приобретать имущественные права на нематериальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, «ноу-хау», фирменные наименования.

Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием хозяйственного сообщества.
4. Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу.

Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.
5. Гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.
6. Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Гражданским служащим следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан
7. Законодательство запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

8. Законодательство содержит запрет гражданскому служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей.
9. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Если в должностные обязанности не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.
11.

Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России.

В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.
13.

Гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений и способствовать созданию указанных структур.
14.

 

Гражданский служащий не имеет права прекратить исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Данный запрет основывается на том, что гражданский служащий осуществляет свои полномочия от имени государства, поэтому отказ от работы либо снижение результативности труда могут отрицательным образом сказаться на функционировании государственного органа.

15. Гражданину запрещено после увольнения с гражданской службы замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Он не вправе также разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Чем ограничения отличаются от запретов

В юриспруденции выделяются такие правовые категории, как запреты и ограничения. В чем заключается специфика тех и других?

Что представляют собой запреты в юриспруденции?

В общем случае под запретом в юриспруденции понимается императивная норма права, в соответствии с которой тот или иной субъект (например, человек или организация) в установленных законом случаях не имеет разрешения осуществлять какие-либо действия или вступать в правоотношения. При этом запрет не может быть снят по воле соответствующего субъекта — только законодательно.

Разница между запретами и ограничениями

Например, в соответствии с положениями нормативных актов о гражданской службе, специалисты государственных и бюджетных организаций, занимающие должности на госслужбе, имеют запреты (если они не аннулируются отдельными нормами права):

  1. на осуществление предпринимательской деятельности;
  2. на приобретение ценных бумаг в целях извлечения дохода;
  3. на приобретение статуса поверенного или же представителя интересов третьих лиц в своем государственном органе;
  4. на принятие подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  5. на выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц, полученных вне трудовых правоотношений;
  6. на использование в целях, не имеющих отношения к службе, ресурсов, которые предоставляются работодателем;
  7. на разглашение или частное использование конфиденциальных данных, доступ к которым получен на службе;
  8. на публичные высказывания, в том числе и в СМИ, на темы, связанные с деятельностью органов власти и их руководителей в случае, если подобные компетенции не входят в трудовые обязанности госслужащего.

Запреты и ограничения в закупках национальный режим по 44ФЗ

Перечень запретов, установленных для гражданских служащих, заметно больше — мы рассмотрели лишь некоторые из их примеров. Наряду с соответствующими запретами для госслужащих также определен ряд ограничений.

Изучим их спецификуи интерпретацию данного термина в юриспруденции.

Что представляют собой ограничения в юриспруденции?

Под ограничениями в юриспруденции принято понимать нормы права, в соответствии с которыми тот или иной субъект — физлицо или организация — не имеет права осуществлять какие-либо действия либо вступать в правоотношения, если не обеспечит соответствия своего статуса установленным требованиям либо если не осуществит определенным образом те или иные действия.

Разница между запретами и ограничениями

Таким образом, ограничения принципиально могут быть сняты самим субъектом правоотношений (или, по крайней мере, будут зависеть в преобладающей степени от него лично, а не от изменений в законах).
Выше мы рассмотрели примеры запретов в контексте статуса гражданских служащих.

Если говорить в данном аспекте об ограничениях, то таковыми можно назвать:

  1. наличие у гражданина недееспособности (при ее наличии нельзя быть госслужащим);
  2. непрохождение гражданином процедуры получения допуска к гостайне (как условия найма на государственную службу);
  3. наличие у гражданина заболевания, препятствующего прохождению госслужбы;
  4. выход из гражданства РФ как обязательного условия прохождения госслужбы.

Данный перечень ограничений может дополняться иными критериями, устанавливаемыми законодательством о гражданской службе.

Сравнение

Главное отличие запретов от ограничений в юриспруденции заключается в том, что первые принципиально не могут быть сняты по воле субъекта, вступающего в правоотношения, а вторые — могут при условии, что данный субъект приобретет нужный статус (например, в случае с госслужбой — вступит в гражданство России) или осуществит требуемые действия (например — пройдет процедуру допуска к гостайне, чтобы стать государственным служащим).
Между запретами и ограничениями с точки зрения юриспруденции, безусловно, есть и много общего.

Так, и те и другие основываются на императивных нормах права, запрещающих тому или иному субъекту вступать в определенные правоотношения или совершать действия, пока запреты или ограничения будут иметь место.
Определив,в чем разница между запретами и ограничениями в юриспруденции, отразим выводы в небольшой таблице.

Ключевой нормативный акт, регламентирующий вопросы госслужбы, — Федеральный закон № 79 от 27.07.2004. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 этого документа.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:

  • достигнуть возраста 18 лет;
  • знать русский язык;
  • быть гражданином РФ;
  • отвечать необходимым квалификационным требованиям.

Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать работу, если:

  • он признан недееспособным;
  • он осужден и имеет непогашенную судимость;
  • отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;
  • имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;
  • родственники являются начальниками или подчиненными;
  • вышел из Российского гражданства или приобрел иностранного гражданства;
  • предоставил недостоверные документы и сведения;
  • утратил доверие нанимателя;
  • не прошел военную службу без законных оснований.

Во время прохождения госслужбы работникам запрещено:

  • разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;
  • заниматься предпринимательской деятельностью, как лично, так и через доверенных лиц;
  • работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;
  • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;
  • выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;
  • использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;
  • принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя.

Полный список запретов содержится в статье 17 Федерального закона № 79 от 27.07.2004.

Как проверяется выполнение запретов

Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1, кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о доходах и расходах своих, а также близких родственников.

Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

Ответственность за несоблюдение

За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения. За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 Закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, предусмотрены следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы.

Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:

  • статья 15 ГК РФ «Возмещение убытков»;
  • статья 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»;
  • статья 232 ТК РФ «Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора»;
  • статья 2.4 КоАП «Административная ответственность должностных лиц»;
  • глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Этот список не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на госслужбе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой,
предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.

07. 2004 года № 79-ФЗ
Статья 16.

Ограничения, связанные с гражданской службой
1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами ;
11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) — в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, — в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;
12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами , и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения , отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом .
2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке , устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Система государственной службы РФ (лекция)

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *