Саморефлексия определение в психологии и философии

 

ипохондрия, или саморефлексия

Саморефлексия определение в психологии и философии

  • что такое саморефлексия;
  • для чего саморефлексия необходима;
  • как можно застрять во «втыкании» в себя;
  • ипохондрия, или что происходит с человеком, когда «втыкание» в себя уже чрезмерно;
  • что сделать, если саморефлексия перешла в невроз — ипоходрию.
Саморефлексия определение в психологии и философии

Если говорить научным языком, то саморефлексия, или «втыкание» в себя — это отслеживание или прислушивание к себе, к собственные ощущениям, к собственным мыслям, чувствам. Такое необыкновенное сканирование себя.

И кажется, это безукоризненные качество.
Если человек перед собой ставит цели, то для их достижения необходимо отслеживать, а точно ли туда ты идешь, а точно ли тебе хорошо на данном шаге достижения.
Если человек не уверен в себе, личность как бы размазана, из-за напряжений или травмы, то тоже полезно и очень, задавать себе вопросы, а я-то что чувствую в этот момент, а я-то как это ощущаю.
Саморефлексия даёт уникальную возможность понять себя, разобраться, что хочется в действительности, а что привнесено чужим мнением, чужими установками. Вернуть собственное своё мнение.
После долгих лет, когда человек жил по чужим правилам, поступил учится в тот университет, куда отправили родители, или женился на том, кого посоветовали, или как вышло. Когда мнение друга играло существенную роль в принятии решений, очень классно начать пользоваться саморефлексией.
Смотреть в себя, изучать, разбираться, а какие в действительности эмоции есть в себе. Будто бы по новому открывать себя и мир вокруг.
Можно после долгих лет нахождения в «анабиозе», когда травма перекрыла все чувства, опять начать быть любящим, понимающим, более чувственным, таким сенситивным. Достаточно точное слово.
для чего саморефлексия необходима

  • мы можем анализировать собственные действия, чтобы понимать, как поступить в значительных жизненных моментах;
  • мы можем учиться критически оценивать самого себя;
  • мы можем узнавать иногда, когда нам необходимо, у прочих мнение о себе ;
  • понимая себя, мы можем расширять контакты с другими людьми, которые нам подойдут, имеют аналогичные ценности;
  • мы можем анализировать ситуацию, и менять собственное отношение к ней на положительное или нейтральное, если необходимо
  • ставя перед собой цель, отслеживать экологичность ее, изучая и замечая собственное состояние на каждом шаге.


как можно застрять во «втыкании» в себя
Сегодня достаточно распространены тренинги личностного роста, где дают пошаговые методики, как скорректировать собственную жизнь, дают инструменты, как скорректировать себя. Как говорят, добрыми намерениями устлан путь… сами знаете куда.

И все замечают, что человек после подобных интенсивов, подкрепленных поглаживаниями и поддержкой, вдохновленный новыми вершинами, начинает «втыкать».
Постоянное отслеживание собственных мыслей, собственных чувств, как компьютер, как сканер. Известно, что ищешь, то и находишь.

Мало того, что человек все время в состоянии «втыкания», да еще и проверки окружения на предмет соответствия поданным знаниям на тренинге.
Практически человека ввергают в невроз. Да и самому человеку порой кажется что он понемногу съезжает с катушек.

Тем более, если до этого уже заморачивался проблемами психологии и самопознания.
ипохондрия, или что происходит с человеком,
когда «втыкание» в себя уже чрезмерно
Так часто бывает, что саморефлексия может стать навязчивой и неконтролируемой. Аж до ОКР. До ипохондрии.

И так просто не остановить это. Такой анализ себя, привитый горе-тренерами, которые в конце концов «заражают» слушателей собственным самокопанием, рано-или поздно может погаснуть.

Бессознательное все-равно очищается от ненужного.
Но впечатлительный, легковерный человек, «втыкая», накручивает сам себя, и создаёт себе иллюзорную реальность, в которой ему по настоящему становится не по себе. Будто бы кукла со сломанными глазами, запавшими вовнутрь, были такие в раннем возрасте.
И что сделать тогда, когда оказался в самом эпицентре «втыкания». Когда ипохондрия — идея, что отыскал у себя болезнь, что нужно еще и еще обследоваться, не покидает. И на очереди часть анализов не приносит облегчения?

Когда есть «уверенность», что можешь заболеть раком или каким-нибудь иным серьезным заболеванием?
Если человек ищет негатив, он его обязательно найдет, отыщутся ему тысячи доказательств. Попробуйте вспомнить только про «не думай о фиолетовой лягушке».
что сделать, если саморефлексия перешла в невроз — ипоходрию
Итак, уже застрял в саморефлексии, уже невмоготу, и нужно выбираться, так как это просто мешает жить. Что сделать? Как контролировать это?

Люди, которые застревают в этом, имеют истероидную природу, более эмоциональные, и часто просто пугаются подобных собственных состояний. Нереально правильно реагировать на обычную SMS, тысячи мыслей и анализ, анализ.

Самые элементарные ситуации стресса, которые бывают у каждого, и начинается поиск, а что нужно сделать, а как я должен поступить. Так что же на самом деле нужно попробовать сделать:

  • прежде всего сказать себе: мне нужно выходить из данного, мне нужно искать дорогу обратно. Там уже не норм. Там уже неадекват. Такое лишнее сканирование себя и прочих — это уже не надежная информация.
  • сказать себе: я молодец, в конце концов. Я смог столько сделать работы.
  • сфокусировать собственное внимание не на себе, однако сейчас на предметах окружающей среды, к примеру, небо, погода, природа. Только заметил, что копаешься в себе, «втыкаешь» — здесь же на пространство вокруг.
  • или оставь «втыкание» в себя и фокусируй собственное внимание на себе до бреда, до предела, пока оно не разразиться.

Саморефлексия определение в психологии и философии

Очень важное, просто учиться переключать фокус внимания — от себя — во вне, или доводить до предела.
Если самому не выходит, намного лучше обратиться к психотерапевту. Много чего человек не видит, как ни всматривается в себя. Много чего не понимает, стараясь разобраться.

На пути к достижению цели имеется множество факторов, которые стоит проработать с профессионалом.
Взять хотя бы самый основной пункт — что будет отличного, если я достигну цели? Как можно полнообъемно вообразить для себя, как, если до этого и понятия не было, а как это, к примеру, быть любимым, радостным, уверенным в себе.

И это сотрудничество и клиента и психотерапевта.
И вот тогда станет легко входить в саморефлексию и выходить. И это поможет в жизни, а не быть тормозом.

Саморефлексия: обозначение в психологии и философии

Значение и возникновение термина

Сам термин рефлексия возник в философии и с самого начала являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать свои предпосылки, просящие обращения своего сознания на себя. Но, на данный момент времени, понятие рефлексия считается гораздо расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.
На данное время можно найти много определений для термина, впрочем, самый понятный и для всех доступный – это следующее обозначение термина.
Рефлексию можно именовать умением индивида осознанным образом направлять собственное внимание в середине себя, для того, чтобы смотреть свое психическое пространство и сосредоточить собственное внимание на том, что происходит в середине себя самого.
Другими словами, сказать говоря иначе, рефлексия позволяет человеку наблюдать за тем, что происходит у себя в середине на том или другом уровне сознания. Впрочем это необычная »слежка», так как рефлексия даст вам возможность в последующем переосмысливать собственные переживания и понять их.
Большой популярностью пользуется и обозначение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, который основан на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.
Саморефлексией именуют реакцию человека на самого себя, при этом термин рефлексия значит отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, остальных людей.

Что это такое

Этот термин случился от латинского слова reflecto, что означает обращение назад. Правильно говорить «рефлЕксия» – ударение на букву Е.
Рефлексия – это навык концентрировать внимание и свои мысли во внутрь: оценивать собственные действия, принимать решения, понимать собственные чувства, эмоции и чувства.
Это осмысление своего «Я», конструктивная критика собственных действий, сравнение себя с другими на предмет соответствия необходимым нормам и правилам. Рефлексирующий человек становится посторонним наблюдателем за собой же.
Прародителем этого термина считается наука философия. Она объясняет рефлексию, как инструмент для размышлений о человеческом бытие.

Сократ писал, что явление это – только один способ для внутреннего совершенствования и духовного прогресса через освобождение от навязчивых мыслей, правил и предрассудков.
Пьep дe Шapдeн писал в собственных научных работах, что рефлексия – это не только знания, но и возможность понимать такие знания. Он также отмечал, что такое свойство доступно лишь человеку (как и понимание), который является самой развитой формой жизни из всех имеющихся на планете.
Рефлексию изучали многие философы: их взгляды схожи, по этой причине нет смысла писать про них отдельно.

Проявление в раннем возрасте

В действительности, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что считается шагом аффективным, это зазор жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все.

А в том случае, когда по какой-то причине это недоступно для малышей, то включается бессознательное устройство, в которых имеют собственное важное значение психические механизмы защиты.

Ребенок и рефлексия
О самонаблюдении в детском возрасте не стоит и говорить. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии длится у человека всю сознательную жизнь.

Развитие

Педагогическая рефлексия — это поддержка и развитие своей личности. Учитель обязан знать собственные психологические характерности и адекватно оценивать собственные возможности, иначе эмоциональное напряжение приводит к упадку сил и профессиональному выгоранию.

Мастерство учителя состоит в систематическом самостоятельном развитии и поддержке, руководстве детей в их стремлении к познаниям и творчеству, а это сделать нереально, если не начинаешь понимать себя.

Одним из востребованных подходов к аналитической деятельности выдвинула Г. Г. Ермакова. Она выделяет 3 показателя, на которых выстраивается индивидуальное рефлексирование:

Человек и рефлексия

С каким то периодом у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.
Собственно развитая рефлексия позволяет человеку не отозваться на наружные факторы аффективно, а наблюдать и проследить проявления тех либо других чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и про то, как возникли те либо другие чувства, почему возникла такая ситуация и т.п.
Другими словами развитая рефлексия даёт индивиду возможность выявить причинно-следственные, временные и иные связи и разобраться в самом себе.
Исходя из сказанного выше, делаем вывод про то, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.
Рефлексия даёт человеку возможность более четко понять себя, выполняет картину о себе более глубокой. Кроме того, познавая себя все лучше и лучше, у него возникают новые шансы и грани, о которых он до недавнего времени и не догадывался.
Но в действительности это совершенно не так уж и очень легко дается человеку, тем более если есть у него переживания, которые связаны с болью и с отрицательными эмоциями. В данном случае для человека бывает очень больно и тревожно, а в большинстве случаев и стыдно, раскрывать самого себя с помощью рефлексии бывает просто невыносимо.

По этой причине часто случается, что люди предпочитают остерегаться этого.

Рефлексировать можно по-разному.

Рефлексировать можно правильно и неверно.
Что означает неверно? Про людей, которые нервничают по мелочам, остро переживают всегда, занимаются бесконечным самокопанием, поговаривают, что они «рефлексируют».

Рефлексируя, эти люди примеряют к себе все услышанное плохое, замыкаются в себе и в собственных обидах. Так вот, такая рефлексия неправильна и, кроме того, вредна. Выйти из неё не прибегая к вызову специалистов может уже и не выйдет.

Во всем, а в самоанализе особенно, необходима мера.
Рефлексия может быть конструктивной и деструктивной. Пример последней как раз приведен выше.

Деструктивная опасна, она разрушает личность: зацикливание на неприятностях, на «неправильном» поведении, не помогает, а выматывает. Возникает ощущение вины, от которого избавиться очень тяжело.

Итог грустный.
Конструктивная – ваша помощница, ваш сторонник. Самоанализ не истеричный!

Опираясь на нем, делаете правильные выводы и применяете полученные знания, чтобы не наступать больше на прежние грабли.

Отсутствие рефлексии

К несчастью, бывают ситуации, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека.

В данном случае человек может впасть в две крайности.
В первом варианте это приводит к тому, что у индивида доминирует правильное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.
В данном случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь данному человеку намного больше усугубляет состояние. Кроме того, все это доказывает его ощущение небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.
В другом варианте у человека могут появиться ощущение пустоты. А это происходит благодаря тому, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами.

В данном случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».
Благодаря этому особо важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как собственно на ее основании у человека выстраиваются база параметров и возможностей, которые просто нужны индивиду в жизни.

Виды слушанья

Не любой человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это обозначение. Рефлексия в психологии – это способность управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • Нерефлексивное слушанье состоит в активном молчании. Техника предполагает ободряющие фразы и жесты, и еще те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье – это обратная связь с тем, кто говорит. Достичь ее можно при помощи подобных приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Жизненный пример

Для того, чтобы было понятнее, необходимо рассмотреть на примере, как наличие или отсутствие рефлексии оказывает влияние на поведение людей.
Всем известна такая противная, но к сожалению часто встречающая вещь как очередь. Не имеет значения, что это за очередь, основное то, что различные люди всегда себя ведут по-разному в них.

Очередь
Здесь можно повстречать разнообразные варианты: например, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от собственной цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно повстречать раздосадованных людей, которые даже и не пытаются спрятать это, они могут быть очень эмоциональны, всю собственную нервозность и досаду они выплескивают на окружающих, как при помощи языка тела, так и словесно.

Как может догадаться каждый, непосредственно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.
Либо же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, однако из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.
И такие есть, которые без конца жалуются на все и хотят найти себе слушателя, который послушает его и согласится во всем. И вот в подобных мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы этой ситуации.
Бывают в очередях и подобные личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают ставить порядок и наблюдать за тем, чтобы в очереди не было нарушений.
В основном люди будут смотреть в собственные девайсы, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда иногда, чтобы наблюдать за очередью и только.
Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы подобным образом убрать напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и остальных людей, внимательно следя за тем, что происходит вокруг.
Есть в очередях и подобные, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, однако это не рефлексия. Во многих случаях мышление этих людей считается перманентным перемалыванием навязчивых идей.
Могут быть и подобные, которые начинают ощущать телесный дискомфорт, и чем больше продолжается очередь, тем все это оказывает им телесное страдание. В данном случае можно наблюдать соматические реакции: может возникнуть кашель, тошнота, на кожных покровах могут возникать пятна, желудочных болей , если у человека появились трудности с давлением, то наблюдается и повышенность давления, обморок и так далее.
Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это быстрее способы реагирования, которые стали привычкой и, за счёт чего, человек на бессознательном уровне организует совладение со своей агрессивностью.
Говоря иначе, в различных жизненных моментах человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »скрывается», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает иных, думает или же просто болтает.

интроспекция

У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.
И как бы люди по-разному не отреагировали на те либо другие ситуации, все равно основой этого считается стремление ухода от тех переживаний, которые считаются опасными для них. Другими словами человек выполняет все, во избежание контакта с собственным внутренним, чувственным содержанием.
В случае если человек способен на рефлексию, то у него будет иная реакция на свою агрессию либо же переживания. Первым делом, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится.

Ведь он знает собственные чувства и может держать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него возникло раздражение, или внутренняя злоба.

И когда он видит в себе проявление таких чувств, он не стремится, как очень много людей, улизнуть от своих чувств и впечатлений. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает взвешивать над тем, как и благодаря чему возникла та или другая реакция.
После чего у него идет этап оценивания определенных обстоятельств (может ли эта ситуация грозить жизни либо нет), и исключительно после этого человек принимает решение (остаться или уйти).
Этим людям присуще глубокое самоисследование, они спрашивают самому себе: что собственно в определенном случае мне оказывает дискомфорт? Что я не могу выносить в данной ситуации?
Данные вопросы к самому себе предоставляют возможность увидеть вовнутрь себя, рефлексировать и понять собственное внутреннее содержание, собственные реакции.
Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать мнения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я ненужный слабак» и так далее.
В действительности этого могут достигнуть исключительно люди, у которых уровень рефлексии высок. По этой причине, если у вас сразу не выходит, то не надо переживать, так как ниже мы побеседуем про то, как можно развивать рефлексию.

Варианты из жизни

Чтобы понимать, чем полезна рефлексия, необходимо рассмотреть жизненные сферы, которые попадают под её влияние. Перечисленные понятия относятся к личности человека, его внутренней сущности, но конкретно воздействуют на возможность действовать в обществе.
Мысли – это основные сущности внутреннего мира, их поток может закрывать понимание. В то же время – это значимый инструмент деятельности, который может отсутствовать в определенный момент.

Способность контролировать свои мысли особенно актуально для поддержания работоспособности.
Чувства тела дают возможность судить о состоянии здоровья и психики. Правильно трактуя их, человек может заняться предупреждением болезней.

Смотря на свои чувства, ему легче подобрать хороший режим существования – активный либо энергоэффективный.
Эмоции – подсказки, которые говорят о том что происходит в середине и в окружении человека. Если нет понимания себя, появляется нервное истощение, скандалы, состояния болезненные.

Осознание собственных впечатлений считается частью удачной деятельности.
Проблемы. Это малоприятные события или отношения, для преодоления которых не хватает знаний или сил.

Отслеживание проблемных факторов дает возможность своевременно найти хорошее решение, которое способствует экономии сил и завоеванию успеха в сжатые сроки.
Когнитивные искажения приводят к искажению мышления. Они автоматизируют повседневную работу, но мешают в решении оригинальных задач.

Важно уметь контролировать и в срок менять собственный стиль поведения.
Рефлексия ресурсов. Трудности появляются, когда имеющихся ресурсов недостаточно для начала нового дела или решения проблемы.

Сознательное способность оценивать и пользоваться собственными ресурсами важно для состоятельного человека.
Психологические защиты – специальные качества психики, которые помогают уменьшить накал впечатлений, действие снаружи. Они делают меньше напряжение, но и уменьшают объективность.

Незнание собственных защитных свойств приводит к конфликтам с миром вокруг.
Рефлексия потребностей. Понимая собственные потребности, можно заметить цель. Приближение к цели либо даже движение по этому пути приносит человеку чувство счастья и процветания.

Если осознание потребностей с учетом ресурсов отсутствует, появляется депрессия. Правильная социальная рефлексия даст вам возможность самой большой самореализации.

Как развивать в себе это качество?

В действительности, поняв, каким важным считается рефлексия, человек понимает, что нужно развивать и приподнимать в себе уровень рефлексии. На счастье, сегодня для этого имеется множество методик и возможностей.
Например, человек может обучиться в самых разных ситуациях взамен того, чтобы сразу раздражаться, выражать агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе данные вопросы:

Враждебность

  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что конкретно выводит меня из себя именно сейчас?
  • Почему мне так сложно?
  • Какие наружные проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства до недавнего времени меня приводили в такое же состояние?
  • Для чего я должен держать себя в руках в данной ситуации?


Когда человек задает себе эти и иные аналогичные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может очень легко увидеть, что его реакция на эту ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого.

А когда человек это понимает, то у него наблюдается снижение гнева, злости, обиды.
Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал собственную маму, а она не приходила. Как бы удивительно это не казалось, все же символичное мышление выполняет с человеком и не такое.

И когда человек понимает это, то ему бывает значительно легче справиться с ожиданием.
Развивать рефлексию у себя человек может и при помощи психотерапевта. На сеансах психотерапии, со специалистом, любой может открыть в себе дар познания самого себя внутри.

Естественно, перед началом, это бывает довольно не просто и у различных людей это вырисовывается в различный зазор времени: у кого на это уйдет очень много времени, кто-то может достигнуть успеха уже через месяц-другой. Здесь все будет зависеть от того, с каким человеком работает психотерапевт.

Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем сложнее он раскрывается.
Но, после того, когда человеку получается достигнуть рефлексии, то перед ним открываются хорошие возможности, меняется жизненное качество и сама жизнь.

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех главных формах, которые выделяются в зависимости от тех функций, которые делаются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает сопричастность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «тут и в настоящий момент».
  • Ретроспективная. Применяется для оценки тех действий и событий, которые уже случились. Эта форма нужна для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания своих ошибок и слабых мест. Используя ретроспективную рефлексию, можно обнаружить причины собственных неудач и поражений.
  • Перспективная. Применяется для обдумывания будущей деятельности, предполагает планирование и обозначение конструктивных вариантов воздействия.

Философские размышления о жизни под запретом?

Что означает самокопание и каковы его результаты ясно. Осталось дать ответ на последний вопрос, который наверное беспокоит любого человека: неужели теперь нельзя раздумывать о смысле жизни, о назначении, об ошибках в жизни, а пути линии судьбы (у Эрика Берна это называлось «жизненным сценарием») и еще об иных неутилитарных и на первый (да и на второй тоже) взгляд бессмысленных, с точки зрения житейской логики, явлениях?

Ответ: думать об этом стоит, но необходимо понимать: философские и психологические вопросы, просят необходимой подготовки. Напрасное самокопание преобразуется в осмысленную рефлексию исключительно при серьезной тренировке (ведь ум, интеллект, метафорически говоря, та же мышца, которую следует загружать) — чтении десятков и сотен книг по психологии и философии.

Писатели также большого количества сил положили, чтобы дать ответ, для чего человек пришёл в этот мир, по этой причине художественную литературу также нельзя обходить стороной, когда идет речь о смысле и качестве жизни.
Однако это все размышления далекие от живых примеров. А если представить, что есть человек, томящийся от физической непривлекательности или заболевания, и он лежит на диване и задается одним и тем же вопросом тихо или громко: «Господи, почему я такой?».

Если участник мыслительного эксперимента так и пролежит 10 лет на диване, укоряя небо, то в его жизни скорее всего ничего не поменяется, образуется в духовной и душевной жизни застой, на этом фоне появится хищный цветок самоедства и разрушит подопытного до основания, от него останутся развалины.
Рассмотрим иной вариант: человек задаёт вопросы небо: «Почему я такой?!» После становится с дивана, берет книги по психологии, философии и религии и ищет в них ответ на собственный вопрос. Ответа-то он может быть не найдет, но как минимум чтение отвлечет его от негативных мыслей, спасет от подавлености.

А при живом и схватывающем уме погружение в океан букв обещает пополнение словарного запаса, развитие интеллекта, возникновения вкуса к литературе и привычку думать строго и категориально, не тратя силу на беспредметные размышления.

Рефлексия и саморефлексия как условия личностного развития

Открывая психологичную литературу мы можем заметить, что психологи часто рекомендуют заниматься саморефлексией. Но, рефлексия обычными словами — это самоанализ.
А как же проводить анализ собственной деятельности? В прошлой публикации мы утверждали о балансе самооценки между высокой и невысокой. Сегодня мы будем рассматривать понятия рефлексия и саморефлексия.

Определим, почему это очень важно в обычной жизни.

Саморефлексия определение в психологии и философии

Обозначение понятий

Рефлексия — это человеческий навык, заключающийся в самоанализе и самоосознании собственной деятельности, собственного поведения, и еще, поступков.
В ходе рефлексии происходит анализ и оценка упомянутых выше действий. Рефлексия что это такое, обычными словами можно сказать, что человек заглядывает вовнутрь себя и просматривает все собственные личностные качества и манеру поведения в том или другом окружении.

Осознаёт безукоризненность или не безукоризненность совершения поступков.
Со своей стороны, саморефлексия — это как смотреть в зеркало и описывать то, что ты видишь. Это способ оценить себя, собственные способы работы и то, как ты учишься. Говоря откровенно, «отражение» значит думать о чем-то.

Отражение и составление фрагмента саморефлексивного письма становится все более основным элементом разнообразной формы осознания или обучения.

Инструменты личностного развития

Бизнесмены и коуч-мотиваторы Михаил Левченко и Евгений Некоз в собственной видео-беседе о важности ретроспективного анализа (рефлексии).
Как Гарри Каспарову получилось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Тайм-коды для быстрого поиска:
3:05 Дневник — ваш новый помощник
4:45 Замечать то, что происходит с вами каждодневно и про дневник благодарности
7:12 Все новое — давно забытое старое
9:45 Главное — делать это каждодневно

Размышление помогает вам развить собственные умения и оценить их результативность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Идет речь о том, чтобы задавать позитивный вопрос про то, что вы делаете и для чего вы это делаете.

А потом решать, есть ли лучший или более прекрасный способ сделать это в дальнейшем.
В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия это неотъемлемая часть обучения. Вы бы не применяли рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, правда?

Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверное, лучший. Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать хорошо.

Размышление о ваших собственных навыках может Вам помочь определить изменения, которые вам могут потребоваться.

Ретроспективный анализ (рефлексия). Лучший инструмент личностного роста.

Что такое рефлексивная практика

Еще в психологии есть подобное понятие, как рефлексивная практика.
Рефлексивная практика в очень простой форме — думать или раздумывать про то, что вы делаете.
Это тесно связано с задумкой обучения на своем опыте, когда вы думаете про то, что вы выполнили, и что случилось, и при этом решаете, что вы станете выполнять иначе в следующий раз.
Разные академики в большей или малой степени затрагивали рефлексивную практику и опытное обучение, в том числе Крис Аргирис.
Человек, который придумал термин «двойное обучение», чтобы объяснить идею про то, что рефлексия дает возможность вам выйти за пределы «единой системы». Цикл «Опыт, Размышление, Концептуализация, Применить» во второй цикл, чтобы узнать новую парадигму и скорректировать ваши идеи, чтобы скорректировать то, что вы делаете.
Кажется, они все согласны с тем, что рефлексивная практика — это навык, который можно выучить и отточить, что считается хорошей новостью для многих из нас.
Рефлексивная практика — это активный, динамичный, который основан на действиях и этический набор способностей, который размещается в настоящем времени и имеет дело с настоящими, непростыми и трудными ситуациями.
Академики также предрасположены согласиться с тем, что рефлексивная практика ликвидирует разрыв между «большим уровнем» теории и «болотистой низменностью» практики. Иначе говоря это помогает нам изучать теории и использовать их к нашему опыту более структурированным образом.

Это могут быть как формальные теории из научных исследований, так и ваши личные идеи. Это также побуждает нас изучать наши свои убеждения и предположения и искать решения проблем.

Не копайтесь в предыдущем

Психолог Никита Батурин в видео рассказывает о важности рефлексии в обычной жизни и как с точки зрения психолога её хорошо использовать:

Развивайте критическое и творческое мышление

Нил Томпсон в собственной книге « Умения людей» предлагает шесть шагов:

  1. Читайте — те книги, которые вы изучаете или желаете изучать и развивать
  2. Спросите иных про то, как они поступить и почему собственно это они предпринимают
  3. Смотрите — что происходит вокруг вас
  4. Почувствуйте — внимание свое обратите на свои эмоции, что их побуждает и как вы справляетесь с отрицательными
  5. Общайтесь — делитесь собственными взглядами и опытом с другими людьми в вашей организации
  6. Подумайте — учись ценить время, которое потрачено на размышления о собственной работе


Иначе говоря важно не только мышление. Вы тоже должны развить осознание теории и практики, и еще проанализировать идеи остальных людей.
Рефлексивная практика может быть общей работой: ею не надо занимать в одиночку. На самом деле, некоторые социальные психологи предполагают, что обучение происходит собственно тогда, когда мысль в переводе на язык, письменный или устный.

  • Это может объяснить, почему мы заинтересованы в том, чтобы громко объявить о том или другом достижении! Все таки, это также имеет большое значение для рефлексивной практики и значит, что мысли, которые не ясно сформулированы, могут не переноситься.
  • Может быть тяжело найти возможности для совместной рефлексивной практики на занятом рабочем месте. Разумеется, есть некоторые явные, например оценочные интервью или обзоры конкретных событий, однако они не происходят из дня в день. Подобным образом, вам необходимо найти другие варианты выразиться словами.
  • Хотя это может показаться немного надуманным, полезно, особенно может показаться, вести журнал изучения опыта. Речь идет не о документировании официальных курсов, а о ежедневных занятиях и мероприятиях.
  • И еще про то, что случилось, а потом о том, чтобы подумать про то, что вы узнали от них, и про то, что вы могли или должны были сделать по-иному. Мы говорим не только об изменениях: учебный журнал и рефлексивная практика могут также выделить, когда вы выполнили что-нибудь хорошее.

Какие рефлексивные вопросы нужно задать себе

Саморефлексия определение в психологии и философии

Для того, чтобы целиком понять себя , учёные — психологи разработали несколько вопросов:

  • Сильные стороны — Каковы мои сильные стороны? К примеру, я хорошо организован? Я помню все детали?
  • Плохие стороны — Каковы мои слабости? К примеру, я легко отвлекаюсь? Стоит ли больше практики с конкретным навыком?
  • Умения — Какие умения у меня есть и в чем я прекрасен?
  • Проблемы — Какие проблемы могут появиться на работе или проблемы дома? К примеру, обязанности или отвлекающие факторы, которые могут оказать влияние на учебу или работу.
  • Достижения — Чего я достиг?
  • Счастье -Есть вещи, которыми я недоволен или разочарован? Что выполняет меня радостным?
  • Решения — Что я могу сделать, чтобы стать лучше в этих регионах?


Хотя саморефлексия сначала может показаться трудной, либо даже эгоистичной или смущающей, так как она не приходит по настоящему. С постоянной практикой вам будет значительно легче, и итоговый результат будет намного больше радостным и практичным для вас.

Саморефлексия определение в психологии и философии

Развитие дошкольника: мифы и реалии

Саморефлексия определение в психологии и философии

Саморефлексия определение в психологии и философии

Процедуры для развития речи детей любого возраста

 

Рефлексия, что это такое и как она используется в психологии

Добрый день, дорогие читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Необходимо отметить, что именно рефлексия выделяет людей от остальных живых организмов.

Этот феномен состоит в способности человека знать о себе, собственных ощущениях и переживаниях.
В ее основании лежит осознание «Я есть». Развитие вашей личности зависит от того, насколько вы знакомы с собственным внутренним миром. Самопознание происходит через самонаблюдение.

Ну, а о том, что такое рефлексия и как ее развить – читайте ниже.

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» если перевести с латыни – «возвращение назад». Данный же термин на французском звучит как «reflexio»и и значит «обдумывание, размышление».
С самого начала понятие рефлексии возникло в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования.

Сегодня процесс рефлексирования изучается и применяется в остальных отраслях, в социологии и психологии.
— это взгляд человека вовнутрь себя, анализ собственных мыслей и действий и их переосмысление.
Но данный процесс не бездумный, а который основан на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через свои ошибки. Более того, в социологии это способность оценивать остальных людей, проводить сравнение между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы своих поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или плохих результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • чередующихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у любого человека различная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то постоянно размышляет над собственными поступками и их мотивами, а кто-нибудь не думает про них совсем.

Немалую роль играет при этом и желание человека осознать собственные заблуждения и ошибки, способность к самокритике и необходимость по сравнению себя с окружающими.

Смысл термина

В философии под рефлексией знают размышления на тему существования человеческой культуры и смысла бытия. Сократ полагал, что при помощи подобного инструмента любой может заниматься самопознанием.

Кассирер думал, что это помогает вычленять принципиальные моменты жизни.
Рефлексия – это в психологии способность человека смотреть вглубь себя, подвергать собственные действия самоанализу и оценке. Собственно эта способность считается основой самоанализа.
При помощи подобного инструмента можно не позволять ошибок, найти ответы на вопросы философского и бытового толка. Если у человека невысокий уровень рефлексии, то он будет обречен жить в веренице ошибок.

Сегодняшний подход

Рефлексия в психологии рассматривается с различных точек зрения. Начинает выделяться отдельная отрасль в науке, которая будет посвящена изучению рефлексии как явления психики человека. В бытовом смысле понятие начало приниматься искаженно.

Под ним часто знают ничего не деланье или лень.

Рефлексия в психологии

Признаком взрослой личности считается способность принимать ответственность за собственные действия и ту жизнь, которую она имеет. Если человек регулярно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым.

Философия ч.1 Мировоззрение

Заменить собственное мировоззрение бывает сложновато.

Как раз для этой цели и применяется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном.

Этот ученый высказал предположение, что этот процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.
В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В.

Зейгарник. Согласно их точке зрения, основой понятия считается мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию собственных действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках.

Ученые первый раз обозначили рефлексию как возможность «выяснить истину про самого себя».
Сегодня рефлексия в числе главных направленностей в психологии, применяемых для увеличения сознания клиента. Например, если человек находится в стрессовом состоянии из-за причины отрицательных повседневных мыслей, однако не понимает этого, то освободится от скверного настроения ему не получится.

Остановить страдание в этом случае можно лишь поняв глубинную причину упаднического настроения, и, определив шаги по ее устранению.
Осознанным решением можно остановить поток неиспользуемых мыслеформ и принять себя в состоянии «тут и в настоящий момент». Мастер призывает посмотреть на себя «со стороны», как — словно, на героя сериала с экрана телевизора.

Целью отличного психолога считается обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-похожие понятия.
При разборе конкретной ситуации или поступка нужно осознать и проработать такие моменты:

  1. Самоощущение человека в нынешний момент времени. Что он испытует: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.
  2. Слабенькое место в самосознании, которому причинен вред в результате случившихся событий. Например, повышенные ожидания относительно поведения супруга, иных домочадцев, которые стали причиной возникновению обиды.
  3. Возможность применения ситуации, и еще возникших проблем с выгодой для себя.


Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных параметров, осознание связи между поступками и результатами.
Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, который в себя включает осознание своих мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Осознание собственных сильных и плохих сторон — самокритика. Способность согласится связь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению непростым проблем и задач. Способность планировать собственные шаги к достижению целей.
  • Освобождение от губительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и обнаружение латентных способностей, талантов и ресурсов.


В психологии существует мнение, что рефлексия — это хорошо не всегда. В работе известны ситуации, когда самокопание, избыточные размышления приводили к плохим результатам («горе от ума», «многие знания-многие скорби»).

Благодаря этому важно обучиться рефлексировать правильно, лучше всего при сопровождении компетентного специалиста.

Инструменты личностного развития

Бизнесмены и коуч-мотиваторы Михаил Левченко и Евгений Некоз в собственной видео-беседе о важности ретроспективного анализа (рефлексии).
Как Гарри Каспарову получилось стать величайшим шахматистом и почему ведение дневника поможет стать вам лучше?
Тайм-коды для быстрого поиска:
3:05 Дневник — ваш новый помощник
4:45 Замечать то, что происходит с вами каждодневно и про дневник благодарности
7:12 Все новое — давно забытое старое
9:45 Главное — делать это каждодневно
12:10 Как это спланировать?
Читать дальше: Как полюбить себя?
Размышление помогает вам развить собственные умения и оценить их результативность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Идет речь о том, чтобы задавать позитивный вопрос про то, что вы делаете и для чего вы это делаете.

А потом решать, есть ли лучший или более прекрасный способ сделать это в дальнейшем.
В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия это неотъемлемая часть обучения. Вы бы не применяли рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, правда?

Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверное, лучший. Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать хорошо.

Размышление о ваших собственных навыках может Вам помочь определить изменения, которые вам могут потребоваться.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Частично это правильно.

Разница между тезисами в том, что приставка «само» говорят об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и остальных людей.

Саморефлексирующие люди регулярно вслушиваются к своим чувствам и чувствам, пытаются их анализировать. Аналогичные процедуры крайне полезны для понимания своего «я», собственных желаний и потребностей.

Как часто мы ориентируемся на ожидания остальных людей, ищем оценку собственных поступков со стороны. В конце концов — остаются не реализованными свои мечты и внутренние потребности.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате специальность не приносит удовлетворения, зато родители довольны!

Человек живет не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и оборотная сторона. В гипертрофированных случаях, человек регулярно прислушивается к чувствам.

Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который великолепен. Человек перестает жить в удовольствие, регулярно анализируя свое состояние.
В данном случае важно своевременно выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, почувствовать материальные вещи: стол, пол, стенку, руки, ноги, звуки и запахи.
Большинство людей с опаской относятся к сигналам своего тела. Часто лишняя рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, к примеру, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все потенциальные и не потенциальные болезни).
Зафиксированы ситуации, когда дамы находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (к примеру, УЗИ). Разумеется, если есть подозрения на заболевание, нужно пройти медосмотр.

Но когда человек понимает, что его боязни надуманны, следует уходить от сосредоточения на собственных чувствах, пренебрегать их.

Дайте себе время, но знайте, когда остановиться

Как сказано выше, саморефлексия скорее всего поставит под опасность состояние размышления или чрезмерного мышления.
Когда мы позволяем мысли опять и опять циркулировать в наших умах без видимого способа ее разрешения, мы теряем все плюсы внутреннего размышления и можем в конечном счете навредить нашему психическому благополучию.
По этой причине важно установить предел того, как долго вы сидите в спокойном созерцании. Вы можете захотеть выделить некоторое количество времени или же просто сказать, что пришло время остановиться, когда вы застряли в цепочке мыслей.
И когда настало время остановиться, намного лучше переехать куда-либо еще. Вот почему как правило не рекомендуется раздумывать о себе перед тем как ложиться спать.

Делайте это задолго до конца дня или в любое остальное время, однако не перед тем как ложиться спать.
Чтобы отделиться от внутреннего размышления, попытайтесь окунуться в себя и сосредоточиться на чем-то, более того, о чем вы размышляли. Все, что может отвлечь ваш разум от того, о чем вы думали.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как трудоёмкий процесс, идущий и вовнутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа есть в психологии.
С точки зрения влияния на последующее человеческое состояние:

  • Хороший конструктивный самоанализ, дающий возможность понять себя , сделать логичные выводы и не наступать еще раз на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, очень часто мнимых. В подобных ситуациях культивируется ощущение вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом не постоянных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная
    . Индивид анализирует проблемы, имеющей место в настоящем времени, «тут и в настоящий момент».
  • Ретроспекционная
    , обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и собственные действия, выполняет выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная
    , обращенная к будущим событиям. Индивидом намечаются будущие действия и события, исходя из самоанализа.


Исходя из объекта исследования процесс можно поделить на подобные формы как:

  • Саморефлексия
    , обращение к своему внутреннему миру, личным переживаниям и чувствам.
  • Коммуникативная
    . При этой форме размышления посвящены иным людям, взаимному действию с компанией друзей, близкими людьми, коллегами. Человек пытается подвергнуть анализу отношения и взаимные действия.
  • Саногенная
    – разновидность самоанализа, при котором выполняется предметное изучение сильных впечатлений, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная
    . Внимание личности сосредоточено на использовании знаний, способностей, возможностях их применения в материальном мире.


Комбинирование форм рефлексии в заданных условиях даёт самые лучшие результаты, всегда нужно сочетать способы анализа под определенную ситуацию.
Что такое харизма в мужчине — обозначение слова, как стать таким
Способность к рефлексии – это необходимое качество личности. При ее помощи каждый оценивает собственные действия, учится определять ошибки и намечает стратегию избавления от них.
Важно! Подобное качество вырабатывается больше к подростковому периоду.
При помощи подобной способности можно освобождать понимание, определять жизненную позицию, выявлять неправильные решения. Рефлексировать – это в психологии необходимое качество, которое определяет человека разумного.

Лишь через постоянный анализ собственных действий можно достичь развития. Через такую способность происходит тренировка самоконтроля и прочих личностных качеств.
Психологи на собственных сеансах часто учат людей смотреть на самого себя, изучать собственные качества и характерности. Знание механизмов рефлексии позволяет совершенствовать жизненное качество.

Что означает рефлексировать

— это думать, логически раздумывать, анализировать действия и действия, узнавать самого себя.
Стоит ли понимать собственную личность? Разумеется, да. Если человек не понял себя , он ведом иными и живет чужую жизнь.

Невысокая самомнение, комплексы, ощущение вины сидят глубоко в середине и мешают последующему развитию. Их необходимо найти и обезоружить.

  • Правильно думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».


Невысокий уровень самоанализа — это путь к свершению похожих ошибок и промахов всю жизнь. На домашнем уровне, очень часто понятие рефлексирующего человека связано с подобными определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне беспокоиться».

По этой причине в любом действии важна мера и разумность.
Нужно здраво и спокойно подходить к собственному внутреннему миру, не давая возможность чувствам захлестнуть аргументы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела нужно избежать следующих ошибок:

  1. Следует продумать мотивы поступков, а не сами действия
    . Например, муж изменивший супруге, может осознать собственное предательство и поклясться больше так не делать. Однако если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, так как мотивы потребности в походных условиях «налево» останутся не проработанными.
  2. «Пилить опилки»

, как говорил Д. Карнеги. Это означает регулярно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, выдумывая возможно другие результаты того, что уже свершилось.

Что было, того уже нет, подумайте о текущем моменте, стройте планы на грядущее.

Насаждать ощущение вины
. Да, совершили ошибку, да получили за это собственный урок. Нет смысла бранить себя за то, что поправить нельзя уже.

Все не без греха.
. Процессы в мире происходят и кроме нашей воли. Не следует на себя взять ответственность за то, на что мы не в силах посодействовать.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Польза

Собственно за счёт постоянного самоанализа человек развивается. Без этого он будет все время находиться на одном месте, выполнять теже самые ошибки.

По этой причине рефлексивность – это в психологии главное способность разумной личности.

Данную способность необходимо еще правильно использовать, этому можно обучиться
Некоторые профессии неотрывно связаны с понятием рефлексии. К примеру, воспитатель должен анализировать собственные действия после любого урока.

Он выполняет краткие выводы и выделяет ошибки.

Как развить рефлексию

Оптимальный способ приобрести какой-нибудь навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии необходимо начать ей заниматься.

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в нынешний момент. Повадка с большим вниманием относится к возникающим радости, гневу, скуке и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с конкретными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете чрезмерно резко, больно. Если конкретные события задевают очень сильно, необходимо понять, что считается спусковым крючком.
  • Если увидели, что в процессе обдумывания чего-нибудь испытали скуку, тягостные эмоции, то лучше самокопание остановить и вернуться к истокам проблемы немного позднее. Высокочувствительным людям без помощи специалиста вряд ли можно обойтись.
  • Нужно отказаться от всеобщего контроля реальности. Рефлексия не повод раскладывать финансовый мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • В вечернее время можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его минусы и плюсы, создать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии берите за правило раздумывать постоянный над любым интересным Вам событием или объектом.


После получения способностей рефлексии, можно задать себе пару вопросов и дать на них добропорядочные ответы:

ловушка само копания рефлексии психоанализ школы позитивной психологии

  • Стоит подумать, есть ли что-нибудь в предыдущем, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать по новому. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому значит начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что доставляет удовольствие и выполняет радостным. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить последующую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь в настоящий момент не устраивает, установите действия, которые необходимо предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на наружные обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неверно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на собственный счёт. Где была ошибка, недоработка? Правда может малоприятной, не без нее тяжело что-то исправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, просчитайте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте действия с точки зрения достижения цели. Это не означает, что нельзя быть спонтанным и необходимо обдумывать любой шаг. Но в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится нужной.


Существует мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Варианты из жизни

Для того чтобы понимать, как рефлексировать, что это означает в психологии, необходимо изучать опыт остальных людей. К примеру, если мама следит за собственным малышом и подмечает в нем аналогичные характерные черты, это тоже самоанализ.
При чтении книги человек сопереживает главному герою и понимает, что поступил бы в подобной ситуации точно также, это тоже оценивание собственных действий.
Лучшему пониманию рефлексии помогают варианты из жизни. В отрицательные ситуации индивид может раздражаться, но потом он берет эмоции под контроль и ищет их истоки, это тоже проявление самоанализа.
Воспитатель проводит рефлексию каждый урок. Для этого ему необходимо оценить все шаги, методы ведения и появившиеся трудности. Каждую погрешность или преграда необходимо подвергнуть анализу, чтобы ее поправить.

Этот процесс дает возможность добиться совершенствования педагогического мастерства.

Деятельность

Необходимо выделить, что это понятие свойственно не только познанию личности, довольно часто можно повстречать эту процедуру, как самоанализ деятельности. Другими словами когда человек оценивает не внутренний мир, а проводит анализ результаты собственной работы.
В основе анализировать собственную работу приходится учителям и воспитателям. Хотя многим педагогам значительно проще провести несколько открытых мероприятий, чем писать самоанализ урока по ФГОС.

Если посмотреть по другому, неужели может воспитатель учить основам самоанализа учеников, если сам не владеет такой технологией.

Рефлексивная дуга

Без осознания собственных ошибок и плюсов ни одна творческая специальность не проживет. Специальность преподавателя также относится к творческим, и развивать собственное мастерство подобравший этот путь человек может лишь благодаря рефлексивной дуге.

Что такое рефлексивная дуга? Это системное анализирование и личности ученика, и собственной личности в контексте случившейся ситуации.
Рефлексия педагогической практики необходима регулярно. Каждый новый опыт даёт стимул к последующему развитию, даже в том случае, если это отрицательный опыт.

Собственно этому необходимо учить учеников первым делом — не бояться отрицательных результатов, поправлять ошибки, делать выводы и идти вперед.
Во время самоанализа может появиться ощущение сопротивления, требующее проработки. В подобные моменты необходимо понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания.

Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу.

Основная цель самоанализа — раскрывать невидимые прежде от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек станет свободнее и начать действовать.
В обычной жизни самоанализ необходим первым делом для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать собственные позиции.

Обозначение

Самоанализ – это анализ своих переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек внутри познает глубины своей психики и собственный внутренний мир.

Сегодня самоанализ считается важной частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря данному действию получается рассмотреть разные варианты неврозов и психологических травм.

Довольно часто человеческая память отказывается принимать и воссоздавать травмирующие факторы прошлого. Вот только безразличие, скука и общее раздражение жизнью начинают давить на человека с каждой стороны.

Так психика откликается на мероприятие, с которым индивид не может управится. В результате психика делится на 2 половины, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а остальная пытается выжить.

И все бы ничего, однако с годами начнут выражать себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.
Чтобы вернуться к нормальному жизненному образу, необходимо прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться малоприятные чувства. Конкретно здесь на первое место выходит самоанализ.

Использование самоанализа

Самоанализ – это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях обстоятельств возникающих в жизни, оценить собственные действия правильно и наладить хорошее функционирование психики. Чтобы освободится от проблем прошлого, человек должен обучиться самопознанию, уметь честно оценить себя и собственные действия.
Для успешного проведения самоанализа следует придерживаться определенных правил. Во-первых, не заставлять себя, в другом случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание.

Второе, личность обязана выражать собственные истинные эмоции, а не то, что должна ощущать исходя из устоев и социальных параметров.

Запишите собственные мысли

Определенным людям может быть полезно делать записи собственных мыслей, когда они думают над собой.
Запись в дневнике — популярный способ саморефлексии, так как он хранит все в одном месте и дает возможность вам посмотреть назад назад на то, что вы думали прежде, чтобы держать вас на правильном пути.
Это тоже может быть полезно, если вам сложно отделаться от определённой мысли. После того, как мысль записана и безопасно хранится, вы можете понять, что ум может выпустить её легче, не опасаясь забыть.

Функции

Что под собой предполагает термин «рефлексия»? Мы уже знаем, что это способность учителя в собственное мышлении проецировать мышление ребенка и вести урок в согласии с интеллектуальными и эмоциональными потребностью учащихся.

Но каковы функции педагогической рефлексии?

  1. Исследовательская. Прежде всего, учитель должен уметь учится сам.
  2. Организаторская. Учитель способен организовать процесс обучения только в случае если он владеет умением рефлексировать.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает педагогу понять уровень развития собственных учеников, понять, как эффективна его индивидуальная деятельность.
  4. Коммуникативная. Учитель, если он желает, чтобы ученики его слушали и ценили, должен понимать, как найти подход к тому или другому ребенку. Главное, не забывать, что любой воспитанник — это личность с собственными характерностями.
  5. Проектировочная. Постановка новых задач для себя.
  6. Коррекционная. Через внутреннюю рефлексию учитель корректирует собственные действия в согласии с уровнем развития учеников.


В работе, уже в процессе использования рефлексии как метода, учитель научится намного эффективнее взаимодействовать с детским коллективом. Педагогическая рефлексия — это и путь, и результат.

С каким то периодом способности к самоорганизации и рефлексии только увеличатся.

Как узнать стихийные замкнутые на себе облюбованном размышления и предрасположенность к самокопанию. Признаки


Размышляя о собственной натуре, человек себя не хвалит. Он видит только минусы и поражения.

Это вырисовывается в тонкостях. Пошёл человек утром свежего хлеба приобрести в магазин, и заместо черного купил белый.

И даже за подобной малозаметный промах он безжалостно отчитывает себя. Сослагательное наклонение и частичка «бы» становятся основанием внутренних диалогов человека.

Он все время думает: «Эх, я мог бы…», «Я сделал бы…». И разговоры в аналогичном духе не заканчиваются очень редко.

Внутреннее бубнение сопровождает горемычного каждую минутку, даже в том случае, если он и не говорит сам с собой. Приступы обвинения себя в грехах чередуются волна раскаяния и объяснения.

Человек блуждает по памяти, созерцая развалины прошлого. Он не думает ни о будущем, ни о настоящем. Время его уходит на раскопки археологов.

Самоанализ не открывает человеку новые горизонты его личности и окружающего мира, а служит только оружием разрушения решительности в себе. В такое случае невысокая самомнение не заставит себя ждать.

Человек не понимает, что вредит себе. Он уже не «хозяин в своем доме».
По этим чертам распознается безосновательное размышление и предрасположенность к самокопанию.

Анализ собственного подхода к детям

Итак, есть приемы в педагогической деятельности, касающиеся рефлексии содержания и касающиеся эмоционального восприятия учителя. Второе не менее важно.
Воспитатель должен быть внимательным и прозорливым собеседником. Педагогическая рефлексия учителя должна идти на каждом уроке.

Иногда необходимо понять ребенка, стать ему товарищем, в обратных ситуациях — быть требовательным с ребенком, который имеет небольшой жизненный опыт и плохо понимает результаты собственной деятельности. Собственное поведение наставник воспитывает и контролирует регулярно, так как отвечает за развитие нового поколения.
У каждого собственный опыт педагогической рефлексии. Методы выбираются наиболее забавные и для самого учителя, и для учеников.

Ведь однообразие их утомляет.

  • «Острова». Необходимо изобразить карту, где размещены острова, определяющие эмоциональный фон. Каждый ребенок должен по завершении урока навесить собственный флажок на том острове-эмоции, который он подобрал как более подходящий собственному состоянию.
  • «Любезность». По завершении взаимные действия в коллективе каждый воспитанник должен сказать какой-нибудь любезность педагогу, чтобы последний почувствовал хоть какую-то обратную связь.


Без обратной связи работать тяжело. Наставник должен получить внутреннее психическое удовлетворение от собственной работы.

На каждом уроке педагогу необходимо побуждать детей делать свои выводы и заострять их внимание на пробелах в знаниях.

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *