Разница между империей и государством

 

Территориальная империя и Народное государство в неокономике

Территориальная империя и Народное государство в неокономике

04.12.2013 перепечатана с сайта worldcrisis.ru

По результатам споров на WorldCrisis.ru стало известно, что многие не сумели понять отличия между введенными Олегом Григорьевым тезисами — колониальная империя, территориальная империя и народное государство.

Между тем, это отличие очень и очень важно для того, чтобы вообще говорить о способах государственного управления и направлениях развития, например, применительно к Российской Федерации.
Настоящий текст не содержит неповторимых мыслей или выводов автора Андрея Акопянца, и считается компиляцией из текстов и лекций О.Григорьева.

Территориальная и колониальная (национальная) империя
Отличия между колониальной империей и территориальной понятны и лежат на поверхности — и та, и та — возникают путем захвата неких территорий.
Но — колониальная империя имеет откровенно выраженный центр (метрополию), обладающую большим уровнем развития, и колонии, в основном, территориально удалённые (которые не имеют с метрополией общих сухопутных границ), находящиеся на очень низкой ступеньки развития, и этнически абсолютно инородные.

Колонии рассматриваются по большей части как источник ресурсов, и если метрополия что то и вкладывает в их развитие, то исключительно для того, чтобы эффектнее данные ресурсы выкачивать. Ни о какой глубокой интеграции речь не идет.

И элита колониальной империи по большей части вырабатывается из представителей коренных этносов метрополии.
А территориальная империя появляется путем захвата территорий, конкретно примыкающих к метрополии, где живут очень часто культурно достаточно близкие этносы, которые, кстати, как правило находиться и на наиболее высокой ступеньки развития, чем метрополия.

И степень интеграции захваченных земель считается значительно наиболее высокой — как в экономическом, так и в политическом и культурном смысле. Благодаря этому понятие метрополии размывается, и центр территориальной империи вообще может переместится из собственного историчного местонахождения в какую то более удобную точку.

Этнос метрополии также утрачивает собственную основную роль и размывается – в элиту массово включаются представители покоренных этносов.
Территориальная империя и народное государство
Очень непростым и менее понятным считается отличие между Территориальной империей и Государственным государством.

Отличие это состоит не в форме правления (монархия/демократия). Монархические Британия и Франция — вполне себе были национальными странами, а Рим до Цезаря был республикой по форме правления, но практически — империей.

И особенно, вопрос не в самоназвании.
Народное государство — это результат эволюции территориальной империи, утвердившейся в собственных границах, и направившей собственные ресурсы не на внешнюю экспансию, а на внутреннюю интеграцию.

И различение идет по достигнутой степени внутренней интеграции территорий и субэтносов, составляющих государство — интеграции экономичной, политической, культурной, ментальной.
Причем какой то четкой измеримой границы (до сих — империя, от сих — нацгосударство) нет, и провести ее, наверняка, нереально.

Можно описать замечательные (крайние) ситуации, и пытаться вводить количественные или качественные шкалы различных нюансов интеграции

  • экономичной (мера связности внутреннего рынка)
  • культурной (единство языка, понятийного базиса, устоев, религии, бытовых обычаев и др.)
  • политической (механизмы формирования и степени свободы региональных элит)
  • ментальной (что первично для жителя – принадлежность к Нации или принадлежность к собственному субэтносу)
  • Причем последний нюанс, согласно Григорьеву, считается наиболее важным, благодаря этому на нем остановимся детальнее.

На ментальном уровне народное государство базируется на мифе Единой нации, разделяемом подавляющим большинством населения. Это традиционное "воображаемое объединение" в терминологии Олега Григорьева — т.е. государство считается государственным, если так считает подавляющее большинство его населения.

Традиционная империя (Рим или Турция) в этом мифе совсем не нуждается. Ни о каком единстве речь там не шла, завоеванные этносы в большой мере сохраняли собственную идентичность.

Какой-либо старинный грек считал себя первым делом греком, и лишь потом — гражданином Империи, и никого это не волновало.
А народное государство в этом мифе нуждается, и вынужденно регулярно его поддерживать.

А дело все в том, что значительным отличием между традиционной империей и оптимальным нац. государством считается способ легитимизации центральной власти.
В империи власть легитимизируется по факту (мы вас завоевали — мы и власть), и на более поздних этапах, когда уже забылось слегка, кто кого завоевал — еще и от Бога (император — бог на земля).

Однако в Европе раньше сложилась своеобразная ситуация, когда имперский механизм легитимизации "от бога" перестает работать. При сохранении единства церкви и образовании большинства государств стало достаточно тяжело объяснять, почему во Франции власть от бога принадлежит Французскому королю, а в Англии — английскому.

Благодаря этому и было изобретено понятие Национального государства и механизм легитимизации власти "от нации" (нация едина, власть — от народа). Крайним высказыванием такой идеи и явилась современная выборная демократия.

Причем нужно понимать, что это – нестандартны европейский феномен,
Во вторых ситуациях легитимизация "От бога" продолжала работать, а распад империй сопровождался распадом церквей (православие, к примеру).

Благодаря этому достижение и сохранение "единства нации" считается ключевой задачей власти в национальном государстве — из-за того что без этого никакой легитимности у власти нет и не может быть.
У каких-то государств это быстрее вышло (Франция, Британия, США), у каких-то скорее не вышло (Испания, Италия, Россия)

Но современный кризис национальных государств в том и заключается, что поддерживать миф в условиях экономичной стагнации становится все сложнее. И традиционные государственные государства начинают рассыпаться по границам субэтносов или больших экономических регионов — что мы можем в настоящий момент наблюдать и в Англии, и в Испании, и в даже в богатейшей Германии.

Т.е. можно констатировать, что граница между территориальной империей и государственным государством в действительности не считается четкой, но концептуально она понятна.
Если спросить у жителя — ты кто (представитель некого этноса или человек государства), то житель безупречного национального государства первым делом должен быть гражданином, и только во вторую — представителем этноса.

А житель империи первым делом понимает себя как представитель этноса, и только во вторую — как человек.
Если применять метафору — то разница между территориальной империей и наци.государством аналогичная, как между чугуном и сталью.

И механизм формирования национального государства тоже лежит в данной метафоре — переплавка, в качестве которой выступают революции, большие войны и др., по результатам которых представители большинства субэтносов осознают себя как представители единой нации.
Для СССР такой переплавкой могла стать ВОВ, но если судить по тому, что мы смотрим в настоящий момент, не стала.

Миф о единстве советского народа не получилось удержать на очень большом уровне, и страна рассыпалась — сначала ментально, потом и практически, что утверждает, что государственным государством оно так и не стало.
Может ли стать государственным государством РФ и стоит ли к данному стремиться?


В конце концов территориальные империи были ключевой формой государственности на протяжении практически всей человеческой истории, а государственные государства — образования довольно новые, да и те рассыпаются, как мы можем заметить. Нужно ли вкладывать ресурсы, для того, чтобы вскочить на подножку уходящего поезда?

Может лучше направить их на строительство эффектной империи?
P.S.

Это мой первый опыт популяризации Неокономики не в формате форумных постов, а в формате связного текста. Прошу строго не судить.

P.P.S. Григорьевым текст прочитан и одобрен

На ресурсе Мирой финансовый кризис есть статья от 04.12.2013 Еще раз об НТП и Делении Труда автор: Андрей Акопянц

Чем отличается империя от государства

Разница между империей и государством

Разница между империей и государством

Многие государства исторически рассматривались как империи.

Что давало людям повод считать их такими?
Империя — термин в основном исторический.

Он означает относительно большое по площади, развитое в экономическом и военном проекте государство, способное играть лидирующую либо одну из главных ролей в мировом политическом процессе.

В основном, считается многонациональным и более того готовым к постоянному включению в свой состав новых территорий, на которых могут обитать очень разные народы. Исторически империи характеризовались монархической формой правления.

Они возглавлялись царем, королем, султаном.
Большая территория подобных государств, давление снаружи, разногласия между народами, населяющими их, а еще между политическими элитами и всевозможными социальными классами часто приводили к появлению масштабных кризисов.

Как последствие — империи распадались. В настоящий момент ни одно государство в мире не рассматривается как традиционная империя.

Впрочем, стоит сказать что многие страны и соответствуют ей по тем показателям, которые мы обозначили выше.

Империя — это понятие, какое было важно на протяжении конкретного историчного этапа — когда большинство стран были монархиями. Другими словами — было кого именовать императором.

В настоящий момент большинство стран — республики.

Именовать собственного главы государства или премьера императором граждане большинства современных государств, вероятнее всего, сочтут неправильным.

Что собой представляет простое государство?

Со своей стороны, «простое» государство (если говорить о том историческом периоде, когда в мире существовали монархии) отличается достаточно небольшой площадью, средними возможностями в экономическом и военном проекте. Но при этом оно имеет суверенитет в отношении других государств и не входит, аналогичным образом, в состав какой-нибудь империи.

«Простые» государства времен империй часто являлись преимущественно мононациональными, либо же их населяло довольно немного этносов.
Их последующий территориальный рост мог выполняться в основном за счёт объединения со государствами, в которых проживали близкие по культуре и языку народы.

В отличии от империй, «простые» государства, в основном, не были готовы к ассимиляции этносов, абсолютно не похожих на те, что исторически составляли основу их гражданского населения.

Сравнение

Основное отличие империи от государства — в масштабах экономичной и военной мощи, а еще в размере территории.
Также, для империй специфична готовность к постоянной территориальной экспансии — не зависимо от того, какие народы заселяют присоединяемые страны.

«Простые» государства не стремятся к обязательному увеличению собственных границ. Разве что если речь идет об объединении с близкими народами.

Впрочем конкретно данный момент и может стать ключевым при перевоплощении «простого» государства в империю.

Так, до середины 19 века в странах Европы существовало приличное количество германоязычных государств. Под предводительством Отто фон Бисмарка они понемногу были воссоединены и образовали влиятельную Германию.

Определив то, в чем разница между империей и государством, зафиксируем ее основные показатели в таблице.

Империя Государство
Что общего между ними?
Империя — это государство, достигшее большого уровня развития экономики и военной сферы и входящее в число наиболее влиятельных на мировой политической сцене
«Простые» государства, объединяясь, как правило создают империю
В чем разница между ними?
В основном, многонациональна, готова к присоединению новых территорий В большинстве случаев отличается не очень полиэтничным населением, развивается на исторических территориях и не стремится к территориальной экспансии
Управляется монархом Как правило имеет как монархическую, так и республиканскую форму правления

Типы государств и Держав

Разница между империей и государством

Государство и Держава — это две совершенно разные системы жизни общества.
Государство — это система, где на верхушке общества стоит правитель (повелитель), т.е. какое-то лицо, не имеет значение подобранное или захватившее власть, и его приближённые, т.е.
меньшее число управляет большинством.
Держава — это система, которая удерживается не на человеке, а на традициях и Вышнем Законе. Т.е.
сразу вырисовывается разница: государство управляется человеком на основе его законов и потребностей, а Держава — тут происходит даже не управление, а соединение Вышних Небесных Законов, т.е.
Держава предполагает, что её мощь покоится на могуществе каждого Рода: достаток в Роду — достаток в народе, достаток в народе — достаток в Державе, т.е. выходит, что никакого светского органа в Державе нет.

Какие бывают социальные системы

Государство Держава
1 Рабовладельческое г-во Родовая
2 Феодальное Общинно-Родовая
3 Капиталистическое Родо-Племенная
4 Социалистическое Единая (нацизм)
5 Империя Духовная
6 Союз (уния) Церковь
7 Республика
8 Религиозное

* Коммунизм — от фр. commune — «община»; благодаря этому в таблице не указан, так как все общества, это коммунистические общества.
* Демократия (гр. demos — «народ», kratos — «власть») — это власть рабовладельцев, т.е. демократию мы уже записали под №1 — это рабовладельческое государство, народом там считались только богатые свободные люди (рабовладельцы), которые выдумывали законы, как управлять рабами.
* Империя — в это понятие входят: княжества, королевства, царства, т.е. единоличное правление. Однако есть отличия между царством и империей.

Император — это ИО царя.

Заметьте, Петр I не был царём, он был императором, т.е. он не имел права по Роду, по Крови возглавлять и царствовать, благодаря этому и пришел ко власти. Также Наполеон (сын корсиканского еврея–аптекаря) — захватил престол во Франции, однако он же не стал королём, из-за того что по крови не подходил, он стал императором.
* Уния (лат. unio — «единение») — это союз государствпод руководством одним монархом. Допустим, возьмём церковную систему (это тоже государство в стране), в семнадцатом веке между РПЦ и Ватиканом был заключён договор о пограничных территориях, т.е. правоверные христиане совершали собственные обряды, но признавали над собой господство Папы Римского, т.е. заключили унию.
* Республика — тут в смысле: государственная система, находящаяся в структуре другой системы. Допустим, Канадская Республика (правление — премьер), однако она входит как доминион в «United Kingdom» — Соединённое Королевство.

Т.е. у них республиканская форма правления.
* Религийные государства — допустим: Ватикан, Исламская Республика Иран, Ливийская Джамахирия.
* Нацизм (итал. fascio — «союз», «пучок») — тут не в сегодняшней интерпретации, а как это пришло в Италию от этрусков. И журналисты того времени писали «таинственное единство вождя, партии и народа», благодаря этому и символ нацистов — 16 стрел перетянутых лентой.
* Церковь — тут не в сегодняшнем понятии, как теперь говорят: баптистская церковь, англиканская и др. Нет, в таком случае Держава в понятии Церковь — это от древнеславянского ЦЕРК — «Це Родовой Круг», т.е. объединение многих Родов не только по крови, но и объединённых Единым Вышним Законом, т.е.
общим законом «Отцов Вышних». Благодаря этому на Западе и не говорят «Церковь», у них: Кирха или Чёрч, т.е. очерченный, загороженный от остального мира.
А Семейного Круга у христианской церкви нет, там межплеменное и непонятно что, просто они брали славянские названия для себя, ведь собственного у них вообще ничего не было, ни храмов, ни церквей, данных каннибалов за евхаристию и др. отовсюду изгоняли, они прятались по подземельям, катакомбам.

Государство и Держава

Государственные системы — это системы, управляемые людьми на основе законов, созданных самими же людьми.
Державные системы — это системына основе управления древних Вышних Законов и Заповедей Богов.
В основе Державы — единство Родов, но нет как говорят иначе «основного человека в государстве». В Церкви да, есть жёсткая иерархия вертикали, но нет властной системы.

Т.е. вся система выстроена на духовно-нравственных принципах, которые были более.
Допустим, если в империи простой человек не имел возможности попасть к какому-нибудь начальнику или правителю, то в Державе каждый человек мог легко прийти к главе Церкви, князю, воеводе.

Т.е. не ждать униженно как в стране, а прийти поговорить на равных.

И посмотрите, в стране единоначалие (человек или какой-то класс), т.е.
меньшее число управляет большинством, и не трудится, т.е. паразитирует за счёт большинства.

Любое государство — есть система-паразит, благодаря этому на исторической арене государственные системы появляются и исчезают.
Появляется вопрос: почему руские как существовали единой системой, так и есть?

Да из-за того что у нас никогда не было государства, а была Держава, и держалась она Народом.

Возникновение государства в Киевской Руси

Когда возникла христианизация, начали создавать государства: сначала феодальное, потом религиозное (Киевская Русь, Владимиро-Суздальская), но Полесская Русь, Новгородская, Поморская ещё были славянскими, т.е.
там державный принцип сохранялся, благодаря этому на картах наименование «Новгородская земля», там была Единая Держава, Одна конструкция Законов, т.е. был нацизм — система, когда народ определяет и назначает для каких-то дел конкретных личностей, однако в любой момент может их убрать.

Избрание на пост, которую сам народ вводил, проводилось всенародно — данная система называлась ВЕЧЕ. Допустим, народ подбирал князя, чтобы он хранил Закон, и на всякий случай мог рассудить по этому Небесному Закону.

Или народ избирал воевод из лучших бойцов дружины, чтобы они охраняли земли от набегов.
Однако если князь был чем-то неугоден, его могли переизбрать.

Передача княжеского правления по наследству была введена только христианами, а до этого всеми вопросами (и торговли, мануфактуры, обмена и т.д.) занимались тоже выборные люди. И посмотрите, выборные люди занимались собственными делами, а народ давал им ещё дополнительные, т.е.

их садили на пост (долг перед Родом, перед Обществом) и они были посажённые на пост люди или посадские, а позднее утверждали — «посадничие дети». Взять того же воеводу Василия Буслаева, он сын посадника, однако это не должность была, а просто как указание, чей он ребёнок.

Потом уже и в Новгородской земля все менялось, из-за того что приезжали люди с различных земель, знакомились с системами жизни иных обществ, благодаря этому там было привнесение.
Только одна структура, которая не менялась никогда — это Родовая структура, и она есть до этого времени: мамы, папы воспитывают ребёнка, бабушки, дедушки помогают и передают внукам Мудрость, которую они получили от своих бабушек и дедушек.

Т.е. закон передачи не меняется.

См. также:

Рубрика: Держава, Философия

ИМПЕРИЯ

Разница между империей и государством

монархическое государство, глава которого, в основном, носит титул императора (в наше время — Япония).
Источник: Политическая география и геополитика.

Учебно-методическое пособие

сверхгосударственное образование, соединяющее несколько народов и стран под руководством многофункциональной идеи религиозного, этического или идеологического характера.
Источник: Геополитический глоссарий
от лат. imperium — власть), 1) монархическое государство, глава которого, в основном, носил титул императора.

2) Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Англия).
Источник: Словарь по политологии
лат. imperium власть, государство) — одна из самых древних форм государственного устройства.

Признаками И. считаются: большая концентрация власти; распространение ее на очень широкую территорию; существенный этнически и культурно разнородный состав населения; экспансионистские устремления элиты; мощный бюрократический аппарат.
Источник: Политология: Словарь-справочник
политическая система, соединяющая под самим началом жёсткой, централизованной власти гетерогенные этнонациональные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия-колонии, центр-провинции, центр-национальные республики и окраины.

Во всех значениях с понятием И. Связано жёсткое использование власти на местах из одного центра.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
лат. imреrium — власть, первенство) — 1) монархическое государство во главе с императором; 2) не простое по форме устройства государство, которое состоит из метрополии (греч. meter — мама и polis — город) — центральной государственной части и колоний (лат. colonia — поселение), подчиненных центральной власти государств (к примеру, Империя Рима, Англия, Россия).

Источник: Политологический словарь-справочник
обширное, в большинстве случаев мощное государственное образование, обладающее большой целостной или размещенной в самых разных районах мира территорией во главе с державой — метрополией, подчиняющей собственному политическому и экономическому влиянию ряд колоний (государств, лишенных суверенитета) или провинций (протогосударственных образований с режимом управления, прекрасным от принятого в коренных землях империи).
Спецификой империи считается разный статус включенных в нее образований.

Колонии берегут некоторые признаки государственности, для провинций ставится статус приграничья или особенного этнополитического территориального образования.
Источник: Война и мир в терминах и определениях

1) монархическое государство во главе с императором. В большинстве случаев империя — это большая держава, включающая территории многих народов и стран.

Россия существовала в 1721-1917 годах.

После эпохи Легендарных географических открытий империями стали именовать государства, имеющие обширные колониальные владения. Колониальные империи состояли из метрополии и ее колоний.

Англия включала вместе с Англией ее доминионы и колонии.

Последние из колониальных империй прекратили собственное существование в 1950-1970 годах. Спецификой империи считается разный статус включенных в нее образований.

Колонии берегут некоторые признаки государственности, для провинций ставится статус приграничья или особенного этнополитического территориального образования;
2) сначала высшая политическая власть в Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора.

С каким то периодом понятие несколько поменялось.
Империей отмечается крупное государственное образование, соединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под руководством многофункциональной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера.

Империя — одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в сегодняшнем мире.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

(empire); центральная власть: Происходит от латинского imperator, что значило высший военный, а позже и политический лидер; позднее данное слово стало классифицировать территорию, необыкновенное право власти на которой принадлежало единственному суверену.
Так, в преамбуле к английскому Закону об апелляциях (1533) признавалось право подданных короля на апелляцию в судах за границами Англии на (хотя и сомнительном) основании, “что эта территория Англии считается империей, считается такой во всем мире и управляется одним верховным главой и королем”.

Вскоре термин стали принимать в отношении к менее строго управляемым и гомогенным территориям, аналогичным обширным многонациональным владениям Карла V (из династии Габсбургов), даже когда его власть оказалась под угрозой, а во многих местах, и тем более в говоря по другому Священной Империи рима, которая дала ему титул императора, вообще ограниченной, что было следствием постоянных привилегий церкви, полномочий властителей ниже рангом, мегаполисов, гильдий, курфюрстов и сословий. Аналогичным же образом Виктория приняла титул королевы-императрицы в 1877 г. в тот момент, когда подсоединение Индии и новых африканских земель ее сделало владения более похожими на полуразвалившиеся конституционные объединения ее австрийского и российского кузенов, чем на прежний британский идеал единой страны с гомогенным населением.

Потом слово “empire” стало классифицировать группу государств, возникшую в результате колонизации или завоевания и подчиненную метрополии или имперскому государству, даже в том случае, если оно превращалось в республику (как в случае с Францией и СССР). В этом последнем значении, установившемся перед началом XX в., слово “empire” стало напрямую ассоциироваться со словом империализм (imperialism).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

экспансия за пределы продолжительно устойчивых границ, вызванная перерастанием сложившегося, исторически оформленного организма (Георгий Федотов).

После образования каждая империя переживает время расцвета, обусловленный возможностью концентрации существенных ресурсов и установки относительно крепкого мира на территории большого размера. Это воспринимается населением как большое хорошо.

Высвобожденные существенные ресурсы и единая коммуникационная сеть помогает созданию замкнутого самодостаточного государства. Империи средних веков и нового времени не отличались один от одного по собственной внутренней политике.

Централизованное управление и затратная экономика, расточительное расходование трудовых и ресурсов природы, реализация очень дорогих проектов «века», очень большие издержки на содержание армии, репрессии в отношении к целым народам.
В истории выделяются монархические государства во главе с императором.

Многие европейские империи прошлого вели активную колониальную политику. Одни империи имели бесчисленные заморские колонии, у прочих их не было.

Империи по-разному прекращали собственное существование.

В Британии, Франции и Испании границы империи понемногу уменьшались до размеров государства-метрополии, что в большой мере дало возможность избежать социальных потрясений и падения уровня жизни. Британская колониальная империя была самой обширной в мире с населением колоний к 1945 г. в 450 млн. человек.

Империя понемногу трансформировалась в содружество государств, сохранивших тесные экономические и культурные связи. Крушение Австро-Венгерской, Германской, Российской и Советской империй было стремительным и неожиданным и кончилось изменением их государственного строя.

Австро-Венгерская империя выстояла в наполеоновскую эру и выдержала стальной натиск Бисмарка, однако в 1918 г. распалась в сразу на отдельные, также многонациональные государства (Югославию и Чехословакию).
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
от лат.

Imperium — имеющий власть, могущественный) -первоначально высшая политическая власть в Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. С каким то периодом понятие “империя” несколько поменялось.

Империей отмечается крупное государственное образование, соединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под руководством многофункциональной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера.
Империя — одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в сегодняшнем мире.

Классифицируя империи, можно отметить древние империи — Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под полной, часто религиозной властью одного правителя — венценосца.
Более того, существовали колониальные империи “Нового времени” — Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии Европейских стран в самых разных регионах планеты.

Эти империи возводились вокруг госцентра — метрополии, и в основном, имели жестко централизованное управление.
“Классические” империи: Отечественная, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоярусные государственные комплексы, сцепленные идеологическим центром, едиными вооруженными силами и экономическим пространством.

10 ФАКТОВ О ПРУССИИ

Более того, по структуре главных коммуникаций необходимо определить “консолидированные” (континентальные) и “неконсолидированные” (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми важными частями государства, вторые — только морские коммуникации.

Стоит выделить, что практически все империи (первым делом “классические”) отличались культурным разнообразием. “Государство-нация”, имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скрепленное только административно-юридическим единством, нечасто приобретает статус империи. В культурном и этническом проекте империя всегда коалиция и объединение, представляя монолит в политическом контексте.

К середине 60-х годов 20 в., практически все “классические” и колониальные империи прекратили существование или принципиально изменили собственный характер.
В конце 20 столетия, в условиях конкретной глобализации политических процессов, термин “империя” вновь несколько изменил собственное обозначение.

В наше время империей лучше считать великую державу и ее “сферу влияния” — политического, идеологического, экономического, военного и культурного.
Другими словами можно наблюдать изменение форм преобладания при сохранении принципа — центр и его периферия (сфера влияния). “Влияние” (доминирование) в различных сферах общественной жизни потеснило (хотя и не заменило) конкретно военное давление.

В этом контексте, такие государства как США и КНР следует определять обычными империями “постиндустриальной эпохи”.
Источник: Словарь по политологии под ред.

В.Н.

Коновалова
от лат. imperio — управляю, почетный титул главнокому римской армии, а потом и президента в Риме) — мощное многонациональное государство, включившее в собственной состав территории других государств и управляющее ими из единого центра.

Человеческое общество проходит несколько стадий самоорганизации: общинно-племенной строй — народное государство — многонациональное государство (империя).

Объединение многих народов в империю обусловливается разными факторами.
Раньше это преимущественно было покорение одних народов иными, потом — осознание народами общих экономических, внешне- и внутриполитических интересов, общей культуры, судьбы, исторической миссии.

Империей первый раз именовала себя Империя Рима, провозгласив новый вид государственности, значительными чертами которой были полиэтничность, религиозная толерантность (римский пантеон включал в себя всех богов завоеванных народов), действие на всей большой территории единых норм, параметров и понятий «римского права».
После распада Империи рима преемственность в отношении к ней стали провозглашать Византия (Империя Ромеев) и Священная Империя Рима германского народа.

К ним, со своей стороны, сооружали «родословные» Россия, Австро-Венгрия, Германская, Французская, Испанская и Британская империи.
Уже по аналогичности империями стали именовать и империю А. Македонского, китайскую империю, империю османов, Японию, империю Легендарных моголов и проч.

Первый смысл слова «империя» понемногу утратился, так как, к примеру, китайскую и особенно японскую империи не назовешь полиэтничными, сиамскую или марокканскую (а там главы государств носят титул императора) империи уже не назовешь большими по территории.
Понемногу, в связи с национально-освободительными движениями в различных государствах с XIX по XX вв., слово «империя» получило отрицательный оттенок.

Оно означало государство, которое выстраивается на политическом угнетении, экономичной эксплуатации и культурном подавлении входящих в империю народов одним титульным народом. В этом смысле слово «империя» очень часто применяется и в настоящий момент.

Монгольская империя — история создания, расширения и расцвета Великого Монгольского государства

Следует, впрочем, не забывать, что совсем не все империи возводились на эксплуатации метрополией перефирии. К примеру, Россия очень часто в ущерб центральным районам развивала и укрепляла окраины, которые часто имели такие политические и экономические привилегии, которых не имела метрополия.

Эту же практику продолжил и СССР, доводя ее иногда до бреда: русские ученые создавали учебники национальных языков, музеи, насаждали «покоренным народам» их же свою культуру, форсированно проводили индустриализацию, развивали науку через квотирование мест в вузах.
Дошло до того, что жизненный уровень в национальных окраинах в несколько раз превышал жизненный уровень в Центральной России.

Паразитическая элита данных окраин потом приняла активное участие в развале СССР. Бывшие республики без подпитки центра быстро обнищали и культурно деградировали, а народу было объяснено, что это «наследие имперского прошлого», плод «вековой эксплуатации».

Нежелание России продолжать безвозмездно содержать антироссийские режимы предоставляется за вредительство, «имперские амбиции» и проч.
Привыкшая к подачкам элита этих государств обратила взоры на США и Европу, которых привычно рассматривает в виде спонсоров.

За символическую плату и символическую поддержку она поддерживает у себя лояльные Западу несуверенные режимы, выступает транслятором антироссийских позиций, провоцирует конфликты, занимается очень маленьким шантажом.
Такая политика не только сеет неприязнь между народами, но и по настоящему ведет к ускоренной деградации экономического, культурного и научного потенциала сделанного еще во времена советского союза, к увеличению зависимости от Европы и США и, по завершению, от той же России.

Источник: Большая важная политическая энциклопедия

Что такое империя: обозначение, формы империй, варианты. Самые популярные империи :

Разница между империей и государством

Что такое империя?

В исторических кругах иногда вспыхивают споры относительно четкого определения данного понятия.

Так или по другому, имперская форма правления оказала большое воздействие на развитие цивилизации.
Многие способы социального взаимного действия возникли собственно благодаря империям.

Практически, в двадцать первом веке больше не останется империй, а первая возникла более трёх тысяч лет тому назад.

Показатели определения

Есть несколько показателей, посредством которых понять можно, что такое империя. Самым из довольно верных считается площадь государства.

Традиционное обозначение под собой предполагает государство, которое соединяет много земель с самым разнообразным по национальному признаку населением.
Вся власть сконцентрирована в руках одной институции (очень часто у венценосца).

При этом на территории всех подконтрольных земель распространяются одинаковые обязанности и права. Традиционными странами такого типа являются Османская и Отечественная империи.

Такие государства появлялись вследствие поглощения иных образований, которые сплотились вокруг центра.

Титулованый лидер во главе

Более явный, но менее корректный показатель — форма правления, также поможет понять, что такое империя. Если человек, который находится во президенту, носит титул императора, то такое государство можно считать империей.

История утверждает, что практически все монархи, наделявшие себя таким титулом, руководили имперскими державами. Но есть и исключения.

Некоторые экстравагантные диктаторы Африки очень часто присваивали себе титулы императоров.

При этом руководя маленькой страной и не имея геополитического веса.
Такая “мода” возникла во второй половине двадцатого века.

Континентальный вид империи

Один из типов империи — континентальный. Такие государства появляются в результате агрессивной внешней политики.

Военная экспансия приводит к присоединению новых земель. Благодаря этому могущественная держава должна обладать сильной постоянной армией.

Если из этого исходить, следует, что в этом государстве армия занимает почетное место в общественной и политике.

А военные оказывают влияние на все государственные решение.

Империя действует в интересах ограниченного круга лиц. Любой политик обязан иметь поддержку высших военных чинов.

Благодаря этому имперский строй всё чаще отожествляют с диктаторским.

Политическое устройство

Континентальная империя имеет аналогичный политический строй на всей территории. В стране проживают представители различных национальностей.

 

Имперская национальность идентифицируется либо как гражданская (житель Турции — осман, однако при этом этнически может быть арабом, эфиопом и так дальше), либо как наднациональная (к примеру, в Македонской империи всех жителей считали эллинами по национальности, независимо от этнической принадлежности).
При включении новых территорий в состав государства правительству приходится вводить единую валюту, язык и так дальше.

Это было нужно для унификации населения и устранения возникновения сепаратистских настроений.

Колониальная империя

Очередной вид империи. Такой можно считать страну, которая владеет обширными колониями.

К примеру, Англия.

Страна должна быть мощным культурным и политическим центром.
И для собственных интересов она завоёвывает территории, с которыми не граничит.

Завоёванные земли переходят под власть или протекторат центра (метрополии), однако при этом имеют отличные от него обязанности и права.
Колония (или протекторат) обязаны отдавать большую часть ресурсов метрополии.

Очень часто туземные армии применяются во время войны, однако это необязательно. К примеру, в России представителей не титульной нации (не русской) нечасто применяли во время войн.

Однако в королевские войска Англии призывали жителей колоний.
Колониальная империя имеет пару институтов власти.

В колониях государство представляют наместники. При этом работают муниципальные органы власти, которые им подотчётны.

Держать прочие земли в повиновении метрополии приходится при помощи деспотии. Американские аборигены на себе почувствовали, что такое империя, когда их фактически уничтожили.

В истории

Первая могущественная держава, которая стала империей — это Аккад. Она прожила непродолжительное время и держалась только на военной диктатуре.

Потом существовало несколько образований с сильным монархом во главе.

Вавилон стал соединяющим центром для большинства земель. При короле Хаммурапи производилась унификация населения.

При этом возникла примитивная логистика.

Самые важные города государства связывали дороги. А для связи применялась почта с посыльными.

В первом веке до нашей эры возникла Империя Рима.

Это одно из очень могущественных государств за всю историю. Оно оказало важное воздействие на развитие цивилизации.

После провала империи много столетий людям не получалось достигнуть такого культурного и тех. прогресса.

Приход к могуществу

Империя Рима возникла в результате захвата власти Юлием Цезарем. Ему получилось создать мощное централизованное государство.

Очень большие территории контролировались из Рима.

При этом на местах были муниципальные органы власти, располагавшие большой властью.
Контролировать все средиземноморское прибрежье, часть Азии и Африки помогала политическая система.

Все территории были такие же в правах. Благодаря этому местные элиты быстро шли на партнерство с государством.

Также формировалась гражданская нация — римская.

Но рост национального самосознания и конфликты здешних элит по завершению стали причиной провалу государства.
Старинный Рим является традиционным примером имперской государственности.

Он при этом сочетал в себе различные виды империй — континентальный и колониальный. В большинстве случаев будущие империи копировали римский опыт.

Но достигнуть аналогичного могущества на продолжительный период не получилось никому.

Империя: обозначение

Итак, исходя из описанного выше, можно чётко определить показатели имперского государства:

  • Централизованная власть.
  • Во главе стоит монарх, который носит титул императора.
  • Просторная территория, которая в себя включает земли, населённые всевозможными национальными группами.
  • Наличие колоний или протекторатов.

Некоторые историки и политологи также причисляют страны, которые ведут агрессивную внешнюю политику, к империям. Очень часто в левых кругах правительства геополитически сильные страны именуют империалистическими.

Под этим имеется в виду вооружённая экспансия или любые иные методы агрессивного давления на правительства суверенных государств.
Во время советского союза аналогичные взгляды на обозначение были и в учебниках по истории и политологии.

Самые популярные империи: Отечественная, Османская, Германская (Рейх), Австро-Венгерская, Французская, Британская, Римская.
Они все имели различный политический уклад и собственные характерности.

Фактически в постоянном виде до нашего времени дожила только Англия.

Государственные революции и рост популярности левых идей в странах Европы стали причиной поэтапному распаду империй и независимости их бывших колоний.

Территориальная империя и народное государство в неокономике

Разница между империей и государством

Настоящий текст не содержит неповторимых мыслей или выводов автора Андрея Акопянца, и считается компиляцией из текстов и лекций О.Григорьева

Территориальная и колониальная (национальная) империя

Отличия между колониальной империей и территориальной понятны и лежат на поверхности. И та, и та возникают путем захвата неких территорий.

В чем разница между ПИРАТАМИ ?

Но колониальная империя имеет откровенно выраженный центр (метрополию), обладающую большим уровнем развития, и колонии, в основном, территориально удалённые (которые не имеют с метрополией общих сухопутных границ), находящиеся на очень низкой ступеньки развития, и этнически абсолютно инородные.
Колонии рассматриваются по большей части как источник ресурсов, и если метрополия что то и вкладывает в их развитие, то исключительно для того, чтобы эффектнее данные ресурсы выкачивать.

Ни о какой глубокой интеграции речь не идет.
И элита колониальной империи по большей части вырабатывается из представителей коренных этносов метрополии.

А территориальная империя появляется путем захвата территорий, конкретно примыкающих к метрополии, где живут очень часто культурно достаточно близкие этносы, которые, кстати, как правило находиться и на наиболее высокой ступеньки развития, чем метрополия.
И степень интеграции захваченных земель считается значительно наиболее высокой — как в экономическом, так и в политическом и культурном смысле.

Благодаря этому понятие метрополии размывается, и центр территориальной империи вообще может переместится из собственного историчного местонахождения в какую то более удобную точку.
Этнос метрополии также утрачивает собственную основную роль и размывается — в элиту массово включаются представители покоренных этносов.

Территориальная империя и народное государство
Очень непростым и менее понятным считается отличие между Территориальной империей и Государственным государством.

Отличие это состоит не в форме правления (монархия/демократия).

Монархические Британия и Франция — вполне себе были нац.
странами, а Рим до Цезаря был республикой по форме правления, но практически — империей.

И особенно, вопрос не в самоназвании.
Народное государство — это результат эволюции территориальной империи, утвердившейся в собственных границах, и направившей собственные ресурсы не на внешнюю экспансию, а на внутреннюю интеграцию.

И различение идет по достигнутой степени внутренней интеграции территорий и субэтносов, составляющих государство — интеграции экономичной, политической, культурной, ментальной.
Причем какой то четкой измеримой границы (до сих — империя, от сих — нац.государство) нет, и провести ее, наверняка, нереально.

Можно описать замечательные (крайние) ситуации, и пытаться вводить количественные или качественные шкалы различных нюансов интеграции:

  • экономичной (мера связности внутреннего рынка);
  • культурной (единство языка, понятийного базиса, устоев, религии, бытовых обычаев и др.);
  • политической (механизмы формирования и степени свободы региональных элит);
  • ментальной (что первично для жителя — принадлежность к Нации или принадлежность к собственному субэтносу).

Причем последний нюанс, согласно Григорьеву, считается наиболее важным, благодаря этому на нем остановимся детальнее.
Миф единства нации

На ментальном уровне народное государство базируется на мифе Единой нации, разделяемом подавляющим большинством населения. Это традиционное “воображаемое объединение” в терминологии Олега Григорьева — т.е. государство считается государственным, если так считает подавляющее большинство его населения.

Традиционная империя (Рим или Турция) в этом мифе совсем не нуждается. Ни о каком единстве речь там не шла, завоеванные этносы в большой мере сохраняли собственную идентичность.

Какой-либо старинный грек считал себя первым делом греком, и лишь потом — гражданином Империи, и никого это не волновало.
А народное государство в этом мифе нуждается, и вынужденно регулярно его поддерживать.

Для чего?

А дело все в том, что значительным отличием между традиционной империей и оптимальным нац. государством считается способ легитимизации центральной власти.
В империи власть легитимизируется по факту (мы вас завоевали — мы и власть), и на более поздних этапах, когда уже забылось слегка, кто кого завоевал — еще и от Бога (император — бог на земля).

Однако в Европе раньше сложилась своеобразная ситуация , когда имперский механизм легитимизации “от бога” перестает работать.
При сохранении единства церкви и образовании большинства государств стало достаточно тяжело объяснять, почему во Франции власть от бога принадлежит Французскому королю, а в Англии — английскому.

Благодаря этому и было изобретено понятие Национального государства и механизм легитимизации власти “от нации” (нация едина, власть — от народа).
Крайним высказыванием такой идеи и явилась современная выборная демократия.

Причем нужно понимать, что это — нестандартны европейский феномен,
Во вторых ситуациях легитимизация “От бога” продолжала работать, а распад империй сопровождался распадом церквей (православие, к примеру)..

Благодаря этому достижение и сохранение “единства нации” считается ключевой задачей власти в национальном государстве — из-за того что без этого никакой легитимности у власти нет и не может быть.
У каких-то государств это быстрее вышло (Франция, Британия, США), у каких-то скорее не вышло (Испания, Италия, Россия) Но современный кризис нац. государств в том и заключается, что поддерживать миф в условиях экономичной стагнации становится все сложнее.

И традиционные государственные государства начинают рассыпаться по границам субэтносов или больших экономических регионов — что мы можем в настоящий момент наблюдать и в Англии, и в Испании, и в даже в богатейшей Германии.
можно констатировать, что граница между территориальной империей и государственным государством в действительности не считается четкой, но концептуально она понятна.

Если спросить у жителя — ты кто (представитель некого этноса или человек государства), то житель безупречного национального государства первым делом должен быть гражданином, и только во вторую — представителем этноса. А житель империи первым делом понимает себя как представитель этноса, и только во вторую — как человек.

Если применять метафору — то разница между территориальной империей и наци.государством аналогичная, как между чугуном и сталью.
И механизм формирования национального государства тоже лежит в данной метафоре — переплавка, в качестве которой выступают революции, большие войны и др.

, по результатам которых представители большинства субэтносов осознают себя как представители единой нации.
Для СССР такой переплавкой могла стать ВОВ, но если судить по тому, что мы смотрим в настоящий момент, не стала.

Миф о единстве советского народа не получилось удержать на очень большом уровне, и страна рассыпалась — сначала ментально, потом и практически, что утверждает, что государственным государством оно так и не стало.
Может ли стать государственным государством РФ и стоит ли к данному стремиться?

В конце концов территориальные империи были ключевой формой государственности на протяжении практически всей человеческой истории, а государственные государства — образования довольно новые, да и те рассыпаются, как мы можем заметить.
Нужно ли вкладывать ресурсы, для того, чтобы вскочить на подножку уходящего поезда?

Может лучше направить их на строительство эффектной империи?
Текст первый раз опубликован на ресурсе worldcrisis.ru

Империя и политическое государство

Разница между империей и государством

Все государства-нации похожи, каждая империя уникальна в собственной структуре и организации.
считается ли империя лишь терминологической вариацией политического государства, либо мы дело имеем со неординарной формой организации политического, — центральный вопрос, встающий когда нибудь перед всяким экспериментатором имперских систем.
Решение данного вопроса не принадлежит исключительно к области разума; традиции, ценности и политические вкусы вносят немалую лепту в любой из 2-ух потенциальных ответов.
Не претендуя на настоящее изложение этой мировоззренческой проблемы, очертим круг узловых проблем, касающихся проверки личности смыслов «империи» и «государства».
Кол-во определений понятия «империя» столь широко, что их анализу можно посвятить полную монографию. Чтобы сэкономить мысли (и пространства текста) применяем очень простое из имеющихся определений: существенный территориальный объем, многофункциональная и притягательная идея и ощутимое влияние на историческое развитие человечества.
Если оценивать империю по времени появления, то это — одно из самых древних политических образований. Если учесть, что сегодняшней форме государственного устройства — национальному государству — менее пятисот лет и неизвестно, переживет ли оно коллизии постбиполярного мира, империя предстает перед нами как наиболее старинный из популярных нам вариантов организации пространства.
Вырисовываются две возможности. Первая состоит в том, чтобы согласится империю не просто большим государством, но государством, обладающим качественными отличиями.
Вторая же состоит в признании империи устарелым (сродни полису) типом государства и в провозглашении современных глобальных игроков, региональных лидеров и мирового гегемона политическими системами, покоящимися на качественно других основаниях.
Империя — политическая государственная система, в которой ряд природных атрибутов простого (национального) государства комбинируется с характеристиками, не отличительными для последнего как в административном, так и в географическом смыслах.
Централизованная государственная бюрократия нечасто вырабатывается в рядовых национальных государствах. В публицистике даже укоренился термин «имперская бюрократия»1 .
Если управление политического государства возможно описать в понятиях «центр — периферия» , то в имперской системе эта схема часто трансформируется в формулу «метрополия — колония».
Благодаря этому, говоря со всей строгостью, терминологически ошибочно применять слова «империя» и « государство» как синонимы. Следует принимать формулировки «имперская политическая система» или «полиэтническая политическая
система». Империю именуют государством как в силу устоявшейся традиции, так и из-за причины массивности приведенных определений.
Дискуссия о противопоставлении империи государству приобрела столь важный смысл, благодаря империофобии 90-х гг. ХХ в.
Тогда преследовались, первым делом, идеологические цели: показать, что среди всех форм государства есть атавизм — устаревшая форма устройства, которая, в общем то, и не государство, а достойное забвения брутальное первенство. Нашумевшая работа М.
Хардта и А. Негри не только не внесла ясность, но в большинстве случаев послужила умножению смыслов и ассоциативных шлейфов этой проблемы.
А.Ф. Филиппов, указывая на специфику империи как социальной системы, выделял нестандартную имперскую политическую форму, которая, в отличии от государственно-политической, не нуждается в международной легитимации и созерцается внутри как «некий небольшой космос, встроенный в большой — совокупный порядок бытия, — но совсем не в систему международных отношений»3 .
Проверка на идентичность империи и государства может содержать серьезную терминологическую ловушку. Когда мы встречаемся с утверждением, что «империя — это высшее состояние государства», такое распространенное, к большому сожалению, в отечественной мысли, необходимо быть осторожным.
Тот, кто аналогичным образом формулирует собственную мысль, либо поверхностно представляет предмет собственного заинтересованности, либо осознанно идентифицирует империю с автократической властью.
Империологу-исследователю следует думать империю государством, но другим, чем современное народное государство.
Об истории понятия государства говорится в работе профессора Английского университета К. Скиннера «Понятие государства в четырех языках» . Слово «государство» кажется нам совершено обыкновенным. Но его современный смысл, как и процесс появления, есть результат лингвистической и политической нововведения XIV–XV вв.
К Империи рима понятие «государство» неприменимо: там было то, что жители Рима величали res publica. Из всех институтов современного государства в Imperium Romanum имели место только налоги и армия.
Латинское слово status, наряду с подобными эквивалентами из национальных языков, как estat, stato и state, становится общеупотребительным в самых разных политических контекстах, начиная только с XIV в. Lo stato — термин, применяемый Макиавелли, в его время еще не означал «государство» в сегодняшнем понимании.
Перед началом столетия эти термины применялись в основном для указания на великолепие и высокое положение монархов, однако уже в конце столетия — как критерий состояния дел королевства (республики).
Как же термин status и его производные приобрели современный смысл? Скиннер, обращаясь к текстам 12 в.
, показывает, что самые разные кондотьеры и другие узурпаторы власти были обеспокоены удерживанием своего status principis — положения суверенного правителя, что было возможно при воплощении 2-ух принципиальных условий: стабильности политического режима и сохранения (а лучше — приращения) территорий области или города-государства. В результате подобного подхода термины status и stato неминуемо начинают служить для определения территории.
Дальше Скиннер говорит, что современная трактовка государства восходит к теоретикам светского абсолютизма конца XVI — XVII вв. (Т. Гоббс).

Традиционная республиканская доктрина отождествляет государство и граждан, которые не «передают», а только лишь «делегируют» собственную власть правителям.
Каждое из понятий (civitas, stato и state) может быть включено в имперскую структуру, однако их закономерный объем не аналогичен империи.

Существовало несколько исторических видов самих империй.

Imperium — так можно именовать империи Древнего мира.
Sanctum Imperium — подобающее наименование для империй средних веков.

Колониальные государственные империи — наименование для империй эпохи Легендарных географических открытий.

Разница между государством и бандой

Сверхгосударства — термин, применимый и применяемый в последние 60 лет.
Наблюдая продолжительную историческую перспективу, мы практически дело имеем с деградацией идеи всемирной империи как унифицированного политического, правового, религиозного и цивилизационного пространства в идею вкусы первичности суверенитета государства как сегмента политической системы.

Разглядывая соотношение империи и национального государства, необходимо помнить, что за каждым теоретическим правовым и социальным понятием стоит реальная общность, не на бумажном листе, но на деле олицетворяющая границы и формы его воплощения.
Нации XIX в. заселяли метрополии стран с колониальными владениями.

Были ли это «нации господ» в отношении к подчиненным народам либо нет — вопрос отдельный.

Современные нации европейских государств — совокупность потомков белых колонизаторов и наиболее лояльных режиму аборигенов.
Колониальные империи в процессе распада «сняли сливки» с колонизированных народов, создали хорошие условия для жизни представителям региональных социальных элит. Нация как центральный компонент этнической структуры колониальной империи несет на плечах «тяжелое бремя белого человека».

Но нация постимперского пространства и времени — уже гибрид этноса метрополии и социальных элит этносов периферий.
Каковы же отличия между имперским государством и государством-нацией, кроме хронологической очередности? Э.А.

Паин в качестве первого показателя рассматривает вопрос о гражданстве и подданстве и говорит, что «государства-нации выделяются от империй тем, что построены не на принудительном, а на добровольном объединении как некоторых граждан, так и социально-территориальных сообществ».
Абстрагируясь от классического противопоставления империи и нации, зададимся вопросом намного интереснее: может ли быть национальная империя? Такую попытку на протяжении не скольких веков пытались реализовать немцы.

От Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae — Священной Империи рима германской нации — через Германию Гогенцоллернов к Третьему рейху Гитлера.
И если первая была еще не национальной, последняя — предельно извратила идею комбинирования имперского и национального, то переходный вариант XIX в. можно согласится относительно удачной попыткой.

Колониальные империи пошли по другому пути развития. В них наблюдалось формирование наций в метрополиях параллельно построению империи.

Континентальные империи (Российская Федерация, Турция, Персия) подарили историкам иную тему для наблюдений — размывание ареала проживания титульного этноса. После распада подобных политических образований власти приходится создавать нацию фактически по новому.

Империя — более старинная реальность, чем современное народное государство, и потому не сводима к нему, но способна органически включать большинство из институтов национального государства. Политический смысл понятия «империя» поменялся в малой степени, чем понятие «государство».
Ответа на вопрос, что творит историю империй, мы никогда не получаем в законченной форме.

Но настанет день, когда наиболее значительные детали данного процесса будут выделены экспериментаторами из проявлений социального (как структуры), политического (как идеи) и историчного (как комплиментарности).

Разница между империей и государством

Многие государства исторически рассматривались как империи. Что давало людям повод считать их такими?

Что такое империя?

Империя — термин в основном исторический. Он означает относительно большое по площади, развитое в экономическом и военном проекте государство, способное играть лидирующую либо одну из главных ролей в мировом политическом процессе.

В основном, считается многонациональным и более того готовым к постоянному включению в свой состав новых территорий, на которых могут обитать очень разные народы. Исторически империи характеризовались монархической формой правления.

Они возглавлялись царем, королем, султаном.
Большая территория подобных государств, давление снаружи, разногласия между народами, населяющими их, а еще между политическими элитами и всевозможными социальными классами часто приводили к появлению масштабных кризисов.

Как последствие — империи распадались. В настоящий момент ни одно государство в мире не рассматривается как традиционная империя.

Впрочем, стоит сказать что многие страны и соответствуют ей по тем показателям, которые мы обозначили выше.

Империя — это понятие, какое было важно на протяжении конкретного историчного этапа — когда большинство стран были монархиями. Другими словами — было кого именовать императором.

В настоящий момент большинство стран — республики.

Именовать собственного главы государства или премьера императором граждане большинства современных государств, вероятнее всего, сочтут неправильным.

Что собой представляет простое государство?

Со своей стороны, «простое» государство (если говорить о том историческом периоде, когда в мире существовали монархии) отличается достаточно небольшой площадью, средними возможностями в экономическом и военном проекте. Но при этом оно имеет суверенитет в отношении других государств и не входит, аналогичным образом, в состав какой-нибудь империи.

Разница между империей и государством

«Простые» государства времен империй часто являлись преимущественно мононациональными, либо же их населяло довольно немного этносов. Их последующий территориальный рост мог выполняться в основном за счёт объединения со государствами, в которых проживали близкие по культуре и языку народы.

В отличии от империй, «простые» государства, в основном, не были готовы к ассимиляции этносов, абсолютно не похожих на те, что исторически составляли основу их гражданского населения.

Сравнение

Основное отличие империи от государства — в масштабах экономичной и военной мощи, а еще в размере территории. Также, для империй специфична готовность к постоянной территориальной экспансии — не зависимо от того, какие народы заселяют присоединяемые страны. «Простые» государства не стремятся к обязательному увеличению собственных границ.

Разве что если речь идет об объединении с близкими народами.
Впрочем конкретно данный момент и может стать ключевым при перевоплощении «простого» государства в империю.

Так, до середины 19 века в странах Европы существовало приличное количество германоязычных государств. Под предводительством Отто фон Бисмарка они понемногу были воссоединены и образовали влиятельную Германию.

Определив то, в чем разница между империей и государством, зафиксируем ее основные показатели в таблице.

Империя — это какая форма государства? Самые великие империи мира

Слово «империя» сейчас у всех на слуху, оно даже стало модным. На нем лежит блик прежнего величия и роскоши.

Что такое империя?

Это перспективно?

Словари и энциклопедии рекомендуют основное значение слова «империя» (от латинского слова «imperium» – власть), смысл которого, если не вдаваться в скучные подробности и не склоняться к сухой научной лексике, сводится к следующему. Во-первых, империя – это монархия, во главе которой стоит император или императрица (Империя Рима, Россия).

Однако для того, чтобы государство стало империей, его правителю мало просто назваться императором. Существование империи подразумевает наличие достаточно обширных контролируемых территорий и народов, сильную централизованную власть (авторитарную или тоталитарную).

И если на следующий день князь Ханс-Адам II назовет себя императором, это не изменит сути государственного устройства Лихтенштейна (население которого менее сорока тысяч людей), и нельзя будет сказать, что это маленькое государство — империя (как форма государства).

Не менее важно

Второе, империями иногда называют страны, у которых есть внушительные колониальные владения. В данном случае наличие императора совсем не обязательно.

К примеру, английские короли никогда не именовались императорами, но практически пять веков возглавляли Англию, в ее состав входила не только Англия, но и огромное число колоний и доминионов. Великие империи мира насовсем отобразили собственные имена в скрижалях истории, но чем они заканчивали?

Разница между империей и государством

Империя Рима (27 г. до н. э. – 476 г.)

Де-юре первым императором в истории цивилизации считается Гай Юлий Цезарь (100 – 44 до н. э.), который до этого был консулом, а потом объявлен пожизненным диктатором. Осознавая необходимость значительных реформ, Цезарь провел законы, которые изменили политический строй Древнего Рима.

Утрачена была роль Народного собрания, приверженцами Цезаря был пополнен Сенат, который и даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Цезарь начал чеканить монеты из золота со своим изображением.

Стремление его к неограниченной власти стало причиной заговору сенаторов (44 г. до н. э.), организованному Марком Брутом и Гаем Кассием. Практически же первым императором стал племянник Цезаря — Октавиан Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.).

Титул императора в то время обозначал верховного военачальника, который одержал существенные победы. Де-юре Римская республика еще существовала, а сам Август именовался принцепсом («первый среди равных»), но собственно при Октавиане республика приобрела линии монархии, аналогичной восточным деспотическим государствам.

В 284 г. император Диоклетиан (245 – 313 гг.) инициировал реформы, которые целиком воплотили бывшую Римскую республику в империю. С данных пор император стал называться доминусом – господином.

В 395 году государство поделилось на 2 половины — Восточную (столица – Константинополь) и Западную (столица – Рим) — любую из который возглавлял свой собственный император. Такая была воля императора Феодосия, который в предверии собственной смерти разделил государство между сыновьями.

В последний период собственного существования Западная империя подверглась постоянным вторжениям варваров, и в 476 году когда-то могущественное государство полностью будет повержено полководцем-варваром Одоакром (около 431 – 496), который станет верховодить только Италией, отказавшись и от титула императора, и от других владений Империи рима. После падения Рима великие империи начнут появляться друг за другом.

Разница между империей и государством

Византийская империя (IV – XV вв.)

Византийская империя начинается с Восточной империи рима. Когда Одоакр сверг последнего римского императора, он отнял у него хорошие качества власти и отослал их в Константинополь.

На земля лишь одно Солнце, и император тоже должен быть один – приблизительно такое значение придавалось этому действию. Византийская империя разместилась на стыке Европы, Азии и Африки, ее границы простирались от Евфрата до Дуная.

Важную роль в упрочении Византии сыграло христианство, ставшее в 381 году государственной религией всей Империи рима. Отцы Церкви говорили, что благодаря вере спасается не только человек, но и само общество.

Поэтому, Византия расположена под покровительством Господа и обязана вести прочие народы к спасению. Светская и духовная власть обязаны быть воссоединены во имя общей цели.

Византийская империя – это государство, в котором идея императорской власти обрела наиболее зрелую форму. Бог – владыка всего Мироздания, а император главенствует в царствии Земном.

Поэтому власть императора хранима Богом и считается священной. Византийский император обладал фактически неограниченной властью, он определял внешнюю и внутреннюю политику, был главнокомом армии, высшим судьёй и в то же время законодателем.

Император Византии – это не только президент, но и глава Церкви, благодаря этому он должен был являть пример образцового христианского благочестия. Интересно, что власть императора тут не была наследственной с юридической точки зрения.

История Византии знает варианты, когда ее императором становился человек не из-за венценосного рождения, а по результатам собственных настоящих заслуг.

Разница между империей и государством

Османская (Оттоманская) империя (1299 – 1922)

В большинстве случаев историки ведут отсчет ее существования с 1299 года, когда на северо-западе Анатолии появилось Османское государство, основанное его первым султаном Османом – основоположником новой династии. Вскоре Осман завоюет весь запад Малой Азии, что и станет мощной платформой последующей экспансии тюркских племен.

Можно сказать, что Турция – это Турция периода султанства. Но говоря со всей строгостью империя тут сложилась только в XV – XVI вв, когда турецкие завоевания в странах Европы, Азии и Африке стали очень существенными.

Ее расцвет совпал с распадом Византийской империи. Это, разумеется, не просто так: если где нибудь убавилось, то в ином месте обязательно прибавится, как говорит закон сохранения энергии и власти на Евразийском континенте.

Весной 1453 года в результате долгой осады и кровопролитных боев войска туроков под предводительством султана Мехмеда ІІ заняли столицу Византии Константинополь. Эта победа приводит к тому, что турки обеспечивают себе господствующее положение в Средиземном море с восточной стороны на долго.

Столицей Турции станет Константинополь (Стамбул). Высшей точки собственного влияния и расцвета Турция достигнет в шестанадцатом веке – в период правления Сулеймана І Замечательного.

К началу Семнадцатого века государство османов будет одним из очень могущественных в мире. Империя контролировала фактически всю Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию, она состояла из 32 провинций и большинства подчиненных государств.

Провал Турции случится в результате Первой мировой. Будучи союзниками Германии, турки потерпят поражение, в 1922 будет упразднен султанат, а в первой половине 20-ых годов XX века Турция станет республикой.

Разница между империей и государством

Англия (1497 – 1949)

Англия – это самое крупное колониальное государство во всей истории цивилизации. В 30-е годы 20 века территория Соединенного Королевства составляла практически четверть земной суши, а его население – четвертую часть живущих на планете (не просто так собственно английский стал самым авторитетным языком в мире).

Европейские завоевания Англии начались вторжением в Ирландию, а межконтинентальные – захватом Ньюфаундленда (1583), который стал плацдармом для экспансии в Северной Америке. Успеху британской колонизации способствовали успешная империалистическая война, которую Британия вела с Испанией, Францией, Голландией.

В начале Семнадцатого века начнется проникновение Британии в Индию, позднее Британия возьмется за Австралию и Новую Зеландию, Северную, Тропическую и Южную Африку.

Разница между империей и государством

Англия и колонии

После Первой мировой Лига Наций вручит Соединённому Королевству полномочие на управление некоторыми бывшими колониями Османской и Германской империй (также – Иран и Палестина). Впрочем результаты Второй мировой значительно сместили ударения в колониальном вопросе.

Англия, хотя и появилась в числе победителей, вынуждена была взять очень большой кредит у США, во избежание банкротства. СССР и США – большие игроки на политической сцене – были соперниками колонизации.

А в колониях а в это время усилились освободительные настроения. В данной ситуации чрезмерно тяжело и дорого было удерживать собственное колониальное первенство.

В отличии от Португалии и Франции, Британия не стала этого делать и передала власть здешним кабинетам министров. Сейчас Англия продолжает хранить первенство над 14 территориями.

Разница между империей и государством

Россия (1721 – 1917)

После окончания Северной войны, когда за Московским государством были закреплены новые земли и выход в Балтику, король Петр І принял титул Императора Общероссийского по прошению Сената – высшего органа власти, учрежденного десятью годами прежде. По собственной площади Россия стала третьим (после Британской и Монгольской империй) из когда-нибудь существовавших государственных образований.

До возникновения Госдумы в 1905 году власть русского императора ничем не исчерпывалась, не считая православных норм. Петр I, который усиливал вертикаль власти в государстве, разделил Россию на восемь губерний.

В период Екатерины II их стало 50, а к 1917 году, в результате территориальной экспансии, их кол-во возросло до 78. Российская Федерация – империя, в ее состав входил большой ряд современных суверенных государств (Финляндия, Беларусь, Украина, страны Балтии, Закавказья и Средней Азии).

В результате Февральской революции 1917 года правление династии русских императоров Романовых закончилось, а в сентябре этого же года Российская Федерация была провозглашена республикой.

Разница между империей и государством

Центробежные тенденции всему виной

Как можно заметить, все великие империи рухнули. На смену создающим их центростремительным силам когда нибудь приходят центробежные тенденции, приводящие эти государства если не к полному провалу, то к распаду.

 

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 5 =