Разница между парламентом и правительством

 

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

Разница между парламентом и правительством

Парламенты и правительства есть в большинстве современных государств. Однако что собой представляют данные структуры?

Что такое парламент?

Под парламентом классически понимается высший орган законодательной власти в тех государствах, где принято разграничение властей на 3 ветки — собственно законодательную, представительную, а еще судебную. Главная его задача — разработка и издание нормативно-правовых актов, обязательных к использованию по всей стране.

В Российской Федерации также функционирует парламент — Федеральное Собрание. Оно состоит из 2-ух палат — верхней, представленной Советом Федерации, и нижней — Государственной думы.

В большинстве государств мира парламент однопалатный.

Вырабатывается высший законодательный орган власти, в основном, при участии граждан — при помощи выборов. В него избираются народные представители — парламентарии от партии либо самовыдвиженцы.

В зависимости от политической традиции, принятой в том или другом государстве, парламент способен владеть достаточно широкими либо, наоборот, очень ограниченными полномочиями. В первом варианте государство можно рассматривать как парламентскую республику.

Возглавляет его очень часто примьер-министр, назначаемый парламентариями высшего законодательного органа власти либо при ведущей их роли. В другом варианте — когда полномочия парламента значительно лимитированны — страна, быстрее всего, будет являться президентской республикой.

Что такое правительство?

Правительство — это высший орган, со своей стороны, исполнительной ветки власти. Состоит из министерств, которые отвечают за развитие разных сфер государства — экономики, социума, образования, здравоохранения, культуры, национальной обороны.

Вырабатывается правительство, в основном, при непосредственном участии парламента. Его глава, как мы отметили выше, может назначаться парламентариями высшего законодательного органа власти.

Однако в республиках, где полномочия парламента лимитированны, он, а еще главы министерств могут выдвигаться, например, главой государства страны.
Одновременно с тем примьер-министра, в основном, при любых обстоятельствах говорят парламентарии.

Иногда — только представители нижней либо верхней палаты высшего законодательного органа государства. К примеру, в Российской Федерации Примьер-министр назначается Главой государства по факту утверждения его кандидатуры Государственной думой.

Но его заместители, а еще министры — только Главой государства по предложению Примьер-министра.

Разница между парламентом и правительством

В определенных государствах высший орган исполнительной власти управляется конкретно президентом. К примеру, американский Кабинет США подотчетен Главе государства.

Как таковое Правительство в обычном отечественном и европейском понимании в Америке не вырабатывается.

Впрочем Кабинет США по назначениям приблизительно отвечает Правительству РФ. В нем работают Секретари, неформально называемые министрами, потому как их деятельность в общем отвечает той, которую выполняют главы министерств в Российской Федерации и множества прочих государствах, где учреждено правительство как высший орган исполнительной власти.

Необходимо выделить, что термин «правительство» может использоваться в целях определения всех ветвей власти в общем — законодательной, презентабельной и судебной. К примеру, если говорить о США — там применяется термин «Федеральное правительство» (Federal Government), обозначающий как раз таки все 3 ветки власти, закрепленные в американской Конституции.

Парламент США — Конгресс — входит, аналогичным образом, в Федеральное американское правительство.
В Российской Федерации, разумеется, также популярно использование термина «правительство» как обозначающего всю власть в общем — но неформально.

В федеральном законодательстве РФ данное понятие применяется только как подходящее высшему органу исполнительной ветки власти.

Сравнение

Основное отличие парламента от правительства — в том, что первый орган власти относится к законодательной ветки, а второй — к исполнительной. Парламент избирается народом, а правительство — назначается.

Напомним, что важную роль в этом играет законодательная ветвь власти — и потому граждане, пускай и опосредованно, также принимают участие в формировании высшего исполнительного органа.
Определив то, в чем разница между парламентом и правительством, зафиксируем ее главные критерии в таблице.

Различия парламентской и президентской республик

Президентская Парламентская Смешанная
Глава государства (президент) избирается населением Глава государства ( президент) избирается и находится под контролем парламентом Глава государства ( президент) избирается населением.
Премьер-министр — глава государства Премьер-министр – премьер –министр (важная роль в управлении). Премьер-министр – премьер.
Правительство назначается главой государства Правительство вырабатывается парламентом. Правительство назначается главой государства.
Правительство несёт ответственность перед главой государства Правительство несёт ответственность перед парламентом. Правительство несёт ответственность перед парламентом и главой государства.

Форма государственного устройства — это компонент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий некоторые отношения органов всего государства с органами его главных частей.
При помощи данного понятия определяется соотношение власти в самом центре и на местах.

Формы государственного устройства:
1.

Унитарное — это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем есть одна конструкция высших органов и одна конструкция законодательства, как, к примеру, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).

Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и остальные, в которых большие регионы пользуются широкой автономией, своими силами решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2.

Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
В нем вместе с высшими федеральными органами и федеральным законодательством есть высшие органы и право субъектов федерации, как, к примеру, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть выстроены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).

Федерации сооружаются на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий считается исключительной компетенцией союзных органов, иная — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

3) Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к других целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, потому что отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный национальный аппарат и одна конструкция законодательства.

В рамках конфедерации создаются как правило союзные органы, но только по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация собой представляет хрупкое государственное образование и есть относительно недолго; она либо распадается (как такое случилось с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо превращается в федеративное государство (как это, к примеру, случилось со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Возникла новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером считается СНГ (Содружество Независимых Государств).

Она еще более аморфна и неизвестна, чем конфедерация.

Ныне существующая конфедерация – Европейский союз.
Политический режим.

Политический режим — это система методов, вариантов и средств выполнения политической власти.

Разные изменения, происходящие в сущности государства такого типа, прежде всего, отображаются на его режиме, а он оказывает влияние на форму правления и форму государственного устройства.
В зависимости от свойств набора методов и средств государственного властвования отличают два полярных режима — демократический и антидемократический ( авторитарный, тоталитарный).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократический ( демократия) Антидемократический
Авторитарный ( авторитаризм) Тоталитарный ( тоталитаризм)

Демократический режим — национальный режим, который основан на признании народа как источник власти, его права принимать участие в управлении делами общества и государства и наделении граждан очень широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении власти при помощи прямой (референдум) и презентабельной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой структурой;
4) реальное исполнение правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и здешних органов власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, применяются лишь по целевому направлению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и по настоящему обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан работает принцип "дозволено все, что не запрещено законом";

12) политический плюрализм, также многопартийность, состязание политических партий, существование законно политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, осуждает власть за улучшенные ошибки, контролирует ее через деятельность собственных фракций и блоков в парламенте, в собственной печати);
13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;

14) реальное действие принципа деления властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную выполнять принятые законы, претворять их в жизнь, прово­дить ежедневную политику государства) и судебную (призван­ную выступать арбитром в вариантах конфликтных ситуаций, очень разного рода правонарушений).
Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода "компромисс" между тоталитарным и демократическим политическими режимами.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть выполняется определенным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при малом участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (к примеру, Испания периода правления Франко, Чили в период власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:

1) в самом центре и на местах происходит концентрация власти в руках нескольких либо одного тесно смежных органов при одновременном отчуждении народа от настоящих рычагов власти;
2) . игнорируется принцип деления властей на законодательную, исполнительную и судебную (очень часто глава государства, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все другие органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и существуют;
4) суд выступает по существу дополнительным органом, одновременно с которым могут применяться и внесудебные инстанции;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и чиновниковов, подотчетности и подконтрольности их жителям;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, почти-что не используются массовые репрессии, жёсткие насильственные приемы выполнения политической власти;

7) сохраняется неполная цензура, есть своего рода "полугласность";
8) отсутствует единая идеология (в отличии от тоталитаризма тут не оправдуют собственные действия стремлением к высоким целям);

9) нет полного полного контроля над всеми сферами общественной жизни, как это встречается в тоталитарном политическом режиме;
10) есть выборочный плюрализм, оппозиция не разрешается, может существовать лишь имитация многопартийности, потому что все присущие партии должны обращать внимание на линию, выработанную правящей партией, в другом случае

11) права и свободы человека и гражданина в основном провозглашаются, но по настоящему во всей собственной полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
12) личность лишена гарантий безопасности в отношениях с властью;

13) "силовые" структуры обществу фактически неподконтрольны и применяются порой в преимущественно политических целях;
14) роль лидера высока, однако в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

Тоталитарный режим
Понятие "тоталитаризм" в прямом смысле слова значит "весь", "целый", "полный".

В любой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел собственную специфику. Одновременно с тем есть общие линии, свойственные всем формам тоталитаризма и отражающие смысл его.

Тоталитарный режим — отличается полным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).
Признаки тоталитарного политического режима:

 

1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество фактически полностью отчуждено от политической власти, но оно не понимает этого, потому что в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);

Парламент Нидерландов запретил ношение паранджи в общественных местах

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

3) монопольный госконтроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., аж до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) безусловная "правовая", а если быть точным антиправовая, регламентация общественных отношений, которая основывается на принципе "дозволено лишь то, что прямо не запрещается законом";

Путин: одной из главных задач является борьба с повышением уровня доходов граждан

5) власть вырабатывается бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
6) преобладающим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;

7). первенство одной партии, практическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;
8) . права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

9). экономичной основой выступает большая собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10). наличие одной официальной идеологии, практическое удаление плюрализма;

11). централизация власти во главе с диктатором и его окружением;

12). бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14). власть выполняется на свое усмотрение, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое основное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем.

10601 —

| 7792 —

или читать все.

Чем похожа и чем отличается Государственной дума от парламентов других государств в 13 графиках

22 декабря Государственной дума провела последнее совещание осенней сессии 2017 года. “Ъ” решил сопоставить российский и иностранные парламенты, узнав, что сходится и что отличается в составах, процессе работы и поведении парламентариев различных стран.
Фракция единороссов в этом созыве заняла три четверти всех кресел.

Ее численность существенно превосходит 226 голосов, требующихся для принятия обычного закона. Во многих государствах запада правящие партии не могут похвалиться таким привилегированным положением и очень часто вынуждены заключать коалиционные соглашения.

Разница между парламентом и правительством

Например, в Германии крах переговоров о формировании коалиции может привести к перевыборам.

В Российской Федерации 2010-х подобную ситуацию представить тяжело.
В российской Государственной дума самое большее число парламентариев (80) начинали собственный трудовой путь с рабочих специальностей.

Второе место занимают работники образования — 58.

На третьем месте — кадровые офицеры, служащие органов госбезопасности, милиции, прокуратуры и ФСИН — их 35.
Чтобы сравнить, в немецком Бундестаге классически сильно представительство юристов…

Разница между парламентом и правительством

…в американском Конгрессе доля юристов тоже весома, но предпринимателей намного больше.

Разница между парламентом и правительством

Гендерное равноправие — нет и не нужно

Как заявила не так давно вице-спикер Государственной думы Елена Яровая, женщинам России не надо гендерное равноправие. После подобных слов даже не удивляет, что по их представительству в парламенте Российская Федерация отстает и от Евросоюза (в среднем 28%), и от США (19%).

Ради справедливости нужно сказать, что этим всем странам далеко до Руанды и Боливии, в парламентах которых дамы занимают больше половины депутатских кресел.

Разница между парламентом и правительством

Конгрессмен работает вдвое больше депутата

В среднем в государственную думу вносится около 1,5 тыс. законопроектов в течении года. Соотношение внесенных к принятым составляет три к одному.

Разница между парламентом и правительством

Хотя про то, что в отечественном парламенте одобряется каждый 3-ий закон, можно говорить с большой натяжкой: кроме текущей повестки депутатам приходится разгребать «законодательные завалы» из внесенных в предыдущие созывы законопроектов.

К началу 7-го созыва осенью 2016 года их насчитывалось более 2 тыс., к концу осенней сессии 2017 года кол-во уменьшилась на 74,7%.
В Палату представителей Конгресса США попадает вдвое больше законов — в среднем по 6–7 тыс. за двухлетний созыв, другими словами около 3 тыс. в течении года.

Одобряется в среднем лишь каждый восьмой.

Разница между парламентом и правительством

Если судить по базе стенограмм совещаний Государственной думы, в 2015–2016 годах российские депутаты заседали 119 дней (без учета работы в комитетах и с электоратом в регионах). Палата представителей Конгресса за данный же период отработала 288 дней, или 1438 часов.

Последнее восстание Путина. Почему президент меняет Конституцию и правительство? (Познавательное ТВ)

Чтобы сравнить, в нижнюю палату парламента Австралии совсем недавно поступает около 200 законопроектов в течении года, из которых одобряется в среднем 180. В 2015–2016 годах австралийские депутаты заседали 126 дней, или 1253 часа.

Взаимное действие с исполнительной властью
Доля законопроектов, внесенных в государственную думу правительством и главой государства, растет от созыва к созыву.

В текущем она достигла 30%.

Подобную динамику показывает и доля одобренных законопроектов.
Но все таки Государственной дума далеко до немецкого Бундестага, где правительственных законопроектов больше половины во внесенных и более 70% в одобренных.

Чтобы сравнить, в парламент Шри-Ланки в 2005–2017 годах поступило 238 законопроектов, из них 87 правительственных (37%). В нижней палате австралийского парламента 45-го созыва (с июля 2016-го по н. в.) на правительственные проекты законов, ходатайства и обращения ушло 47% всего времени работы.

Взаимное действие с главой государства
Ситуации отклонения законов главой государства (наложения вето) в наше время довольно редки как у нас, так и в Америке.

Разница между парламентом и правительством

Разница между парламентом и правительством

В ретроспективе истории главы государства намного решительнее шли на конфронтацию с депутатами.

Например, в Америке в ходе работы 81-го Конгресса (1949–1950) глава государства Гарри Трумэн воспользовался правом вето 79 раз, и лишь в трех случаях оно было преодолено конгрессменами. В 1980-х президентское вето налагалось от 15 до 24 раз за двухлетний созыв Конгресса.

Почему британский парламент снова сорвал сделку с ЕС

В Российской Федерации в ходе работы Государственной думы второго созыва (1996–1999 годы) глава государства Борис Ельцин собственноручно отклонил 187 законопроектов и еще 113 одновременно с Советом федерации.
В июле 2017 года спикер Государственной думы Вячеслав Володин, подводя итоги весенней сессии, объявил, что 173 закона приняты при поддержке всех фракций.

Это три четверти всех одобренных законов за тот период.
В Америке конгрессмены в большинстве голосуют в согласии с партийной, а не с генеральной линией.

В больше половины случаев мнения демократов и республиканцев по появившемуся вопросу диаметрально противоположны.

Разница между парламентом и правительством

Не всегда ориентировочное поведение
Дисциплина в российской Государственной дума неоднократно становилась предметом обсуждений.

Если до этого времени чаще случались потасовки, то сейчас думское руководство озаботилось прогулами.

Необходимо выделить, что поведение парламентариев иногда хромает даже в подобных дисциплинированных государствах старой Европы, как Германия. Всего за 18 созывов (1949–2017 годы) в Бундестаге было принято 1178 дисциплинарных мер, включая 629 призывов к порядку, 135 замечаний и более 20 удалений из зала.

Разница между парламентом и правительством

Проблема пропуска совещаний важна в Парламенте ЕС.

Антирейтинг прогульщиков возглавляет депутат Брайан Кроули из Ирландии, который не принимал участие ни в одном поименном голосовании. На другом месте с большим отрывом британец Найджел Фараж (принимал участие в 37% голосований).

Хотя в страновом разрезе средняя доля прогульщиков не будет больше 20%.

Разница между парламентом и правительством

Нужно сказать, что в регламенте Бундестага для злостных правонарушителей порядка учтены штрафы в размере €1–2 тыс.
В регламент Государственной думы в 2016 году внесен штраф за пропуск пленарного совещания без веской причины, оцениваемый в одну шестую заработной платы.

В правилах внутреннего распорядка Палаты представителей Конгресса США указан штраф $0,5–2,5 тыс. за пользование мобильных устройств для фото- и видеосъемки. Необходимо отметить, что в отличии от России и большинства Европейских стран за дисциплиной и порядком в Конгрессе наблюдает не спикер, а особое официальное лицо — парламентский пристав.
Статистика законодательного процесса дана на момент статьи

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 6 =