Разница между парламентом и правительством

 

Разница между парламентом и правительством

Парламенты и правительства есть в большинстве современных государств. Однако что собой представляют данные структуры?

Что такое парламент?

Под парламентом классически понимается высший орган законодательной власти в тех государствах, где принято разграничение властей на 3 ветки — собственно законодательную, представительную, а еще судебную. Главная его задача — разработка и издание нормативно-правовых актов, обязательных к использованию по всей стране.

В Российской Федерации также функционирует парламент — Федеральное Собрание. Оно состоит из 2-ух палат — верхней, представленной Советом Федерации, и нижней — Государственной думы.

В большинстве государств мира парламент однопалатный.

Вырабатывается высший законодательный орган власти, в основном, при участии граждан — при помощи выборов. В него избираются народные представители — парламентарии от партии либо самовыдвиженцы.

В зависимости от политической традиции, принятой в том или другом государстве, парламент способен владеть достаточно широкими либо, наоборот, очень ограниченными полномочиями. В первом варианте государство можно рассматривать как парламентскую республику.

Возглавляет его очень часто примьер-министр, назначаемый парламентариями высшего законодательного органа власти либо при ведущей их роли. В другом варианте — когда полномочия парламента значительно лимитированны — страна, быстрее всего, будет являться президентской республикой.

Что такое правительство?

Правительство — это высший орган, со своей стороны, исполнительной ветки власти. Состоит из министерств, которые отвечают за развитие разных сфер государства — экономики, социума, образования, здравоохранения, культуры, национальной обороны.

Вырабатывается правительство, в основном, при непосредственном участии парламента. Его глава, как мы отметили выше, может назначаться парламентариями высшего законодательного органа власти.

Однако в республиках, где полномочия парламента лимитированны, он, а еще главы министерств могут выдвигаться, например, главой государства страны.
Одновременно с тем примьер-министра, в основном, при любых обстоятельствах говорят парламентарии.

Иногда — только представители нижней либо верхней палаты высшего законодательного органа государства. К примеру, в Российской Федерации Примьер-министр назначается Главой государства по факту утверждения его кандидатуры Государственной думой.

Но его заместители, а еще министры — только Главой государства по предложению Примьер-министра.

Разница между парламентом и правительством

В определенных государствах высший орган исполнительной власти управляется конкретно президентом. К примеру, американский Кабинет США подотчетен Главе государства.

Как таковое Правительство в обычном отечественном и европейском понимании в Америке не вырабатывается.

Впрочем Кабинет США по назначениям приблизительно отвечает Правительству РФ. В нем работают Секретари, неформально называемые министрами, потому как их деятельность в общем отвечает той, которую выполняют главы министерств в Российской Федерации и множества прочих государствах, где учреждено правительство как высший орган исполнительной власти.

Необходимо выделить, что термин «правительство» может использоваться в целях определения всех ветвей власти в общем — законодательной, презентабельной и судебной. К примеру, если говорить о США — там применяется термин «Федеральное правительство» (Federal Government), обозначающий как раз таки все 3 ветки власти, закрепленные в американской Конституции.

Парламент США — Конгресс — входит, аналогичным образом, в Федеральное американское правительство.
В Российской Федерации, разумеется, также популярно использование термина «правительство» как обозначающего всю власть в общем — но неформально.

В федеральном законодательстве РФ данное понятие применяется только как подходящее высшему органу исполнительной ветки власти.

Сравнение

Основное отличие парламента от правительства — в том, что первый орган власти относится к законодательной ветки, а второй — к исполнительной. Парламент избирается народом, а правительство — назначается.

Напомним, что важную роль в этом играет законодательная ветвь власти — и потому граждане, пускай и опосредованно, также принимают участие в формировании высшего исполнительного органа.
Определив то, в чем разница между парламентом и правительством, зафиксируем ее главные критерии в таблице.

Различия парламентской и президентской республик

Президентская Парламентская Смешанная
Глава государства (президент) избирается населением Глава государства ( президент) избирается и находится под контролем парламентом Глава государства ( президент) избирается населением.
Премьер-министр — глава государства Премьер-министр – премьер –министр (важная роль в управлении). Премьер-министр – премьер.
Правительство назначается главой государства Правительство вырабатывается парламентом. Правительство назначается главой государства.
Правительство несёт ответственность перед главой государства Правительство несёт ответственность перед парламентом. Правительство несёт ответственность перед парламентом и главой государства.

Форма государственного устройства — это компонент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий некоторые отношения органов всего государства с органами его главных частей.
При помощи данного понятия определяется соотношение власти в самом центре и на местах.

Формы государственного устройства:
1.

Унитарное — это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. В нем есть одна конструкция высших органов и одна конструкция законодательства, как, к примеру, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии).

Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Испания, Франция и остальные, в которых большие регионы пользуются широкой автономией, своими силами решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2.

Федеративное –это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
В нем вместе с высшими федеральными органами и федеральным законодательством есть высшие органы и право субъектов федерации, как, к примеру, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть выстроены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Российская Федерация).

Федерации сооружаются на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий считается исключительной компетенцией союзных органов, иная — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов;

3) Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к других целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, потому что отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный национальный аппарат и одна конструкция законодательства.

В рамках конфедерации создаются как правило союзные органы, но только по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Конфедерация собой представляет хрупкое государственное образование и есть относительно недолго; она либо распадается (как такое случилось с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо превращается в федеративное государство (как это, к примеру, случилось со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Возникла новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером считается СНГ (Содружество Независимых Государств).

Она еще более аморфна и неизвестна, чем конфедерация.

Ныне существующая конфедерация – Европейский союз.
Политический режим.

Политический режим — это система методов, вариантов и средств выполнения политической власти.

Разные изменения, происходящие в сущности государства такого типа, прежде всего, отображаются на его режиме, а он оказывает влияние на форму правления и форму государственного устройства.
В зависимости от свойств набора методов и средств государственного властвования отличают два полярных режима — демократический и антидемократический ( авторитарный, тоталитарный).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократический ( демократия) Антидемократический
Авторитарный ( авторитаризм) Тоталитарный ( тоталитаризм)

Демократический режим — национальный режим, который основан на признании народа как источник власти, его права принимать участие в управлении делами общества и государства и наделении граждан очень широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении власти при помощи прямой (референдум) и презентабельной демократии (через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой структурой;
4) реальное исполнение правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и здешних органов власти, их подотчетность избирателям;
6) легитимность власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т, п.) находятся под демократическим контролем общества, применяются лишь по целевому направлению, их деятельность регламентируется законами;
8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и по настоящему обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан работает принцип "дозволено все, что не запрещено законом";

12) политический плюрализм, также многопартийность, состязание политических партий, существование законно политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, осуждает власть за улучшенные ошибки, контролирует ее через деятельность собственных фракций и блоков в парламенте, в собственной печати);
13) гласность, свобода средств массовой информации от цензуры;

14) реальное действие принципа деления властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную выполнять принятые законы, претворять их в жизнь, прово­дить ежедневную политику государства) и судебную (призван­ную выступать арбитром в вариантах конфликтных ситуаций, очень разного рода правонарушений).
Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода "компромисс" между тоталитарным и демократическим политическими режимами.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть выполняется определенным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при малом участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (к примеру, Испания периода правления Франко, Чили в период власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:

1) в самом центре и на местах происходит концентрация власти в руках нескольких либо одного тесно смежных органов при одновременном отчуждении народа от настоящих рычагов власти;
2) . игнорируется принцип деления властей на законодательную, исполнительную и судебную (очень часто глава государства, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все другие органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и существуют;
4) суд выступает по существу дополнительным органом, одновременно с которым могут применяться и внесудебные инстанции;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и чиновниковов, подотчетности и подконтрольности их жителям;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, почти-что не используются массовые репрессии, жёсткие насильственные приемы выполнения политической власти;

7) сохраняется неполная цензура, есть своего рода "полугласность";
8) отсутствует единая идеология (в отличии от тоталитаризма тут не оправдуют собственные действия стремлением к высоким целям);

9) нет полного полного контроля над всеми сферами общественной жизни, как это встречается в тоталитарном политическом режиме;
10) есть выборочный плюрализм, оппозиция не разрешается, может существовать лишь имитация многопартийности, потому что все присущие партии должны обращать внимание на линию, выработанную правящей партией, в другом случае

11) права и свободы человека и гражданина в основном провозглашаются, но по настоящему во всей собственной полноте не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);
12) личность лишена гарантий безопасности в отношениях с властью;

13) "силовые" структуры обществу фактически неподконтрольны и применяются порой в преимущественно политических целях;
14) роль лидера высока, однако в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

Тоталитарный режим
Понятие "тоталитаризм" в прямом смысле слова значит "весь", "целый", "полный".

В любой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел собственную специфику. Одновременно с тем есть общие линии, свойственные всем формам тоталитаризма и отражающие смысл его.

Тоталитарный режим — отличается полным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).
Признаки тоталитарного политического режима:

 

1) государство стремится к глобальному господству над все­ми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество фактически полностью отчуждено от политической власти, но оно не понимает этого, потому что в политическом сознании (государства чисто фашистского типа);

Парламент Нидерландов запретил ношение паранджи в общественных местах

3) монопольный госконтроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., аж до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) безусловная "правовая", а если быть точным антиправовая, регламентация общественных отношений, которая основывается на принципе "дозволено лишь то, что прямо не запрещается законом";

Путин: одной из главных задач является борьба с повышением уровня доходов граждан

5) власть вырабатывается бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
6) преобладающим методом управления становится наси­лие, принуждение, террор;

7). первенство одной партии, практическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;
8) . права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

9). экономичной основой выступает большая собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10). наличие одной официальной идеологии, практическое удаление плюрализма;

11). централизация власти во главе с диктатором и его окружением;

12). бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14). власть выполняется на свое усмотрение, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Не нашли то, что искали?

Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое основное не сдать экзамен, а своевременно припомнить о нем.

10601 —

| 7792 —

или читать все.

Чем похожа и чем отличается Государственной дума от парламентов других государств в 13 графиках

22 декабря Государственной дума провела последнее совещание осенней сессии 2017 года. “Ъ” решил сопоставить российский и иностранные парламенты, узнав, что сходится и что отличается в составах, процессе работы и поведении парламентариев различных стран.
Фракция единороссов в этом созыве заняла три четверти всех кресел.

Ее численность существенно превосходит 226 голосов, требующихся для принятия обычного закона. Во многих государствах запада правящие партии не могут похвалиться таким привилегированным положением и очень часто вынуждены заключать коалиционные соглашения.

Разница между парламентом и правительством

Например, в Германии крах переговоров о формировании коалиции может привести к перевыборам.

В Российской Федерации 2010-х подобную ситуацию представить тяжело.
В российской Государственной дума самое большее число парламентариев (80) начинали собственный трудовой путь с рабочих специальностей.

Второе место занимают работники образования — 58.

На третьем месте — кадровые офицеры, служащие органов госбезопасности, милиции, прокуратуры и ФСИН — их 35.
Чтобы сравнить, в немецком Бундестаге классически сильно представительство юристов…

Разница между парламентом и правительством

…в американском Конгрессе доля юристов тоже весома, но предпринимателей намного больше.

Разница между парламентом и правительством

Гендерное равноправие — нет и не нужно

Как заявила не так давно вице-спикер Государственной думы Елена Яровая, женщинам России не надо гендерное равноправие. После подобных слов даже не удивляет, что по их представительству в парламенте Российская Федерация отстает и от Евросоюза (в среднем 28%), и от США (19%).

Ради справедливости нужно сказать, что этим всем странам далеко до Руанды и Боливии, в парламентах которых дамы занимают больше половины депутатских кресел.

Разница между парламентом и правительством

Конгрессмен работает вдвое больше депутата

В среднем в государственную думу вносится около 1,5 тыс. законопроектов в течении года. Соотношение внесенных к принятым составляет три к одному.

Разница между парламентом и правительством

Хотя про то, что в отечественном парламенте одобряется каждый 3-ий закон, можно говорить с большой натяжкой: кроме текущей повестки депутатам приходится разгребать «законодательные завалы» из внесенных в предыдущие созывы законопроектов.

К началу 7-го созыва осенью 2016 года их насчитывалось более 2 тыс., к концу осенней сессии 2017 года кол-во уменьшилась на 74,7%.
В Палату представителей Конгресса США попадает вдвое больше законов — в среднем по 6–7 тыс. за двухлетний созыв, другими словами около 3 тыс. в течении года.

Одобряется в среднем лишь каждый восьмой.

Разница между парламентом и правительством

Если судить по базе стенограмм совещаний Государственной думы, в 2015–2016 годах российские депутаты заседали 119 дней (без учета работы в комитетах и с электоратом в регионах). Палата представителей Конгресса за данный же период отработала 288 дней, или 1438 часов.

Последнее восстание Путина. Почему президент меняет Конституцию и правительство? (Познавательное ТВ)

Чтобы сравнить, в нижнюю палату парламента Австралии совсем недавно поступает около 200 законопроектов в течении года, из которых одобряется в среднем 180. В 2015–2016 годах австралийские депутаты заседали 126 дней, или 1253 часа.

Взаимное действие с исполнительной властью
Доля законопроектов, внесенных в государственную думу правительством и главой государства, растет от созыва к созыву.

В текущем она достигла 30%.

Подобную динамику показывает и доля одобренных законопроектов.
Но все таки Государственной дума далеко до немецкого Бундестага, где правительственных законопроектов больше половины во внесенных и более 70% в одобренных.

Чтобы сравнить, в парламент Шри-Ланки в 2005–2017 годах поступило 238 законопроектов, из них 87 правительственных (37%). В нижней палате австралийского парламента 45-го созыва (с июля 2016-го по н. в.) на правительственные проекты законов, ходатайства и обращения ушло 47% всего времени работы.

Взаимное действие с главой государства
Ситуации отклонения законов главой государства (наложения вето) в наше время довольно редки как у нас, так и в Америке.

Разница между парламентом и правительством

Разница между парламентом и правительством

В ретроспективе истории главы государства намного решительнее шли на конфронтацию с депутатами.

Например, в Америке в ходе работы 81-го Конгресса (1949–1950) глава государства Гарри Трумэн воспользовался правом вето 79 раз, и лишь в трех случаях оно было преодолено конгрессменами. В 1980-х президентское вето налагалось от 15 до 24 раз за двухлетний созыв Конгресса.

Почему британский парламент снова сорвал сделку с ЕС

В Российской Федерации в ходе работы Государственной думы второго созыва (1996–1999 годы) глава государства Борис Ельцин собственноручно отклонил 187 законопроектов и еще 113 одновременно с Советом федерации.
В июле 2017 года спикер Государственной думы Вячеслав Володин, подводя итоги весенней сессии, объявил, что 173 закона приняты при поддержке всех фракций.

Это три четверти всех одобренных законов за тот период.
В Америке конгрессмены в большинстве голосуют в согласии с партийной, а не с генеральной линией.

В больше половины случаев мнения демократов и республиканцев по появившемуся вопросу диаметрально противоположны.

Разница между парламентом и правительством

Не всегда ориентировочное поведение
Дисциплина в российской Государственной дума неоднократно становилась предметом обсуждений.

Если до этого времени чаще случались потасовки, то сейчас думское руководство озаботилось прогулами.

Необходимо выделить, что поведение парламентариев иногда хромает даже в подобных дисциплинированных государствах старой Европы, как Германия. Всего за 18 созывов (1949–2017 годы) в Бундестаге было принято 1178 дисциплинарных мер, включая 629 призывов к порядку, 135 замечаний и более 20 удалений из зала.

Разница между парламентом и правительством

Проблема пропуска совещаний важна в Парламенте ЕС.

Антирейтинг прогульщиков возглавляет депутат Брайан Кроули из Ирландии, который не принимал участие ни в одном поименном голосовании. На другом месте с большим отрывом британец Найджел Фараж (принимал участие в 37% голосований).

Хотя в страновом разрезе средняя доля прогульщиков не будет больше 20%.

Разница между парламентом и правительством

Нужно сказать, что в регламенте Бундестага для злостных правонарушителей порядка учтены штрафы в размере €1–2 тыс.
В регламент Государственной думы в 2016 году внесен штраф за пропуск пленарного совещания без веской причины, оцениваемый в одну шестую заработной платы.

В правилах внутреннего распорядка Палаты представителей Конгресса США указан штраф $0,5–2,5 тыс. за пользование мобильных устройств для фото- и видеосъемки. Необходимо отметить, что в отличии от России и большинства Европейских стран за дисциплиной и порядком в Конгрессе наблюдает не спикер, а особое официальное лицо — парламентский пристав.
Статистика законодательного процесса дана на момент статьи

 

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *